Научная статья на тему 'Структурно-содержательные и уровневые характеристики психологической культуры личности'

Структурно-содержательные и уровневые характеристики психологической культуры личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1336
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ / ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Родина И. П.

В статье дан теоретический анализ структуры психологической культуры личности, приведены структурно-содержательные и уровневые характеристики исследуемого феномена, представлена собственная концептуальная модель психологической культуры личности, выделены интегральные показатели развития психологической культуры подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурно-содержательные и уровневые характеристики психологической культуры личности»

УДК 37.015.3

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И УРОВНЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

© 2014 И. П. Родина

канд. психол. наук,

доцент каф. социально-гуманитарных и юридических дисциплин e-mail: [email protected]

АНО ВПО «Белгородский университет кооперации, экономики и права» Курский институт кооперации (филиал)

В статье дан теоретический анализ структуры психологической культуры личности, приведены структурно-содержательные и уровневые характеристики исследуемого феномена, представлена собственная концептуальная модель психологической культуры личности, выделены интегральные показатели развития психологической культуры подростков.

Ключевые слова: психологическая культура, концептуальная модель психологической культуры личности, интегральные показатели развития психологической культуры подростков.

Теоретический анализ научно-психологической литературы позволяет

представить концептуальную модель психологической культуры. Содержательное и краткое определение понятия психологической культуры до сих пор остается затруднительным. В самом общем понимании, психологическая культура отражает определенный уровень самопознания человечества, уровень отношения человека к окружающим людям, к самим себе, к природе [Коломинский 1986].

Вместе с тем в настоящее время проведено значительное количество исследований, посвященных проблеме психологической культуры и ее формированию на разных уровнях образовательного пространства (Л.С. Колмогорова, О.И. Мотков, Н.Н. Обозов, И.В. Дубровина, В.В. Семикин, Н.И. Лифинцева, Н.И. Исаева др.).

Большая часть исследователей обращается к анализу структуры исследуемого нами феномена. Четко выделены его уровни и планы. Психологическая культура рассматривается как объективное (социальное) и как субъективное (личностное) явление. Как объективное явление она имеет два уровня: теоретический и

практический. Теоретический включает в себя, по словам Я.Л. Коломинского, весь «корпус психологического самопознания», то есьб научное психологическое знание, а второй - собственно «психологическую деятельность». Это деятельность «по психологическому личностному самообслуживанию, т.е. та деятельность, которую человек обращает внутрь самого себя и которая обслуживает его собственный внутренний мир». Иначе говоря, это деятельность самопознания, связанная с формированием собственных внутренних инстанций, со способностью преодолевать те или иные внутренние трудности. Это и межличностная деятельность, которая опосредуется тоже психологической культурой [Коломинский 1986].

В современных исследованиях авторы рассматривают различные содержательные компоненты психологической культуры, такие как соответствующие потребности и умения, коммуникативная компетентность и высокий уровень психической саморегуляции (О.И. Мотков); понимание и знание себя и других людей,

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

адекватная самооценка и оценка других людей, саморегулирование личностных состояний и свойств, саморегуляция деятельности, регулирование отношений с другими людьми (Н.Н. Обозов); психологическая грамотность, психологические знания и умения, психологическая компетентность, ценностно-смысловой, рефлексивно-

оценочный, культуротворческий компоненты (Л. С. Колмогорова).

В рамках концепции развития профессиональной культуры психолога, разрабатываемой исследователями Белгородского государственного университета, психологическая культура рассматривается как «способ гармонизации внутреннего мира личности, системообразующим конструктом которого является “Я”, и гармонизации внутреннего мира (“Я”) с внешним миром» [Исаева 2003]. Автор данной концепции в структуре психологической культуры выделяет аутопсихологическую, предметно-психологическую и социально-психологическую культуру.

Аутопсихологическая культура заключается в готовности и способности субъекта поддерживать гармонию внутри себя, гармонию реального и идеального «Я». Она отражает высокий уровень самосознания, саморегуляции и готовности личности к саморазвитию и самокоррекции.

Предметно-психологическая культура характеризует уровень овладения личностью способами достижения гармонии между собой и предметным миром, гармонии объективного и субъективного. Социально-психологическая культура рассматривается как способ организации взаимодействия и установления гармоничных отношений с другими при сохранении собственной индивидуальности. Способность к «ориентации на другого» позволяет устанавливать доверительные отношения с другими, способствует сохранению внутренней устойчивости и психического здоровья [Исаева 2003: 5-13].

Наиболее полная и обоснованная, на наш взгляд, концептуальная модель психологической культуры личности представлена в работах В.В. Семикина, который выделил следующие основные ее параметры: детерминанты, планы, измерения, функции, уровни развития, а также структурно-компонентный состав. Психологическая культура, по мысли В.В. Семикина, включает в себя все, что касается субъектных и самосубъектных взаимосвязей и отношений. Она имеет отношение к способам и стилям взаимодействия с другими и самим собой, а также включает содержание отношений к другому человеку и самому себе. На основании общепсихологического анализа феномена психологической культуры выделены его структурные компоненты: когнитивный; рефлексивно-перцептивный; аффективный; волевой; коммуникативный; регулятивный; подсистема опыта социального; ценностно-смысловой.

