Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ НА ФОНЕ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС И ОДИН ПУТЬ»'

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ НА ФОНЕ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС И ОДИН ПУТЬ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОДИН ПОЯС И ОДИН ПУТЬ / РЕФОРМА / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ТРАНСГРАНИЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ван Цзюньтао

В статье рассматриваются проблемы, стоящие перед профессиональным образованием в Китае, исторический аспект и этапы развития, текущее состояние профессионального образования в Китае, достижения в области профессионального образования, перспективы развития, международное сотрудничество в рамках инициативы «Один пояс и один путь» и модели выхода на глобальный уровень. Целью исследования является выявление особенностей развития и сотрудничества в сфере профессионального образования в Китае. Как вид образования, наиболее тесно связанный с экономическим развитием, профессиональное образование внесло значительный вклад в устойчивое и быстрое развитие экономики страны. По итогам выполненного исследования автор приходит к выводу, что нынешние изменения в мире и эпидемия требуют углубления сотрудничества в области профессиональных образования, и существует острая необходимость в создании большего числа платформ для цифрового распространения образования и обменов в области профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF VOCATIONAL EDUCATION IN CHINA AGAINST THE BACKGROUND OF THE «ONE BELT AND ONE ROAD» INITIATIVE

The article examines the problems facing vocational education in China, the historical aspect and stages of development, the current state of vocational education in China, achievements in the field of vocational education, development prospects, international cooperation within the framework of the «one belt and one road» initiative and models of reaching the global level. The purpose of the study is to identify the features of development and cooperation in the field of vocational education in China. As the type of education most closely related to economic development, vocational education has made a significant contribution to the sustainable and rapid development of the country's economy. Results. The current changes in the world and the epidemic require deepening cooperation in the field of vocational education, and there is an urgent need to create more platforms for the digital dissemination of education and exchanges in the field of vocational education.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ НА ФОНЕ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС И ОДИН ПУТЬ»»

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ НА ФОНЕ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС И ОДИН

ПУТЬ»

Ван Цзюньтао, канд. полит. наук, доцент

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-2-2-13-21

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, стоящие перед профессиональным образованием в Китае, исторический аспект и этапы развития, текущее состояние профессионального образования в Китае, достижения в области профессионального образования, перспективы развития, международное сотрудничество в рамках инициативы «Один пояс и один путь» и модели выхода на глобальный уровень. Целью исследования является выявление особенностей развития и сотрудничества в сфере профессионального образования в Китае. Как вид образования, наиболее тесно связанный с экономическим развитием, профессиональное образование внесло значительный вклад в устойчивое и быстрое развитие экономики страны. По итогам выполненного исследования автор приходит к выводу, что нынешние изменения в мире и эпидемия требуют углубления сотрудничества в области профессиональных образования, и существует острая необходимость в создании большего числа платформ для цифрового распространения образования и обменов в области профессионального образования.

Ключевые слова: профессиональное образование, один пояс и один путь, реформа, международное сотрудничество, экономическое развитие, трансграничное образование.

В контексте экономической глобализации и цифровой экономики необходимо обсудить общие проблемы, стоящие перед профессиональным образованием, сосредоточиться на роли профессионального образования в формировании и развитии навыков, а также усилить важную роль навыков в повышении конкурентоспособности личной занятости, оптимизации и модернизации отраслей услуг и поддержании стабильности глобальной производственной цепочки и цепочки поставок. Создавая сообщество человеческих навыков, это придаст новый импульс и будет способствовать созданию сообщества человеческой судьбы. Интегрированные инновации цифровой экономики и новых технологий выдвигают новые требования и задачи к структуре качества, структуре способностей и структуре навыков талантов, а также реконструируют мировую систему образования. В условиях новых отраслей, новых форматов, новых моделей и новых профессий, в которых доминируют цифровые навыки, как должно реагировать профессиональное образование, чтобы лучше

обеспечивать поддержку талантов и навыков для глобальной цифровой трансформации? Это общая проблема, стоящая перед миром. За последние 40 лет реформ и открытости Китая была предварительно создана современная система профессионального образования, которая воспитала и перевезла более 200 миллионов высококвалифицированных работников и квалифицированных талантов из всех слоев общества [1].

