Научная статья на тему 'Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России в сфере инноваций и интеллектуальной собственности'

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России в сфере инноваций и интеллектуальной собственности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
562
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Королева Е. В., Стрелков О. И.

В статье на представительном уровне рассматривается нормативно-правовая база государственной поддержки и регулирования деятельности малых и средних предприятий в инновационной сфере. Концентрированное изложение многочисленных норм, рассеянных по различным правовым актам вместе с анализом статистики несомненно будет полезно как для предпринимателей, так и для специалистов, участвующих в регулировании инновационных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Королева Е. В., Стрелков О. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России в сфере инноваций и интеллектуальной собственности»

ИННОВАЦИИ № 10 (156), 2011

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России в сфере инноваций и интеллектуальной собственности

Е. В. Королева,

к. э. н., доцент, зав. кафедрой управления инновациями и коммерциализации интеллектуальной собственности, ФГБОУ ВПО Российская государственная академия интеллектуальной собственности e-mail: [email protected]

О. И. Стрелков, директор ФГБУ Федеральный институт промышленной собственности

e-mail: [email protected]

В статье на представительном уровне рассматривается нормативно-правовая база государственной поддержки и регулирования деятельности малых и средних предприятий в инновационной сфере. Концентрированное изложение многочисленных норм, рассеянных по различным правовым актам вместе с анализом статистики несомненно будет полезно как для предпринимателей, так и для специалистов, участвующих в регулировании инновационных процессов.

Ключевые слова: малые и средние предприятия, инновационная деятельность, результаты интеллектуальной деятельности, финансирование, налогообложение.

Развитие малого и среднего бизнеса в последнее время стало не только экономической, но и политической задачей. В период перехода на инновационный путь развития экономики предпринимательство рассматривается как важнейший инструмент реализации инноваций в бизнесе, способствующий формированию конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, обеспечению занятости, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Малые и средние предприятия (МСП) являются стратегическим фактором, определяющим устойчивый подъем уровня инновационной экономики страны. В целях увеличения темпов роста их финансовоэкономических и социальных показателей в структуре экономики страны необходимо осуществлять развитие механизмов поддержки предпринимательского сообщества. В этой связи поддержка МСП должна быть основана на тесном взаимодействии государственных и общественных структур.

Чтобы понять, что происходит с сектором МСП, рассмотрим данные статистики. Согласно данным, представленным Росстатом и ФНС России, в Российской Федерации на 01.10.2010 г. осуществляли деятельность 5,738 млн субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 1,631 млн юридиче-

ских лиц, а также 4,107 млн индивидуальных предпринимателей. В сфере МСП занято 16,308 млн человек, в том числе 12,201 млн работников компаний являющихся юридическими лицами и 4,107 млн индивидуальных предпринимателей (табл. 1). Таким образом, наблюдался прирост численности субъектов малого и среднего предпринимательства на 2,4%, в основном сложившийся за счет роста числа индивидуальных предпринимателей и микропредприятий, вместе с тем, среднесписочная численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства увеличилась на 0,5%. Для сравнения, например, в 2006 г. насчитывалось чуть больше одного миллиона МСП, в которых было задействовано свыше 9 млн человек.

Посмотрим теперь, что происходило с малым бизнесом в первой половине 2011 г. Данные статистики не дают возможности отслеживать поквартальную динамику всех малых предприятий (микропредприятия сдают отчетность всего раз в год). Поэтому имеется возможность анализировать только динамику показателей собственно малых предприятий (табл. 2).

По состоянию на 1 апреля 2011 г. в России было зарегистрировано 230,9 тыс. малых предприятий, что на 5,2% больше, чем годом ранее. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей выросло на 6,9 ед. и составило 161,6 ед.

Таблица 1

Основные показатели развития малого и среднего предпринимательства в 2008-2010 гг. [1]

2008 (на 01.01.2009) 2009 (на 01.01.2010) Изменения к 2008 На 01.10.2010 Изменения к 1.01.2010

Количество малых и средних предприятий, а также индивидуальных предпринимателей 5136362 5605767 +9,1% 5738711* +2,4%

Среднесписочная численность работников в сфере малого и среднего предпринимательства 16387825 16220000 -1% 16308589* +0,5%

* Данные по микропредприятиям приведены по состоянию на 1 января 2010 г., так как обследования проводятся раз в год.

