Научная статья на тему 'Опыт организации взаимодействия специалистов ДОУ с семьёй, воспитывающей ребёнка с речевой патологией'

Опыт организации взаимодействия специалистов ДОУ с семьёй, воспитывающей ребёнка с речевой патологией Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
105
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / КОНСУЛЬТАТИВНО-КОРРЕКЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / РЕБЁНОК С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ / FAMILY / CONSULTATIVE AND CORRECTIVE TECHNOLOGY / A CHILD WITH SPEECH PATHOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Захарова Жанна Анатольевна, Коровкина Татьяна Евгеньевна

В статье приводятся данные проведённого исследования, рассматриваются основы консультативно-коррекционной технологии помощи детям дошкольного возраста, имеющим фактор риска в речевом развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Захарова Жанна Анатольевна, Коровкина Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience to organize the interaction of the Children''s Educational Institution specialists with a family bringing up a child with speech pathology

The article presents the data of the study, discusses the fundamentals of consultative and corrective technology and support of preschool age children having a risk factor in speech development.

Текст научной работы на тему «Опыт организации взаимодействия специалистов ДОУ с семьёй, воспитывающей ребёнка с речевой патологией»

УДК 376

Б01 10.17238/188П1998-5320.2017.30.115

Ж. А. Захарова, Т. Е. Коровкина, Костромской государственный университет

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ С СЕМЬЁЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЁНКА С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

В статье приводятся данные проведённого исследования, рассматриваются основы консульта-тивно-коррекционной технологии помощи детям дошкольного возраста, имеющим фактор риска в речевом развитии.

Ключевые слова: семья, консультативно-коррекционная технология, ребёнок с речевой патологией.

Введение. В последние годы существенно вырос интерес специалистов разных областей научного знания к семье.

Семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества, родства, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей. Семья в брачной и внебрачной форме является единственным социальным институтом, в котором происходит рождение новых поколений, благодаря чему формируются основные социально-демографические процессы и происходит передача традиционной информации от родителей к детям, во все времена и у всех народов [3].

Семья, имеющая ребёнка с нарушениями в развитии, - это особая семья, в которой складываются особые отношения с детьми, с родителями, с другими членами семьи, с окружающими. В случае появления ребёнка с нарушениями в развитии в семье возникают проблемы материального характера, может ухудшиться микроклимат, возникают финансовые трудности и т. д. Кроме того, подавляющее большинство родителей не имеют опыта воспитания ребёнка с нарушениями в развитии, в связи с чем возникает потребность их этому обучить. Но, как показывает практика, методических рекомендаций и советов родителям, касающихся воспитания, оказывается недостаточно. Усилия специалистов должны быть направлены и на помощь самим родителям, оказавшихся в сложной ситуации, решение проблем их социальной адаптации, обретение своей «социальной ниши».

Наличие специальной программы коррекции и проведение занятий с ребёнком в дошкольном учреждении само по себе не является гарантом того, что позитивные изменения затронут и повседневную жизнь ребёнка. Подавляющее большинство родителей не только не обладают специальными знаниями, позволяющими воспитывать и обучать «особого» ребёнка, но и не считают необходимым эти знания получать. В сознании потенциальных и реальных родителей укоренились представления о том, что воспитание осуществляется на интуитивном уровне, и сам факт рождения ребёнка является гарантией того, что они становятся полноценными родителями. Однако знания в сфере педагогики и психологии являются необходимым условием становления родителей, особенно это касается семей, где имеется ребенок с нарушениями в развитии, поскольку для выполнения родительских функций мамам и папам нужны знания из самых различных наук - медицины, дефектологии и т. д. В связи с этим существует необходимость в сфере реализации коррекционного воздействия не только на ребёнка, но и на его родителей.

Программа эксперимента. Это подтверждают и данные проведённого нами исследования на базе МБДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад № 13 г. Кострома». Исследование проведено на выборке, включающей 18 диад (ребенок - родитель), всего 36 человек. В исследовании принимали участие дети старшей и подготовительной логопедических групп в возрасте 5-6 лет и их родители. Для проведения исследования были использованы тест-опросник выявления родительского отношения А. Я. Варги, В. В. Столина, анкета для родителей, проективная методика «Рисунок семьи».

