Научная статья на тему 'Анализ опыта воспитания правовой культуры у детей-сирот подросткового возраста в условиях учреждения государственного попечения'

Анализ опыта воспитания правовой культуры у детей-сирот подросткового возраста в условиях учреждения государственного попечения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
185
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЕНОК-СИРОТА / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / УЧРЕЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОПЕЧЕНИЯ / ORPHAN CHILD / ADOLESCENT AGE / LEGAL CULTURE / INSTITUTIONS OF STATE CARE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Захарова Жанна Анатольевна, Груздев Владислав Владимирович

В данной статье обобщается практический опыт воспитания правовой культуры детей-сирот. Авторы стремятся проследить процесс усвоения детьми данной категории правовых знаний, степень сформированности у них правовых установок и убеждений. Особое внимание в статье уделено выбору направлений деятельности по организации воспитательного процесса, определению форм, приёмов и методов, определяющих содержание по каждому из направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the experience of the upbringing of legal culture in orphaned adolescents in the conditions of the establishment of public care

This article summarises the practical experience of upbringing of the legal culture of orphans. The authors try to trace the process of adoption by children of this category of legal knowledge, the degree of formation of his legal attitudes and beliefs. Particular attention is paid in the article to the selection of the directions of activity in the organisation of upbringing process, the definition of forms, methods and methods that determine the content for each of the directions.

Текст научной работы на тему «Анализ опыта воспитания правовой культуры у детей-сирот подросткового возраста в условиях учреждения государственного попечения»

УДК 376.64

Захарова Жанна Анатольевна

доктор педагогических наук, профессор

Груздев Владислав Владимирович

доктор юридических наук, профессор Костромской государственный университет janna_z@mail.ru, vgruzdev@ksu.edu.ru

АНАЛИЗ ОПЫТА ВОСПИТАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ-СИРОТ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОПЕЧЕНИЯ

В данной статье обобщается практический опыт воспитания правовой культуры детей-сирот. Авторы стремятся проследить процесс усвоения детьми данной категории правовых знаний, степень сформированности у них правовых установок и убеждений. Особое внимание в статье уделено выбору направлений деятельности по организации воспитательного процесса, определению форм, приёмов и методов, определяющих содержание по каждому из направлений.

Ключевые слова: ребенок-сирота, подростковый возраст, правовая культура, учреждения государственного попечения.

Изменения, коснувшиеся нашей страны, различного рода реформы в обществе привели к негативным социальным последствиям, обострению социальных проблем у российского населения, среди которых: безработица, обогащение одних и обнищание других, алкоголизм, наркомания, ослабление родительской функции, безответственное родительство, и как результат, социальное сиротство.

Для социального сиротства характерны депри-вация, отсутствие значимого этапа формирования первоначального социального опыта в микросоциуме (семье) или наличие негативного опыта, незащищенность от насилия и других социальных бедствий.

Следует отметить, что дети данной категории особенно болезненно переживают различного рода перемены в сфере нравственных ценностей и социальных ролей. Для них в большей степени характерно испытывать затруднения в таких сферах как деятельность, общение и самоопределение, что в свою очередь, осложняет их личностное развитие, способствует в дальнейшем, искаженному родительскому поведению, приводит к правонарушениям.

Все это подтверждает актуальность воспитания правовой культуры у детей-сирот, находящихся в учреждениях государственного попечения, которое имеет принципиальное значение для дальнейшей социализации воспитанников данного рода учреждений, их успешной адаптации во взрослой жизни, сформированности у них, в ходе воспитательного процесса, устойчивых установок осознанного правого поведения.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения таких детей - это целенаправленная система мер, формирующая установки уважительного отношения к закону и соблюдению права, готовности разрешать цивилизованным путем различного рода споров и конфликтов, способность осознанно корректировать свое собственное поведение, ограждающее от правонарушений.

Так, в своих работах А.В. Аграновская, определяет правовую культуру как позитивные взгляды, убеждения, оценки, мотивы, установки в правовой сфере, лежащей в основе правомерного, социально активного поведения.

В.А. Балюк считает, что правовая культура - это сложное образование, состоящее из четырёх компонентов: правовых знаний; умений и навыков поступать в соответствии с нормами права и морали; нравственно-правовых чувств; правотворческой деятельности личности.

