УДК: 330.341.1:34
АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Игорь Вадимович Чистов, д. э. н., проф., заслуженный деятель науки РФ, зав. кафедрой управления экономикой производства Тел.: 8-916-904-97-84, e-mail: [email protected] ФГОУВПО «Военныйуниверситет» Министерства обороны РФ
http://stat.ens.mil.ru
Государственная инновационная политика является частью социально-экономической политики и направлена на совершенствование государственного регулирования, развитие и стимулирование инновационной деятельности. Она реализуется с помощью нормативно-правовых механизмов государственной поддержки. В настоящей работе проанализировано нормативноправовое регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации.
Ключевые слова: инновационная деятельность, нормативно-правовое регулирование.
Инновационная деятельность осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В декабре 1999 г. был принят Государственной Думой и утвержден Советом Федерации Федеральный закон «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике», но 3 января 2000 г. он был отклонен Президентом РФ. В письме Президента РФ отмечалось, что многие положения данного закона носят декларативный характер и не имеют правового содержания.
Первым законодательным актом, в котором упоминалось об инновациях был Закон СССР от 31 мая 1991 года № 2213-I «Об изобретениях в СССР», в статье 30 которого говорилось о возможности создания инновационных фондов. Затем это положение нашло
отражение в Законе РСФСР от 26 июня 1991 года № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». Затем были приняты законы, которые хоть и не содержали инновационную терминологию, но по своей сути были тесно связанны с инновационной сферой: Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 года № 3517-I, Закон РФ от 23 сентября 1992 года № 3520-I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», Закон РФ от 23 сентября 1992 года №3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», Закон РФ от 23 сентября 1992 года № 3526-I «О правовой охране топологий интегральных схем», Закон РФ от 9 июля 1993 года № 5351-I «Об авторском праве и смежных правах», Закон РФ от 6 августа 1993 года № 5605-I «О селекционных достижениях» и др.
Чаще всего инновации связываются с научно-техническими достижениями или сопутствующими им явлениями. Именно в этом ключе они обычно трактуются в директивных документах органов государственной власти современной России. В этом плане инновации могут характеризоваться как нововведения в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы (качество продукции).
Для глубинного понимания сути феномена инновационной деятельности в современной России следует разграничивать понятия «новшество» и «инновация». Новшество
- это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенст-
вованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс, организационной, производственной или другой структуры, ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов, документов (стандартов, рекомендаций, методик, инструкций и т.п.), результатов маркетинговых исследований и т.д.
Необходимо учитывать, что на «входе» организации как системы будут новшества их продавцов, которые могут сразу внедряться, переходя в форму инноваций, либо просто накапливаться, дожидаясь своего часа для внедрения. На «выходе» организации будут только новшества как товары. Неправомерно в понятие «инновация» включать разработку инновации, ее создание, внедрение и диффузию. Эти этапы относятся к инновационной деятельности как процессу, результатом которого могут быть новшества или инновации.
Понятие «инновация» можно рассматривать и с позиции коммерциализации чего-то нового - новой технологии, товаров, услуг или процессов, которых не было раньше, нового рынка или рыночного сегмента, новой организационной формы или нового подхода к менеджменту, а также комбинации двух или более составляющих. Структурно инновационную деятельность можно представить в четырех основных аспектах: технологическом, прикладном, рыночного сегментирования или группирования потребителей, организационном.
Рассмотрим более детально каждую составляющую комплексного понятия «инновация»
При определении понятия «инновационный продукт» («инновационная продукция») за основу можно взять подход, сформулированный в принятом на 27-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ в г. Санкт-Петербурге 16 ноября 2006 г. Модельном законе об инновационной деятельности (далее Модельный закон). В статье 2 Модельного закона сказано, что инновационный продукт - это результат инновационной деятельности, получивший практическую реализацию в виде нового товара, услуги, способа производства (технологии) или иного общественно полезного результата [2].
Схожие определения содержатся в ст. 67 Налогового кодекса РФ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ, в Законе г. Москвы от 7 июля 2004 г. № 45 «Об инновационной деятельности в городе Москве», в Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года [3] и других нормативных правовых актах.
Что касается степени новизны этого продукта, его состава (видов), то мнения нормотворческих органов разнятся, и это во многом предопределяется особенностями предмета регулирования.
