Научная статья на тему 'Государственное регулирование интеллектуальной промышленной собственности при определении концептуальной схемы инновационной предпринимательской деятельности'

Государственное регулирование интеллектуальной промышленной собственности при определении концептуальной схемы инновационной предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
264
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА / ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ОБОРОТ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / ВЕНЧУРНАЯ СТРАТЕГИЯ / ТРЕТЕЙСКИЙ СУД / ЕВРАЗИЙСКИЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РЫНОК / INTELLECTUAL INDUSTRIAL PROPERTY / INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP / EXCLUSIVE PROPERTY RIGHTS / THE ECONOMIC TURNOVER / TAX BENEFITS / VENTURE STRATEGY / THE ARBITRATION COURT / EURASIAN ECONOMIC MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сенников Н. Л.

В рамках процессного подхода обосновывается необходимость разработки специальной Стратегической программы развития инновационного предпринимательства России, взаимосвязанной с Концепцией экономико-правового регулирования отношений авторов, правообладателей при введении интеллектуальной промышленной собственности в хозяйственный оборот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF INTELLECTUAL INDUSTRIAL PROPERTY AT DEFINITION OF THE CONCEPTUAL SCHEME OF INNOVATIVE BUSINESS ACTIVITY

Within the process approach it is based the necessity to elaborate the special Strategic program of innovative enterprise development in Russia, interconnected with the concept of economics and legal regulation of authors relations who are the possessors of the rights while introducing intellectual industrial property into economy turnover.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование интеллектуальной промышленной собственности при определении концептуальной схемы инновационной предпринимательской деятельности»

мощный импульс модернизации как региональной, так и всей российской экономики.

Предложенная модель оценки качества региональной инвестиционной политики с учетом неформальной компоненты взаимодействия с бизнесом может быть использована для обоснования и разработки механизма перевода взаимоотношений «инвестор - власть» в институционально-правовую плоскость, что является очень важным для формирования благоприятного инвестиционного климата, развития конкуренции и становления эффективной предпринимательской среды.

Список литературы:

1. Электронный ресурс: /7///л/Л\ \\ \\ .gazcta.ru/financial/ 2010/12/03/3455205.¿Ы:т1.

2. Российский бизнес сильно насторожен // Экономика и жизнь. -№ 14 (9380) от 15.04.11.

3. Власть, бизнес, общество в регионах: неправильный треугольник / под ред. Н. Петрова, А. Титкова; Москва. Центр Карнеги. - М.: Российская политиче-

ская энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 439 с.

4. Ведение бизнеса в России 2009. Международный банк реконструкции и развития/ Всемирный банк. -http://russian.doingbusiness.org/~/media/FPDKM/Doing% 20Busine ss/Documents/Subnational-Reports/DB 0 9 - Sub-Russia-Russian.pdf.

5. Эффекты, механизмы и локализация плохих институтов в российской экономике. Исследование, проведенное Институтом проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге для медиа-холдинга «Эксперт», ноябрь 2010 г. - январь 2011 г.

6. Григорьев Л., Зубаревич К, Урожаев Ю. Сциллаи Харибда региональной политики /Л. Григорьев, Н. Зубаревич, Ю. Урожаев // Вопросы экономики: научно-практический журнал. - 2008. - № 2. - С. 88.

7. Олейник А. Власть и бизнес: Бизнес прогнувшись: http://www.vedomosti.ru.

8. Путин В.В. Нам нужна новая экономика. - http:// www.vedomosti.ru/politics/news/1488145/o_nashih_ ekonomicheskih zadachah.

Сенников Н.Л.

кандидат экономических наук,

доцент кафедры «Региональное и муниципальное управление » Уфимского государственного университета экономики и сервиса, Россия, г. Уфа

УДК 347.779-047.64:338.22-029:001.895

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ СХЕМЫ ИННОВАЦИОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В рамках процессного подхода обосновывается необходимость разработки специальной Стратегической программы развития инновационного предпринимательства России, взаимосвязанной с Концепцией экономико-правового регулирования отношений авторов, правообладателей при введении интеллектуальной промышленной собственности в хозяйственный оборот.

Ключевые слова: интеллектуальная промышленная собственность, инновационное предпринимательство, исключительные имущественные права, хозяйственный оборот, налоговые льготы, венчурная стратегия, третейский суд, Евразийский хозяйственный рынок.

