УДК 159.923 ББК Ю93
ГСНТИ 15.81.21
Код ВАК 19.00.07
Ермаченко Наталья Анатольевна,
аспирант, кафедра психологии образования, Институт психологии, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]
ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ФЕНОМЕНА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: феномен; феноменологический анализ; культура; психологическая культура; компоненты психологической культуры.
АННОТАЦИЯ. Термин «психологическая культура» является относительно новым понятием, и следует заметить, что в современной психологической литературе не дается четкого определения этого термина. Данный феномен является мало проработанным в психологии и других смежных науках, однако этот термин все чаще начал использоваться в психологической и педагогической практике, хотя вопрос определения понятия «психологическая культура», его содержания, структуры остается открытым. Существуют исследования, в которых делается попытка раскрыть подходы к определению данного феномена, раскрыть уровень и основные компоненты психологической культуры личности, например, исследования таких авторов, как А. Г. Асмолов, И. В. Дубровина, И. А. Зимняя, Л. С. Колмогорова, О. И. Мотков, А. Б. Орлов, Н. Ю. Певзнер, В. В. Семикин и др. Однако при всем многообразии эмпирических исследований в области психологической культуры нужно констатировать одностороннюю направленность изучения данной проблемы. Для определения сущности понятия «психологическая культура» мы рассмотрим и проанализируем подходы к его пониманию в различных определениях, адекватно отражающих специфику психологической культуры, и эволюцию понятия «культура» на разных этапах развития общества.
Ermachenko Natalia Anatolievna,
Post-graduate Student of Department of Educational Psychology, Institute of Psychology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
APPROACHES TO THE STUDY OF PHENOMENON OF PSYCHOLOGICAL CULTURE
KEY WORDS: phenomenon; phenomenological analysis; culture; psychological culture; psychological components of culture.
ABSTRACT. The term "psychological culture" designates a relatively new concept, and it should be noted that modern psychological literature does not give a clear definition concept of this term. This phenomenon has been inadequately studied in psychology and other related sciences, however, the term begins to be used more often in psychological and pedagogical practice, although the question of the definition of "psychological culture", its content and structure remains open. There are studies which attempt to work out approaches to the study of this phenomenon, to determine the main components of psychological culture of personality, by such authors as: A. Asmolov, I. Dubrovina, I. Zimnyaya, L. Kolmogorova, O. Motkov, A. Orlov, N. Pevzner, V. Semikin and others. Nevertheless, despite the variety of empirical research in the field of psychological culture, it is necessary to state one-sided manner of approach to the study of this problem. To determine the nature of the concept of "psychological culture", the author considers and analyzes approaches to its understanding in various definitions, adequately reflecting the specificity of psychological culture and the evolution of the concept of "culture" at different stages of development.
"ультура - это область сообщества, в которое объединяются отдельные личности. Личность же в свою очередь несет в себе некую субъективную психологическую реальность, которая относится к внутренней психологической культуре человека и является составляющей частью общей культуры. Поэтому исследование феномена «психологическая культура» необходимо начать с анализа и исследования в измерении «культура - личность - общество» [3, с. 37].
Феноменологический анализ категории «культура» позволяет рассмотреть данное понятие как общенаучное. Было отмечено, что данное понятие имеет точки пересечения с такими научными областями, как фи-
у
К
лософия, социология, педагогика, психология и др. В литературе встречается понятие «культура», определяемое как результат достижения человека во всех сферах жизнедеятельности (работы В. С. Библера, П. Я. Данилевского, Л. Н. Когана, М. Мида, Ф. Ницше, Л. Уайта, 3. Фрейда, М. Хайдег-гера и др.). В трудах таких мыслителей эпохи немецкой классической философии, как Г. В. Ф. Гегель, И. Г. Гердер, И. Кант, были замечены первые рассуждения о культуре в жизни человека. Культура авторами рассматривается как путь реализации всех задатков и склонностей человека. Немецко-французский мыслитель А. Швейцер в книге «Культура и этика» определял культуру как духовное развитие и прогресс всего че-
© Ермаченко Н. А., 2015
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ
156
ловечества во всех областях и направлениях [13, с. 103]. В. С. Библер отмечал, что в феноменологическом аспекте культура - это жизнь, сознание, мышление и т. д. [2, с. 114].
