Перспективы Науки и Образования
Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive21/21-06/ Дата публикации: 31.12.2021 УДК 374.73
Н. В. Белинова, Е. Г. Гуцу, Н. Н. Деменева, С. А. Зайцева, Т. Г. Ханова
Анализ основных направлений деятельности региональных ассоциаций учителей
Введение. Региональные педагогические ассоциации являются механизмом профессионального развития учителей, их творческого роста, повышения компетентности. Целью исследования являлся анализ направлений деятельности региональной ассоциации учителей, выявление наиболее важных и интересных для педагогов видов работы профессиональных сообществ.
Материалы и методы. В рамках исследования был проанализирован опыт работы региональных педагогических ассоциаций и выделены основные направления, формы и виды их деятельности. Проведено анкетирование учителей начальных классов г. Нижнего Новгорода, в котором принимали участие 117 педагогов с различным стажем работы в школе.
Результаты исследования. На основе результатов анкетирования определено, что наиболее важными и интересными направлениями деятельности региональной педагогической ассоциации учителя считают информационную и консультативную поддержку педагогов (более 75% респондентов), поднятие престижа и популяризацию педагогической профессии (более 65%), повышение квалификации (более 55%), обмен опытом работы (более 65%), проведение научно-образовательных мероприятия для школьников и их родителей (более 60%).
В качестве наиболее значимых видов работы ассоциации выделены: консультирование учителей в области защиты их прав и защиты интересов педагогического сообщества и по актуальным вопросам профессиональной деятельности; информирование педагогов через сайт ассоциации о документах и материалах, относящихся к сфере образования и о проводимых мероприятиях; проведение учителями мастер-классов, открытых уроков и других мероприятий по обмену опытом работы.
Обсуждение и заключение. Оценка учителями степени важности направлений работы педагогической ассоциации может быть использована для разработки показателей эффективности деятельности профессиональных ассоциаций.
Ключевые слова: региональная педагогическая ассоциация, профессиональная ассоциация учителей, профессиональные сообщества, направления деятельности педагогической ассоциации, показатели эффективности деятельности ассоциации
Ссылка для цитирования:
Белинова Н. В., Гуцу Е. Г., Деменева Н. Н., Зайцева С. А., Ханова Т. Г. Анализ основных направлений деятельности региональных ассоциаций учителей // Перспективы науки и образования. 2021. № 6 (54). С. 555-575. сЫ: 10.32744^.2021.6.37
Perspectives of Science & Education
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive21/21-06/ Accepted: 10 August 2021 Published: 31 December 2021
N. V. Belinova, E. G. Gutsu, N. N. Demeneva, S. A. Zaitseva, T. G. Khanova
Analysis of the main activities of regional teachers associations
Introduction. Regional pedagogical associations are a mechanism of teachers' professional development, their creative growth, competence enhancement. The research purpose was to analyze the areas of regional teachers association's activity, to identify the most important and interesting types of work in professional communities.
Materials and methods. As part of the study, the experience of regional pedagogical associations' work was analyzed and the main areas, forms and types of their activities were identified. A survey of primary school teachers in Nizhny Novgorod was carried out, in which 117 teachers with various work experience in school took part.
Research results. Based on the survey results, it was determined that teachers consider the most important and interesting areas of the regional pedagogical association's activity the informational and advisory support of teachers (more than 75% of the respondents), raising the prestige and popularization of the teaching profession (more than 65%), professional development (more than 55%), exchange of work experience (over 65%), conducting scientific-educational events for schoolchildren and their parents (over 60%).
The most significant types of the association's work are as follows: advising teachers in the field of protecting their rights and protecting the interests of the teaching community on topical issues of professional activity; informing teachers through the association's website about education-related documents and materials and ongoing activities; conducting master classes, open lessons and other events for the exchange of work experience by teachers.
Discussion and conclusion. The teachers' assessment of the importance of areas of the pedagogical association's work can be used to develop indicators of efficiency of professional associations' activities.
Keywords: regional pedagogical association, professional teachers association, professional communities, areas of the pedagogical association's activity, indicators of efficiency of the association's activities
For Reference:
Belinova, N. V., Gutsu, E. G., Demeneva, N. N., Zaitseva, S. A., & Khanova, T. G. (2021). Analysis of the main activities of regional teachers associations. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 54 (6), 555-575. doi: 10.32744/pse.2021.6.37
_Введение
роблемами образования занимаются не только государственные органы управления различных стран, но и международные общественные организации, крупнейшей из которых являются ЮНЕСКО. Наиболее известными и получившими мировое признание являются такие организации, как Room to Read, Education Development Trust, Pearson, World Learning, Education Development Center, American Institutes for Research и другие. Они стремятся обеспечить всеобщий доступ к качественному непрерывному образованию.
В последнее десятилетие в Российской Федерации также стали активно создаваться различные общественные организации, занимающиеся проблемами образования. Их необходимость отражена в статье 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которой система образования включает в себя в том числе и «общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования» [1]. В странах мира и в Российской Федерации создаются педагогические кластеры на базе университетов [2], научно-образовательные центры
[3], педагогическая интернатура [9]. Происходит добровольное объединение как образовательных организаций, так и педагогов для решения общих профессиональных проблем, эффективного сотрудничества и оказания взаимопомощи. Г.В. Воителева
[4], S. Booth [5], Z. Khyrkhynbay и авт. [6], S. Knight [7], T.Y. Medvedeva и авт. [8] и другие авторы анализируют деятельность сетевых сообществ и профессиональных педагогических ассоциаций.
В Федеральных государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования подчеркивается, что в системе образования должны быть созданы условия «для оказания постоянной научно-теоретической, методической и информационной поддержки педагогических работников по вопросам реализации основной образовательной программы..., использования инновационного опыта других образовательных учреждений.» [10, с. 40]. Эффективным способом реализации этих требований является создание добровольных объединений юридических или физических лиц, т.е. ассоциаций школ и ассоциаций работников образования.
В рамках Федерального проекта «Учитель будущего», составной части национального проекта «Образование» (срок реализации 2019-2024 гг.), предусмотрено «стимулировать участие педагогических работников в деятельности профессиональных ассоциаций» [11, с. 4]. Такие сообщества позволят создать коммуникационные площадки для обмена опытом и передовыми практиками.
Педагогические ассоциации предоставляют широкие возможности для профессионального саморазвития учителей и освоения ими новых компетенций, повышения квалификации работников образования. В рамках профессиональных сообществ происходит диссеминация инновационного педагогического опыта, разработка и реализация образовательных проектов, поддержка и распространение передовых практик обучения и воспитания школьников, создаются условия для содержательного общения и взаимодействия учителей, для оказания им информационной и консультативной помощи, для защиты интересов педагогов. Профессиональные ассоциации учителей создают благоприятную среду для стимулирования педагогического творчества, поддержки общественных инициатив в сфере образования, для координации деятельно-
сти районных и школьных методических объединений, для повышения статуса и престижа педагогической профессии.
В исследованиях отечественных и зарубежных ученых подчеркивается, что педагогические ассоциации могут оказывать влияние как на профессиональное становление учителей, их творческий рост, так и на повышение качества образовательного процесса в школах, что во многом является следствием приобретения педагогами нового профессионального опыта в рамках учительского сообщества.
A. Safitri, A. Gafur [12], установили, что существует значимая взаимосвязь между участием педагогов в ассоциации учителей-предметников, педагогической компетентностью и результатами обучения старшеклассников.
В статье Н.В. Проказиной и В.Л. Ланцева [13] приводятся данные проведенного исследования, подтверждающие положительное влияние участия в мероприятиях региональной педагогической ассоциации на ценностные ориентации личности учителя и его профессиональное развитие. S. Anif, Sutama, H. Prayitno, N. B. M.Idrus [14] определили, что участие в региональной ассоциации учителей-предметников способствует повышению педагогической компетентности ее участников. Z. Khyrkhynbay и авт. [6] теоретически обосновали и апробировали на практике использование возможностей педагогических интернет-ассоциаций для повышения профессиональной компетентности учителей.
