4. Бессонов Л.В., Тышкевич С.В., Панкратов Д.В. О подходе к формированию персональных страниц преподавателей на официальном сайте вуза // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2015. №11-1. С. 120-123.
5. Дмитриев П.О., Никулин Б.Л. Моделирование системы представления олимпиадных задач на сайте вуза // Новые задачи технических наук и пути их решения: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 апреля 2016 г., г. Пермь). Уфа: АЭТЕРНА. 2016. С. 26-28
© Донник А.М., Брагина С.М., 2016
УДК 62-3
Н. В.Ефанов
ООО «МАЮЛ» г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
АНАЛИЗ ОПАСНОСТЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН
Аннотация
Стреловые самоходные краны применяются для подъёма, опускания и перемещения грузов на небольшие расстояния в горизонтальном направлении при производстве строительно-монтажных, ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ на предприятиях, стройках, базах и складах разнообразных отраслей народного хозяйства [1-3].
Ключевые слова
Эксплуатация, разгрузочные работы, народное хозяйства
Стреловые самоходные краны по сравнению с другими грузоподъёмными кранами, например башенными, отличаются наибольшей подвижностью и независимостью передвижения в пределах строительной площадки, возможностью быстрейшего перебазирования крана с одного объекта на другой, наличием комплекта сменного стрелового оборудования, позволяющего использовать кран на различных видах работ и сравнительно быстро изменять его основные параметры.
Опасности при эксплуатации грузоподъёмных машин (I I1М), в основном, связаны [1-3]:
- с непреднамеренным контактом человека с движущимися частями оборудования;
- с возможными ударами от падающих предметов при обрыве поднимаемого груза;
- с высыпанием части груза;
- с падением ГПМ;
- с наездом и ударами при столкновении с передвижными ГПМ.
Пожары на кранах, в большинстве случаев возникают от самовозгорания, загорания обтирочных, горючих и легковоспламеняющихся материалов, часто от невыполнения элементарных требований противопожарной безопасности. Одна из причин пожаров - неудовлетворительный надзор за электрооборудованием и проводами, отопительными приборами, что приводит к короткому замыканию, перегрузкам, образованию электрических искр и загоранию. При возникновении пожара в первую очередь выключается аварийный рубильник. После этого вызывается пожарная команда и принимаются меры для ликвидации пожара своими силами.
В случае неправильного расчёта крана на опрокидывание до начала производства грузоподъёмных работ, возникает опасность потери краном равновесия, что может повлечь за собой человеческие жертвы, разрушение сооружений и технических устройств. На устойчивость крана влияет также устройство
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
площадок выполнения грузоподъёмных работ. Строгое соблюдение всех норм, определённых в регламенте проведения погрузочно-разгрузочных работ позволяет обеспечивать безопасность опрокидывания крана.
Опасность падения груза является одной из самых распространённых опасностей при эксплуатации грузоподъёмных машин. Чаще всего эта опасность связана с неправильной строповкой груза, разрывом канатов и неисправности грузозахватных механизмов. Для обеспечения безопасности следует проводить обследование крана и устройств для проведения работ, соблюдать правила строповки и эксплуатации кранов, соблюдать технику безопасности.
Аварии кранов чаще всего проходят без несчастных случаев. Проводя оценку аварий на предприятии технологического транспорта и специальной техники, были определены основные аварии, связанные с эксплуатацией автокранов, к ним относятся:
- опрокидывание крана;
- повреждение стрелы крана, вследствие неправильного расчёта нагрузки;
- дорожно-транспортные происшествия с участием автокранов.
Безопасность работы ГПМ обеспечивается:
- расчётом и конструкцией крановых механизмов;
- расчётом на прочность канатов крана и грузозахватных устройств;
- подбором тормозом;
- определением устойчивости кранов;
- расчётом металлоконструкции кранов при воздействии статистических и динамических нагрузок, технологических, ветровых перегрузках, обледенении;
- определением опасной зоны при работе ГПМ;
- подбором и расчётом устройств безопасности.
