УДК 376.64
Басова Валентина Марковна
доктор педагогических наук, профессор Костромской государственный университет
Захарова Жанна Анатольевна
доктор педагогических наук, профессор Костромской государственный университет [email protected], [email protected]
ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО ИНФАНТИЛИЗМА У ДЕТЕЙ, ЛИШЕННЫХ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
В статье рассматриваются проявления социального инфантилизма у несовершеннолетних, чья социализация протекает в условиях государственного попечения, его причины и возможные превентивные действия, направленные на его предупреждение. Обосновывается идея о необходимости специально сконструированных и адаптированных воспитательно-образовательных программ к условиям конкретного учреждения государственного попечения. Авторы приходит к выводу о педагогической целесообразности такого рода программ в условиях учреждения интернатного типа для детей, лишенных попечения родителей. Обобщается практический опыт Ченцовского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей Костромской области, формирования у детей, становление личности которых проходит вне семьи, социальной компетентности. Внимание сосредоточивается на способах профилактики социального инфантилизма у несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.
Ключевые слова: инфантилизм, социальный инфантилизм, дети-сироты, профилактика, социальная компетентность, формирование, воспитание.
С ложные противоречивые трансформационные процессы, которые, начиная с 90-х годов прошлого века, протекали в различных сферах российского общества, инициировали резкий рост числа детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей. В соответствии с российским законодательством, к первой группе относят тех, у кого умерли оба или единственный родитель (подкидыши, отобранные, подопечные), во вторую группу включены несовершеннолетние, родители которых лишены прав на их воспитание, объявлены недееспособными, отсутствующими, не признающими их право проживать в семье. Таких детей направляют в государственные учреждения для обеспечения их полноценного физического, психического, духовно-нравственного и социального развития, накопления жизненного опыта, личностного и профессионального самоопределения.
Многочисленные исследования социологов, психологов, педагогов (В .И. Брутман, А.В. Быков, С.В. Дрокова, Ж.А. Захарова, З.И. Лаврентьева, В.С. Мухина, И.И. Осипова, А.Ш. Шахманова, Л. М. Шипицина, Т.И. Шульга и др.) свидетельствуют о том, что создание благоприятных условий для социального становления личности ребенка, длительное время находящегося в учреждении интернатного типа, вне семьи, требует учета объективных трудностей социализации: ограниченной коммуникации, недостаточности социальных контактов и самодеятельности.
В научной литературе указывается на последствия не своевременного решения социализаци-онных задач в процессе попечения детей-сирот: аддиктивные формы поведения, плохая адаптиро-ванность в новых условиях, агрессивность, конфликтность, низкая ответственность и проявление инфантильности, как сохранения в психике, личном поведении взрослого человека свойств, черт,
качеств и особенностей, присущих детскому возрасту [7, с. 102].
В философии данный термин раскрывается, во-первых, как задержка в физическом плане, умственной и духовной жизни из-за нарушений в деятельности некоторых желез внутренней секреции, во-вторых, как проявления наивного подхода в быту, в политике и иных сферах [11, с. 185], то есть связывается с задержкой и наивностью.
В медицине инфантилизм объясняется отставанием в физическом развитии детей как следствие охлаждения, отравления, инфицирования плода в период беременности, асфиксии при родах, тяжелых заболеваниях в первые месяцы жизни, нарушениях обмена веществ [7, с. 102].
В психологии инфантилизм связывается с незрелостью эмоционально-волевой сферы, что выражается в несамостоятельности решений и действий, пониженной идентичности, критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе других о себе, чувстве незащищенности, в компенсаторных реакциях (фантазирование, эгоцентризм и т.п.) [6; 8].
В педагогике, повторяя многие элементы, включенные в предыдущие определения, выделяют несколько видов инфантилизма:
- физический (отставание, недоразвитие ребенка, его роста, веса, хилость организма);
- психический (недостаточность, дисгармоничность личностного созревания);
- социальный (неготовность к ответственным действиям, самостоятельным решениям, к осознанному выбору жизненного пути).
Завершая междисциплинарный анализ понятия «инфантилизм», подчеркнем, - отечественные ученые (С.А. Беличева, И.С. Кон, А.Е. Личко, А.В. Мудрик, К. К. Платонов и др.) утверждают, что данное состояние компенсируется при правильном
© Басова В.М., Захарова Ж.А., 2017
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №5
113
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
уходе, сбалансированном питании, продуманном воспитании и целенаправленной реабилитации.
Следовательно, рассматривая социальный инфантилизм, его проявления у детей, лишенных родительского попечения, можно говорить как о профилактике, так и о восстановлении нарушенных функций, для чего нужны специально сконструированные и к условиям конкретно учреждения адаптированные воспитательно-образовательные программы.
