Научная статья на тему 'Анализ особенностей формирования и реализации инвестиционной политики банка при осуществлении инновационной деятельности'

Анализ особенностей формирования и реализации инвестиционной политики банка при осуществлении инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ОСОБЕННОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА БАНКА / ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ANALYSIS / FEATURES / FORMATION AND REALIZATION / INVESTMENT POLICY OF BANK / IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бударин И. Л.

Представлены результаты анализа основных направлений инновационного развития банков и факторов их сопровождающих. Обоснован метод дифференциации уровней реализации инновационной деятельности банка как объекта инвестирования. Разработаны критерии оценки эффективности реализации инновационной политики банка при осуществлении инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE CHARACTERISTICS OF THE FORMATION AND IMPLEMENTATION OF THE INVESTMENT POLICY OF THE BANK IN IMPLEMENTING INNOVATION

Results of the analysis of the main directions of innovative development of banks and their factors accompanying are presented. The method of differentiation of levels of realization of innovative activity of bank as object of investment is reasonable. Criteria of an assessment of efficiency of realization of innovative policy of bank are developed at implementation of innovative activity.

Текст научной работы на тему «Анализ особенностей формирования и реализации инвестиционной политики банка при осуществлении инновационной деятельности»

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ БАНКА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Бударин И.Л., соискатель ФАОУДПО ГАСИС

Представлены результаты анализа основных направлений инновационного развития банков и факторов их сопровождающих. Обоснован метод дифференциации уровней реализации инновационной деятельности банка как объекта инвестирования. Разработаны критерии оценки эффективности реализации инновационной политики банка при осуществлении инновационной деятельности.

Ключевые слова: анализ, особенности, формирование и реализация, инвестиционная политика банка, осуществление инновационной деятельности.

ANALYSIS OF THE CHARACTERISTICS OF THE FORMATION AND IMPLEMENTATION OF THE INVESTMENT POLICY OF THE BANK IN IMPLEMENTING INNOVATION

Budarin I., the applicant, FAOUDPO OASIS

Results of the analysis of the main directions of innovative development of banks and their factors accompanying are presented. The method of differentiation of levels of realization of innovative activity of bank as object of investment is reasonable. Criteria of an assessment of efficiency of realization of innovative policy of bank are developed at implementation of innovative activity.

Keywords: analysis, features, formation and realization, investment policy of bank, implementation of innovative activity

В условиях низкой инновационной активности в сфере перерабатывающих производств и еще более низкой инновационной активности отечественных коммерческих банков, с одной стороны, и стратегической задачи вхождения России в число мировых лидеров, с другой стороны, формирование агрессивной инвестиционной политики в условиях жесткой рыночной конкуренции является необходимым, но недостаточным условием для достижения требуемой эффективности инновационной деятельности акционерных коммерческих банков. Для стимулирования опережающих темпов инновационного развития отечественной экономики в условиях относительного дефицита инвестиционных ресурсов выдвигается гипотеза формирования инвестиционной политики акционерного коммерческого банка при осуществлении инновационной деятельности, основанная на поиске эффективных точек (направлений) инновационного роста.

В процессе решения задачи анализа инновационной составляющей при формировании инвестиционной политики банка был проведен анализ основных направлений инновационного развития при управлении инвестиционной политикой банка.

Для определения основных направлений инновационного развития банка в работе были исследованы непересекающиеся варианты классификации банковских инноваций и связанные с ними факторы, влияющие на формирование банковских инноваций (табл.1).

Проведенные исследования позволили выявить основные направления инновационного развития банка как объекта инвестирования и определена совокупность факторов их определяющая, включая: причины возникновения инноваций, роль и место инноваций в деятельности банка, определение конечного результата инновационной деятельности в финансовой сфере, масштабы диффузии инновации, заданные ограничения, объем инновационного воздействия, уровень радикальности инноваций, характер удовлетворяемых потребностей и отношение банковских инноваций к разработчику.

Для анализа и разрешения проблем управления инновационной деятельностью банков на основе определения в инвестиционной политике рациональных механизмов обеспечения инновационной деятельности был предложен метод дифференциации уровней реализации инновационной деятельности банками.

В основе предложенного метода дифференциации лежит учет объемов и качества инновационной деятельности банка исходя фактической реализации банками представленных в табл.1 десяти вариантов классификации банковских инноваций.

В каждом варианте классификации выделяется два уровня реализации банковских инноваций: высокий - оценка 2 балла (исключение составляет классификация по уровню радикальности банковских инноваций - оценка 3 балла), и низкий - оценка 1 балл. Отсутствию банковских инноваций соответствующего класса соответствует оценка 0 баллов.

