Профессиональное развитие
УДК 378.393 - 051
DOI: 10.51635/27129926_2021_1_42
ВОРОНОВ Алексей Романович
учитель, Школа № 14, Россия, г. Великий Новгород
ЛОГИНОВА Татьяна Сергеевна
учитель, Гимназия «Гармония», Россия, г. Великий Новгород
ОЛЕЙНИК Виктория Сергеевна
учитель, Гимназия «Гармония», Россия, г. Великий Новгород
ОСИПОВА Марина Анатольевна
учитель, Гимназия № 3, Россия, г. Великий Новгород
ПРАЛИЧ Богдан Сергеевич
учитель, Гимназия «Гармония», Россия, г. Великий Новгород
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБУЧАЮЩЕЕСЯ СООБЩЕСТВО: РЕСУРС ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЯ
Аннотация. Актуализируется проблема повышения квалификации учителя в процессе деятельности профессионального педагогического обучающегося сообщества, рассматриваемого, как профессиональное объединение педагогов, которое создает условия для профессиональной коммуникации с целью обучения, развития и самосовершенствования всех членов сообщества и способствует решению профессиональных задач, основываясь на взаимообучении, обмене идеями и опытом. Анализируется создание профессиональных педагогических обучающихся сообществ как относительно новое направление в дополнительном профессиональном педагогическом образовании. Обосновывается идея создания таких сообществ для минимизации недостатков традиционной системы повышения квалификации и осуществляемой в общеобразовательном учреждении методической работы. Цель исследования заключается в представлении опыта разработки социального проекта «Учи, учась - вместе к успеху!», результатом которого является создание профессионального педагогического обучающегося сообщества, через создание рабочих групп учителей, экспертов и родителей. Для достижения цели проекта были использованы следующие методы: анализ и синтез литературы по психологическому, педагогическому, методическому направлениям. Для реализации проекта были использованы такие методы, как сторителлинг, нетворкинг, обратное планирование, метод критической цепи, канбан, водопад. Результаты исследования заключаются в том, что выделены и обоснованы преимущества профессиональных педагогических обучающихся сообществ, обобщены положения и подходы к повышению профессиональной компетентности педагогов на собственном опыте проектирования такого сообщества. Представлен опыт разработки проекта, целью которого является создание профессионального педагогического обучающегося сообщества, посредством формирования рабочих групп учителей, экспертов и родителей, деятельность которых состоит в совместном планировании и анализе педагогических практик и учебного процесса с целью повышения профессиональной компетентности учителя.
Ключевые слова: повышение квалификации работников образования, проектирование, профессиональное сообщество, педагогическое обучающееся сообщество, сетевое сообщество, сетевое профессиональное сообщество.
|Для цитирования: Воронов А.Р., Логинова Т.С., Олейник В.С., Осипова М.А., Пралич Б.С. Профессиональное педагогическое обучающееся сообщество: ресурс для повышения квалификации учителя // THEORIA: педагогика, экономика, право. 2021. № 1 (2). С. 42-49. DOI: 10.51635/27129926_2021_1_42
Введение. Образовательная среда тесно связана с любыми преобразованиями в мире, так как вынуждена функционировать и развиваться, взяв за основу ресурсы, которыми располагает в контексте сложившейся ситуации, и с учётом сложностей, которые повлекли за собой изменения условий. На основании этого можно с уверенностью говорить о том, что учитель представляет собой главный стратегический и технологический ресурс развития образования. Личностные и профессиональные качества определяют эффективность работы отдельного педагога, образовательного учреждения, образовательной системы в целом: от интеллектуальных особенностей, профессионализма, нравственных ценностей учителя зависит, насколько точно будут выполнены задачи, поставленные перед ним на государственном уровне. Современный мир меняется очень быстро, и система образования вынуждена так же быстро на это реагировать, это определяет высокие требования к профессиональной компетентности педагогов, связанные с обеспечением повышения качества и доступности образования, новыми условиями социализации и развития обучающихся.
