Научная статья на тему 'Анализ основных функциональных ролей организаций инновационной экономики'

Анализ основных функциональных ролей организаций инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННО АКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маннапов А. Р.

Предложен авторский подход к типологизации организаций инновационной экономики посредством выделения их основных функциональных ролей (разработчики, производители, инвесторы, проводники, потребители) и дана их характеристика в структурированном виде. Разработаны принципиальные модели информационных и товарно-денежных потоков между указанными типами организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ основных функциональных ролей организаций инновационной экономики»

27 (330) - 2013

Инновационная деятельность

УДК 658.1:001.895

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РОЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИЙ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

А. Р. МАННАПОВ,

кандидат технических наук, доцент кафедры управления инновациями E-mail: mannapov_albert@mail. ru Уфимский государственный авиационный технический университет

Предложен авторский подход к типологизации организаций инновационной экономики посредством выделения их основных функциональных ролей (разработчики, производители, инвесторы, проводники, потребители) и дана их характеристика в структурированном виде. Разработаны принципиальные модели информационных и товарно-денежных потоков между указанными типами организаций.

Ключевые слова: инновационная экономика, инновация, инновационная активность, инновационно активная организация, функциональная роль.

В настоящее время все развитые страны в той или иной степени ориентированы на формирование и дальнейшее развитие инновационной экономики, субъектами хозяйственных отношений в которой являются инновационно активные организации (предприятия).

В переводной версии Руководства Осло [6, с. 41] под инновационно активным предприятием подразумевается предприятие, которое в период обследования имело в своем активе инновационную деятельность (т. е. какую-либо деятельность, связанную с созданием инноваций).

В проекте Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [5, с. 138] под инновационно активным предприятием (организацией) предлагалось понимать предприятие

(организацию) вне зависимости от организационно-правовой формы и вида деятельности, осуществляющее на постоянной (не разовой) основе разработку и внедрение новой или усовершенствованной продукции, технологических, управленческих процессов или иные виды инновационной деятельности. Следует отметить, что в окончательном варианте стратегии, утвержденной в конце 2011 г., данное определение отсутствовало.

Сбор статистических данных по инновационно активным организациям осуществляется в нашей стране Росстатом в соответствии с формой федерального статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации» (раздел 2 «Инновационная активность организации») [4], которую должны заполнять юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства), осуществляющие экономическую деятельность в сфере добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, связи, а также деятельность, связанную с использованием вычислительной техники и информационных технологий, научных исследований и разработок, предоставлением прочих видов услуг. Заполненная организациями форма ежегодно предоставляется территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации.

Отнесение организации к инновационно активному типу осуществляется по факту того, имела ли она в течение последних трех лет завершенные инновации, т. е. внедренные на рынке новые или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям и усовершенствованию продукты, услуги или методы их производства (передачи), внедренные в практику новые или значительно усовершенствованные производственные процессы, новые или значительно улучшенные способы маркетинга, организационные и управленческие изменения. Также указывается степень участия организации в разработке инноваций и наименования наиболее значительных за последние три года инноваций по следующим категориям: технологические (продуктовые и процессные), маркетинговые, организационные и осуществляемые в их рамках экологические инновации.

В научных трудах отечественных ученых (см., например, работы [3, 7] и др.) имеются схожие трактовки понятия инновационно активных организаций (предприятий).

Однако такой подход, заключающийся в учете деятельности только тех организаций, которые разрабатывают и производят инновационную продукцию, представляется узким. По мнению автора, помимо этого следует осуществлять наблюдение за деятельностью организаций, формирующих спрос на инновационную продукцию, осуществляющих рисковые капиталовложения (инвестиции) в сторонние инновационные проекты, оказывающих содействие и поддержку инновационным процессам в стране. Это обусловлено тем, что экономические отношения субъектов хозяйствования заключаются не только в создании и производстве продукции (в том числе нематериальных объектов), но и в ее распространении, обмене, потреблении, а также инвестировании капитала. В связи с этим можно сформулировать следующее определение: инновационно активные организации - это организации, которые разрабатывают, производят, потребляют инновационную продукцию, инвестируют средства или оказывают содействие инновационным проектам.

Автором предлагается типология инновационно активных организаций, основанная на выделении пяти основных функциональных ролей: разработчики, производители, инвесторы, проводники, потребители (см. таблицу).

Рассмотрим функциональные роли в инновационном процессе более подробно.

