Научная статья на тему 'Анализ особенностей отношения к здоровому образу жизни иностранных и российских студентов'

Анализ особенностей отношения к здоровому образу жизни иностранных и российских студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1001
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗАДАЧИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / ЦЕННОСТИ / HEALTH / HEALTHY LIFESTYLE / THE PROBLEM OF HEALTHY LIFESTYLES / VALUES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Волохова Надежда Павловна

В статье приводится анализ отношения иностранных (студентов из Китая) и русских студентов к здоровому образу жизни, а также предложены методы формирования здорового образа жизни студентов в зависимости от их ценностных ориентаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ особенностей отношения к здоровому образу жизни иностранных и российских студентов»

устойчиво подчинявшаяся ранее законам гуманистической психологии, сталкиваясь с новизной, может мгновенно перейти на законы бихевиаризма».

Так как данное исследование еще не получило завершения, делать окончательные выводы представляется преждевременным. Однако уже имеющиеся результаты позволяют констатировать: за каждым научно обоснованным психологическим понятием скрыт его семантический инвариант, который не может быть познан в формате одной психологической школы; возможным методом раскрытия семантического инварианта психологического понятия может быть атрибутивная интеграция, включающая в себя обобщенные методы разных психологических школ; каждая психологическая школа исследует (и может исследовать) не сущность (семантический потенциал) психологического понятия, а только ограниченный круг форм проявления этого понятия в рамках собственной методологии.

Библиографический список

1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] : монография / А. Адлер. - М. : Институт практической психотерапии, 2002. - 212 с

2. Берулава, Г. А. Стиль индивидуальности: теория и практика [Текст] : монография / Г. А. Берулава. - М. : Педагогическое агентство России, 2001. -248 с

3. Климов, Е. А. Психология профессионала [Текст] / Е. А. Климов. - М. : Институт практической психологии, Воронеж : НПО МОДЭК, 1996. 424 с.

4. Мерлин, В. С. Психология индивидуальности [Текст] / В. С. Мерлин. -М. : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. - 486 с

5. Холодная, М. А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума [Текст] : учеб. пособие / М. А. Холодная. - М. : ПЕР СЭ, 2002. - 260 с.

Волохова Надежда Павловна

Зав. учебным кабинетом по безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия

УДК 37.062 ББК 88.4

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ИНОСТРАННЫХ И РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ

В статье приводится анализ отношения иностранных (студентов из Китая) и русских студентов к здоровому образу жизни, а также предложены методы формирования здорового образа жизни студентов в зависимости от их ценностных ориентаций.

Ключевые слова: здоровье; здоровый образ жизни; задачи здорового образа жизни; ценности.

CHARACTERISTIC ANALYSIS OF AN ATTITUDE TOWARDS HEALTHY LIFESTYLE BY FOREIGN AND RUSSIAN STUDENTS

This article provides an analysis of foreign (Chinese students) and Russian students’ relationship to healthy lifestyle, as well as suggests formation methods of students’ healthy lifestyle according to their value orientations.

Key words: health; healthy lifestyle; the problem of healthy lifestyles; values.

«Без здоровья все - ничто» - эти слова великого философа Сократа знают многие во всех уголках образованного мира, однако для приобретения самой главной ценности в жизни человек не всегда готов пожертвовать привычным образом жизни, потратить деньги на занятия в фитнес-клубе или на полезную пищу. Сохранение здоровья в первую очередь зависит от образа жизни человека. Профилактическая работа, направленная на здоровый образ жизни, должна быть направлена на повышение индивидуальной активности населения в освоении навыков и умений здорового образа жизни, повышение культуры оздоровления человека [Научные основы здоровья и здорового образа жизни, 2007]. В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье характеризуется как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Мы также будем использовать понятие здоровья, основанное на культурологическом критерии, которое определяется как состояние, обеспечивающее усвоение опыта по сохранению здоровья и ведению здорового образа жизни на базе общечеловеческой, государственной, региональной и национальной культуры, основанное на осознании принадлежности человека к определенной культуре, принятии ее ценностей как своих, выборе культуросообразного образа жизни [Якунчев, 2008].

