Научная статья на тему 'РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УЧИТЕЛЬСТКОГО РОСТА'

РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УЧИТЕЛЬСТКОГО РОСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПЕДАГОГОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / SOCIAL AND PROFESSIONAL ASSOCIATIONS OF TEACHERS / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL STANDARD OF THE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Проказина Наталья Васильевна, Ланцев Виктор Леонидович

Процесс модернизации системы образования Российской Федерации направлен на формирование педагогического корпуса, готового решать задачи, связанные с повышением качества образования. В этих реалиях возникает необходимость поиска эффективных инструментов в развитии профессиональных компетенций учителей. Одним из направлений модернизации системы образования является национальная система учительского роста, которая постулирует необходимость создания условий для формального и неформального образования учителей. Особую актуальность в этой связи приобретают общественно-профессиональные объединения педагогов. Целью исследования было установление взаимосвязи активности участия в деятельности подобных объединений и профессионального становления молодого учителя. Исследование проводилось на территории Орловской области. В качестве объекта исследования выступили члены региональной Ассоциации молодых учителей математики. Метод исследования - опрос в форме анкети рования. В фокусе исследования находилось несколько аспектов учительской деятельности: профессиональные затруднения молодых педагогов, система наставничества, ценностные ориентации личности учителя, профессиональное развитие. Полученные результаты социологического исследования позволили выделить три группы учителей. Первая - молодые учителя, которые в рамках проводимых образовательных событий не демонстрируют высокой активности. Вторая группа включает учителей, которые не делятся своими собственными методическими наработками, но принимают участие при проведении семинаров и мастер-классов. Третья группа - педагоги, которые публично презентуют свой опыт и готовы выступать генераторами идей в процессе планирования будущих мероприятий. В статье показано, что активность участия в мероприятиях Ассоциации оказала существенное влияние на ценностные ориентации личности в профессиональной сфере. Педагоги, которые публично представляли опыт своей работы, продемонстрировали более высокую степень профессиональной готовности к выполнению трудовых функций в условиях национальной системы учительского роста. Активная деятельность в составе Ассоциации позволяет молодым педагогам быстрее адаптироваться в профессиональном сообществе и способствует образованию устойчивых социальных связей с коллегами. В статье отмечается необходимость формирования в образовательных организациях системы наставничества, в том числе с использованием ресурсов общественно-профессиональных объединений педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Проказина Наталья Васильевна, Ланцев Виктор Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SOCIO-PROFESSIONAL TEACHERS’ UNIONS IN A SITUATION WHEN THE EDUCATION SYSTEM IS BEING MODERNIZED

This article points out that the process of modernizing the Russian Federation’s education system is aimed at developing such a professional body of teachers that would be prepared to solve issues associated with improving the quality of education. Given such a situation, the need arises for finding effective means of developing the professional competencies of teachers. One direction for modernizing the education system would be a national system of advancement for teachers, which postulates the need for creating the right conditions for the formal and informal training of educators. Given the context, socio-professional teachers’ unions turn out to be especially vital. The goal of this study was to identify how active participation in the practices of such organizations is connected to a young teacher’s professional growth. The study was conducted in Orel Province. Members of the regional young math teachers’ association were selected to be the object of research, with questionnaire survey used as the research method. The study focused on several aspects of teaching: professional difficulties faced by young educators, the mentorship system, an educator’s value orientations, professional growth. The results of the study allowed for identifying three groups of educators, the first one being young teachers who do not actively participate in educational events. The second group included teachers who do not share their own methodical expertise, but partake in seminars and master classes. The third group consists of educators who publically share their experience and are prepared to think of new ideas for future events. The article shows that the Association’s active participation in various events significantly affected the individual value orientations of trade professionals. Those educators who shared their publically work experience demonstrated a higher degree of professional aptitude in performing their jobs within the national system of teachers’ training. ctive efforts as members of the Association helped young educators quickly adapt within their professional community and establish firm social connections with their colleagues. The authors suggest the need for developing a system of mentorship in educational institutions, which would utilize resources provided by socio-professional teachers’ unions.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УЧИТЕЛЬСТКОГО РОСТА»

ВЕСТНИКЙ

штитита оциолагии

157

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ: НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

DOI: 10.19181/vis.2020.11.2.651

Роль общественно-профессиональных объединений педагогов

в условиях модернизации системы образования

Ссылка для цитирования: Проказина Н. В., Ланцев В. Л. Роль общественно-профессиональных объединений педагогов в условиях модернизации системы образования // Вестник Института социологии. 2020. Том 11. № 2. C. 157-173. DOI: 10.19181/vis.2020.11.2.651

For citation: Prokazina N. V., Lantsev V. L. The role of socio-professional teachers' unions in a situation when the education system is being modernized Vestnik instituta sotziologii. 2020. Vol. 11. No. 2. P. 157-173. DOI: 10.19181/ vis.2020.11.2.651

Проказина Наталья Васильевна

Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, Орёл, Россия

nvprokazina@mail.ru

AuthorlD РИНЦ: 415159

Ланцев

Виктор Леонидович

Бюджетное учреждение дополнительного образования Орловской области «Дворец пионеров и школьников имени Ю.А. Гагарина», Орёл, Россия

vic_lan@mail.ru

AuthorlD РИНЦ: 1006430

Аннотация. Процесс модернизации системы образования Российской Федерации О направлен на формирование педагогического корпуса, готового решать задачи, связанные

с повышением качества образования. В этих реалиях возникает необходимость поиска Г^ эффективных инструментов в развитии профессиональных компетенций учителей. Одним

^ из направлений модернизации системы образования является национальная система учи-^ тельского роста, которая постулирует необходимость создания условий для формального

и неформального образования учителей. Особую актуальность в этой связи приобретают 0 общественно-профессиональные объединения педагогов. Целью исследования было уста-

I— новление взаимосвязи активности участия в деятельности подобных объединений и про-

фессионального становления молодого учителя. Исследование проводилось на территории 0| Орловской области. В качестве объекта исследования выступили члены региональной

2 Ассоциации молодых учителей математики. Метод исследования - опрос в форме анкети-

рования. В фокусе исследования находилось несколько аспектов учительской деятельности: профессиональные затруднения молодых педагогов, система наставничества, ценностные ориентации личности учителя, профессиональное развитие.