Разработчики - организации, которые проводят фундаментальные, прикладные и поисковые исследования, участвуют в разработке обладающей новизной продукции (товаров, услуг) или технологий. Основной целью этих организаций является преобразование инвестированного капитала, научно-технической информации и интеллектуального потенциала своих сотрудников в результаты интеллектуальной (научно-технической) деятельности, которые в объективированном виде представляют собой научно-технические отчеты, техническую (конструкторскую, технологическую, эксплуатационную, ремонтную и др.) документацию, различного рода публикации, изобретения, программы для ЭВМ, базы данных и др. Эти результаты или становятся достоянием общественности и способствуют общему научно-техническому прогрессу, или через спецификацию прав преобразуются в объекты интеллектуальной собственности (ОИС), которые в дальнейшем передаются на производство или ре-ализовываются (коммерциализируются) на рынке факторов производства (вторичном рынке).

Производители - организации, которые выпускают инновационные товары или оказывают инновационные услуги. Данные организации, используя физический труд рабочих, природные ресурсы, физический (здания, оборудование, инструмент, заготовки, полуфабрикаты, комплектующие и др.) и финансовый капитал (собственный и заемный), а также ОИС и права на них (полученные или приобретенные у разработчиков), производят востребованную на рынке инновационную продукцию.

Инвесторы - организации, осуществляющие связанные с риском вложения капитала в разработку новой продукции и технологий, а также в создание (или расширение) производств инновационной продукции для получения прибыли на инвестируемый капитал в будущем. Сотрудники данных организаций на основе полученной комплексной информации об инновационных и инвестиционных проектах производят их отбор, ранжирование и формируют сбалансированный (по рискам, срокам, инвестициям, прибыльности и пр.) портфель для дальнейшего предоставления необходимого капитала разработчикам и производителям по наиболее привлекательным проектам.

Проводники - организации, которые осуществляют содействие и поддержку инновационным процессам путем снижения рисков и транзакци-онных издержек, диффузию нововведений, стимулирование спроса на инновационную продукцию и технологии. Эти организации нужны для струк-

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш5б7>ЪЯ те ЪР*?жг(Ъ4

13

Характеристика функциональных ролей организаций инновационной экономики

Функциональная роль Основные функции Результаты деятельности организации Основные ресурсы, поступающие в организацию Основные экономические факторы, которыми располагает организация Организации, в которых данная функциональная роль, как правило, является доминирующей

Разработчики Проведение исследований; разработка новой продукции и технологий Результаты интеллектуальной (научно-технической) деятельности, в том числе в виде объектов интеллектуальной собственности; технологические предложения Физический и финансовый капитал Работники интеллектуального труда, обладающие знаниями и интеллектуальным потенциалом; научно-техническая информация Научно-исследовательские институты, научные центры, вузы, опытно-конструкторские бюро, проектные компании и др.

Производители Производство инновационной продукции (товаров, услуг) Инновационная продукция; средства индивидуализации производителей и их продукции; репутация Объекты интеллектуальной собственности и права на их использование; природные ресурсы; физический и денежный капитал Физический капитал (здания, оборудование и др.); работники физического труда, обладающие опытом, умениями и навыками Венчурные фирмы, инновационные компании, промышленные предприятия, организации сферы услуг и др.

Инвесторы Вложение средств в инновационные и инвестиционные проекты Сбалансированный портфель инновационных и инвестиционных проектов; инвестированный капитал Информация по финансированию инновационных и инвестиционных проектов; прибыль на инвестированный капитал Финансовый капитал; менеджеры, обладающие предпринимательскими способностями Фонды венчурного капитала, коммерческие банки, прочие фонды (страховые, пенсионные) и др.

Проводники Содействие и поддержка инновационной деятельности Портфели технических предложений и запросов; инвестиционные портфели; услуги по трансферу и коммерциализации Информация об участниках инновационных процессов и их деятельности Структурированная информация (базы данных) об участниках инновационных процессов и их деятельности; менеджеры, обладающие предпринимательскими способностями Центры трансфера и коммерциализации технологий, бизнес-инновационные центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, консалтинговые компании и др.

Потребители Формирование спроса на инновационную продукцию и инновационные технологии Удовлетворение коллективных и производственных потребностей;техно-логические запросы (технические задания, требования) Инновационная продукция и инновационные технологии Финансовый капитал, работники интеллектуального и физического труда Промышленные, сельскохозяйственные, строительные и другие предприятия, организации сферы услуг и др.