По итогам января-марта 2011 г. среднесписочная численность занятых на МП (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране выросла на 3,9% по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года и составила 5706,0 тыс. человек. Удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых за этот период увеличился на 0,5% до уровня 12,3%.

Общий объем оборота малых предприятий в Российской Федерации за I квартал 2011 г. составил 2477,3 млрд руб., что на 22,6% превышает показатель за аналогичный период прошлого года. С учетом индекса потребительских цен рост показателя составил 12,0%.

Объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в I квартале 2011 г. в целом по Российской Федерации составил 38301,3 млн руб., что на 4,4% превышает значение показателя за аналогичный период прошлого года. Вместе с тем с учетом индекса потребительских цен показатель сократился на 4,7% [2].

Следовательно, по итогам I квартала 2011 г. по сравнению с I кварталом 2010 г. в целом по стране наблюдается положительная динамика всех рассматриваемых показателей развития малого предпринимательства.

Развитие этого сектора экономики наблюдается во всех сферах жизни страны, особенно в таких важных для нормального обеспечения большого числа населения, как: торговля, сфера услуг, строительство, производство и др. Отрицательную динамику показывает только объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях с поправкой на индекс потребительских цен.

О возросшем внимании государства к роли предпринимательства в становлении инновационно ориентированной отечественной экономики и решении задач социального развития свидетельствует принятие базового Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ) и Указов Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. № 1381 «О Дне российского предпринимательства» (26 мая) и от 15 мая 2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности».

Закон № 209-ФЗ установил новые критерии выделения субъектов малого и среднего предпринимательства.

Критериями отнесения предприятий к соответствующей категории являются:

• средняя численность работников, независимо от вида деятельности;

• предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости активов.

Согласно нормам Федерального закона и Постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:

• микропредприятия: численность до 15 человек, годовой оборот до 60 млн руб.;

• малые предприятия: численность до 100 человек, годовой оборот до 400 млн руб.;

• средние предприятия: численность до 250 человек, годовой оборот до 1000 млн руб.

Закон № 209-ФЗ определил также законодательную основу политики по развитию МСП, став базой для формирования системы специальных льгот и преференций для субъектов малого предпринимательства. Он разграничил полномочия федеральной, региональной и местной власти по развитию малого бизнеса, определил равный доступ к государственной поддержке, необходимость стандартизации деятельности по данному направлению и развитие различных форм поддержки.

Таблица 2

Основные статистические показатели малого

предпринимательства (МП) на 01.04.2011 г. [2]

на 01.04.2011 г.

в % к 01.04.2010 г.

Всего малых предприятий (без микропредприятий - МКП) 230,9 тыс. +5,2

Числ. работников на МП (без МКП) (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) 5706,0 тыс. чел. +3,9

Удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых 12,3% +0,5

Общий объем оборота МП 2 477,3 млрд руб. +22,6

Объем инвестиций в основной капитал на МП 38301,3 млн руб. +4,4

Объем инвестиций в основной капитал на МП с учетом индекса потребительских цен 38 301,3 млн руб. -4,7

ИННОВАЦИИ № 10 (156), 2011

ИННОВАЦИИ № 10 (156), 2011

Таблица 3

Динамика выдачи патентов на изобретения субъектам малого предпринимательства в 2002 -2010 гг.

■——Годы Вид МП " " ■—-— 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Итого

Малое предприятие 6 20 20 10 3 2 14 3 4 82

Индивидуальный предприниматель — 1 3 8 2 2 2 1 2 21

Фермерское (крестьянское) — — 4 — — 1 — — — 5

Всего 6 21 27 18 5 5 16 4 6 108

С целью анализа участия малых предприятий в инновационной деятельности рассмотрим результаты патентования объектов промышленной собственности, так как общеизвестно, что эти результаты отражают участие хозяйствующих субъектов в инновационной деятельности и являются индикатором активности создания и освоения нововведений. При этом ведущее место в инновационном потенциале как крупных зарубежных компаний и фирм, так и инновационных предприятий малого и среднего бизнеса занимают, как правило, изобретения и полезные модели.

С 2002 по 2010 гг. малым предприятиям в России было выдано около 262 патентов на изобретения (108), полезные модели (41) и промышленные образцы (113), что составляет менее 0,1% от общего числа выданных за этот период патентов Российской Федерации.