К примеру, в Техническом регламенте о безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта под инновационной продукцией понимается продукция, технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав применяемых материалов и компонентов) либо предполагаемое использование которой являются принципиально новыми или существенно отличаются от аналогичной ранее производимой продукции [1].
В нормативных правовых актах Федеральной службы государственной статистики под инновационной промышленной продукцией понимается продукция, которая в течение последних трех лет (включая отчетный период) подвергалась разного рода технологическим изменениям, а именно:
- продукция, подвергавшаяся значительным технологическим изменениям или вновь внедренная (принципиально новая). Для данной продукции область применения (использования), эксплуатационные характеристики, признаки, конструктивное выполнение, а также состав применяемых материалов и компонентов являются новыми или в значительной степени отличающимися в сравнении с аналогичными характеристиками ранее выпускавшейся в мире продукции;
- продукция, подвергавшаяся усовершенствованию, т.е. уже существующая (в стране, в мире) продукция, параметры которой в значительной степени модифицированы (улучшены качественные характеристики, экономическая эффективность и т.п.);
- прочая инновационная продукция, основанная на внедрении новых или значительно улучшенных производственных методов, предполагающих применение нового производственного оборудования, новых методов организации производства или их совокупности. Как правило, это уже выпускаемая на предприятии или основанная на заимствованном передовом опыте продукция [6].
Понятие «инновационная деятельность» применяется к целому классу организаций (корпорации знаний, виртуальные, обучающие, креативные, инновационные и т.п. организации), основой функционирования которых выступают знания. Целью инновационной деятельности такой организации является получение нового знания, ориентированного на решение ее проблем, причем, прежде всего не знания вообще, а организационного знания, посредством которого создается новое знание (новые товары, услуги или методы) внутри организации и таким образом обеспечивается основа для появления инноваций.
Понятие инновационной деятельности является производным от понятий инновации и инновационного процесса. Поскольку базовые понятия, лежащие в основе конструкции инновационной деятельности, представлены в экономической литературе весьма неоднозначно, постольку и само понятие инновационной деятельности является неоднозначным.
Официальное понятие инновационной деятельности содержится в концепции федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» [4]. Согласно указанному документу понятие «инновационная деятельность» означает выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных:
- на создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);
- на создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования;
- на применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии.
Опираясь на доктринальные взгляды и приведенное определение инновационной деятельности, можно выделить признаки данного вида деятельности.
Первым признаком, характеризующим инновационную деятельность, является ее системный характер. Указанный признак проявляется в том, что этот вид деятельности представляет собой не единичное действие, а систему действий, которые приводят к последовательной смене состояний нового научного знания или результата научного исследования. Эта смена состояний происходит по завершении тех либо иных стадий инновационного процесса, которым соответствуют отдельные этапы выполняемых работ или производимых действий.
В качестве второго признака инновационной деятельности следует назвать ее комплексный характер. Появлению нового или усовершенствованного продукта либо технологического процесса должен предшествовать комплекс научных, производственнотехнологических, организационных, финансовых и иных мероприятий. Соответственно этому складывается и инновационная инфраструктура, организационными элементами которой, в частности, выступают:
- информационное обеспечение,
- экспертно-аналитическое обеспечение,
- финансово-экономическое обеспечение,
- маркетинговое и рекламное обеспечение,
- патентно-лицензионное и патентно-исследовательское обеспечение,
- правовое обеспечение.
Третьим признаком инновационной деятельности является ее целевой характер. В качестве цели выступает появление нового или усовершенствованного продукта, реали-
зуемого на рынке, либо нового или усовершенствованного процесса, используемого в практической деятельности.
Четвертым признаком инновационной деятельности выступает ее рисковый характер. Инновационная деятельность в большей степени, чем иные виды деятельности, подвержена факторам риска, воздействие которых на промежуточные и конечные результаты этой деятельности невозможно определить заранее. В общем виде инновационный риск определяется как вероятность потерь, возникающих при инвестировании в создание нового или усовершенствованного продукта, в разработку новой технологии, реализация которых на рынке зависит от эластичности спроса на него.
Модельный закон в ст. 2 определяет инновационную организацию как «юридическое лицо, осуществляющее инновационную деятельность» [1]. К таким организациям, прежде всего, относятся специализированные инвестиционные структуры, разного рода инновационные предприятия, инновационно-технологические центры, инновационно-
образовательные учреждения и т.д. Ярким примером такой структуры является инновационный центр «Сколково», который создан для разработки инновационных технологий в области энергетики, космоса, медицины, компьютеризации [9].