В ходе проведения исследования с помощью теста-опросника родительского отношения мы получили следующие результаты:

По шкале «принятие-отвержение» уровень принятия ребёнка родителями достаточно высокий, в 33 % - это 9 баллов, в 55 % - 8 баллов и только в 11 % - 7 баллов. Это значит, что родители принимают своего ребенка, осознают, что ребёнку необходима поддержка, помощь. Родители хотят видеть своего ребёнка равным во всех отношениях сверстникам, поэтому стремятся сделать для этого всё возможное.

В тоже время в 22 % случаев присутствует высокий показатель по шкале отвержения (78 баллов), т. е. мамы и папы не видят потенциалов своего ребёнка, полагают, что он не сможет ничего добиться в жизни, в том числе из-за ограниченности ума и дурных наклонностей. Родители думают, что их ребёнок неудачлив и неприспособлен к жизни. Как следствие, они испытывают по отношению к своему ребёнку негативные эмоции, злятся и раздражаются на него, унижая его и не проявляя должного уважения к растущему человеку.

Шкала «кооперация» - социально желательный образ родительского отношения. Следует отметить, что по данной шкале низкие показатели отсутствуют. Раскрывая содержание этой шкалы, мы видим следующее: мамы и папы сочувствуют своему ребенку, проявляют заинтересованность к его делам, мыслям, поступкам, оказывают ему помощь и поддержку. Родители видят потенциал своего ребенка, наличие творческих и интеллектуальных способностей, гордятся им. Они доверяют своему ребенку, стараются поощрять инициативу и самостоятельность.

Шкала «симбиоз». Эта шкала определяет межличностную дистанцию. В целом показатели по данной шкале невысоки - 2-4 балла. В 22 % случаев мамы и папы склонны «слиться» со своим ребёнком, ощущать себя единым целым. Они, как правило, пытаются оградить его от всех жизненных проблем и сложностей, полностью удовлетворить его потребности. Они воспринимают своего ребенка как беззащитное существо, испытывают страх за его настоящее и будущее.

Шкала «авторитарная гиперсоциализация». В этой шкале отражена форма и направление контроля за поведением ребёнка. В 33 % случаев (5 - 6 баллов) поведение родителей основывается на авторитаризме по отношению к ребенку. Они полагают, что ребёнка необходимо воспитывать в строгости и беспрекословном подчинении собственной воле. При этом родители знают и понимают его мысли, чувства, привычки. Для родителей важно, чтобы ребёнок добился в жизни определённого успеха, и поэтому тщательно отслеживают его достижения.

Шкала «инфантилизация» («маленький неудачник»). Шкала отражает особенности восприятия и понимания ребёнка родителями. Результаты опросника по данной шкале не превышают 3 баллов. Это говорит о том, что родители воспринимают ребёнка адекватно, т. е. в родительском отношении нет стремления инфантилизировать ребёнка, приписать ему личностную и социальную нестабильность. Родители видят своих детей равными по сравнению с реальными взрослыми. Родители доверяют, не досадуют на его неуспешность и неумелость.

В результате анализа данных анкетирования мы увидели, что родители в основном характер общения понимают как «нормальный» (88 %), в 11 % случаев характер общения «спокойный», ещё в 11 % случаев характер общения родителей с ребёнком «нормальный», а бабушка с дедушкой «сюсюкаются». При этом родители отмечают достаточный по времени уровень общения - примерно 90 %. Так были и такие ответы: «достаточно часто», «всегда, когда у неё есть желание», «как и с другими членами семьи, умеренно», «только вечером после работы».

Отношение родителей к звуковым дефектам: все 100 % родителей исправляют ребенка. Родители понимают, что нарушено у ребенка в произношении многосложных слов. В 44 % ответов ребенок заменяет слоги или звуки, в 33 % случаев переставляет слоги или звуки, в 22 % - произносят правильно. При построении фразы или предложения в 89 % случаев родители замечают ошибки у ребёнка и лишь в 11 % случаев - не замечают. Заинтересованные родители (56 %) контролируют правильность свободной речи и лишь 44 % делают это «не всегда».