Полученные результаты социологического исследования позволили выделить три группы учителей. Первая - молодые учителя, которые в рамках проводимых образовательных событий не демонстрируют высокой активности. Вторая группа включает учителей, которые не делятся своими собственными методическими наработками, но принимают участие при проведении семинаров и мастер-классов. Третья группа - педагоги, которые публично презентуют свой опыт и готовы выступать генераторами идей в процессе планирования будущих мероприятий.

В статье показано, что активность участия в мероприятиях Ассоциации оказала существенное влияние на ценностные ориентации личности в профессиональной сфере. Педагоги, которые публично представляли опыт своей работы, продемонстрировали более высокую степень профессиональной готовности к выполнению трудовых функций в условиях национальной системы учительского роста.

Активная деятельность в составе Ассоциации позволяет молодым педагогам быстрее адаптироваться в профессиональном сообществе и способствует образованию устойчивых социальных связей с коллегами. В статье отмечается необходимость формирования в образовательных организациях системы наставничества, в том числе с использованием ресурсов общественно-профессиональных объединений педагогов. Ключевые СЛОВа: общественно-профессиональные объединения педагогов, профессиональные компетенции, профессиональный стандарт педагога

Система подготовки педагогических кадров в настоящее время столкнулась с непростой задачей повышения уровня профессиональных компетенций учителей в условиях перманентной модернизации системы образования. Необходимость преобразования существующих подходов к обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения не вызывает сомнения. Как минимум это обусловлено отставанием выпускников общеобразовательных организаций по ряду показателей от своих сверстников, обучающихся в других странах. Это касается в первую очередь навыков, связанных с практическим применением полученных в школе знаний, способности к самостоятельному поиску информации, в том числе в профессиональной деятельности [Пентин и др. 2018]. В этой связи на протяжении ряда лет в отечественной системе образования происходят глубокие системные преобразования, выразившиеся во введении новых форм оценки качества подготовки обучающихся, внедрении новых О федеральных государственных образовательных стандартов, постулиру-|| ^ ющих формирование метапредметных умений и компетенций. Всё это || стало причиной обсуждения новых подходов к организации труда учи-

^ — телей, работающих в общеобразовательных организациях.

0 В 2013 г. Министерством труда и социальной защиты Российской

| I Федерации был утверждён профессиональный стандарт педагога, который

^ гч? регламентировал выполнение определённых трудовых функций и нали-Ш 01 чие важнейших профессиональных компетенций. Похожие проблемы в процессе внедрения отраслевых профессиональных стандартов выявляются

и в зарубежных системах образования [Sachs 2016; Adoniou, Gallagher

2017]. Опыт внедрения данного инструмента, направленного на повышение уровня специальных компетенций, в нашей стране и за рубежом показал, что существует серьёзный разрыв между подготовкой выпускников учреждений профессионального образования и реалиями системы образования, с которыми молодым учителям придётся столкнуться в первые годы работы. Одной из причин, обусловливающих относительную несостоятельность проф-стандарта, стало закрепление в нём требований только к уровню подготовки специалистов, без определения механизмов развития профессиональных компетенций учителей. Это послужило причиной разработки на федеральном уровне концепции национальной системы учительского роста, включающей в себя не только профстандарт как вектор в выборе траектории развития учителя, но и новую систему должностей, современные подходы к аттестации, конкурсы профессионального мастерства, адресное повышение квалификации и многие другие направления профессионального развития педагога. Пристальное внимание специалистов федеральных институтов, надзорных органов и муниципальных органов исполнительной власти приковано прежде всего к подготовке молодых учителей, которым придётся работать в новых реалиях [Куликова, Пронина 2018]. В этой связи предпочтение может быть отдано не только формальному, но также неформальному и информальному образованию специалистов системы образования, которое, в частности, может быть реализовано через профессиональные союзы и ассоциации учителей [Медник 2015; Нерадовская 2018; Сорокина

2018]. Целью нашей работы стало исследование роли общественно-профессиональных объединений педагогов в процессе становления и развития профессиональных компетенций молодых учителей с учётом ценностной составляющей их труда.

Материалы и методы

Объектом исследования стали молодые педагоги образовательных организаций Орловской области - члены региональной Ассоциации молодых учителей математики (далее - Ассоциации). Организатором исследования выступил региональный Институт развития образования, курирующий в том числе и деятельность общественно-профессиональных объединений педагогов. Куратором проекта выступила кафедра социологии и информационных технологий Среднерусского института управле-О ния - филиала РАНХиГС. ¡| ^ В апреле-мае 2019 г. было опрошено 32 респондента, что состав-

ляет 100% участников данного общественно-профессионального объеди-

нения педагогов. Опрос проводился в форме анкетирования с использова-^ 0 нием открытых, закрытых, полузакрытых и вопросов в табличной форме.

| I— Среди опрошенных 9,4% составляют мужчины, однако статисти-

Н рур чески достоверной разницы в ответах представителей разного пола выя-Ш 01 вить не удалось. Основная масса респондентов представлена учителями городских школ - 65,6%, сельских - 34,4%. Среди них - 59,4% педагоги

общеобразовательных школ, 25% работают в лицеях и 15,6% - в гимназиях. Возраст большинства респондентов составил от 25 до 35 лет (81,3%).

В рамках данного исследования производилось изучение профессиональных затруднений, с которыми сталкиваются молодые педагоги в первый год работы; факторов, способствовавших преодолению возникающих трудностей; уровня сформированности ценностных ориентаций, а также динамики развития ведущих учительских компетенций и профессиональных устремлений. С учётом специфики исследования все респонденты в зависимости от степени вовлечённости в мероприятия, проводимые Ассоциацией, разделены нами на три группы. К первой (№ 1) относятся молодые учителя, которые в рамках проводимых образовательных событий не демонстрируют высокой активности, т. е. являются пассивными слушателями (31,3% от общего числа опрошенных). Во второй группе (№ 2) представлены учителя математики, которые не делятся своими собственными методическими наработками, но принимают участие в обсуждении представленного для изучения материала, работают в составе фокус-групп при проведении семинаров и мастер-классов (37,5%). В третью группу (№ 3) вошли педагоги, которые публично презентуют свой опыт и готовы выступать генераторами идей в процессе планирования будущих мероприятий (31,3%).

В фокусе исследования находилось несколько аспектов: профессиональные затруднения молодых педагогов, система наставничества, ценностные ориентации личности учителя, профессиональное развитие [Edgerton, Бея1топе 2019].

Следует отметить, что полученные результаты не могут в полной мере отражать положение дел на всей территории страны, однако возможно их рассмотрение в качестве предварительных в процессе планирования более крупных исследований.