I

Г

I

STATE REGULATION OF INTELLECTUAL INDUSTRIAL PROPERTY AT DEFINITION OF THE CONCEPTUAL SCHEME OF INNOVATIVE BUSINESS ACTIVITY

Within the process approach it is based the necessity to elaborate the special Strategic program of innovative enterprise development in Russia, interconnected with the concept of economics and legal regulation of authors relations who are the possessors of the rights while introducing intellectual industrial property into economy turnover.

Key words: intellectual industrial property, innovative entrepreneurship, exclusive property rights, the economic turnover, tax benefits, venture strategy, the arbitration court, Eurasian economic market.

Институциональная система инновационного предпринимательства рассматривается в рамках процессного подхода как экономико-правовая система на основе создания и эффективного использования изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, технических ноу-хау.

Государственное регулирование правоотношений по поводу интеллектуальной промышленной собственности [1] предполагает регистрацию прав на объект (исключительные имущественные права) и предоставление защиты экономических интересов субъектов предпринимательской деятельности, исключительных имущественных и личных неимущественных прав от несанкционируемого посягательства на них третьих лиц. Эти функции непосредственно реализуются разделенными ветвями государственной власти.

В настоящее время сложилась ситуация, при которой Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) фактически вынуждена заниматься не соответствующими ее правоспособности функциями государственной власти - законодательными и судебными.

На это есть объективные причины, однако создалась ситуация, когда реализация функций исполнительной, законодательной и судебной власти зависит в той или иной степени от одной государственной структуры - Роспатента. Подобное положение нарушает основы конституционных принципов демократического устройства России и, как следствие, затрудняет процесс введения интеллектуальной промышленной собственности в хозяйственный оборот, реализацию экономических интересов, прав авторов, изобретателей, правообладателей, хозяйствующих субъектов рынка.

Для реализации программы инновационной государственной политики в части регулирования отношений интеллектуальной промышленной собственности, повышения эффективности использования ресурсов, упорядочения общественных отношений по поводу введения исключительных имущественных прав на результаты научно-технической дея-

тельности [2] в хозяйственный оборот, роста валового внутреннего продукта необходимо:

1) подтверждение функциональной определенности реализации государственной власти при регистрации и эффективной защите прав интеллектуальной промышленной собственности - учреждение удаленных представительных центров на базе региональных информационных центров Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (филиалы Роспатента) [3] с передачей им специальных полномочий: прием заявлений на выдачу патентов на объекты интеллектуальной промышленной собственности; предоставление возможности оформления патентных прав на полезные модели на местах, поскольку объекты интеллектуальной промышленной собственности, относящиеся к полезным моделям, фактически являются объектами рационализации; признание необходимости скорейшего введения правил приема заявок и оформления патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы через Интернет;

2) предоставление налоговых льгот хозяйствующим субъектам, вводящим в оборот изобретения, полезные модели, промышленные образцы;

3) осуществление налоговыми инспекциями периодических проверок законности использования предпринимателями исключительных имущественных прав (ежегодные отчеты);

4) принятие новых нормативных методик, позволяющих оценить стоимость эффективного использования исключительных имущественных прав на объекты интеллектуальной промышленной собственности;

5) разработка мероприятий для налоговых инспекций по выявлению фактов использования объектов интеллектуальной промышленной собственности и последующей постановке их на учет в качестве «нематериальных активов».

Необходимо внести соответствующие дополнения в нормативные положения ч. 7 п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что основанием возникновения гражданских прав и обязанностей признается также и неосновательное

обогащение вследствие неправомерного использования исключительных имущественных прав. Это обусловит принятие соответствующих дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральные законы «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», законодательство Российской Федерации о разделе продукции, в другие нормативно-правовые акты - о необходимости установления специальных финансовых льгот (по кредитованию, налогу на прибыль, др.) для авторов, правообладателей, обеспечивающих введение объектов интеллектуальной промышленной собственности в хозяйственный оборот, в зависимости от способов их использования и сферы применения, специфики хозяйственной деятельности, объемов получаемого дохода на единицу вложения капитала для определения льготных налоговых правовых режимов. Тем самым стимулируется правомерное приобретение и использование исключительных имущественных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, лицензионных имущественных прав на технические ноу-хау.