История

Достижения, достигнутые в построении современной системы профессионального образования, обусловлены последовательной непрерывной и постепенной практикой и исследованиями, а также тем фактом, что в последние годы государство уделяет все больше и больше внимания строительству системы профессионального образования. Анализируя построение системы профессионального образования в последние годы, ее исторический процесс можно условно разделить на пять этапов развития.

Первый этап - начало строительства. В 2010 году в «Набросках Национального

среднесрочного и долгосрочного плана реформы и развития образования (2010-2020 годы)» (далее - «План»), опубликованных Центральным комитетом Коммунистической партии Китая и Государственным советом, было предложено, что к 2020 году современная система профессионального образования будет адаптироваться к изменениям в моделях экономического развития и требованиям корректировки структуры промышленности, воплощать концепцию непрерывного образования и координировать развитие среднего и высшего профессионального образования, удовлетворять потребности людей в профессиональном образовании и удовлетворять экономические и социальные потребности в высшем профессиональном образовании, предоставлять качественных работников и квалифицированных талантов [2]. Этот отрывок «Плана» представляет собой всеобъемлющее объяснение современной системы профессионального образования на ее начальном этапе, охватывающее три основные задачи построения системы профессионального образования: потребность в экономическом развитии, открытость обучения на протяжении всей жизни и систематизация профессионального образования.

Второй этап - ускорение строительства. 12 ноября 2013 года на Третьем Пленарном заседании 18-го Центрального комитета Коммунистической партии Китая было принято «Решение Центрального комитета Коммунистической партии Китая по нескольким основным вопросам всестороннего углубления реформы» (далее именуемое «Решение о глубокой реструктуризации»), в статье 42 которого в очередной раз указывалось, что необходимо ускорить строительство современной системы профессионального образования, углубить интеграцию промышленности и образования, сотрудничество между школами и предприятиями и развивать высококвалифицированных работников и квалифицированные таланты [3]. В «Решении о глубокой реструктуризации» подчеркивается

направленность на ускорение строительства современной системы профессионального образования на этапе ускорения, а

именно на углубление интеграции промышленности и образования и сотрудничества между школами и предприятиями.

Третий этап - углубление строительства. В июне 2014 года «Решение об ускорении развития современного профессионального образования» (далее - «Решение Государственного Совета»), принятое Государственным Советом, подтвердило, что к 2020 году будет сформирована современная система профессионального образования, которая адаптируется к потребностям развития, глубокой интеграции промышленности и образования, сближении среднего и высшего профессионального образования, взаимной связи между профессиональным образованием и общим образованием и отразит концепцию непрерывного образования [4]. Будет сформирована современная система профессионального образования с китайскими особенностями и стандартами мирового уровня. На этапе углубления «Решение Государственного Совета» впервые выдвигает новые требования к позиционированию современной системы профессионального образования, это создание современной системы профессионального образования с китайскими особенностями и стандартами мирового уровня.

Четвертый этап - расширение строительства. В сентябре 2017 года Управление Центрального комитета Коммунистической партии Китая и Главное управление Государственного совета опубликовали «Мнения об углублении реформы системы и механизма образования» (далее именуемые «Мнения»), в которых указывалось, что необходимо усилить систематическое планирование и обратить внимание на установление связей с «Планом» [5]. «Мнения» представляют собой интерпретацию непрерывности дальнейшего развития современной системы профессионального образования, указывая на то, что углубление реформы системы и механизма образования - это не перезапуск, а продолжение развития на основе существующих принципов, и это является хорошей работой по общему планированию и сближению.