Приведенные данные говорят о незначительном вкладе малых предприятий в инновационное развитие экономики страны. Представляется, что одним из важных условий повышения эффективности деятельности малых инновационных предприятий является развитие и стабильное функционирование крупных научных, научно-промышленных центров и предприятий с наукоемким производством, по отношению к которым малые и средние предприятия будут выполнять роль инфраструктуры, обеспечивающей ускорение инновационного процесса на всех его стадиях. (см. табл. 3-5 и рис. 1).

Последние годы характерны тем, что большее внимание уделялось формированию комплекса мер стимулирования развития инновационного малого бизнеса.

Государственная политика направлена на создание инфраструктуры коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности (РИД), создаваемых государственными научными и образовательными учреждениями посредством создания малых инновационных предприятий. Решение указанной задачи обеспечивается Федеральным законом от 2 августа

2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) резуль-

татов интеллектуальной деятельности» (далее — Закон № 217-ФЗ).

Нововведение Закона № 217-ФЗ заключается в разрешении бюджетным научным учреждениям и созданным государственными академиями наук научным учреждениям, высшим учебным заведениям, являющимся бюджетными образовательными учреждениями, и созданным государственными академиями наук высшим учебным заведениям (далее — научным учреждениям) создавать (являясь учредителем, в том числе совместно с другими лицами) хозяйственные общества без согласия собственника их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности. Данный механизм соответствует положительному зарубежному опыту, который показывает нам возможность коммерциализации РИД посредством построения подобных структур в вузе и научных учреждениях, передав им права на РИД на основе лицензионных договоров.

В связи с принятием Закона № 217-ФЗ были внесены поправки в ряд законов, чтобы обеспечить правовую базу создания бюджетными научными и образовательными учреждениями коммерческих хозяйственных обществ целевого назначения.

В развитие данного направления Правительство РФ приняло ряд постановлений, направленных на государственную поддержку инновационного развития научного и образовательного сектора.

По данным Государственного учреждения «Центр исследований и статистики науки» [3], которое формирует и ведет реестр хозяйственных обществ, созданных в рамках закона, на 30.07.2011 г. в данном реестре зарегистрировано 1078 уведомлений о создании хозяйственных обществ.

Распространенными формами вклада в уставный капитал хозяйственных обществ в уведомлениях были названы изобретения (244 — 35%), секреты производства (200 — 29%), программы для ЭВМ (155 —22%), полезные модели (82 —12%). В единичных случаях в качестве вклада выступали базы данных (11 —1,6%), топологии интегральных микросхем (2 — 0,2%) и

Таблица 4

Динамика выдачи патентов на полезные модели субъектам малого предпринимательства в 2002-2010 гг.

'——Годы Вид МП —-—— 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Итого

Малое предприятие 3 3 3 2 — 5 1 1 1 19

Индивидуальный предприниматель — — — — — 1 1 9 8 19

Фермерское (крестьянское) — 1 — — — — — 1 1 3

Всего 3 4 3 2 — 6 2 11 10 41

Таблица 5

Динамика выдачи патентов на промышленные образцы малым предприятиям в 2002-2010 гг.

Годы Вид МП 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Итого

Малое предприятие 1 — 6 — 2 — — — — 9

Индивидуальный предприниматель — 1 2 2 10 22 32 31 3 103

Фермерское (крестьянское) — — — 1 — — — — — 1

Всего 1 1 8 3 12 22 32 31 3 113

промышленные образцы (2 — 0,2%), селекционное достижение (1 — 0,1%). Общее количество внесенных в уставный капитал РИД составляет 697 объектов.

Для сравнения: из 662 государственных вузов, хозяйственные общества создали 205 (31%), а из 469 организаций Российской академии наук — 302 организации Российской академии сельскохозяйственных наук, 67 организаций Российской академии медицинских наук, выполняющих исследования и разработки, хозяйственные общества зарегистрировали всего только 23 организации.

Что касается регистрации лицензионных договоров на передачу права использования РИД в качестве вклада в уставный капитал малого предприятия, то многим лицензионным договорам (по данным за июнь 2011 г. — 24) было отказано в регистрации. Причиной тому является несоответствие установленным Роспатентом требованиям при регистрации лицензионных договоров. Кроме этого, допускаются существенные юридические ошибки, в частности, внесенных в уставный капитал патентов, не имеющих юридической силы из-за неуплаты пошлины; в качестве вклада в уставный капитал использовалось авторское свидетельство; в уведомлениях указывают патенты, правообладателем которых учредитель не является, в реестре фигурируют заявки на изобретения и полезные модели. Заявка — документ, удостоверяющий приоритет на заявленный объект, но никак не исключительное право, и который в принципе не может быть использован как предмет для внесения в уставный капитал. Допущение таких существенных ошибок свидетельствует о недостаточной компетентности специалистов, занимающихся подготовкой документов, связанных с созданием хозяйственного общества.

