Научная статья на тему 'Коллекция лукутинских изделий: классификация, периодизация, описание '

Коллекция лукутинских изделий: классификация, периодизация, описание Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лаковая миниатюра / лукутинская коллекция / жанры / формы / периодизация экспонатов / герб / клеймо / профессиональное образование / художник федоскинской лаковой миниатюрной живописи. / lacquer miniature / Lukutin's collection / genres / forms / periodization of exhibits / coats of arms / hallmarks / professional education / artist of Fedoskino lacquer miniature painting.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермакова М.В.

Статья посвящена исследованию изделий лаковой миниатюрной живописи, выполненных в с. Данилково Московской губернии в конце XVIII – XIX вв. Автором проанализированы труды искусствоведов, на основе которых выявлены ключевые периоды работы табакерочной фабрики и проведена классификация изделий лаковой миниатюры по времени производства, видам изделий и основным жанрам. Дано описание отдельных экспонатов, вызывающих интерес с точки зрения их функционального применения и стилистического своеобразия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ермакова М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Collection of Lukutinʼs items: classification, periodization, description

The article is devoted to the study of lacquer miniature paintings made in the village of Danilkovo of Moscow province at the end of the XVIII – XIXth centuries. The author analyzes the works of art historians, on the basis of which the key periods of work of the tobacco factory are identified and the classification of lacquer miniature products by production time, types of products and main genres is carried out. The description of individual exhibits that are of interest from the point of view of their functional application and stylistic originality is given.

Текст научной работы на тему «Коллекция лукутинских изделий: классификация, периодизация, описание »

Традиционное прикладное искусство: история, современное состояние и перспективы развития

Традиционное прикладное искусство в современном мире

УДК 069.5:75.021

Ермакова М.В., зам. директора по научно-методической работе, Федоскинский институт лаковой миниатюрной живописи - филиал ФГБОУ ВО Высшая школа народных искусств (академия), 141052, Московская область, с. Федоскино, ул. Лукутинская, e-mail: ermakova-80@mail.ru

Ermakova M.V., deputy director for scientific and methodical work, Fedoskino institut of lacquer miniature painting - branch of the Higher school of folkarts (academy), 141052, Moscow region, s. Fedoskino, ul. Lukutinskaya, e-mail: ermakova-80@mail. ru

Коллекция лукутинских изделий: классификация, периодизация, описание Collection of Lukutin's items: classification, periodization, description

Аннотация. Статья посвящена исследованию изделий лаковой миниатюрной живописи, выполненных в с. Данилково Московской губернии в конце XVIII - XIX вв. Автором проанализированы труды искусствоведов, на основе которых выявлены ключевые периоды работы табакерочной фабрики и проведена классификация изделий лаковой миниатюры по времени производства, видам изделий и основным жанрам. Дано описание отдельных экспонатов, вызывающих интерес с точки зрения их функционального применения и стилистического своеобразия.

Ключевые слова: лаковая миниатюра, лукутинская коллекция, жанры, формы, периодизация экспонатов, герб, клеймо, профессиональное образование, художник федоскинской лаковой миниатюрной живописи.

Abstract. The article is devoted to the study of lacquer miniature paintings made in the village of Danilkovo of Moscow province at the end of the XVIII -XlXth centuries. The author analyzes the works of art historians, on the basis of which the key periods of work of the tobacco factory are identified and the classification of lacquer miniature products by production time, types of products and main genres is carried out. The description of individual exhibits that are of interest from the point of view of their functional application and stylistic originality is given.

Keyword: lacquer miniature, Lukutin's collection, genres, forms, periodization of exhibits, coats of arms, hallmarks, professional education, artist of Fedoskino lacquer miniature painting.

В Федоскинском институте лаковой миниатюрной живописи хранятся уникальные экспонаты лаковой миниатюры, получившие название «Коллекция лукутинских изделий A.C. Мокроусова» (рис. Р5). Лаковые изделия относятся к XIX веку и были приобретены в 1937 г. Федоскинской профессионально-технической школой у московского коллекционера Алексея Степановича Мокроусова (1891-1964).