В результате уровень инновационной деятельности банка может быть оценен исходя из объемов и качества инновационной деятельности по каждой из десяти классификационных составляющих банковских инноваций, представленных в табл.1:

10

Uud6 V/ Ui , (1)

i=1

где и1 - уровень инновационной деятельности банка по 1-ой классификационной составляющей банковских инноваций.

Предложена шкала (табл.2) качественной оценки уровня инновационной деятельности банка, получаемая исходя из его количественной оценки (1), и предопределяющая характер инвестиционной политики банка.

С учетом предложенного метода дифференциации уровней реализации инновационной деятельности банка в работе были сформированы критерии оценки эффективности реализации инновационной политики банка при осуществлении инновационной деятельности

Для оценки планов реализации инновационной политики банка при осуществлении инновационной деятельности предложен критерий вида:

К а.т, - р +в /д, - р+у-/д„ - р„

пл /я . р , (2)

„„

где /я,, /я„ - индексы рентабельности банковских инноваций высокого уровня, банковских инноваций низкого уровня и

традиционной банковской деятельности, соответственно;

Таблица 1. Классификации банковских инноваций и связанные с ними факторы, влияющие на формирование банковских инноваций

№ Варианты классификации Классы Характеристики классов

1 По причинам возникновения Стратегические инновации Направлены на достижение конкурентных, в первую очередь лидерских, преимуществ в долгосрочной перспективе за счет планирования и реализации превентивных инновационных преобразований.

Реактивные инновации Используются при реализации оборонительной стратегии и направлены обеспечение выживания банка на рынке. Как правило, характеризуют опорную реакцию кредитного учреждения на инновационную деятельность банков-конкурентов.

2 По роли инноваций в деятельности банка Основные инновации Определяют основную часть инновационной деятельности банка, формируя его рыночные перспективы за счет предложения спектра инновационных продуктов и услуг.

Обеспечивающие инновации Напрямую не связаны с основными функциями банка и носят технологический, инфраструктурный характер, включая в себя инновационные преобразования управленческой структуры, методов организации основного производственного процесса и процессов оказания услуг и реализации банковских продуктов, совершенствования банковских технологий и т.п.

3 По месту инновации в деятельности банка Внутренние инновации Собственно продуктовые инновации, связанные с созданием новых банковских продуктов, разработкой новых услуг, а также с продвижением их на рынок, для которого они были созданы (например, эмитирование и распространение банком собственных векселей и предложение их своим клиентам как новый вариант депозита, и т.д.).

Внешние (рыночные) инновации Представляют собой комплекс мероприятий, позволяющих реализовывать уже созданные продукты на новых рынках, открывать для них новые сферы использования (например, использование собственных векселей банка в расчетных схемах производственных цепочек, что позволяло ориентировать уже известный банковский продукт на новый рынок клиентов определенной отрасли, не имевших до этого в обращении производных финансовых инструментов).

4 По конечному результату инновационной деятельности в финансовой сфере Продуктовая финансовая инновация Материальная (осязаемая) часть инновации финансового института, предназначенная для продажи на финансовом рынке (ценные фондовые бумаги, монеты из драгоценных металлов, пластиковая расчетная или кредитная карта, договор банковского счета, пенсионный полис, объект недвижимости и др.)

Операционная финансовая инновация Новые виды действий субъектов права со средствами независимо от формы и способа их осуществления, направленные на возникновение, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей, а равно удостоверение или регистрация таких действий (форфейтинг, синдицирование, финансирование на основе плавающей ставки, франчайзинг, хеджирование, лизинг, факторинг, эккаутинг, кредитные операции, валютные операции, банковские операции «своп»)

5 По масштабам диффузии Единичные инновации Единичный инновационный финансовый продукт - это вещь, характеризуемая индивидуальными, присущими только ей особенностями, которые выделяют ее среди других продуктов, и представляющая собой разновидность какого-либо финансового актива или продукта (монета из конкретного драгоценного металла, конкретная недвижимость, акция (облигация) эмитента -конкретного хозяйствующего субъекта, и т.д.), выпускаемый для индивидуальных потребителей (нумизматов, тезавраторов, отдельных инвесторов и т.д.).

Массовые инновации Массовый инновационный финансовый продукт - это продукт без резко выраженной индивидуальности, не имеющий особых характерных черт и различающийся только по видам продукта или финансового актива (облигации государственного внутреннего займа всех видов, банковский депозитный счет, пенсионный полис, страховое свидетельство, опционный контракт, фьючерс и др.), выпускаемый в расчете на массового потребителя (инвесторов и обычных граждан).