Актуальным является вопрос создания через налоговые преференции механизма экономического стимулирования для инновационных малых предприятий. В виду специфики их деятельности разработка специальных льгот необходима, в особенности для малых предприятий научных и образовательных учреждений в целях оказания последним помощи в создании и развитии инновационной инфраструктуры.

Ниже приведены действующие положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), имеющие отношение к изобретательской и инновационной деятельности.

19 июля 2007 г. принят федеральный закон № 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности», вступивший в силу с 1 января 2008 г. Внесенные изменения

расширяют налоговые льготы в области внедренческой деятельности научных и иных организаций. Так, в соответствии со статьей 149 НК РФ не подлежит налогообложению передача (отчуждение) исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных РИД на основании лицензионного договора.

Кроме того, не подлежат налогообложению:

• выполнение НИОКР за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций;

• выполнение НИОКР учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров;

• выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новой продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ включаются следующие виды деятельности:

• разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;

• разработка новых технологий, т. е. способов объединения физических, химических, техноло-

Количество патентов 50 45 40 35 30 25 ■

20 15 10 ■

5

0

п------I-----I-----Г

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Годы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I I Изобретения □ Полезные модели □ Промышленные образцы

Рис. 1. Динамика выдачи патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы малым предприятиям в 2002-2010 гг.

ИННОВАЦИИ № 10 (156), 2011

ИННОВАЦИИ № 10 (156), 2011

гических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);

• создание опытных, т. е. не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации.

В развитии направления данного закона был принят Федеральный закон Российской Федерации № 132-ФЗ от 7 июня 2011 г. «О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором уточняется порядок учета расходов на НИОКР при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, определяется перечень статей расходов, относимых к расходам на НИОКР для целей налогообложения прибыли организаций, предоставляется право формировать в налоговом учете резерв предстоящих расходов на НИОКР. С 1 января 2011 г. предусмотрено предоставление льготы по налогу на имущество организаций сроком на три года в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность.

Для субъектов МСП актуальны такие режимы, как упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Этот специальный режим для МСП регулируется главой 26.2 НК РФ. Перечень организаций, которым запрещено применять упрощенную систему налогообложения, закреплен статьей 346.12 НК РФ.

Установленные Законом № 217-ФЗ условия создания хозяйственных обществ подпадают под подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ, в соответствии с которым не могут применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%.

Однако Федеральным законом от 27 ноября

2010 г. № 310-ФЗ «О внесении изменения в статью 346.12 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» введены дополнения, в соответствии с которыми данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, учрежденные бюджетными научными и образовательными учреждениями по Закону № 217-ФЗ.

Применение упрощенной системы налогообложения позволяет хозяйственным обществам не прибегать к дорогим услугам высококвалифицированных бухгалтеров, значительно снизить издержки и повысить их устойчивость на этапе становления.

Упрощенная система налогообложения предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого

социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

При упрощенной системе налогообложения (статья 346.16 НК РФ) малые предприятия могут уменьшить полученные доходы на следующие расходы:

а) приобретение нематериальных активов (НМА), а также создание НМА самим налогоплательщиком (с учетом положений пункта 3 и 4 настоящей статьи);

б) приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных РИД на основании лицензионного договора;

в) патентование и (или) оплату услуг по получению правовой охраны РИД, включая средства индивидуализации;

г) научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, а именно (пункт 1 статьи 262 НК РФ): создание новой или усовершенствование производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство, а также на формирование Российского фонда технологического развития, иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научноисследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике»;

д) связанные с приобретением права на использование программы для ЭВМ и базы данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям), включая расходы на обновление программ для ЭВМ и базы данных.

Примером создания благоприятных экономических условий работы инновационных малых предприятий, служит недавно принятый Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об инновационном центре “Сколково”». Принятые меры носят целенаправленный характер и распространяются исключительно на организации, которые приобретут статус участника инновационного центра «Сколково».