В середине XIX в. немецкие ученые М. Лацарус и X. Штейнталь разработали свою теорию понимания культуры. Исследователи считают, что люди разных национальностей наделены особой психологической культурой. В начале XX в. возникает междисциплинарный подход в понимании культуры, рассматривается данное понятие в двух подходах - культурологический и психологический.
В начале XX в. возникло новое направление изучения культуры - психоаналитическая концепция культуры. Автор направления 3. Фрейд говорил о непримиримости индивидуальности и культуры.
В конце XX в. распространение получила гуманистическая психология, в рамках которой рассматривался вопрос преуменьшения человеческой личности. В работе «Психология бытия» (1997) А. Маслоу говорится о самоактуализирующейся личности, определяется культура в человеке и человек в культуре.
Следует подчеркнуть, что в философской и психолого-педагогической литературе представлено огромное количество определений понятия «культура» и проделан полный анализ установок исследователей, определения концепций и т. д. В рамках культурно-исторической теории Л. С. Выготский отмечал, что культура - это продукт социальной жизни и общественной деятельности человека [5, с. 315-316]. А. Н. Леонтьев, В. С. Давидович раскрывают понятие «культура» в рамках системно-деятельностного подхода, рассматривают индивидуальность и неповторимость личности [9, с. 14].
Культура - это разностороннее явление, изучение которого рассматривается в различных областях науки и дисциплинах.
Особенности современного социокультурного пространства развития общества предъявляют более высокие требования к способности человека понимать и интерпретировать не только происходящие социальные изменения, но и собственное поведение и поведение других людей [4, с. 22].
В итоге можно сказать, что культура -это форма жизнедеятельности человека, и человек «создает» культуру в рамках своей жизнедеятельности. Культура содействует формированию человека как личности, при этом можно выделить знания, которыми он овладел, полученный опыт, скрытый потенциал развития как личности, так и общества в целом.
Характеризуя необходимые характеристики культуры, Э. А. Орлов отмечает, что
культура определяет значимость жизни и деятельности людей, показывает ненасле-дуемые, созданные людьми объекты жизнедеятельности человека. Культура - это созданная среда для реализации и управления социальным взаимодействием и поведением.
Следовательно, культура - это то, что объединяет людей в группу, данные связи имеют разные аспекты и являются многомерными и многозначными. Нужно отметить, что если рассматривать культуру в узком смысле, то это некая ступень развития человека, проявляющаяся в сфере организации его жизнедеятельности. Культура говорит о развитии общества, так как именно оно обладает способностью для развития.
Опираясь на представленный феноменологический анализ понятия культуры, можно сделать вывод, что культура рассматривается как общенаучное понятие, отражающее процесс самореализации человека, позволяющее раскрыть внутренние силы, потребности, интересы, умения в конкретной деятельности, в том числе и педагогической.
Для более глубокого понимания психологической культуры нами представлены различные точки зрения отечественных и зарубежных исследователей в понимании данного понятия. Изучением понятия «психологическая культура» занимались ученные К. А. Абульханова-Славская, В. Е. Давидович, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, О. И. Мотков, А. Б. Орлов, С. Л. Рубинштейн и др. А. Н. Леонтьев и др. длительное время рассматривали психологическую культуру как внешнюю составляющую по отношению к индивиду [9, с. 139]. К. А. Абульханова-Славская, С. Л. Рубинштейн пришли к выводу о том, что в ходе социокультурного развития индивида особое внимание уделяется индивидуальному опыту его жизни и тем самым происходит приобщение к культуре [14].
В понимании А. Г. Асмолова, И. В. Дубровиной, И. А. Зимней, О. И. Моткова, А. Б. Орлова и др. психологическая культура является составляющей частью общей культуры человека.
Психологическая культура, по мнению А. Г. Асмолова, является важной составляющей индивидуальной культуры человека, можно сказать, что психологическая культура способствует всестороннему развитию личности, образует у человека потребность к расширению собственных психологических знаний и готовность присоединению к культуре [1].
И. В. Дубровина доказывает, что психологическая культура состоит из двух компонентов - психологических знаний и об-
щей культуры человека. При этом необходимо формировать зрелую психологическую культуру. И. В. Дубровина отмечает, что психологическая культура - это развивающий механизм саморегуляции личности, который гарантирует эффективное взаимодействие с людьми, а также проявляет противодействие давлению извне, подавляет сильные переживания, обладает самоконтролем, выдержкой, настойчивостью [6].