Историю приобретения этой коллекции достаточно подробно раскрыл федоскинский мастер М.С. Чижов в книге «Среди миниатюристов. Записки федоскинского мастера» [13]. Он описывает свои студенческие воспоминания о «своеобразном музее старой федоскинской миниатюры», где «за стёклами настенных витрин, как райские птички, сверкали разноцветьем чудесные коробочки» [13, с. 81].

Идея создания в 1930-е гг. музейной комнаты в Федоскинской профессионально-технической школе принадлежала художникам и преподавателям М.И. Михайлову, И.Ф. Ветрову, А.И. Кузнецову, и осуществлялась при поддержке директора учебного заведения М. А. Бокова.

Позже, и сам Михаил Степанович заведовал музейной комнатой в учебном заведении, проводил экскурсии, занимался изучением наследия лукутинских мастеров и восстановлением по ним утраченных в XX веке приёмов декоративного оформления. М.С. Чижов проводил большую работу по поиску и анализу информации об истории возникновения федоскинского промысла, об организации и функционировании «Федоскинской трудовой артели бывших мастеров фабрики Лукутиных», изучал жизнь и творчество старейших мастеров» [3, с. 192]. Как ведущий художник промысла и преподаватель Федоскинской школы М.С. Чижов отмечал важность приобретения коллекции, её большую художественную ценность [13, с. 83]. Копирование лукутинских миниатюр в процессе профессионального обучения студентов исполнительскому мастерству федоскинской лаковой миниатюрной живописи способствует осваиванию техники живописи мастеров XIX века. «Исполнительское мастерство» и сегодня является ключевой дисциплиной, направленной на формирование профессиональных компетенций студентов на основе последовательного изучения отдельных трудовых приёмов по выполнению конкретного задания [9, с. 139].

55 Фото автора

т

Рис. 1. Фрагмент музейной экспозиции «Лукутинские традиции», Федоскинский институт лаковой миниатюрной живописи

Приобретая данную коллекцию, преподаватели Федоскинской школы заботились об обеспечении образовательного процесса достойными образцами для копирования лаковой миниатюры на занятиях по исполнительскому мастерству. Экспонаты коллекции позволяют сформировать достаточно полное представление об ассортименте изделий лаковой миниатюрной живописи XIX века, наиболее популярных темах и сюжетах, выполняемых лукутинскими мастерами, различных видах декоративного оформления.

Лукутинские изделия демонстрируют высокий уровень мастерства художников, сочетающих различные приёмы живописи (письмо по-сквозному, письмо по-плотному) с декоративными материалами (сусальное золото, перламутр, металлические грунты), а также использующих рельефную живопись (наслоение лака).

Многие исследователи и искусствоведы (С.Г. Жижина, Л.Я. Супрун, Л.К. Пржевальская, М.С. Чижов и др.) в научных исследованиях обращались к экспонатам лукутинской коллекции, хранящимся в учебном заведении. Лукутинская миниатюра экспонируется на различных выставках, например, одной из наиболее значимых стала выставка, посвященная 220-летию промысла, проходившая в выставочных залах Дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском. По итогам выставки был издан каталог, в котором достойное место заняли изделия фабрики Лукутиных [12]. Но несмотря на то, что коллекция лукутинской миниатюры достаточна известна, серьезного и детального изучения всех экспонатов до сих пор не проводилось.

В ходе исследования коллекции лукутинской миниатюры важно было уточнить датировку изделий, уделив внимание изучению периодов их производства. В определении хронологических рамок мы руководствовались данными, опубликованными Л.К. и Н.М. Пржевальскими - исследователями истории рода московских купцов и фабрикантов Лукутиных [10].

