АНАЛИЗ ОБЪЕКТИВНОСТИ РЕШЕНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРБИТРОВ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ ПО ПЛАВАНИЮ
К.В. КРИЦКАЯ, В.В. НАСОНОВ, ТЮМГУ, Тюмень
Аннотация
В статье рассматриваются причины судейских ошибок с точки зрения психологии личности. Устанавливается взаимосвязь между автоматизацией профессиональной деятельности и уровнем профессиональной компетенции. Обосновывается необходимость снижения излишней саморефлексии и планирования при выполнении типичных действий. Выявляются типы и основные причины неверных дисквалифицирующих решений. На основании вышеизложенного предлагается и экспериментально апробируется программа развития судейства по плаванию.
Ключевые слова: спортивное судейство, подготовка спортивного судьи, дисквалификация спортсменов, плавание, ошибка, когнитивные искажения.
Abstract
The article discusses the causes of referee mistakes from the perspective of personality psychology. Linking automation of professional activities and the level of professional competence. The necessity of reducing the unnecessary self-reflection and planning when performing typical actions. Identify the types and major causes of incorrect disqualifying decisions. Based on the foregoing, it is proposed and experimentally tested development program officiating in swimming.
Keywords: sports refereeing, the training of sports referees, disqualification athletes, swimming, mistake, cognitive biases.
Введение
Запрос на высокий уровень спортивной подготовки пловцов влечет за собой потребность в высококвалифицированных специалистах в области спортивного плавания: тренеров, врачей, судей и др. [7, 8].
Спорт высших достижений нуждается в институте судейства высокого уровня [2, 3]. Одновременно с ростом профессионализма спортсменов и развитием спорта растут скорости, повышаются сложности элементов, совершенствуются движения, появляются новые индивидуальные техники [13].
Для профессионального соответствия спортивные судьи должны непрерывно повышать мастерство, постоянно адаптироваться к новым запросам проведения спортивных соревнований [1, 4, 5, 6, 9, 10].
Однако в судействе, как и в любой другой деятельности, возможны ошибочные действия, вызванные рядом факторов.
Ошибка - это результат действия, совершённого неточно или неправильно, вследствие чего полученный результат не совпадает с требуемым [11].
Изучение любой профессиональной деятельности показывает, что большинство действий совершается автоматически. По мере профессионального совершенствования сознание высвобождается. Благодаря этому сознательность и планирование человек подключает только при выполнении сложных, нетипичных действий. В этот момент совершение ошибки вероятнее всего. Чем выше квалификация специалиста, тем выше уровень двигательного автоматизма, а значит меньшая вероятность совершения ошибочного действия [12].
Выдвигая требование абсолютной безошибочности, мы должны стремиться к высокой автоматизации профессионального процесса.
Опираясь на работы американского профессора психологии Дэвида М. Басса [14], мы пришли к мнению, что ошибки спортивного судьи можно распределить на три группы:
Ошибки восприятия - не успел обнаружить, заметить, различить, идентифицировать, запомнить, понять, удержать в памяти.
Ошибки, вызванные страхом - страхом недостаточной компетенции, осуждения, вины, неверного решения.
Ошибки, связанные с психическими процессами, или когнитивные искажения. Когнитивные искажения могут возникать из-за ряда причин: эмоциональных, моральных, социальных.
Говоря об искажениях, влияющих на спортивное судейство, мы выделили:
• искажения, связанные с поведением и принятием решений (иррациональное усиление, конформизм, недооценка бездействия, отвращение к крайним решениям, подчинение авторитету, профессиональная деформация, селективное восприятие);
• искажения, связанные с вероятностями и стереотипами (иллюзия корреляции, Хоторнский эффект, эффект неоднозначности, эффект ожидания наблюдателя, эффект сверхуверенности);
• социально обусловленные искажения (искажение в оценки роли субъекта действия, оправдание системы, стадный инстинкт, фундаментальная ошибка атрибуции, эффект эгоцентричности);
• искажения, связанные с ошибками памяти (эффект уровня обработки, эффект дезинформации).
На основании возможных причин судейских ошибок нами была разработана и внедрена программа развития судейства по плаванию.
Методы и организация исследования
В исследовании приняли участие 97 арбитров по плаванию. Всероссийская категория - 7 человек, первая категория - 50 человек, вторая категория - 23 человека, третья категория - 17 человек.
Исследование проводилось в период с января 2014 г. по январь 2017 г. на территории Уральского федерального
Теоретическая подготовка включает в себя подготовку судей по плаванию с помощью авторских обучающих видеофильмов.
