Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ'

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
54
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КУЛЬТУРОТВОРЧЕСТВО / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Еременко Н.А.

В статье рассматриваются основные подходы к определению сущности понятия «психологическая культура», ее структурных компонентов и уровней развития, анализируются возможные пути, условия и способы ее формирования. Кроме этого, выявляется соотношение понятий «общая психологическая культура» и «профессиональная психологическая культура», их взаимосвязь и взаимообусловленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF THE MAIN APPROACHES TO THE DEFINITION OF ESSENCE OF THE CONCEPT "PSYCHOLOGICAL CULTURE" OF DOMESTIC PSYCHOLOGY

The article gives consideration to the main approaches to the definition of the intension of «psychological culture», its structural components and development levels. It analyzes possible ways, conditions and methods of development thereof. In addition the article describes the correlation between the concepts of «general psychological structure» and «professional psychological structure», their interrelation and inter-conditionality.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ»

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Н. А. ЕРЕМЕНКО,

старший преподаватель кафедры психологии НИРО nater2009@gmail.com

В статье рассматриваются основные подходы к определению сущности понятия «психологическая культура», ее структурных компонентов и уровней развития, анализируются возможные пути, условия и способы ее формирования. Кроме этого, выявляется соотношение понятий «общая психологическая культура» и «профессиональная психологическая культура», их взаимосвязь и взаимообусловленность.

The article gives consideration to the main approaches to the definition of the intension of «psychological culture», its structural components and development levels. It analyzes possible ways, conditions and methods of development thereof. In addition the article describes the correlation between the concepts of «general psychological structure» and «professional psychological structure», their interrelation and inter-conditionality.

Ключевые слова: психологическая культура, общая психологическая культура личности, профессионально-психологическая культура, психологическая грамотность, психологическая компетентность, культуротворчество, психологическое образование и самообразование

Key words: psychological culture, general psychological culture of an individual, professional psychological culture, psychological literacy, psychological competence, cultural creativity, psychological education and self-education

В наше время психологическая наука и практика заняла прочное место в жизни людей и общества в целом. К сожалению, наиболее востребованными стали психологические знания, связанные с влиянием на людей и манипулированием их сознанием (реклама, пиар, «активные продажи» и т. д.), а не сама психологическая культура.

С точки зрения многих авторов (А. Г. Ас-молов, И. В. Дубровина, В. П. Зинченко и др.), продолжает сохраняться несоответствие между значимостью проблемы формирования и развития психологической

культуры и степенью ее научной разработанности.

В контексте проводимого нами исследования психологической культуры профессионального взаимодействия психолога с субъектами образовательного пространства необходимо ответить на ряд вопросов:

3 Что включает в себя понятие «психологическая культура» и какие составляющие (компоненты) ее образуют?

3 Какие существуют пути и механизмы формирования и развития психологической культуры?

3 Как соотносятся между собой понятия «психологическая культура личности» и «профессиональная психологическая культура»?

Для организации процесса профессиональной переподготовки и повышения квалификации психологов образования эти проблемы имеют особую актуальность.

Сразу отметим, что понятие «психологическая культура» в психологических словарях до сих пор отсутствует. Фактически же оно рассматривается и зарубежными (Р. Ассаджиоли, А. Бандура, М. Бу-бер, У. Джемс, Дж. Келли, М. Курб,

A. Маслоу, Дж. Мид, Е. Миранте, Дж. Познер, К. Роджерс, Т. Фестинг, В. Франкл, Э. Фромм, К. Юнг, L. M. Binder, М. Н. Bond, J. M. Jermier, R. Schwab, L. Thompson, N. Williams и др.), и отечественными психологами, философами, педагогами как интегративное качество личности, раскрывающее ее профессионально-личностное самоопределение, психологическую, социально-психологическую компетентность, творческую активность, потребность в самореализации и т. д.

Отвечая на первый вопрос, подробнее остановимся на исследованиях феномена психологической культуры в отечественной психологии.

В научных работах А. Г. Асмолова,

B. П. Зинченко, В. А. Петровского [1; 2; 4; 10] выделяются следующие функции психологической культуры:

3 сохранение и передача достижений в психологических взглядах;

3 обеспечение эффективного взаимодействия, взаимопонимания людей, интеграция внешней и внутренней деятельности человека;

3 детерминация жизненного самоопределения, сознательного построения собственного жизненного пути, гармонизация внутреннего мира человека;

3 подготовка специалиста в различ-

Психологическая культура наряду с оптимальным образом жизни обеспечивает устойчивое гармоничное функционирование лично -сти и одновременно является его выражением.

ных сферах человеческой деятельности и др.

Рассмотрим некоторые определения общей психологической культуры человека, которые встречаются в современной специальной литературе.

