Научная статья на тему 'Характеристика здорового образа жизни старшеклассников Алданского района в Республике Саха (Якутия)'

Характеристика здорового образа жизни старшеклассников Алданского района в Республике Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
105
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / HEALTHY LIFESTYLE / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL CLIMATE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Симбирцева Светлана Александровна, Шишкин Андрей Михайлович

В данной теме рассматривается проблема отношения у школьников к здоровому образу жизни и соблюдению правил поведения в обществе. Исследование проводилось социальным опросом. Заключение выведено из таблиц и психологии учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristic of the healthy lifestyle of seniors in Aldanskiy region in Republic Sakha (Yakutya)

In this subject the relation problem at school students to a healthy lifestyle and observance of rules of conduct in society is considered. The research was conducted by social poll. The conclusion is made from tables and psychology of pupils.

Текст научной работы на тему «Характеристика здорового образа жизни старшеклассников Алданского района в Республике Саха (Якутия)»

Характеристика здорового образа жизни старшеклассников Алданского района в

Республике Саха (Якутия)

Characteristic of the healthy lifestyle of seniors in Aldanskiy region in Republic Sakha

(Yakutya)

Симбирцева Светлана Александровна

Студент 3 курса

Факультет металлургии и химической технологии имени С.Б. Леонова Иркутский Национальный Исследовательский Технический Университет

Иркутск, ул. Лермонтова, 83 e-mail: simbirceva99@mail. ru

Simbirtseva Svetlana Aleksandrovna

Student 3 term

Faculty of metallurgy and chemical technology named after S.B. Leonov Irkutsky National Reseach Technical University e-mail: simbirceva99@mail. ru

Шишкин Андрей Михайлович

Учащийся МОУ СОШ№8 г. Томмот Алданского района, Республики Саха (Якутия)

Shishkin Andrey Mikhailovich

Study in MO U COH №8 Aldanskiy region in Rebublic Sakha (Yakutiya)

Научный руководитель Амбарцумян Р.А.

Старший преподаватель e-mail: rima. ambarcumyan@mail. ru

Scientific advancer

Ambartsumyan R.A. Senior teather e-mail: rima. ambarcumyan@mail. ru

Аннотация.

В данной теме рассматривается проблема отношения у школьников к здоровому образу жизни и соблюдению правил поведения в обществе.

Исследование проводилось социальным опросом. Заключение выведено из таблиц и психологии учащихся.

Annotation.

In this subject the relation problem at school students to a healthy lifestyle and observance of rules of conduct in society is considered.

The research was conducted by social poll. The conclusion is made from tables and psychology of pupils.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, социально-психологический климат.

Key words: healthy lifestyle, social and psychological climate.

В современном обществе у людей все чаще наблюдаются различные проблемы с состоянием здоровья: заболевания сердечно-сосудистой системы, слабость опорно-двигательного аппарата, быстрая утомляемость при не значительном физическом труде [1-4]. Зачастую, как показывают исследования, проявление начальных стадий заболеваний и отклонений дают о себе знать уже в подростковом возрасте [6]. Следствием тому является малоактивный образ жизни молодежи, которому все больше отдается предпочтение.

С появлением компьютеров, разнообразных гаджетов с доступом в сеть Интернет, машин, человек большую часть времени проводит в сидячем положении, что очень сказывается на позвоночнике, его шейных и крестцовых отделах, вследствие чего искривляется позвоночник.

Вопросы студенческой науки Выпуск № 15, ноябрь 2017

Как показывает практика, в настоящее время молодежь меньше стала интересоваться основами соблюдения здорового образа жизни, правильным питанием, а все больше отдает предпочтение неправильному питанию и вредным привычкам. Поэтому мониторинг соблюдения основ ЗОЖ представляет актуальную проблему.

Цель - дать характеристику соблюдения здорового образа жизни старшеклассниками Алданского района в Республике Саха (Якутия).

Материалы и методы. В феврале 2017 года был проведен анонимный опрос подростков от 14 до 18 лет, посещающих 8-11 классы, в школах Алданского района в городах Томмот, Алдан и поселках Ыллымах, Синегорье, Алексеевск в Республике Саха (Якутия). Анкета состояла из 16 вопросов. Общее количество участвующих составило 314 человек, из которых 42% юноши и 58% - девушки.

Результаты исследования. Учащимся был задан вопрос о том, чем обычно они предпочитают заниматься в свободное от учебы время. Как оказалось, большее предпочтение старшеклассники отдают компьютерным играм, просмотрам видеороликов и различным гаджетам с доступом в сеть Интернет. Установлено, что 47,4% подростков свое свободное время проводят за компьютером (табл. 1).

