Научная статья на тему 'Воспитание координационных способностей хоккеистов с нарушением слуха в группах начальной специализации'

Воспитание координационных способностей хоккеистов с нарушением слуха в группах начальной специализации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
450
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ХОККЕЙ С ШАЙБОЙ / СПОРТСМЕНЫ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА / СТАБИЛОГРАФИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / COORDINATION ABILITIES / HOCKEY WITH A WASHER / ATHLETES OF C A HEARING DISORDER / A STABILOGRAFICHESKY COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Румянцева Эльвира Римовна, Овчинников Алексей Владимирович, Токмакова Наталья Юрьевна

Представлена методика, направленная на развитие координационных способностей хоккеистов с нарушением слуха в группах начальной специализации. Основу методики составляют упражнения на компьютерном стабилографическом комплексе «Стабилан-01», которые проводятся на общеподготовительном этапе спортивной тренировки, индивидуально с каждым хоккеистом. Эффективность методики оценивается при помощи теста «Эвольвента» и стабилографического комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Румянцева Эльвира Римовна, Овчинников Алексей Владимирович, Токмакова Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF COORDINATION ABILITIES OF HOCKEY PLAYERS THE C HEARING DISORDER IN GROUPS OF INITIAL SPECIALIZA TION

The technique aimed at the development of coordination abilities of hockey players of c by a hearing disorder in groups of initial specialization a technique Basis is presented in article, make exercises on the computer stabilografichesky Stabilan-01 complex which are carried out at a general and preparatory stage of a sports training, individually with each hockey player. The efficiency of a technique is estimated by means of the Evolvent test and stabilografichesky.

Текст научной работы на тему «Воспитание координационных способностей хоккеистов с нарушением слуха в группах начальной специализации»

УДК 796.355:616.28

ВОСПИТАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

ХОККЕИСТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Э.Р. Румянцева, А.В. Овчинников, Н.Ю. Токмакова

Представлена методика, направленная на развитие координационных способностей хоккеистов с нарушением слуха в группах начальной специализации. Основу методики составляют упражнения на компьютерном стабилографическом комплексе «Стабилан-01», которые проводятся на общеподготовительном этапе спортивной тренировки, индивидуально с каждым хоккеистом. Эффективность методики оценивается при помощи теста «Эвольвента» и стабилографического комплекса.

Ключевые слова: координационные способности, хоккей с шайбой, спортсмены с нарушением слуха, стабилографический комплекс.

На сегодняшний день в Российской Федерации наиболее многочисленной группой лиц с отклонениями в состоянии здоровья, вовлеченной в сферу адаптивной физической культуры, являются лица с нарушением слуха. В нашей стране для них активно развивается 25 видов спорта, по которым ежегодно проводятся чемпионаты, первенства и кубки России. Особой популярностью пользуется хоккей c шайбой, который привлекает своей динамичностью и зрелищностью. Игра складывается из хаотичных чередований сложных технико-тактических действий в атаке и обороне и кратковременных пауз. Для того чтобы спортивная деятельность была успешной, от игроков требуется высокая вариативность технических действий [1, 4].

Многие исследователи теории и методики спорта считают, что развитие координационных способностей является основой высокого технического мастерства и одной из важнейших частей тренировочного процесса хоккеистов [3, 6, 7]. Наиболее важными координационными способностями считаются: сохранение равновесия, ориентировка в пространстве, мышечное чувство. Все они обеспечиваются механизмами сенсорного различения, дифференцировки движений (пространственной, временной и динамической) в отделах зрительной, вестибулярной и проприоцептивной чувствительности [2].

Однако у лиц c поражением слухового анализатора наблюдаются различные нарушения, которые могут затруднять восприятия сенсорных стимулов, их передачу в центральную нервную систему, а также перерабатывать поступившую информацию. По мнению B.C. Фарфеля, (1975), А.С. Солодкова (2005), именно эти нарушения ведут к рассогласованию различных функций организма и, в первую очередь,

между функциями двигательного аппарата и деятельностью других систем, обеспечивающих работу мышц, что затрудняет освоение сложно-координационных двигательных действий, а следовательно, и координационных способностей.