Основными причинами, которые приводят к авариям грузоподъемных машин и к несчастным случаям на производстве являются:
- неисправность или отсутствие приборов и устройств безопасности;
- умышленное отключение приборов безопасности путем заклинивания контакторов защитных панелей кранов;
- перегрузки кранов при подъеме грузов;
- допуск кранов к работе без проведения их технического освидетельствования или с истекшим сроком освидетельствования;
- эксплуатация кранов с истекшим сроком эксплуатации;
- установка стреловых кранов на площадках с уклоном, превышающим паспортную величину для данного крана, на свеженасыпанном не утрамбованном грунте, а также вблизи котлованов или траншей на недопустимом расстоянии;
- отсутствие должного контроля со стороны должностных лиц за соблюдением обслуживающим персоналом требований производственных инструкций;
- не обеспечение обслуживания и ремонта грузоподъемных кранов обученным и аттестованным персоналом, имеющим необходимые знания и навыки для выполнения возложенных на него обязанностей, а также не проведение периодической проверки знаний и инструктажей обслуживающего персонала;
- человеческий фактор, выражающийся в нарушении обслуживающим персоналом трудовой и производственной дисциплины;
- допуск работы кранов при метеоусловиях (скорость ветра), превышающих допустимые пределы.
Аварии и несчастные случаи, произошедшие при эксплуатации грузоподъёмных кранов, подлежат
расследованию и учёту органами Ростехнадзора.
Материалы статьи результатом анализа приказов Ростехнадзора и федеральных служб, связанных с эксплуатацией грузоподъемных машин [1-3].
Список использованной литературы:
1. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.12.2015 № 502.
2. Приказ об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" от 12 ноября 2013 года N 533.
3. ГОСТ Р 12.4.026-2001 «ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний».
© Ефанов Н. В., 2016
УДК 536.248.2
В.И. Жуков
К.т.н. доцент
Новосибирский государственный технический университет
А.Н. Павленко Д. физ.-мат. н., чл. - корр. РАН Институт теплофизики им. С.С. Кутателадзе СО РАН г. Новосибирск, Российская Федерация
ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕПЛООБМЕНА ПРИ КИПЕНИИ И ИСПАРЕНИИ ТОНКОГО ГОРИЗОНТАЛЬНОГО СЛОЯ ЖИДКОСТИ
Аннотация
Сообщаются результаты визуальных наблюдений различных структур, образующихся при кипении и испарении тонкого горизонтального слоя жидкости. В тонком слое при низком давлении образовывались сухие пятна, при повышении давления возникало пузырьковое кипение жидкости. Наблюдалось явление, когда в слое образуются сухие пятна, а на смоченной поверхности происходит пузырьковое кипение. Приводится пример построения карты областей существования структур в слое жидкости в зависимости от режимных параметров процесса. Приводятся данные по теплообмену и критическим тепловым потокам. Результаты экспериментов сравниваются с расчетными зависимостями.
Ключевые слова
Тонкий слой жидкости, пузырьковое кипение, критический тепловой поток, сухие пятна.
Тонкие пленки жидкости используются в промышленности для охлаждения поверхностей. Возникновение разрывов, сухих пятен уменьшает область их применения. В настоящее время накоплен значительный экспериментальный материал относительно влияния тех или иных параметров на критические тепловые потоки, при которых происходят разрывы пленок и осушение поверхности. В [1-3] получено, что в движущихся тонких пленках критический тепловой поток уменьшается при уменьшении толщины пленки. В [4] показано, что в тонких горизонтальных неподвижных слоях жидкости критический тепловой поток увеличивается с увеличением высоты слоя при кипении и испарении слоя в условиях пониженных давлений. В толстых слоях величина теплового потока становилась постоянной, происходил переход к режиму теплообмена в большом объеме. При этом величина критического теплового потока была значительно больше, чем это следует из известной расчетной зависимости [5] и была близка к расчетам по формулам [6, 7]. В классическом кинематографическом исследовании пузырькового кипения на горизонтальной