Так, с точки зрения О. И. Моткова [7; 8], психологическая культура в развитом виде понимается как достаточно высокое качество самоорганизации и саморегуляции любой жизнедеятельности человека, различных видов его базовых стремлений и тенденций, отношений личности (к себе, людям, природе, миру в целом). Это оптимально организованный и протекающий процесс жизни. С помощью развитой психологической культуры человек гармонично учитывает как внутренние требования личности, психики, своего тела, так и внешние требования социальных и природных сред жизни.

Психологическая культура наряду с оптимальным образом жизни обеспечивает устойчивое гармоничное функционирование личности и одновременно является его выражением. Гармоничное функционирование человека проявляется в:

3 преобладающем хорошем самочувствии;

3 глубоком понимании и принятии себя;

3 позитивных ориентациях на конструктивное общение и ведение дел;

3 достаточно высокой удовлетворенности жизнью (характером своего общения, ходом дел, своим здоровьем, образом жизни, процессом творчества);

3 высоком уровне саморегуляции своих желаний, эмоций, действий, привычек, процесса развития и т. п. [7; 8].

На основе анализа культурологической и психологической литературы Л. С. Колмогорова в своих исследованиях определяет общую психологическую культуру как составную часть базовой культуры, которая в свою очередь является системной характеристикой человека, позволяющей ему эффективно самоопределиться в социуме и самореализоваться в жизни, способствующую саморазвитию,

успешной социальной адаптации и удовлетворенности жизнью. Она включает «грамотность и компетентность в психологическом аспекте понимания человеческой сущности, внутреннего мира человека и самого себя, человеческих отношений и поведения, гуманистически ориентированную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации), развитую рефлексию, а также творчество в психологическом аспекте человекознания и собственной жизни» [6, с. 35].

Исходя из понимания культуры как специфически человеческих способов деятельности, совокупности духовных ценностей, процесса самореализации творческой сущности человека, Л. С. Колмогоровой были выделены следующие структурные элементы (компоненты) общей культуры:

3 когнитивный (грамотность);

3 компетентностный;

3 ценностно-смысловой;

3 рефлексивно-оценочный;

3 культуротворческий.

В. В. Семикин отмечает, что работы Л. С. Колмогоровой являются одной из первых попыток системного анализа психологической культуры как базисной культуры личности. Она справедливо разводит понятия психологической и профессионально-психологической культуры и считает, что психологическая культура может проявляться в различных сферах жизнедеятельности. В своих исследованиях Л. С. Колмогорова обосновывает представление о том, что основы психологической культуры закладываются в детстве, и анализирует возможности и особенности ее генезиса на разных возрастных этапах. Однако непоследовательное применение структурно-функционального и системного подходов приводит к смешению структуры и уровней развития психологической культуры [12, с. 3].

По мнению В. В. Семикина, психологическая культура — не что иное, как «развитый механизм личностной саморегуля-

ции, которая обеспечивает и эффективное, и безопасное, и гуманное взаимодействие с людьми» [14, с. 46]. Психологическая культура как интегральное психическое образование человека имеет целостную психологическую структуру, основными компонентами которой являются: рефлексивно -перцептивный, когнитивный, аффективный, волевой, коммуникативный, регулятивный, ценностно-смысловой, социальный опыт. Исходя из этого, можно выделить три основных уровня в генезисе этого психологического образования:

3 психологическая грамотность;

3 психологическая компетентность;

3 зрелая психологическая культура как развитый механизм личностной саморегуляции [12, с. 3].

Правомерен вопрос о путях, условиях, этапах, возрастных закономерностях, методах и средствах формирования и развития психологической культуры личности. Современные исследователи придают большое значение психологическому просвещению, психологическому образова-нию и самообразованию. Развитие и повышение общей психологической культуры личности возможно через:

3 введение в образовательный процесс разнообразных психологических программ, интегрированных курсов, факультативов на разных этапах школьного обучения для младших школьников (Л. С. Колмогорова, Н. Н. Григорьевская, И. А. Мо-дина, О. В. Хухлаева, С. В. Кривцова, Т. А. Аржакаева, И. В. Вачков, А. Х. Попова и др.), подростков и старшеклассников (Е. А. Климов, Л. С. Колмогорова Л. В. Орлова, Л. П. Пономаренко, Р. В. Белоусова, А. А. Реан, Ю. Б. Гата-нов, А. А. Баранов и др.);

3 преподавание психологии в школе как учебного предмета (И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Д. В. Лу-бовский, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых);

3 психологическую подготовку специ-

Психологическая культура как интегральное психическое образование человека имеет целостную психологическую структуру.

алистов на разных этапах среднего специального, высшего профессионального и последипломного образования (В. П. Зин-ченко, С. С. Зорин, А. Б. Орлов и др.);

3 непрерывное психологическое образование и самообразование (В. В. Семи-кин, С. Г. Неговская).

