МЕХАНИЗМ ВЗАИМОдЕЙсТВИЯ
элементов инфраструктуры инновационного рынка
В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ
инновационной системы
Н. с. ЛАУШКИНА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента E-mail: lns@ostu. ru
о. а. Федорова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, денежного обращения, кредита и банков E-mail: foaorel@mail. ru
Орловский государственный технический университет
В современных условиях большое внимание государство уделяет созданию национальной инновационной системы для обеспечения инновационного типа развития экономики. Для разработки и успешной реализации инноваций необходим четко выстроенный механизм трансфера технологий. Сделан вывод о том, что создание разветвленной инновационной инфраструктуры имеет важнейшее значение для эффективного функционирования инновационной сферы.
Ключевые слова: национальная инновационная система, трансфер технологий, инновации.
Попытка России осуществить необходимый переход на инновационный тип развития национальной экономики привела к созданию крупных интегрированных комплексов, включающих в свой состав инновационные составляющие. Это, в свою очередь, требует детальной проработки механизмов взаимодействия отдельных элементов.
Существенной проблемой как в Советском Союзе, так в и России является не отсутствие новых идей, а возможность их дальнейшего внедрения и реализации в практическую деятельность.
Включение инновационных элементов в интегрированные структуры выступает возможным вариантом решения данной проблемы в силу того, что сокращаются реальные сроки внедрения разра-
ботки и уменьшаются противоречия между участниками инновационного процесса, представляющими зачастую различные стороны деятельности (научные и проектные организации, сфера бизнеса, финансовые институты, инновационные посредники, государственные институты и т. п.).
Но такое объединение в рамках одной крупной структуры порождает, в свою очередь, новые проблемы. В этом случае необходимо выстраивать совокупную систему целей, механизм управления которыми осуществляется с учетом особенностей функционирования каждого из участников, распределением ресурсов и доходов, оценкой индивидуального вклада каждого из участников в результаты совместной деятельности, распределением полномочий и ответственности. Таким образом, происходит включение инновационного процесса в общие бизнес-процессы, что служит общей цели — коммерциализации инноваций.
В Российской Федерации при активной государственной поддержке был создан ряд специализированных форм организации инновационной деятельности: технопарки, инновационно-технологические центры (ИТЦ), технологические инкубаторы, инновационно-промышленные комплексы, наукограды (ориентированные в основном на решение оборонных задач), центры трансфера технологий.
- 9
Функционирование этих структур осуществляется в рамках единой национальной инновационной системы (НИС), которая, по мнению большинства ученых, промышленников и государственных деятелей, и с этим следует, на наш взгляд, согласиться, служит преобразователем инновационных идей и разработок в инновационные коммерческие продукты.
В рамках НИС наименее развитым звеном в нашей стране являются коммерческие элементы инфраструктуры, несмотря на то, что они принимают на себя наибольший инновационный риск. В связи с этим стоит задача создания разветвленной инновационной инфраструктуры, которая обеспечит эффективную передачу в производство научно-технических достижений в виде знаний, технологий, оборудования и способов организации производств. Создаваемая инфраструктура призвана реализовывать инновационные проекты с ориентацией на конечные результаты, включая этапы инвестирования, маркетинга, обоснования, разработки проекта, комплектной поставки оборудования, обучения персонала, пусконаладочных работ, сертификации и сервисного сопровождения (рис. 1).
Катализатором развития инфраструктуры может стать более эффективное использование государственной собственности, предполагающее организацию государственного научно-технологического сектора; участие регионов, которые смогут расходовать на поддержку инновационной деятельности не менее 10 % бюджетов развития (средства, используемые для кредитования, инвестирования и гарантированного обеспечения инвестиционных проектов). Но для этого в рамках бюджетной по-
Рис. 1. Взаимосвязь элементов инфраструктуры инновационного рынка
литики государства основной акцент должен быть сделан на создание бюджетов развития (о которых говорят последние 15 лет, но что на практике так и не реализовано) как части бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Инвестиционное обеспечение инновационной деятельности является важнейшим результатом эффективной работы инновационно-инвестиционной инфраструктуры. Оно осуществляется посредством деятельности коммерческих элементов и при непосредственном участии государства в предлагаемой инфраструктуре. Основная функция государства заключается в создании благоприятного инновационно-инвестиционного климата.
Отечественная инновационная сфера оказалась не готовой к работе в рыночных условиях. Существуют проблемы организационно-экономического, финансового и правового порядка, которые тормозят эффективное развитие трансферта технологий.