Таким образом, в физической подготовленности хоккеистов с нарушением слухового анализатора самым слабым звеном являются координационные способности.

Анализ программ спортивной подготовки лиц с нарушением слуха показал, что в них не раскрывается особенность работы, направленной на развитие и коррекцию координационных способностей хоккеистов. В учебной программе приводятся лишь рекомендуемые средства и методы для их развития и не отображены особенности построения методик координационной подготовки с учетом функционального состояния спортсменов.

В связи с этим мы посчитали необходимым разработать методику, которая будет направлена на развитие координационных способностей хоккеистов с нарушением слуха.

В качестве основного средства был выбран компьютерный стабилоанализатор с биологической обратной связью «Стабилан-01», который использовался как тренажер, направленный на развитие непроизвольных и произвольных физиологических процессов, регулирующих двигательные акты, и как прибор, позволяющий проводить диагностические замеры с целью контроля качества обучения упражнениям, связанным со сложными координационными навыками.

Исследования проводились на базе Уфимского дворца спорта.

В формирующем педагогическом эксперименте приняли участие 25 юношей, занимающиеся в группах начальной специализации 1-го и 2-го годов обучения и включенные нами в контрольную (13 спортсменов) и экспериментальную (12 спортсменов) группы.

На основе данных научно-методической литературы и собственных результатов исследования была разработана методика, направленная на развитие координационных способной хоккеистов с нарушением слуха в группах начальной специализации.

Курс тренировочных занятий на «Стабилане-01» проводился на общеподготовительном этапе с каждым спортсменов индивидуально. Основной упор приходился на 3-ю и 4-ю недели общеподготовительного мезоцикла. Третий микроцикл включал в себя 5 занятий на компьютерном стабилографическом комплексе продолжительностью 30-60 мин в день. Такая плотность занятий была необходима для формирования в коре больших полушарий мозга доминантны двигательных действий и обогащения проводящих путей центральной нервной системы целенаправленными импульсами на развитие различных видов сенсомоторной координации [5]. На 4-м микроцикле количество занятий

уменьшалось до 3 раз в неделю продолжительностью по 30 мин. Основной целью этих занятий было связать воедино выработанные формы двигательных действий, научить переключаться от одних требований к другим в соответствии с меняющимися условиями. Далее, на специально-подготовительном этапе тренировки занятия на стабилоанализаторе проходили не более 2 раз в неделю для поддержания сформировавшегося координационного базиса.

В процессе курса занятий использовались стабилографические тренажеры, которые были направлены на поддержание и сохранение равновесия тела с большой точностью при произвольном перемещении центра давления (ЦД) с максимальной амплитудой в условиях повышенной концентрации внимания.

Занятия строились по классической схеме: с использованием подготовительной, основной и заключительной частей. Обязательным компонентом в подготовительной части было применение общеподготовительных упражнений с элементами основных двигательных действий, выполняемых на «Стабилане-01» и глазодвигательной гимнастики для предотвращения неприятных ощущений при слежении за перемещающимися маркерами на мониторе во время выполнения упражнений. В основной части выполнялись упражнения на стабилографических тренажерах в соответствии с задачами, определенными для каждого занятия индивидуально. В заключительной части применялась психомышечная релаксация, позволяющая уменьшить реакцию организма на предъявленную нагрузку.

В качестве диагностических тестов были выбраны тесты «Эвольвента» и стабилографический. Проба «Эвольвента» использовалась для оценки возможности хоккеистов с нарушением слуха принимать двигательные решения при внешнем управлении и для оценки ритмичности двигательных действий. Для этого предлагались задания на точность воспроизведения предлагаемых движений в определенном ритме. В процессе тестирования спортсмен должен был двигаться по траектории, представляющей собой кривую, раскручивающуюся из центра до определенной амплитуды, при этом было необходимо удерживать маркер в ее пределах. Стабилографический тест позволял оценить выраженность позных нарушений хоккеиста с нарушением слуха при поддержании вертикального положения тела.