В отличие от общей профессиональная психологическая культура определяется спецификой той или иной профессионал ь-ной деятельности, особенностями решаемых задач. При этом общая психологическая культура человека будет выступать в качестве основы для формирования профессиональной. В. В. Семикин подчеркивает, что, являясь составной частью духовной культуры общества и неотъемлемой составляющей общей культуры человека, психологическая культура выступает также ядром профессиональной культуры, в том числе политической, управленческой, педагогической и т. д. [12; 13; 14].

И. В. Дубровина отмечает, что «одной из центральных задач практической психологии в системе образования и явилась задача привнесения туда психологической культуры, в контексте которой ребенок является целью, смыслом и основной ценностью вне зависимости от его возраста, уровня развития на сегодняшний день, социального статуса и пр.» [3, с. 587]. Это предполагает понимание того, что при решении задач воспитания и обучения следует руководствоваться интересами ребенка как растущего человека и развивающейся личности. Любое обучение эффективно лишь в той мере, в какой ему удается пробудить в человеке человеческое, интерес к самопознанию и самоопределению, социальную ответственность, уважительное отношение к людям, способность вступать с ними в позитивные межличностные взаимодействия и др. Чтобы нести в образовательные организации психологическую культуру, сами специалисты — практиче-

В отличие от общей профессиональная психологическая культура определяется спецификой той или иной профессиональной деятельности, особенностями решаемых задач.

ские психологи и учителя психологии должны ею обладать. И. В. Дубровина подчеркивает, что психологическая культура — это очень емкое и многоаспектное понятие. Психологическая культура практического психолога включает в себя, во-первых, глубокое знание психологии, а во-вторых, такие показатели, как:

3 понимание значения общей культуры для развития собственной личности и индивидуальности, а также людей самого разного возраста, с которыми приходится работать;

3 системное видение психолого-педагогической действительности в образовательном учреждении;

3 способность самостоятельно и нестандартно мыслить;

3 профессиональную и личностную готовность к самостоятельной деятельности;

3 умение реализовывать психологические знания в своем поведении, отношениях, профессиональной деятельности;

3 способность понимать наиболее существенные особенности как свои, так и другого человека, определять истинный смысл поступков, настроений;

3 умение правильно реагировать на возможные противоречия, расхождения в оценках и представлениях, возникающие у людей;

3 не только способность, но и потребность не унижать достоинство любого человека (ребенка, взрослого);

3 умение находить человеческое в каждом человеке;

3 широту кругозора, диапазон жизненных интересов, видение профессиональной и личностной перспективы [3, с. 587].

Однако анализ специальной литературы показывает, что наиболее исследованными являются профессиональная психологическая культура педагога, ее компоненты и уровни развития. Этой проблеме посвящены научные работы таких исследователей, как А. К. Маркова, Л. М. Митина, А. В. Орлов, Т. М. Сорокина, О. В. Пузикова, В. В. Семикин и др.

В меньшей степени изучена профессиональная психологическая культура практического психолога образования, а также ее составляющие (И. В. Дубровина, Н. И. Исаева, И. В. Аксенова, М. А. На-бережнева, Н. М. Пинегина и др.), но существует целый ряд научных исследований, которые обращаются к пониманию сущности рассматриваемого понятия. К ним могут быть отнесены исследования, связанные с развитием самосознания психолога образования (И. В. Дубровина, Г. С. Абрамова, В. Э. Пахальян, Т. И. Чиркова, А. О. Шарапов и т. д.); профессионально важных качеств практического психолога и практического психолога образования в частности (Р. В. Овча-рова, А. А. Деркач), в системе высшего образования (Т. А. Казанцева, Е. В. Швецова, С. В. Тарасов, Е. Н. Устюжанинова и др.); личностно-профессиональным развитием психолога (А. А. Ласыгин, Н. М. Пинегина, Л. В. Темнова и др.); развитием профессиональной компетентности в отдельных видах деятельности в период обучения в вузе (С. М. Зинина, Т. Г. Харитонова, И. В. Макарова), во взаимодействии с субъектами образовательного пространства (М. И. Лукьянова, Е. М. Коч-нева, В. Н. Кикеева и др.); проблемами профессиональной подготовки психологов образования (И. В. Дубровина, Г. С. Абрамова, М. А. Егорова, В. А. Иванников, Н. А. Лызь, В. В. Рубцов и др.).

На основе анализа современных психологических исследований можно сделать вывод, что единого подхода к пониманию

ЛИТЕРАТУРА _

психологической культуры человека сегодня не существует. Согласно исследованиям Л. С. Колмогоровой, Е. А. Климова, Н. И. Исаевой, В. В. Семикина можно выделить три основных уровня в генезисе этого психологического образования: психологическую грамотность, психологическую компетентность и зрелую психологическую культуру как развитый механизм личностной саморегуляции.