Результаты исследования. Направления деятельности общественно-профессиональных объединений с целью повышения профессиональной компетентности молодых специалистов

Особенности адаптации к педагогической деятельности г^ молодых учителей

^ °

II Гч1

§§

Профессиональные затруднения. Понимание перспектив профессионального развития молодого специалиста невозможно без вычленения тех сложностей, с которыми ему приходится сталкиваться в процессе работы ^ g [Хошимова, Тагоева 2017; Boyd, Ash 2018]. Результаты анализа полу-| I— ченных данных позволяют выделить наиболее острые проблемы, стоящие Н ру]4 перед молодыми учителями математики в первый год работы. Большинство Ш OI респондентов отметили сложности (среднее значение по данному показателю - 5,05, где 10 - это значение признака, при котором индивид испы-

тывает максимальные трудности) в написании рабочих программ, в выборе методов и средств обучения (4,95), в процессе публичных выступлений (4,9), в подготовке и проведении уроков и внеурочных, в том числе воспитательных занятий (по 4,7 соответственно). Следует отметить, что подобная картина наблюдается практически по каждой из трёх выделенных групп. На этом фоне участники группы № 3 в среднем испытывали меньше затруднений в процессе публичных выступлений по сравнению с группами № 1 и № 2, для которых этот вид деятельности представлял серьёзную задачу (4,0 против 5,5 и 5,0 соответственно). Существует вероятность, что опыт участия в качестве активных выступающих в рамках мероприятий Ассоциации сглаживает негативное восприятие данной проблемы. Это приводит к тому, что молодые учителя, получив опыт публичного выступления в рамках региональных образовательных событий, преуменьшают значение данного фактора при проведении субъективного анализа своей профессиональной деятельности. В то же время члены группы № 3 в качестве наиболее серьёзных затруднений указывали вопросы, связанные с осуществлением трудовых функций обучения, воспитания и развития по сравнению с представителями групп № 1 и № 2. Это может быть обусловлено более развитой способностью к саморефлексии и осознанием направленности мероприятий Ассоциации прежде всего на развитие предметных и коммуникативных компетенций. Необходимо отметить, что выстраивание взаимоотношений с коллегами, по мнению представителей каждой из выделяемых категорий молодых учителей, представляло наименьшую сложность.

Преодоление выявленных профессиональных затруднений большинство респондентов связывают с постоянным самообразованием (8,25), участием в мероприятиях, проводимых Ассоциацией (6,8) и помощью администрации (6,4). Следует отметить, что с увеличением вовлечённости в образовательные события, организуемые Ассоциацией, менее значимой для педагогов становится роль других профессиональных мероприятий локального (школьного), муниципального, регионального или федерального уровней. Так, респонденты третьей, наиболее активной группы, оценивая влияние федеральных или региональных образовательных событий на формирование своих профессиональных компетенций, отмечают их меньшее влияние по сравнению с проводимыми на других площадках (3,5 против 4,5 по группе № 2 и 5,17 по группе № 1). Данная тенденция отмечается для мероприятий муниципального (4,67 против 5,13 и 6,0 соответственно) и школьного уровней (4,83 против О 6,63 и 6,5 соответственно). Таким образом, активное участие в меро-^ приятиях Ассоциации, с одной стороны, способствует преодолению про-|| фессиональных сложностей, с которыми сталкиваются молодые учителя

|| ^ математики в первый год работы, и, следовательно, профессиональному росту, а с другой - не дают возможности учителям в полной мере полу-^ § чать методическую помощь из разных источников ввиду привязанности ^ к конкретной группе специалистов [Самойлова 2006]. В то же время

И ("\Г более рациональным подходом с управленческой точки зрения является оказание адресной консультативной поддержки молодым специалистам с использованием ресурсов общественно-профессиональных объединений

и

Ш О!

[Довбыш 2018]. Следует отметить, что несмотря на разный уровень вовлечённости в работу, представители каждой из групп респондентов указывают на высокий уровень личностной и профессиональной значимости участия в образовательных событиях Ассоциации. В частности, члены первой группы респондентов не проявляли высокой активности в процессе проведения мероприятий, однако все они отмечают полезность проводимой работы и положительное влияние семинаров, заседаний и мастер-классов на формирование их профессиональных компетенций.

Система наставничества. Управление профессиональным развитием молодых кадров является одним из важнейших направлений деятельности руководителя общеобразовательной организации. Формирование системы наставничества в школе может быть не только эффективным инструментом введения учителя в профессиональную деятельность, но и благоприятным фактором процесса профессиональной социализации начинающего педагога и вхождения его в трудовой коллектив [Лыжина, Сарычева 2018]. Среди опрошенных нами членов Ассоциации молодых учителей математики лишь 55% респондентов имеют наставника из числа опытных коллег в своей образовательной организации. Анализ полученных данных свидетельствует о наличии устойчивой связи между такими критериями, как активность участия в мероприятиях Ассоциации и наличие наставника. Так, подавляющее большинство педагогов, принимающих активное участие в данных мероприятиях (группа № 3), имеют наставника в своей школе (83,3%). Среди молодых учителей математики, чьё участие в образовательных событиях в большинстве случаев сводится к высказыванию своего мнения в рамках дискуссий (группа № 2), лишь 62,5% отмечают наличие профессиональной помощи в своём трудовом коллективе. Для педагогов, которые в рамках деятельности Ассоциации предпочитают оставаться пассивными слушателями (группа № 1), характерно практически полное отсутствие куратора из числа опытных коллег (наставник есть лишь у 16,7% молодых учителей).

Таким образом, наличие наставника из числа специалистов образовательной организации, в которой осуществляет свою трудовую деятельность молодой учитель, способствует повышению его профессиональной активности [Sarvis, Silvers 2019]. Фактически, чем большее внимание уделяют педагогу по месту его основной работы, тем в большей мере он готов презентовать себя профессиональному сообществу.

Задачей руководителя образовательной организации, заинтересо-

О ванного не только в привлечении молодых специалистов, но и в профес-(N

0 сиональной подготовке молодых кадров, является организация системы

§| наставничества, заключающейся в передаче методического опыта посред-

¡1 ^-j4 ством сложившейся в школе системе социальных связей. Так, наставник

sJJ 1 может стать не только лицом, курирующим и корректирующим работу молодого сотрудника, но и способствовать его вхождению в профессио-

^ нальное сообщество, существующее на локальном, муниципальном или

^ ^ региональном уровне [Ayish, Deveci 2019]. Помимо прочего, эффективно

У 0| работающий в общеобразовательной школе институт наставничества

BQ ^ способствует образованию устойчивых интеракций в педагогическом

коллективе, что положительно сказывается на стабильности существующего в образовательной организации социального порядка в условиях внедрения профстандарта педагога [Clarke, Moore 2013].