В настоящее время, создание условий непрерывного профессионального роста педагогов для их соответствия высоким профессиональным требованиям профессии обеспечивается системой дополнительного профессионального образования. Однако традиционные курсы повышения квалификации не в полной мере решают эту задачу по причине того, что учитель нуждается в персональном научно-методическом сопровождении в процессе осуществления педагогической деятельности в образовательной организации. При создании профессионального педагогического обучающегося сообщества, мы исходили из необходимости организации системы работы с актуальными профессиональными проблемами педагогов в режиме «здесь и сейчас», использовали внутренние ресурсы региональных и муниципальных систем образования для решения актуальных задач непрерывного повышения квалификации педагогических кадров.
Повышение требований к современному учителю приводит к тому, что решение поставленных государством и обществом задач требует привлечения дополнительных ресурсов, одним из которых может стать сообщество педагогических работников разного уровня и направленности, которые готовы оперативно создавать, проектировать варианты решений, «выращивать» новый опыт и предлагать его для использования в настоящем и будущем.
Прежде, чем перейти к описанию нашего опыта по созданию профессионального педагогического обучающегося сообщества, необходимо сказать, что для проведенного исследования важно, что само понятие «сообщество» это не только «множество людей, общающихся между собой» [1, с. 63], но и объединение людей, народов или государств, имеющих общие интересы, цели.
Образовательное сообщество представляет собой группу людей, в которой происходит обмен идеями и умозаключениями. Профессиональное сообщество - это группа людей из двух и более человек, которые регулярно вступают между собой в коммуникацию (лично или виртуально) с целью обмена опытом и практиками, выработки знаний и поиска новых, более эффективных подходов к решению поставленных перед ними профессиональных задач. Отличительной чертой профессионального сообщества является то, что участники имеют совместную практику, которую применяют для решения проблем и выполнения задач в общей профессиональной сфере. Такая совместная профессиональная активность объединяет профессионалов, позволяет им приобрести и разделить знания, которые являются результатом участия в работе группы.
Обзор литературы. В современных образовательных организациях достаточно развиты сетевые сообщества, что стало возможным благодаря высокому уровню информатизации образовательного процесса. Сетевое сообщество представлено группой людей, которые осуществляют процесс коммуникации, общаются, занимаются сообща определенным видом
деятельности, используя компьютерные сетевые средства. В процессе создания профессионального педагогического сообщества мы опирались на работы Е.Д. Патаракина, которые посвящены в большей мере устройству и вкладу сетевых сообществ учителей в образование [2]. Исследователь считает, что именно возможность принять участие в работе группы профессионалов, которые имеют личную профессиональную заинтересованность в создании методических продуктов, а не работают над ними за деньги, привлекает других участников образовательного процесса в деятельность этой группы [3].
Мы считаем важным представить определение, которое приводит И.В. Воронцова: «сетевое профессиональное сообщество - это новая форма организации профессиональной деятельности в сети, позволяющая учителям общаться друг с другом, комментировать и задавать вопросы, не взирая на расстояния, решать профессиональные задачи, обмениваться опытом друг с другом на виртуальных мастер-классах, реализовывать себя и повышать свой профессиональный уровень и ИК-компетентности в принципиально новом информационном пространстве; группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети» [4, с. 444].
Идея профессионального педагогического обучающегося сообщества была сформулирована в конце 90-х годов XX века в исследованиях С. Хорда, М. Кочран-Смит, Р. Дюфура и других [3]. В настоящее время основная идея создания таких сообществ заключается в вовлечении всех участников образовательного процесса (педагогов, администрации образовательной организации, родителей и обучающихся) в совместное проектирование образовательных программ, методологии, образовательной среды. Зарубежные исследователи делают акцент на важности изучения новых методик и подходов, на организации коллективной работы и ответственности, на необходимости создания эффективных условий и форм обучения и повышении квалификации всех участников образовательного процесса [3].
Отечественные исследования профессиональных педагогических обучающихся сообществ представлены в работах Б.С.