Первый из них является обзорным фильмом, в котором наглядно проиллюстрированы все судейские позиции, продемонстрирована работа судьи, его обязанности и полномочия. По ходу фильма голос за кадром дает подробные комментарии деятельности судьи. Важные моменты зафиксированы стоп-кадром. Продолжительность фильма 40 минут. Фильм снят при участии судей международной и всероссийской категорий (Г.М. Ерохин,
B.А. Ахмадиев, Ю.В. Жердев, Ю.В. Мухин, М.Т. Котов,
C.Г. Куликов).
Фильм распространяется среди председателей областных федераций по плаванию, которые в свою очередь использовали его на обучающих семинарах. Принцип наглядности снимает ряд вопросов, которые неизменно возникают в процессе словесного или текстового описания.
Второй фильм снят при помощи пловцов высокого класса и экспертной комиссии, в которую вошли четыре судьи международной категории по плаванию. Он представляет собой учебный фильм на основе всех четырех стилей плавания: баттерфляй, кроль на спине, брасс и кроль на груди. Идеей фильма стала демонстрация возможных ошибок. За основу взяты причины дисквалификаций согласно нарушениям правил соревнований Международной федерации плавания FINA (фр. Fédération Internationale de Natation), в соответствии с которыми были разработаны и утверждены правила Всероссийской Федерации плавания. Каждое возможное нарушение проиллюстрировано видеороликом. На каждое из этих нарушений предложено на выбор четыре варианта видеоряда, по которым судья должен вынести решение. Фильм снят таким образом, что нарушение правила классифицировать непросто. В то же время проиллюстрированные ситуации типичны для соревновательной практики. Фильм распространяется среди председателей судейских коллегий на местах и сопровождается инструкцией, которая помогает результативно реализовать образовательный замысел проекта.
округа. В бассейнах Свердловской, Челябинской, Тюменской, Курганской областях, а также на территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.
Разработанная программа развития судейства по плаванию (табл. 1) направлена на теоретическую и практическую подготовку спортивного судьи.
Оба фильма демонстрировались на всех соревнованиях независимо от их ранга. В просмотре принимали участие судьи всех категорий. Всего на территории Уральского федерального округа в течение эксперимента фильмы были продемонстрированы 97 раз. Фильмы были распространены в областных федерациях плавания в январе 2016 года.
Практическая подготовка включает в себя увеличенный объем судейской работы, превышающий стандартную нагрузку одного сезона. Увеличение нагрузки стало возможным благодаря интеграции региональных судейских коллегий. Судьи различных категорий стали приглашаться для проведения соревнований в соседние округа, что позволило увеличить часы судейства. Привлечение судей из соседних городов решило проблему нехватки судей на соревнованиях и закрытия всех судейских позиций.
Результаты исследования
За качественные показатели внутри федерального округа были взяты и проанализированы итоги дисква-лификаций спортсменов на протяжении двух лет на десяти крупных ежегодных соревнованиях рангом не ниже областных (табл. 2).
В отдельные строки были выделены причины наиболее часто встречающихся дисквалификаций. Высокий процент ошибок в регистрации этих нарушений связан с высокой скоростью прохождения поворотного конца бассейна. Также играет роль большая вариативность исполнения перечисленных элементов.
Согласно полученным данным, в 2014 г. судейская ошибка составила 67% от общего числа дисквалифика-ций, а в 2015 г. - 60%.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что у судей по плаванию Уральского федерального округа недостаточная степень сформированности предъявляемых требований к профессиональной судейской деятельности. Судьи допускают много некомпетентных ошибок и, как следствие, показывают низкий уровень судейства. Одна из причин высокого процента ошибочных решений - отсутствие автоматизма в регистрации дисквалифицирующих нарушений.
Таблица 1
Программа развития судейства по плаванию
Вид подготовки Описание
Теоретическая Подготовка судей по плаванию с помощью обучающих видеофильмов
Практическая Увеличенный объем практической судейской работы, превышающий стандартную нагрузку одного сезона
Проведенное исследование способствовало разработке программы по развитию судейства по плаванию, оказывающей влияние на формирование характеристик, определяющих успешность судейской деятельности.
Программа подготовки судей по плаванию, состоящая из теоретической и практической подготовки, была запущена в январе 2016 г. В январе 2017 г. был повторно проведен анализ примененных дисциплинарных санкций. Сравнительный анализ сезонов в период 2014-2016 гг. представлен в табл. 3.
