Научная статья на тему 'Коррекционно-развивающая среда в семье ребенка с тяжелыми нарушениями речи и ее структурные компоненты'

Коррекционно-развивающая среда в семье ребенка с тяжелыми нарушениями речи и ее структурные компоненты Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
35
6
Поделиться
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / КОММУНИКАЦИЯ / СЕМЬЯ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Попова Ирина Владимировна

В статье рассматривается понятие «коррекционно-развивающей среды» в семье для ребенка, имеющего тяжелые нарушения речи, определяются ее структурные компоненты, раскрывается важность и необходимость организации коррекционно-развивающего пространства для воспитания правильной речи у ребенка. Статья будет полезна специалистам, сопровождающим детей с тяжелыми нарушениями речи, а также родителям таких детей.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Попова Ирина Владимировна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Коррекционно-развивающая среда в семье ребенка с тяжелыми нарушениями речи и ее структурные компоненты»

3. Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. СПб.: Союз, 2001.

4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997.

5. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. М.: Просвещение, 1980.

6. Катаева А.А., Давыдова С.И. Обучение умственно отсталых дошкольников в игровой форме с использованием образца и словесной инструкции. // Дефектология, 1976. № 1.

7. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Роль дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе. М.: Просвещение, 1991.

8. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М.: Владос, 2001.

9. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2000.

10. Коррекционно-воспитательная работа в специальных дошкольных учреждениях // Под ред. Н.Г. Морозовой. М., 1976.

11. Проблемы развития психики / Леонтьев А.Н. 4-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 584 с.

12. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под. ред. Н.Н. Поддъякова, Н.Я. Михайленко. М.: 1987.

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 2. М.: Педагогика, 1989.

14. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1986.

15. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А. Васильевой. М.: Просвещение, 1986.

16. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. М.: Педагогика, 1990.

17. Соколова Н.Д. Игровая деятельность умственно отсталых дошкольников // М.: Просвещение, 1993.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В СЕМЬЕ РЕБЕНКА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ И ЕЕ СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ Попова И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Попова Ирина Владимировна - учитель-логопед, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Золушка»,

г. Ноябрьск

Аннотация: в статье рассматривается понятие «коррекционно-развивающей среды» в семье для ребенка, имеющего тяжелые нарушения речи, определяются ее структурные компоненты, раскрывается важность и необходимость организации коррекционно-развивающего пространства для воспитания правильной речи у ребенка. Статья будет полезна специалистам, сопровождающим детей с тяжелыми нарушениями речи, а также родителям таких детей. Ключевые слова: дошкольный возраст, развитие речи, коррекционно-развивающая среда, коммуникация, семья.

Развитие речи детей приобретает все большую актуальность в нашем обществе. Речь является одним из самых мощных факторов и стимулов в развитии ребенка. Но в наше время наметилась тенденция снижения уровня бытовой культуры: широкое распространение получили низкопробная литература, бедная и неграмотная речь с

экранов телевизоров, отсутствие «живого» общения ребенка с родителями в семье и т. п. Все это препятствует развитию правильной речи у детей.

Если между ребенком и окружающими людьми возникает преграда, его контакты со старшими резко сокращаются, обедняются, то нормальное речевое развитие замедляется или же прекращается. При полноценном общении с окружающими людьми дети быстро осваивают речевой опыт старших, а потом сами вносят свой вклад в «копилку человеческого опыта» [7]. Речь открывает доступ ребенку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребенка связано формирование личности в целом, развитие основных психических процессов. Речь теснейшим образом взаимосвязана с мышлением. От богатства словарного запаса умение выбрать лучшее и точное слово зависит ясность и точность мышления.

Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка, семья является источником, который питает ребенка с рождения, дает ребенку первые знания и умения. Овладение родным языком является стержнем полноценного формирования всей личности ребенка. Потому так важно сотрудничество и взаимодействие родителей и специалистов в развитии одного из важнейших познавательных процессов человека - речи.

Для ребенка, имеющего речевые нарушения, семья - это еще и наиболее значимое коррекционно-развивающее пространство, и только при условии создания коррекционно-развивающей среды в семье появляется возможность решения проблемы речевого развития ребенка.

Под специальной коррекционно-развивающей средой в семье понимается совокупность внутрисемейных условий, которые создаются родителями и обеспечивают оптимальное развитие ребенка с речевыми нарушениями. Семейное пространство должно быть наполнено коррекционно-развивающим содержанием, в то же время оно должно быть простым и естественным.

Основными компонентами такой коррекционно-развивающей среды являются:

• общая эмоциональная семейная атмосфера, - адекватное внимание к особенностям развития ребенка;

• особый тип коммуникации «Взрослый - ребенок», обеспечивающей поддержку, сотрудничество в соответствии с особенностями ребенка;

• предметно-пространственная развивающая среда, специально организованные условия в семье для развития всех основных компонентов устной речи.