Системообразующими компонентами автор называет последние три, а интегрирующим - ценностно-смысловой компонент. Именно от него зависит зрелость психологической культуры человека, поскольку без внутреннего нравственного закона, а также социально значимых смыслов культурное поведение человека будет обманчивым.

Содержательно-компонентный состав психологической культуры более детально рассматривается исследователями при выявлении ее генезиса.

Исследователи неоднозначно рассматривают вопрос генезиса психологической культуры. Так, Л.С. Колмогорова в определении содержания психологической

культуры называет ее компонентный состав от простейших элементов к наиболее сложным, «вершиной» здесь выступает культуротворческий уровень. В.В. Семикин, обобщая различные подходы, выделяет три уровня в генезисе психологической культуры: психологическая грамотность, психологическая компетентность и

собственно психологическая культура.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 3 (31)

Родина И. П. Структурно-содержательные и уровневые характеристики

психологической культуры личности

Психологическая грамотность рассматривается как некоторый минимум психологических знаний и умений, которые обеспечивают более или менее адекватное поведение и социальное взаимодействие (Б.С. Гершунский, Б.С. Ерасов и др.). Исследователи рассматривают психологическую грамотность как минимально необходимый уровень развития психологической культуры (Е.А. Климов, Я.Л. Коломинский, Л.С. Колмогорова, В.В. Семикин и др.).

Психологическая компетентность рассматривается в специальной литературе как опыт, обеспечивающий эффективность поведения, деятельности или социального взаимодействия с людьми. По определению М.А. Холодной, «компетентность - это особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности» [Холодная 2002: 214-215].

Именно в компетентности наиболее явно выражается процессуальнодеятельностный, поведенческий компонент психологической культуры. В

компетентности зафиксирован наиболее ценный опыт, приобретённый человеком в жизни, который нашёл своё подтверждение, применение на практике. Психологическая компетентность охарактеризует эффективность, конструктивность деятельности (внешней и внутренней) на основе психологических знаний и умений. Она предполагает соединение отвлечённых психологических знаний со знаниями о себе, конкретном человеке, конкретной ситуации. Грамотный человек знает о чём-то абстрактно, а компетентный может на основе знания конкретно и эффективно решать какую-либо психологическую задачу, проблему.

В понимании Л. С. Колмогоровой, психологическая компетентность включает следующие элементы: освоение и адекватное использование психологических средств познания и самопознания, общения, игры и др.; анализ прошлого опыта и его адекватное использование для решения актуальных психологических проблем; овладение знаниями, навыками, умениями с возможностью их широкого переноса, необходимого для решения конкретных психологических проблем, задач (саморегуляции, общения и др.); выработка эффективных программ поведения, деятельности в различных ситуациях [Колмогорова 2002].

Названные параметры выступают характеристиками развитой психологической культуры личности. Собственно психологическая культура выступает как развитый механизм личностной саморегуляции, которая обеспечивает эффективное, безопасное и гуманное взаимодействие с людьми [Семикин 2001]. Данный уровень психологической культуры объединяет в себе ценностно-смысловые установки, мотивы, отношения и конструкты.

Характеризуя психологическую культуру человека, важно раскрыть, какие ценности характеризуют психологически культурного человека.

Отношения, в которых наиболее выражен эмоциональный компонент, являются важной характеристикой ценностно-смысловой сферы. Принимая в качестве системообразующего компонента психологической культуры «отношения», мы основываемся на концепции В. Н. Мясищева, который главной характеристикой личности называет систему ее отношений с людьми. Отношение реализуется или проявляется во внешнем факторе, но вместе с тем отношение выражает внутренний «субъективный» мир личности. Отношение к другому есть конкретный психологический фактор, имеющий сложную структуру, содержащий и

аксиологический компонент. Согласно концепции В.Н. Мясищева, психологическая структура отношения включает следующие компоненты.

Потребность в другом - это «... конативная тенденция овладения другим человеком». Различаются две основные потребности: потребность в общении и

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

потребность в совместной деятельности. Интерес к другому как «активное эмоционально-познавательное отношение к другому человеку». Это может быть интерес к личности, ее переживаниям, внутреннему миру и интерес к интеллектуальной сфере, знаниям, умениям, опыту.

Эмоциональное отношение, эмоции, испытываемые одним человеком по отношению к другому, которые, по определению В.Н. Мясищева, «проявляются в привязанности, любви, симпатии и их противоположностях - неприязни, антипатии» [Мясищев 1995: 346-347].

Наконец, оценочное отношение как процесс сопоставления действий и поступков с образцами.

Выделение четырех компонентов психологической структуры отношений позволяет исследовать тенденции формирования психологической культуры подростков.