В нормативно-правовых материалах профилактика трактуется как совокупность мер или система социальных, правовых, психологических, педагогических мероприятий, назначение которых - предотвращение различного рода отклонений или их минимизация. Применительно к исследуемой проблеме она предполагает устранение причин и условий, ведущих к отклонениям в социальном развитии детей, воспитывающихся вне семьи на основе систематических занятий, направленных на приобретение детьми жизненного опыта, элементарных знаний, формирование у них социально-коммуникативных умений и навыков культуры одобряемого поведения в повседневных ситуациях.
Такая программа базируется на принципах при-родосообразности, возрастосообразности, преемственности связи содержания учебной и внеурочной деятельности, сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы, интеграции социализирующих потенциалов учреждений образования, попечения и среды обитания ребенка, предусматривает использование социального обучения, научения, просвещения и погружения в жизнь социума. Программа создавалась и реа-лизовывалась на базе государственного образовательного казенного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Костромской области «Ченцовский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей».
Главной целью программы является формирование у детей, становление личности которых проходит вне семьи, социальной компетентности. Ее сформированность выражается в наличии у воспитанников интернатного учреждения социальной грамотности, способности и готовности к самостоятельным действиям и самообеспечению, умений выстраивать отношения с другими людьми и социальными организациями в реальных условиях жизнедеятельности. Ее формирование предполагает создание благоприятных обстоятельств для накопления индивидуального социального опыта, позволяющего успешно ориентироваться в окружающем жизненном пространстве, личностно и профессионально самоопределиться.
Достижение указанной цели поможет выпускнику решать проблемы и типичные задачи, возникающие в жизненных ситуациях, с использованием теоретических и практических знаний, с учетом
общечеловеческих и национальных ценностей и индивидуальных потребностей.
В процессе формирования социальной компетентности задействованы знаниевый, мотивацион-ный и деятельностный компоненты, информация, коммуникация и практика [1; 5].
Общий лейтмотив программы может быть сформулирован следующим образом: «Я учусь жить». Его претворение в социализационный процесс предполагает организацию работы в нескольких направлениях:
1. Социально-бытовое ориентирование. Подпрограмма «Я сам» (готовлю, украшаю помещение, территорию, обслуживаю себя). Например, в рамках дополнительного образования по кулинарии воспитанники осваивают методику приготовления бутербродов, супов, вторых блюд, напитков, коктейлей, секреты сервировки стола и азы этикета, представляют свои результаты в форме экзамена «Приглашаю на обед».
На занятиях в объединении «Садовод» они учатся осуществлять посев семян декоративных цветов, посадку рассады в грунт, основам работы в цветниках и огороде.
В кружке «Рукоделие» осваивается вышивка, сухое и мокрое валяние, тестопластика, лоскутная мозаика, основы шитья на швейной машинке, конструирование мягкой игрушки, изготовление брошей из ткани, декоративных поделок (открытки, акварели, панно из вязаных цепочек и многое другое). Дети всегда готовы к тому, чтобы внести коррективы в обстановку, преподнести подарок, сувенир.
2. Здоровьесбережение. Подпрограмма «Мое здоровье - мое богатство» включает цикл занятий санитарно-гигиенического плана, встречи со специалистами, участие в спортивных соревнованиях, занятия на тренажерах, теннисом, турник-стрит воркаутом, паурлифтингом и посещение секций при школе.
3. Ценностное ориентирование. Подпрограммы «Я - гражданин», «Я - семьянин», «Я - труженик» призваны формировать ценностное отношение к окружающим людям, государству, семье, труду. В частности, в рамках этих подпрограмм воспитанники участвуют в благотворительной ярмарке-распродаже поделок изостудии в Банке Москвы, в празднике «Белый цветок», в подготовке новогоднего календаря, оформляемом БФ Центрального федерального округа «Поддержка детей и семей в трудной жизненной ситуации» с 2010 года.
4. Социальное ориентирование. Подпрограмма «Я и мир вокруг меня» направлена на познание себя, на понимание других, на позитивные преобразования вокруг себя, создание условий для атмосферы доброжелательности к людям.
В программе ежегодно участвовали с 2014 года по 14 воспитанников, примерно равное количество мальчиков и девочек. Из них: сироты -
114
Вестник КГУ ^ 2017
35,7%; социальные сироты - 64,3%; оба родителя живы - 7,14%; родитель - одинокая мать, лишенная родительских прав - 42,8%; местонахождение родителей (одного их них) неизвестно, объявлен розыск - 7,14%; родители (один из них) отбывают наказание - 7,14%.
