Научная статья на тему 'Подъёмно-транспортное оборудование, используемое на опасных производственных объектах. Технические и эксплуатационные характеристики'

Подъёмно-транспортное оборудование, используемое на опасных производственных объектах. Технические и эксплуатационные характеристики Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
1556
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подъёмно-транспортное оборудование / производительность труда / безопасность

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Панин Лев Вячеславович

Технические и эксплуатационные характеристики подъёмно-транспортного оборудования, используемого на опасных производственных объектах. Обоснование выбора определенного типа машины. Обзор технологичности применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подъёмно-транспортное оборудование, используемое на опасных производственных объектах. Технические и эксплуатационные характеристики»

Движение транспортных средств в местах погрузочно-разгрузочных работ должно быть организовано по транспортно-технологической схеме с установкой соответствующих дорожных знаков.

Для перехода работающих по сыпучему грузу, имеющему большую текучесть и способность засасывания, следует устанавливать трапы или настилы с перилами на всем пути передвижения.

Проходы и рабочие места должны быть выровнены и не иметь ям и рытвин. Зимой проходы должны быть очищены от снега, а в случае обледенения посыпаны песком, шлаком или другими противоскользящими материалами. Для прохода (подъема) на рабочее место должны быть предусмотрены тротуары, лестницы, мостики, трапы, отвечающие требованиям безопасности.

Установка, постановка на учет, испытание и техническое освидетельствование подъемно-транспортного оборудования и грузозахватных приспособлений должны быть выполнены в соответствии с действующими ФНиП и другой нормативно -технической документацией, утвержденной в установленном порядке.

Литература

1. Александров М. П., Колобов Л. Н. и др. Грузоподъёмные машины. - М.: Высшая школа, 1973.

2. АлександровМ. П. Подъёмно-транспортные машины. - М.: Высшая школа, 1985.

3. Грузоподъёмные машины. - М.: Машиностроение, 1986.

4. Курдюмов В. И., Зотов Б. И. Проектирование и расчёт средств обеспечения безопасности. - М.: КолосС, 2005.

5. Монтаж, эксплуатация и ремонт подъёмно-транспортных машин. - М.: Машиностроение, 1991. - 320 с.

6. Фомочкин А. В. Производственная безопасность. - М.: ФГУП Издательство «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. Губкина, 2004.

7. Шишков Н. А. Технический надзор за содержанием и безопасной эксплуатацией грузоподъёмных кранов. - М.: «Недра», 1979.

Подъёмно-транспортное оборудование, используемое на опасных производственных объектах. Технические и эксплуатационные характеристики Панин Л. В.

Панин Лев Вячеславович /Panin Lev Vjacheslavovich - эксперт,

ООО «Центр Экспертиз», г. Ижевск

Аннотация: технические и эксплуатационные характеристики подъёмно-

транспортного оборудования, используемого на опасных производственных объектах. Обоснование выбора определенного типа машины. Обзор технологичности применения.

Ключевые слова: подъёмно-транспортное оборудование, производительность

труда, безопасность.

Большое многообразие подъемно-транспортного оборудования, которое наиболее отвечает требованиям механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и складских работ, можно классифицировать по основным техническим и эксплуатационным характеристикам [2]: I

I 33 I ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 9(11) 2015

В зависимости от технических характеристик подъёмно-транспортное

оборудование подразделяется:

1) По производительности:

- основные средства механизации (краны, конвейеры, погрузчики);

- вспомогательные (блоки, ручные тележки, домкраты).

2) По характеру перемещения материалов:

- машины периодического (циклического) действия, которые перемещают материалы отдельными порциями через определенный интервал времени. Для них характерно наличие холостого хода. К машинам и механизмам периодического действия относятся все грузоподъемные краны, погрузчики, механические тележки, тельферы и т. д.;

- машины непрерывного действия, которые перемещают материалы непрерывным потоком, без остановок для захвата и освобождения материала. Ввиду отсутствия холостого хода, они являются более экономичными и производительными. Эти машины могут быть с тяговым рабочим органом (ленточные, пластинчатые, скребковые конвейеры) и без тягового рабочего органа (винтовые, роликовые конвейеры). К машинам и механизмам непрерывного действия относятся также пневматический транспорт и установки для перемещения наливных материалов.

