Научная статья на тему 'Анализ опыта отдельных государств–участников СНГ в сфере регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства с использованием реестровой модели оказания государственных услуг'

Анализ опыта отдельных государств–участников СНГ в сфере регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства с использованием реестровой модели оказания государственных услуг Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
82
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
миграция / государственные услуги / учет / регистрация / место жительства / место пребывания / реестровая модель / цифровизация / государственное управление / migration / public services / accounting / registration / place of residence / place of stay / registry model / digitalization / public administration

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карим Кадырович Гасанов

В статье представлен анализ зарубежного опыты ряда стран-участниц СНГ в сфере регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства с использованием реестровой модели оказания государственных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the experience of individual CIS member states in the field of registration of citizens at the place of stay and at the place of residence using the registry model of public services

The article presents an analysis of the foreign experiences of a number of CIS countries in the field of registration at the place of stay and at the place of residence using the registry model for the provision of public services.

Текст научной работы на тему «Анализ опыта отдельных государств–участников СНГ в сфере регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства с использованием реестровой модели оказания государственных услуг»

Научная статья УДК 342.9

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-59-64 NIION: 2015-0066-5/21-076 MOSURED: 77/27-011-2021-05-275

Анализ опыта отдельных государств-участников СНГ в сфере регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства с использованием реестровой модели оказания государственных услуг

Карим Кадырович Гасанов

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, GasanovKK@mail.ru

Аннотация. В статье представлен анализ зарубежного опыты ряда стран-участниц СНГ в сфере регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства с использованием реестровой модели оказания государственных услуг.

Ключевые слова: миграция, государственные услуги, учет, регистрация, место жительства, место пребывания, реестровая модель, цифровизация, государственное управление

Для цитирования: Гасанов К. К. Анализ опыта отдельных государств-участников СНГ в сфере регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства с использованием реестровой модели оказания государственных услуг // Вестник экономической безопасности. 2021. № 5. С. 59-64. https://doi. org/10.24412/2414-3995-2021-5-59-64.

Original article

Analysis of the experience of individual CIS member states in the field of registration of citizens at the place of stay and at the place of residence using the registry model of public services

Karim K. Gasanov

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russian Federation, GasanovKK@mail.ru

Abstract. The article presents an analysis of the foreign experiences of a number of CIS countries in the field of registration at the place of stay and at the place of residence using the registry model for the provision of public services.

Keywords: migration, public services, accounting, registration, place of residence, place of stay, registry model, digitalization, public administration

For citation: Gasanov K. K. Analysis of the experience of individual CIS member states in the field of registration of citizens at the place of stay and at the place of residence using the registry model of public services // Bulletin of economic security. 2021;(5):59-64. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-59-64.

В последние годы в большинстве государств-участников СНГ с различной степенью интенсивности осуществляется внедрение информационных технологий в систему учета населения. Использование электронных удостоверений личности обуславливает необходимость реализации реестровых моделей учета и регистрации физических лиц, что оказывает влияние на модернизацию системы регистрационного учета по месту проживания и по месту пребывания.

© Гасанов К. К., 2021

Информационная модернизация учета населения в государствах-участниках СНГ в целом осуществляется схожим образом.

На первоначальном этапе внедряется система цифрового учета населения, разрабатывается нормативно-правовая основа по формированию реестра населения, определяются содержательные компоненты данного реестра, субъекты, ответственные за его формирование и наполнение. На этом этапе осуществляется присвоение физическим лицам иден-

тификационного номера, соответствующего записи в реестре.

Реестр населения служит информационной и технической основой для внедрения электронных удостоверений личности (ГО-карт).

Как правило, в государствах-участниках СНГ выдача ГО-карт осуществляется с шестнадцатилетнего возраста сроком на 10 лет. В ряде государств выдача электронных удостоверений первоначально проводилась в столицах, где наиболее развита информационная инфраструктура (по такому пути пошла и Российская Федерация, где выдача карт первоначально запланирована в г. Москва).

Вместе с тем анализ опыта внедрения реестровой системы учета населения в государствах-участниках СНГ позволяет определить, что возникают некоторые информационные, правовые, организационные, а также религиозно-этические проблемы, обусловленные функционированием данной системы.