Данные организации получают существенные налоговые льготы, такие как:

а) освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящим пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» в случае непревышения годового объема их выручки от реализации товаров (работ, услуг) в размере 1 млрд руб.;

б) освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, в течение десяти лет со дня получения организацией статуса участника проекта в соответствии с указанным Федеральным законом (статья 145.1 НК РФ). Организация утрачивает право на освобождение при условии, если совокупный размер прибыли участника проекта, рассчитанный в соответствии с главой 25 НК РФ нарастающим итогом начиная с 1-го числа года, в котором годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), полученной этим участником проекта, превысил

1 млрд руб., превысил 300 млн руб., с 1-го числа налогового периода, в котором произошло превышение указанного совокупного размера прибыли;

в) освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на прибыль организации в порядке и на условиях, которые предусмотрены главой 25 НК РФ (пункт 3 статья 246 НК РФ) в течение десяти лет со дня получения организацией статуса участника проекта.

В настоящее время в России имеется достаточно обширная инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства. Прежде всего, необходимо отметить Торгово-промышленную палату Российской Федерации, в которую входят 170 региональных ТПП, Российский союз промышленников и предпринимателей, бизнес-инкубаторы (около 150), Союз инновационно-технологических центров России, который объединяет 53 центра (еще имеется 28 ИТЦ, не входящих в Союз), общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства «Опора России» (79 региональных отделений), общественную организацию «Российская ассоциация развития малого и среднего предпринимательства», Российская венчурная компания (Фонд фондов), Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (28 региональных отделений), Российский фонд фундаментальных исследований, Российский фонд технологического развития, Российский гуманитарный научный фонд, Федеральный фонд производственных инноваций, Российскую ассоциацию развития франчайзинга, бизнес-центры, бизнес-школы, региональные информационноаналитические центры (более 20), региональные фонды и центры поддержки малого предпринимательства (созданы в 73 субъектах), российские информационные ресурсы для малого бизнеса (52 сайта в Интернете), палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные и социально-деловые центры, технопарки (более 40), учебно-деловые центры (77 в крупных и 52 в небольших городах).

Следует назвать и организации, оказывающие информационную и организационную помощь малым и средним предприятиям: центры научно-технической информации и библиотеки. Именно этим структурам необходимо более эффективно и тесно работать с малым бизнесом для повышения его инновационного потенциала.

Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны создавать условия для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства, способствовать созданию акционерных и закрытых паевых инвестиционных фондов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2008 г. № 178 образована правительственная комиссия по развитию малого и среднего предпринимательства. В Постановлении отмечается, что решения комиссии, принятые в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для реализации органами исполнительной власти.

Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатент) осуществляется информационная поддержка малого и среднего предпринимательства.

С этой целью на сайте Роспатента и Федерального института промышленной собственности (ФИПС) (http://www1.fips.ru) создана специальная рубрика «Малым и средним предприятиям об охране и защите результатов интеллектуальной деятельности» в разделе «Роспатент и регионы».

Данная рубрика содержит следующие параграфы:

1. Нормативно-правовая база поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (содержит перечень законодательных и нормативных актов, прямо или косвенно регулирующих деятельность малого или среднего предпринимательства и краткое резюме по ним).

2. Обеспечение правовой охраны и использование результатов интеллектуальной деятельности для инновационных малых и средних предприятий (содержатся рекомендации по правовой охране полученных результатов интеллектуальной деятельности, в том числе при выборе процедуры патентования, принятию мер по правовой охране секретов производства (ноу-хау), обеспечению прав на программы для ЭВМ и топологии интегральных микросхем).

3. Оформление заявки на получение патента на изобретение (полезную модель) (параграф представляет собой практическое указание по осуществлению работ, связанных с обеспечением правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности).

4. Льготы при подаче заявок на изобретение и полезную модель (приведены ссылки на законодательные и нормативно-правовые акты).

5. Защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (указаны нормы законодательных актов, регулирующих правовую защиту результатов интеллектуальной деятельности и меры ответственности за нарушение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности).

Кроме того, Роспатентом и ФИПС с 1999 г. проводится работа по отбору перспективных изобретений и созданию по ним базы данных «Перспективные изобретения» (далее — База).

ИННОВАЦИИ № 10 (156), 2011

ИННОВАЦИИ № 10 (156), 2011

Основной задачей отбора является выявление, стимулирование и поощрение перспективных отечественных научно-технических разработок, с целью их дальнейшего продвижения на рынке и промышленного внедрения.

Отбор перспективных изобретений направлен также на привлечение к патентообладателям и авторам внимания инвесторов, публичное признание их достижений и на расширение полученного опыта изобретательской работы среди других предприятий, организаций и физических лиц.