Пятый этап - строительство и инновации. В сентябре 2017 года 19-й

Национальный съезд партии указал на необходимость совершенствования системы профессионального образования и профессиональной подготовки, углубления интеграции промышленности и образования, а также углубления сотрудничества между образовательными учреждениями и предприятиями [5]. Это самое ясное ожидание, выраженное государством в отношении профессионального образования, которое срочно нуждается в квалифицированных кадрах для китайской экономики. Это всеобъемлющий и целостный план, разработанный государством для построения системы профессионального образования в историческом контексте общей руководящей идеологии развития социализма с китайскими особенностями в новую эпоху.

Исходя из этого, в декабре 2017 года Главное управление Государственного Совета опубликовало «Несколько мнений об углублении интеграции промышленности и образования», в которых полностью подтвержден и сублимирован опыт и модель интеграции промышленности и образования в профессиональном образовании, четко указаны и расширены пути и методы интеграции различных видов образования, промышленности и образования, а также разработана и задана система и пространство для интеграции промышленности и образования. В феврале 2018 года Министерство образования и другие шесть департаментов выпустили «Меры по развитию сотрудничества между образовательными учреждениями и предприятиями в профессиональных учебных заведениях» [6]. На макроуровне следует отказаться от «двух оболочек»: образовательная деятельность сотрудничества между школами и предприятиями должна основываться на производственных потребностях; на мезоскопическом уровне следует реализовать «двойные предметы»: образовательная реализация сотрудничества между школами и предприятиями должна основываться на совместном образовании; на микроуровне следует отказаться от «дуализма»: содержание сотрудничества между образовательными учреждениями и предприятиями должно основываться на применении знаний.

Что еще более важно, в феврале 2019 года Государственный совет издал «Национальный план реализации реформы профессионального образования», в котором четко указано, что профессиональное образование и общее образование являются двумя разными видами образования, но имеют одинаково важный статус [7]. Необходимо перейти от источника на модель общего образования к типу образования с корпоративным социальным участием и отличительными профессиональными характеристиками, и подчеркивается, что без модернизации профессионального образования не было бы модернизации образования.

Размышления о будущем профессионального образования

Трансграничность является наиболее важным различием между профессиональным образованием и общим образованием, и это является необходимым условием для интеграции и реконструкции. Потому что, вообще говоря, в отличие от общего образования, которое имеет только одно место обучения - школу, как вид образования, тесно связанный с экономическим развитием, профессиональное образование имеет по крайней мере два незаменимых места обучения - колледжи и техникумы. Поэтому, независимо от его расширения или коннотации, профессиональное образование уже пересекло традиционные рамки общего образования: во-первых, оно пересекло границы предприятий и колледжей, поэтому необходимо обратить внимание на интеграцию корпоративного обучения и образования; во-вторых, оно пересекло первоначальные границы работы и обучения, поэтому необходимо обратить внимание на интеграцию законов о работе и законах об обучении; в-третьих, оно пересекло границу между профессией и образованием, поэтому необходимо обратить внимание на интеграцию законов профессии и профессионального роста с законами образования и образовательного познания. Это означает, что он охватывает предприятия и школы, работу и учебу, профессию и образование, а профессиональное образование также охватывает две основные области экономики и образования. Это в полной мере показывает, что профессиональное

образование является «трансграничным» образованием. Трансграничное образование должно иметь трансграничное мышление [8].

При реформировании и развитии профессионального образования необходимо уделять одновременное внимание потребностям экономического развития и потребностям развития личности. Это не задача, которую может выполнить определенный департамент в одиночку, а общенациональное мероприятие, включающее экономическое развитие, образование и профессиональную подготовку, социальную стабильность, труд и занятость и государственные функциональные ведомства, а также отрасли, предприятия, молодежь, профсоюзы и другие социальные учреждения. Поэтому необходимо продумать, изучить и сформулировать конкретные и эффективные меры для выполнения задачи по совершенствованию системы на национальном уровне.

