Научная статья на тему 'Профилактика социального инфантилизма у детей, лишенных попечения родителей'

Профилактика социального инфантилизма у детей, лишенных попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
694
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФАНТИЛИЗМ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНФАНТИЛИЗМ / ДЕТИ-СИРОТЫ / ПРОФИЛАКТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / INFANTILISM / SOCIAL INFANTILISM / ORPHANS / PREVENTION / SOCIAL COMPETENCY / FORMATION / UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Басова Валентина Марковна, Захарова Жанна Анатольевна

В статье рассматриваются проявления социального инфантилизма у несовершеннолетних, чья социализация протекает в условиях государственного попечения, его причины и возможные превентивные действия, направленные на его предупреждение. Обосновывается идея о необходимости специально сконструированных и адаптированных воспитательно-образовательных программ к условиям конкретного учреждения государственного попечения. Авторы приходит к выводу о педагогической целесообразности такого рода программ в условиях учреждения интернатного типа для детей, лишенных попечения родителей. Обобщается практический опыт Ченцовского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей Костромской области, формирования у детей, становление личности которых проходит вне семьи, социальной компетентности. Внимание сосредоточивается на способах профилактики социального инфантилизма у несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention of social infantilism in children deprived of parental care

The article examines the manifestations of social infantilism among minors whose socialisation takes place in the conditions of state care, its causes and possible preventive actions aimed at its prevention. The article substantiates the idea of the need for specially designed and adapted educational and upbringing programmes for the conditions of a particular institution of state care. The authors come to the conclusion about the pedagogic appropriateness of such programmes in the conditions of the institution of boarding type for children deprived of parental care. This article summarises the practical experience of the centre for helping children left without the care of the parents in the hamlet of Chentsy, Krasnosel’sky district of Kostroma Region, the formation of children whose personal development takes place outside the family, social competence. The authors focus on ways to prevent social infantilism in minors left without parental care.

Текст научной работы на тему «Профилактика социального инфантилизма у детей, лишенных попечения родителей»

УДК 376.64

Басова Валентина Марковна

доктор педагогических наук, профессор Костромской государственный университет

Захарова Жанна Анатольевна

доктор педагогических наук, профессор Костромской государственный университет abba@yandex.ru, janna_z@mail.ru

ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО ИНФАНТИЛИЗМА У ДЕТЕЙ, ЛИШЕННЫХ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

В статье рассматриваются проявления социального инфантилизма у несовершеннолетних, чья социализация протекает в условиях государственного попечения, его причины и возможные превентивные действия, направленные на его предупреждение. Обосновывается идея о необходимости специально сконструированных и адаптированных воспитательно-образовательных программ к условиям конкретного учреждения государственного попечения. Авторы приходит к выводу о педагогической целесообразности такого рода программ в условиях учреждения интернатного типа для детей, лишенных попечения родителей. Обобщается практический опыт Ченцовского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей Костромской области, формирования у детей, становление личности которых проходит вне семьи, социальной компетентности. Внимание сосредоточивается на способах профилактики социального инфантилизма у несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

Ключевые слова: инфантилизм, социальный инфантилизм, дети-сироты, профилактика, социальная компетентность, формирование, воспитание.

С ложные противоречивые трансформационные процессы, которые, начиная с 90-х годов прошлого века, протекали в различных сферах российского общества, инициировали резкий рост числа детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей. В соответствии с российским законодательством, к первой группе относят тех, у кого умерли оба или единственный родитель (подкидыши, отобранные, подопечные), во вторую группу включены несовершеннолетние, родители которых лишены прав на их воспитание, объявлены недееспособными, отсутствующими, не признающими их право проживать в семье. Таких детей направляют в государственные учреждения для обеспечения их полноценного физического, психического, духовно-нравственного и социального развития, накопления жизненного опыта, личностного и профессионального самоопределения.