Реестровые системы учета населения предполагают формирование, обработку, использование и хранение огромного массива информации персонального характера. Правовое и техническое обеспечение защиты данной информации, а также определение критериев допуска к ней заинтересованных субъектов являются актуальными задачами, требующими своего разрешения компетентными органами государственной власти.

Киргизская Республика

Правовая регламентация отношений в сфере внутренней миграции осуществляется нормами Закона Киргизской Республики от 30 июля 2002 г. № 133 «О внутренней миграции». Закон устанавливает основы формирования и использования Единого государственного реестра населения, представляющего собой автоматизированный цифровой комплекс индивидуального учета граждан Киргизской Республики.

Единый государственный реестр обеспечивает управленческие функции по оперативному аккумулированию и анализу актуальных сведений о гражданах Киргизской Республики, подлежащих регистрации. Подобный механизм позволяет эффективно определять масштаб и направления миграции, а также служит действенным инструментом межведомственного информационного взаимодействия для органов государственной власти Киргизской Республики.

Единый государственный реестр включает в себя достаточно дифференцированный объем персональных данных, которые можно классифицировать на

1 2 основные1 и дополнительные2 сведения.

1 Идентификационный номер гражданина (ГОКР); установочные данные гражданина; личная фотография; гражданство (включая основания приобретения или прекращения гражданства, дату приобретения или прекращения гражданства); данные о месте жительства (пребывания); данные о смерти.

2 Семейное положение и персональные данные родственни-

ков (отца, матери, опекунов и/или попечителей, супруга(и), детей);

Идентификация гражданина в рамках реестра населения осуществляется на основе персонального идентификационного номера (ГОКР), являющегося основным идентификатором гражданина на территории Киргизской Республики. Персональный, уникальный идентификатор присваивается уполномоченным лицом (регистратором) и указывается в паспорте гражданина, свидетельстве о рождении, водительском удостоверении и в других документах, удостоверяющих личность.

В соответствии со статьей 9 Закона Киргизской Республики «О внутренней миграции» гражданин Киргизской Республики обязан зарегистрироваться по месту жительства и месту пребывания в пределах Республики в целях обеспечения государством необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, а также регулирования внутренней миграции.

Порядок регистрации и снятия граждан Киргизской Республики с регистрационного учета по месту жительства и месту пребывания определен постановлением Правительства Киргизской Республики от 4 декабря 2004 г. № 886. Ответственными за регистрацию граждан по месту жительства и месту пребывания являются соответствующие сотрудники территориальных подразделений Государственной регистрационной службы при Правительстве Киргизской Республики и органов местного самоуправления.

Республика Беларусь

На официальном сайте Министерства связи и информатизации Республики Беларусь представлена Белорусская интегрированная сервисно-расчетная система (БИСРС) [1], выступающая в качестве комплекса информационных систем и ресурсов, предназначенных для идентификации пользователей (физических и юридических лиц) с применением идентификационных карт (ГО-карт) в целях оказания им электронных услуг. БИСРС включает шесть основных компонентов3.

Основой функционирования БИСРС является общегосударственная автоматизированная инфор-

сведения об исполнении воинской службы; сведения об образовании и ученой степени; род занятий; сведения о наличии либо отсутствии социальных выплат; данные об эмигрантах (дата выезда из страны, страна выбытия); группа крови; национальность.

3 Единая система идентификации физических и юридических лиц, включая клиентскую программу; программное обеспечение, содержащееся на ГО-карте для целей идентификации и использования электронной цифровой подписи (криптографический токен аутентификации); комплекс, реализующий сервис электронно-цифровой подписи ГО-карты; ГО-карты и считыватели; общегосударственная автоматизированная информационная система (ОАИС); программно-аппаратный комплекс Национальной инфраструктуры открытых ключей машиносчитываемых проездных документов для взаимодействия с Международной организацией гражданской авиации (ИКАО).

мационная система (далее - ОАИС), созданная на основании Указа Президента Республики Беларусь 16 декабря 2019 г. № 460 в целях реализации прав организаций, нотариусов и граждан на получение полной, достоверной и своевременной информации в электронной форме из государственных информационных ресурсов (систем), а также совершенствования порядка электронного информационного взаимодействия с участием государственных органов, в том числе судов, и государственных организаций.