Производство лаковых изделий в подмосковном селе Данилково организовал в 1795 г. московский купец Пётр Иванович Коробов (1752-1819). В 1817 г. управление фабрикой перешло к зятю Коробова Петру Васильевичу Лукутину, который значительно расширил производство [10, с. 199]. На фабрике выпускались изделия из папье-маше различных форм и размеров: лоточки, дорожные стаканы, портсигары, кошельки, крышки альбомов, ящики работные для дам, подносы, пепельницы. На работах этого периода ставилось клеймо «Ф.П.Л.». «Буквы выполнялись золотой (реже красной или чёрной) краской, на внутренней стороне крышки или на дне табакерки» [10, с. 200]. С 1828 г. П.В. Лукутин получил право «употреблять изображение государственного герба на изделиях и вывесках» [10, с. 205].

С 1841 по 1863 гг. фабрикой управляли П.В. Лукутин и его сын, Александр Петрович Лукутин. Этот период считается одним из самых плодотворных в работе фабрики. «Сами Лукутины отмечали высокий профессионализм мастеров в выполнении копии с чрезвычайной верностью и сходством; совершенствование технологий, улучшение качеств лака, который

имеет отличный глянец и большую прочность» [10, с. 214]. На изделиях нашей коллекции этого периода стоят клейма «П. и А. Лукутиныхъ», «П.А.Л.», «Ф. П. и А. Лукутиных» и государственный герб.

В 1863 г. управление фабрики полностью перешло к А.П. Лукутину (1819-1888), который способствовал развитию лаковой миниатюры. На Всероссийской мануфактурной выставке 1870 г. в Санкт-Петербурге Александр Лукутин был награждён Правом употребления государственного герба «за отличное выполнение и художественную отделку изделий из лакированной бумажной массы, пользующихся издавна вполне заслуженною известностью не только повсеместно в России, но и за границею» [10, с. 238]. На всероссийской художественной выставке в Москве 1882 г. - правом изображения государственного герба «за отличное исполнение изделий из папье-маше, превосходной отделки, а также за заметные успехи в изящном вкусе и в живописи, сделанные за последнее время» [10, с. 266].

В 1889 г. Николай Александрович Лукутин (1853-1902), сын Александра Петровича, получил в наследство табакерочную фабрику. H.A. Лукутин принимал участие в российских и международных выставках, на которых изделия фабрики получали высокую оценку посетителей и были удостоены Бронзовой медали при почётном дипломе (Чикаго, 1893 г.), Золотой медали (Париж, 1900 г.). По итогам Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде H.A. Лукутин получил право изображения государственного герба на изделиях, вывеске и рекламе «за постоянное усовершенствование изделий из папье-маше, украшенных живописью с картин известных русских художников при изящном исполнении, оригинальности и прочности изделий» [10, с. 273].

Изделия, выполненные в период с 1817 по 1904 гг., получили название лукутинская миниатюра, по фамилии купцов, владевших табакерочной фабрикой [5].

Определяя время создания экспонатов коллекции лукутинской миниатюры, мы, вслед за ведущими исследователями лаковой миниатюры С.Г. Жижиной, Н.О. Крестовской, Л.Я. Супрун, И.Н. Ухановой, внимательно изучили клейма, количество гербов на изделиях и буквы в вензелях гербов, указывающие на период царствования российских императоров. Например, шкатулка «Сцена из китайской жизни» (рис. 256) в инвентарной книге датировалась 1870-1880 гг.

Нами было установлено, что на внутренней стороне крышки изделия имеется клеймо «Ф.П.Л.» и герб - золотой двуглавый орёл. Данное изделие было выполнено мастерами фабрики П.В. Лукутина в период 1828-1841 гг. Н.О. Крестовская отмечает интерес лукутинских мастеров середины XIX века к китайским сценам, выполненным «в технике однотонной живописи по сусальному золоту» с «подчёркнутой объёмностью изображения» [7, с. 9].

56 Коллекция лукутинских изделий A.C. Мокроусова - жемчужина музейного фонда Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи. Научный каталог / Под научной редакцией М.А. Салтанова. - Москва: Северный Паломник, 2022. - С. 25.