K. Vangrieken и авт. [17] доказали, что сообщества учителей играют центральную роль в профессиональном развитии учителей. L. Kostina [18] рассматривает особенности поддержки профессионального развития учителей различными австралийскими профессиональными ассоциациями, которые работают совместно и ориентируются не только на национальные стандарты, но и на глобальные тенденции в профессиональном обучении и деятельности.
Анализ существующей практики организации педагогических сообществ показал, что они создаются на различных уровнях - международном, всероссийском, межрегиональном, региональном, городском. Наиболее распространенным видом профессиональных объединений учителей являются региональные педагогические ассоциации. Опыт их работы раскрыт в научных статьях и публикациях, посвященных обобщению передового опыта.
Инициаторами создания педагогических ассоциаций являются педагогические вузы и колледжи, институты развития образования и повышения квалификации, органы управления образованием, профсоюзные организации, группы педагогов. В зависимости от того, кто является учредителем и организатором объединения, различаются как цели и задачи деятельности ассоциаций, так и содержание их работы, определяется выбор ключевых направлений взаимодействия их участников.
И.В. Аксенова обобщила опыт института развития образования Липецкой области по координации деятельности региональных педагогических сообществ. В ее статье определены такие виды деятельности регионального профессионального сообщества учителей-предметников, как «методическая, информационная, экспертно-аналитиче-ская, консультативная, учебная (повышение уровня профессионализма), трансляция инновационной и проектной деятельности» [19, с. 37]. Автор считает, что педагогическая ассоциация дает возможность оказывать методическую помощь учителям, вовлекать их в процесс апробации новых образовательных технологий и в принятие управленческих решений в сфере образования.
Анализ публикаций по проблеме исследования показал, что авторы выделяют не только общие направления, но и конкретные формы и виды деятельности региональных педагогических ассоциаций.
И.В. Аксенова [19; 20], Л.Н. Антонова [21] и другие авторы считают важным профессиональное общение педагогов и обмен инновационным опытом в рамках встреч, дискуссионных площадок, круглых столов, семинаров, научно-практических конференций, мастер-классов, открытых уроков, педагогических мастерских. В статье Л.Н. Антоновой анализируется деятельность ассоциации «Учителя Подмосковья», ставшей региональной моделью сетевого взаимодействия педагогических работников [21]. Ассоциация проводит конкурсы профессионального мастерства для педагогов, организует мероприятия для школьников и их родителей.
С.Н. Бордукова описывает деятельность региональной общественной организации «Творческий союз учителей» Красноярского края. Среди важнейших направлений ее работы автор выделяет издательскую и экспертную деятельность, «конкурсное движение, образовательные экспедиции, летние школы., обучающие семинары для методистов и тьюторов ..., краевой методический практикум» и другое [22, с. 12].
М.В. Васильева [23] дает описание деятельности ассоциации учителей математики по анализу результативных практик, методик и технологий школьного образования и организации работы со школьниками. Е.В. Приходько [24] в качестве функции педагогической ассоциации называет координацию деятельности муниципальных методических объединений. Н.В. Брызжева и Н.М. Нефедьева [25] и другие авторы считают, что профессиональные ассоциации должны способствовать включению учителей в исследования по проблемам образования через создание экспериментальных площадок и объединение педагогов в творческие научно-исследовательские группы. Т.В. Дьячко-ва [26] выделяет такие формы работы ассоциации как консультирование педагогов по профессиональным вопросам и экспертиза учебно-методических материалов.
В.С. Запалацкая подчеркивает, что для эффективного функционирования ассоциации «должен быть создан образовательный портал, который играет системообразующую роль в ее деятельности» [27, с.17]. Также по её мнению профессиональные педагогические сообщества могут помогать вузам в подготовке будущих учителей, в том числе и через организацию наставничества [30]. По мнению Л.И. Осечкиной и Е.М. Таболовой [28] и других авторов, наличие у ассоциации собственного сайта дает возможность размещать различные информационные ресурсы, сообщать о проводимых мероприятиях и публиковать отчеты о них, организовывать сетевые проекты, создавать информационный банк данных об инновационных технологиях. В статье И.Г. Шилкиной [29] приводится пример разделов сайта регионального профессионального сообщества учителей.
Педагогические ассоциации занимаются также повышением квалификации учителей в опоре на их взаимодействие, обмен передовым опытом работы, анализ результативных практик школьного образования. Т.В. Соловьева [31] считает, что ассоциации предоставляют широкие возможности для использования неформальных моделей повышения квалификации педагогов, например, через создание творческих групп, реализующих совместные проекты.
По мнению С.Ю. Калинкина, взаимодействие Центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, создаваемых в рамках реализации нацпроекта «Образование», и ассоциаций педагогов может обеспечить непрерывный профессиональный рост и повышение мастерства учителей, а также объединить усилия для решения актуальных проблем образования [32].
I. Egorov и авт. обосновывают необходимость активного и широкого участия профессионального педагогического сообщества в организации и проведении оценки квалификации педагогических работников [33].
И.В. Евтушенко [34] дает методологическое обоснование содержания деятельности ассоциации дефектологов, но подобные исследования об учительских ассоциациях отсутствуют.
В настоящее время отсутствует регламентация деятельности профессиональных педагогических ассоциаций, нет нормативно-правовых документов для таких объединений, в связи с чем не определены наиболее значимые направления их работы. В публикациях по данной проблеме в основном представлен опыт функционирования конкретных педагогических сообществ, но отсутствует анализ содержания деятельности разных педагогических ассоциаций, нет систематизации видов и форм их работы и выделения приоритетных направлений, не определены показатели и критерии их эффективности.
Ведется разработка различных систем оценки деятельности как педагогов, так и образовательных организаций. D.S. Kostylev и авт. [35], анализируют модель оценки деятельности учителей. В статье Е.П. Седых и В.А. Житковой [36] представлена автоматизированная система оценки эффективности деятельности руководителей образовательных учреждений. I.K. Kirillova и авт. рассматривают проблему улучшения мониторинга и оценки в высшем образовании. Но в настоящее время отсутствует модель оценки эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций. Для ее разработки важно определить наиболее значимые направления деятельности таких общественных объединений.
Целью нашего исследования являлся анализ направлений деятельности региональной ассоциации учителей, выявление наиболее важных и интересных для педагогов видов работы профессиональной ассоциации. Также изучалось, какие показатели эффективности деятельности педагогической ассоциации учителя считают значимыми, определялась их готовность вступить в такое профессиональное сообщество.
_Материалы и методы
В качестве одного из методов исследования использовался анализ опыта работы региональных педагогических ассоциаций, представленный в аналитических научных статьях, а также на сайтах различных организаций (вузов, институтов повышения квалификации и институтов развития образования, региональных органов управления образования, педагогических ассоциаций). На основе систематизации результатов анализа выделялись основные направления деятельности региональных учительских ассоциаций, формы их работы и конкретные виды проводимых мероприятий. Была составлена анкета для учителей, в которой им предлагалось оценить важность данных направлений и определить, насколько они значимы и интересны. Анкета содержала также вопрос о желании учителей вступить в педагогическую ассоциацию.
В анкетировании, проведенном в рамках курсов повышения квалификации, принимали участие 117 учителей начальных классов г. Нижнего Новгорода, из них 33,3% имеют высшую квалификационную категорию, 56,4% - первую категорию, 10,3% - не имеют категории. В данной выборке были представлены педагоги с различным стажем работы (см. табл. 1).
Таблица 1
Группы учителей в зависимости от стажа педагогической деятельности
1 группа Стаж 1-10 лет 2 группа Стаж 11-20 лет 3 группа Стаж 21-30 лет 4 группа Стаж более 30 лет
абс. % абс. % абс. % абс. %
15 12,8 15 12,8 47 40,2 40 34,2
Все опрошенные учителя не состоят в какой-либо педагогической ассоциации.
Анкета содержала несколько вопросов:
1. Чем, по Вашему мнению, должна заниматься региональная педагогическая ассоциация, каковы могут быть главные направления ее работы?
2. Какие направления, формы работы и виды деятельности профессиональной ассоциации учителей Вы считаете важными для педагогического сообщества и интересными для себя? Оцените их по шкале от1 до 5 баллов.
3. Что является показателем эффективности деятельности региональной педагогической ассоциации? Оцените предложенные показатели по шкале от1 до 5 баллов.