Международное сотрудничество Китая в области профессионального образования в рамках инициативы «Один пояс и один путь»

Министерство образования Китая придает большое значение тому, чтобы в полной мере использовать роль профессионального образования, и способствует прагматичному сотрудничеству в области профессионального образования между Китаем и зарубежными странами посредством двуединого подхода «внедрение» и «выход на глобальный уровень». С одной стороны, следует обратить внимание на «внедрение» высококачественных ресурсов и углубление интеграции промышленности и образования. Взяв в качестве примера Европу, создав двойную платформу для интеграции промышленности и образования между Китаем и Европой, мы осуществили углубленное сотрудничество с ведущими европейскими компаниями, такими как Bosch, Siemens и Schneider Electric, сосредоточив внимание на строительстве учебных центров и подготовке кадров для автомобилей, информационных технологий, высокотехнологичного оборудования, новой энергии и интеллектуального производства. С другой стороны, активно поддерживаются профессиональные колледжи

и университеты, чтобы «выйти на глобальный уровень» и привнести «китайскую мудрость». В настоящее время платформы сотрудничества, такие как Любанский семинар, постепенно формируют влияние в странах, расположенных вдоль «Пояса и пути». Профессиональные колледжи и университеты начали организовывать группы с китайскими компаниями, чтобы обеспечить подготовку местных высококвалифицированных и квалифицированных кадров [9].

Действия профессионального образования, направленные на содействие строительству «Пояса и пути», можно свести к пяти основным моделям.

Во-первых, модель выхода с инженерными проектами. Это сочетание инженерных проектов китайских компаний в странах, расположенных вдоль «Пояса и пути», профессионального образования и профессиональной подготовки, проводимых местными компаниями или учебными заведениями. Полагаться на то, что проекты будут запущены, - это принцип, который часто используется в настоящее время. Например, Городской профессиональный колледж Лючжоу сотрудничает с индонезийскими профессиональными школами для открытия учебно-тренировочной базы SAIC GM Wuling; Уханьский железнодорожный профессионально-технический колледж сотрудничает с Китайско-Тайским проектом высокоскоростных железных дорог и Таиландским профессиональным колледжем Банпу для совместной подготовки профессиональных талантов; Профессионально-технический колледж Нинбо и Avic International Complete Equipment Co., Ltd., Шестой проектно-исследовательский институт машиностроения Co., Ltd. и другие подписали контракты на глобальные проекты, и т.д. [10].

Во-вторых, это модель выхода с помощью кооперативных союзов. Это действующая глобальная модель союзов в области профессионального образования, создаваемых неправительственными организациями на основе некоммерческих организаций (сотрудничество правительства и социального капитала). Это более гибкая модель для выхода на глобальный уровень с

помощью альянсов. Например, «Международный альянс профессионального образования «Пояс и дорога» «Красного Льва», инициированный Гонконгской международной образовательной группой Red Lion, к которой присоединились 30 зарубежных учреждений профессионального образования и в которой совместно участвовала Группа Баоцзи, Международный альянс профессионального образования «Пояс и дорога «Красного Льва», созданный в Сиане организациями и предприятиями профессионального образования из более чем 10 стран, таких как Китай, Германия, Израиль и Индонезия, является неправительственной и некоммерческой открытой и международной платформой сотрудничества в области профессионального образования - Образовательный альянс Профессионального образования «Пояс и дорога» и так далее [11].

В-третьих, это модель выхода в соответствии с национальными соглашениями. Это модель профессионального образования, которая стала глобальной в рамках соответствующих соглашений о культурном обмене, подписанных правительством Китая и странами, расположенными вдоль «Пояса и пути». Выход с помощью соглашений -это модель с высокой степенью достоверности. Например, на Встрече лидеров Китая и АСЕАН (10+1) Китай предложил создать 30 Центров профессиональной подготовки Китая и АСЕАН в рамках «Недели обмена образованием» и учредил «Альянс сотрудничества в области профессионального образования Китая и АСЕАН», а также Ассоциацию промышленности цветных металлов, Китайскую корпорацию по добыче цветных металлов и 8 отечественных высших профессиональных колледжей в смежных областях для открытия школьных проектов в Замбии [12].