Многочисленные исследования социологов, психологов, педагогов (В .И. Брутман, А.В. Быков, С.В. Дрокова, Ж.А. Захарова, З.И. Лаврентьева, В.С. Мухина, И.И. Осипова, А.Ш. Шахманова, Л. М. Шипицина, Т.И. Шульга и др.) свидетельствуют о том, что создание благоприятных условий для социального становления личности ребенка, длительное время находящегося в учреждении интернатного типа, вне семьи, требует учета объективных трудностей социализации: ограниченной коммуникации, недостаточности социальных контактов и самодеятельности.

В научной литературе указывается на последствия не своевременного решения социализаци-онных задач в процессе попечения детей-сирот: аддиктивные формы поведения, плохая адаптиро-ванность в новых условиях, агрессивность, конфликтность, низкая ответственность и проявление инфантильности, как сохранения в психике, личном поведении взрослого человека свойств, черт,

качеств и особенностей, присущих детскому возрасту [7, с. 102].

В философии данный термин раскрывается, во-первых, как задержка в физическом плане, умственной и духовной жизни из-за нарушений в деятельности некоторых желез внутренней секреции, во-вторых, как проявления наивного подхода в быту, в политике и иных сферах [11, с. 185], то есть связывается с задержкой и наивностью.

В медицине инфантилизм объясняется отставанием в физическом развитии детей как следствие охлаждения, отравления, инфицирования плода в период беременности, асфиксии при родах, тяжелых заболеваниях в первые месяцы жизни, нарушениях обмена веществ [7, с. 102].

В психологии инфантилизм связывается с незрелостью эмоционально-волевой сферы, что выражается в несамостоятельности решений и действий, пониженной идентичности, критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе других о себе, чувстве незащищенности, в компенсаторных реакциях (фантазирование, эгоцентризм и т.п.) [6; 8].

В педагогике, повторяя многие элементы, включенные в предыдущие определения, выделяют несколько видов инфантилизма:

- физический (отставание, недоразвитие ребенка, его роста, веса, хилость организма);

- психический (недостаточность, дисгармоничность личностного созревания);

- социальный (неготовность к ответственным действиям, самостоятельным решениям, к осознанному выбору жизненного пути).

Завершая междисциплинарный анализ понятия «инфантилизм», подчеркнем, - отечественные ученые (С.А. Беличева, И.С. Кон, А.Е. Личко, А.В. Мудрик, К. К. Платонов и др.) утверждают, что данное состояние компенсируется при правильном

© Басова В.М., Захарова Ж.А., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №5

113

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

уходе, сбалансированном питании, продуманном воспитании и целенаправленной реабилитации.

Следовательно, рассматривая социальный инфантилизм, его проявления у детей, лишенных родительского попечения, можно говорить как о профилактике, так и о восстановлении нарушенных функций, для чего нужны специально сконструированные и к условиям конкретно учреждения адаптированные воспитательно-образовательные программы.

В нормативно-правовых материалах профилактика трактуется как совокупность мер или система социальных, правовых, психологических, педагогических мероприятий, назначение которых - предотвращение различного рода отклонений или их минимизация. Применительно к исследуемой проблеме она предполагает устранение причин и условий, ведущих к отклонениям в социальном развитии детей, воспитывающихся вне семьи на основе систематических занятий, направленных на приобретение детьми жизненного опыта, элементарных знаний, формирование у них социально-коммуникативных умений и навыков культуры одобряемого поведения в повседневных ситуациях.

Такая программа базируется на принципах при-родосообразности, возрастосообразности, преемственности связи содержания учебной и внеурочной деятельности, сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы, интеграции социализирующих потенциалов учреждений образования, попечения и среды обитания ребенка, предусматривает использование социального обучения, научения, просвещения и погружения в жизнь социума. Программа создавалась и реа-лизовывалась на базе государственного образовательного казенного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Костромской области «Ченцовский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей».

Главной целью программы является формирование у детей, становление личности которых проходит вне семьи, социальной компетентности. Ее сформированность выражается в наличии у воспитанников интернатного учреждения социальной грамотности, способности и готовности к самостоятельным действиям и самообеспечению, умений выстраивать отношения с другими людьми и социальными организациями в реальных условиях жизнедеятельности. Ее формирование предполагает создание благоприятных обстоятельств для накопления индивидуального социального опыта, позволяющего успешно ориентироваться в окружающем жизненном пространстве, личностно и профессионально самоопределиться.