Таблица 1 - Увлечения школьников в свободное от учебы время

Увлечение Количество (%)

Компьютер 47,4

Спорт 23,2

Техника 3,6

Литература 6,6

Музыка 3,1

Рисование 1,2

Танцы 2,2

Прогулки 3,5

Творчество 0,6

Рукоделие 1,6

Ничего 7,3

Из количества опрошенных, дети, увлекающиеся спортом, составляют 23,3%, техникой - 3,6%. Второстепенными видами деятельности, такими как чтение литературы, посещение кружков танцев и музыки, занимается мало учащихся.

Как свидетельствуют наблюдения авторов [5], при проведении медицинских осмотров, в 85-90% неблагоприятных стечений обстоятельств у детей находят серьезные нарушения осанки, связанные с частым времяпровождением за ПК. И как наблюдается из опроса, компьютер стоит на первом месте по предпочтению школьников. Из-за различных видеоигр, телевидения, мозгу не приходится выполнять сложных функций, в отличие от того, когда нужно решить задачу или выполнить ряд определенных действий, чтобы собрать модель корабля и пр. Вследствие неблагоприятного воздействия электромагнитных волн, происходит заторможенность мозга, что приводит к меньшей концентрации внимания и не способности решить какую-либо задачу. Приходится больше времени тратить на решения, чем могло бы понадобиться обычно. В зависимости от вышеописанных факторов, люди попадают в стрессовые ситуации [6], именно поэтому вспомогательным вопросом стала оценка социально-психологической обстановки в школах.

В табл. 2 приведены результаты анализа социально-психологических условий в образовательных учреждениях.

Таблица 2 - Социально-психологический климат в Вашем учреждении

Удовлетворяет ли Вас социально-психологический климат в Вашем учреждении образования? Количество(%)

Да 32,1

Нет 22,3

Скорее да, чем нет 45,6

Из данных видно, что 32,1% подростков удовлетворены социально-психологическим климатом в их образовательном учреждении, 22,3% - нет, а около 46% - не были уверены в своем ответе на поставленный вопрос.

Как вспомогательный фактор, школьникам была предоставлена возможность, описать влияние положительных эмоций на их самочувствие. В результате, 28,9% подростков посчитали, что позитивный настрой оказывает небольшое влияние на их состояние; 50,6% - что чувства не оказывают влияния и 20,3% - затруднились ответить.

Таблица 3 - Характеристика отношений между преподавателями и учащимися

Устраивают ли Вас отношения между преподавателями и учащимися? Количество(%)

В основном, устраивают 42,4

В чем-то устраивают, в чем-то нет 33,1

Во многом не устраивают 6,05

Затрудняюсь ответить 18,13

По большей части отношения детей и родителей - 42,4%; в чем-то устраивают, а в чем-то нет - 33,1%; и только 6% не удовлетворены социально-психологическим климатом в семье. Остальные около 18,13% не определились с ответом.

Взаимные отношения со сверстниками в школе и на улице, со взрослыми в доме, хобби и увлечения позволяют составить психологический портрет ребенка, который становится одной из главных причин для следующей формулировки вывода степени распространения вредных привычек среди школьников. По изученным материалам опроса количество некурящих в Алданском районе составило - около 55%, изредка - 17,6%, курящих постоянно - 27,3%.

На следующий вопрос «Стоит ли отказаться от курения» почти 35% ответили «Да», 0,6% - «Нет», а 6,3% не смогли определиться с ответом (табл. 4)*. В качестве дополнения всем задали вопрос о нанесении вреда курением здоровью. Все учащиеся ответили, что курение вредит здоровью, однако, осознание этого не влияет на то, чтобы полностью отказаться от пагубной привычки.

Таблица 4 - Отношение к курению

Стоит ли отказаться от курения, чтобы быть здоровым? Количество(%)

Да 35

Нет 0,6

Не знаю 6,3

*Примечание. Остальные 58,1% учащихся не ответили на поставленный вопрос.

Как и курение, алкоголь оказывает неблагоприятное воздействие на состояние организма. Число школьников, не употребляющих спиртные напитки составило 42%, остальные - около 58% употребляют (в том числе и изредка).

Из количества опрошенных учащихся 12,1% относящихся к употребляющим, посчитали, что употребление алкоголя не оказывает отрицательного действия на организм.

Таблица 5 - Отношение к опасности алкоголя на здоровье

Опасно ли употребление спиртных напитков для Вашего здоровья? Количество(%)

Да 83,4

Нет 12,1

Не знаю 4,5

Некоторые школьники занимаются спортом, хотя и имеют вредные привычки.

Во всех образовательных учреждениях обязательно проводят профилактические занятия о вреде алкоголя и курения, наркотиков. Для того чтобы молодежь осознавала, на сколько это опасно.

Для физического развития созданы специальные условия для занятий физической культурой и проведения спортивных эстафет. Во всех образовательных учреждениях Алданского района, где проводилась исследовательская работа, есть в наличии спортзалы для проведения физкультуры, которую нужно посещать учащимся в положенное время, а кто-то приходит и дополнительно, если есть такая возможность для занятия в спортивных секциях или по танцам и гимнастике. Постоянно посещают уроки - 41,4%, лица, посещающие спортзал непостоянно составили -54,4% , освобожденных от физкультуры - 4%.