Гершунского, где рассмотрены такие понятия, как «педагог-исследователь», «обучающееся сообщество» [3]. М.М. Поташник в определении профессионального педагогического обучающегося сообщества, выделяет значимость профессионального общения и участия учителей в управлении образовательной организацией [5].
Вышеизложенное позволяет определить профессиональное педагогическое обучающееся сообщество как профессиональное объединение педагогов, которое создает условия для профессиональной коммуникации с целью обучения, развития и самосовершенствования всех членов сообщества и способствует решению профессиональных задач, основываясь на взаимообучении, обмене идеями и опытом.
Методология. Материалы и методы. Нами был разработан социальный проект «Учи, учась - вместе к успеху!», в результате которого было создано профессиональное педагогическое обучающееся сообщество. Дизайн и методология проекта основываются на использовании следующих инструментов:
1. Сторителлинг, от англ. «рассказывание историй». Этот метод представляет собой способ передачи информации и нахождение смыслов посредством рассказа и анализа различных историй, которые специальным образом подбираются под задачу, требующую реализации. Темы обсуждений и проблемы для решения будут приходить в виде реальных историй из жизни и работы учителей или родителей, через анализ которых будут находиться несовершенства и проблемы педагогической системы и разрабатываться варианты решений путем групповой работы профессионального педагогического обучающегося сообщества.
2. Нетворкинг. Элементы нетворкинга применяются для создания сети контактов и необходимых связей с экспертами, специалистами и просто интересными людьми для эффективного решения трудных вопросов и проблем.
3. Обратное планирование. Для разработки профессионального педагогического обучающегося сообщества мы применили метод обратного планирования: отталкиваясь от результата, которого хотим достичь, мы распланировали шаги создания профессионального педагогического обучающегося сообщества. Эти шаги представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Шаги создания профессионального педагогического обучающегося сообщества
4. Управление проектом происходит по методу критической цепи (Critical Chain Project Management), с помощью которого мы определяем потенциальные риски и ресурсы.
5. Канбан позволяет нам организовать процесс работы таким образом, чтобы извлечь из него максимальную эффективность, а также более продуктивно выполнить запрос на тот или иной вид результата.
6. Водопад (Waterfall). Каскадная модель разработки методических продуктов позволяет нам в рамках проекта «Учи, учась - вместе к успеху!» реализовывать задачи исключительно по составленному плану работы, последовательно, что повышает качество готового материала.
7. С помощью анализа и синтеза литературы по психологическому, педагогическому, методическому направлениям, мы определяем наиболее эффективные пути решения поставленной задачи.
Учи, учась - вместе к успеху!
Результаты. В рамках разработанного нами социального проекта «Учи, учась - вместе к успеху!», целью которого стало создание профессионального педагогического обучающегося сообщества, мы предлагаем сформировать рабочие группы учителей, экспертов и родителей. В рамках совместной деятельности члены сообщества осуществляют анализ, планирование и реализацию педагогических практик с целью повышения профессиональной компетентности учителя, что в итоге обеспечит повышение образовательных результатов учеников.
Для успешной реализации проекта «Учи, учась - вместе к успеху!», была создана электронная площадка, обеспечивающая возможность организации профессиональной коммуникации членов педагогического обучающегося сообщества и неформального взаимодействия с родителями и обучающимися. Интерфейс сайта представлен на рисунке 2.
Рис. 2. Интерфейс электронной площадки профессионального педагогического
обучающегося сообщества
Одним из важных направлений в деятельности сообщества является привлечение экспертов, специалистов, профессионалов, которые не только осуществляют независимую квалифицированную оценку эффективности деятельности сообщества, но и обеспечивают групповое обучение, способствуют самосовершенствованию членов сообщества и
формированию общего видения направлений развития сообщества
В нашем проекте представлена модель работы профессионального педагогического обучающегося сообщества, она заключается в прохождении нескольких этапов и представлена на рисунке 3.
Рис. 3. Этапы работы профессионального педагогического обучающегося сообщества
Рассмотрим этапы, представленные на рисунке 3, подробнее.
