УДК 159.99
Б01 10.17238/188П1998-5320.2017.30.140
Ж. А. Захарова, Костромской государственный университет
АНАЛИЗ ОПЫТА ВОСПИТАНИЯ ПРИЁМНОГО РЕБЁНКА С НЕВРОТИЧЕСКИМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ
В данной статье раскрыты факторы, влияющие на развитие и закрепление невротических проявлений у приёмных детей, представлены результаты исследования замещающих матерей, воспитывающих детей с такими явлениями, даются некоторые рекомендации, направленные на предупреждение невротизации приёмных детей.
Ключевые слова: замещающая семья, приёмный ребёнок, невротизация.
Введение. Изменение социально-экономической ситуации в стране за последние годы привело к резкому снижению жизненного уровня многих семей. При этом больше всего страдает самый незащищенный слой общества - дети, зачастую становясь сиротами при живых родителях.
Доказано, что содержание младенцев с первых недель жизни даже в комфортабельных и психологически щадящих условиях Дома ребёнка, тем не менее, приводит более чем в 90 % случаев к нарушениям их развития, психическим расстройствам, личностным искажениям, отставанию (И. А. Бобылева, А. А. Васильев, И. Ф. Дементьева, Н. П. Иванова, Н. Н. Максимов, Л. Я. Олифе-ренко, И. И. Осипова, В. Н. Ослон, Н. Ф. Рыбакова, Г. Семья, И. Н. Старостина, А. Б. Холмогорова, Л. М. Шипицина, Т. И. Шульга и др.). Это объясняется тем, что среди духовных потребностей маленького человека важное место занимает чувство любви, особенно матери, ощущение уверенности и безопасности, которые дают семья и её атмосфера. Поэтому не случайно государство сегодня прилагает усилия к тому, чтобы сохранить ребёнка в семье и предотвратить его передачу на воспитание в государственное учреждение. Если же это оказывается невозможным, предпочтение отдаётся поискам для него замещающей семьи.
Замещающая семья может иметь различные виды: усыновление, опека/попечительство, приёмная и патронатная семья.
Учитывая специфику развития, социализации и становления приёмного ребёнка, замещающая семья в его отношении должна выполнять многообразие функций: развивающую, воспитывающую, социализирующую, реабилитирующую и призвана восполнить недостатки его эмоциональной, сенсорной, социальной информации, ликвидировать его отставания [2].
Однако, как показывает опыт сопровождения таких семей, столкнувшись с многочисленными проблемами в ходе воспитания приёмного ребёнка, замещающие родители не всегда способны самостоятельно найти выход из затруднительных ситуаций, что способствует нарушению воспитательного процесса в целом и предпосылкам появления и/или закрепления невротических явлений у детей на разных возрастных этапах.
Неврозы у приёмных детей тесно связаны с психическими травмами и рядом генетически обусловленного и приобретённого характера. Биологические факторы оказывают непосредственное влияние на предрасположенность к неврозам у таких детей (патологически протекавшая беременность, аномальные роды, соматические заболевания).
Свою лепту вносят психологические факторы. Так, возникновению неврозов способствуют преморбидные особенности личности (акцентуации характера, психопатии), психические травмы, полученные в детстве (потеря родителей, длительная разлука с ними).
К социальным факторам, формирующим клиническую картину неврозов, можно отнести воспитание в замещающей семье, развод замещающих родителей, нарушения взаимоотношений в такой семье [1; 3].
Специалисты считают, что расстройство психики ребёнка при различных стрессовых ситуациях приводит именно к неврозу. Особое внимание родителям следует обратить на поведение приёмного ребёнка в возрасте психического становления (от 2 до 4 лет, от 5 до 8 лет и в подростковый период).
Невротические реакции в детском возрасте могут привести к психической дезадаптации взрослого человека, выражающейся в поведенческих реакциях, неадекватных внешнему стимулу.
Однако следует уяснить, что основные причины невротических проявлений у приёмных детей тесно связаны не столько с генетической составляющей, сколько с ошибками и последствиями воспитания.
Программа исследования. Как показал наш опыт сопровождения замещающих семей, в которых воспитывается приёмный ребёнок с невротическим проявлениями, чаще всего в таких семьях наличествует доминирующий член семьи, демонстрирующий своё влияние и власть. Из 93 замещающих семей в 89 случаях таким доминантом являлись приёмные матери. Следует отметить, что в подавляющем большинстве именно ими было принято решение о создании замещающей семьи, а позиция мужчины оставалась или соглашательской, или слабого протеста (редко).