4. Если в Нижегородской области будет создана ассоциация учителей начальных классов, то будете ли Вы в нее вступать?
Респондентам было предложено оценить по 5-балльной шкале важность указанных в анкете направлений и степень выраженности своего интереса к данным видам деятельности: 5 - очень важно (интересно), 4 - в основном важно (интересно), 3 частично важно (интересно), 2 - скорее не важно (не интересно), 1 - совершенно не важно (не интересно). С учетом проставленных баллов определялся индекс (К), характеризующий степень важности (К1) и интереса (К2) для каждого направления деятельности и для конкретных форм и видов работы региональной учительской ассоциации. По аналогичной шкале оценивались и показатели эффективности деятельности региональных педагогических ассоциаций, степень их важности с точки зрения учителей начальных классов (К3)
Индекс определялся по формуле:
К = (5 • П1 + 4 • П2 + 3 • Пз + 2 • п4 + 1- п5) / N
N = П1 + П2 + Пз + П4 + П5, где П1 - количество учителей, выбравших оценочный балл «5», П2 - «4», Пз - «3», П4 - «2». П5 - «1». Данный индекс находится в границах: 1 < К < 5.
_Результаты исследования
Учителям, принимавшим участие в исследовании, было предложено определить, чем, по их мнению, должна заниматься региональная педагогическая ассоциация, каковы могут быть главные направления ее работы, т.е. написать свои краткие размышления о том, для чего учителям необходимо объединяться в профессиональные сообщества.
Были получены следующие ответы на открытый вопрос анкеты. Около половины всех респондентов (51,7 %) в качестве главного направления выделили обмен педагогическим опытом, его обобщение и распространение. Указывались конкретные формы такой работы, например, проведение конференций, круглых столов, мастер-классов. Вторым по полярности ответом (39,8%) было выделение деятельности по защите прав и интересов педагогов, оказание им юридической
и психологической помощи и поддержки, представление интересов педагогического сообщества, а также взаимопомощь. При этом среди молодых учителей это направление считают значимым лишь 20%, а в остальных группах педагогов, имеющих стаж более 10 лет, данное направление указали более 40% опрошенных. Некоторые участники анкетирования уточняли, что требуется регламентация количества документации, которую заполняет педагог, помощь в разрешении конфликтов, в том числе с родителями учащихся и с администрацией образовательной организации. На наш взгляд, реализация данного направления требует объединения усилий педагогических ассоциаций и профсоюзов работников образования, и в то же время необходимо четкое разграничение их полномочий.
Учителя всех возрастных категорий (12,7% респондентов) считают необходимым оказывать помощь начинающим педагогам, организовать наставничество. Указывалась также информационная и консультативная поддержка всех учителей, оказание им методической помощи, в том числе в подготовке к аттестации на категорию и к профессиональным конкурсам, в написании статей и методических разработок.
Важной функцией учительских ассоциаций респонденты считают исследовательское направление, в том числе объединение усилий в обсуждении и решении различных педагогических проблем (14,4% опрошенных), в изучении и разработке нововведений, в первую очередь современных образовательных технологий (10,2%), в организации опытно-экспериментальной работы (3,4%).
Остальные ответы были единичными. Упоминалось повышение квалификации педагогов, освоение ими новых компетенций, в том числе в рамках различных тренингов, оказание поддержки районным и школьным методическим объединениям учителей, проведение конкурсов для педагогов и учащихся, поднятие престижа педагогической профессии, организация совместного досуга. Наибольшее количество идей в определении направлений деятельности педагогических ассоциаций выдвинули педагоги, включенные нами в 3 группу (стаж 21-30 лет). Это наиболее активная часть учителей, которые, с одной стороны, имеют большой опыт работы, а, с другой стороны, готовы к участию в различных мероприятиях.
Далее педагогам было предложено выполнить проектирование содержательной модели деятельности региональной ассоциации учителей. Для этого нужно было оценить по шкале от 1 до 5 баллов предложенные направления деятельности, в том числе виды и формы работы ассоциации. Для определения «идеальной» модели оценивалась важность предложенных направлений для педагогического сообщества, а для проектирования «реальной» модели нужно было определить, насколько данные направления интересны и привлекательны для самого анкетируемого учителя.
В таблице 2 отражены данные о степени важности различных направлений дея-
V» V п "
тельности региональной педагогической ассоциации. В ней указано количество учителей (в % от общего количества учителей данной группы), выбравших максимальный балл (5 - «очень важно»).
Анализ данных таблицы 2 показывает, что наиболее важными все респонденты считают информационную и консультативную поддержку учителей, а также поднятие престижа и популяризацию педагогической профессии. Эти направления выбрали 85,5 % всех опрошенных. Более 70 % учителей в качестве значимых направлений указали повышение квалификации учителей, обмен опытом работы, научно-образовательные мероприятия для школьников и их родителей, помощь вузам и колледжам в подготовке будущих педагогов.
Таблица 2
Оценка степени важности направлений деятельности региональной педагогической ассоциации учителями с различным стажем работы (в %)
Направления деятельности ассоциации учителей 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа Все группы
Стаж 1-10 лет Стаж 11-20 лет Стаж 21-30 лет Стаж более 30 лет
1. Повышение квалификации учителей 86,7 73,3 72,3 62,5 70,1
2. Проведение мероприятий по обмену опытом работы 80,0 73,3 78,7 80,0 78,6
3. Проведение мероприятий, способствующих профессиональному развитию учителей и их самореализации 60,0 46,7 59,5 60,0 58,1
4. Обобщение, систематизация и распространение инновационного педагогического опыта 40,0 53,3 70,2 82,5 68,4
5.Информационная и консультативная поддержка учителей 73,3 86,7 87,2 87,5 85,5
6. Помощь вузам и колледжам в подготовке будущих педагогов 73,3 53,3 72,3 77,5 71,8
7. Экспертно-аналитическая деятельность в сфере образования 40,0 33,3 46,8 57,5 47,9
8. Обеспечение сетевого сотрудничества образовательных организаций и методических объединений учителей 46,7 60,0 53,2 55,0 53,8
9. Организация научно-образовательных мероприятий для школьников и их родителей 86,7 66,7 63,8 82,5 73,5
10. Организация и/или сопровождение научно-исследовательской деятельности педагогов 40,0 40,0 44,7 50,0 45,2
11. Организация работы по поднятию престижа и популяризации педагогической профессии 80,0 80,0 87,2 87,5 85,5
В то же время, при оценке некоторых направлений имеются различия в зависимости от стажа педагогической деятельности учителей. Педагоги со стажем от 1 до 10 лет одним из главных направлений считают повышение квалификации (86,7 %), в то время как учителя 4-й группы (со стажем более 30 лет) это направление работы в качестве приоритетного не выбрали, его указали 62,5 % опрошенных. Педагоги 4-й группы считают, что важно обобщать, систематизировать и распространять инновационный педагогический опыт (82,5 %), в то время, как среди начинающих учителей из 1-й группы только 40 % опрошенных указали это направление в качестве наиболее значимого.
В таблице 3 отражены данные об интересе учителей к различным направлениям
V» V» п "
деятельности региональной педагогической ассоциации. В ней указано количество учителей (в % от общего количества учителей данной группы), указавших максимальный балл (5 - «очень интересно»).
Сравнение данных, приведенных в таблицах 2 и 3 показывает, что при выборе наиболее интересных для себя направлений учителя более избирательно и критично их оценивали. Но при этом сохранились приоритеты в выборе направлений деятельности региональной педагогической ассоциации. Наиболее интересным направлением для всех групп учителей является информационная и консультативная поддержка. Более 60 % респондентов в качестве интересующих их направлений деятельности ас-
социации назвали следующие: проведение мероприятий по обмену опытом работы (65,8 %), организация научно-образовательных мероприятий для школьников и их родителей (62,4 %), организация работы по поднятию престижа и популяризации педагогической профессии (66,7 %). В основном оценка направлений работы ассоциации разными группами учителей совпадает, но наблюдается разница в оценках некоторых направлений в зависимости от стажа работы. Повышение квалификации наиболее интересно молодым учителям, 80 % педагогов со стажем работы 1-10 лет выделили это как одно из приоритетных направлений, в то время, как только 42,5 % педагогов со стажем более 30 лет высоко его оценили. Около половины (53,3 %) учителей первой группы считают интересной помощь вузам и колледжам в подготовке будущих педагогов, в то время, как учителя 2-й и 3-й групп гораздо реже выбирали это направление работы в качестве наиболее интересного - 20 % и 27,6 % соответственно. Аналогичная разница имеется и в оценке такого направления работы, как организация научно-образовательных мероприятий для школьников и их родителей и некоторых других. Таким образом, потребности молодых педагогов несколько отличаются от интересов остальных групп учителей. Именно поэтому в ряде регионов организованы ассоциации молодых учителей, которые в наибольшей степени могут учесть профессиональные дефициты в сфере предметных и методических компетенций, а также интересы начинающих педагогов.