Благодаря опросу, было определено, что около 50% считают, что от выполнения комплексных упражнений они не испытывают никакого улучшения в организме, 33,8% учащихся наоборот и 16% - затрудняются ответить. По нашему мнению, все это связано с недостаточным объемом физических нагрузок или их халатным выполнением, не смотря на то, что школьники обязаны выполнять определенный комплекс упражнений во время занятий. Кроме того, улучшений психофизиологического состояния не происходит из-за пассивного образа жизни молодежи.

При проведении социального изучения характера поддержания учениками здорового образа жизни, мы включили вопрос, затрагивающий соблюдение личной гигиены, потому что это неотъемлемая часть в жизни человека. Зная обычные правила о чистоте и порядке, каждый должен помнить, что они нужны не только для опрятного вида, но и для профилактики различных болезней. Исходя из вышеописанного, было принято решение, что нужно обязательно оценить, как подростки относятся к соблюдению личной гигиены и его влиянию на организм (табл. 6).

Таблица 6 - Соблюдение личной гигиены

Считаете ли Вы важным условием здорового образа жизни соблюдение личной гигиены? Количество(%)

Очень важно 51,2

Скорее важно 37,8

Скорее не важно 5,4

Совсем не важно 5,4

По итогам анкетирования, мнение о том, что обычное мытье, чистка зубов утром и перед сном и пр. являются очень важными вещами, составило 51% и скорее важными - 38%.

Закаливание, как и спортивные занятия - один из важнейших моментов для сохранения физической формы и укрепления иммунитета. Школьникам задали вопрос о том, занимаются ли они закаливанием. В таблице 7 представлены результаты опроса.

Таблица 7 - Закаливание организма

Занимаетесь ли Вы закаливанием своего организма? Количество(%)

Да, занимаюсь 3,5

Нет 92,99

Не считаю нужным 3,2

Из табл. 7 видно, что не занимается закаливанием 92,99% школьников.

Выводы

1. Было выявлено, что половина учащихся школ Алданского района большую часть времени проводят за ПК и всевозможными другими устройствами (мобильными гаджетами, обеспеченными выход в Интернет). Вследствие этого, подростки чаще находятся в малоподвижном состоянии, когда сидят, что приводит к мышечным и суставным заболеваниям, искривлению осанки. У школьников, активно увлекающихся спортом и всегда одинаково посещающих занятия физкультурой, значительно лучшее самочувствие и больший потенциал выносливости к переутомлению от физической нагрузки.

2. Дополнительно в школах изучены отношения преподавателей с учащимися, которые позволили определить социально-психологическую обстановку в образовательных учреждениях. Взаимоотношения, устраивают (в основном) и почти столько же в чем-то да, в чем-то нет - составили практически одинаковое количество, и только незначительную часть (6%) не удовлетворяет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Изучение психофизиологического состояния подростков показало, что, по их мнению, они живут интересной жизнью, потому что их повседневные дела включают творчество, танцы, пение, спорт, которые не дают повода для плохого настроения. В основном это заметно у подростков от 14 до 16 лет. Остальные страдают от обыденности каждого дня и апатии, в некоторых случаях - депрессией. По возрастным критериям это были молодые люди возрастов 16-18 лет.

Список используемой литературы:

1. Амбарцумян Р.А. Физическое развитие иностранных студентов, обучающихся в техническом вузе Прибайкалья / Р.А.Амбарцумян, М.М.Колокольцев // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 2 (73). С. 216-220.2.

2. Колокольцев М.М. Физическая культура студентов в техническом вузе / Л.Ф. Наталевич, Л.Д.Рыбина, Е.А.Власов, А.Г.Демидов, Л.Н. Просвирина, Е.П.Игнатьева, Л.В.Кузнецова, Е.Н.Грицай, М.Н.Оробей, П.Ю.Брель, О.В.Яловенко, И.А.Ярославцева. Иркутский национальный исследовательский технический университет. Иркутск, 2016.

3. Колокольцев М.М. Двигательные возможности студенток технического вуза с различными типами телосложения / М.М.Колокольцев, Е.А.Койпышева // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. №1 (84). С. 210-215.

4. Лумпова О.М. Соматотипологическая характеристика популяции девушек юношеского возраста Прибайкалья

/ О.М.Лумпова, М.М.Колокольцев // Валеология. 2011. № 2. С. 67-72.

5. Пономаренко Я.Е. Роль физической культуры в профилактике утомления глаз при работе за компьютером/

Л. Д. Рыбина// Иркутск. 2013 С. 274-283.

6. Селье Г. На уровне целого организма. М.: Наука, 1972. - 123 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.