Любая страна имеет свои культурологические особенности, у каждого народа свои подходы к формированию того или иного компонента здорового образа жизни, являющегося первостепенной целью в программах сохранения здоровья, которые реализуются путем решения следующих задач:

• создание оптимальных условий для образовательного процесса;

• создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся;

• формирование у учащихся и педагогов потребности в физическом и психическом саморазвитии;

• совершенствование санитарно-гигиенической, просветительской, консультативной, информационной работы со всеми участниками образовательного процесса;

• пропаганда среди обучающихся и их родителей здорового образа жизни, профилактика наркомании, СПИДа, алкоголизма, курения у школьников;

• повышение результативности методической работы по вопросам здо-ровьесбережения образовательного процесса и предупреждения травматизма;

• обновление материально-технической базы, используемой для реализации программы формирования здорового образа жизни;

• привлечение внимания семьи, органов местного самоуправления, широкой общественности.

В мае 2011 г. В ФБГОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет» было проведено исследование среди студентов в возрасте от 17 до 26 лет для определения особенностей отношения к здоровому образу жизни. Всего опрошено 104 студента, из которых 52 - российских и 52 иностранных студента (студенты из Китая). Для того чтобы определить отношение студентов к здоровому образу жизни, мы проанализировали их отношение к пяти его основным компонентам - это рациональное питание, правильный режим труда и отдыха, отказ от вредных привычек, отношение к спорту и физическим нагрузкам, личная гигиена.

В ходе исследования выяснилось, что у всех студентов разумное отношение к здоровью, среди них нет как склонных к ипохондрии, так и тех, кто совсем не заботится о своем здоровье. Проблем с питанием у большинства российских студентов не отмечается, стараются правильно питаться здоровой пищей. У 100% иностранных студентов существуют проблемы с питанием, им нужно отрегулировать диету. Курят 18% иностранных и 29% российских студентов, употребляют спиртные напитки 18% иностранных и 35 % российских студента.

Отношение ко сну у всех студентов одинаковое. В среднем на сон у студентов уходит 7-9 часов в сутки. Некоторые отмечают, что при высокой учебной нагрузке на сон приходится 4-5 часов в сутки в будние дни и 10-12 часов в выходные.

Отношение к спорту у российских студентов лучше, чем у иностранных. Спортом занимаются 24% иностранных и 52% русских студентов. На вопрос «Что может заставить Вас заниматься спортом», иностранные студенты, которые не занимаются спортом на первое место поставили желание хорошо выглядеть (25%) и нарастить мышечную массу (20%), с друзьями за компанию готовы заниматься спортом - 18%. Мода и необходимость похудеть не заставит иностранных студентов заниматься спортом, на последнее место эти пункты поставили по 10% опрошенных. Одинаковую значимость для иностранных студентов представляют назначение лечащего врача, наличие бесплатного абонемента в спортзал, большое количество времени, необходимость похудеть, желание достичь каких-либо спортивных результатов.

Российские студенты будут заниматься спортом, если захотят хорошо выглядеть - 48%, на второе место большинство поставили желание достичь спортивных результатов - 27%, на третье - наличие бесплатного абонемента в спортзал - 27%. Веяния современной моды также не приведет российских студентов в спортзал - 48% опрошенных поставили моду на спорт на последнее место. Назначения лечащего врача, желание нарастить мышечную массу, друзья, большое количество свободного времени, необходимость похудеть могут незначительно повлиять на желание заниматься спортом.

Также была определена система ценностей по М. Рокичу. Среди терминальных ценностей иностранных студентов (ценности-цели, убеждения в

том, что конечная цель существования стоит того, чтобы к ней стремиться) здоровье занимает третье место (40%), первое - активную деятельную жизнь, второе место занимает - жизненная мудрость. На последнее место студенты ставят познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие). Российские студенты ставят здоровье на первое место - 36%, на второе место - счастливую семейную жизнь - 22%, третье место занимает интересная работа и материальнообеспеченная жизнь - по 13%. На последние места студенты ставят счастье других и творчество - по 18%, красоту природы и искусство (переживание прекрасного в природе и искусстве) - 22%.