6 По заданным ограничениям Лимитированный инновационный продукт Лимитированный инновационный финансовый продукт - это продукт, объем или количество выпуска которого строго квотируется рядом факторов (размер уставного капитала хозяйствующего субъекта, спрос покупателей, наличием единиц самого продукта (объектов недвижимости) и т.п.), определяющих количество эмитируемых акций, облигаций, размеры кредитных соглашений, и т.д.

Нелимитированный финансовый продукт Нелимитированный финансовый продукт - продукт, объем (количество) выпуска которого не ограничено никакими квотами и определяется лишь уровнем покупательского спроса

7 По объему воздействия Точечные инновации Точечные инновации характеризуют частное совершенствование технологий банковской деятельности на отдельном участке работы. Не требуя больших материальных затрат, точечные инновации обеспечивают повышение эффективности одной-двух

операций и поэтому не оказывают заметного влияния на эффективность производственных банковских процессов в целом.

Системные инновации Системные инновации определяют изменения всей структуры производственных отношений банка, проявляющиеся в расширении клиентской базы, в ускорении и удешевлении прохождения расчетов, увеличения надежности учета банковских операций, в значительном сокращении трудозатрат.

8 По уровню радикальности Новосозданные (радикальные) инновации Радикальные инновации связаны с кардинальными изменениями в системах производственных отношений и возникают вследствие появления новых технологий в других отраслях. Следствием радикальных банковских инноваций является реализация капиталоемкой цепочки мероприятий по изменению технологий функционирования банка. Проявляются в качественном изменении всей банковской системы и связаны с агрессивной позицией банка на рынке, стремящегося расширить свой сегмент путем предложения принципиально новых банковских продуктов и технологий обслуживания клиентов (например, услуга интернет-трейдинга).

Модернизационные инновации Модернизационные инновации банков имеют наибольшее распространение ввиду относительной дешевизны разработок, простоты внедрения и низких рисков неудачи внедрения нового продукта, и направлены на повышение эффективности уже давно присутствующих на рынке и зарекомендовавших себя банковских продуктов и услуг.

9 По характеру удовлетворяемых потребностей Банковские инновации, направленные на создание новых потребностей Направлены на удовлетворение латентных потребностей, об удовлетворении которых банком мечтает потребитель

Банковские инновации, удовлетворяющие существующие потребности Направлены на повышение эффективности сложившихся массовых потребностей

10 По отношению банковских инноваций к разработчику Инновации, разработанные внутри банков Инновации разработаны банками, имеющими в своей структуре подразделение, профессионально занимающееся разработкой и предложением новых банковских продуктов, технологических процессов и услуг

Инновации, заказанные у сторонних разработчиков Приобретение сторонних услуг по системному анализу на основе результатов проводимых исследований и генерации идей по созданию новых форм обслуживания, технологий банковских операций и т.п.

Р, Р, Р„ - вероятность реализации банковских инноваций высокого уровня, банковских инноваций низкого уровня и традиционной банковской деятельности, соответственно;

а, в,у - доли инвестиций в банковские инновации высокого уровня, банковские инновации низкого уровня и в традиционную

банковскую деятельность, соответственно а + в + У = 1 .

Таким образом, предложенный критерий оценки планов реализации инновационной политики банка при осуществлении инновационной деятельности демонстрирует ожидаемый рост индекса рентабельности банковской деятельности при реализации инновационной

относительно традиционной.

Для оценки результатов реализации инновационной политики банка при осуществлении инновационной деятельности предложен критерий вида:

[X NPV j + X NPV„ + X NPVt ] • Lu

К =-L

1X

•X NPV„,

L

(3)

где ЫРГ2, ЫРГ,, ЫРУ„ - чистая текущая стоимость банковских инвестиционных вложений в инновации высокого уровня, в

Таблица 2. Шкала качественной оценки уровня инновационной деятельности

банка

№ Значения количественной оценки ииЛе, баллы Качественная оценка уровня инновационной деятельности банка Вариант инвестиционной политики

1 0-3 Инновационная деятельность практически отсутствует Пассивная

2 4-6 Очень низкий уровень Пассивная

3 7-9 Низкий уровень Умеренная

4 10-12 Умеренный уровень Умеренная

5 13-15 Средний уровень Умеренная

6 16-18 Высокий уровень Агрессивная

7 19-21 Очень высокий уровень Агрессивная

т

инновации низкого уровня и в традиционную банковскую деятельность, соответственно;

1^ ?1 т - объемы суммарных банковских инвестиций и инвестиций в традиционную банковскую деятельность, соответственно;

Lu+m, Lm - коэффициент текущей ликвидности .

