Научная статья на тему 'Анализ опыта реализации тренировочных планов хоккеистов с нарушением слуха'

Анализ опыта реализации тренировочных планов хоккеистов с нарушением слуха Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
64
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОККЕИСТЫ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА / ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ / АНАЛИЗ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ПЛАНОВ / HOCKEY PLAYERS WITH A HEARING DISORDER / STAGE OF INITIAL SPECIALIZATION / THE ANALYSIS OF EDUCATIONAL AND TRAINING PLANS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Цветков Сергей Владимирович

Проведен анализ учебно-тренировочных планов подготовки хоккеистов с нарушением слуха на начальном этапе специализации. Предложена структура нагрузки по мезоциклам в соответствии с особенностями функционального состояния организма спортсменов в зависимости от времени года. Представлены результаты анкетного опрос тренеров, работающих с хоккеистами с нарушением слуха, позволяющие определить эффективность реализации планов тренировки на практике в спортивной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Цветков Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF EXPERIENCE OF IMPLEMENTATION OF TRAINING PLANS OF HOCKEY PLA YERS THE C HEARING DISORDER

The analysis of the training plans for the preparation of hockey players with hearing impairment at the initial stage of specialization. The structure of the load on the mesocycles was proposed in accordance with the features of the functional state of the body of athletes, depending on the time of year. The results of the questionnaire survey of coaches working with hockey players with hearing impairment are presented, which allow to determine the effectiveness of the implementation of training plans in practice in a sports school.

Текст научной работы на тему «Анализ опыта реализации тренировочных планов хоккеистов с нарушением слуха»

УДК 796.355: 796.012.2:616.28

АНАЛИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ПЛАНОВ ХОККЕИСТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

С.В. Цветков

Проведен анализ учебно-тренировочных планов подготовки хоккеистов с нарушением слуха на начальном этапе специализации. Предложена структура нагрузки по мезоциклам в соответствии с особенностями функционального состояния организма спортсменов в зависимости от времени года. Представлены результаты анкетного опрос тренеров, работающих с хоккеистами с нарушением слуха, позволяющие определить эффективность реализации планов тренировки на практике в спортивной школе.

Ключевые слова: хоккеисты с нарушением слуха, этап начальной специализации, анализ учебно-тренировочных планов.

На современном этапе развития адаптивного спорта наблюдается тенденция к повышению уровню физической подготовленности и функционального состояния спортсменов с ограниченными физическими возможностями (ОФВ). Показывать высокие спортивные результаты и при этом грамотно развивать адаптационно-компенсаторные реакции их организма к физическим нагрузкам являются главными задачами, стоящими перед тренерами. Для их решения, прежде всего, необходимо качественное учебно-методическое обеспечение [1, 2].

Для грамотного построения тренировочного процесса хоккеистов с нарушением слуха основополагающим является качественный анализ содержания имеющегося программного материала по физической подготовке лиц данной нозологической группы, поскольку в основном тренировочный процесс построен аналогично тренировочному процессу здоровых хоккеистов, что не совсем верно в силу их функциональных особенностей.

C целью проведения анализа тренировочных планов и их реализации у хоккеистов с нарушением слуха нами были проанализированы планы подготовки тренировочных групп первого и второго годов обучения МБУ «Спортивной школы № 3 имени М.М. Азаматова» городского округа г. Уфа Республики Башкортостан [3].

Так, в соответствии с программой спортивной школы основными задачами при построении физической подготовки хоккеистов с нарушением слуха на этапе начальной специализации являются: повышение физической подготовленности и физической работоспособности; обучение и совершенствование технических действий; укрепление здоровья и гармоничное развитие личности спортсмена с нарушением слуха. Тщательное планирование тренировочной работы в

соответствии с установленными нормативными требованиями способствуют успешному решения поставленных задач.

Анализ тренировочных планов показал, что план хоккеистов с нарушением слуха в годичном макроцикле включает в себя 52 недели (46 недель в рамках занятий в спортивной школе и 6 недель в спортивно-оздоровительных лагерях).