К муниципальным образованиям, призванным вести инновационную деятельность, относятся также наукограды, их научно-производственные комплексы [2].
Содействие развитию инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий и реализации прав в этой области является целью Российской корпорации нанотехнологий [5]. В полной мере инновационной организацией является национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», цель создания которого - проведение полного инновационного цикла научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, включая создание промышленных образцов по приоритетным направлениям развития науки, технологий в Российской Федерации [8].
Как видно, далеко не все инновационные организации имеют в своем названии слово «инновация» либо его производные. Таким образом, название организации не является критерием ее отнесения к типу инновационных.
В качестве субъектов инновационной деятельности могут выступать любые предприятия, научные организации, учреждения высшего профессионального образования, фонды и иные организации, для которых разработка и внедрение инноваций является предметом их деятельности в силу закона либо уставных (статусных) документов.
Однако возникает вопрос: является ли инновационной любая организация, которая лишь в той или иной степени связана с инновациями, или инновационная деятельность должна быть для инновационной компании основной?
Проведенный анализ законодательства показал следующее. Модельный закон в п. 1 ст. 8 определяет инновационные корпорации как объединения технологически связанных производственных предприятий, научных центров, проектных и инновационных организаций, специализирующихся на разработке и выпуске конкурентоспособной высокотехнологичной, наукоемкой инновационной продукции (товаров, услуг).
Кроме того, в ст. 2 Модельного закона присутствуют определения инновационных организаций и предприятий: «Инновационная организация - юридическое лицо, осуществляющее инновационную деятельность»; «Инновационное предприятие - хозяйствующий субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность, связанную с разработкой, производством и поставкой инновационной продукции (товаров, услуг), для которого указанная продукция составляет основную часть (не менее 70%) общего объема производства товаров (услуг)».
Инновационная деятельность организации обычно осуществляется в следующих формах и направлениях:
- проведение маркетинговых исследований на рынке инноваций,
- поиск инновационных идей,
- экспресс-анализ инновационных идей,
- проведение НИОКР в целях создания идеи новшества,
- приобретение инновационных идей, лицензий и ноу-хау,
- изготовление опытных образцов новых видов продукции и техники,
- проведение испытаний новой техники,
- организация презентаций новых товаров,
- освоение новых видов продукции и техники,
- создание серийного производства новых видов продукции и техники.
Возникновение правового регулирования интеллектуальной собственности на международном уровне связывают с заключенной в Париже 20 марта 1883 г. Конвенциейпо охране промышленной собственности (действует в редакции от 2 октября 1979 г.), предусматривающей меры наказания за незаконное использование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований и т.д. Право на интеллектуальную собственность определено в III Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. СССР в целях обеспечения защиты отечественного приоритета на изобретения присоединился к Парижской конвенции с 1 июля 1965 г. В настоящее время законодательство России отражает содержание и направленность большинства международных правовых актов в этой области.
Как известно, оформление прав на изобретение осуществляется путем получения авторского свидетельства или патента. Авторское свидетельство удостоверяет признание предложения изобретением, приоритет изобретения и авторство лица. Такое свидетельство имеет территориальное действие, т. е. изобретение, удостоверяемое им, не может беспрепятственно и безвозмездно использоваться и в других странах, если оно там не запатентовано.
Таким образом, суммируя вышеизложенное, инновационную деятельность можно определить как процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.
Что касается лиц, участвующих в инновационной деятельности, то необходимо отметить, что в число субъектного состава, занимающегося инновационной деятельностью, могут включаться практически любые юридические лица независимо от их организационно-правовой формы. Указанные субъекты инновационной деятельности делятся на две крупные группы: непосредственно осуществляющие инновацию (инновационные корпорации, предприятия, научные центры, инновационные учебные заведения, малые инновационные компании, предприятия) и содействующие инновационному процессу (государство в лице финансово-бюджетных органов, инвестиционные компании, банки).