Вместе с тем анализ полученных данных указывает на то, что для педагогов, имеющих наставника из числа коллег в своей образовательной организации, значимость мероприятий Ассоциации несколько выше, чем для тех, кто лишён методической помощи по месту основной работы (7,1 против 6,4 соответственно). Возможно, это связано именно с более высокой ценностью мероприятий, организуемых профессиональным педагогическим сообществом для молодых математиков, имеющих наставника, в том числе в качестве площадки для проб себя в качестве методиста, что в перспективе даст уверенность начинающему специалисту при аттестации на первую или высшую категорию. Наличие данного опыта может быть положительно оценено администрацией образовательной организации и способствовать замещению должностей старшего и ведущего учителя, введение которых предусмотрено национальной системой учительского роста.

В ряде образовательных организаций нет возможности сформировать эффективную систему наставничества ввиду отсутствия опытных специалистов по данному профилю, малой численности педагогического коллектива, высокой нагрузки учителей и некоторых других объективных причин [Шилова и др. 2018]. В подобных условиях обеспечение развития профессиональных компетенций молодых учителей возможно с использованием ресурсов общественно-профессиональных объединений, в том числе с применением дистанционных технологий, что представляется весьма актуальным с учётом отдалённости некоторых образовательных организаций от регионального или районного центра [Кармаева, Кармаев 2019].

Ценностные ориентации личности. Структура ценностных ориен-таций личности имеет колоссальное значение в процессе осуществления педагогического труда. Молодым учителям математики в рамках проведённого анкетирования было предложено ответить на полузакрытый вопрос: «Что представляет для Вас наибольшую ценность в профессиональной деятельности?». Статистический анализ полученных данных показывает, что вне зависимости от активности участия молодых учителей в мероприятиях Ассоциации наибольшее удовлетворение в труде они получают от возможности профессионального и личностного роста (9,0), участия в процессе формирования личности ребёнка (8,7), возможности общения с коллегами и учениками, их родителями (8,1), а также от интеллектуального харак-О тера труда (8,0). Наименее привлекательны в профессии учителя - отсут-q ствие возможности карьерного роста (5,0), существующие условия для || написания научной работы (5,3), уровень заработной платы (5,4). На

|| этом фоне для учителей, принимающих активное участие в мероприя-

s^p тиях Ассоциации, ценность таких показателей, как заработная плата,

^ достойный «соцпакет» и построение карьеры на педагогическом поприще,

^ несколько выше по сравнению с уровнем их значимости для более пас-

^ ^ сивных педагогов. Вероятно, это свидетельствует о более зрелом взгляде У 0| на выбранную профессию. Учитывая, что средний возраст и стаж респондентов каждой из выделяемых групп имеют приблизительно равные

значения, решающим фактором, формирующим позитивный взгляд на собственную трудовую деятельность, является активная жизненная и профессиональная позиция педагога [Москвина 2017].

Характеристика профессионального развития и личностного роста молодых учителей

Профессиональное развитие. Для изучения роли общественно-профессиональных объединений молодых учителей на развитие их важнейших компетенций респондентам было предложено оценить уровень своего профессионализма путём оценки ряда показателей по шкале от 1 до 10. Все использованные критерии можно разделить на три группы в зависимости от их ценностно-смысловой ориентации.

К первой группе критериев мы отнесли характеризующие отношение молодого специалиста к трудовой деятельности в целом: уровень своего профессионализма, профессиональную активность, а также преданность выбранной профессии, что среди педагогов называется «любовью» к учительству как сфере трудовой деятельности.

Критерии второй группы представляют наибольший интерес с учётом внедрения национальной системы учительского роста и специфики оценки уровня компетенций учителей надзорными органами в сфере образования. Подобный подход лежит не только в основе международных исследований педагогического корпуса, но и отечественных мониторинговых исследований, в том числе направленных на разработку единых федеральных оценочных материалов как объективных инструментов в оценке компетенций учителей. Несмотря на то, что в большинстве аналогичных исследований приводятся данные лишь о сформиро-ванности предметных и методических компетенций, мы смогли получить результаты и по коммуникативным компетенциям, что невозможно при использовании печатных тестов для учителей. В то же время коммуникативные компетенции имеют колоссальную значимость для педагога, который вынужден постоянно выстраивать взаимоотношения с другими участниками образовательного процесса [Кокшарова 2017]. Кроме того, активное участие в мероприятиях Ассоциации предполагает формирование культуры публичного выступления и участие в дискуссиях, что не могло не отразиться на развитии навыков эффективной коммуникации. К третьей группе критериев мы отнесли нацеленность на развитие, <4 продолжение трудовой деятельности в педагогической профессии и желание в дальнейшем участвовать в конкурсах профессионального мастерства и образовательных событиях федерального и регионального уровней с целью презентации накопленного методического и инновационного ^ ^ опыта. Фактически эта группа показателей включает ценностные ори-О ентации в сфере непосредственной трудовой деятельности и в некоторой степени отражает социальные личностные установки. Согласно диспози-у Гч1 ционной теории личности В. А. Ядова, жизненные ориентации представ-Ц ^ ляют собой высший уровень иерархической структуры личности и оказывают влияние на витальные и ситуативные поведенческие реакции [Ядов

О

^ °

II Гч1

§§

2013]. Мы полагаем, что зачастую процесс формирования диспозиционной структуры личности может происходить снизу вверх. В этом случае ценностные ориентации трансформируются исходя из условий, в которых живёт, трудится и проводит досуг человек. В связи с этим участие молодых учителей математики в работе Ассоциации способно влиять на формирование профессиональных ценностей и закладывать прочное основание ориентации на дальнейшее самосовершенствование [Wang, Shuttlesworth 2020]. В то же время негативный опыт, полученный педагогом в процессе общения с коллегами, в том числе в условиях неформального образования, может стать фактором, существенно понижающим привлекательность профессии для конкретного специалиста [Ефимова 2015].

Результат исследования влияния Ассоциации на профессиональное развитие молодых учителей математики представлен на рис. 1.