Информация о перспективных изобретениях выпускается на CD и DVD, а также проводится пополнение их базы данных на сайте Роспатента в Интернете. Кроме того, два раза в год выходит сборник «Приоритетные направления развития науки и технологий и перспективные изобретения». Информация о перспективных изобретениях публикуется также в журнале «Интеллектуальная собственность», а при необходимости и в других журналах.

Развивая направление стимулирования инноваций, разработано и внедрено положение по отбору 100 лучших изобретений России.

Его задачей является выявление, стимулирование и поощрение перспективных отечественных научно-технических разработок с целью их дальнейшей коммерциализации, привлечения инвестиций в инновационную сферу, повышение конкурентоспособности отечественной продукции, пропаганды изобретательства и развития рынка интеллектуальной собственности.

Отбор лучших изобретений производится из базы данных перспективных изобретений.

Сведения о 100 лучших изобретений публикуются в специальном сборнике, журналах и размещаются на сайте Роспатента в Интернете.

По данным анализа на 31.08.2011 г.:

• количество изобретений в БД «Перспективные изобретения» — 924;

• количество изобретений в БД «100 лучших изобретений России» — 377;

• количество изобретений, использованных в инновационной продукции — 125.

Из 377 патентов, включенных в базу «100 лучших изобретений России», по данным федерального статистического наблюдения за использованием интеллектуальной собственности по форме № 4-НТ (перечень) использованными значатся 33 изобретения, в том числе: за 2007 г — 12, 2008 — 13, 2009 — 5 и 2010 — 3.

По итогам ежегодного отбора 100 лучших изобретений их патентообладатели награждаются дипломами Роспатента, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и другими организациями.

Данные опроса патентообладателей, включенных в число 100 лучших изобретений России:

• 94% респондентов получили моральное удовлетворение;

• 42% перспективных изобретений экспонировались на международных выставках и салонах в России;

• 27% перспективных изобретений экспонировались на международных салонах и выставках за рубежом;

• 16 патентообладателей из 100 лучших изобретений России привлекли инвестиционные средства (ресурсы) на промышленное использование;

• 18 патентообладателей вышли на рынок с готовым продуктом;

• 3 патентообладателя заинтересовали своими разработками зарубежные рынки.

Развитие малого предпринимательства в настоящее время становится важнейшим фактором роста эффективности экономики страны, одним из наиболее емких ресурсов социально-экономических преобразований в стране. Вместе с тем при явном интересе предпринимателей к инновационной деятельности роль предпринимательского сектора в финансировании исследований и разработок, как показывают опубликованные статистические данные, пока относительно невелика. Во многом это объясняется нестабильностью социально-экономической ситуацией в стране, деформированностью рыночных отношений, несовершенством механизмов их регулирования, неразвитостью механизмов взаимодействия государства и предпринимательства. В связи с этим необходимо продолжить формирование комплексной системы мер поддержки малого и среднего бизнеса, в особенности тех из них — кто реализует инновационные проекты и проекты инвестиционного характера, направленные на совершенствование технологии производства, повышения добавленной стоимости, выпуска новых для рынка продуктов с высоким уровнем качества, соответствующим международным стандартам.

Список использованных источников

1. Краткая информация об основных показателях и основных нормативных правовых актах в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. 20082010 гг.//ООО МСП «Опора России». Материалы семинара экспертной группы № 4, 2011. Сайт Национального института системных исследований проблем предпринимательства. http:// www.nisse.ru/business/article/article_1764.html. 08.08.2011.

2. Ф. С. Сайдуллаев, А.М.Шестоперов. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-марте 2011 г. Ежеквартальный информационно-аналитический доклад. М.: АНО «НИСИПП», сентябрь 2011.

3. http://www.csrs.ru.

State support of small and medium-sized enterprises in Russia in the sphere of innovations and intellectual property

E. V. Koroleva, PhD, Associate Professor, Head of Management Innovation and Commercialization Intellectual Property, Russian State Academy of Intellectual Property.

O. I. Strelkov, Director, Federal Institute of Industrial Property.

The article is concerned on a presentation level with the legal and regulatory framework of the activity of small and medium-sized enterprises in the sphere of innovations. Concentrated restatement of numerous rules of law, scattered in different legal acts along with analysis of statistics will for certain be useful for entrepreneurs as well as for experts, who take part in regulation of innovation processes.

Keywords: small and medium-sized enterprises, innovative activity, results of intellectual activity, financing, taxation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.