233

Изображение на крышке шкатулки «Сцена из китайской жизни» является примером рельефной живописи по сусальному золоту, усиленной тенями, выполненными умброй жжёной.

Согласно данным инвентарной книги футляр для пасхального яйца «Московский кремль. Вознесение Христа» (рис. 3 а, б'7) был выполнен в 1890 г. мастерами фабрики H.A. Лукутина. Однако клеймо «Ф.А.Л.» и один двуглавый орёл позволяют сделать вывод о том, что изделие Рис. 2. Шкатулка «Сцена из китайской выполнено мастерами фабрики А.П. жизни». Папье-маше, масло, сусальное Лукутина в период 1863-1870 гг., а золото, резной лак. 1828-1841 гг. вензель «А» на щите двуглавого орла

указывает на годы правления Александра II. Следовательно, это изделие не могло быть выполнено на фабрике H.A. Лукутина в 1890 г.

На основе полученных данных были уточнены даты производства многих изделий лукутинской коллекции и составлена музейная экспозиция как основная форма музейной коммуникации, чувственно воспринимаемая целостная предметно-пространственная система [1, с. 17] Музейная экспозиция позволяет

проследить развитие основных жанров лукутинской лаковой миниатюрной живописи, совершенствование разнообразных видов декоративного оформления, появление различных видов изделий.

В коллекции лаковой миниатюрной живописи представлено более 30 видов изделий, привлекающих внимание размерами, формами и функциональностью: табакерки, папиросники, шкатулки, ларцы, панно, подносы, пасхальные яйца, обложки для альбомов и меню, запонки, сернички, спичечницы и другие виды изделий. Изучение различных видов изделий помогает не только проследить эволюцию лакового производства, но и

Фабрика П.В. Лукутина

Рис. 3 а,б. Футляр для пасхального яйца «Московский кремль. Вознесение Христа». Папье-маше, масло, лак. 1863-1870 гг. Фабрика А.П. Лукутина

57 Коллекция лукутинских изделий A.C. Мокроусова - жемчужина музейного фонда Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи. Научный каталог / Под научной редакцией М.А. Салтанова. - Москва: Северный Паломник, 2022. - С. 94.

234

развитие научных достижений, моды и потребностей общества в конкретный исторический период - «являет собой непосредственное отражение истории нашей страны» [2, с. 140].

Рассмотрим подробнее такие виды изделий как сернички и спичечницы. Серничок - коробочка для хранения серных спичек, на дне которой имеется так называемая «тёрка»: шероховатая поверхность для розжига спички. Такими серничками люди пользовались в середине XIX века. Спички были достаточно дорогими, и их необходимо было беречь от влаги и деформации.

В коллекции представлены сернички двух видов. Серничок «Восточный

орнамент» - прямоугольная коробочка с

откидывающейся крышкой, снабжённая механизмом для её защёлкивания (рис. 458) и серничок овальной формы с нахлопной крышкой (рис. 559). Сюжет серничка «Девушка с коромыслом» выполнен по рисунку И.И.

Соколова «Малороссиянка». Исследователь федоскинской лаковой миниатюрной живописи С.Г. Жижина отмечает, что многие рисунки И.И. Соколова «были

опубликованы в "Русском художественном листке", издававшемся В.Ф. Тиммом.

Рис. 4. Серничок «Восточный орнамент». Папье-маше, золото, масло, лак. 1841-1855 гг. Фабрика П. и А. Лукутиных

Рис. 5. Серничок «Девушка с коромыслом». Папье-маше, масло, лак. 1863-1870 гг. Фабрика А.П Лукутина

Впоследствии они неоднократно использовались для живописных сюжетов лаковых изделий мастерами фабрик Лукутиных и Вишняковых» [6, с. 153].