турирования информации (технологических и инвестиционных запросов и предложений, сведений о рынке, экономических субъектах и их деятельности и др.) и интенсификации ее обмена между другими участниками инновационных процессов. Помимо этого проводники предоставляют другим организациям консалтинговые услуги (маркетинг, оформление прав интеллектуальной собственности, аудит, экспертиза, разработка бизнес-планов,

юридические услуги, помощь в подготовке и заключении договоров и соглашений, оценка стоимости интеллектуальной собственности, редакционно-издательские услуги и др.); осуществляют проведение выставок, ярмарок, семинаров, конференций, технологических брокерских событий, обучение персонала, содействие в привлечении финансирования, предоставление офисных и производственных помещений, оборудования в аренду и др.

Потребители - организации, которые принимают активное и непосредственное участие в формировании платежеспособного спроса на инновационную продукцию (товары, услуги). Это может осуществляться как через формирование технологических запросов для организаций-разработчиков (здесь происходит своего рода вытягивание инноваций на рынок - это более активный вариант), так и путем приобретения и использования инновационной продукции, уже представленной на рынке (менее активный вариант). Конечной целью этих организаций является удовлетворение коллективных и производственных потребностей за счет дальнейшего использования (потребления) приобретенной инновационной продукции. В качестве примера можно привести промышленные предприятия, осуществляющие технологическое перевооружение путем заказа и закупки нового

высокоэффективного (более производительного, энергосберегающего, высокоточного и т. п.) оборудования, приобретения более стойкого инструмента, заготовок из новых материалов, обладающих улучшенными или уникальными свойствами и т. д. В итоге такая активная позиция предприятий по формированию технологических требований (запросов) и спроса благоприятно сказывается на интенсификации инновационной деятельности организаций-разработчиков, стимулируя ее.

Предложенное деление организаций позволяет дифференцированно подходить к формированию критериев инновационности, показателей эффективности и результативности осуществления их инновационной деятельности.

Для иллюстрации взаимных связей и отношений между выделенными типами организаций на рис. 1 и 2 приведены модели основных информаци-

Разрайотчики

Раскрытые РИД (РНТД)

Общедоступная информация

Технологические предложения

Запросы на разработку новой продукции и технологий

ОИС и права на их использование

Научно-техническая информация общего пользования

Проводники

Производители

Маркетинговая информация

Запросы на инвестирование

проектов по созданию (расширению) производств инновационной продукции

Запросы на разработку новых технологий

Предложения по инвестированию проектов

Запросы на инвестирование проектов

1 Г

Информация об общественных потребностях 1 _

I

Информация об !

инновационной

— продукции и -

производителях

Информация об инновационной продукции и производителях

Информация о ■ потребностях в новой продукции

Общество

'Потребители

Рис. 1. Принципиальная модель основных информационных потоков между организациями инновационной экономики: РИД - результаты интеллектуальной деятельности; РНТД - результаты научно-технической деятельности;

ОИС - объекты интеллектуальной собственности

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш8б7>геЯ те ЪР*?жгеЪ4

Разработчик»

- Услуг« по коммерциализации разработок

- Оплата услуг по коммерциализации разработок

_^(^^^ПрОВОДНИКИ^^^)

Доходы от реализации инновационных проектов

Оплата ОИС и

прав на их использование; лицензионные отчисления

ОИС и права на их использование

Общество

Инновационная продукция

Оплата инновационной продукции

Средства, инвестированные в инновационные проекты

I

Средства, инвестированные в проекты по созданию (расширению) производств

1

Услуги по формированию инвестиционных предложений

Оплата услуг по формированию инвестиционных предложений

Доходы от реализации инвестиционных проектов

Потребители

Проценты по выданным кредитам

____!_____

Центробанк

Г

Инновационная продукция

Производители

Оплата инновационной продукции

- Маркетинговые услуги —

Оплата маркетинговых услуг

Рис. 2. Принципиальная модель основных товарно-денежных потоков между организациями инновационной экономики: ОИС - объекты интеллектуальной собственности

онных и товарно-денежных потоков. Приведенные схемы могут быть взяты за основу при разработке моделей инновационной экономики.