Пункт 7 Указа Президента Республики Беларусь 16 декабря 2019 г. № 460 определяет, что для эффективного оказания электронных услуг, осуществления административных процедур в электронной форме посредством ОАИС предоставлено право передачи, сбора, обработки, пользования, распространения, хранения, защиты информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах (системах), о персональных данных физических лиц без их согласия с соблюдением требований, определенных законодательством об информации, информатизации и защите информации:

- оператору ОАИС посредством ОАИС и иных информационных ресурсов (систем);

- владельцам и (или) операторам государственных информационных ресурсов (систем) посредством ОАИС [2].

Владельцы и (или) операторы информационных ресурсов (систем), интегрированных с ОАИС, обязаны: формировать информационные ресурсы, регистрировать их в установленном порядке; обеспечивать систематизацию, классификацию, полноту, актуальность и достоверность содержащейся в информационных ресурсах (системах) информации; определить из числа своих работников лиц, ответственных за реализацию мероприятий, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта; принимать меры по защите и обеспечению сохранности информации; заключить с оператором ОАИС договор (соглашение) о взаимодействии; исполнять другие обязанности в соответствии с законодательством [2].

С 4 января 2021 г. началось тестирование электронной услуги по получению сведений о месте жительства (пребывания) гражданина с использованием ГО-карт. На Едином портале электронных услуг можно протестировать электронную услугу ОАИС 3.50.01/1 «Получение сведений о месте жительства и месте пребывания гражданина (с получением согласия физического лица)» с использованием ГО-карты.

Тестирование услуги 3.50.01/1 будет продолжаться до момента вступления в силу нормативного правового акта о биометрических документах в Республике Беларусь, после которого услуга будет переведена из тестовой среды в эксплуатационную.

Для получения услуги необходимо:

- компьютер с выходом в сеть интернет на скорости не менее 1 мбит/с;

- считыватель ГО-карт;

- ГО-карта (макет);

- ключ (токен) электронной цифровой подписи ГосСУОК юридического лица;

- клиентская программа, которая устанавливается на компьютер.

Алгоритм действий при получении услуги:

- зайти в личный кабинет ЕПЭУ, выбрать услугу 3.50.01/1;

- приложить ГО-карту к считывателю и подтвердить согласие на получение персональных данных путем ввода РГЫ-кода;

- после успешного ввода РГЫ-кода запрашиваемая информация об адресе регистрации будет получена из автоматизированной информационной системы «Учет граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства и месту пребывания» [3].

Правообладателем указанной информационной системы является Министерство внутренних дел Республики Беларусь.

Получателями услуги являются государственные органы и организации различных форм собственности, суды, адвокаты, нотариусы и физические лица при осуществлении административных процедур или оказании электронных услуг.

Электронная услуга оказывается в режиме реального времени потребителям с согласия гражданина, которое подписывается электронной цифровой подписью физического лица с использованием личного ключа на ГО-карте [4].

Республика Узбекистан

Организационной и правовой особенностью осуществления регистрации физических лиц в Республике Узбекистан является возможность использования Единого портала интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан. Кроме того, особый порядок регистрации установлен в городе Ташкент и Ташкентской области.

В соответствии с решениями Президента Республики Узбекистан [5; 6] в целях дальнейшего упрощения системы оказания паспортных услуг гражданам Республики Узбекистан, иностранным гражданам и лицам без гражданства постановлением Кабинета Министров утверждено Положение о порядке регистрации по месту постоянного проживания и месту временного пребывания граждан Республики Узбекистан в городе Ташкенте и Ташкентской области [7].

С 1 января 2021 г. граждане для регистрации по месту временного пребывания могут обращаться в удобные для них районные (городские) органы внутренних дел или Центры государственных услуг. Разработана и внедрена специальная электронная авто-

матизированная программа учета проживающих в гостиницах и других средствах размещения (программа «E-mehmon»).

В соответствии с законодательством граждане должны зарегистрироваться по месту постоянного проживания и (или) по месту временного пребывания.

Граждане в течение 15 дней со дня прибытия на новое место жительства должны получить постоянную или временную регистрацию через отделы миграции и оформления гражданства органов внутренних дел (далее - ОМиОГ), Центры государственных услуг или Единый портал интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан (далее - ЕПИГУ).