58 Коллекция лукутинских изделий A.C. Мокроусова - жемчужина музейного фонда Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи. Научный каталог / Под научной редакцией М.А. Салтанова. - Москва: Северный Паломник, 2022. - С. 78.

59 Коллекция лукутинских изделий A.C. Мокроусова - жемчужина музейного фонда Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи. Научный каталог / Под научной редакцией М.А. Салтанова. - Москва: Северный Паломник, 2022. - С. 98.

Спичечница столовая - достаточно большая коробка для хранения спичек дома, на передней стороне спичечницы имеется небольшой выступ с «тёркой» для розжига спичек (рис. б60).

В 1889 г. Дж. Пьюсси изобрёл спичечный коробок. И практически сразу фабрика H.A. Лукутина стала изготавливать карманные спичечницы, которые предохраняли коробок от деформации. Спичечница карманная «Гадание на венках» представляет собой прямоугольную коробочку - футляр для спичечного коробка (рис. 761). На боковых сторонах карманной спичечницы имеются отверстия, для того чтобы шероховатый край - «тёрка» был доступен для розжига спички и для выдвижения коробка.

Рис. 6. Спичечница столовая «Пляшут». Папье-маше, масло, лак. 1863-1870 гг. Фабрика А.П. Лукутина

Организация

выставочного

«Лукутинские

Федоскинском

миниатюрной

способствовала

музеино-пространства традиции» в институте лаковой живописи подробному изучению экспонатов коллекции лаковой миниатюрной живописи, выполненных на табакерочной фабрике в селе Данилково. Данная коллекция имеет важное историческое значение и позволяет сформировать представление обо всех периодах развития фабрики, жанровых и стилистических особенностях изделий лаковой миниатюры.

Коллекция обладает важным воспитательным и образовательным потенциалом в подготовке художников федоскинской лаковой миниатюрной

Рис. 7. Спичечница «Гадание на венках». Папье-маше, масло, лак. 1889-1896 гг. Фабрика H.A. Лукутина

60 Коллекция лукутинских изделий A.C. Мокроусова - жемчужина музейного фонда Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи. Научный каталог / Под научной редакцией М.А. Салтанова. - Москва: Северный Паломник, 2022. - С. 90.

61 Коллекция лукутинских изделий A.C. Мокроусова - жемчужина музейного фонда Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи. Научный каталог / Под научной редакцией М.А. Салтанова. - Москва: Северный Паломник, 2022. - С. 113.

236

живописи. С годами коллекция приобретает всё большую актуальность в сохранении уникальной техники и технологии выполнения лаковой миниатюрной живописи, демонстрирует разнообразие форм и сюжетов, является образцом в изготовлении лёгких и изящных изделий из папье-маше, даёт серьезные основания для изучения особенностей красочного слоя и лакового покрытия, сохраняющихся на изделиях уже более 200 лет. Как отмечает М.Н. Мочалова, изучение музейных образцов, как эталонов в обучении будущих художников федоскинской миниатюрной живописи позволяет создавать условия для формирования мотивации к освоению приёмов исполнительского мастерства, помогает приобрести бесценный опыт изучения работ первых мастеров промысла [8, с. 122].

Изучение и описание экспонатов позволило выявить много интересных подробностей, пересмотреть данные о датировке изделий, указанные в инвентарной книге, и впервые представить всю коллекцию не только в музейной экспозиции Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи, но и в научном каталоге «Коллекция лукутинских изделий A.C. Мокроусова - жемчужина музейного фонда Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи» [4].

Литература

1. Андреева, И.В. Метод музейно-экспозиционного проектирования как основание классификации музейных экспозиций / И.В. Андреева // Вопросы музеологии. - 2019. - Т. 10, № 1. - С. 16-28. DOI 10.21638/11701/spbu27.2019.102.

2. Бутов А.Ю. Федоскинская лаковая миниатюра - старейший лаковый традиционный промысел России / А.Ю. Бутов, М.А. Салтанов // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2020. - № 1(32). - С. 139-148. -DOI 10.24411/2619-1504-2020-00019.