Исходя из того что культура — это открытая развивающаяся система, формирование, развитие и повышение общей психологической культуры возможно на протяжении всей жизни человека через освоение психологических программ курсов и факультативов, преподавание психологии как учебного предмета, в процессе непрерывного психологического образования и самообразования, в том числе профессионального.

Общая психологическая культура может являться основой для формирования и развития профессиональной психологической культуры, которая в свою очередь определяется спецификой той или иной профессиональной деятельности и особенностями решаемых задач. Как показывает анализ специальной литературы, наиболее исследованной является профессиональная психологическая культура педагога, менее исследованной — профессиональная психологическая культура практического психолога образования.

На основе анализа современных психологических исследований можно сделать вывод, что единого подхода к пониманию психологической культуры человека сегодня не существует.

1. Асмолов, А. Г. XXI век: психология в век психологии / А. Г. Асмолов // Вопросы психологии. — 1999. — № 1. — С. 3—13.

2. Асмолов, А. Г. Культурно-историческая психология или конструирование миров / А. Г. Асмолов. — М., 1996. — 768 с.

3. Дубровина, И. В. Практическая психология образования : учебное пособие. / И. В. Дубровина. — 4-е изд. — СПб. : Питер, 2006. — 592 с.

4. Зинченко, В. П. Человек развивающийся: очерки российской психологии / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. — М. : Тривола, 1994. — 304 с.

5. Колмогорова, Л. С. Возрастные возможности и особенности становления психологической культуры учащихся : дис. ... докт. психол. наук / Л. С. Колмогорова. — М., 2001. — 385 с.

6. Колмогорова, Л. С. Диагностика психологической культуры школьников / Л. С. Колмогорова. — М. : ВЛАДОС-Пресс, 2002. — 360 с.

7. Мотков, О. С. Психологическая культура личности / О. С. Мотков // Школьный психолог. — 1999. — № 15. — С. 8—9.

8. Мотков, О. С. Психология самопознания личности / О. С. Мотков. — М. : Треугольник, 1993. — 97 с.

9. Обозов, Н. Н. Психологическая культура отношений / Н. Н. Обозов ; Междунар. акад. психол. наук, авт. шк. практ. психологии. — СПб. : АО НПО ЦКТИ, 1995. — 32 с.

10. Петровский, В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В. А. Петровский. — Ростов н/Д : Феникс, 1996. — 512 с.

11. Романова, О. Н. Методические подходы к проблеме формирования психологической культуры / О. Н. Романова // Интеграция образования. — 2005. — № 1—2. — С. 139—142.

12. Семикин, В. В. Психологическая культура в педагогическом взаимодействии : автореф. дис. ... докт. психол. наук / В. В. Семикин. — СПб., 2004. — 20 с.

13. Семикин, В. В. Психологическая культура в структуре личности и деятельности педагогов / В. В. Семикин // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — Сер. «Психолого-педагогические науки». — 2003. — № 3 (6). — С. 124—131.

14. Семикин, В. В. Психологическая культура: сущность и проявления / В. В. Семикин // Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании (Санкт-Петербург, 27— 28 ноября 2003 года) : материалы Всероссийской конференции. — М., 2003. — С. 45—48.

В 2014 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы Нижегородского института развития образования вышли в свет издания:

Проблемы развития государственно-общественного управления образованием: Сборник статей и научно-практических материалов по итогам круглого стола / Сост.: Н. А. Шобонов, Л. А. Долгова, Н. С. Татарникова. 155 с.

Сборник статей, составленный по материалам круглого стола «Проблемы развития государственно-общественного управления образованием», посвящен проблеме поиска наиболее эффективных путей и способов управления образовательной организацией с привлечением внутренних и внешних партнеров как активных соучастников жизнедеятельности образовательных организаций.

Издание адресовано администраторам, работающим в сфере образовательных услуг, руководителям образовательных организаций и их заместителям, органам общественных организаций, причастных к решению проблем совершенствования образования в России, а также всем тем, кто заинтересован в повышении качества управления образованием.

Удалова, Р. И. Созвучие: Программа внеурочной деятельности младших школьников. 109 с.

(Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС общего образования).

Программа внеурочной деятельности «Созвучие» нацелена на формирование основ музыкального вкуса у младших школьников, с 1-го по 4-й класс. В ней представлены учебно-тематическое планирование, репертуар, методы и формы занятий, диагностический материал и модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО, дается исторический обзор понятия «музыкальный вкус».

Данная программа адресована учителям музыки, педагогам начальной школы, воспитателям групп продленного дня, методистам и педагогам дополнительного образования детей при организации урочной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

ч_У

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.