Среди инструментальных ценностей (ценности-средства, убеждения в том, что образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации) можно выделить те, которые могут способствовать формированию здорового образа жизни, сопутствовать ему, привести опрошенных к крепкому здоровью, это такие ценности, как независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) - на втором месте; исполнительность (дисциплинированность) - у всех студентов на пятом месте; ответственность (чувство долга, умение держать слово) - на седьмом месте, твердая воля - у иностранных студентов на четырнадцатом, а у российских студентов на пятнадцатом месте, самоконтроль - иностранные студенты - девятое место, русские студенты семнадцатое место; высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) - у иностранных студентов на пятом, у российских на восемнадцатом месте; эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) - у иностранных студентов - на двенадцатом месте, у российских студентов на девятом четырнадцатом и шестнадцатом месте; непримиримость к недостаткам в себе и других - на последнем месте.

На первом месте у большинства иностранных студентов - аккуратность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах, на втором - воспитанность и хорошие манеры, на третьем - образованность (широта знаний, высокая общая культура).

У большинства российских студентов на первом и втором месте - жизнерадостность (чувство юмора), на третьем - воспитанность и хорошие манеры.

Проанализировав отношения иностранных и российских студентов к здоровому образу жизни можно сделать вывод, что при составлении программы здоровья следует акцентировать внимание российских студентов на отказе от вредных привычек, а у иностранных на составлении правильной диеты и режима питания. Следует научить студентов правильно распределять свою учебную нагрузку, чтобы оптимизировать режим труда и отдыха. Иностранных студентов следует мотивировать на занятия спортом, учитывая то, что эти студенты главной целью ставят активную деятельную жизнь, необходимо построить их программу здоровья и режим дня так, чтобы спорт являлся главной составляющей, ведущей к активной, деятельной жизни, опираясь на основы Китайской медицины, йогу, цигун и др. Учитывая выбор студентов

инструментальных ценностей, наилучшим способом формирования здорового образа жизни у иностранных студентов будет повышение их образованности в данном вопросе (проведение лекций, семинаров, конференций по данной теме), обоснование связи здорового образа жизни с их достижениями в обыденной жизни (проведение тренингов личностного роста, достижения успеха, рефлексии). При работе с российскими студентами можно предложить игровые методы и тренинги. Мы также можем отметить, что содействовать формированию здорового образа жизни студентов могут тренинги, основанные на развитии таких качеств, как независимость, самостоятельности принятия решений, дисциплинированности и ответственность. У иностранных студентов высокие требования к жизни занимают более высокую позицию, чем у российских студентов, следовательно, необходимо повышать значимость собственной жизни в глазах студентов. Также главным аспектом программ формирования здорового образа жизни является понимание студентами того, что вредные привычки свои и окружающих являются серьезными недостатками, от которых необходимо избавляться.

В заключение хотелось бы отметить, что важнейшим фактором успешного формирования здорового образа жизни является учет индивидуальных особенностей студентов при составлении программ здоровья, а также повышение ценности здоровья для каждого человека.

Библиографический список

1. Даутов, Ю. Ю. Научные основы здоровья и здорового образа жизни [Текст] / Ю. Ю. Даутов, Т. Ю. Уракова, Р. Ш. Ожегова, Р. Н. Хакунов, Р. А. Тхакушинов // Новые технологии. - 2007. - № 3. - C. 67-69.

2. Якунчев, М. А. «Здоровье» и «Здоровый образ жизни» в контексте культурологического подхода к образованию школьников [Текст] / М. А. Якунчев, Т. С. Кольжецова, П. Г. Марков // Письма в Эмиссию. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. - 2008. -№ 3. - C. 1241.

3. Овчарук, О. Шкільна політика в галузі початкової освіти в Європейських країнах [Текст] / О. Овчарук // Шлях освіти. - 2000. - № 4. - С. 17-19.

Страницы истории

Семина Снежана Александровна

Кандидат исторических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма», г. Иркутск, Россия

УДК 39 (57.2)

ББК 63.5 (2)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫСЛОВ И КУСТАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА В ИРКУТСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.