А — до вступления в Ассоциацию Б — на момент проведения анкетирования

Рис. 1. Показатели профессионального развития молодого учителя математики

Figure 1. Young math teachers' professional growth indexes

Значения: 1 — уровень профессионализма; 2 — профессиональная активность; 3 — преданность профессии; 4 — предметные компетенции; 5 — методические компетенции; 6 — коммуникативные компетенции; 7 — нацеленность на профессиональное и личностное развитие; 8 — нацеленность на дальнейшую трудовую деятельность в выбранной профессии; 9 — нацеленность на презентацию собственного опыта и участие в конкурсах профессионального мастерства.

Анализируя полученные данные, можно констатировать, что уча-О стие в деятельности изучаемого нами общественно-профессионального объединения педагогов оказывает положительное влияние на развитие

гм о

Гч1 каждого из признаков (прирост по всем признакам находится в диапазоне

[| ^-Г от 0,7 до 2,6).

^¡З 11 Рассматривая первую группу признаков, необходимо отметить, что наибольший прирост в результате участия молодых учителей в работе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ Ассоциации наблюдается по показателю «уровень профессионализма»,

^ ^ а наименьший - по «преданности профессии». Данное обстоятельство

У 0| может быть обусловлено осознанным выбором сферы трудовой деятель-

00 ности выпускниками. Не может остаться без внимания и тот факт, что

обозначенные молодыми специалистами трудности, которые они испытывали в начале профессиональной деятельности, в том числе и в бытовом плане, не способствовали отторжению профессии учителя как таковой. Рост профессиональной активности в большей степени характеризует педагогов, которые выступают в рамках мероприятий изучаемого общественно-профессионального объединения (группа № 3). На этом фоне для представителей других групп повышение активности не так выражено.

Развитие профессиональных компетенций учителей математики в рамках мероприятий Ассоциации происходило с достаточной степенью интенсивности [Simons et al. 2020]. Об этом свидетельствует увеличение значения среднего индикатора оценки на 35-40% в среднем. В абсолютном выражении прирост по каждому типу компетенций составил 2,2 единицы. Педагоги третьей группы характеризуются более высоким приростом уровня владения предметными и коммуникативными компетенциями по сравнению со средним по выборке показателем (2,9 против 2,2 и 3,0 против 2,2 соответственно). Полученные результаты представляются вполне закономерными с учётом того, что активным учителям приходится много готовиться перед выступлениями и мастер-классами, оттачивать речь и отрабатывать навыки ведения дискуссии с представителями профессионального сообщества. Данное обстоятельство делает участие в работе подобных общественно-профессиональных объединений весьма актуальным в условиях внедрения национальной системы учительского роста. Кроме того, апробация единых федеральных оценочных материалов, проведённая в ряде регионов в 2018 г., показала довольно низкий уровень профессиональных компетенций учителей, что должно направить образовательную политику субъектов Российской Федерации на поиск и внедрение эффективных инструментов повышения профессионализма учителей. В связи с этим деятельность общественно-профессиональных объединений, подобных Ассоциации молодых учителей математики Орловской области, требует дальнейшего изучения и распространения в качестве одного из возможных механизмов организации непрерывного образования (концепция «Life Long Learning»).

Проводя оценку жизненных ориентиров, связанных с профессиональной деятельностью, мы можем констатировать, что участие в мероприятиях Ассоциации способствует возрастанию интереса к профессиональному развитию, выраженному также в желании публично представить педагогиче-0 скому сообществу накопленный опыт. Для респондентов, которые указали, что они активно участвуют в работе данного общественно-профессионального объединения (группа № 3), показатель заинтересованности в продол-f| ^ жении совершенствования своих профессиональных компетенций соот-

йо _|

¡1 ветствует среднему значению по всей исследуемой совокупности. На этом

^ g фоне представители данной группы демонстрируют более высокий уровень О ориентированности на участие в образовательных событиях федерального и регионального уровней с целью презентации собственных идей и инно-у Гч1 вационных методик (прирост по данному показателю составил 1,5, что на 0,8 больше по сравнению со средним значением по всем опрошенным) и желание продолжать профессионально развиваться в сфере препода-

^ °

Ii ГМ

Ш Ol

вания математики в средней школе (на 2,2 против 1,2 по совокупности) [Константиновский и др. 2019]. Это обстоятельство может быть обусловлено наличием определённого опыта взаимодействия в профессиональной среде, осознанием правильности выбора жизненного плана, а также стратегией достижения высоких результатов в профессии.

Говоря о развитии личностных качеств, следует отметить, что оценка их уровня может быть произведена только по некоторым субъективным показателям. При выборе некоторых из них в нашем исследовании мы руководствовались общими принципами морально-этической составляющей труда учителя (см. рис. 2). Так, молодые учителя достаточно высоко оценивают уровень собственной ориентации на формирование личности ребёнка. В этой связи отмечается незначительный рост показателей 1 и 2 (на 5,1 и 2,5% соответственно).

А — до вступления в Ассоциацию Б — на момент проведения анкетирования

Рис. 2. Показатели личностного развития молодого учителя математики

Figure 2. Young math teachers' personal growth indexes

Значения: 1 — способность выстраивать взаимоотношения с обучающимися и их родителями; 2 — личная заинтересованность в судьбе ребёнка; 3 — нематериальное удовлетворение от работы; 4 — осознание социальной значимости профессии педагога; 5 — культура публичных выступлений; 6 — удовлетворение от работы в коллективе; 7 — расширение кругозора.

В то же время у части респондентов наблюдается переориентация с материальной составляющей труда на нематериальную (прирост показателя составил 32,6%) и осознание роли профессии учителя как О одной из важнейших социально значимых профессий (увеличение на Р ^ 14,3%). Это - показатель формирования зрелого отношения к учитель-II- скому труду, предполагающему ответственную позицию в воспитании

^о Гп

^ — человека и гражданина своей страны. Именно в этой связи происходит ^ q смещение акцентов с уровня фактической оплаты труда на моральную удовлетворённость от результата проделанной работы, заключающе-^ Гч1 гося в оценке учебных и личностных успехов обучающихся. Кроме того, Ш OI активное включение в деятельность общественно-профессиональных сообществ способствует развитию культуры публичных выступлений

(на 30,5%), что с учётом положительной динамики позволяет говорить о преодолении частью педагогов психологических барьеров, возникающих при взаимодействии с большими аудиториями. Это обстоятельство также является благоприятным фактором, предоставляющим возможность увереннее чувствовать себя в педагогическом коллективе. В этой связи происходит формирование осознания значимости работы в коллективе единомышленников как фактора, способствующего достижению лучших результатов в процессе обучения, воспитания и развития детей. Положительный прирост по показателю в этом случае составил 30,1%.