Однако можно отметить, что в большинстве своём они не отдают отчета в острой необходимости увеличить время общения с ребёнком посредством разговорного языка. Так, дополнительно занимаются с ребёнком лишь 15 % родителей. При этом 100 % родителей уверены, что они в достаточной мере способствуют расширению кругозора своего ребёнка.

Однако, как показали ответы обследуемых родителей, в свободное время в 98 % случаев ребёнок предоставлен сам себе: смотрит телевизор, играет один или в лучшем случае с братьями или сёстрами. Только 2 % родителей в свободное время «пишут в тетради» с ребенком. В 10 % случаев ребёнок в свободное время «помогает по дому», «лепит», «любит прибираться, мыть посуду, стирать».

В тоже время 100 % родителей утверждают, что они прислушиваются к советам специалистов (педагогов, логопеда), но при этом только 5 % родителей выполняют рекомендации логопеда регулярно и 10 % не регулярно.

Таким образом, большинство родителей осознают дефект речи ребёнка, но не предпринимают активных мер по улучшению качества его речи. В свободное время он предоставлен сам себе. Лишь

малая часть родителей заинтересована в разрешении проблем ребёнка и готова выполнять рекомендации специалистов, а основная масса пускает всё на самотёк.

Анализ результатов проективной методики «Рисунок семьи» подтвердил полученные с помощью других методик данные, продемонстрировав в половине случаев отсутствие благоприятной для ребёнка атмосферы в семье.

В связи с этим на базе Центра развития была разработана программа, в основе которой лежит технология педагогической помощи детям дошкольного возраста, имеющим фактор риска в речевом развитии, разработанная И. В. Филипович.

Разработанная им технология представляет собой цикл консультативно-коррекционных занятий, осуществляющихся на основе активного вовлечения значимых взрослых в коррекционное взаимодействие специалиста и ребёнка дошкольного возраста с фактором риска в речевом развитии. Процессуальными особенностями таких занятий являются: 1) сочетание коррекционно-развивающей работы с ребёнком и консультативной работы со значимым взрослым; 2) коррекцион-ное взаимодействие в триаде «специалист - значимый взрослый - ребёнок» при активном участии взрослого. Последнее положение - смыслообразующее ядро всей технологии, определяющее нормы деятельности для всех участников коррекционно-педагогического взаимодействия.

В реализации консультативно-коррекционной технологии выделены три этапа, различающиеся по своим задачам, используемым методам и приёмам, и в соответствии с этим - ролью взрослых. Рассмотрим динамику модели коррекционно-педагогического взаимодействия от этапа к этапу.

Первый этап характеризуется адаптацией участников к условиям консультативно-коррекционного занятия. Ведущая роль специалиста выражается в диагностической работе, демонстрации родителям эталонного отношения к ребёнку и приёмов коррекционной работы с ним.

Назначение второго этапа состоит в освоении и переносе значимыми для ребёнка взрослыми отдельных, наработанных в совместной со специалистом по коррекционно-развивающей работе речевых умений ребёнка в естественные условия его жизнедеятельности и организации способов их подкрепления. Взаимодействие специалиста и родителей здесь осуществляется на основе партнёрских отношений.

Этот этап наиболее продолжителен и ответствен, причём для всех участников коррекционно-педагогического взаимодействия определены собственные цели.

Для значимого взрослого - это активное участие в изменении актуальной ситуации развития речи ребёнка. Для специалиста - вовлечение значимого взрослого в совместную, затем контролируемую специалистом самостоятельную коррекционно-развивающую работу в условиях консульта-тивно-коррекционного занятия.

Назначение третьего этапа — расширение искусственно созданной среды до актуальных условий развития ребёнка, формирование цели и мотивации достижений. При этом единые требования специалиста и ближайшего окружения ребенка в отношении вновь формирующихся речевых умений становятся естественными и привычными, актуализируются в любых условиях: на занятии и дома, в общении со взрослыми и сверстниками, на непроизвольном и произвольном уровнях. На данном этапе специалист и родитель меняются ролями в коррекционно развивающей работе. Родитель оказывается в ведущей роли, и его доминирование объясняется большей интенсивностью кор-рекционно-развивающей работы и заинтересованностью в результате. Специалист лишь поддерживает усилия и инновации родителя.