Таблица 3
Оценка интереса к направлениям деятельности региональной педагогической ассоциации учителями с различным стажем работы (в %)
Направления деятельности ассоциации учителей 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа Все группы
Стаж 1-10 лет Стаж 11-20 лет Стаж 21-30 лет Стаж более 30 лет
1. Повышение квалификации учителей 80,0 60,0 55,3 42,5 54,8
2. Проведение мероприятий по обмену опытом работы 80,0 53,3 66,0 65,0 65,8
3. Проведение мероприятий, способствующих профессиональному развитию учителей и их самореализации 46,7 33,3 34,0 42,5 38,5
4. Обобщение, систематизация и распространение инновационного педагогического опыта 40,0 53,3 59,5 57,5 55,5
5.Информационная и консультативная поддержка учителей 73,3 80,0 72,3 82,5 76,9
6. Помощь вузам и колледжам в подготовке будущих педагогов 53,3 20,0 27,6 40,0 34,2
7. Экспертно-аналитическая деятельность в сфере образования 13,3 13,3 21,2 32,5 23,1
8. Обеспечение сетевого сотрудничества образовательных организаций и методических объединений учителей 46,7 33,3 36,2 35,0 36,7
9. Организация научно-образовательных мероприятий для школьников и их родителей 86,7 46,7 53,2 70 62,4
10. Организация и/или сопровождение научно-исследовательской деятельности педагогов 33,3 13,3 14,9 22,5 19,7
11. Организация работы по поднятию престижа и популяризации педагогической профессии 73,3 60,0 68,1 65 66,7
При выборе конкретных форм и видов работы региональных педагогических ассоциаций важно учесть оценку степени их важности учителями и их интерес к этим направлениям деятельности. Результаты в виде индексов, характеризующих «идеальную» содержательную модель (К1- оценка степени важности направления для педагогического сообщества) и «реальную» модель (К2- оценка личного интереса учителя к данному направлению) представлены в таблице 4.
Таблица 4
Оценка важности направлений деятельности региональной педагогической ассоциации и интереса учителей к данным направлениям (индексы К1 и К2)
Направления деятельности региональной ассоциации учителей К1 (важность направления деятельности) К2 (интерес к данному направлению деятельности)
«Идеальная» модель «Реальная» модель
1. Повышение квалификации учителей 4,6 4,4
1.1. Организация и проведение онлайн-курсов повышения квалификации для учителей (дистанционный формат) 3,9 3,6
1.2. Организация и проведение курсов повышения квалификации для учителей или школьных команд в очном или смешанном (очно-заочном) формате 4,2 3,9
1.3. Проведение вебинаров или других краткосрочных мероприятий для учителей 4,2 3,9
1.4. Проведение тренингов, практикумов, организация стажировок и т.п. 4,5 4,3
1.5. Организация повышения квалификации педагогов на основе обучения в магистратуре 3,9 2,9
2. Проведение мероприятий по обмену опытом работы 4,8 4,6
2.1. Проведение научно-практических конференций, форумов 4,3 3,9
2.2. Проведение учителями мастер-классов, открытых уроков и других мероприятий 4,7 4,5
2.3. Организация семинаров, круглых столов, дискуссионных площадок, фестивалей и других мероприятий по проблемам образования 4,3 4,0
3. Проведение мероприятий, способствующих профессиональному развитию учителей и их самореализации 4,4 3,9
3.1. Проведение конкурсов педагогических, методических разработок 4,2 3,5
3.2. Проведение конкурсов профессионального мастерства для учителей 3,9 3,2
3.3. Участие в акциях и мероприятиях, проводимых различными международными, российскими или региональными организациями 4,1 3,5
4. Обобщение, систематизация и распространение инновационного педагогического опыта 4,6 4,4
4.1. Создание и размещение на сайте ассоциации банка инновационного опыта, в том числе материалов проведенных конкурсов, методических разработок 4,5 4,3
4.2. Помощь учителям в подготовке статей для публикации в журналах, сборниках конференций, помощь в создании методических материалов и пособий и/или размещение их статей и пособий на сайте ассоциации 4,6 4,1
4.3. Издание сборников с методическими материалами и разработками учителей с целью распространения успешных педагогических практик 4,5 4,2
4.4. Разработка рекомендаций и методических материалов для педагогов по проблемным вопросам образования на основе обобщения передового педагогического опыта 4,5 4,2
5.Информационная и консультативная поддержка учителей 4,8 4,7
5.1. Размещение на сайте ассоциации полезных ссылок и другой информации, о документах и материалах, относящихся к сфере образования 4,8 4,6
5.2. Размещение на сайте ассоциации информации для учителей о мероприятиях различного уровня (всероссийских, областных, городских и т.п.) 4,7 4,3
5.3. Консультирование учителей специалистами по вопросам, относящимся к сфере образования, педагогики, психологии, методики, профессиональной деятельности педагога (интерактивный методический кабинет) 4,7 4,5
5.4. Консультирование учителей в области защиты их прав и защиты интересов педагогического сообщества 4,9 4,8
6. Помощь вузам и колледжам в подготовке будущих педагогов 4,5 3,6
6.1. Проведение мероприятий для студентов (педагогических конкурсов, олимпиад и т.п.) 4,4 3,3
6. 2. Проведение мастер-классов и других мероприятий для знакомства студентов с передовым педагогическим опытом и инновационными образовательными технологиями 4,5 3,5
6.3. Оказание помощи начинающим педагогам, выпускникам педагогических вузов и колледжей, в том числе через организацию системы наставничества. 4,6 4,0
7. Экспертно-аналитическая деятельность в сфере образования 4,3 3,7
7.1. Общественная экспертиза программ, методических разработок, электронных ресурсов, разработанных учителями 4,2 3,6
7.2. Общественная экспертиза проектов, концепций, документов и инициатив в области образования, учебной и методической литературы 4,2 3,6
7.3 Проведение опросов, анкетирования с целью выявления общественного мнения по вопросам образования, предоставление полученной информации заинтересованным лицам и органам управления образованием 4,0 3,4
7.4. Выдвижение на основе анализа данных и проведенных опросов гражданских инициатив по вопросам общественной жизни и образования, внесение предложений в органы государственной власти 4,1 3,4
8. Обеспечение сетевого сотрудничества образовательных организаций и методических объединений учителей 4,4 4,0
8.1. Организация межшкольных мероприятий, проектов 4,2 3,8
8.2. Координация деятельности муниципальных, районных методических объединений учителей, помощь школьным методическим объединениям 4,3 3,8
9. Организация научно-образовательных мероприятий для школьников и их родителей 4,6 4,5
9.1. Проведение мероприятий для учащихся (конкурсов, олимпиад, викторин и т.п.) 4,6 4,5
9.2. Сопровождение исследовательской деятельности учащихся в рамках научного общества учащихся 4,5 4,2
9.3. Информирование и консультирование родителей учащихся по вопросам образования 4,5 4,3
9.4. Педагогическое просвещение родителей учащихся 4,6 4,3
10. Организация и/или сопровождение научно-исследовательской деятельности педагогов 4,2 3,5
10.1. Инициирование актуальных исследований в области образования 4,0 3,3
10.2. Сопровождение деятельности педагогов-экспериментаторов, участвующих в работе инновационных и экспериментальных площадок 4,2 3,4
10.3. Разработка и реализация различных проектов в сфере образования 4,3 3,5
10.4. Участие в реализации федеральных и региональных проектов в области образования 4,2 3,4
11. Организация работы по поднятию престижа и популяризации педагогической профессии 4,8 4,4
11.1. Информационная деятельность в электронных и печатных средствах массовой информации и информационных сетях 4,6 4,1
11.2. Проведение профориентационной работы с учащимися по ознакомлению с педагогическими профессиями 4,6 3,9
11.3. Популяризация педагогических специальностей в вузах и колледжах 4,5 3,9
11.4. Ходатайство о присвоении наиболее талантливым педагогам наград, званий, премий. 4,7 4,3
Анализ данных, представленных в таблице 4, показывает, что имеется разница
V» I #
между «идеальной» и «реальной» содержательной моделью, по всем разделам К1 > К2. Учителя более высоко оценивали важность различных направлений деятельности региональной педагогической ассоциации по сравнению с тем, какие направления им интересны. Индекс К1в большинстве случаев больше или равен 4 баллам, по нескольким видам работы он составляет 3,9 баллов. В то же время индекс, характеризующий интерес учителей к различным видам работы педагогической ассоциации, во многих случаях составляет менее 4 баллов. Таким образом, респонденты понимают важность различных направлений деятельности ассоциации для педагогического сообщества региона, но проявляют к ним избирательный интерес.