В-четвертых, модель выхода, основанная на образовательных стандартах. Это модель организации профессионального образования или обучения в сотрудничестве с департаментами образования, учебными заведениями в странах, расположенных вдоль «Пояса и пути», на основе профессиональных стандартов и учебных программ стран или учреждений

профессионального образования, а также квалификационных стандартов промышленных предприятий. Это одна из наиболее перспективных моделей. Например, Тяньцзиньский профессионально-технический педагогический университет оказал помощь в строительстве «Эфиопско-Китайского профессионально-технического колледжа» в Эфиопии, Тяньцзиньский профессионально-технический колледж Бохай и Таиландский колледж Аюттхая, Тяньцзиньская бизнес-школа № 2 и Чиче-стерский университет в Соединенном Королевстве совместно организовали Любан-ский семинар, Гуандунский строительный профессионально-технический колледж открыл Любанский колледж в Замбии и так далее [13].

В-пятых, модель выхода на глобальный уровень, основанная на отечественном образовании. Это модель для привлечения студентов из стран, расположенных вдоль «Пояса и пути», для обучения в Китае и предоставления профессионального образования в Китае. Это модель сообщества, которая укрепляет взаимное обучение. Например, Профессионально-технический колледж промышленности и торговли Иу, сочетающий в себе характеристики как мирового центра распределения товаров, принимает профессиональные стандарты и учебные программы китайского высшего профессионального образования и принимает 1100 иностранных студентов из 42 стран, расположенных вдоль «Пояса и пути», что составляет одну девятую от общего числа учащихся. В качестве другого примера, Профессионально-технический колледж Нинбо в сотрудничестве с Научно-исследовательским институтом Центра профессионально-технического образования Министерства образования и Муниципальным бюро образования Нинбо создал «Институт профессионального образования для развивающихся стран», который подготовил выпускников профессионального образования из 95 развивающихся стран и так далее [14].

С 19 по 20 ноября 2021 года в Пекине и Шэньчжэне прошел Международный симпозиум «Один пояс и один путь» по профессиональному образованию на тему

«Открытость, сотрудничество и взаимовыгодное совместное построение сообщества человеческих навыков» в сочетании онлайн и оффлайн форматов. Конференция собрала более 800 ведущих гостей, экспертов и ученых из правительственных ведомств, учреждений и промышленных предприятий из 36 стран и регионов, чтобы обсудить миссию профессионального образования в служении «Поясу и дороге» и построении сообщества человеческих навыков. На конференции были опубликованы «Обзор профессионального образования в странах, расположенных вдоль Пояса и пути» и «Отчет о развитии профессионального образования вдоль Пояса и пути», который является продолжением двух успешных конференций, проведенных в 2018 и 2020 годах. Это еще одно международное мероприятие в области профессионального образования после того, как Международный симпозиум по профессиональному образованию вдоль «Пояса и пути» был успешно проведен в 2018 и 2020 годах [15].

На конференции было отмечено, что правительство Китая придает большое значение развитию профессионального образования и содействует реформированию и инновациям профессионального образования в Китае с широкой международной перспективой. С 12 по 13 апреля 2021 года в Китае проходила Национальная конференция по профессиональному образованию. Президент Си Цзиньпин дал важные указания о работе в сфере профессионального образования. Профессиональное образование имеет «широкие и большие перспективы». На встрече было предложено усилить теоретические исследования по построению общества, основанного на навыках, ускорить строительство высококачественной современной системы профессионального образования и ускорить построение общества, основанного на профессиональных навыках, где страна придает большое значение навыкам, общество защищает навыки, каждый обучается и каждый обладает навыками. Министерство образования Китая активно реагирует на вызовы глобальной цифровой трансформации, сформулировало новый справочник для профессионального образования, а также

создает систему новых знаний, новых технологий и новых навыков для профессионального образования [16].