Предлагаемые изменения, дополнения нормативных положений будут способствовать реализации Правительством Российской Федерации стратегии развития общественных отношений интеллектуальной промышленной собственности в контексте концептуальной схемы инновационной политики России, обусловят необходимость рекомендовать соответствующим федеральным министерствам, службам принять нормативно-правовые акты, направленные на:

- предоставление налоговых льгот авторам, правообладателям, вводящим в хозяйственный оборот исключительные имущественные права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, в соответствии с предлагаемой методикой расчета ставки налогообложения в зависимости от индекса (доли) используемых в предпринимательского деятельности исключительных имущественных прав на объекты интеллектуальной промышленной собственности (чем больше объем использования исключительных имущественных прав, тем ниже ставка налогообложения) и коэффициента налогообложения, согласующегося с приоритетными направлениями национальной экономики;

- принятие новых нормативных методик, способствующих реализации экономических интересов, прав авторов, изобретателей, правообладателей, хозяйствующих субъектов вследствие эффективного использования исключительных имущественных прав на объекты интеллектуальной промышленной собственности, обеспечивающих возможности зачисления их на баланс в качестве нематериальных

активов предприятия и/или предоставления/лишения соответствующих налоговых льгот.

Для федеральных налоговых инспекций и правоохранительных органов исполнительной государственной власти:

- разработку системы мероприятий по выявлению фактов скрытого использования нематериальных активов, в том числе контрафактного использования и легализации преступно полученных, неполученных доходов;

- осуществление ежегодных проверок законности использования исключительных имущественных прав авторами, правообладателями.

Уменьшение ставки налогообложения для автора, правообладателя, хозяйствующего субъекта, эффективно использующего исключительные имущественные права на объекты интеллектуальной промышленной собственности, с одной стороны, будет способствовать росту числа введения изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, технических ноу-хау в хозяйственный оборот; с другой стороны, обеспечит использование субъектами интеллектуальной промышленной собственности исключительных имущественных прав в низкодоходных видах предпринимательской деятельности (прежде всего при производстве сельскохозяйственной продукции), поскольку будет способствовать перераспределению финансовых льгот в интересах авторов, правообладателей.

В.В. Путин отмечает необходимость преодоления Россией технологического отставания на внутреннем и внешних рынках инновационных продуктов [4], определяет тенденции развития инновационного цикла экономики страны [5], уточняет возможные механизмы государственного участия в поставленных перед Россией задачах инновационного переоснащения [6].

Д.А. Медведев в бюджетном послании от 29 июня 2011 года [7] определил семь основных направлений налоговой политики в России. Среди них - выявление налоговых льгот, которые наиболее актуальны в целях модернизации производства и внедрения инноваций; устранение элементов налоговой системы, препятствующих инновационному развитию; поддержка инновационного предпринимательства, разработка соответствующих законодательно закрепленных механизмов этой реализации; систематизация действующих льгот и их оценка; изменения в порядке применения амортизационной премии при реконструкции, модернизации, техническом перевооружении основных средств; возможность (для тех налогоплательщиков, которые пожелают ею воспользоваться) распространения повышающего коэффициента (1,5) для учета в расходах затрат НИОКР на правоотношения, возникшие с 2009 года

(с момента, когда была введена эта льгота); определиться с параметрами перехода от системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности к патентной системе налогообложения.

Очевидно, следует понимать, что речь идет именно о таком предпринимательстве, которое, прежде всего, основано на знаниях и наукоемком производстве - об инновационном предпринимательстве.

Для конкретизации понятия стратегии инновационного предпринимательства в контексте интеллектуальной промышленной собственности применим термин «агрессивность», или характер резкости принятия управленческих решений при достижении инициатив, направленных на получение максимума прибыли от «инновационной агрессивности» предпринимателя, отражающей уровни скорости разработки, коммерциализации, масштабов производства

и внедрения, способов и размеров финансирования инвестиционно-инновационной деятельности, интенсивности маркетинговой поддержки изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, технических ноу-хау на рынке.

На рис. 1 представлены инновационные стратегии при создании и коммерческом использовании объектов интеллектуальной промышленной собственности (ОИПС), требующие реализации программ финансирования с достаточно высокими рисками. Эти риски могут быть оправданны принятием соответствующих нормативно-правовых актов (формальных ограничений), обеспечивающих привлекательность реализации инновационных проектов, или введением льгот на доступ к информации о видах интеллектуальной промышленной собственности, направленных на генерирование идей и способов их реализации для достижения эффективной инновационной деятельности.

Возникновение идей о создании ОИПС

и 1= а §

s О

S g

S■ н

о о Ь \о

? го

Е- m

и

U 1=

гс

^ О.

о о

А С

Е *

п - °

g; Л \о

с та

О О CL

* g- о

-о о s К

Q-

S

и

и 1=

S X

Г> X

^ о

<и ■ s х

Si =

CL tu О

о ¥

ш 5 ni s о 2

и CL х с;

& § О а х и Q. (тз

U 1=

: О

: ю

X g О

^ a s

Q.