В тоже время из общего числа продиагностированных замещающих родителей (опекуны/попечители; приёмные, усыновители), воспитывающих приёмного ребенка с невротическим проявлениями, 63 % - одинокие (учитывалось как на начальном этапе создания замещающей семьи (29 %), так и в последствии развода (34 %) или смерти супруга (10 %)); имеют высшее образование
- 37 %, профессиональное - 59 %; среднее - 4 % (следует отметить, что из общего числа сопровождаемых замещающих семей, наименьший процент со среднем образованием); городские жители -46 %; проживают в сельской местности - 54 %.
Следует отметить, что доминирование приёмного родителя распространяется на все сферы жизни ребёнка и семьи, обнаруживая преимущественно авторитарный тип лидерства. В ситуации когда каждый взрослый член семьи пытается проводить свою стратегию воспитания вне зависимости от сложившейся структуры доминирования, это приводит к конфликтной обстановке и уменьшению у приёмных детей чувства принадлежности к семье.
Проведённое нами исследование группы приёмных матерей (106 человек), воспитывающих детей с невротическими проявлениями, показало, что в 89,3 % случаев для них характерны невротические черты личности («Опросник невротических черт личности»): неуверенность в себе - 87 %; аффективная неустойчивость - 43,2 %; невротический сверхконтроль поведения - 46,9 %; интровер-тированная направленность личности - 31,2; ипохондричность - 29,7 %; социальная неадаптивность
- 23,8 %; симуляция - 33,3 %; познавательная и социальная пассивность - 44,1 %.
Кроме того, обнаруживается взаимосвязь между показателем аффективной неустойчивости приёмной матери, высоким уровнем тревожности и чрезмерностью требований - санкций в воспитании ребёнка.
Высокое значение по показателю «аффективная неустойчивость» отражают высокую вероятность несдержанного, слабоуправляемого и непрогнозируемого поведения. Аффективная неустойчивость приёмной матери предполагает высокую тревожность, неуверенность в себе и низкую социальную адаптированность. Они часто переживают, тревожатся, сомневаются в себе и правильности своих действий, проявляют вспыльчивость, срываются на родных и близких.
В тоже время они способны проявлять черты повышенной чувствительности в отношении несправедливости, аффективной ригидности и сенситивности. Они часто «разбираются» с учителями, соседями, родственниками по поводу не заслуженно обиженного ими их приёмного ребёнка.
Так, из 49 % замещающих матерей, демонстрирующих аффективную неустойчивость, 36 % -регулярно выясняют отношения с педагогами в школе или детском саду, обвиняя их в предвзятом отношении и завышенных требованиях к их приёмному ребёнку. Плохо перенося стресс, приёмные матери зачастую направляют свою раздражительность и агрессивность на самого ребёнка, обвиняя его в создаваемых им проблемах, оказываются неспособными прийти на помощь приёмному ребёнку и оказать нужную поддержку.
Нам удалось установить, что замещающие матери, склонные к социальной пассивности, не имеющие интеллектуальных увлечений, проецируют на ребёнка свои нежелательные качества. И, напротив, те матери, которые социально и интеллектуально активны, не склонны проявлять в воспитании приёмного ребёнка такую тенденцию.
Так, две трети замещающих семей остаются недовольными своим социальным статусом (хотели бы повысить уровень образования, сменить профессию, начать своё дело), однако только 1,5 % из них совершили попытки реализовать своё намерение, но так и не довели начатое до конца. Низкая социальная активность особенно характерна для замещающих родителей, проживающих в сельской местности.
Выявляя особенности воспитания в замещающих семьях ребёнка с невротическими проявлениями (методика Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкиса «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ)), мы получили данные по шкалам, относящиеся к нарушениям процесса воспитания и личностным проблемам родителей, которые они решают за счёт ребёнка.
Результаты методики выявили высокие показатели в следующих шкалах: «гиперпротекция», «игнорирование потребностей ребёнка», «чрезмерность требований-запретов», «воспитательная неуверенность родителя», «неразвитость родительских чувств».