3. Головченков О.В. Вклад Заслуженных художников Российской Федерации в развитие профессионального образования в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи / О.В. Головченков // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2022. - № 4. - С. 188-200. - URL: https://www.dpio.ru/stat/2022_4/2022-04-27.pdf

4. Ермакова М.В., Головченков О.В. Коллекция лукутинской миниатюры - живая нить, связывающая поколения художников-миниатюристов / М.В. Ермакова // Коллекция лукутинских изделий A.C. Мокроусова - жемчужина музейного фонда Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи. Научный каталог. / Под науч. ред. М.А. Салтанова/-Москва: Северный Паломник, 2022. - С. 6-16. ISBN 978-5-94431-418-5

5. Ермакова М.В., Головченков О.В. Словарь профессиональных понятий. Федоскинская лаковая миниатюрная живопись. Словарь профессиональных понятий для обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 54.02.02 Декоративно-

прикладное искусство и народные промыслы (лаковая миниатюрная живопись) / М.В. Ермакова, О.В. Головченков. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2022. - 78 е.; ISBN 978-5-907569-05-8

6. Жижина С.Г. Искусство лаковой миниатюры. Восток-Запад-Россия / С.Г. Жижина. - Москва: Интербук-бизнес, 2010. - 216 с. ISBN 978-5-89164-216-4

7. Крестовская И.О. Лаковая миниатюра. Федоскино / И.О. Крестовская; ред. Н.А. Федорова; сост. илл. И.О. Крестовская, М.З. Саркисова, Л.Л. Пирогова. - Москва: Интербук, 1995. - 139 с. ISBN 5-7664-1046-8

8. Михайлова Н.Н. Моделирование содержания обучения исполнительскому мастерству федоскинской лаковой миниатюрной живописи / Н.Н. Михайлова, М.Н. Мочалова // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2020. - № 3(34). - С. 115-128. DOI 10.24411/2619-1504-2020-00057.

9. Мочалова М.Н. Поэтапное обучение студентов исполнительскому мастерству в Федоскинском институте лаковой миниатюрной живописи -филиале ФГБОУ ВО ВШНИ (академия) / М.Н. Мочалова // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2020. - № 2(33). - С. 140-147. DOI 10.24411/2619-1504-2020-00038.

10. Пржевальская Л.К. Лукутины: очерки / Л.К. Пржевальская, Н.М. Пржевальский. - Москва: ЭйПиСиПаблишинг, 2020. - 546 с. ISBN 978-5-6042131-5-5

11. Супрун Л.Я. Лаковая миниатюра Федоскино / Л.Я. Супрун. Москва: Легпромбытиздат, 1987. - 318 с.

12. Федоскино. Искусство лаковой миниатюры: к 220-летию промысла: [каталог выставки, выставочные залы Дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском, 16 июня - 22 октября 2016 г.] / Департамент культуры города Москвы, Министерство культуры Московской области; [сост. каталога Н.В. Полонникова]. - Москва: [б. и.], 2016. - 199 с. ISBN 978-5-91353-052-3

13. Чижов, М.С. Среди миниатюристов. Записки федоскинского мастера / М.С. Чижов. - Ленинград: Художник РСФСР, 1982. - 261 с.

References

1. Andreeva, I.V. Metod muzejno-ekspozicionnogo proektirovaniya kak osnovanie klassifikacii muzejnyhekspozicij /I.V. Andreeva// Voprosy muzeologii. -2019. -T. 10, № 1. -S. 16-28. DOI 10.21638/11701/spbu27.2019.102.

2. Butov A.YU. Fedoskinskaya lakovaya miniatyura - starejshij lakovyj tradicionnyj promysel Rossii / A.YU. Butov, M.A. Saltanov // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2020. - № 1(32). - S. 139-148. DOI 10.24411/2619-1504-2020-00019.