Вывод. Таким образом, логика реализации разработанной И. В. Филипович технологии педагогической помощи детям дошкольного возраста, имеющим фактор риска в речевом развитии, построена на изменении приоритетов во взаимодействии родителей и специалиста: на первом этапе -при ведущей роли специалиста, на втором - в партнёрских отношениях, на третьем - при ведущей роли родителя или значимого взрослого.

Динамика коррекционно-педагогического взаимодействия выражалась в переходе позиции родителей или значимых взрослых от пассивной или неустойчивой к активной, целенаправленной, творческой. Использование разработанной технологии способствовало созданию взрослыми оптимальных условий развития речевой деятельности детей. Из 18 детей с заключениями «грубая (или выраженная) задержка речевого развития» 17 на завершающем этапе консультативно-коррекционных занятий продемонстрировали значительную положительную динамику в развитии речи, что выразилось в совершенствовании коммуникативных умений, расширении словаря, усложнении использующихся детьми грамматических форм и прочей коррекционно-развивающей работы.

Библиографический список

1. Посысоев Н. Н. Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. - Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2011. - 76 с.

2. Психология семьи и больной ребёнок : учебное пособие: Хрестоматия. - СПб.: Речь, 2007. - 400 с.

3. Семьеведение : учебник для бакалавров / под ред. Е. И. Холостовой, О. Г. Прохоровой, Е. М. Черняк - М.: Юрайт, 2013. - 403 с.

4. Филипович И. В. Взаимодействие специалиста, родителя и ребенка раннего возраста в Коррекцион-но-педагогическом процессе // Логопед. - 2004. - № 6.

Zh. A. Zakharova, doctor of pedagogical Sciences, Professor, head of chair psychological-pedagogical education,

e-mail: [email protected] Kostroma state University 17 Dzerzhinsky St., Kostroma, 156005, Russian Federation

T. E. Korovkina,

Ph. D., associate Professor psychological-pedagogical education,

Kostroma state University, e-mail: [email protected] 17 Dzerzhinsky St., Kostroma, 156005, Russian Federation

EXPERIENCE TO ORGANIZE THE INTERACTION OF THE CHILDREN'S EDUCATIONAL INSTITUTION SPECIALISTS WITH A FAMILY BRINGING UP A CHILD WITH SPEECH PATHOLOGY

The article presents the data of the study, discusses the fundamentals of consultative and corrective technology and support of preschool age children having a risk factor in speech development. Keywords: family; consultative and corrective technology; a child with speech pathology.

References

1. Posysoyev N. N. Psikhologo-pedagogicheskoye soprovozhdeniye semey, imeyushchikh detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Psychological and pedagogical support of families with children with disabilities]. Yaroslavl, GOAU YAO IRO, 2011. 76 p.

2. Psikhologiya sem'i i bol'noy rebonok : uchebnoye posobiye: Khrestomatiya [Psychology of the family and a sick child: a textbook: Reader]. St.Petersburg, Rech Publ., 2007. 400 p.

3. Sem'yevedeniye : uchebnik dlya bakalavrov [Family Studies: A Textbook for Bachelors] Ed. E.I. Holostova, O.G. Prokhorova, E.M. Chernyak. Moscow, Yurayt, 2013. 403 p.

4. Filipovich I.V. Interaction of the specialist, parent and child of early age in the Correction and Pedagogical Process. Logoped. 2004. no. 6.

Поступила в редакцию 19.10.2017 © Ж. А. Захарова, Т. Е. Коровкина, 2017

Авторы статьи:

Жанна Анатольевна Захарова, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой психолого-педагогического образования, Костромской государственный университет, 156005, г. Кострома, ул. Дзержинского, д. 17, е-mail: [email protected]

Татьяна Евгеньевна Коровкина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогического образования, Костромской государственный университет, 156005, г. Кострома, ул. Дзержинского, д. 17, e-mail: [email protected]

Рецензенты:

А. И. Тимонин, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и акмеологии личности, Костромской государственный университет.

И. Ю. Тарханова, доктор педагогических наук, доцент, зав. кафедрой социальной педагогики и организации работы с молодёжью, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.