3) По направлению перемещения материалов:

- машины и механизмы, перемещающие материалы в горизонтальной или слегка наклонной плоскости. К ним относят различные конвейеры, механические тележки, лебедки и т. п. Как правило, их применяют в сочетании с другими машинами и механизмами, которые обеспечивают загрузку рабочего органа машины и снятие с него материалов. Например, механические тележки применяют в сочетании с подъемным краном и штабелеукладчиком;

- магазины и механизмы, перемещающие материалы в вертикальной или близкой к ней наклонной плоскости. К ним относятся штабелеукладчики, грузовые лифты, подъемники, элеваторы. Эти машины особенно эффективно использовать в многоэтажных, складских зданиях. Их также применяют в сочетании с другими машинами и механизмами, которые обеспечивают транспортирование к ним материалов в горизонтальном направлении и загрузку их рабочих органов;

- машины и механизмы, перемещающие материал в смешанном направлении (как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости или по любой траектории в пространстве). К ним относятся погрузчики, краны, тельферы. Эти машины и механизмы наиболее универсальны и применяются для погрузки, выгрузки и складской переработки, разных по транспортабельности и условиям хранения материалов. Машины, перемещающие грузы в вертикальном направлении или в вертикальном и горизонтальном направлении одновременно, называют грузоподъемными. Машины, перемещающие материалы преимущественно в горизонтальном направлении, называют транспортирующими.

4) По мобильности:

- стационарные, которые не могут быть перемещены на другой участок работы без их демонтажа и установки на новом месте. К ним относятся грузоподъемные лифты, некоторые конвейеры;

- передвижные и переносные, которые могут быть перемещены с одного места работы на другое без демонтажа. В числе этих машин отдельную группу составляют самоходные - грузоподъемные краны на железнодорожном, автомобильном или гусеничном ходу, погрузчики.

5) По виду движущей силы:

- самотечные (гравитационного действия);

- ручного действия;

- с электрическим приводом, работающие от сети электроснабжения или от аккумуляторов (электропогрузчики, электроштабелеры);

ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 9(11) 2015 | 34 |

- с приводом от двигателя внутреннего сгорания (автопогрузчики).

6) По типу передачи:

- с механической передачей;

- с гидравлической передачей;

- с электрической передачей.

В зависимости от эксплуатационных характеристик подъёмно-транспортное оборудование классифицируется:

1) По виду перерабатываемых материалов:

- машины и механизмы для переработки штучных и тароупаковочных материалов. Они, как правило, имеют комплекс сменного оборудования, которое используется для захвата материалов в различной таре - ящиках, кулях, бочках, пачках, связках или штучных россыпью (навалом). Пакетирование штучных и затаренных материалов, использование поддонов и контейнеров упрощает применение машин и ускоряет процесс переработки материалов. Для погрузки, выгрузки, перемещения и складирования штучных и тарно-упаковочных материалов применяют краны всех типов, погрузчики, конвейеры и другие машины;

- машины и механизмы для переработки длинномерных и тяжеловесных материалов (лесоматериалы, швеллеры). Характеризуются большой грузоподъемностью и высокой производительностью. К ним относятся краны или специальные погрузчики;

- машины и механизмы для переработки сыпучих материалов (цемента, извести, угля и т. п.). В большинстве случаев это специально сконструированные высокопроизводительные ленточные конвейеры, вибрационные установки. Иногда при погрузке, выгрузке и штабелировании этих материалов используют некоторые типы универсальных машин: железнодорожные и мостовые краны, которые оборудованы специальными грузозахватными устройствами - грейферами. Кроме этого, для механизации и автоматизации перемещения сыпучих материалов, в особенности пылевидных и порошкообразных, применяются пневматические устройства (пневматический транспорт).

2) По характеру выполняемых операций машины и механизмы подразделяются на:

- узкоспециализированные, предназначенные для производства какой-либо одной операции (вагоноопрокидыватели);

- специализированные, предназначенные для переработки какой-либо одной группы материалов (пневматический транспорт);

- универсальные, предназначенные для выполнения различных видов операций по переработке различных материалов. Это наиболее распространенная группа машин и механизмов, которая включает в себя универсальные погрузчики, краны. Характерной особенностью большинства универсальных машин является их способность механизированного или даже автоматизированного захвата материала из подвижного состава или штабеля с последующей транспортировкой и укладкой в штабель, автомобиль или вагон.

Внутри каждой группы и вида машин и механизмов классификация далее осуществляется по грузоподъемности, высоте подъема груза и ряду других эксплуатационных, технических и конструктивных признаков [4].

В условиях материальных складов чаще всего требуется перемещать материалы одновременно в горизонтальном и вертикальном направлениях, а при определенных условиях и по любой траектории [5]. К примеру, при выгрузке из вагона или автомобиля материалы необходимо не только переместить к месту хранения, но и поднять на определенную высоту и уложить в стеллаж или штабель. Для выполнения этой работы целесообразно использовать машины и механизмы, которые совмещают характеристики машин для горизонтального и вертикального перемещений, т. е. являются универсальными. Кроме того, универсальность этих машин заключается в том, что они могут перерабатывать материалы различного вида: штучные, тарно-

| 35 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 9(11) 2015

упаковочные (в связках, в пачках, уложенные на поддоны), а при установке специального грузозахватного приспособления (ковша или грейфера) - сыпучие и кусковые материалы.