В таблице переставлено процентное распределение нагрузки в тренировочных группах 1-го и 2-го годов обучения в годичном цикле.

Учебный план подготовки хоккеистов с нарушением слуха в МБУ «СШ № 3 им. М.М. Азаматова» г. Уфы в тренировочных группах первого и второго годов обучения, %

№ п/п Разделы Тренировочные группы

1-й год 2-й год

1 Теоретическая подготовка 2,88 1,92

2 Физическая подготовка, из них: 50,02 50,0

ОФП 22,14 20,0

СФП 27,88 30,0

3 Технико-тактическая подготовка 39,42 36,92

4 Контрольно-переводные экзамены 1,44 1,16

5 Психологическая подготовка 0,96 1,92

6 Соревновательная нагрузка 3,36 5,0

7 Восстановительные мероприятия 1,92 3,08

Всего 100 100

Как видно из таблицы, самый большой объем нагрузки приходится на физическую подготовку. Ее преобладание над другими видами является закономерным фактом и объясняется особенностями данного контингента занимающихся и самим этапом подготовки. Как отмечалось ранее, именно высокий уровень физической подготовленности на начальных этапах подготовки является основой для формирования двигательных умений и навыков, что, в свою очередь, обеспечивает рост всех остальных видов подготовленности (технической, тактической) и спортивного мастерства в целом.

Из анализа планов спортивной подготовки на этапе начальной специализации видно, что значительно преобладает доля технико -тактической подготовки. В тренировочной группе первого года обучения на нее приходится 39,42 %, второго - 36,92 % от всего объема нагрузки. Это связано с тем, что хоккей является видом спорта, где преобладают технико-тактические действия, но качественная технико-тактическая подготовка невозможна без высокого уровня физической подготовленности. Этим, по-видимому, объясняется преимущество долей физической и технико-тактической подготовки на данном этапе [4, 5].

Рассматривая соотношение долей общей и специальной физической подготовки по мезоциклам относительно общего количества часов годового тренировочного процесса хоккеистов с нарушением слуха групп начальной специализации, большой объем нагрузки приходится на июнь и август, с сентября по март, помимо общий физической подготовки, присутствует и специальная. Время, отводимое на технико-тактический вид подготовки, в основном превалирует в соревновательном периоде (сентябрь-апрель). Поскольку рассматриваемый контингент спортсменов имеет зависимость от времени года, мы посчитали необходимым соотнести план-график распределения нагрузки по мезоциклам с данными Л.В. Шапковой (2005), которая указывает на то, что у лиц с нарушением слуха в конце третьего и начале четвёртого кварталов наблюдается большая физическая работоспособность, что способствует успешному воспитанию физических качеств и обучению новым двигательным актам. Однако восстановление организма после работы на выносливость происходит медленно. Период с декабря по февраль является благоприятным для отработки техники движений и совершенствования физических качеств, наблюдается стабилизация физической работо-способности. Далее во втором квартале, ориентировочно до середины апреля, наблюдается ухудшение самочувствия, что влечет за собой снижение двигательной активности. Окончание весеннего и весь летний период, по мнению Л.В. Шапковой, считаются самыми благоприятными для совершенствования физических качеств [6].

Проанализировав учебную нагрузку по мезоциклам у хоккеистов с нарушением слухового анализатора на этапе начальной специализации выявлено, что основной объем от запланированных часов распределен на физическую нагрузку в соотношении: общая физическая подготовка (ОФП) - 50,00 % и специальная физическая подготовка (СФП) - 39,66 %. Они приходятся на подготовительный и переходный периоды (май, июль, август). Основной объем технико-тактической подготовки из всех запланированных на нее - 73,17 % приходится на соревновательный период (сентябрь-апрель). Из вышесказанного следует, что в целом планируемая нагрузка согласуется с данными научно-методической литературы и, как видно из представленного анализа, приходится на благоприятные периоды работоспособности лиц с нарушением слуха.