На конференции были выдвинуты инициативы, состоящие из пяти пунктов. Первая инициатива заключается в углублении теоретических инноваций в профессиональном образовании и укреплении создания аналитических центров; вторая - в обновлении модели сотрудничества в области профессионального образования и углублении сотрудничества в области профессиональных навыков; третья - в создании платформы для обмена профессиональным образованием и содействия трансформации навыков; четвертая - в содействии справедливости и доступности профессионального образования; пятая - в повышении вклада в профессиональное образование и развитии навыков для роста. Участники конференции отметили, что необходимо укорениться в сфере международного сотрудничества вдоль «Пояса и пути», придерживаться концепции открытости, сотрудничества и взаимовыгодного сотрудничества и вносить вклад в устойчивое развитие человечества и экономический рост стран и регионов вдоль «Пояса и пути» путем создания сообщества человеческих навыков.

Выводы

Есть три вещи, которые необходимо сделать для продвижения реформы профессионального образования. Во-первых, эффективно использовать спрос и учитывать новые потребности в профессиональных знаниях, вызванные меняющимся миром, меняющимися технологиями и меняющейся молодежью. Во-вторых, эффективно использовать предпосылки революции в образовательных технологиях, чтобы посредством преобразования образовательных технологий содействовать революционным изменениям в профессиональном образовании и стать образованием, которое удовлетворяет людей. В-третьих, эффективно использовать платформу международного сотрудничества для достижения консенсуса, обмена опытом и совместного использования ресурсов, чтобы объединить усилия для преобразования профессионального образования.

Заключение

Профессиональное образование явля- профессионального образования также ется не только стимулом экономического должны соответствовать законам трансгра-развития, но и средством обеспечения со- ничной интеграции экономики, промыш-циальной справедливости и источником ленности и образования, профессиональ-мотивации для развития личности. Профес- ной занятости и предоставления образова-сия - это средство социальной интеграции, ния, профессионального роста и образова-средство для карьерного роста и средство тельного познания одновременно. Профес-для выражения индивидуальности чело- сиональное образование является важной века. Поэтому профессиональное образова- основой для развития квалифицированных ние несет «двойную» ответственность за талантов, содействия занятости, предпри-удовлетворение потребностей экономиче- нимательству и инновациям, а также повы-ского развития и развитие личности. Явля- шения уровня производства и услуг в Ки-ясь своего рода трансграничным образова- тае. нием, система и механизм построения

Библиографический список

1. В Пекине состоялось Пятое пленарное заседание 19-го Центрального комитета Коммунистической партии Китая, 30 октября 2020. [Электронный ресурс] // PEOPLE'S DAILY. URL: http://politics.people.com.cn/big5/n1/2020/1030/c1001-31911623.html (дата обращения: 01.10.2021).

2. Наброски Национального среднесрочного и долгосрочного плана реформы и развития образования (2010-2020 годы). Центральный комитет Коммунистической партии Китая и Государственный совет, 29 июля 2010. [Электронный ресурс] // Министерство образования КНР. URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A01/s7048/201007/t20100729_171904.html (дата обращения: 12.09.2021).

3. Решение Центрального комитета Коммунистической партии Китая по нескольким основным вопросам всестороннего углубления реформ, 16 ноября 2013 // Жэньминь жибао.

4. Решение Государственного совета об ускорении развития современного профессионального образования, 22 июня 2014. [Электронный ресурс] // Государственный совет КНР. URL: http://www.gov.cn/zhengce/content/2014-06/22/content_8901.htm (дата обращения: 23.09.2021).

5. Генеральная канцелярия Государственного совета опубликовала «Мнения об углублении реформы системы и механизма образования, 24 сентября 2017 // Информационное агентство Синьхуа.

6. Мнения Центрального комитета Коммунистической партии Китая и Государственного совета о реализации стратегии возрождения сельских районов, 2 января 2018.

7. Годовой отчет о качестве профессионального образования в Китае за 2020 год. Китайская академия образовательных наук, 25 мая 2021 // Китайская сеть.

8. Цзян Даюань^^Ш. Чжи е цзяо юй ли фа дэ куа цзе сы као — цзи юй дэ го цзин янь

дэ фань -Й^МШмЙШ® [Трансграничное мышление

в отношении законодательства о профессиональном образовании - Размышление, основанное на опыте Германии] // цзяо юй фа чжань янь цзюШМЖШЩ^ [Исследование развития образования]. 2009. № 19.