За оказание государственных услуг взимается государственная пошлина в размерах, установленных Законом «О государственной пошлине».

Распределение суммы государственной пошлины осуществляется в зависимости от формы обращения гражданина. Так, например, при обращении в явочном порядке в Центры государственных услуг: 20 % - переводятся во внебюджетный фонд Агентства государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан; 10 % - переводятся во внебюджетный фонд Министерства внутренних дел Республики Узбекистан; остальные средства переводятся на счет Государственного бюджета Республики Узбекистан. При обращении в явочном порядке в ОМиОГ: 10 % - направляются во внебюджетный фонд Министерства внутренних дел Республики Узбекистан; остальные средства переводятся на счет Государственного бюджета Республики Узбекистан.

Граждане для оформления постоянной или временной регистрации могут обращаться в ближайшие к их месту проживания ОМиОГ и Центры государственных услуг, а также воспользоваться ЕПИГУ.

По запросу гражданина при оформлении постоянной регистрации ему представляется защищенный QR-CODE вкладыш.

При получении, обмене паспорта или ГО-карты данные об этом обновляются ответственным работником в системе «Манзил».

При обращении на ЕПИГУ размер государственной пошлины уменьшается на 10 %.

Статистические данные, размещенные на ЕПИ-УГ позволяют определить, что подача заявления на регистрацию по месту постоянного проживания через Портал является востребованной среди граждан Республики Узбекистан. Так, в октябре 2020 г. через Портал было подано 28 заявлений, через ЦГУ - 0. В ноябре 2020 г.: через ЕПИГУ - 264, ЦГУ - 2; в декабре: через ЕПИГУ - 495, ЦГУ - 16; в январе: через ЕПИГУ - 558. ЦГУ - 70 [8].

Республика Украина

С 2016 г. в Украине началась выдача ГО-карт, заменяющих внутренний паспорт гражданина Украины. В

62

настоящее время выдача ГО-карт осуществляется лицам по достижению 14-летнего возраста, в случае потери паспорта старого образца, а также по желанию гражданина. До 2022 г. планируется полностью перейти на паспорта нового поколения (ГО-карты).

ГО-карта представляет собой пластиковую карту, содержащую общую информацию о гражданине и документе, а также уникальный номер записи в Реестре, оцифрованный образ лица гражданина и его оцифрованную подпись.

За оформление документа взимается государственная пошлина, размер которой зависит от сроков оформления паспорта.

Выдачу карты осуществляет Государственная миграционная служба.

Информация о месте проживания гражданина относится к дополнительной переменной информации, содержащейся на бесконтактном электронном носителе паспорта [9].

В 2020-2021 гг. в Республике Украина запущен экспериментальный проект, предусматривающий введение е-паспорта - как отражение в электронном виде информации, содержащейся в паспорте гражданина Украины, обеспечивающее получение информации из Реестра единой информационной системы МВД на запрос Единого государственного веб-портала электронных услуг «Портал Действие» [10].

Е-паспорт содержит общую информацию о лице, оцифрованную подпись, оцифрованный образ лица человека, а также адрес и дату регистрации лица. Е-паспорт формируется автоматически средствами Портала Действие с помощью мобильного приложения Портала Действие путем использования имеющейся в Реестре информации.

Проверка адреса зарегистрированного места жительства предполагается осуществлять с помощью технических средств, в том числе с использование уникального электронного идентификатора (QR-кода, штрих-кода), который обеспечивает получение информации на запрос Портала Действие.

Если у гражданина уже есть ГО-карта и биометрический загранпаспорт, все что нужно - просто скачать приложение «Дия»1 и зарегистрироваться в нем удобным способом.

Электронный паспорт в смартфоне официально является цифровым аналогом бумажного документа. Интересно, что Украина стала первой страной в мире, где можно пользоваться цифровыми паспортами без бумажных или пластиковых аналогов.

Совместно с компанией ЕРАМ разработана передовая система на базе QR-кодов, которая позволяет практически каждому человеку проверить подлин-

1 «Дия» - мобильное приложение, которое можно бесплатно скачать в магазинах приложений для Android и Apple.