Достижение указанной цели поможет выпускнику решать проблемы и типичные задачи, возникающие в жизненных ситуациях, с использованием теоретических и практических знаний, с учетом

общечеловеческих и национальных ценностей и индивидуальных потребностей.

В процессе формирования социальной компетентности задействованы знаниевый, мотивацион-ный и деятельностный компоненты, информация, коммуникация и практика [1; 5].

Общий лейтмотив программы может быть сформулирован следующим образом: «Я учусь жить». Его претворение в социализационный процесс предполагает организацию работы в нескольких направлениях:

1. Социально-бытовое ориентирование. Подпрограмма «Я сам» (готовлю, украшаю помещение, территорию, обслуживаю себя). Например, в рамках дополнительного образования по кулинарии воспитанники осваивают методику приготовления бутербродов, супов, вторых блюд, напитков, коктейлей, секреты сервировки стола и азы этикета, представляют свои результаты в форме экзамена «Приглашаю на обед».

На занятиях в объединении «Садовод» они учатся осуществлять посев семян декоративных цветов, посадку рассады в грунт, основам работы в цветниках и огороде.

В кружке «Рукоделие» осваивается вышивка, сухое и мокрое валяние, тестопластика, лоскутная мозаика, основы шитья на швейной машинке, конструирование мягкой игрушки, изготовление брошей из ткани, декоративных поделок (открытки, акварели, панно из вязаных цепочек и многое другое). Дети всегда готовы к тому, чтобы внести коррективы в обстановку, преподнести подарок, сувенир.

2. Здоровьесбережение. Подпрограмма «Мое здоровье - мое богатство» включает цикл занятий санитарно-гигиенического плана, встречи со специалистами, участие в спортивных соревнованиях, занятия на тренажерах, теннисом, турник-стрит воркаутом, паурлифтингом и посещение секций при школе.

3. Ценностное ориентирование. Подпрограммы «Я - гражданин», «Я - семьянин», «Я - труженик» призваны формировать ценностное отношение к окружающим людям, государству, семье, труду. В частности, в рамках этих подпрограмм воспитанники участвуют в благотворительной ярмарке-распродаже поделок изостудии в Банке Москвы, в празднике «Белый цветок», в подготовке новогоднего календаря, оформляемом БФ Центрального федерального округа «Поддержка детей и семей в трудной жизненной ситуации» с 2010 года.

4. Социальное ориентирование. Подпрограмма «Я и мир вокруг меня» направлена на познание себя, на понимание других, на позитивные преобразования вокруг себя, создание условий для атмосферы доброжелательности к людям.

В программе ежегодно участвовали с 2014 года по 14 воспитанников, примерно равное количество мальчиков и девочек. Из них: сироты -

114

Вестник КГУ ^ 2017

35,7%; социальные сироты - 64,3%; оба родителя живы - 7,14%; родитель - одинокая мать, лишенная родительских прав - 42,8%; местонахождение родителей (одного их них) неизвестно, объявлен розыск - 7,14%; родители (один из них) отбывают наказание - 7,14%.

Эти дети обучались по основной общеобразовательной программе - 35,7%; по адаптированной общеобразовательной программе - 57,1%; имеют рекомендации занятий с педагогом-психологом -92,8%; имеют рекомендации занятий с логопедом - 21,4%; имеют рекомендации занятий с де-фектологом - 7,14%; нуждаются в консультациях врача-психиатра - 14,3%.

Кроме того, следует обратить внимание, что среди них были дети, возвращенные из замещающих семей (переданные в свое время другими учреждениями) - 28,6%, воспитанники, не проживающие в замещающих семьях, но вернувшиеся после временной передачи в семьи кандидатов -57,1% (по собственному желанию - 35,7%; по инициативе родителей - 21,4%).