И. А. Зимняя дает этому термину два толкования: психологическая культура как внутренняя культура человека, основа психологической культуры личности и психологическая культура как определенная совокупность проявлений в деятельности [7, с. 67].
Психологическая культура, согласно О. И. Моткову, это оптимизированный и организованный процесс жизнедеятельности человека, благодаря данному процессу человек учитывает внутренние потребности и внешние требования среды» [10, с. 24]. Наличие психологической культуры говорит не только о психологической образованности человека, но и об умении анализировать ситуацию, а также использовать умения в жизни с целью самопознания и самосовершенствования. О. И. Мотков вводит уровни понятия «психологическая культура», которые включают комплекс осознанно развиваемых специальных стремлений, всегда свойственных человеку, гарантирующих реализацию способностей и стремлений в ежедневных проявляющихся видах деятельности. Исходя из анализа точки зрения О. И. Моткова можно сказать, что психологическая культура личности способствует самопознанию, самосовершенствованию, повышению эффективности общения и жизнедеятельности в целом.
Рассматривая понятие психологической культуры, А. Б. Орлов отмечает, что данная культура включает убеждения, переживания, представления и влияния, проявляющиеся в отношении и к самому себе, и к окружающим. Средствами понимания психологической культуры являются самопознание и саморегуляция личности [11, с. 46].
Такие ученые, как Л. С. Колмогорова, Н. Ю. Певзнер, В. В. Семикин, рассматривают психологическую культуру как самостоятельный феномен.
Одна из попыток системного анализа психологической культуры представлена в работе Л. С. Колмогоровой, под психической культурой автор понимает отношение с самим собой и другими, определяя ее как системную характеристику личности, позволяющую человеку самоопределиться и самореализоваться в жизни [8]. Л. С. Колмогорова выделяет основные аспекты фе-
номена: гносеологический аспект, который характеризуется нормами, знаниями, ценностями, процессуально-деятельностный аспект, характеризующийся целями и задачами, которые необходимо решить личности, субъективно-личностный аспект, характеризующийся индивидуальными особенностями личности.
Исследуя феномен психологической культуры, Н. Ю. Певзнер определяет его как интегративное образование личности, которое включает взаимосвязанные психологические свойства, выполняет ценностно-регулятивную функцию психики, а также саморазвитие и самореализацию личности в рамках жизненной стратегии в целом [12, с. 9].
В работах В. В. Семикина психологическая культура - это интегральная личностная характеристика, которая проявляется в жизнедеятельности и взаимодействия с миром, как определенная степень развития личности. В приведенном определении В. В. Семикина говорится о личности как носителе высокой психологической культуры, способном к самоорганизации, саморегуляции жизнедеятельности [15].
Рассматривая разные подходы, можно сказать, что психологическая культура представляет собой комплексное образование, позволяющее адекватно понимать себя и других, устанавливать оптимальные взаимоотношения с людьми на основе гуманистических ценностей, находить эффективные способы решения проблемных ситуаций, а также управлять собственным поведением. Обобщая точки зрения разных авторов к определению понятия, приходим к выводу о том, что психологическая культура -это целостная характеристика личности, которая проявляется в жизнедеятельности и способствует саморазвитию и самореализации человека (Л. С. Колмогорова, Н. Ю. Пев-знер). Психологическую культуру нужно считать значимой стороной гармоничного развития личности, одним из факторов жизненной самореализации и удовлетворенности, психологического здоровья личности. Нужно отметить, что люди с высоким уровнем развития психологической культуры выше оценивают свое психическое состояние, чем лица с низким уровнем психологической культуры.
Проведенный полный анализ философской, психологической и педагогической литературы, посвященной проблеме исследования и становления понятия психологической культуры, позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствуют работы, в которых этот феномен рассматривался бы как целостное образование. Каждый исследователь рассматривает пси-
1SS
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ
хологическую культуру, опираясь на конкретный подход или концепцию, в рамках которого происходит анализ данного феномена. В ходе анализа представленных определений авторами «психологической культуры» нами были раскрыты основные характеристики данного феномена, но ни один из проанализированных подходов не является исчерпывающим.