В анализируемых планах, на наш взгляд, недостатком является то, что доля психологической подготовки хоккеистов с рассматриваемой патологией очень мала и составляет всего 0,96 и 1,92 % соответственно от общего количества часов. Необходимо отметить, что целью психологической подготовки является не только формирование у спортсменов психологической готовности к соревнованиям различного уровня и устойчивости к различного рода стресс-факторов, но и

совершенствование психических процессов, состояний, которые способствуют овладению техникой и тактикой игры. К ним можно отнести мышечное чувство, позволяющее осуществлять контроль различных параметров движения (время, ритм, темп, дистанция), быстроту и точность выполнения простых и сложных двигательных реакций. По-видимому, в данном случае оптимизировать процесс психологической подготовки и повысить эффективность процесса физической подготовки слабослышащих спортсменов возможно за счет применения средств и методов психологического воздействия во время выполнения самих физических упражнений.

К выявленным недостаткам следует также отнести небольшое количество часов, отводимых на восстановительные мероприятия. На наш взгляд, такой объем восстановительных мероприятий не обеспечивает должного уровня восстановления юных хоккеистов с нарушением слуха с учетом их быстрой утомляемости.

Таким образом, учебный план по уровню запланированной нагрузки согласуется с данными научно-методической литературы и соответствует периодам с хорошей работоспособностью лиц с нарушением слуха. Однако, по нашему мнению, в учебном плане следует увеличить количество часов, отводимых на восстановительные мероприятия в соревновательном периоде. Также в этот период необходимо выделить часы на медико-биологический контроль, поскольку с его помощью можно не только варьировать тренировочную нагрузку, но и отслеживать степень выраженности и динамику адаптационных процессов в зависимости от состояния хоккеистов на данный момент времени и подбирать необходимые средства восстановления.

Кроме анализа учебных планов, нами была разработана анкета, анализ ответов которой позволил нам проследить, насколько тренеры придерживаются утвержденного учебного плана при работе с лицами, имеющими нарушения слуха. В анкетирование приняли участие 14 тренеров, чья практическая деятельность связана с хоккеистами, имеющими нарушение слуха. В результате анкетирования были получены следующие данные. Так, все респонденты имеют высшее тренерское образование, у 42,85 % тренеров стаж работы со спортсменами, имеющими нарушение слуха, более 2-х лет. У всех тренеров в спортивной школе, в которой они работают, имеется план по спортивной подготовке спортсменов с нарушением слуха. Также все отметили, что при работе с данным контингентом у них возникают трудности, которые, чаще всего, связаны с эмоциональной нестабильностью занимающихся, спецификой заболевания и отсутствием соответствующих методических рекомендаций по физической подготовке; 71,42 % респондентов считают, что информации по методикам физической подготовки слабослышащих

спортсменов недостаточно, а имеющиеся методики основаны на подготовке здоровых хоккеистов. Также всего лишь 28,57 % тренеров практикуют индивидуальную работу со спортсменами, 64,28 % знакомят своих спортсменов с планами спортивной подготовки, 78,57 % осуществляют индивидуальное планирование, 64,28 % считают имеющееся соотношение общей и специальной физической подготовки адекватным поставленным задачам. Стоит отметить, что 42,85 % опрошенных считают, что имеющееся в планах соотношение ОФП и СФП не соответствует возрасту и специфике заболевания. В большей степени данное соотношение подходит здоровым спортсменам; 71,42 % тренеров отметили, что не придерживаются полностью имеющихся планов физической подготовки в недельном микроцикле, 57,14 % ответили, что вносят свои коррективы в планы в мезоцикле. Кроме того, 64,28 % респондентов не устраивают имеющиеся средства и методы физической подготовки. В ответе на вопрос о причинах корректировки планов физической подготовки 78,57 % тренеров ответили, что изменения в планах зависят от состояния здоровья хоккеистов, у 71,42 % тренеров это зависит и от уровня подготовленности спортсменов; 100 % респондентов ответили, что развитие компенсаторных возможностей спортсменов тренеры не осуществляют.

Результаты анкетирования тренеров по хоккею, работающих со спортсменами с нарушением слуха, позволили сделать выводы о том, что тренеры вносят свои изменения в существующие планы спортивной подготовки. Определено, что эти коррективы связаны с особенностями функционального состояния спортсменов, состоянием их здоровья, а также уровнем их подготовленности. Кроме того, в результате анкетирования установлено, что развитию компенсаторных возможностей организма слабослышащих хоккеистов тренеры не уделяют время.