Также общей тенденцией является выставление более высокого балла при оценке направления в целом, в то время как конкретные виды и формы работы в рамках направления учителя оценивали более низкими баллами, т.е. подходили к выбору важных и интересных форм работы более критично.
В качестве наиболее значимых видов деятельности выделены: консультирование учителей в области защиты их прав и защиты интересов педагогического сообщества (К1 = 4,9, К2 = 4,8) и по вопросам, относящимся к сфере образования, педагогики, психологии, методики, профессиональной деятельности педагога (К1 = 4,7, К2 = 4,5); информирование педагогов через сайт ассоциации о документах и материалах, относящихся к сфере образования (К1 = 4,8, К2 = 4,6), и о проводимых мероприятиях (К1 = 4,7, К2 = 4,3); проведение учителями мастер-классов, открытых уроков и других мероприятий (К1 = 4,7, К2 = 4,5).
Достаточно высокую оценку учителей (4,5 < К1 < 4,6, 4,1 < К2 < 4,3) получили все формы работы, связанные с обобщением, систематизацией и распространением инновационного педагогического опыта, а также различные научно-образовательные мероприятия для школьников и их родителей (4,5 < К1 < 4,6, 4,2 < К2 < 4,5).
Большинство учителей считает, что функцией педагогической ассоциации может быть ходатайство о присвоении наиболее талантливым педагогам наград, званий, премий (К1 = 4,7, К2 = 4,3) и информационная деятельность в электронных и печатных средствах массовой информации и социальных сетях по поднятию престижа и популяризации педагогической профессии (К1 = 4,6, К2 = 4,1).
Можно также отметить, что отсутствует отрицательная оценка каких-либо видов работы региональной педагогической ассоциации. Индекс К2 составляет не менее 3 баллов. Оценка 2,9, характеризующая повышение квалификации педагогов на основе обучения в магистратуре, объясняется тем, что данное направление в наибольшей степени относится к деятельности вузов, а не педагогической ассоциации.
В рамках проведенного анкетирования учителям было также предложено оценить некоторые показатели эффективности деятельности региональной педагогической ассоциации (индекс К3). В таблице 5 они представлены в ранжированном виде.
Таблица 5
Оценка учителями степени важности показателей эффективности деятельности региональной педагогической ассоциации (индекс Кз)
Показатели эффективности деятельности региональной педагогической ассоциации Кз
Защита интересов педагогического сообщества и отдельных педагогов 4,7
Наличие полезной информации на сайте ассоциации 4,7
Активное профессиональное общение учителей, обмен инновационным педагогическим опытом 4,6
Создание банка инновационных педагогических материалов 4,6
Содействие профессиональному развитию учителей, их самообразованию и самореализации 4,5
Формирование положительного имиджа педагогов, поднятие престижа педагогической профессии, популяризация педагогических специальностей в вузах и колледжах 4,5
Повышение квалификации учителей, приобретение ими новых профессиональных компетенций 4,4
Влияние на региональную систему образования, на принятие необходимых управленческих решений в сфере образования 4,4
Влияние на качество образования школьников 4,2
Активность участия учителей в инновационной и экспериментальной деятельности, направленной на решение педагогических научных и практических проблем 4,1
Разнообразие направлений деятельности ассоциации 4,1
Количество и качество проведенных в течение года мероприятий 4,0
Вовлечение школьников в эффективную деятельность 3,9
Количество участников ассоциации 3,0
В целом индекс Кз соответствует данным о выборе наиболее важных (К1) и интересных (К2) направлений работы региональной педагогической ассоциации. По мнению учителей, ее деятельность является эффективной, если организуется защита интересов педагогического сообщества и отдельных педагогов (Кз = 4,7), имеется полезная информация на сайте ассоциации (Кз = 4,7), в том числе создан банк инновационных педагогических материалов (Кз = 4,6), предусмотрено активное профессиональное общение учителей и обмен педагогическим опытом (Кз = 4,6). Наименее значимым показателем эффективности респонденты считают количественный состав ассоциации (Кз = 3,0).
В таблице 6 представлены данные о готовности учителей участвовать в деятельности региональной педагогической ассоциации.
Таблица 6
Оценка готовности вступить в региональную педагогическую ассоциацию учителями
с различным стажем работы (в %)
Ответ на вопрос «Если в Нижегородской области будет создана ассоциация учителей начальных классов, то будете ли Вы в нее вступать?» 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа Все группы
Стаж 1-10 лет Стаж 11-20 лет Стаж 21-30 лет Стаж более 30 лет
Обязательно вступлю 20,0 13,3 10,6 2,5 9,4
Скорее всего вступлю 13,3 20,0 29,8 10,0 19,6
Вопрос требует размышления, есть аргументы «за» и «против» 60,0 60,0 51,1 65,0 58,1
Скорее всего не вступлю 6,7 6,7 8,5 15,0 10,3
Нет, точно вступать не буду 0 0 0 7,5 2,6
Большинство учителей оказались не готовы принять однозначное решение о вступлении в педагогическую ассоциацию, об этом свидетельствует выбор варианта ответа «Вопрос требует размышления, есть аргументы «за» и «против» (от 51,1 % до 65 % опрошенных в разных возрастных группах). Некоторые педагоги дополнительно написали комментарии к своему ответу: «Это интересно, но большая загруженность работой».
Наибольший интерес и готовность вступить в педагогическую ассоциацию проявили учителя 3-й группы (стаж 21-30 лет), около 40 % из них выбрали ответы «Обязательно вступлю» и «Скорее всего вступлю». Именно данная группа педагогов может быть опорной при создании ассоциации. Среди более молодых учителей примерно третья часть выразила готовность принять участие в работе педагогической ассоциации. Достаточно ожидаемый результат наблюдается в группе учителей со стажем более 30 лет: только 12,5 % выразили готовность вступить в ассоциацию. При этом лишь в анкетах педагогов данной группы были категорические ответы «Нет, точно вступать не буду», к которым часто добавлялся комментарий со ссылкой на пенсионный возраст.
_Обсуждение результатов
Полученные данные дополняют отечественные и международные исследования, посвященные содержанию деятельности профессиональных педагогических ассоциаций. Мы согласны с И.В. Аксеновой [19; 20] и Л.Н. Антоновой [21], что региональное сообщество учителей должно реализовать такие направления работы, как методическое, информационное, экспертно-аналитическое, консультативное, учебное.