Следует отметить, что работа в составе Ассоциации, по мнению ряда опрошенных, способствовала расширению общего кругозора и формированию мировоззрения (произошло увеличение на 20%). Таким образом, деятельность общественно-профессиональных, в том числе и молодёжных объединений, предоставляет возможности не только профессионального, но и личностного развития специалистов.

Заключение

Проведённое исследование позволяет с определённой долей вероятности констатировать, что участие в деятельности общественно-профессиональных объединений способствует повышению профессиональной компетентности молодых специалистов. Пристальное внимание профессионального сообщества к судьбе начинающих учителей позволяет последним справляться с трудностями, которые возникают в первые годы работы, легче находить единомышленников, получать неформальное образование, что в настоящее время является одной из общих тенденций в системе образования в разных странах. В то же время само по себе участие в работе различных объединений не гарантирует акселерации в развитии необходимых компетенций. Молодые специалисты, заинтересованные в активном участии в мероприятиях, организуемых подобными сообществами, вынуждены развиваться более интенсивно, оттачивая не только предметные и методические компетенции, но и коммуникативные. В этом процессе большую роль играет наличие наставника из числа коллег, работающих в той же организации, что и молодой специалист. Участие в деятельности Ассоциации компенсирует нехватку методической помощи педагогам, не имеющим закреплённого наставника, или позволяет его найти среди коллег, способных поделиться своим опытом с начинающими педагогами.

О Следует отметить, что участие в профессиональных сообществах

С4^ л,

^ оказывает заметное влияние на формирование иерархическои структуры

личности, в частности на уровне поведенческих реакции и жизненных

ценностей, ориентируя тем самым молодого специалиста на социаль-^ 0 ное взаимодействие не только в непосредственном трудовом коллективе, | I— но и за его пределами. В перспективе это позволяет говорить о форми-Н рур ровании в регионе кластера профессиональной педагогической элиты Ш 01 и изменении положения социально-профессиональной группы учителей в период образовательных реформ [Ильин и др. 2017].

Таким образом, одной из наиболее важных задач, стоящих перед региональными органами исполнительной власти, курирующими работу системы образования в условиях внедрения национальной системы учительского роста, является создание условий для повышения квалификации педагогов общеобразовательных организаций не только через формальное, но и неформальное образование. В этой связи региональные общественно-профессиональные объединения учителей представляются мощным инструментом, способным оказывать непосредственное влияние на адаптацию к педагогической деятельности и, что особенно важно, на развитие профессиональных компетенций молодых учителей.

О

Библиографический список

Довбыш С. Е. 2018. Индивидуальная траектория профессионального роста педагога: постановка проблемы // Управление образованием: теория и практика. № 2 (30). С. 5-10. URL: http://iuorao.ru/wp-content/ uploads/2018/07/dov.doc.pdf (Дата посещения: 13.12.2019).

Ефимова Г. З. 2015. Молодой учитель: профессиональная социализация и качество жизни // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. Т. 1. № 3 (3). С. 102-113. URL: https://vestnik.utmn.ru/sociology/ vypuski/2016-tom-2/3/213003/ (Дата посещения: 03.10.2019).

Ильин В. А., Леонидова Г. В., Головчин М. А. 2017. Российский учитель в реформирующемся обществе: взгляд из региона // Социологические исследования. № 3. С. 51-58.

Кармаева Н. Н., Кармаев Н. А. 2019. Молодые преподаватели в условиях дифференциации в российском высшем образовании: практики сотрудничества // Социологические исследования. № 10. С. 63-72. Doi: 10.31857/S013216250004279-9

Константиновский Д. Л., Пинская М. А., Звягинцев Р. С. 2019. Профессиональное самочувствие учителей: от энтузиазма до выгорания // Социологические исследования. № 10. С. 14-25. Doi: 10.31857/ S013216250004949-6

Кокшарова А. А. 2017. Психологическая компетентность педагогов в рамках реализации профессионального стандарта «Педагог» // Молодой ученый. № 8. С. 278-281. URL: https://moluch.ru/

g archive/142/39918/ (Дата посещения: 12.09.2019).

Ц rsl Куликова Т. А., Пронина Н. А. 2018. Формирование готовно-

¡g ^ сти будущего педагога к профессиональной деятельности // Вестник

JI тН ТГПУ. № 3 (192). С. 84-90 URL: https: //vestnik.tspu.edu.ru/files/vestnik /

^ § PDF/articles/kulikova_t._a._84_90_3_192_2018.pdf (Дата посещения:

S О 28.12.2019).

I I—

^ ^ Лыжина H. П., Сарычева М. О. 2018. Региональная система педа-

У 0| гогического наставничества Томской области: механизмы формирования

BS и развития // Профессиональное образование в России и за рубежом. № 4 (32). С. 47-55.

Медник Е. А. 2015. Профессиональные сообщества и их роль в повышении квалификации педагогов // Профессиональное образование в России и за рубежом. № 2 (18). С. 80-84.

Москвина Д. Н. 2017. К вопросу о профессионально-педагогических ценностях // Молодой ученый. № 12. С. 528-530. URL: https:// moluch.ru/archive/146/40935/ (Дата посещения: 12.09.2019).

Нерадовская О. Р. 2018. Неформальные профессиональные сообщества и группы повышения квалификации педагогов системы общего образования: отличительные признаки // Научно-педагогическое обозрение. № 2 (20). С. 76-82. Doi: 10.23951/2307-6127-2018-2-76-82

Пентин А. Ю., Ковалева Г. С., Давыдова Е. И., Смирнова Е. С. 2018. Состояние естественнонаучного образования в российской школе по результатам международных исследований TIMSS и PISA // Вопросы образования. № 1. С. 79-109.

Самойлова Е. В. 2006. Социологический анализ процесса профессиональной социализации будущих учителей // Интеграция образования. № 3. С. 150-154. URL: http://edumag.mrsu.ru/content/pdf/06-3.pdf (Дата посещения: 15.11.2019).

Сорокина Н. Е. 2018. Сетевые формы организации методической деятельности как средство повышения мастерства педагогов // Наука и школа. № 2. С. 107-110.

Хошимова Н. М., Тагоева С. М. 2017. Трудности и недостатки в профессиональной деятельности начинающих учителей // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. № 1 (50). С. 234-238.