Например, как было отмечено, Модельный закон закрепляет в ст. 2 и 8 понятия инновационной организации, инновационного предприятия, а также инновационной корпорации. Постановлением Росстата от 20 декабря 2007 г. № 104 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минобрнауки России статистического наблюдения за организациями научно-технического комплекса» введено понятие инновационнотехнологического центра, как организации, созданной на базе научной организации или ее опытного завода, обладающей имущественным комплексом в виде офисных, производственных помещений и соответствующего оборудования, использующей его для представления в аренду малым предприятиям на основе договоров или для осуществления собственной инновационной деятельности, обладающей квалифицированным персоналом сотрудников, оказывающих технологические, информационные, консультационные и иные услуги по обеспечению информационной деятельности, которая может иметь различное местонахождение, разную степень хозяйственной самостоятельности - состоять на балансе научной организации или на отдельном балансе, в последнем случае его подчиненность
научной организации должна быть оговорена в официальном документе (уставе организации, структуре, схеме научной организации).
Можно встретить и понятие инновационно-образовательного учреждения. Например, решением Совета депутатов городского округа Королев Московской области от 12 декабря 2007 г. № 239/40 «Об утверждении программы развития системы образования города Королева Московской области на 2007-2011 годы» определено, что «инновационное образовательное учреждение - образовательное учреждение, внедряющее новые педагогические знания (идеи) в образовательную среду...».
Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» также содержит понятие инновационного центра: «Инновационный центр «Сколково» - совокупность инфраструктуры территории инновационного центра «Сколково» и механизмов взаимодействия лиц, участвующих в реализации проекта, в том числе путем использования этой инфраструктуры...».
Помимо лиц, непосредственно осуществляющих инновационную деятельность, рассматриваемый Закон содержит и понятие лиц, участвующих в инновационной деятельности, - это управляющая компания, дочернее общество управляющей компании, участник проекта, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по реализации проекта на основании сделок, заключенных с управляющей компанией, дочерним обществом управляющей компании, участником проекта, за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, а также физическое лицо, осуществляющее трудовую деятельность на территории Центра.
Субъектами инновационной деятельности по закону являются:
а) авторы (соавторы). Авторское право на произведение, созданное совместным трудом двух или более лиц (коллективное произведение), принадлежит соавторам совместно, независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет и самостоятельное значение;
б) физические лица, творческим трудом которых созданы объекты, патентообладатели, их правопреемники. Правопреемниками называют лиц, которые не участвуют в создании произведений, но приобретают правомочия по их использованию на основании закона, наследования или договора с автором. Правопреемниками становятся наследники, государство, организации;
в) государство. Оно становится обладателем авторских прав в определенных случаях: при принудительном выкупе авторского права, объявлении произведения достоянием государства, ликвидации юридического лица, обладавшего авторским правом;
г) юридические лица. За ними авторские права закрепляются в случаях и в пределах, установленных законодательством.
Федеральным законом от 21 июля 2011 г. № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» с 25 июля 2011 г. была введена в действие новая глава IV. 1 «Г осударственная поддержка инновационной деятельности» Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
Принятие отдельной главы, а не добавление и/или внесение изменений в действующие нормы главы IV «Формирование и реализация государственной научно-технической политики» было вызвано практической необходимостью и желанием законодателя акцентировать внимание на механизмах государственной поддержки инновационной деятельности в России с учетом государственной стратегии социально-экономического развития страны на ближайшее десятилетие.
Литература
1. Модельный закон об инновационной деятельности (принят в г. Санкт-Петербурге 16 ноября 2006 г. Постановлением 27-16 на 27-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ).
2. Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Фе-
дерации».
3. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утв. Правительством РФ 5 августа 2005 г. № 2473п-П7).
4. Постановление Правительства РФ от 17 октября 2006 г. № 613 «О федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научнотехнологического комплекса России на 2007 — 2013 годы».
5. Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий».
6. Приказ Федеральной службы государственной статистики от 12 ноября 2008 г. № 278 «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения: № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации».
7. Постановление Правительства РФ от 15 июля 2010 г. № 525 «Об утверждении Технического регламента о безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта».
8. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 220-ФЗ «О национальном исследовательском центре «Курчатовский институт».
9. Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».
ANALYSIS OF REGULATORY INNOVATION IN THE RUSSIAN FEDERATION
State innovation policy is a part of social and economic policy and is aimed at improving state regulation, development and promotion of innovation. She realized, in particular, with the help of legal mechanisms of state support. In this paper we analyzed the legal regulation of innovative activity in the Russian Federation.
Keywords: innovation, the legal regulation.
Chistov Igor Vadimovich, doctor of economics, professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Head of Department for Economics and Management Production Military University