К таким универсальным машинам, способным перемещать различные грузы в смешанном направлении, относят передвижные стреловые краны (на автомобильном и железнодорожном ходу), краны мостового типа (мостовые и козловые краны), краны - штабелеры.

Стреловым называют кран со стрелой, закрепленной на поворотной платформе. Кран состоит из ходового устройства с опорной рамой и выносными опорами, поворотной платформы со стрелой и механизмами подъема груза и стрелы, опорно -поворотного устройства с механизмом поворота.

Стреловые краны различают по виду ходового устройства: автомобильные - на автомобильном шасси и на специальном шасси автомобильного типа; гусеничные - на гусеничном ходовом устройстве; пневмоколесные - на пневмоколесном шасси; тракторные - на шасси трактора; железнодорожные - на платформе, предназначенной для движения по железнодорожным путям. Краны могут быть с гибкой подвеской стрелы и с жесткой подвеской. Различают также краны с приводами механическими от двигателя внутреннего сгорания, электрическими и гидравлическими. Каждой модели стрелового крана присваивают индекс, в котором зашифрованы конструктивные особенности крана и его основные характеристики.

Автомобильные краны могут выполнять погрузочно-разгрузочные и складские работы по всей территории склада и за ее пределами, не требуя при этом каких-либо специальных подкрановых путей.

Железнодорожные краны имеют платформу, предназначенную для перемещения по железнодорожным путям. Они различаются по типу силовой установки, виду привода и грузоподъемности:

- по типу силовой установки краны бывают: с двигателями внутреннего сгорания (карбюраторными или дизельными) и дизель-электрическими;

- по виду привода: с механическим приводом (когда вращательное движение двигателя передается исполнительным механизмам через трансмиссионные валы) и с электрическим приводом (когда исполнительные механизмы приводятся в действие индивидуальными электродвигателями, получающими электрический ток от генератора крана);

- по грузоподъемности: 15, 16, 20-тонные и более.

Краном мостового типа называют кран с грузозахватным устройством, подвешенным к грузовой тележке или тали, которые перемещаются по подвижной стальной конструкции (мосту). К ним относятся мостовые краны и козловые краны с мостом.

Мостовые и козловые краны имеют несущую стальную конструкцию (мост) с ходовыми колесами и механизм передвижения. Колеса опираются на крановые рельсовые пути.

Краны мостового типа различают: общего назначения с крюком; специальные с грейфером, магнитом, захватами для контейнеров; металлургические.

При грузоподъемности более 12,5 т могут быть два механизма подъема - главный и вспомогательный. Привод механизмов, как правило, электрический, но может быть и ручным. Управление механизмами осуществляют с пола, из кабины и дистанционно. Исполнения кранов нормальное, взрывобезопасное, а также различные климатические. По грузоподъемности краны условно разделены на три группы: первая - 5 т, вторая - от 5 до 50 т, третья - свыше 50 до 320 т.

А) Мостовые краны применяют главным образом в закрытых помещениях, под навесами и реже на открытых площадках. Мост крана опирается и перемещается по двум подкрановым путям, уложенным на выступах в верхней части продольных стен

ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 9(11) 2015 | 36 |

или на специальных колоннах. Иногда подкрановые пути устраивают подвесными из балок двутаврового сечения, прикрепляемых к потолочному перекрытию.

Мостовые краны различаются между собой конструкцией основных узлов и техническими характеристиками. Так, по конструкции моста краны подразделяют на однобалочные (опорные и подвесные) и двухбалочные. Рабочим органом крана служит электрическая таль, перемещающаяся по верхним граням нижней полки балки. Управление краном осуществляется с пола при помощи кнопочной станции. Двухбалочные краны имеют мост, состоящий из двух двутавровых балок, соединенных концевыми поперечными балками. Механизм подъема груза установлен на специальной тележке, перемещающейся по верхним полкам балок моста. Управляют краном из кабины, подвешенной к мосту, реже с пола помещения кнопочной станции.

По техническим характеристикам мостовые краны различаются по грузоподъемности и величиной пролета.

Б) Козловые краны. В отличие от мостовых у козловых кранов мост установлен на двух опорах, каждая из которых состоит из жестких стоек, расположенных под углом друг к другу в виде козел. Стойки опираются на ходовые тележки, передвигающиеся по специальным подкрановым путям.

Козловые краны разделяют на три основные группы: общего назначения (перегрузочные), строительно-монтажные и специальные. К последним относят краны для перегрузки контейнеров.