Таблица 3
Итоги дисквалификаций спортсменов на территории Уральского федерального округа
в период 2014-2016 гг.
Таблица 2
Итоги дисквалификаций спортсменов на территории Уральского федерального округа
в период 2014-2015 гг.
№ п/п Причина дисквалификации Всего было дисквалифицировано Из них правильно Судейская ошибка Ошибочно не назначенные
__——-—" " " Год 2014 2015 2014 2015 2014 2015 2014 2015
1. Фальстарт 26 24 20 22 6 2 4 2
2. Кроль на спине/поворот 14 11 7 5 7 6 3 4
3. Баттерфляй/работа ног 18 16 11 10 7 6 6 5
4. Брасс/касание 7 7 4 5 3 2 2 2
5. Эстафетное плавание 2 2 1 1 1 1 2 1
6. ПРОЧИЕ 20 19 10 9 10 10 7 6
ВСЕГО 87 79 53 52 34 27 24 20
№ п/п Причина дисквалификации спортсмена _________ ________ Год Всего было дисквалифицировано Из них правильно Судейская ошибка Ошибочно не назначенные
2014 2015 2016 2014 2015 2016 2014 2015 2016 2014 2015 2016
1. Фальстарт 26 24 27 20 22 27 6 2 0 4 2 0
2. Кроль на спине/поворот 14 11 10 7 5 9 7 6 1 3 4 0
3. Баттерфляй/работа ног 18 16 12 11 10 11 7 6 1 6 5 1
4. Брасс/касание 7 7 5 4 5 5 3 2 0 2 2 0
5. Эстафетное плавание 2 2 2 1 1 2 1 1 0 2 1 0
6. ПРОЧИЕ 20 19 21 10 9 17 10 10 4 7 6 3
ВСЕГО 87 79 77 53 52 71 34 27 6 24 20 4
Согласно данным, представленным в табл. 3, в 2016 г. судейская ошибка составила 13% от общего числа дис-квалификаций, а значит, уменьшилась в 5 раз по сравнению с предыдущими сезонами. В трех из шести категорий удалось полностью устранить судейские ошибки, в остальных случаях мы видим их заметное снижение.
Выводы
1. Обучающие видеофильмы и повышение практической судейской деятельности способствовали увеличению автоматической регистрации дисквалифицирующих нарушений и, как следствие, снижению числа судейских ошибок. Снижение необходимости постоянной саморефлексии приводит к снижению ошибок, вызванных страхом. В целом полученные данные свидетельствуют об эффективности реализованной программы развития судейства по плаванию, включающую в себя теоретическую и практическую подготовку арбитров по плаванию.
2. Автоматическая регистрация нарушений позволяет обойтись без длительного анализа, а значит, экономит время принятия решения, повышает уверенность в своих действиях, уменьшает число ошибок, связанных с психическими процессами и восприятием, снижает напряжение и утомляемость арбитра. Постоянная концентрация внимания и высокая активность сознания приводит к умственному перенапряжению, что в свою очередь провоцирует ошибки восприятия арбитра.
3. Вариативность выполнения двигательных элементов, представленных в обучающем видеофильме, помогает судье быть готовым к различным действиям спортсмена. За счет снижения незнакомых ситуаций продуктивность деятельности судьи возрастает, и он может сконцентрироваться и отреагировать на сложный индивидуальный элемент техники пловца, а значит, уменьшить риск принятия ошибочных решений и в ситуациях, требующих сознательности и анализа.
Литература
1. Зуев, В.Н. Влияние волевых характеристик волейбольного арбитра на его профессиональный рост /
B.Н. Зуев, В.В. Насонов // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 1. - С. 77-80.
2. Зуев, В.Н. Олимпийское образование и олимпийцы Тюменской области / В.Н. Зуев. - М.: Физическая культура, 2013. - 231 с.
3. Зуев, В.Н. Региональное олимпийское движение в проекте «Сочи-2014» / В.Н. Зуев, Ю.Н. Юрьев. - М.: Физическая культура, 2014. - 136 с.
4. Зуев, В.Н. Спортивный арбитр / В.Н. Зуев. - М.: Советский спорт, 2004. - 394 с.