Следует отметить, что одна и та же организация может выполнять (и, как правило, выполняет) сразу несколько из указанных функциональных ролей, однако всегда можно выделить какую-то одну доминирующую роль на основании соотношения следующих показателей:

- С1 - стоимость созданных организацией результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности;

- С2 - стоимость отгруженной инновационной продукции (товаров, услуг);

- С3 - денежные средства, инвестированные во внешние по отношению к организации (сторонние) инновационные проекты;

- С4 - стоимость оказанных услуг по содействию инновационным процессам (проектам);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- С5 - стоимость приобретенной инновационной

продукции.

Тип организации, определяемый доминирующей ролью, выбирается по наибольшему значению показателей С1 - разработчик, С2 -производитель, С3 - инвестор, С4 - проводник, С5 - потребитель.

Относительная доля каждой из функциональных ролей (К = 1,..., 5), выполняемых организацией, определяется по формуле

Е, = С = 15 С.

к кг г

Российскими учеными рассматриваются различные подходы и методики к оценке инновационной активности организаций (см., например, работы [1, 2, 8]).

Автором статьи в свою очередь предлагается собственный оригинальный подход, основанный на суммировании (или перемножении) коэффициентов, характеризующих инновационную актив-

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те чемкюехА

ность, с учетом долевой составляющей ек каждой из предложенных ролей.

Индекс инновационной активности по каждой функциональной роли (к = 1,..., 5) можно рассчитать следующим образом:

4 = j = 1 N AJ

или

4 = ] = 1 N

где Ык - количество таких коэффициентов для организации к-го типа;

Ак(Мк) - аддитивный (мультипликативный) коэффициент (в зависимости от используемой методики расчета), характеризующий инновационную активность организации к-го типа. Разработка и обоснование системы коэффициентов инновационной активности для каждой из выделенных автором функциональных ролей может быть предметом дальнейших научных исследований.

Интегральный индекс инновационной активности организации (предприятия) можно рассчитать по формуле

I = г = 15 е I.

г г

По значению данного индекса обследуемые в каждом регионе и стране в целом организации (предприятия) можно будет проранжировать и затем отнести к одной из следующих категорий: с высокой, средней или низкой степенью инновационной активности. Разумеется, диапазоны значений индекса для каждой из указанных категорий должны быть научно обоснованы.

Отслеживание соотношений данных категорий организаций даст возможность судить об инновационных подвижках в стране и регионах.

Подводя итог, можно сформулировать следующие практические рекомендации для соответствующих органов государственного управления:

- осуществлять ежегодный подсчет инновационно активных организаций каждого типа (разработчики, производители, инвесторы, проводники, потребители) по результатам их деятельности за отчетный период;

- ежегодно обнародовать результаты статистического учета по количеству организаций каждого типа и их интегральным индексам инновационной активности;

- разработать методику и осуществлять расчет интегрального индекса инновационной активности организаций каждого типа на основе статистических данных с последующим ранжированием и отнесением их к одной из кате-

горий (с высокой, средней и низкой степенью

инновационной активности).

Представленные предложения по расширению трактовки понятия «инновационно активные организации», новый подход к количественной оценке их инновационной активности и практические рекомендации по осуществлению их статистического учета и ранжирования будут способствовать более глубокому пониманию происходящих инновационных процессов и развитию системы мониторинга инновационной деятельности хозяйствующих субъектов в стране и регионах.

Список литературы

1. Бухонова С.М., Дорошенко Ю. А. Методика оценки инновационной активности организации // Экономический анализ: теория и практика. 2005. № 1. С. 2-8.

2. Королев В. А., Капленков Д. В. Система сравнительных показателей инновационной активности предпринимательства // Вестник Ставропольского государственного университета, 2010. Т. 5. С. 137-142.

3. Кулакин Г. К. Научно-технологический потенциал отраслей: инновационная активность организаций // Проблемы прогнозирования. 2004. № 1. С.133-145.

4. Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере дошкольного образования, научной и инновационной деятельностью, занятостью населения, форма № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации» (приложение № 6): приказ Федеральной службы государственной статистики от 06.09.2012 № 481.

5. Проект Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://www. economy. gov. ru/minec/ activity/sections/innovations/doc20101231_016.

6. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям: пер. с англ. М.: ИСН, 2010.

7. Управление инновационными проектами: учеб. пособие / под ред. проф. В. Л. Попова. М.: ИНФРА-М, 2007.

8. Чернышева Ю. Г. Анализ инновационной активности предприятий малого бизнеса // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2011. № 36. С. 56-64.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеорпя те ЪР*?жгеЪ4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.