3. Golovchenkov O.V. Vklad Zasluzhennyh hudozhnikov Rossijskoj Federacii v razvitie professional'nogo obrazovaniya v oblasti fedoskinskoj lakovoj miniatyurnoj zhivopisi / O.V. Golovchenkov // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i

obrazovanie. - 2022. - № 4. - S. 188-200. - https://www.dpio.ru/stat/2022_4/2022-04-27.pdf

4. Ermakova M.V., Golovchenkov O.V. Kollekciya lukutinskoj miniatyury - zhivaya nit', svyazyvayushchaya pokoleniya hudozhnikov-miniatyuristov / M.V. Ermakova // Kollekciya lukutinskih izdelij A.S. Mokrousova - zhemchuzhina muzejnogo fonda Fedoskinskogo instituta lakovoj miniatyurnoj zhivopisi. Nauchnyj katalog. / Pod nauch. red. M.A. Saltanova/-Moskva: Severnyj Palomnik, 2022. - S. 6-16. ISBN 978-5-94431-418-5

5. Ermakova M. V., Golovchenkov O. V. Slovar' professional'nyh ponyatij. Fedoskinskaya lakovaya miniatyurnaya zhivopis'. Slovar' professional'nyh ponyatij dlya obuchayushchihsya po programme podgotovki specialistov srednego zvena po special'nosti 54.02.02 Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly (lakovaya miniatyurnaya zhivopis') / M.V. Ermakova, O.V. Golovchenkov. - Sankt-Peterburg: VSHNI, 2022. - 78 s. ISBN 978-5-907569-05-8

6. ZHizhina S.G. Iskusstvo lakovoj miniatyury. Vostok-Zapad-Rossiya / S.G. ZHizhina. - Moskva: Interbuk-biznes, 2010.-216 s.; ISBN 978-5-89164-216-

4

7. Krestovskaya N.O. Lakovaya miniatyura. Fedoskino / N.O. Krestovskaya; red. N.A. Fedorova; sost. ill. N.O. Krestovskaya, M.Z. Sarkisova, L.L. Pirogova. - Moskva: Interbuk, 1995. - 139 s. ISBN 5-7664-1046-8

8. Mihajlova N.N. Modelirovanie soderzhaniya obucheniya ispolnitel'skomu masterstvu fedoskinskoj lakovoj miniatyurnoj zhivopisi / N.N. Mihajlova, M.N. Mochalova // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. -2020. -№ 3(34). - S. 115-128. DOI 10.24411/2619-1504-2020-00057.

9. Mochalova M.N. Poetapnoe obuchenie studentov ispolnitel'skomu masterstvu v Fedoskinskom institute lakovoj miniatyurnoj zhivopisi - filiale FGBOU VO VSHNI (akademiya) / M.N. Mochalova // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. -2020. -№2(33). - S. 140-147. DOI 10.24411/2619-1504-2020-00038.

10. Przheval'skaya L.K. Lukutiny: ocherki / L.K. Przheval'skaya, N.M. Przheval'skij. - Moskva: EjPiSiPablishing, 2020. - 546 s. ISBN 978-5-6042131-5-

5

11. Suprun, L.YA. Lakovaya miniatyura Fedoskino / L.YA. Suprun. Moskva: Legprombytizdat, 1987. -318 s.

12. Fedoskino. Iskusstvo lakovoj miniatyury: k 220-letiyu promysla: [katalog vystavki, vystavochnye zaly Dvorca carya Alekseya Mihajlovicha v Kolomenskom, 16 iyunya - 22 oktyabrya 2016 g.] / Departament kul'tury goroda Moskvy, Ministerstvo kul'tury Moskovskoj oblasti; [sost. kataloga N.V. Polonnikova], - Moskva: [b. i.], 2016. - 199 s. ISBN 978-5-91353-052-3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. CHizhov, M.S. Sredi miniatyuristov. Zapiski fedoskinskogo mastera / M.S. CHizhov. - Leningrad: Hudozhnik RSFSR, 1982.-261 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.