9. Цзян Даюань^^Ш. Вань шань чжи е цзяо юй хэ пэй сюнь ти си чу и: сянь чжуан, юань цзин юй дан [Краткое обсуждение совершенствования системы профессионального образования и профессиональной подготовки: статус-кво, видение и приоритеты] // Чжун го чжи е цзи шу цзяо юйфШВД^

[Профессионально-техническое образование Китая]. 2017. № 34.

10. Юй Линь##, Цуй МинминШй^* Ху Мэнфэй^^^. Сюй ни цзин цзи ин хуй гуй бэнь юань инь дао цзы цзинь то сюй сян ши МШ^ШШЫЙ-ФШ ^I^^^IIM^^

[Виртуальная экономика должна вернуться к своему происхождению и направлять средства из виртуальной в реальную] // жэнь минь жи баоА^ВШ[Жэньминь жибао ]. 2017. № 7.

11. Лучше поддерживать и помогать развитию профессионального образования, чтобы обеспечить защиту талантов для достижения цели "двести и сто лет", 24 июня 2014. [Электронный ресурс] // PEOPLE'S DAILY. URL: http://politics.people.com.cn/n/2014/0624/c1024-25189465.html.2014-06-24 (дата обращения: 15.09.2021).

12. Письмо о согласии на проведение Пилотного «Глобального» профессионального образования в цветной металлургии» (Письмо Департамента профессионального образования (2015) № 55) от 25 декабря 2015 // Главное управление Министерства образования.

13. Си Цзиньпин: Решительная победа, всестороннее построение состоятельного общества и захват великой победы социализма с китайскими особенностями в новую эпоху -Доклад на 19-м Национальном съезде Коммунистической партии Китая, 27 октября 2017. [Электронный ресурс] // XINHUANET. URL: http://www.xinhuanet.com/2017-10/27/c_1121867529.htm (дата обращения: 01.10.2021).

14. История управления страной: Реальная экономика, "Ключевые слова" экономического мышления Си Цзиньпина, 13 декабря 2017. [Электронный ресурс] // CHINANEWS. URL: https://www.chinanews.com/gn/2017/12-13/8399572.shtml (дата обращения: 05.10.2021).

15. Цзян Даюань^АМ. Гун цзо го чэн си тун хуа кэ чэн дэ цзе гоу ло цзи ^ШШШдШШШ [Структурная логика курса систематизации рабочего процесса] // цзяо юй юй чжи е^Ш^ВД^ [Образование и профессия]. 2017. № 7.

16. Цзян Даюань^АМ. Куа цзе, чжэн хэ хэ чжун гоу: чжи е цзяо юй цзо вэй лэй син цзяо юй дэ сань да тз [Трансгра-ничность, интеграция и реконструкция: три характеристики профессионального образования как вида образования] // чжун го чжи е цзи шу цзяо юйфШВД^Й^^Ш [Профессионально-техническое образование. Китая]. 2019. № 7.

ANALYSIS OF THE FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF VOCATIONAL EDUCATION IN CHINA AGAINST THE BACKGROUND OF THE «ONE BELT AND

ONE ROAD» INITIATIVE

Wang Juntao, Candidate of Political Sciences, Associate Professor Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University (Russia, Saint Petersburg)

Abstract. The article examines the problems facing vocational education in China, the historical aspect and stages of development, the current state of vocational education in China, achievements in the field of vocational education, development prospects, international cooperation within the framework of the «one belt and one road» initiative and models of reaching the global level. The purpose of the study is to identify the features of development and cooperation in the field of vocational education in China. As the type of education most closely related to economic development, vocational education has made a significant contribution to the sustainable and rapid development of the country's economy. Results. The current changes in the world and the epidemic require deepening cooperation in the field of vocational education, and there is an urgent need to create more platforms for the digital dissemination of education and exchanges in the field of vocational education.

Keywords: vocational education, one belt and one road, reform, international cooperation, economic development, cross-border education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.