Первый этап представляет собой получение заявок от учителей или других участников образовательного процесса. Заявка содержит описание проблемы или затруднений, с которыми пришлось столкнуться. Участнику образовательного процесса, который решил обратиться для поиска решения проблемы, необходимо заполнить специально разработанную форму, после чего оставить её на сайте в электронном виде или поместить в оборудованный для этих целей ящик, размещенный в общественных местах.
На втором этапе происходит обработка заявок, уточнение деталей и подбор специалистов и экспертов при необходимости. Этот этап работы достаточно трудоёмкий, так как от точности формулировки проблемы зависит путь решения, продуктивность работы в целом. Если выбранные инструменты решения проблемы окажутся малоэффективными, то обратившийся человек не получит эффекта от сотрудничества и потеряет заинтересованность к участию в работе профессионального педагогического обучающегося сообщества. Поэтому необходимо уделить особое внимание именно этому этапу.
Третий этап включает в себя работу по размещению на сайте даты встречи по данной теме и оповещению учителей.
Четвертый этап заключается в проведении учителями самостоятельного анализа литературы и источников для решения проблемы. Это необходимо для того, чтобы на встречу учитель пришел уже подготовленный, не придётся тратить временные ресурсы на введение части
коллектива в курс дела. Все усилия и выделенное время уместнее использовать для поиска решения проблемы и разработки методического продукта.
На пятом этапе происходит совместная работа учителей и экспертов, направленная на поиск путей решения заявленной проблемы, обмен информацией и взаимообучение. В процессе работы каждый участник получает возможность поделиться своим опытом, наработками и идеями, а также высказать предложение, которое поможет достичь цели встречи. На этом этапе работы уместно использовать опыт и рекомендации родителей, даже самих обучающихся, так как иногда видение ситуации изнутри позволяет более точно понять обстоятельства, прогнозировать последствия применения той или иной стратегии решения проблемы. Нельзя забывать, что довольно редко проблема или сложность, заявленные как тема встречи, являются абсолютно уникальными, так или иначе кому-то уже приходилось сталкиваться с подобным, поэтому любой опыт, в том числе и негативный, может помочь в поиске решения.
На шестом этапе работы профессионального педагогического обучающегося сообщества происходит оформление решения рассмотренной проблемы в готовый продукт. Мы предполагаем, что методический материал может быть представлен в таких формах, как статья, методическое пособие, вебинар, мастер-класс или сборник рекомендаций. После оформления материал проходит экспертизу и представляется на сайте, чтобы ознакомиться с ним могло большее количество участников
образовательного процесса, а также могла быть создана электронная методическая база.
Последний, седьмой, этап заключается в предоставлении обратной связи (учителю или иному участнику образовательного процесса, непосредственно оставившему заявку). Необходимо убедиться, что потребителю понятно решение его задачи, и он обладает необходимыми ресурсами для этого. В том случае, если этого не происходит и обратившийся учитель, родитель или обучающийся не может использовать алгоритм решения, вносятся корректировки в результаты работы. В одной и той же ситуации применяются разные технологии и инструменты, это зависит от того, кто оставил запрос: учитель, родитель или обучающийся. В первую очередь нужно ориентироваться на потребности и ресурсы потребителя, только тогда вся работа сообщества имеет смысл. К потенциальным потребителям нашего проекта мы относим не только педагогический состав образовательных учреждений, но и родителей, обучающихся. Как говорилось выше, в настоящее время учитель вынужден подстраиваться под быстро меняющуюся реальность, что во многом определит эффективность всего процесса обучения. Таким образом, нельзя исключать остальных участников образовательного процесса: родители и обучающиеся образовательных организаций являются полноправными участниками, более того, с их помощью будет отслеживаться продуктивность работы профессионального педагогического обучающегося сообщества.
