Научная статья на тему 'Анализ особенностей психологической культуры старшеклассников и студентов'

Анализ особенностей психологической культуры старшеклассников и студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
539
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЕ СТРЕМЛЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КОРРЕЛЯЦИЯ / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / CULTURAL ASPIRATIONS / PSYCHOLOGICAL CULTURE / CORRELATION / GENDER DIFFERENCES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Платонова Зинаида Николаевна

Показан анализ особенностей психологической культуры старшеклассников и студентов. Выявлено нарастание в студенческом возрасте выраженности культурных стремлений благодаря активному приобщению к профессиональным, нравственным, эстетическим и другим ценностям. Раскрыты уровни проявления социально ценных качеств личности у студентов и старшеклассников. Исследованы особенности развития культурных стремлений у молодых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the features of psychological culture of high school and university students

The analysis of the features of psychological culture of high school and university students has been made. The increase in college-age expression of cultural aspirations through inclusion to the professional, ethical, aesthetic and other values was revealed. The display level of socially valuable qualities of personality in students and seniors have been exposed. The features of the development of cultural aspirations in young people have been studied.

Текст научной работы на тему «Анализ особенностей психологической культуры старшеклассников и студентов»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37.015.3.

З. Н. Платонова

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И СТУДЕНТОВ

Показан анализ особенностей психологической культуры старшеклассников и студентов. Выявлено нарастание в студенческом возрасте выраженности культурных стремлений благодаря активному приобщению к профессиональным, нравственным, эстетическим и другим ценностям. Раскрыты уровни проявления социально ценных качеств личности у студентов и старшеклассников. Исследованы особенности развития культурных стремлений у молодых людей.

Ключевые слова: культурные стремления, психологическая культура, корреляция, гендерные различия.

Z. N. Platonova

Analysis of the features of psychological culture of high school and university students

The analysis of the features of psychological culture of high school and university students has been made. The increase in college-age expression of cultural aspirations through inclusion to the professional, ethical, aesthetic and other values was revealed. The display level of socially valuable qualities of personality in students and seniors have been exposed. The features of the development of cultural aspirations in young people have been studied.

Key words: cultural aspirations, psychological culture, correlation, gender differences.

Индивидуальный психологический подход к личности детей во многих образовательных учреждениях продолжает оставаться нереализованным. Детей по-прежнему обучают множеству научных сведений, не развивая при этом главного - общей культуры личности, культуры нравственной, эстетической, психологической, познавательной и физической. Наличие у человека такой культуры помогает сохранить конструктивное движение вперед, развитие личности. Далеко не все взрослые и дети обладают такой культурой. Им требуется помощь в реализации их скрытого культурно-психологического потенциала (далее - психологической культуры).

Требования к высокому уровню гуманитарной и, в частности, психологической культуры специалистов

ПЛАТОНОВА Зинаида Николаевна - к. пс. н., доцент кафедры социальной и этнической психологии института психологии Северо-Восточного Федерального университета. E-mail: zplatonova@mail.ru

различных областей становятся все более значимыми. Большое значение приобретает так называемый «социальный интеллект», который имеет следующие черты: понимание других людей, легкость установления контактов, стремление к достижениям, контроль над собственными эмоциональными проявлениями, достаточная уверенность в себе и т. д. Названные характеристики социального интеллекта входят в более общее понятие психологической культуры личности. По мнению Л. С. Колмогоровой [1], выпускнику средней школы, студенту важно развить в себе необходимые в жизни качества, связанные с психологической культурой, независимо от выбираемой специальности.

Психологическая культура как компонент гуманитарной культуры личности в настоящее время привлекает внимание многих психологов [2, 3,

4 и др.], которые указывают на необходимость ее повышения, в частности у подрастающего поколения. Студенты педагогических вузов, приступающие к изучению психологии, имеют большой разброс в уровне психологической культуры.

Цель проведенного в 2009 г. исследования состояла в сравнении уровня развития элементов психологической культуры у выпускников школы и студентов вуза. Выборка состояла из 100 выпускников средней школы № 31 г. Якутска (64 девушки и 36 юношей) и 100 студентов 2-3 курсов Института физкультуры и спорта Якутского госуниверситета

(77 юношей и 23 девушки). В исследовании применялись методики «Культурологические стремления» и «Самоанализ личности» [5]. Кроме того, аналогичным исследованием были охвачены 100 учащихся 10 классов школы № 31 г. Якутска, но его результаты включены в данную статью лишь в форме описания психологических портретов выборок учащихся.

Психологическая культура - систематическое самовоспитание культурных стремлений и навыков, достаточно высокий уровень обычного и делового общения, хорошая психическая саморегуляция,

творческий подход к делу, умение познавать и реалистично оценивать свою личность.

К культурно-психологическим стремлениям

можно отнести побуждения к самопознанию,

организацию самовоспитания, развитие психической саморегуляции, творческих способностей, навыков общения, тренировку процессов внимания, памяти и мышления. Психологическая культура человека помогает ему создавать реалистичную Я-концепцию, находить свой жизненный путь, организовать свою деятельность, успешно преодолевать стрессогенные ситуации. Психологическая культура позволяет человеку жить более полно, гармонично, повышает его адаптацию в различных средах, открытость людям и миру в целом. Вместе с развитыми компонентами общей культуры личности она дает возможность приемлемым и умеренным образом проявлять и осуществлять как «положительные», так и «отрицательные» побуждения. Это и реализация акультурных побуждений [4, 5 и др.].