Следует отметить, что во многих исследованиях (Е.В. Приходько [24], Т.В. Соловьевой [31], И.Г. Шилкиной [29] и др.) дано описание различных направлений, форм и видов работы профессиональных ассоциаций учителей. Но в данных публикациях не представлено в системном виде содержание деятельности таких общественных организаций и его оценка педагогами. Нами были проведены систематизация и обобщение материалов, представленных в статьях и на сайтах педагогических сообществ, на основе чего выделены основные направления деятельности педагогических ассоциаций: 1) повышение квалификации учителей; 2) проведение мероприятий по обмену опытом работы; 3) проведение мероприятий, способствующих профессиональному развитию учителей и их самореализации; 4) обобщение, систематизация
и распространение инновационного педагогического опыта; 5) информационная и консультативная поддержка учителей; 6) помощь вузам и колледжам в подготовке будущих педагогов; 7) экспертно-аналитическая деятельность в сфере образования; 8) обеспечение сетевого сотрудничества образовательных организаций и методических объединений учителей; 9) организация научно-образовательных мероприятий для школьников и их родителей; 10) организация и/или сопровождение научно-исследовательской деятельности педагогов; 11) организация работы по поднятию престижа и популяризации педагогической профессии. По результатам анкетирования учителей определено, что наиболее важными для педагогического сообщества и интересными для себя респонденты считают 1-е, 2-е, 5-е, 9-е и 11-е из указанных направлений. Также были выявлены конкретные виды и формы мероприятий, проводимых педагогическими ассоциациями, которые представляют интерес для учителей и могут послужить стимулом для вступления в ассоциацию.
Проведенное исследование показало, что необходима дальнейшая разработка содержательного компонента деятельности и организационных форм работы региональных педагогических ассоциаций. При создании новых ассоциаций учителей и для совершенствования работы уже функционирующих педагогических сообществ важно учитывать необходимость разнообразия направлений деятельности, а также определение учителями наиболее важных и интересных для них видов и форм проводимых мероприятий.
Мы согласны с выводами И. Муг^упЬау и авт. [6], В.Л. Ланцева [13], S. Anif и авт. [14] и других авторов, что одним из центральных направлений деятельности профессиональных учительских ассоциаций является повышение квалификации педагогов, благодаря чему осуществляется профессиональное развитие, повышение профессиональной компетентности и мастерства учителей. Мы определили, что в наибольшей степени в этом заинтересованы начинающие педагоги, около 80 % учителей со стажем от 1 до 10 лет проявили интерес к повышению квалификации в рамках работы педагогической ассоциации. По результатам нашего исследования можно сделать вывод, что все учителя заинтересованы в приобретении новых компетенций, освоении инновационных образовательных технологий, но при этом нужно широко использовать нетрадиционные формы повышения квалификации педагогов, такие как мастер-классы, тренинги, стажировки, практикумы, активный обмен передовым опытом и анализ результативных практик школьного образования. Именно эти виды деятельности респонденты выделяли, как наиболее интересные для себя, в то время как оценка традиционных форм повышения квалификации является более низкой.
Исследование показало неоднозначность ответов о готовности учителей вступить в педагогическую ассоциацию, но полученные данные позволяют утверждать, что при правильно организованной разъяснительной работе и использовании наиболее интересных для педагогов направлений деятельности профессиональной ассоциации многие из них будут готовы участвовать в работе такого педагогического объединения.
Заключение
Исследование показало, что к наиболее важным и значимым направлениям деятельности профессиональной ассоциации учителей в первую очередь относится консультирование педагогов, мероприятия по обмену опытом работы. Для учителей
важна информационная поддержка их профессиональной деятельности, поэтому необходим электронный ресурс в форме сайта, образовательного портала, который может служить основой сетевого взаимодействия, диссеминации инновационного педагогического опыта, информирования учителей о документах и материалах, относящихся к сфере образования и о проводимых мероприятиях. Оценка учителями степени важности направлений работы педагогической ассоциации может быть использована для разработки содержательного компонента модели оценки эффективности деятельности профессиональных ассоциаций.
Наиболее важными показателями эффективности работы педагогической ассоциации учителя считают защиту интересов педагогического сообщества и отдельных педагогов, наличие полезной информации на сайте ассоциации, в том числе банка инновационных педагогических материалов, а также организацию активного профессионального общения и обмена педагогическим опытом.
Педагогические ассоциации могут служить эффективным механизмом повышения профессионального мастерства учителей и развития региональной системы образования.
Необходимо разработать модель оценки эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций, в которой был бы представлен не только содержательный компонент, но и ценностно-целевой, технологический, результативный. Это является направлением наших дальнейших исследований.
_Финансирование
Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, научный проект № 730000Ф.99.1.БВ10АА00006 «Показатели эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций» в рамках выполнения государственного задания № 073-00081-21-02 от 14.07.2021 г.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 02.07.2021) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021). URL: https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/ (дата обращения: 15.08.2021)
2. Мелексов Г.А., Ерофеева Н.Е. Образовательный кластер подготовки педагогических кадров // Вестник ОГУ. 2014. №3. С.84-88.
3. Сорокин А.Н., Яковлева Е. И., Фильченкова И.Ф., Ширяева Ю.С., Краснопевцева Т.Ф. Компетенции научно-образовательного центра: определение, перечень и структура // Вестник Мининского университета. 2021.Т.9. № 1
4. Воителева Г.В. Профессиональные педагогические сообщества в условиях сетевого взаимодействия как ресурс развития образовательных систем // Сетевые формы взаимодействия образовательных организаций с целью повышения доступности образования для категорий граждан, включая лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Сборник статей по материалам научно-практической конференции. 2015. С. 4.
5. Booth S. Cultivating Knowledge Sharing and Trust in Online Communities for Educators // Journal of Educational Computing Research. 2012. No 47 (1), pp. 1-31. DOI: 10.2190/ec.47.1.a
6. Khyrkhynbay, Z., Iskakova, A., Taubayeva, G., Meterbaeva, K., Tajiyeva, M., Alpysov, A. Pedagogical Internet associations as a means to enhance the professional competence of teachers // Man in India. 2017. No 97(22). Pp. 207-217. ISSN: 00251569.
7. Knight S. Establishing professional online communities for world language educators // Foreign Language Annals. 2020. No 53(2). Pp. 298-305. DOI: 10.1111/flan.12458/
8. Medvedeva, TY; Nikolina, VV; Sizova, OA; Yakovleva, OY; Kazantseva, GA; Karpukova, AA. Potential of networking
partnership for organizing practice-oriented learning // Dilemas contemporaneous-education politica y valores. 2019. Volume 7, no. 51.
9. Ватащак И.С. Создание общественно-профессиональной педагогической интернатуры ассоциации молодых педагогов Красноярья: сборник статей по материалам X Международной научно-практической конференции «Тенденции развития образования: Кадры решают всё?». 2014. С. 132-136.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2011. 48 с.
11. Паспорт федерального проекта «Учитель будущего» URL: https://edu54.ru/upload/files/2016/03/ Федеральный%20проект%20Учитель%20будущего.pdf (дата обращения 15.08.2021).
12. Safitri A., Gafur A. Involvement in Subject Teachers Association (MGMP), Pedagogical and Professional Competencies of Civic Teachers, And Learning Outcomes: A Correlational Study // Jurnal Ilmu Pendidikan. 2020. No 25(2). Pp. 66. DOI: 10.17977/um048v25i2p66-72.
13. Проказина Н.В., Ланцев В.Л. Роль общественно-профессиональных объединений педагогов в условиях модернизации системы учительского роста//Вестник Института социологии. 2020. Т. 11. № 2. С. 157-173.
14. Anif S., Sutama, Prayitno H, Idrus N. B. M. Effectiveness of pedagogical competence: A development model through association of biology teachers' forum // Jurnal Pendidikan IPA Indonesia/ 2019. No 8(1). Pp. 22-31. DOI: 10.15294/ jpii.v8i1.17176
15. Vangrieken K., Meredith C., Packer T., Kyndt E. Teacher communities as a context for professional development: A systematic review // Teaching and Teacher Education. Elsevier Ltd. 2017. January 1. DOI: 10.1016/j.tate.2016.10.001
16. Rahman A. The Role of Language Teacher Associations in Professional Development // Routledge. 2020. Pp. 341355. DOI: 10.4324/9780429356803-22.
17. Marchant G., Mulvihill T., Martin L Voices in Education: Professional Teacher Associations // Teacher Educator.2015. No 50(1). Pp. 1-8. DOI: 10.1080/08878730.2014.976060
18. Kostina L Teacher Professional Development Strategies in Australian Government and Professional Associations Documents // Comparative Professional Pedagogy. 2015. No 5(1). Pp. 120-126. DOI: 10.1515/rpp-2015-0031
19. Аксенова И.В. От идей инновационных преобразований к качественным образовательным результатам через деятельность региональных педагогических сообществ Липецкой области // Региональное образование: современные тенденции. 2019. № 3 (39). С. 34-39.