Общая эмоциональная семейная атмосфера

Специалисты, ведущие коррекционную работу с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, отмечают, что родителей, как правило, волнует лишь произносительная сторона речи. Почти все родители замечают только неправильное произношение отдельных звуков и, очень редко, недоразвитие других компонентов устной речи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Некоторые родители осознают нарушения речи, как дефект устранимый, требующий специальной работы, как педагогов, так и самих родителей.

Другие же родители не могут правильно оценить реальные возможности своего ребенка, они не считают, что речь у ребенка сформирована недостаточно; возможно, они слышат ошибки в речи, но не придают им значения, так как полагают, что это «само пройдет», «пойдет в школу — научится» и т. п., либо придерживаются такого мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем. И в связи с этим они не понимают цели и задачи коррекционного воздействия, которое проводят специалисты, и поэтому они часто отвергают их помощь или не принимают ее.

А бывают и те, кто явно преувеличивают серьезность дефекта, демонстрируя своеобразную гиперзаботу, постоянно напоминают ребенку о речевых трудно стях, просят произнести слова хорошо, правильно, хотя ребенок не может этого сделать. Такое отношение формирует у ребенка комплекс неполноценности, речевой негативизм.

Необходимо предостеречь родителей от ошибок, отрицательно влияющих на общую эмоциональную семейную атмосферу:

• Несоответствие требований родителей возможностям и потребностям детей, обучение иностранным языкам, представление информации не по возрасту и т. п.

• Непринятие индивидуальности детей.

• Разный подход и непоследовательность в воспитании со стороны специалистов, родителей и других членов семьи.

• Неустойчивость в обращении с детьми — повышенный тон, крик, общая эмоциональная неровность.

• Тревожность в воспитании — постоянное беспокойство о ребенке, наличие излишних опасений.

Родителям необходимо осознать, что именно они ответственны за судьбу ребенка. Специалисты, конечно, окажут им поддержку, направят, посоветуют как организовать развитие малыша, однако заменить собой ежедневную родительскую помощь ребенку специалисты не смогут никогда.

Особый тип коммуникации «Взрослый - ребенок»

Для того чтобы понять, что чувствуют дети с речевым недоразвитием, когда мы, взрослые пытаемся их чему-либо научить, можно представить, как Вас обучают, например, счету до десяти на китайском языке, а затем оценить ощущения «детей» и «родителей» с точки зрения построения процесса общения, сотрудничества, осознания целей такого обучения и сделать определенные выводы: очень часто для детей, а тем более для детей с тяжелыми нарушениями речи, в силу обедненности их представлений об окружающем, снижении уровня развития познавательных процессов, простые, очевидные вещи являются своеобразной «китайской грамотой», и для достижения определенного результата необходимы многократные повторения, дополнительная опора на алгоритмы, схемы. Так для облегчения воспроизведения содержания сказки детям предлагаются варианты алгоритмов сюжетных картинок, помогающих составлению рассказа, для закрепления правильного произношения звуков детям предлагается опора на схему правильной артикуляции звука и т. д.

Модель «сотрудничества взрослый - ребенок», как оптимальная форма воспитания ребенка с нарушениями в развитии речи, предполагает позитивный диалог, одобрение, поддержку инициативы ребенка, оказание необходимой и достаточной помощи в преодолении имеющихся проблем, понимание потребностей и возможностей ребенка.

Напротив, изоляция ребенка, дефицит эмоциональных контактов может усугубить задержку в развитии речи и привести к изменению личности в целом.

Речь не развивается вне общения, особенно вне речевого общения. Эмоционально насыщенная речь (интонации, паузы, речь, сопровождаемая мимикой, движениями головы, рук и т. д.) доступнее пониманию ребенка, способствует более полноценному развитию малыша. Ребенок заражается речевой и эмоциональной активностью взрослого, стремится подражать ему [3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В семье для ребенка с нарушениями речи необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Однако стоит помнить, что из-за недостаточности словарного запаса, ограниченного владения грамматическими категориями дошкольники с тяжелыми нарушениями речи испытывают большие трудности в общении, форма общения у них примитивна. Они не умеют общаться, не могут наладить контакт, не умеют понять и выслушать другого ребенка или взрослого.

Очень важно при этом выработать у ребенка желание общаться и говорить. Родителям при общении с ребенком необходимо ориентироваться не на его речевое развитие, а на его интеллектуальные способности, необходимо учитывать возраст ребенка независимо от того, в каком состоянии у него находится речь.

Предметно-пространственная развивающая среда

Семьи живут в различных условиях и поэтому имеют различные возможности для организации коррекционно-развивающей среды дома. Хорошо, если есть отдельная детская. А если нет? Как же создать в семье такую обстановку, которая обеспечивала бы оптимальную компенсацию всех направлений речевого развития ребенка?