Таким образом, предложенный критерий оценки результатов реализации инновационной политики банка при осуществлении инновационной деятельности демонстрирует фактический рост чистой текущей стоимости банка при реализации инновационной деятельности относительно традиционной с учетом диверсификации инвестиции и изменения коэффициента ликвидности.

Литература:

1. В. В. Бочаров. Инвестиции. - С-Пб.: Питер, 2009.

2. А.С. Нешитой. Инвестиции. - М.: Дашков и К, 2012.

3. Бородина С., Швырков О. Инвестиции в странах БРИК: Оценка риска и корпоративного управления в Бразилии, России, Индии и Китае. - М.: Москва, Альпина Паблишер, 2010.

4. Кузнецов Б.Т. Инвестиции. - М.: Юнити-Дана, 2006.

5. Ткаченко И.Ю., Малых Н.И. Инвестиции. - М.: Academia, 2009.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ РАЗМЕЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА

Алексанян В.К., апирант НОУ ВПО РосНОУ

Обоснована актуальность и детализирована проблема управления процессами размещения государственного заказа в масштабах региона; проведен комплексный анализ объективных внешних условий размещения государственного заказа; определены возможности и перспективы развития системы управления процессами размещения государственного заказа с учетом выделения устойчивых внешних информационных связей; сформирована динамическая база рыночных требований к системе управления процессами размещения государственного заказа.

Ключевые слова: система управления, процессы размещения, государственный заказ.

THE CONTROL SYSTEM PROCESSES THE PLACEMENT OF STATE ORDERS

Aleksanyan V., the post-graduate student, NOU VPO PosNOU

The urgency is proved and the problem of management by processes of placement of the state order in region scales is detailed; the complex analysis of objective external conditions ofplacement of the state order is carried out; possibilities and prospects of development of a control system by processes ofplacement of the state order taking into account allocation of stable external information relations are defined; the dynamic base of market requirements to a control system of processes ofplacement of the state order is created.

Keywords: control system, placement processes, state order.

В условиях необходимости совершенствования системы частногосударственного партнерства как стратегической задачи социальноэкономического развития России, одной из наиболее актуальных проблем является повышение эффективности государственного заказа.

Указанная проблема имеет множество аспектов.

Во-первых, существует проблема соответствия процессов размещения государственного заказа действующим стандартам, роль которых играет отечественное законодательство. Поскольку в конечном итоге государственный заказ оценивается как соответствующий или не соответствующий требованиям стандарта, алгоритмически возникает необходимость:

- выяснения требований,

- утверждения стандарта,

- определения процедур и описания инструкций оценки качества размещения государственного заказа по заданному стандарту;

- выбора инструменты контроля качества организации процессов осуществления государственного заказа.

Во-вторых, существует проблема соответствия процессов размещения государственного заказа не только стандарту, но и фактическим условиям их реализации с учетом возможностей участников рынка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В-третьих, в условиях динамики социально-экономического развития существует проблема соответствия процессов размещения государственного заказа сформировавшимся требованиям рынка. Неизменная рыночная потребность в обеспечении высокого уровня качества при низкой цене должна быть достигнута постоянным стремлением участников процесса управления государственными закупками к повышению качества реализуемых процессов.

В-четвертых, в условиях ускорения научно-технического прогресса существует проблема прогнозирования требований к процессам размещения государственного заказа, соответствующим

нарождающимся потребностям государства и общества.

В-пятых, сохраняется проблема учета в системе управления процессами размещения государственного заказа, изменений приоритетов государства и общества, обусловленных структурными сдвигами в социально-экономическом развитии страны.

Все это требует комплексного совершенствования системы управления процессами размещения государственного заказа.

При обосновании актуальности проблемы управления процессами размещения государственного заказа в масштабах региона, и ее связи с информационным обеспечением стратегического, тактического и оперативного управления государственными закупками проведено исследование процессов информационного обеспечения системы управления (СУ) государственных и муниципальных заказчиков. Рассмотрены особенности управления государственным заказом в условиях развития частно-государственного партнерства, и возможность применения принципов и уровней управления качеством в системе управления государственным заказом.

В качестве основных характеристик, используемых при оценке эффективности управления государственным заказом в рамках цикла «формирование заказа - размещение заказа - исполнение контракта», рассматриваются:

- соответствие деятельности государственного заказчика действующему законодательству;

- эффективность использования средств в процессе размещения заказа (экономический эффект);

- качество управления процессами закупок; эффективность технологических инструментов системы размещения заказа и др.

Алгоритмически существующая система управления государственным заказом включает процедуры:

- разработку требований к государственному заказу;

- формирование государственного заказа;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.