5. Зуев, В.Н. Характеристики успешности профессиональной деятельности волейбольных арбитров различной квалификационной категории / В.Н. Зуев, В.В. Насонов // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 1. -
C. 80-84.
6. Гераськин, А.А. Влияние личностных качеств на успешность деятельности волейбольного арбитра /
A. А. Гераськин, В.В. Насонов, А.В. Чачин // Омский научный вестник. - 2014. - № 1 (125). - С. 161-167.
7. Крицкая, К.В. Развитие судейства по плаванию в Уральском федеральном округе / К.В. Крицкая, В.В. Насонов // Здоровье нации - наша забота! / Сборник статей по материалам 10-й региональной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. -Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2016. - С. 112-117.
8. Крицкая, К.В. Технологические приемы обучения судей УрФО по плаванию / К.В. Крицкая, В.В. Насонов // Здоровье нации - наша забота! / сборник статей по материалам 10-й региональной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. Тюмень: Вектор Бук, - 2015. - С. 92-95.
9. Насонов, В.В. Исследование свойств темперамента волейбольных арбитров разной квалификации / В.В. Насонов // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Социально-экономические и правовые исследования. - 2009. - № 5. - С. 105-112.
10. Насонов, В.В. Формирование личностных качеств волейбольного арбитра, влияющих на успешность его судейской деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 /
B.В. Насонов; Тюменский государственный университет. - Тюмень, 2011. - 250 с.
11. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Сто-ляренко. - М.: Проспект, 2012. - 458 с.
12. Стрелков, Ю.К. Инженерная и профессиональная психология / Ю.К. Стрелков. - М.: Академия, 2001. -360 с.
13. Троян, Е.И. Экспертная оценка сформированности навыков самозащиты с оружием // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2009. - № 3. - С. 3-5.
14. David, M. Buss. The Handbook of Evolutionary Psy^ology / M. Buss. David: Wiley, 2005. - 1056 p.
References
1. Zuev, V.N. The influence of volitional characteristics of volleyball referee on his professional development / V.N. Zuev, V.V. Nasonov // Theory and Practice of Physical Culture. - 2010. - No. 1. - Pp. 77-80.
2. Zuev, V.N. Olympic education and Olympians Tyumen region / V.N. Zuev. - M: Physical culture, 2013. -231 p.
3. Zuev, V.N. The regional Olympic movement in the project "Sochi-2014" / V.N. Zuev, Yu.N. Yur'ev. - M.: Physical culture, 2104. - 136 p.
4. Zuev, V.N. Sports referee / V.N. Zuev. - M.: Soviet sport, 2004. - 394 p.
5. Zuev, V.N. Characteristics of success of professional activity of volleyball referees of various qualification categories / V.N. Zuev, V.V. Nasonov // Theory and Practice of Physical Culture. - 2013. - No. 1. - Pp. 80-84.
6. Geras'kin, A.A. the Influence of personality traits on the success of volleyball referees / A.A. Geras'kin, V.V. Nasonov, A.V. Chachin // Omsk scientific Bulletin. - 2014. - No. 1 (125). - Pp. 161-167.
7. Kritskaya, K.V. The Development of refereeing in swimming in the Ural Federal district / K.V. Kritskaya, V.V. Nasonov // Nation's Health is our concern! Proceedings of the 10th regional scientific-practical conference of students, undergraduates and postgraduates. - Tyumen: publishing house of TSU, 2016. - Pp. 112-117.
8. Kritskaya, K.V. Technological methods of training of judges of the Ural Federal district in swimming / K.V. Krits-kaya, V.V. Nasonov // Nation's Health is our concern! The proceedings of 10th regional scientific-practical conference of students, undergraduates and postgraduates. Tyumen: Vector Beech. - 2015. - Pp. 92-95.
9. Nasonov, V.V. Research of temperament properties of volleyball arbitrators of different qualification / V.V. Nasonov // Ser.: Herald of Tyumen state University. Socio-economic and legal research. - 2009. - No. 5. -Pp. 105-112.
10. Nasonov, V.V. Formation of personal qualities of volleyball arbitrator affecting the success of its judicial activities: dis. ... candidate. Ped. Science: 13.00.04 / V.V. Nasonov Tyumen state University. - Tyumen, 2011. - 250 p.
11. Stolyarenko, L.D. Fundamentals of psychology / L.D. Stolyarenko. - M.: Prospekt, 2012. - 458 p.
12. Strelkov, Yu.K. Engineering and professional psychology / Y.K. Strelkov. - Moscow: Academy, 2001. -360 p.
13. Troyan, E.I. Expert assessment of formation of skills of self-defense with a gun // Psychopedagogy in law enforcement. - 2009. - No. 3. - Pp. 3-5.
14. David, M. Buss. The Handbook of Evolutionary Psychology / M. Buss. David: Wiley, 2005. - 1056 p.