Основным инструментом, способствующим реализации инноваций, является трансфер технологий. Он означает приложение знаний для выполнения конкретной технической задачи. До недавнего времени у нас в стране успешное осуществление НИОКР воспринималось как результат автоматического процесса, начинающегося с научного исследования и проходящего через стадии разработки, финансирования, производства, маркетинга и последующего распространения. При этом менеджеры боролись за улучшение показателей своей стадии, не особенно стремясь к пониманию взаимоотношений между различными этапами реализации технологии в целом. Не слишком много внимания уделялось и установлению связей между множеством организаций, вовлеченных в продвижение результатов научных исследований в хозяйственную практику. Однако успешная коммерциализация достижений науки, как показывает опыт передовых стран, возможна лишь при прямом взаимодействии научных лабораторий и рынка при участии государства.
Современный российский опыт тоже имеет примеры успешной коммерциализации новшеств, однако это относится в основном к крупным, богатым компаниям. Так, ОАО «Газпром» в 2005—2007 гг. имел показатель наукоемкости (исследования и
разработки / продажи) на уровне аналогичных компаний Евросоюза, который составлял 0,3 %. Группа «Газпром» владеет более чем 1 200 патентами на различные изобретения. В 2005 г. для создания, учета и рационального использования объектов интеллектуальной собственности (ОИС) в «Газпроме» была утверждена «Концепция управления интеллектуальной собственностью ОАО «Газпром». В 2007 г. был отмечен беспрецедентный рост стоимости ОИС: с 0,8 млн руб. в начале года до 50,9 млн руб. в конце года.
Другим положительным примером является ГМК «Норильский никель». В 2004 г. «Норильский никель» затратил на проведение внешних НИР 40 млн долл., что составило 0,6 % продаж. В своей структуре, кроме крупных исследовательских подразделений, имеет компанию, реализующую инновационные проекты. ГМК «Норильский никель», кроме собственных исследований, финансирует проведение НИР сторонними организациями. Подразделение Norilsk Process Technology, расположенное в г. Осборн Парк (Западная Австралия), владеет многочисленными патентами на ряд ключевых технологий, необходимых для металлургического процесса.
В черной металлургии выделяется опыт ОАО «Северсталь», которое активно проводит технологическую модернизацию и поддерживает как
Рис. 2. Особенности взаимодействия участников инновационного рынка на стадиях жизненного цикла инновации
внутрифирменные, так и внешние инновации и разработки. Экономический эффект от внедрения новых видов продукции составил 437,8 млн руб.
Все эти компании смогли достичь результативности своей деятельности за счет того, что в их структуре рационально функционируют и взаимодействуют все элементы инновационного процесса, связанные посредством эффективно выстроенной инфраструктуры, начиная непосредственно с разработки новшества и заканчивая его практической реализацией. Опыт компаний показывает, как знание особенностей организационно-экономической природы передачи технологий позволяет преодолеть препятствия, возникающие на пути реализации инноваций.
Таким образом, определяющей особенностью передачи результатов научных исследований для их освоения является создание и развитие коммерческих форм взаимодействия науки и производства (рис. 2).
Распределение функций между субъектами инновационной деятельности при горизонтальном методе продвижения инноваций представлено в таблице.
В инфраструктуре трансфера технологий успех определяется четким разделением функций, так как виды деятельности всех участников существенно различаются по своему характеру, и, следовательно, специализация в каждом из них позволяет осуществить передачу технологии по цепочке гораздо эффективнее.
Эффект от специализации возможен только при наличии четко отлаженной и регламентированной системы кооперации между всеми участниками процесса трансфера технологий. Поэтому авторами предлагается схема процесса функционального взаимодействия элементов в рамках инфраструктуры трансфера технологий (рис. 3).
Трудности в коммерциализации имеющегося немалого научного потенциала России связаны, прежде всего, с отсутствием трех первых звеньев в инфраструктуре трансфера технологий — не- 11
коммерческих венчурных фондов, фирм венчурного капитала и малых инновационных фирм высоких технологий. Без функционирования промежуточных звеньев между научными университетскими лабораториями и массовым производством эффективность передачи технологий будет минимальной или нулевой.