В процессе работе мы определяли у исследуемых степень выраженности культурных и акультурных стремлений. Культурные стремления - это природно, социально, физически, психически и личностно ценные побуждения, позволяющие человеку развивать личность и самостоятельно контролировать ее развитие. Культурные стремления генетически заданы

как потенциально возможные побуждения, но для своей активизации и закрепления в личности требуют целенаправленных педагогических усилий.

Акультурные стремления противоположны культурным. Они также ориентируют реализацию стремлений (к сохранению и продолжению жизни, к силе, свободе, самореализации потенциала личности) на некультурные, то есть стихийные и чаще всего грубые, примитивные и сугубо эгоистичные способы их удовлетворения. Если культурные стремления - это творческий поиск компромисса своего эго с требованиями различных сред и жажда более полной самореализации личности, общества и природы в целом, то акультурные стремления - это бескомпромиссное импульсивное следование своим страстям в ущерб и природе, и обществу, и своему телу, и душе. Эти стремления также могут быть генетически заданы, активизируются и закрепляются в личности в процессе его жизнедеятельности. Иногда в определенных жизненных ситуациях они даже необходимы и помогают человеку выжить. Какой-то уровень акультурных стремлений вполне приемлем, потому что он позволяет разряжать напряжение тяжелых культурных поисков личности через временное «полевое поведение», снятие некоторых культурных запретов. Но в идеале уровень выраженности культурных стремлений должен превышать уровень акультурных стремлений.

По результатам проведенного исследования каждому обследуемому были выставлены баллы по различным показателям методик. Разделив общую сумму полученных баллов по всей выборке на количество обследуемых, мы получили средние показатели, которые оказались такими:

Низкими считаются баллы от 1 до 3,3; средними - от 3,4 до 4,2; высокими - от 4,3 до 5.

В целом средние показатели культурных стремлений у студентов оказались более высокими (кроме творческих), хотя по 1-критерию различия незначительны:

Материалы гендерного анализа приведены в таблице 2.

Как видно из этих данных, наблюдается динамика развития культурных стремлений: исследованные

признаки у студентов выше, чем у школьников.

Таблица 1

Показатели культурных стремлений выборок учащихся 11 классов и студентов

Группы Нравственные Эстетические Творческие Психорегулирующие Телесно- регулятивные

11 классы 3,5 балла 3,6 балла 3,8 балла 3,9 балла 3,9 балла

Студенты 3,7 балла 3,8 балла 3,6 балла 3,9 балла 4,4 балла

Таблица 2

Показатели культурных стремлений выборок девушек и юношей 11 классов и студентов

Группы девушек Нравственные Эстетические Творческие Психорегулирующие Телесно- регулятивные

девушки юноши девушки юноши девушки юноши девушки юноши Девушки юноши

11 классы 3,4 3,3 3,6 3,3 3,7 3,7 3,8 3,8 3,8 4,1

Студенты 4,0 3,6 3,7 3,7 4,0 3,7 4,1 3,9 4,1 4,4

Таблица 3

Показатели уровня проявления социально ценных качеств личности

Группы Активность нравственной позиции Коллективизм Гражданст венность в труде Трудолюбие Творческая активность Волевые качества

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

11 классы 3,9 3,5 2,8 3,5 3,6 3,9 3,6 3,6 3,5 3,7 3,4 3,2

Студенты 4,2 2,8 3,4 3,8 3,9 4,2 3,9 3,8 3,7 3,7 3,9 3,6

Таблица 4

Показатели уровня проявления социально ценных качеств личности

Группы учащихся Активность нравственной позиции Коллективизм Граждан ственность в труде трудолюбие Творческая активность Волевые качества

девушки юноши девушки юноши девушки юноши девушки юноши девушки юноши девушки юноши

11 классы 3,7 3,7 3,0 низк. 3,0 низк. 3,6 3,6 3,7 3,7 3,6 3,6 3,4 3,4

Студенты 4,2 3,6 3,6 3,4 4,1 3,8 3,9 3,9 3,7 3,7 3,4 3,5

По-видимому, у студентов в связи с процессами взросления и профессионального самоопределения происходит более высокое развитие культурных стремлений.

Согласно примененной методике [5], мы выделили такие показатели, как уважение к людям

- 1, стремление к нравственному самовоспитанию

- 2, ответственность перед коллективом - 3, чуткость и взаимопомощь - 4, осознание значимости своего труда - 5, бережное отношение к результатам своего труда - 6, добросовестность - 7, самостоятельность в преодолении трудностей - 8, стремление к улучшению процесса работы - 9, стремление к новому, инициатива

- 11, целеустремленность - 11, настойчивость и самообладание - 12.