З.Н. Ибрагимова пришла к выводу, что структура правовой культуры личности включает такие компоненты как: когнитивно-познавательный, включающий правовое сознание, правовое мышление, правовые взгляды и убеждения; эмоционально-ценностный подразумевает правовые чувства, правовые ценности и правовые ценностные ориентации; деятельностно-практический основывается на мотивации правомерного поведения, правовых установок, привычки и навыков правомерного поведения.

Мы, в данном случае, под правовой культурой, будем понимать, уровень усвоенных ребенком-сиротой правовых знаний, качество осознания им их смысла, степень сформированности у него правовых установок и убеждений, реализуемых им во всех сферах жизнедеятельности.

Наш опыт работы с детьми-сиротами показывает, что правовая культура должна отражаться не только в деятельности ребенка-сироты, непосредственно в правовой сфере, но и за ее пределами, связанной, так или иначе, с применением правовых знаний. Сам же процесс воспитания правовой культуры должен стать базовой основой коррекции правового поведения и правосознания детей-сирот подросткового возраста. В этом случае, основа правовой культуры детей-сирот подросткового возраста заключается в совокупности установок, знаний, идей, ценностей, выступающих фундаментом для формирования правового поведения

116

Вестник КГУ 2017

© Захарова Ж.А., Груздев В.В., 2017

Анализ опыта воспитания правовой культуры у детей-сирот подросткового возраста..,

и правосознания гражданина демократического правового государства.

Основная задача воспитания правовой культуры у детей-сирот в условиях учреждения государственного попечения и за его пределами - уважение законодательства и права, ставшим личным убеждением каждого подопечного. В этой связи неизмеримо возрастают функции и ответственность данного рода организаций в правовом воспитании детей этой категории, формировании у них гражданских черт характера, психологии понимания законов.

Воспитание правовой культуры у детей-сирот процесс дифференцированный, обусловленный сложной структурой правового сознания. Применительно к его познавательной функции у детей-сирот в отличие от домашних детей, с учетом специфики их жизненного опыта, развития, условий становления, накопление правовых знаний имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в ходе реализации воспитательного процесса.

Так, в Ченцовском центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, особое внимание уделяется воспитанию правовой культуры у детей-сирот подросткового возраста. Специалисты данного учреждения в работу с воспитанниками включили дополнительную образовательную общеразвивающую программу «Твой выбор», рассчитанную на детей подросткового возраста и содержащую два раздела: профориентация и правопорядок. Данная программа реализуется в течение двух лет: в первый год подготовку проходят воспитанники 13-14 лет и во второй год -14-17 лет.

При выборе направлений деятельности по организации воспитательного процесса, определения форм, приёмов и методов, определяющих содержание по каждому направлению, учитывалось, что развитие ребёнка происходит в трёх основных сферах: деятельности, общении и самопознании.

В сфере деятельности ребёнок-сирота должен научиться ориентироваться в каждом из его видов, овладеть соответствующими умениями и навыками, способностью к тому или иному виду деятельности, а также уверенностью в собственной значимости.

В сфере общения у ребёнка-сироты должно происходить усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми как в социальном окружении ребёнка, так и в обществе в целом.

В сфере самопознания должен формироваться образ собственного «Я» как активного субъекта деятельности, произойти осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, адекватная самооценка.

Так, в рамках первого раздела «Профориентация» воспитанники учреждения государственного

попечения должны сформировать представления об особенностях различных видов профессий, востребованности выбранной профессии на рынке труда, льготах и гарантиях, определенных законодательством таким категориям граждан как «сирота», возможностях профессиональной и социальной мобильности.

Особое внимание в данной программе уделяется разделу «Правопорядок». Как показало наше исследование дети, оказавшиеся по разным причинам в упреждении государственного попечения, как правило, имеют весьма поверхностные представления о правовых явлениях, не задумываются над юридическими последствиями своего поведения, редко связывают успешность своей взрослой жизни с правовой культурой. Так, на начальном этапе нашего исследования, первичные результаты тестирования уровня сформированности правовой культуры показали, что у большинства детей-сирот подросткового возраста уровень правовых знаний, умений и навыков, ниже среднего (28% от общего числа воспитанников).