№ 5/2021

Вестник экономической безопасности

ность электронного документа другого человека благодаря приложению «Дия» [11].

В настоящее время необходимость в справках о регистрации для владельцев ГО-карт и приложения «Дия» сохраняется. Однако Минцифра Республики Украины работает над этим вопросом, вполне возможно, что совсем скоро украинцы смогут подтверждать данные регистрации с помощью приложения [11].

Республика Казахстан

В декабре 2008 г. постановлением Правительства Республики Казахстан № 1235 был утвержден образец паспорта гражданина Республики Казахстан, содержащий электронные носители информации. Новый паспорт отличается от старого наличием в нем электронного носителя информации. В микросхеме, имеющей емкость памяти не менее 64 Кб, в защищенном виде хранится графическая и текстовая информация о владельце паспорта гражданина Республики Казахстан. Микросхема (чип с бесконтактным интерфейсом) с антенной, располагается в обложке паспорта и используется в качестве электронного носителя информации о владельце паспорта. На ее наличие в паспорте указывает специальный знак, расположенный в нижней части обложки.

В конце 2014 г. произошло обновление удостоверения личности, был частично изменен дизайн, а также документ дополнился новыми элементами защиты.

В конце 2019 г. на сайте электронного правительства появилось специальное приложение, которое позволяет лицу использовать удостоверение личности в электронном виде в своем смартфоне. Если у гражданина нет с собой оригинала удостоверения личности, он может его предъявить в электронном виде посредством QR-кода.

С 1 ноября 2019 г. в Казахстане отменили выдачу адресных справок, они также перешли в электронный формат.

Место своей прописки каждый гражданин может проверить через личный кабинет на сайте электронного правительства. Госорганы и организации получили возможность брать информацию о прописке из базы данных МВД.

Результатом оказания услуги по регистрации гражданина через веб-портал «электронного правительства» (www.egov.kz) является внесение сведений в информационную систему «Регистрационный пункт «Документирование и регистрация населения» (ИС РП ДРН) об адресе регистрации по месту постоянного жительства, а при временной регистрации -об адресе временного пребывания. При обращении на портал результат оказания государственной услуги направляется в «личный кабинет» услугополучателя в виде уведомления о регистрации по месту жительства [12].

Анализ практики применения регистрационных механизмов в государствах-участниках СНГ демонстрирует устойчивую тенденцию к внедрению цифровых технологий, основанных на реестровой модели. Ситуация, складывающаяся на территориях, граничащих с Российской Федерации государств, создает предпосылки к формированию общего цифрового миграционного пространства, что подтверждает актуальность и своевременность усилий, предпринимаемых Российской Федерацией в области модернизации государственного управления в сфере миграции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список источников

1. Официальный сайт Министерства связи и информатизации Республики Беларусь. URL: https:// mpt.gov.by/ru/o-bisrs.

2. Указ Президента Республики Беларусь

16 декабря 2019 г. № 460 «Об общегосударственной автоматизированной информационной системе». URL: https://portal.gov.by/i/portalgovby/download/ ukaz_460.pdf.

3. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. URL: https://www.pravo. by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2021/january/58116/.

4. Единый портал электронный услуг Республики Беларусь. URL: https://portal.gov.by/PortalGovBy/ faces/offers?_adf.ctrl-state=n9n6x4npg_4&_ afrLoop=3565751644902798.

5. Указ Президента Республики Узбекистан от

17 января 2019 г. № УП-5635 «О Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в «Год активных инвестиций и социального развития».

6. Постановление Президента Республики Узбекистан от 15 февраля 2019 г. № ПП-4193 «О мерах по дальнейшему комплексному развитию национальной системы оказания государственных услуг».

7. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 декабря 2019 года № 1049 «О мерах по дальнейшему упрощению порядка постоянной и временной прописки в Республике Узбекистан» // СПС «Континент».

8. Единый портал интерактивных государственных услуг РУ. URL: https://my.gov.uz/ru/service/363.

9. URL: https://pasport.org.ua/ru/uslugi/id-card.

10. Постановление Кабинета Министров Украины от 15 апреля 2020 г. № 278 «О реализации экспериментального проекта по применению отражение в электронном виде информации, содержащейся в паспорте гражданина Украины в форме карточки, и отражение в электронном виде информации, содержащейся в паспорте гражданина Украины для выезда за границу» // СПС «Континент».