Обсуждение. В настоящее время электронной площадкой для работы профессионального педагогического сообщества является ресурс Дневник.ру. Нами была создана группа, в которую приглашены учителя из разных образовательных организаций и размещены объявления, приглашающие родителей и обучающихся принять участие в работе сообщества. За время работы профессионального педагогического обучающегося сообщества были выявлены особенности затруднений, которые испытывают в своей работе молодые учителя: десять специалистов, работающих в образовательных организациях не более трех лет, обратились за помощью в преодолении затруднений, которые они испытывают в работе. Мы обобщили эту информацию и можем говорить о том, что эти затруднения носят теоретический, методический, организационный и мотивационный
характер. Они выражаются в неумении заинтересовать обучающихся во время учебного процесса, неточности в подборе необходимого задания, недостаточном знании методики обучения предмету, неумении организовать образовательный процесс на уроке, нехватке знаний при работе с родителями.
Помимо этого, мы обобщили двадцать три обращения учителей, работающих в образовательных организациях более трех лет. На основании полученных данных мы можем сказать, что даже опытные педагоги испытывают затруднения при осуществлении профессиональной деятельности. В частности, учителям требуется помощь в организации работы с родителями, с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также детьми, которые имеют психологические особенности.
Анализ более тридцати обращений родителей и обучающихся, позволяет нам говорить о том, что основную работу необходимо вести в направлении преодоления следующих затруднений: использование сервиса Дневник.ру, построение диалога с учителями в интересах ребенка, непонимание сути некоторых дисциплин (например: технологии, физической культуры, родного языка), организация занятости детей в рамках дополнительного образования.
Таким образом, по результатам работы профессионального педагогического обучающегося сообщества были созданы методические рекомендации по выявленным затруднениям, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса.
Заключение. Мы считаем, что результаты работы созданного нами профессионального педагогического сообщества - изменение профессиональной компетентности и практик преподавания сотрудников образовательных организаций, в наличии динамики образовательных результатов обучающихся, в выявлении и решении различных педагогических проблем, повышение квалификации участников сообщества и качества образования и воспитания детей.
Миссия профессионального педагогического обучающегося сообщества заключается в том, чтобы через самообучение и взаимообмен информацией расти самим и растить других.
Подводя итог вышесказанному, можно говорить о том, что внешние условия, которые оказывают влияние на образовательный процесс,
вынуждают учителя быстро и эффективно реагировать на эти изменения. Каждый год профессиональная деятельность учителя усложняется, институты повышения квалификации не всегда способны своевременно реагировать на запрос, поступающий от участников образовательного процесса. Мы считаем, что создание профессионального педагогического обучающегося сообщества решает это противоречие.
Литература
1. Дьюи, Дж. Общество и его проблемы / Дж. Дьюи: пер. с анг. И. И. Мюрберг, А. Б. Толстого, Е. Н. Косиловой. - Москва: Идея - Пресс, 2002. - 160 с.
2. Патаракин Е.Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 - М.: НП "Современные технологии в образовании и культуре", 2009. - 176 с.
3. Кожевникова М.Н. Обучающееся сообщество учителей: образование перед вызовами / М.Н.Кожевникова // Человек и образование. -2017. - № 4 (53).
4. Воронцова И.В. Сетевые педагогические сообщества как форма повышения профессиональной компетентности учителя / И.В.Воронцова // «Молодой учёный». - 2015. -№ 18 (98).
5. Поташник М.М. Профессиональные объединения педагогов. - М.: Педагогическое общество РФ, 2001. - 189 с.
6. Введенский В.Н. Развитие профессионально-педагогического образования через педагогические сообщества / В.Н.Веденский // Актуальные проблемы профессиональной педагогики. - 2013. - № 3(11).
7. Медник Е.А. Профессиональные сообщества и их роль в повышении квалификации педагогов / Е.А.Медник // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. - 2 (18).
8. Ямбург Е. А. Что принесёт учителю новый профессиональный стандарт педагога? -М.: Просвещение, 2014. - 175 с.
9. Профессиональные педагогические сообщества - стратегический ресурс повышения качества образования: материалы международной научно-практической конференции. М.: Академкнига/Учебник, 2013. - 184 с.
10. Соломатин А.М. Роль профессиональных сообществ в реализации инновационных
образовательных проектов/ А.М. Соломатин // Непрерывное образование: XXI век. - 2015. - № 4 (12).