Формирование отношений в структуре личности, в понимании В.Н. Мясищева, происходит в результате «сознательного отражения им тех социальных объективно существующих отношений общества в условиях его макро-и микробытия, в котором он живет». Подчеркивая великую роль деятельностей для формирования человека, психолог неоднократно указывал на то, что сама по себе деятельность может оказаться нейтральным процессом для формирования личности, ее нравственного ядра, если между ее участниками не организованы отношения, требующие сотрудничества, сотворчества, взаимопонимания, провоцирования взаимоотношений, побуждающих к нравственным поступкам.

Проведенный теоретический анализ специальных исследований феномена психологической культуры позволяет нам представить собственную модель психологической культуры личности [Родина 2013].

Психологическая культура есть системное свойство развивающейся личности, качественное состояние которого определяется совокупностью объективных и субъективных критериев, из которых системообразующим выступает отношение к другому. Отношение - это составная часть общей культуры человека, позволяющая ему понимать внутренний мир человека, эффективно решать жизненные психологические проблемы, адаптироваться и самоопределиться в социуме, способствующая самореализации, саморазвитию, гармонизации внутреннего мира и отношений с окружающими, порождающая состояние внутреннего благополучия.

Развитая психологическая культура есть способ «обращения» к себе самому и другому человеку, способ самопознания, самоутверждения и саморазвития «собственно» человеческих, духовных качеств и способностей (оптимизм, вера и устремленность в лучшее, вера в себя, культура мысли и переживания, способность к целеполаганию, нравственному выбору и поступку, ответственность, способность к преодолению трудностей, самоконтроль, способность управлять своими мыслями, чувствами и желаниями, способность к сопереживанию) [Павлова 2006].

Определение психологической культуры личности через понятие «способ» позволяет, с одной стороны, преодолеть разделение между когнитивной и личностной ее компонентами (знание, переживание, отношение и действие, поступок), а с другой -выделить ее индикаторы, показатели развития, доступные изучению и измерению средствами педагогической психологии.

Как субъективное (личностное) качество психологическая культура выступает как многомерное пространство, разноуровневое личностное образование, включающее:

• субъект-субъектные отношения к миру, другому человеку;

• знания об основных закономерностях внутреннего мира человека;

• навыки самопознания, саморазвития, рефлексии;

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 3 (31)

Родина И. П. Структурно-содержательные и уровневые характеристики

психологической культуры личности

• овладение основными формами и средствами общения с собой, другими людьми;

• способности к взаимодействию и сотрудничеству с позиций диалога;

• потребности в компетентности, самоопределении и самореализации;

• эмоциональную устойчивость и гибкость.

Содержание же психологической культуры расположено «на границах ее внешних и внутренних планов». (Мы руководствуемся идеей М.М. Бахтина о расположении культуры «на границах».) По генезису психологическая культура личности проявляется в трех уровнях: психологическая грамотность - психологическая компетентность - собственно психологическая культура как способность к саморегуляции.

Теоретический анализ понятия «психологическая культура» позволил нам выделить следующие интегральные показатели развития психологической культуры подростков: система адекватных представлений о своем внутреннем психологическом мире и личностно-индивидуальных качествах, адекватное восприятие самого себя и других (самооценка); знание психологических средств самопознания и общения и адекватное их использование для решения актуальных психологических задач (саморегуляция, общение, выработка моделей поведения); наблюдательность, внимательность и терпимость по отношению к другим; эмпатия; эмоциональная устойчивость; самоконтроль; речевая культура. Процесс становления психологической культуры не может быть стихийным. Он требует специальной организации образовательно-воспитательного пространства, создания необходимых психологопедагогических условий.

Библиографический список

Исаева Н. И. Теоретические основы исследования психологической культуры // Психологическая культура личности: материалы Всерос. науч.-практической конф. / под ред. Н.И. Исаевой. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2003 С. 5-13.

Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: практ. пособие для шк. психологов. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. 360 с.: ил. (Б-ка школьного психолога).

Коломинский Я. Л. Человек: психология : кн. для учащ. ст. классов. 2-е изд., доп. М.: Просвещение, 1986. 223 с.: ил.

Мясищев В.Н. Психология отношений / под ред. А.А. Бодалева. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОД ЭК», 1995. С. 346-347.

Павлова И.П. Формирование психологической культуры подростков в условиях школы-интерната: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2006.

Родина И.П. Научно-теоретические основы построения эмпирической модели формирования психологической культуры подростков, воспитывающихся в

учреждениях интернатного типа // Ученые записки. Электронный журнал Курского государственного университета. 2013. № 2 (26).

Семикин В. В. Социализация старших школьников как фактор становления элементов психологической культуры в условиях образовательной среды: [Сред, шк.]/ В.В. Семикин, А.В. Мартынова // Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития. СПб., 2001. С. 77-83.

Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2002. 272 с. (Мастера психологии).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.