11. https://tech.24tv.ua/ru/jelektronnyj_pasport_ online_kak_skachat_prilozhenie_dija_n1330665.

12. URL: https://egov.kz/cms/ru/services/pass001_mvd.

References

1. Official website of the Ministry of Communications and Informatization of the Republic of Belarus. URL: https://mpt.gov.by/ru/o-bisrs.

2. Decree of the President of the Republic of Belarus No. 460 of December 16, 2019 «On the nationwide automated Information System». URL: https://portal.gov. by/i/portalgovby/download/ukaz_460.pdf.

3. National Legal Internet Portal of the Republic of Belarus. URL: https://www.pravo.by/novosti/ obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2021/ january/58116/.

4. Unified portal of electronic services of the Republic of Belarus. URL: https://portal. gov.by/PortalGovBy/faces/offers ?_adf.ctrl-state=n9n6x4npg_4&_afrLoop=3565751644902798.

5. Decree of the President of the Republic of Uzbekistan dated January 17, 2019 No. UP-5635 «On the State Program for the implementation of the Action Strategy for the five priority Areas of development of the Republic of Uzbekistan in 2017-2021 in the «Year of Active Investment and Social Development».

6. Resolution of the President of the Republic of Uzbekistan dated February 15, 2019 No. PP-4193 «On measures for further comprehensive development of the national system of public services».

7. Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Uzbekistan No. 1049 dated December 28, 2019 «On measures to further simplify the procedure for permanent and temporary residence in the Republic of Uzbekistan» // SPS «Continent».

8. Unified portal of interactive public services RU. URL: https://my.gov.uz/ru/service/363.

9. URL: https://pasport.org.ua/ru/uslugi/id-card.

10. Resolution of the Cabinet of Ministers of Ukraine No. 278 dated April 15, 2020 «On the implementation of a pilot project on the use of electronic reflection of information contained in the passport of a citizen of Ukraine in the form of a card and electronic reflection of information contained in the passport of a citizen of Ukraine for traveling abroad» // SPS «Continent».

11. https://tech.24tv.ua/ru/jelektronnyj_pasport_ online_kak_skachat_prilozhenie_dija_n1330665.

12. URL: https://egov.kz/cms/ru/services/pass001_mvd.

Библиографический список

1. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в Астане 29 мая 2014 г.).

2. Паспорт федерального проекта «Цифровое государственное управление» (утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28 мая 2019 г. № 9).

3. Шурухнова, Д. Н. Цифровая трансформация государственных услуг / в сборнике: Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права (Сорокинские чтения). Международная научно-практическая конференция. Под общей редакцией А. И. Каплунова. Санкт-Петербург, 2021. С. 68-71.

4. Шурухнова, Д. Н., Комовкина, Л. С. Реестровая модель предоставления государственных услуг // Полиция и общество : проблемы и перспективы взаимодействия. 2021. № 3. С. 199-205.

Bibliographic list

1. The Treaty on the Eurasian Economic Union (signed in Astana on May 29, 2014).

2. Passport of the federal project «Digital Public Administration» (approved by the Presidium of the Government Commission on Digital Development, the Use of Information Technologies to Improve the quality of life and business Conditions, Protocol No. 9 dated May 28, 2019).

3. Shurukhnova, D. N. Digital transformation of public services / in the collection: Actual problems of administrative and administrative procedural law (Sorokin readings). International Scientific and Practical Conference. Under the general editorship of A. I. Kaplunov. St. Petersburg, 2021. P. 68-71.

4. Shurukhnova, D. N., Komovkina, L. S. Registry model of public services provision // Police and society : problems and prospects of interaction. 2021. No. 3. P. 199-205.

Информация об авторе К. К. Гасанов - доктор юридических наук, профессор.

Information about the author K. K. Gasanov - Doctor of Legal Sciences, Professor.

Статья поступила в редакцию 26.10.2021; одобрена после рецензирования 29.11.2021; принята к публикации 10.12.2021.

The article was submitted 26.10.2021; approved after reviewing 29.11.2021; accepted for publication 10.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.