Штабелирующее оборудование может быть двух видов:

- крановое (мостовые краны - штабелерные и стеллажные);

- напольное (погрузчики и электроштабелеры);

- при управлении кранами-штабелерами и транспортными линиями.

Широкое применение нашли небольшие склады [3]. Стеллажи здесь обслуживаются мостовыми кранами-штабелерами с ручным управлением.

По конструкции подкранового пути для передвижения крана-штабелера их подразделяют на мостовые и стеллажные. Если кран-штабелер передвигается по подкрановому пути, уложенному на выступы стен, то его называют мостовым опорным. В случае, когда подкрановый путь состоит из двух двутавровых балок, подвешенных к потолочному перекрытию, его называют мостовым подвесным. Если подкрановый путь уложен непосредственно на стеллажах, то кран-штабелер называют стеллажным.

На кранах-штабелерах применяются различные грузозахватные приспособления: вилочные, штыревые, телескопические, а также в виде грузовой платформы с роликовыми столами, сталкивателями и т. д. Краны-штабелеры имеют разное управление: с пола или кабины.

Мостовые краны-штабелеры предназначены для транспортирования и укладки тарно-штучных и длинномерных грузов в стеллажи или штабели, а также для погрузки и разгрузки железнодорожных платформ, автомобильного транспорта. Высота складирования мостовыми кранами-штабелерами достигает 10-12 м. Кран состоит из моста с механизмом передвижения и грузовой тележки с поворотной колонной, по которой перемещается грузоподъемник с кабиной. Колонна с грузоподъемником обеспечивает фиксированное положение груза относительно ячейки стеллажа, что является необходимым условием для установки груза в ячейку и взятие его из нее.

Стеллажные краны-штабелеры предназначены для механизации и автоматизации процесса укладки и выдачи из стеллажей грузов, уложенных в стандартную ящичную тару или на поддонах. Они позволяют укладывать грузы на высоту до 28 м, так как колонна крана, кроме подкрановых путей в верхней части, имеет направлявшие ролики в нижней части, что создает дополнительную устойчивость и прочность всей конструкции [8].

| 37 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 9(11) 2015

Автоматические краны-штабелеры предназначены для переработки пакетированных грузов, выдаваемых потребителю целыми пакетами.

Литература

1. Экономика торгового предприятия» под общ. Ред. проф. А. И. Гребнева, М.: Экономика, 1997.

2. Брагина Л. А. Данько Г. П. Торговое дело: экономика и организация. - М., 1997.

3. Виноградова С. Н. Организация и технологии торговли. - Мн.: Высшая школа, 1994.

4. Дашков. Организация, технология и проектирование торговых предприятий. Учебник. - М.: Дашков и К, 2005.

5. Ермолович Л. Л., Сивчик Л. Г., Толкач Г. В., Щитникова И. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Под общей ред. Л. Л. Ермолович. - Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001.

6. Каплина С. А. Технология оптовой и розничной торговли. - М.: «Феникс», 2002.

7. Лебедева С. Н., Казиначикова Н. А., Гавриков А. В. Экономика торгового предприятия. - М.: «Новое знание», 2005.

8. Дашков. Организация, технология и проектирование торговых предприятий. Учебник. - М.: Дашков и К, 2005.

Нормативные документы по техническому диагностированию подъёмных сооружений, эксплуатируемых на опасных производственных объектах.

История их создания и развития в СССР и Российской Федерации

Панин Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Панин Лев Вячеславович /Panin Lev Vjacheslavovich - эксперт,

ООО «Центр Экспертиз», г. Ижевск

Аннотация: история развития нормативных документов по техническому

диагностированию. Обзор совершенствования системы. Достоинства и недостатки нормативной базы.

Ключевые слова: техническое диагностирование, нормативные документы,

безопасность.

Пока в России эксплуатируются грузоподъёмные краны, отработавшие срок службы, институт технического диагностирования будет востребован.

Направление, связанное с экспертным обследованием и техническим диагностированием грузоподъёмных кранов, зародилось в СССР в 70-е годы прошлого века. Его основоположниками являлись работники Всесоюзного научноисследовательского института подъёмно-транспортного машиностроения (сокр. -ВНИИПТМАШ) Е. Концевой и Б. Розенштейн [1].

В изданной ими в 1979 году монографии «Ремонт крановых металлоконструкций», они впервые предложили классификацию дефектов и сформулировали принципы обследования и испытания металлических конструкций грузоподъёмных кранов [4].

На базе их разработок появились методики экспертного обследования металлоконструкций, которые широко начали использоваться на предприятиях других отраслей народного хозяйства.

ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 9(11) 2015 | 38 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.