В связи с этим возникла необходимость внедрения в раздел «Правопорядок» программы по воспитанию правовой культуры «Твой выбор» двух составляющих - нравственной и правовой, которые реализуются в три этапа:

- первый этап - информационно-познавательный, основная задача которого дать знания детям-сиротам о праве;

- второй этап - ценностно-ориентированный, назначение которого выработать правомерное поведение у детей данной категории;

- третий этап - регулятивно-поведенческий, предполагает привитие у ребенка-сироты готовности следовать правовым нормам в повседневной жизни, осуществление конструктивного взаимодействия подопечных учреждения государственного попечения с другими членами общества на основе правовых норм и морали.

Основные формы деятельности с детьми-сиротами: разработка индивидуальных воспитательных траекторий, индивидуальные и групповые консультации, воспитательные часы на правовую тематику с приглашением специалистов прокуратуры, пенсионного фонда, представителей полиции и т. п., обсуждение проблемных ситуаций, ролевые игры, дискуссии, проектная деятельность воспитанников.

По итогам реализации мероприятий раздела «Правопорядок» воспитанники показали более высокий уровень владения социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека. У потенциальных выпускников данного учреждения государственного попечения значительно повысились способности соотносить социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности (до 91% от общего числа воспитанников).

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №5

117

В специально созданных диагностических ситуациях нравственно-правового выбора дети-сироты демонстрировали способность руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости.

В ходе упражнений и дискуссий воспитанники проявили значительные коммуникативные способности, умение высказывать собственную обоснованную точку зрения, готовность выстроить взаимодействие, умение предотвратить конфликтную ситуацию.

Повторная диагностика с помощью методики «Занимательный этикет» показало повышение у ребят представлений об основах этикета и поведения в общественных местах.

О положительных изменениях по итогам реализации программы свидетельствовали наши наблюдения за поведением детей в ходе работы и в свободное время. Воспитанники стали более уверены в себе, свободнее общаться и грамотнее высказывать свою точку зрения. Они без страха могут говорить о своем будущем, имея очерченные представления о нем.

Следует отметить, что ежегодный мониторинг успешности выпускников Ченцовского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, показывает не менее 94%, что подтверждается результатами их самостоятельной жизни и способностью выстроить свое будущее.

Библиографический список

1. Басова В.М., Захарова Ж.А. Профилактика девиантного родительства у воспитанников учреждений государственного попечения // Девиан-тология родительства / сост. и отв. ред. Е.В. Ку -канова. - М.: Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, 2016. - С. 36-42.

2. Груздев В.В. Правовое состояние личности:

история, теория, практика. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011. - 476 с.

3. Захарова Ж.А. Социально-педагогическое сопровождение процесса воспитания приемного ребенка в замещающей семье. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. - 428 с.

4. Программа постинтернатного сопровождения выпускников детского дома / Ж.А. Захаров, Э.И. Чугунова, Л.Г. Семенова и др. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011. - 74 с.

5. Скакун О.Ф. Теория государства и права. -Харьков: Консум, 2000. - 704 с.

6. Социальная работа с молодежью / под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Дашков и К, 2015. - 328 с.

References

1. Basova V.M., Zaharova ZH.A. Profilaktika deviantnogo roditel'stva u vospitannikov uchrezhdenij gosudarstvennogo popecheniya // Deviantologiya roditel'stva / sost. i otv. red. E.V Kukanova. - M.: Institut izucheniya detstva, sem'i i vospitaniya RAO, 2016. - S. 36-42.

2. Gruzdev V.V. Pravovoe sostoyanie lichnosti: istoriya, teoriya, praktika. - Kostroma: KGU im. N.A. Nekrasova, 2011. - 476 s.

3. Zaharova ZH.A. Social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie processa vospitaniya priemnogo rebenka v zameshchayushchej sem'e. - Kostroma: KGU im. N.A. Nekrasova, 2009. - 428 s.

4. Programma postinternatnogo soprovozhdeniya vypusknikov detskogo doma / ZH.A. Zaharov, EH.I. CHugunova, L.G. Semenova i dr. - Kostroma: KGU im. N.A. Nekrasova, 2011. - 74 s.

5. Skakun O.F. Teoriya gosudarstva i prava. -Har'kov: Konsum, 2000. - 704 s.

6. Social'naya rabota s molodezh'yu / pod red. N.F. Basova. - M.: Dashkov i K, 2015. - 328 s.

Вестник КГУ Л 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.