Сложность перехода к предлагаемой схеме обусловлена не только недостатком специалистов,
умеющих оценивать потребности рынка или финансовые риски. Здесь предстоит решить немало существенных проблем законодательного плана в области интеллектуальной собственности, деятельности некоммерческих организаций, а также малого и среднего бизнеса. Осуществить коммерциализацию науки невозможно ни силами ученых, ни даже силами крупных компаний. В формировании соответствующей институциональной среды обя-
Характеристика основных субъектов, составляющих инфраструктуру инновационной деятельности
Субъект ИД Характеристика основных субъектов ИД
Основная деятельность Сильные стороны Слабые стороны Сфера применения
Организации РАН Фундаментальные исследования (ФИ) Эффективность в проведении фундаментальных и поисковых работ Инфраструктура консервативна и не чувствительна к инновациям Создание теоретического и экспериментального задела для последующего превращения их в технологические инновации
Университеты Фундаментальные и прикладные исследования и разработки (ИР) Бюджетные средства, выделяемые на целевую программу Рособразования «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере» и на поддержку университетских технопарков Ведомственность поддерживаемых инноваций Инновационная деятельность на базе исследований и разработок высшей школы, реализуемая в университетских технопарках
Госкорпорации Исследования, разработки, производство и реализация Государственная поддержка: финансовая и административная 1. Отсутствие мотивации персонала. 2. Отсутствие рыночных инструментов. 3. Бюрократизм. 4. Слабые возможности диверсификации деятельности 1. Возможность успешной реализации и трансфера технологий. 2. Создаются для решения крупных отраслевых или государственных проблем
Малые предприятия научно-технической сферы Технологическая инновационная деятельность 1. Технически грамотный персонал. 2. Сильная мотивация. 3. Гибкость. 4. Чувствительность к требованиям рынка 1. Слабость менеджмента. 2. Прессинг налогов. 3. Неразвитость системы услуг и технологической инфраструктуры, необходимой для деятельности малых предприятий Инновационная деятельность не связанная с решением фундаментальных проблем и сложной кооперацией
Инновационные технологические центры (ИТЦ) на базе конверсионных предприятий Поддержка ТИД Оптимальные условия для обеспечения деятельности малых предприятий научно-технической сферы Зависимость от финансовой устойчивости размещаемых малых предприятий и базового предприятия, снабжающего технологическими ресурсами 1. Концентрация независимых малых предприятий. 2. Создание комплексной системы услуг для развития инновационной деятельности. 3. Активный маркетинг высокотехнологичной продукции в интересах крупных предприятий
Финансово- промышленные группы Разработка и реализация новых видов продукта Возможность аккумулирования большого объема финансовых ресурсов Сложность сочетания интересов всех участников в определении вклада каждого из них в общий результат Реализация высокорисковых инновационных проектов, имеющих практическое применение
Окончание таблицы
Характеристика основных субъектов ИД
Субъект ИД Основная Сильные Слабые Сфера
деятельность стороны стороны применения
Крупные про- Производство Возможность освоения Необходимость сущес- 1. Постановка и серийное
мышленные в устоявшейся инноваций по произ- твенных капитальных производство инноваций при
предприятия номенклатуре водственным площадям, вложений на техноло- наличии массового спроса.
типам производства, гическую подготовку 2. Источниками инноваций
энерговооруженности и производства являются малые предприятия
квалификации персонала
Обучающие Повышение ква- Компенсируют недо- Во многих случаях про- Система подготовки и пе-
фирмы лификации статок знаний и умений граммы не учитывают реподготовки без отрыва от
менеджеров действующего персонала по маркетингу, управлению коллективом и разработками квалификацию слушателей и специфики их производства производства
Консалтинго- Услуги субъектам, Оперативно и гибко 1. Объем и качество Использование услуг группы
вые фирмы ведущим иннова- реагируют на запросы услуг не всегда удовлет- фирм, которые обладают
ционную деятель- клиентов ворительно. наибольшим потенциалом
ность 2. Достаточно высокая стоимость услуг
Рис. 3. Схема процесса функционального взаимодействия элементов инфраструктуры трансфера технологий
зательно должно принимать участие государство, действуя по тщательно проработанной программе и стремясь к четко сформулированным целям. Не обойтись в этом деле и без крупных корпораций, обладающих значительным свободным капита-
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ:
лом, без которого невозможно создание венчурных фирм.
Обширная научная база страны не обязательно гарантирует интенсивную инновационную деятельность на уровне фирм. Гораздо важнее в
„„. - и
этом смысле распределительная способность национальной инновационной системы. Значение имеет не только создание знаний, но и их передача от производителей к потребителям. Таким образом, создание разветвленной инновационной инфраструктуры имеет важнейшее значение для эффективного функционирования инновационной сферы (начиная с роста валового внутреннего продукта и национального дохода и заканчивая качеством жизни населения) и в целом повышения конкурентоспособности государства.
Список литературы
1. Балацкий Е, Лапин В. Инновационный сектор промышленности//Экономист. 2004. № 1.
2. Иванова Н. И. Наука в национальных инновационных системах // Инновации. 2005. № 4.
3. Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации // Минобрнауки России. М., 2009. URL: http://www. mon. gov. ru/files/ materials/6333/09.11.11-bd-rus. pdf.
ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ !
Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»
приглашает к сотрудничеству организации, занимающиеся подпиской, распространением и реализацией печатной продукции на взаимовыгодных условиях.
Тел./факс: (495) 721-85-75 www.fin-izdat.rupost@fin-izdat.ru
издательским дом
ФИНАНСЫ