Следовательно, многие из участников программы нуждались в снятии стресса, проживании ситуации успеха, скрытой поддержке, восстановлении доверия к взрослым и налаживании контактов со сверстниками. В связи с этим, ставка делалась на безоценочное отношение к ребенку, стимулирование мотивации к сотрудничеству, концентрации на положительном, сильных сторонах детского опыта.

Полученные результаты свидетельствуют о позитивной динамике у детей-сирот в отношениях к себе и другим, в снижении уровня тревожности при столкновении с трудными ситуациями, об умении принимать решение и готовности учиться на ошибках, о зрелости суждений и поступков. Это позволяет констатировать: такая программа педагогически целесообразна в условиях учреждения интернатного типа для детей, лишенных попечения родителей.

Библиографический список

1. Басова В.М. Теория и практика формирования социальной компетентности личности. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2004. - 188 с.

2. Беличева С.А., Белинская А.Б. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 380 с.

3. Захарова Ж.А., Чугунова Э.И., Семенова Л.Г. Программа постинтернатного сопровождения выпускников детского дома - Кострома: Авантитул, 2011. - 74 с.

4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2000. - 176 с.

5. Осваиваем социальные компетентности / под ред. И. А. Зимней. - М.: МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2011. - 592 с.

6. Психологический словарь / автор-сост. В.Н. Копорулина и др. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 640 с.

7. Семьеведение: словарь-справочник / авторы-сост.: О.Г. Прохорова, В. А. Румянцев. - М.: АНО «СПО» СОТИС», 2006. - 292 с.

8. Серегина А.А. Психологическая диагности-ко-коррекционная работа по преодолению инфантилизма у молодежи // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. -2007. - № 4. - С. 36-71.

9. Словарь по социальной педагогике / автор-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Академия, 2002. - 368 с.

10. Уолтерс Д. Научите меня жить: как подготовить детей к самостоятельной жизни. - М.: ООО Изд-во «София», 2007. - 224 с.

11. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА - М., 2001. - 576 с.

References

1. Basova V.M. Teoriya i praktika formirovaniya social'noj kompetentnosti lichnosti. - Kostroma: KGU im. N.A. Nekrasova, 2004. - 188 s.

2. Belicheva S.A., Belinskaya A.B. Social'no-pedagogicheskaya diagnostika i soprovozhdenie socializacii nesovershennoletnih. - Rostov n/D: Feniks, 2013. - 380 s.

3. Zaharova ZH.A., CHugunova EH.I., Semenova L.G. Programma postinternatnogo soprovozhdeniya vypusknikov detskogo doma -Kostroma: Avantitul, 2011. - 74 s.

4. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.YU. Pedagogicheskij slovar'. - M.: Akademiya, 2000. - 176 s.

5. Osvaivaem social'nye kompetentnosti / pod red. I.A. Zimnej. - M.: MPSI, Voronezh: MODEHK, 2011. - 592 s.

6. Psihologicheskij slovar' / avtor-sost. VN. Koporulina i dr. - Rostov n/D: Feniks, 2004. - 640 s.

7. Sem'evedenie: slovar'-spravochnik / avtory-sost.: O.G. Prohorova, VA. Rumyancev. - M.: ANO «SPO» SOTIS», 2006. - 292 s.

8. Seregina A.A. Psihologicheskaya diagnostiko-korrekcionnaya rabota po preodoleniyu infantilizma u molodezhi // Vestnik psihosocial'noj i korrekcionno-reabilitacionnoj raboty. - 2007. - № 4. - S. 36-71.

9. Slovar' po social'noj pedagogike / avtor-sost. L.V Mardahaev. - M.: Akademiya, 2002. - 368 s.

10. Uolters D. Nauchite menya zhit': kak podgotovit' detej k samostoyatel'noj zhizni. - M.: OOO Izd-vo «Sofiya», 2007. - 224 s.

11. Filosofskij ehnciklopedicheskij slovar'. - M.: INFRA - M., 2001. - 576 s.

Педагогика. Психология. Социокинетика J № 5

115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.