Шилова О. Н., Ермолаева М. Г., Ахтиева Г. Р. 2018. Современное состояние и проблемы развития института наставничества молодых учителей // Человек и образование. № 4 (57). С. 202-209. URL: http://obrazovanie21.narod.ru/D/Journal_4_2018.pdf (Дата посещения: 17.12.2019).

Ядов В. А. 2013 Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. М.: ЦСПиМ // URL: https://www.socioprognoz.ru/files/File/2013/Yadov_2013.pdf (Дата посещения: 08.01.2020).

Adoniou M., Gallagher M. 2017. Professional standards for teachers - what are they good for? // Oxford Rewiew of Educatoin. № 43 (1).

S P. 109-126. Doi: 10.1080/03054985.2016.1243522

^ Ayish N., Deveci T. 2019. Student Perceptions of Responsibility for

Their Own Learning and for Supporting Peers' Learning in a Project-based ¡1 Learning Environment // International Journal of Teaching and Learning

in Higher Education. Vol. 31. № 2. P. 224-237. URL: http://www.iset!. 5 О org/ijtlhe/pdf/IJTLHE3303.pdf (Дата посещения: 09.01.2020).

J ^ Boyd P., Ash A. 2018. Mastery mathematics: Changing teacher

у ^ beliefs around in-class grouping and mindset // Teaching and Teacher Education. Vol. 85. P. 214-223. Doi: 10.1016/j.tate.2018.06.016

LÜ Ol

Clarke M., Moore A. 2013. Professional standards, teacher identities and an ethics of singularity // Cambridge Journal of Education. № 43 (4). P. 487-500. Doi: 10.1080/0305764X.2013.819070

Edgerton A. K., Desimone L. 2019. Mind the Gaps: Differences in How Teachers, Principals, and Districts Experience College- and Career-Readiness Policies // American Journal of Education. V. 125. P. 593-619. Doi: 10.1086/704099

Sachs J. 2016. Teacher professionalism: why are we still talking about it? // Teachers and Teaching: theory and practice. № 22 (4). P. 413-425. Doi: 10.1080/03055698.2016.1219651

Sarvis J., Silvers P. 2019. Partnering for a Field-Based Residency: Challenges and Possibilities // International Journal of Teaching and Learning in Higher Education. Vol. 31. № 1. P. 147-153. URL: http:// www.isetl.org/ijtlhe/pdf/IJTLHE3178.pdf (Дата посещения: 14.01.2020).

Simons M., Baeten M., Vanhees C. 2020. Team Teaching During Field Experiences in Teacher Education: Investigating Student Teachers' Experiences With Parallel and Sequential Teaching // Journal of Teacher Education. V. 71. № 1. P. 24-40. Doi: 10.1177/0022487118789064

Wang Y., Shuttlesworth D. 2020. Close the Achievement Gap With Professional Development // International Journal of Teacher Education and Professional Development. V. 3. I. 1. P.88-101. Doi: 10.4018/ IJTEPD.2020010106

Статья поступила 13.04.2020

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Проказина Наталья Васильевна, доктор социологических наук, доцент, заведующая кафедрой социологии и информационных технологий, ФГБОУ ВО «Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС», Орёл, Россия

Ланцев Виктор Леонидович, заместитель директора по проектному управлению Бюджетного учреждения дополнительного образования Орловской области «Дворец пионеров и школьников имени Ю.А. Гагарина», Орёл, Россия

Ii ГЧ|

ü

DOI: 10.19181/vis.2020.11.2.651

The Role of Socio-Professional Teachers' Unions in ^ a Situation when the Education System o is Being Modernized

Natalia V. Prokazina

Ji t—I Central Russian Institute of management - branch of Ranepa, Orel, Russia

^ E-mail: nvprokazina@mail.ru

3; o 0RCID ID: 0000-0002-1677-5324

X Viktor L Lantsev

u ■>

y ("M Institute of education development, Orel, Russia

UJ Ol E-mail: vic_lan@mail.ru

®® ^ ORCID ID: 0000-0001-8869-5174

For citation: Prokazina N. V., Lantsev V. L. The role of socio-professional teachers' unions in a situation when the education system is being modernized. Vestnikinstitutasotziologii. 2020. Vol. 11. No. 2. P. 157-173. DOI: 10.19181/ vis.2020.11.2.651

Abstract. This article points out that the process of modernizing the Russian Federation's education system is aimed at developing such a professional body of teachers that would be prepared to solve issues associated with improving the quality of education. Given such a situation, the need arises for finding effective means of developing the professional competencies of teachers. One direction for modernizing the education system would be a national system of advancement for teachers, which postulates the need for creating the right conditions for the formal and informal training of educators. Given the context, socio-professional teachers' unions turn out to be especially vital. The goal of this study was to identify how active participation in the practices of such organizations is connected to a young teacher's professional growth. The study was conducted in Orel Province. Members of the regional young math teachers' association were selected to be the object of research, with questionnaire survey used as the research method. The study focused on several aspects of teaching: professional difficulties faced by young educators, the mentorship system, an educator's value orientations, professional growth.

The results of the study allowed for identifying three groups of educators, the first one being young teachers who do not actively participate in educational events. The second group included teachers who do not share their own methodical expertise, but partake in seminars and master classes. The third group consists of educators who publically share their experience and are prepared to think of new ideas for future events.

The article shows that the Association's active participation in various events significantly affected the individual value orientations of trade professionals. Those educators who shared their publically work experience demonstrated a higher degree of professional aptitude in performing their jobs within the national system of teachers' training. Active efforts as members of the Association helped young educators quickly adapt within their professional community and establish firm social connections with their colleagues. The authors suggest the need for developing a system of mentorship in educational institutions, which would utilize resources provided by socio-professional teachers' unions. Keywords: social and professional associations of teachers, professional competence, the professional standard of the teacher

References

Adoniou M., Gallagher M. Professional standards for teachers — what are they good for? Oxford Rewiew of Educatoin, 2017: 43 (1): 109-126. DOI: 10.1080/03054985.2016.1243522

Ayish N., Deveci T. Student Perceptions of Responsibility for Their Own Learning and for Supporting Peers' Learning in a Project-based Learning Environment. International Journal of Teaching and Learning in Higher Education, 2019: 31: 2: 224-237. Available at: http://www. isetl.org/ijtlhe/pdf/IJTLHE3303.pdf [accessed 09.01.2020].