Прежде всего, родители должны четко представлять основные направления коррекционной работы специалистов по развитию речи:

• развитие целенаправленного речевого дыхания;

• развитие общей и мелкой моторики, координации движений;

• формирование и развитие артикуляционной моторики, мимических движений;

• совершенствование фонематического слуха и восприятия;

• совершенствование слоговой структуры слов;

• развитие правильного звукопроизношения;

• развитие словарного запаса;

• формирование грамматического строя речи;

• формирование связного высказывания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Очень важными в коррекционной работе с детьми с речевым недоразвитием являются систематизация и непрерывность, постоянное закрепление знаний и умений, полученных на занятиях в детском саду. И в этом случае родители - не сторонние наблюдатели, а активные помощники в коррекционном процессе.

Родителям необходимо знать, что детский мозг обладает очень большой пластичностью, гибкостью и имеет выраженную тенденцию к развитию. В силу этого многие его повреждения могут почти бесследно сглаживаться, не оставляя после себя заметных следов. Огромная и ничем не заменимая роль в такой компенсации принадлежит благоприятным социально-бытовым условиям, в которых растёт и развивается ребёнок [6]. Если же эти условия оставляют желать лучшего, то на компенсацию рассчитывать не приходится, скорее наоборот — уже имеющиеся отклонения в развитии можно усугубить. Таким образом, если не всё благополучно обстояло с протеканием беременности, родов или самого раннего периода развития ребёнка, то нужно, не впадая в панику, приложить все усилия к тому, чтобы обеспечить, возможно, более благоприятные социально-бытовые условия для дальнейшего развития ребёнка. Не менее важное значение имеет и своевременное принятие лечебно-профилактических мер, рекомендуемых по линии детской консультации при поликлинике. В настоящее время существует много медикаментозных средств, способствующих более быстрому созреванию определённых мозговых структур и нормализации имеющихся в них патологических процессов. В подавляющем большинстве случаев все это вместе взятое позволяет полностью преодолеть или значительно смягчить негативное влияние имевшихся вредностей на весь ход дальнейшего развития ребёнка.

Список литературы

1. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с

недостатками речи. М., 2009.

2. Вакуленко Л.С. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи. СПб.,

2011.

3. Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит? Что делать? М.: ГНОМ и

Д., 2001.

4. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. М.: Просвещение, 1998.

55

5. Ляксо Е.Е. Развитие речи малыша. М., 2000.

6. Парамонова Л. Логопедия для всех. Питер, 2009.

7. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

8. Попова Л.Н., Гонтаревская М.Н., Киселева М.О. Детско-родительский клуб «Веселая семейка». Практические материалы. М., 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Правдина О.В. Логопедия. М.: Просвещение, 1973.

10.Хватцев М.Е. Логопедия. М.: Учпедгиз, 1959.

ИГРА - ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЕМ В РАЗВИТИИ Самарская Т.А.

Самарская Татьяна Александровна - воспитатель, Государственное казенное учреждение Центр содействия семейному воспитанию «Кунцевский», г. Москва

Аннотация: мы никогда не задумывались, какое значение в жизни детей имеет игра, в которую дети играют с самого раннего возраста. Песочница, куклы, мячи, шары сопровождают детей с отклонением в развитии на протяжении всей жизни. Это самый лучший путь к психической устойчивости, к избавлению от страхов и к умению общаться с другими детьми и взрослыми.

Ключевые слова: игра, развитие, дети с отклонениями в развитии, помощь, обучение, игровая терапия, игровая деятельность, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, дидактические игры.

М. Горький писал: «Ребёнок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой».

Для детей с отклонением в развитии игра является методом лечения, при котором дети развивают свои способности, учатся преодолевать конфликты и неурядицы.

Детские игры один из методов работы с детьми с ограниченными возможностями, игры помогают детям научиться правильно, строить диалог, кроме того, с помощью игр можно влиять на психику ребенка, снизить его агрессивность или гиперактивность.

Игротерапия - это самый лучший путь к психической устойчивости. В основе различных методик, определяемых этим понятием, лежит признание игры важным фактором развития личности. Игротерапия выполняет три функции -диагностическую, терапевтическую и обучающую, которые связаны между собой. Игротерапия также применяется с целью устранения социальной и психической дезадаптации, эмоциональных и личностных нарушений [2, с. 56].

Младший школьный возраст представляет собой большие возможности для воспитания положительных качеств характера. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель в их глазах, — на все это необходимо опираться в воспитательной работе и в обучении [4, с. 264].

Согласно Л.С. Выготскому (1966), игра - источник развития личности и создает зону ближайшего развития: «по существу через игровую деятельность и движется ребенок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т. е. определяющей развитие ребенка» [3, с. 75].

У детей с отклонением в развитии игра развивается крайне медленно и без специальной помощи педагогов она ограничивается простейшими однообразными манипуляциями с игрушками и не имеет игрового содержания. Игровую деятельность