Таким образом, анализ опыта реализации учебных планов на этапе начальной специализации у хоккеистов с нарушением слуха позволил определить, что из всех видов подготовки в системе спортивной тренировки - физическая подготовка является основополагающей. Выстраивать процесс физической подготовки у данного контингента следует с учетом физиологических и психологических особенностей, при этом уделяя большое значение адаптационным перестройкам организма спортсмена с нарушением слуха под действием физических нагрузок. Для успешной работы тренерам с данным контингентом необходима разработка специальной научно-методической литературы, в которой процесс физической подготовки лиц с ограниченными возможностями будет рассматриваться с учетом их психофизиологических и функциональных особенностей.

Список литературы

1. Горулев П.С. Функциональные особенности и координационные способности спортсменов с ограниченными физическими возможностями: монография. М.: Издат. дом «Академии Естествознания», 2018. 158 с.

2. Румянцева Э.Р. Воспитание координационных способностей хоккеистов с нарушением слуха в группах начальной специализации // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2017. № 4. С. 187-192.

3. Образовательная программа по виду спорта спорт глухих (хоккей) МБУ СШОР № 3 им. М.М. Азаматова ГО г. Уфа РБ. [Электронный ресурс]. URL: http://school-azamatov.rn/ (дата обращения: 11.02.2019).

4. Ишмуратов Р.Г. Теория, методика, практика хоккея. М: Издат. дом «МедияЛайн», 2016. 388 с.

5. Савин В.П. Теория и методика хоккея. М.: Академия, 2003. 400 с.

6. Шапкова JI.B. Частные методики адаптивной физической культуры. М.: Советский спорт, 2005. 464 с.

Цветков Сергей Владимирович, аспирант, kny. 87@mail. ru, Россия, Уфа, Башкирский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета физической культуры

ANALYSIS OF EXPERIENCE OF IMPLEMENTATION OF TRAINING PLANS OF HOCKEY PLA YERS THE C HEARING DISORDER

S.V. Tsvetkov

The analysis of the training plans for the preparation of hockey players with hearing impairment at the initial stage of specialization. The structure of the load on the mesocycles was proposed in accordance with the features of the functional state of the body of athletes, depending on the time of year. The results of the questionnaire survey of coaches working with hockey players with hearing impairment are presented, which allow to determine the effectiveness of the implementation of training plans in practice in a sports school.

Key words: hockey players with a hearing disorder, a stage of initial specialization, the analysis of educational and training plans.

Tsvetkov Sergey Vladimirovich, graduate student, kny. 87@mail. ru, Russia, Ufa, Bashkir Institute of Physical Culture (branch) of the Ural State University of Physical Culture

Reference

1. Gorulev P.S. Funkcional'nye osobennosti i koordinacionnye sposobnosti sportsmenov s ogranichennymi fizicheskimi vozmozhnostyami: monografiya. M.: Izdat. dom «Akademii Estestvoznaniya», 2018. 158 s.

2. Rumyanceva E.R. Vospitanie koordinacionnyh sposobnostej hokkeistov s narusheniem sluha v gruppah nachal'noj specializacii // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. 2017. № 4. S. 187-192.

3. Obrazovatel'naya programma po vidu sporta sport gluhih (hokkej) MBU SShOR № 3 im. M.M. Azamatova GO g. Ufa RB. [Elektronnyj resurs]. URL: http://school-azamatov.ru/ (data obrashcheniya: 11.02.2019).

4. Ishmuratov R.G. Teoriya, metodika, praktika hokkeya. M: Izdat. dom «MediyaLajn», 2016. 388 s.

5. Savin V.P. Teoriya i metodika hokkeya. M.: Akademiya, 2003. 400 c.

6. Shapkova JI.B. Chastnye metodiki adaptivnoj fizicheskoj kul'tury. M.: Sovetskij sport, 2005. 464 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.