11. Ушаков К. М. Диагностика реальной структуры образовательной организации / К.М. Ушаков // Вопросы образования. - 2013. - №3.
References
1. Dewey, J. Society and its problems / J. Dewey: per. s ang. I.I. Murberg, A.B. Tolstogo, E.N. Kosilova. - Moscow: Idea-Press, 2002. - 160 p.
2. Patarakin E.D. Social interactions and network learning 2.0 - М.: NP "Modern technologies in education and culture ", 2009. - 176 p.
3. Kozhevnikova M.N. Learning community of teachers: education before challenges / M.N. Kozhevnikova // Man and education. - 2017. - № 4 (53).
4. Vorontsova I.V. Network pedagogical communities as a form of improving the professional competence of teachers / I.V. Vorontsova // "Young scientist". -2015. - № 18 (98).
5. Potashnik M. M. Professional associations of teachers. - M.: Pedagogical society of the Russian Federation, 2001. - 189 p.
6. Vvedenskiy V.N. Development of professional and pedagogical education through pedagogical communities / V.N. Vedenskiy // Actual problems of professional pedagogy. - 2013. -№ 3(11).
7. Mednik E.A. Professional communities and their role in professional development of teachers / E.A. Mednik // Professional education in Russia and abroad. - 2015. 2 (18).
8. Yamburg E.A. What will the new professional standard of the teacher bring to the teacher? - M.: Prosveshchenie, 2014. - 175 p.
9. Professional pedagogical communities - a strategic resource for improving the quality of education: materials of the international scientific and practical conference. Moscow: Akademkniga / Textbook, 2013. - 184 p.
10. Solomatin, a.m. the Role of professional communities in the implementation of innovative educational projects/ a.m. Solomatin // Continuing education: the 21st century. - 2015. - № 4 (12).
11. Ushakov K. M. Diagnostics of the real structure of an educational organization / K.M. Ushakov // The issue of education. - 2013. -№3.
VORONOV Aleksey Romanovich
Teacher, School № 14, Russia, Novgorod the Great
LOGINOVA Tatiana Sergeevna
Teacher, Gymnasium «Garmonia», Russia, Novgorod the Great
OLEYNIK Victoria Sergeevna
Teacher, Gymnasium «Garmonia», Russia, Novgorod the Great
OSIPOVA Marina Anatolievna
Teacher, Gymnasium № 3, Russia, Novgorod the Great
PRALICH Bogdan Sergeevich
Teacher, Gymnasium «Garmonia», Russia, Novgorod the Great
PROFESSIONAL PEDAGOGICAL LEARNING COMMUNITY: RESOURCE FOR TEACHER TRAINING
Abstract. The problem of teacher professional development in the course of the professional pedagogical learning community, considered as a professional association of teachers, which creates conditions for professional communication for the purpose of training, development and self-improvement of all members of the community and contributes to the solution of professional tasks, based on mutual learning, exchange of ideas and experience, is updated. The article analyzes the creation of professional pedagogical learning communities as a relatively new direction in additional professional pedagogical education. The authors substantiate the idea of creating such communities to minimize the shortcomings of the traditional system of professional development and methodological work carried out in a general education institution. The purpose of the research is to present the experience of developing a social project "Teach, learning-together to success!", the result of which is the creation of a professional pedagogical learning community, through the creation of working groups of teachers, experts and parents. To achieve the project goal, the following methods were used: analysis and synthesis of literature on psychological, pedagogical, and methodological areas. For the project implementation, such methods as storytelling, networking, reverse planning, critical chain method, kanban, waterfall were used. The results of the study are that the advantages of professional pedagogical learning communities are highlighted and justified, the provisions and approaches to improving the professional competence of teachers on their own experience in designing such a community are summarized. The article presents the experience of developing a project aimed at creating a professional pedagogical learning community through the formation of working groups of teachers, experts and parents, whose activities consist in joint planning and analysis of pedagogical practices and the educational process in order to improve the professional competence of teachers.
Keywords: professional development of educational staff, professional community, pedagogical learning community, network community, network professional community.