20. Аксенова И.В. Роль региональной ассоциации учителей-предметников в создании необходимых условий для повышения уровня профессиональных компетентностей педагогов // Региональное образование: современные тенденции. 2017. № 3 (33). С. 12-15.
21. Антонова Л.Н. Развитие педагогических ассоциаций в Московской области: региональная модель // Academia Педагогический журнал Подмосковья. 2017. № 3. С. 3-7.
22. Бордукова С.Н. Ресурс профессиональных общественных организаций для профессионального развития педагогов Красноярского края // Актуальные вопросы инновационной деятельности в непрерывном образовании. 2014. № 8. С.11-16.
23. Васильева М.В. Роль профессиональной ассоциации в реализации концепции развития математического образования в РФ // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2016. № 3. С. 61-66.
24. Приходько Е.В. Региональные профессиональные методические объединения как эффективный механизм повышения эффективности общественного участия в условиях реализации ФГОС ООО // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2015. № 1. С. 142-146.
25. Брызжева Н.В., Нефедьева Н.М. Ассоциация: вчера, сегодня, завтра // Вестник ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО ТО". Тульское образовательное пространство. 2015. № 1. С. 35-39.
26. Дьячкова Т.В. Ассоциация педагогов дополнительного образования как среда для становления и развития личностно-профессиональной позиции педагога // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 5-3. С. 134-136.
27. Запалацкая В.С. Ассоциация педагогов, работающих с одаренными детьми, как фактор развития региональной системы выявления и поддержки молодых талантов // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. 2014. № 3. С. 13-18.
28. Осечкина Л.И, Таболова Е.М. Методы вовлечения педагогов в деятельность общественно-профессиональных сообществ // Непрерывное образование как ресурс развития Московской области. Материалы Международной научно-практической конференции. Под редакцией Н.И. Яковлевой. 2017. С. 17-26.
29. Шилкина И.Г. Сетевое педагогическое сообщество как инструмент взаимодействия участников образовательных отношений // Сибирский учитель. 2017. № 6 (115). С. 22-28.
30. Запалацкая В.С. Роль педагогических сообществ в процессе профессиональной подготовки будущего учителя // Народное образование. 2019. № 4 (1475). С. 143-146.
31. Соловьева Т.В. Неформальное повышение квалификации работников образования через ассоциации педагогических работников // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2014. № 1 (18). С. 77-81.
32. Калинкин С.Ю. Потенциал взаимодействия центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и ассоциаций педагогов // International Journal of Advanced Studies in Education and Sociology. 2020. №1. С. 15-25.
33. Egorov I., Yamburg Y., Akhapkina M., Volkova A., Katrenko O., Kocherejko S., Odintsova N. Professional-Public Mechanisms Assess the Qualifications of Educators // Psychological-Educational Studies. 2018. No 10 (2). Pp. 5563. DOI: 10.17759/psyedu.2018100205.
34. Евтушенко И.В. Методологическое обоснование содержания деятельности ассоциации дефектологов // Педагогические науки. 2017. № 6. С. 30-34.
35. Kostylev D.S., Kostyleva E.A., Perevozchikova N.G., Sirotyk S.D, Lazutina A.L., Vaganova O.I., Smirnova Z.V. Development of a model for assessing the activities of teachers in an educational organization // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. 2019. No 8(9). Pp. 2328-2332. DOI: 10.35940/ijitee. i8943.078919.
36. Седых Е.П., Житкова В.А.. Модель автоматизированной системы оценки эффективности деятельности руководителей образовательных учреждений города Нижнего Новгорода // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7 № 4 https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1032/747 (дата обращения 15.08.2021).
37. Kirillova, I.K., Denisova, O.P., Smirnova, Z.V., Vaganova, O.I., Bulaeva, M.N., Kaznacheeva, S.N., Chelnokova, E.A. Improving monitoring and evaluation activities in high education // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. 2019. No 8(9). Pp. 2061-2067. DOI:10.35940/ijitee.i8944.078919
REFERENCES
1. Federal Law of 29.12.2012 N 273-FZ (ed. from 02.07.2021) "On Education in the Russian Federation". (with amendments and additions, in force since 13.07.2021). URL: https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/ (accessed 15 August 2021)
2. Meleksov G.A., Erofeeva N.E. Educational cluster of teacher training. Vestnik OGU, 2014, no. 3, pp. 84-88. (in Russ.)
3. Sorokin A.N., Yakovleva E.I., Filchenkova I.F., Shiryaeva Y.S., Krasnopevtseva T.F. Competences of scientific and educational center: definition, list and structure. Bulletin of Minin University, 2021, vol. 9, no. 1. (in Russ.)
4. Voiteleva G.V. Professional pedagogical communities in conditions of network interaction as a resource of educational systems development. Network forms of interaction of educational organizations in order to increase accessibility of education for categories of citizens, including those in difficult life situations. Collection of articles on the materials of the scientific-practical conference, 2015, p. 4. (in Russ.)
5. Booth S. Cultivating Knowledge Sharing and Trust in Online Communities for Educators. Journal of Educational Computing Research, 2012, vol. 47, no. 1, pp. 1-31. DOI: 10.2190/ec.47.1.a
6. Khyrkhynbay, Z., Iskakova, A., Taubayeva, G., Meterbaeva, K., Tajiyeva, M., Alpysov, A. Pedagogical Internet associations as a means to enhance the professional competence of teachers. Man in India, 2017, vol. 97, no. 22, pp. 207-217.
7. Knight S. Establishing professional online communities for world language educators. Foreign Language Annals, 2020, vol. 53, no. 2, pp. 298-305. DOI: 10.1111/flan.12458/
8. Medvedeva, TY; Nikolina, VV; Sizova, OA; Yakovleva, OY; Kazantseva, GA; Karpukova, AA. Potential of networking partnership for organizing practice-oriented learning. Dilemas contemporaneous-education politica y valores, 2019, vol. 7, no. 51.
9. Vatashchak I.S. Creation of public-professional pedagogical internship association of young teachers of Krasnoyarsk. Collection of articles on materials of XInternational scientific-practical conference "Trends in education development: Personnel solve everything?", 2014, pp. 132-136. (in Russ.)
10. Federal State Educational Standard of Basic General Education. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 2011. 48 p. (in Russ.)
11. Passport of the federal project "Teacher of the Future". Available at: https://edu54.ru/upload/files/2016/03/ 0egepa^bHWM%2OnpoeKT%2OyHMTe^b%2O6yfly^ero.pdf (accessed 15.08.2021).
12. Safitri A., Gafur A. Involvement in Subject Teachers Association (MGMP), Pedagogical and Professional Competencies of Civic Teachers, And Learning Outcomes: A Correlational Study. Jurnal Ilmu Pendidikan, 2020, vol. 25, no. 2, pp. 66. DOI: 10.17977/um048v25i2p66-72.
13. Prokazina N.V., Lantsev V.L. The role of public-professional associations of teachers in the modernization of the system of teacher growth. Bulletin of the Institute of Sociology, 2020, vol. 11, no. 2, pp. 157-173.
14. Anif S., Sutama, Prayitno H, Idrus N. B. M. Effectiveness of pedagogical competence: A development model through association of biology teachers' forum. Jurnal Pendidikan IPA Indonesia, 2019, vol. 8, no. 1, pp. 22-31. DOI: 10.15294/jpii.v8i1.17176
15. Vangrieken K., Meredith C., Packer T., Kyndt E. Teacher communities as a context for professional development: A systematic review. Teaching and Teacher Education. Elsevier Ltd., 2017, Jan 1. DOI: 10.1016/j.tate.2016.10.001
16. Rahman A. The Role of Language Teacher Associations in Professional Development. Routledge, 2020, pp. 341-355. DOI: 10.4324/9780429356803-22.
17. Marchant G., Mulvihill T., Martin L Voices in Education: Professional Teacher Associations. Teacher Educator, 2015, vol. 50, no. 1, pp. 1-8. DOI: 10.1080/08878730.2014.976060
18. Kostina L. Teacher Professional Development Strategies in Australian Government and Professional Associations Documents. Comparative Professional Pedagogy, 2015, vol. 5, no. 1, pp. 120-126. DOI: 10.1515/rpp-2015-0031 (in Russ.)