В заключение следует отметить, что проблема изучения феномена психологической культуры является комплексной и
междисциплинарной. Можно выделить несколько направлений ее разработки: общепсихологическое, возрастно-психологичес-кое, психолого-педагогическое, социально-психологическое, профессионально-психологическое, акмеологическое, патопсихологическое, этнопсихологическое, культурно-историческое, философское и др. Только при этом условии возможно достижение подлинного понимания феномена психологической культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека : учебник. M. : Академия, 2007.
2. Библер В. С. Mышление как творчество. M., l975.
3. Васягина Н. Н. Субъективное становление матери в современном социокультурном пространстве России : монография. Екатеринбург, 2013.
4. Васягина Н. Н. Человек как субъект социокультурного пространства // Педагогическое образование в России. 2013. №4. С. 7-l4.
5. Выготский Л. С. Педагогическая психология. M., 1991.
6. Дубровина И. В. Практическая психология образования : учеб. пособие 4-е изд. СПб. : Питер, 2004.
7. Зимняя И. А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта. M. : Исслед. центр, пробл. качества подгот. специалистов, 1999.
8. Колмогорова Л. С. Повышение психологической культуры учащихся как проблема современного среднего образования // Формирование психологической культуры личности в системе дополнительного образования детей : сб. / под ред. A. В. Егоровой, И. M. Каманова, M. В. Поповой. M., 2006.
9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. M. : Политиздат, 1975.
10. Mотков О. И. Психология самосознания личности: практическое пособие. M., 1993.
11. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики : учеб. пособие. M. : Академия, 2002.
12. Певзнер Н. Ю. Психологическая культура педагога и эффективность профессиональной деятельности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2007.
13. Психология и культура / под ред. Д. Mацумото. СПб. : Питер, 2003.
14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2002.
15. Семикин В. В. Психологическая культура в образовании человека. СПб., 2002.
LITERATURE
1. Asmolov A. G. Psikhologiya lichnosti: kul'turno-istoricheskoe ponimanie razvitiya cheloveka : uchebnik. M. : Akademiya, 2007.
2. Bibler V. S. Myshlenie kak tvorchestvo. M., l975.
3. Vasyagina N. N. Sub"ektivnoe stanovlenie materi v sovremennom sotsiokul'turnom prostranstve Rossii : monografiya. Ekaterinburg, 20l3.
4. Vasyagina N. N. Chelovek kak sub"ekt sotsiokul'turnogo prostranstva // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2013. №4. S. 7-l4.
5. Vygotskiy L. S. Pedagogicheskaya psikhologiya. M., l99l.
6. Dubrovina I. V. Prakticheskaya psikhologiya obrazovaniya : ucheb. posobie 4-e izd. SPb. : Piter, 2004.
7. Zimnyaya I. A. Obshchaya kul'tura cheloveka v sisteme trebovaniy gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta. M. : Issled. tsentr, probl. kachestva podgot. spetsialistov, l999.
8. Kolmogorova L. S. Povyshenie psikhologicheskoy kul'tury uchashchikhsya kak problema sovremennogo srednego obrazovaniya // Formirovanie psikhologicheskoy kul'tury lichnosti v sisteme dopolnitel'nogo obrazova-niya detey : sb. / pod red. A. V. Egorovoy, I. M. Kamanova, M. V. Popovoy. M., 2006.
9. Leont'ev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. M. : Politizdat, l975.
10. Motkov O. I. Psikhologiya samosoznaniya lichnosti: prakticheskoe posobie. M., l993.
11. Orlov A. B. Psikhologiya lichnosti i sushchnosti cheloveka: Paradigmy, proektsii, praktiki : ucheb. poso-bie. M. : Akademiya, 2002.
12. Pevzner N. Yu. Psikhologicheskaya kul'tura pedagoga i effektivnost' professional'noy deyatel'nosti : avto-ref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Kazan', 2007.
13. Psikhologiya i kul'tura / pod red. D. Matsumoto. SPb. : Piter, 2003.
14. Rubinshteyn S. L. Osnovy obshchey psikhologii. SPb. : Piter, 2002.
15. Semikin V. V. Psikhologicheskaya kul'tura v obrazovanii cheloveka. SPb., 2002.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. А. Казаева.