Анализ данных полученных в пробе «Эвольвента» показал, что более высокое качество следящего движения и способность хоккеистов принимать двигательные решения в условиях предоставления внешнего зрительного управляющего сигнала достоверно выше у спортсменов, в тренировочный процесс которых были включены занятия с использованием компьютерного стабилографического комплекса. Об этом свидетельствуют выявленные различия в точности воспроизведения двигательных действий в

соответствии с ритмами, задаваемыми стимулами между спортсменами контрольной и экспериментальной групп (таблица). Так, у хоккеистов из экспериментальной группы наблюдалось меньшее по величине отклонение от кривой (то есть ошибок), допущенное как во фронтальной MidErrX, так и в сагиттальной MidErrY плоскостях (р<0,05).

Сравнительная характеристика исследуемых показателей в контрольной и экспериментальной группах (Х±б)

Показатели Контрольная группа Экспериментальная группа

I II I II

MidErrX, мм 10,5±0,6 9,3±0,4* 10,3±0,7 5,6±0,3*

MidErrY, мм 9,8±0,4 8,1±0,3* 9,9±0,3 4,6±0,2*

L, мм 156,2±20,6 105,6±10,5* 158,1±19,8 76,3±8,9*

R, мм 15,6±5,6 12,3±2,3* 16,1±4,8 7,4±1,2*

V,мм/с 36,1±3,4 30,1±1,8* 35,6±3,2 18,2±1,1*

Примечания: * - р<0,05 - достоверность различий между спортсменами контрольной и

экспериментальной групп; I - фоновый замер; II - замер в конце общеподготовительного этапа; MidErrX - средняя ошибка во фронтальной плоскости; MidErrY - средняя ошибка в сагитальной; L - длина кривой статокинезиограммы; Я - средний разброс; V - средняя скорость перемещения центра давления.

Из таблицы видно, что в экспериментальной группе после проведения занятий на «Стабилане-01» наблюдается снижение суммарной ошибки как во фронтальной, так и сагиттальной плоскостях, что позволяет сделать вывод о том, что в процессе тренировочных занятий хоккеисты обучаются выполнять необходимое напряжение и расслабление мышц для обеспечения нужных значений скорости и амплитуды движения, поддержания ритма, что выражается в точности двигательных действий.

Из большого количества показателей стабилографического теста мы выбрали показатель длины статокинезиограммы и средний разброс, которые позволяют оценить устойчивость тела человека в вертикальном положении, а также среднюю скорость перемещения центра давления (ЦД).

В начале педагогического эксперимента скорость ЦД была большой, что указывает на преобладание процессов поддержания вертикальной позы, связанных с нарушением слухового анализатора и вестибулярного аппарата. К концу общеподготовительного этапа мы наблюдаем уменьшение показателя на 57 %, что позволило судить об уменьшении напряжения при поддержании вертикальной позы. Чтобы лучше оценить движение хоккеистов, показатели «длина статокинезиограммы» и «средний разброс» рассмотрели в совокупности. Поскольку если два этих показателя имеют тенденцию к увеличению, то устойчивость человека при поддержании вертикального положения уменьшается, если растет только разброс, то наблюдается замедление колебаний тела, но их амплитуда будет

увеличиваться. В том случае если уменьшается разброс, а длина статокинезиограммы увеличивается, то уменьшается амплитуда, а колебания учащаются. Также из таблицы видно, что мы наблюдали тенденцию к уменьшению этих показателей, что указывает на улучшение качества функции равновесия и увеличении устойчивости.

Таким образом, применение компьютерного стабилоанализатора «Стабилан-01» в учебно-тренировочном процессе хоккеистов с нарушением слуха на общеподготовительном этапе способствует целенаправленному развитию координационных способностей: ритмичности, дифференцировки мышечных усилий, равновесию.

Список литературы

1. Абзалов Р.Р. Особенности скоростной выносливости, умственной деятельности и сократительной способности сердца спортсменов // Теория и практика физ. культуры. 2016. № 6. С. 42-44.