Boyd P., Ash A. Mastery mathematics: Changing teacher beliefs around in-class grouping and mindset. Teaching and Teacher Education, 2018: 85: 214-223. DOI: 10.1016/j.tate.2018.06.016 Clarke M., Moore A. Professional standards, teacher identities and an ethics of singularity. Cambridge Journal of Education, 2013: 43 (4): 487-500. DOI: 10.1080/0305764X.2013.819070 Dovbysh S. E. Individual trajectory of professional growth of a teacher: problem statement. Upravlenie obrazovaniem: teorija i praktika = Education Management: theory and practice, 2018; 2(30): 5-10. Available at: http://iuorao.ru/wp-content/uploads/2018/07/dov.doc.pdf [accessed 13.12.2019] (In. Russ.).

Edgerton A.K., Desimone L. Mind the Gaps: Differences in How Teachers, Principals, and Districts Experience College- and Career-Readiness Policies. American Journal of Education, 2019: 125: 593-619. DOI:10.1086/704099 ^^ Efimova G.Z. The young teacher: professional socialization and living standarts. Vestnik

Tiumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Sotsial'no-ekonomicheskie i pravovye issledovaniia = Bulletin of Tyumen state University. Socio-economic and Legal Studies, 2015: 1: 3: 102—113. Available || rsl at: https://vestnik.utmn.rU/sociology/vypuski/2016-tom-2/3/213003 [accessed 03.10.2019] (In. Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

!o T_Ilyin V. A., Leonidova G. V., Golovchin M. A. Russian teacher in a reformed society: a view

U T_| from the region. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological Studies, 2017: 3: 51—58 (In. Russ.).

^^ ^ Karmaeva N.N., Karmaev N.A. Young teachers in the conditions of differentiation in Russian

_ higher education: practices of cooperation. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological Studies,

| 2019: 10: 63-72 (In. Russ.). doi:10.31857/S013216250004279-9

^ Khoshimova N.M., Tagoeva S.M. Difficulties and shortcomings in the professional activities

y f^l of novice teachers. Uchionye zapiski Khudzhandskogo gosudarstvennogo universiteta im.

UJ OI akademika B. Gafurova. Gumanitarnye nauki = Scientific notes of B. Gafurov's Khujand State

BQ University. Humanities, 2017: 1 (50): 234-238. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/

trudnosti-i-nedostatki-v-deyatelnosti-nachinayuschih-uchiteley [accessed 22.12.2019] (In. Russ.).

Koksharova A.A. Psychological competence of teachers in the implementation of the professional standard «Teacher». Molodoy uchioniy = Young scientist, 2017; 8: 278—581. Available at: https://moluch.ru/archive/142/39918 [accessed 12.09.2019] (In. Russ.).

Konstantinovsky D.L., Pinskaya M.A., Zvyagintsev R.S. Professional well-being of teachers: from enthusiasm to burnout. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological Studies, 2019: 10: 14-25 (In. Russ.). DOI: 10.31857/S013216250004949-6

Kulikova T.A., Pronina N.A. Formation of readiness of the future teacher for professional activity. Vestnik TGPU = TSPU Bulletin, 2018: 3: 84-90 (In. Russ.).

Lyzhina N., Sarycheva M. Regional system of teacher mentoring in Tomsk region: mechanisms of formation and development. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom = Professional Education in Russia and Abroad, 2018: 4 (32): 47-55 (In. Russ.).

Mednik E.A. Professional communities and their role in the professional development of teachers. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom = Professional Education in Russia and Abroad, 2015: 2: 80-84 (In. Russ.).

Moskvina D.N. On the question of professional and pedagogical values. Molodoy uchioniy = Young scientist, 2017: 12: 528-530 (In. Russ.).

Neradovskaya O.R. Informal professional communities and groups of professional development of teachers of the General education system: distinctive features. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. Pedagogical Review. = Scientific and pedagogical review. Pedagogical Review, 2018: 2 (20): 76-82. D0I:10.23951/2307-6127-2018-2-76-82 (In Russ.).

Pentin A.Y., Kovaleva G.S., Davydova E.I., Smirnova E.S. The state of science education in a Russian school according to the results of international research TIMSS and PISA. Voprosy obrazovaniya = Education issues, 2018: 1: 79-109 (In Russ.). DOI: 10.17323/1814-9545-2018-1-79-109

Sachs J. Teacher professionalism: why are we still talking about it? Teachers and Teaching: theory and practice, 2016: 22 (4): 413-425. DOI: 10.1080/03055698.2016.1219651

Samoilova E.V. Sociological analysis of the process of professional socialization of future teachers. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education, 2006: 3: 150-154 (In. Russ.).

Sarvis J., Silvers P. Partnering for a Field-Based Residency: Challenges and Possibilities. International Journal of Teaching and Learning in Higher Education, 2019: 31: 1: 147-153.

Shilova O.N., Ermolaeva M.G., Ahtieva G.R. Current state and problems of mentoring of institute for young teachers development. Chelovek i obrazovanie = People and Education, 2018: 4 (57): 202-209 (In. Russ.).

Simons M., Baeten M., Vanhees C. Team Teaching During Field Experiences in Teacher Education: Investigating Student Teachers' Experiences With Parallel and Sequential Teaching. Journal of Teacher Education, 2020: 71: 1: 24-40. DOI: 10.1177/0022487118789064

Sorokina N.E. Network forms of organizing methodical activity as a means of improving the teacher's skills. Nauka i obschestvo = Science and society, 2018: 2: 107-110 (In Russ.).

Wang Y., Shuttlesworth D. Close the Achievement Gap With Professional Development. International Journal of Teacher Education and Professional Development, 2020: 3: 1: 88-101. DOI: 10.4018/IJTEPD.2020010106

Yadov V. A. Self-regulation and forecasting of social behavior of a person: Dispositional concept. Moscow, CSPiM, 2013. Available at: https://www.socioprognoz.ru/files/File/2013/ Yadov_2013.pdf [accessed 08.01.2020] (In Russ.).

The article was submitted on: April 13. 2020 ¿Tí INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

is IN

-y Prokazina Natalia Vasilievna, Doctor of Sociological Science, head of the Department

II- ^ of sociology and information technology, associate Professor, Central Russian Institute

of management - branch of RANEPA, Orel, Russia

Lantsev Viktor Leonidovich, Vice Director for Project Management of Budgetary S jO institution of the Orel region of additional education «Palace of pioneers and

schoolchildren named after Yuri Gagarin», Orel, Russia

h

LÜ Ol

О (N О

16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.