Эти дети обучались по основной общеобразовательной программе - 35,7%; по адаптированной общеобразовательной программе - 57,1%; имеют рекомендации занятий с педагогом-психологом -92,8%; имеют рекомендации занятий с логопедом - 21,4%; имеют рекомендации занятий с де-фектологом - 7,14%; нуждаются в консультациях врача-психиатра - 14,3%.
Кроме того, следует обратить внимание, что среди них были дети, возвращенные из замещающих семей (переданные в свое время другими учреждениями) - 28,6%, воспитанники, не проживающие в замещающих семьях, но вернувшиеся после временной передачи в семьи кандидатов -57,1% (по собственному желанию - 35,7%; по инициативе родителей - 21,4%).
Следовательно, многие из участников программы нуждались в снятии стресса, проживании ситуации успеха, скрытой поддержке, восстановлении доверия к взрослым и налаживании контактов со сверстниками. В связи с этим, ставка делалась на безоценочное отношение к ребенку, стимулирование мотивации к сотрудничеству, концентрации на положительном, сильных сторонах детского опыта.
Полученные результаты свидетельствуют о позитивной динамике у детей-сирот в отношениях к себе и другим, в снижении уровня тревожности при столкновении с трудными ситуациями, об умении принимать решение и готовности учиться на ошибках, о зрелости суждений и поступков. Это позволяет констатировать: такая программа педагогически целесообразна в условиях учреждения интернатного типа для детей, лишенных попечения родителей.
Библиографический список
1. Басова В.М. Теория и практика формирования социальной компетентности личности. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2004. - 188 с.
2. Беличева С.А., Белинская А.Б. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 380 с.
3. Захарова Ж.А., Чугунова Э.И., Семенова Л.Г. Программа постинтернатного сопровождения выпускников детского дома - Кострома: Авантитул, 2011. - 74 с.
4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2000. - 176 с.
5. Осваиваем социальные компетентности / под ред. И. А. Зимней. - М.: МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2011. - 592 с.
6. Психологический словарь / автор-сост. В.Н. Копорулина и др. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 640 с.
7. Семьеведение: словарь-справочник / авторы-сост.: О.Г. Прохорова, В. А. Румянцев. - М.: АНО «СПО» СОТИС», 2006. - 292 с.
8. Серегина А.А. Психологическая диагности-ко-коррекционная работа по преодолению инфантилизма у молодежи // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. -2007. - № 4. - С. 36-71.
9. Словарь по социальной педагогике / автор-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Академия, 2002. - 368 с.
10. Уолтерс Д. Научите меня жить: как подготовить детей к самостоятельной жизни. - М.: ООО Изд-во «София», 2007. - 224 с.
11. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА - М., 2001. - 576 с.
References
1. Basova V.M. Teoriya i praktika formirovaniya social'noj kompetentnosti lichnosti. - Kostroma: KGU im. N.A. Nekrasova, 2004. - 188 s.
2. Belicheva S.A., Belinskaya A.B. Social'no-pedagogicheskaya diagnostika i soprovozhdenie socializacii nesovershennoletnih. - Rostov n/D: Feniks, 2013. - 380 s.
3. Zaharova ZH.A., CHugunova EH.I., Semenova L.G. Programma postinternatnogo soprovozhdeniya vypusknikov detskogo doma -Kostroma: Avantitul, 2011. - 74 s.
4. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.YU. Pedagogicheskij slovar'. - M.: Akademiya, 2000. - 176 s.
5. Osvaivaem social'nye kompetentnosti / pod red. I.A. Zimnej. - M.: MPSI, Voronezh: MODEHK, 2011. - 592 s.
6. Psihologicheskij slovar' / avtor-sost. VN. Koporulina i dr. - Rostov n/D: Feniks, 2004. - 640 s.
7. Sem'evedenie: slovar'-spravochnik / avtory-sost.: O.G. Prohorova, VA. Rumyancev. - M.: ANO «SPO» SOTIS», 2006. - 292 s.
8. Seregina A.A. Psihologicheskaya diagnostiko-korrekcionnaya rabota po preodoleniyu infantilizma u molodezhi // Vestnik psihosocial'noj i korrekcionno-reabilitacionnoj raboty. - 2007. - № 4. - S. 36-71.
9. Slovar' po social'noj pedagogike / avtor-sost. L.V Mardahaev. - M.: Akademiya, 2002. - 368 s.
10. Uolters D. Nauchite menya zhit': kak podgotovit' detej k samostoyatel'noj zhizni. - M.: OOO Izd-vo «Sofiya», 2007. - 224 s.
11. Filosofskij ehnciklopedicheskij slovar'. - M.: INFRA - M., 2001. - 576 s.
Педагогика. Психология. Социокинетика J № 5
115