Такой стиль воспитания, как гиперпротекция, характерен для доминирующих матерей в замещающих семьях, для них свойственно формировать у приёмного ребёнка (детей) зависимость. Зачастую они проявляют излишнюю заботу к приёмному ребёнку с невротическими проявлениями, воспринимая его как больного («не в полной мере здорового») - 47 %.
При игнорировании потребностей приёмного ребёнка для замещающих родителей характерно ограничение общения, эмоционального контакта 76 %.
Чрезмерность требований-запретов лежит в основе дисгармоничного воспитания. Как правило, любое проявление самостоятельности приёмного ребёнка воспринимается как его посягательство на авторитет замещающего родителя, где преувеличиваются последствия действий и поступков ребёнка, а незначительные нарушения приводят к запретам и подавлению его самостоятельности (58 %).
Неразвитость родительских чувств внешне проявляется в поверхностном интересе к делам приёмного ребёнка, стремлении ограничить нахождение в его обществе, желании не иметь с ним дело (64 %). Однако замещающие родители редко осознают и признают данный факт.
Вывод. Как показывает наш опыт, такие замещающие семьи нуждаются в адресной помощи специалистов служб сопровождения, которая должна осуществляться по следующим направлениям: а) медико-психолого-педагогическое просвещение как совокупность практико-ориентированных знаний, комплекс умений и навыков обеспечения выживания ребёнка в новых условиях, его общего развития, защиты его интересов; б) гармонизация детско-родительских отношений; в) гармонизация супружеских отношений; г) гармонизация внутреннего мира замещающих родителей, обеспечивающая им возможность выполнять свою родительскую роль, воспитательную функцию.
Библиографический список
1. Басова В. М., Захарова Ж. А. Профилактика девиантного родительства у воспитанников учреждений государственного попечения // Социальная педагогика в России. Научно-методических журнал. - 2016. - С. 34-39.
2. Захарова Ж. А. Социально-педагогическое сопровождение процесса воспитания приёмного ребёнка в замещающей семье : монография. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2009. - 428 с.
3. Лимонцева Г. В., Кузнецова Е. Н. Общие особенности неврозов у детей // Психологические науки: теория и практика: м-лы межд. науч. конференции (г. Москва, февраль 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 80-84.
Zh. A. Zakharova, doctor of pedagogical Sciences, Professor, head of chair psychological-pedagogical education,
e-mail: [email protected] Kostroma state University 17 Dzerzhinsky St., Kostroma, 156005, Russian Federation
ANALYSIS OF THE EXPERIENCE OF RAISING A FOSTER CHILD WITH NEUROTIC MANIFESTATIONS IN A SUBSTITUTE FAMILY
This article reveals the factors influencing the development and consolidation of neurotic symptoms in adopted children, presents the examination results of replacement mothers raising children with such phenomena; the article gives some recommendations aimed to prevent foster children neurotization.
Keywords: foster family, foster child, neuroticism.
References
1. Basova V. M., Zakharova Zh. A. Preventive maintenance of deviant parenthood among pupils of institutions of state care. Sotsial'naya pedagogika v Rossii. Nauchno-metodicheskikh zhurnal. 2016. P. 34-39.
2. Zakharova ZH. A. Sotsial'no-pedagogicheskoye soprovozhdeniye protsessa vospitaniya priyemnogo rebenka v zameshchayushchey sem'ye [Socio-pedagogical support of the process of raising a foster child in a substitute family: monograph]. Kostroma: KGU im. N. A. Nekrasova, 2009. p 428 p.
3. Limontseva G.V., Kuznetsova E.N. General features of neuroses in children. Psikhologicheskiye nauki: teoriya i praktika: m-ly mezhd. nauch. konferentsii (g. Moskva, fevral' 2012 g.). Moscow, Buki-Vedi Publ., 2012. рр. 80-84.
Поступила в редакцию 19.10.2017 © Ж. А. Захарова, 2017
Автор статьи: Жанна Анатольевна Захарова, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой психолого-педагогического образования, Костромской государственный университет, 156005, г. Кострома, ул. Дзержинского, д. 17, е-mail: [email protected]
Рецензенты:
И. Ю. Тарханова, доктор педагогических наук, доцент, зав. кафедрой социальной педагогики и организации работы с молодёжью, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского. А. И. Тимонин, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и акмеологии личности, Костромской государственный университет.