В процессе анализа полученных материалов

установлено, что по всем изученным показателям показатели студентов вновь оказались выше по 10 качествам. Можно заключить, что студенты более добросовестны, не теряют самообладание, настойчивы в своих устремлениях, ценят результаты своего труда выше, чем школьники.

Определена динамика развития социально ценных качеств личности по гендерным признакам. У выборки студентов проявился более высокий уровень развития нравственных качеств, коллективизма, гражданской позиции в труде, трудолюбия, творческой активности. Показатель по волевым качествам оказался на одинаковом уровне лишь у девушек.

Корреляционный анализ выявил устойчивую корреляционную связь у старшеклассников между

уровнем нравственных стремлений и уровнем уважения к людям (г=301, р=0,001), уровнем ответственности перед коллективом (г=319, р=0,001), уровнем чуткости (г=320, р=0,001), уровнем осознания

значимости своего труда для общества (г=285, р=0,001) и бережным отношением к результатам труда (0,403р<0,01). Показаны устойчивые связи показателей эстетических стремлений и стремления к нравственному самовоспитанию (0,376, р<0,01); творческих стремлений и стремления к нравственному самовоспитанию (г=304, р=0,001), чуткости

(г=271, р=0,001), бережным отношением к результатам труда (г=333, р=0,001), стремления к улучшению процесса работы (г=264, р=0,001), стремления к новому (г=324, р=0,001), целеустремленности

(г=291,р=0,001), настойчивости и самообладания (0,397, р<0,01). Также выявлена значимая связь

между психорегулятивными стремлениями и стремлением к новому (г=271, р<0,01); между

телеснорегулятивными стремлениями и стремлением к нравственному самовоспитанию (г=342, р=0,001), самостоятельностью в преодолении трудностей (г=323, р=0,001), стремлением к улучшению процесса работы (0,319, р<0,01).

У большинства групп обнаружена отрицательная корреляция показателя безнравственных стремлений и показателей уважения к людям (г=-342, р=0,001), чуткости (г=-291, р=0,001), бережного отношения к результатам труда (г=-355, р=0,001), настойчивости и самообладания (-0,338, р<0,01). Из этого следует, что акультурные стремления могут негативно влиять на развитие личности и тормозить процесс развития культурных стремлений. Также выявлена отрицательная корреляция между показателем неэстетических стремлений и показателями стремления к улучшению процесса работы (г=-277, р=0,001), настойчивости и самообладания (г=289, р<0,01),

между показателем пренебрежения психической саморегуляцией и показателем бережного отношения к результатам труда (г=278, р=0,001), добросовестности (г=280, р=0,001), самостоятельности

в преодолении трудностей (г=260, р=0,001), целеустремленности (г=271, р=0,001), настойчивости и самообладания (г=286, р=0,001).

У студентов выявлено меньше, чем у старшеклассников, значимых связей между показателями. Так определена устойчивая связь между показателем нравственных стремлений и теми же показателями, обнаруженными у старшеклассников. Также выявлены устойчивые связи между стремлениями к психорегуляции и стремлением к новому, к улучшению процесса работы (0,316, р<0,01).

В результате анализа материала, полученного при изучении учащихся 10-х классов динамика развития качеств не установлена, более того, из 5 показателей по трем показатели учащихся 11-х классов оказались ниже, чем у 10-классников: нравственным, эстетическим, психорегулирующим стремлениям. Возможно, такую тенденцию можно связать с предстоящим выбором дальнейшего пути обучения и проявлениями в связи с этим апатии и страхов. Лишь по творческим стремлениям у учеников 11-х классов выявлен показатель выше, чем у десятиклассников.

Сравнение гендерных признаков выявило, что у выборки девушек 11-х классов почти все показатели оказались выше, чем у девушек 10-х классов. Подобная динамика выявлена у девушек-студенток по сравнению со школьницами 11-х классов. При анализе полученных гендерных материалов по юношам 10 и 11 классов выявлено, что уровень проявления нравственных, эстетических и психорегулирующих показателей оказался ниже, чем у юношей 10-х классов. И только по 2 показателям

- творческому и телеснорегулятивному - у юношей 11 классов результат оказался выше.

Проведенный анализ показал, что десятиклассники проявляют меньше уважения к людям, к коллективу, мало озабочены воспитанием в себе нравственности, не обращают внимания на условия выполняемой работы, у них немного снижен познавательный интерес.

Таким образом, без развития психологической культуры не может быть решена проблема полноценного содержания образования, так как этот пласт культуры существенным образом определяет жизнь и процесс социализации человека.

Л и т е р а т у р а

1. Колмогорова Л. С. Диагностика психологической культуры школьников: Практ. пос. для шк. психологов. - М.: Владос-Пресс, 2002. - 360 с.

2. Бодалев А. А. Психология общения. - М.: Изд-во

«Институт практической психологии», Воронеж: НПО

«МОДЭК», 1996. - 256 с.

3. Климов Е. А. Развивающийся человек в мире профессий. - Обнинск: Изд-во «Принтер», 1993. - 57 с.

4. Обозов Н. Н.Межличностные отношения. - Л. 1975. - 157 с.

5. Мотков О. И. Психология самопознания личности. -М., 1993. - 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.