19. Aksenova I.V. From ideas of innovative transformations to quality educational results through the activities of regional pedagogical communities of Lipetsk region. Regional Education: Modern Trends, 2019, vol. 39, no. 3, pp. 34-39. (in Russ.)
20. Aksenova I.V. The role of the regional association of subject teachers in creating the necessary conditions to improve the level of professional competence of teachers. Regional Education: Modern trends, 2017, vol. 33, no. 3, pp. 12-15. (in Russ.)
21. Antonova L.N. Development of pedagogical associations in the Moscow region: a regional model. Academia Pedagogical Journal of the Moscow region, 2017, no. 3, pp. 3-7. (in Russ.)
22. Bordukova S.N. Resource of professional public organizations for professional development of teachers of Krasnoyarsk region. Actual issues of innovative activity in continuing education, 2014, no. 8, pp. 11-16. (in Russ.)
23. Vasilieva M.V. The role of professional association in the implementation of the concept of development of mathematics education in the Russian Federation. Conference of ASOU: collection of scientific papers and materials of scientific and practical conferences, 2016, no. 3, pp. 61-66. (in Russ.)
24. Prikhodko E.V. Regional professional methodical associations as an effective mechanism to improve the effectiveness of public participation in the implementation of FGOS LLC. Bulletin of Saratov Regional Institute of Education Development, 2015, no. 1, pp. 142-146. (in Russ.)
25. Bryzheva N.V., Nefedyeva N.M. Association: yesterday, today, tomorrow. Bulletin of GOUDPI TO "IPKandPPRO TO"". Tula educational space, 2015, no. 1, pp. 35-39. (in Russ.)
26. Diachkova T.V. Association of teachers of additional education as a medium for the formation and development of personal-professional position of a teacher. Actual problems of humanities and natural sciences, 2015, no. 5-3, pp. 134-136. (in Russ.)
27. Zapalatskaya V.S. Association of teachers working with gifted children as a factor in the development of the regional system to identify and support young talents. Bulletin of Moscow State University. Series: Pedagogy, 2014, no. 3, pp. 13-18. (in Russ.)
28. Osechkina L.I., Tabolova E.M. Methods of teachers' involvement in the activities of public-professional communities. Continuous education as a resource for development of the Moscow region. Materials of the International scientific-practical conference. Edited by N.I. Yakovleva, 2017, pp. 17-26. (in Russ.)
29. Shilkina I.G. Network pedagogical community as a tool for interaction of participants of educational relations. Siberian teacher, 2017, vol. 115, no. 6, pp. 22-28. (in Russ.)
30. Zapalatskaya V.S. The role of pedagogical communities in the process of professional training of the future teacher. Narodnoe Obrazovanie, 2019, vol. 1475, no. 4, pp. 143-146. (in Russ.)
31. Solov'eva T.V. Informal professional development of educators through associations of pedagogical workers. Scientific support of the system of professional development, 2014, vol. 18, no. 1, pp. 77-81. (in Russ.)
32. Kalinkin S.Y. Potential of interaction between the centers of continuous professional development of pedagogical workers and teachers' associations. International Journal of Advanced Studies in Education and Sociology, 2020, no. 1, pp. 15-25. (in Russ.)
33. Egorov I., Yamburg Y., Akhapkina M., Volkova A., Katrenko O., Kocherejko S., Odintsova N. Professional-Public Mechanisms Assess the Qualifications of Educators. Psychological-Educational Studies, 2018, no. 10 (2), pp. 55-63. DOI: 10.17759/psyedu.2018100205. (in Russ.)
34. Evtushenko I.V. Methodological substantiation of the content of the activities of the association of defectologists. Pedagogical Sciences, 2017, no. 6, pp. 30-34. (in Russ.)
35. Kostylev D.S., Kostyleva E.A., Perevozchikova N.G., Sirotyk S.D., Lazutina A.L., Vaganova O.I., Smirnova Z.V. Development of a model for assessing the activities of teachers in an educational organization. International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering, 2019, vol. 9, no. 8, pp. 2328-2332. DOI: 10.35940/ ijitee.i8943.078919.
36. Sedykh E.P., Zhitkova V.A. Model of an automated system for assessing the effectiveness of the heads of educational institutions of Nizhny Novgorod. Vestnik of Minin University, 2019, vol. 7, no. 4. Available at: https://vestnik. mininuniver.ru/jour/article/view/1032/747 (accessed 15 August 2021). (in Russ.)
37. Kirillova, I.K., Denisova, O.P., Smirnova, Z.V., Vaganova, O.I., Bulaeva, M.N., Kaznacheeva, S.N., Chelnokova, E.A. Improving monitoring and evaluation activities in high education. International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering, 2019, vol. 9, no. 8, pp. 2061-2067. DOI:10.35940/ijitee.i8944.078919
Perspectives of Science & Education. 2021, Vol. 54, No. 6
Информация об авторах Information about the authors
Белинова Наталья Владимировна Natalia V. Belinova
(Россия, Нижний Новгород) (Russia, Nizhny Novgorod)
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences,
кафедры психологии и педагогики дошкольного и Associate Professor of the Department of Psychology
начального образования and Pedagogy of Preschool and Primary Education,
Нижегородский государственный педагогический Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
университет им. К. Минина (Minin University)
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
ORCID ID: 0000-0003-4450-2670 ORCID ID: 0000-0003-4450-2670
Scopus Author ID: 57188667012 Scopus Author ID:57188667012
Researcher ID: I-9832-2017 Researcher ID: I-9832-2017
Гуцу Елена Геннадьевна Elena G. Gutsu
(Россия, Нижний Новгород) (Russia, Nizhny Novgorod)
Доцент, кандидат психологических наук, доцент Associate Professor, PhD in Psychological Sciences,
кафедры психологии и педагогики дошкольного и Associate Professor of the Department of Psychology
начального образования and Pedagogy of Preschool and Primary Education,
Нижегородский государственный педагогический Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
университет им. К. Минина (Minin University)
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
ORCID ID: 0000-0002-3842-5464 ORCID ID: 0000-0002-3842-5464
Scopus Author ID: 57191584279 Scopus Author ID: 57191584279
Researcher ID: J-7183-2017 Researcher ID: J-7183-2017
Деменева Надежда Николаевна Nadezda N. Demeneva
(Россия, Нижний Новгород) (Russia, Nizhny Novgorod)
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences,
кафедры психологии и педагогики дошкольного и Associate Professor of the Department of Psychology
начального образования and Pedagogy of Preschool and Primary Education,
Нижегородский государственный педагогический Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
университет им. К. Минина (Minin University)
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
ORCID ID: 0000-0001-7133-7645 ORCID ID: 0000-0001-7133-7645
Scopus Author ID: 57191574638 Scopus Author ID: 57191574638
Researcher ID: J-2700-2017 Researcher ID: J-2700-2017
Зайцева Светлана Александровна Svetlana A. Zaitseva
(Россия, Нижний Новгород) (Russia, Nizhny Novgorod)
Доцент, кандидат психологических наук, доцент Associate Professor, PhD in Psychological Sciences,
психологии и педагогики дошкольного и начального Associate Professor of the Department of Psychology
образования and Pedagogy of Preschool and Primary Education,
Нижегородский государственный педагогический Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
университет им. К. Минина (Minin University)
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
ORCID: 0000-0002-4514-5890 ORCID: 0000-0002-4514-5890
Scopus Author ID: 658282 Scopus Author ID: 658282
Researcher ID: J-1883-2017 Researcher ID: J-1883-2017
Ханова Татьяна Геннадьевна Tatyana G. Khanova
(Россия, Нижний Новгород) (Russia, Nizhny Novgorod)
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences,
кафедры психологии и педагогики дошкольного и Associate Professor of the Department of Psychology
начального образования and Pedagogy of Preschool and Primary Education,
Нижегородский государственный педагогический Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
университет им. К. Минина (Minin University)
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
ORCID ID: 0000-0002-0140-4387 ORCID ID: 0000-0002-0140-4387
Scopus Author ID: 57194280002 Scopus Author ID: 57194280002
Researcher ID: K-1798-2017 Researcher ID: K-1798-2017
575