2. Болобан В. Сенсомоторная координация как основа технической подготовки // Наука в Олимпийском спорте. 2006. № 2. С. 96-102.

3. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. М.: ТВТ Дивизион, 2006. 290 с.

4. Овечкин А.М. Влияние координационных способностей на технико-тактическую подготовленность высококвалифицированных хоккеистов // Известия ЮФУ. Технические науки. 2009. № 9. С. 203-206.

5. Попова Т.В., Максутова Г.И. Современные представления психофизиологии о биоэлектрической активности мозга при различных психоэмоциональных состояний у детей и взрослых // Вестн. психофизиологии. 2015. № 3. С. 36-41.

6. Hirtz P. Zum Techning training in den Sportspielen-Fahigkeits, Schema - oder Wahrnehmungs orientiert? // Science in Sports Team Games. Ed.J. Bergier. Instytut Wych. Fiz. I Sportu. Biala Podlaska. 1995. Р. 474-485.

7. Neumaier A., Mechling H. Allgemeines oder Sportarts pezifisches. Koordinations training? // Leistungs sport. 1995. №5. Р. 14-18.

Румянцева Эльвира Римовна, д-р биол. наук, проф., зам. директора, rumelvayandex.ru, Россия, Уфа, Башкирский институт физической культуры, филиал Уральского государственного университета физической культуры,

Овчинников Алексей Владимирович, аспирант, [email protected], Россия, Уфа, Башкирский институт физической культуры, филиал Уральского государственного университета физической культуры,

Токмакова Наталья Юрьевна, канд. биол. наук, доц., [email protected], Россия, Уфа, Башкирский институт физической культуры, филиал Уральского государственного университета физической культуры

EDUCATION OF COORDINATION ABILITIES OF HOCKEY PLAYERS THE C HEARING DISORDER IN GROUPS OF INITIAL SPECIALIZA TION

E.R Rumyantseva, A. V. Ovchnnikov, N. Yu. Tokmakova

The technique aimed at the development of coordination abilities of hockey players of c by a hearing disorder in groups of initial specialization a technique Basis is presented in article, make exercises on the computer stabilografichesky Stabilan-01 complex which are carried out at a general and preparatory stage of a sports training, individually with each hockey player. The efficiency of a technique is estimated by means of the Evolvent test and stabilografichesky.

Key words: coordination abilities, hockey with a washer, athletes of c a hearing disorder, a stabilografichesky complex.

Rumyantseva Elvira Rimovna, doctor of biological sciences, professor, deputy director, rumelv'a yandex. ru, Russia, Ufa, Bashkir Institute of Physical Culture, branch of the Ural State University of Physical Culture,

Ovchinnikov Alexey Vladimirovich, postgraduate, [email protected], Russia, Ufa, Bashkir Institute of Physical Culture, branch of the Ural State University of Physical Culture,

Tokmakova Natalya Yurevna, candidate of biological, associate professor, kny. 87@mail. ru, Russia, Ufa, Bashkir Institute of Physical Culture, branch of the Ural State University of Physical Culture

УДК 796.85

ВЛИЯНИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЕДИНОБОРСТВАХ

В.Л. Скитневский, И.Ю. Бурханова, А.С. Шахина

Рассмотрена взаимосвязь типологических особенностей нервной системы и индивидуального стиля ведения боя в единоборствах. Выявлено, что типологические особенности не оказывают определенного влияния на индивидуальный стиль соревновательной деятельности, что может быть нивелировано соответствующими средствами технико-тактической подготовки. Особого внимания данный параметр требует при начальном обучении технико-тактическим действиям в группах начальной подготовки.

Ключевые слова: единоборства, типологические особенности, тактика ведения боя, стиль соревновательной деятельности.

Анализ специальной литературы по единоборствам позволил нам рассмотреть основные, наиболее часто встречающиеся разновидности тактики ведения боя и примеры тактических действий против соперников различных манер ведения боя [2, 3]. В ходе боя, под влиянием обстановки и из-за необходимости противодействовать противнику, кикбоксер часто изменяет привычную ему манеру ведения боя и тактику. Он находит новые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.