го

CÛ и

Р О с

X

I- О -û

U

* п

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 о S

та Q. о

о. х и

та i-&■ О

U X

i ь

S о

0 та CL п- 1 10

1 >S О >

lis

; ; !

s Щ а = щ

g S § 3 I

¿ Í О OJ ¿

S О с "

O Û. и

^ x s

О CL S

3. Венчурная стратегия

2. Стратегия имитационного процесса

1. Инновационная стратегия

и 1=

Щ.10 s

£ га о

0- о. § ï«b i a s

5 та CL

S т и

Ф О о

q. со х

1- О Sí

8 M

CL >? та

5 о S

m CL Q

cl с и

U m s

о

ф

¡I

о

fe

<" ñ

-е- g

-е- 5

m s

i 5 c та

á i о g

ra ft 11 в s

+

\неопреде;енныи экономическим результат вследствие коммерциализации инноваций финансовые риски

аналоги, утвержденные на рынке инноваций, гарантируют рынки сбыта

Рис. 1. Инновационные стратегии при создании и коммерческом использовании объектов интеллектуальной промышленной собственности

Стратегия имитационного процесса создания и коммерческого использования интеллектуальной промышленной собственности в инновационном предпринимательстве предполагает внедрение и реальное производство на базе приобретенных по лицензионным договорам объектов интеллектуальной промышленной собственности, продукции, товаров, оплачиваемых видов работ, услуг, имеющих конкурентные преимущества за счет своего инновацион-

ного характера, оцениваемого в качественных и/или количественных показателях.

Как правило, инновационные предприниматели, использующие имитационную стратегию, снижают до минимума степень технологического, коммерческого и финансового рисков, так как в основе их деятельности - лицензионные договоры (в гражданском праве России именующиеся договорами франчайзинга), а в них действуют формальные

ограничения, согласно которым предпринимательская ответственность в разных объемах распределяется и перераспределяется между лицензиаром и лицензиатом на условиях солидарной и/или субсидиарной имущественной ответственности.

Венчурная стратегия предполагает действие хозяйствующего субъекта инновационного предпринимательства с учетом рискованного капиталовложения, адекватного учреждению стартовых на-

укоемких высокотехнологичных фирм - венчуров, особенность которых признается в сочетании различных форм собственности в основных производственных факторах субъекта и привлекаемых в виде ссудного, инвестиционного капитала в переменных факторах субъекта, использующего на рынке этот вид экономической деятельности. Примерная структура источников венчурного капитала представлена на рис. 2 [8].

Прочие поступления

Государственное и муниципальное участие

Частные инвесторы, привлекаемые со стороны

Реинвестиции

Страховые компании

Пенсионные фонды

Рис. 2. Структура источников венчурного капитала инновационных проектов (на примере США)

Юрисдищионные способы защиты социально-экономических прав авторов, изобретателей, законных правообладателей, хозяйствующих субъектов определяются правовыми нормами конкурентной среды и реализуются посредством их обращения в административные и судебные органы государственной власти. Неюрисдикционные способы защиты прав субъектов интеллектуальной промышленной собственности обеспечиваются экономическими правилами конкурентной среды, предполагающими достижение компромиссного соглашения в результате переговоров спорящих сторон или при рассмотрении спора сторон в специальном третейском патентном суде.

В США и других информационно-индустриальных развитых странах популярно досудебное урегулирование хозяйственных споров, в том числе и в вопросах защиты экономических интересов, прав интеллектуальной промышленной собственности. В качестве одного из вариантов подобного разбирательства предусматривается возможность обращения к независимым посредникам, помогающим

спорящим сторонам урегулировать их интересы в досудебном порядке, в процессе предварительных переговоров спорящих сторон или рассмотрения спора в специальном третегюком суде [9].

Предварительные переговоры авторов, изобретателей, правообладателей, хозяйствующих субъектов по поводу использования интеллектуальной промышленной собственности - это процесс переговоров между спорящими сторонами, осуществляемый нейтральной стороной, не заинтересованной в исходе спора и выбираемой самими участниками конфликта. Роль посредника можно определить как роль третейского судьи, помогающего достичь компромисса интересов в реализации прав интеллектуальной промышленной собственности (определить зону компромисса). Потребность обращения к посреднику вызвана желанием уменьшить расходы за счет экономии от неуплаты судебных издержек и возможностью сохранения конфиденциальности информации о возникшем споре по поводу реализации прав интеллектуальной промышленной собственности, сведения о которых могут негативно влиять

на имидж, деловую репутацию хозяйствующего субъекта. Конечно же, время фактических предварительных переговоров составляет значительно меньший промежуток времени, чем аналогичное судебное рассмотрение дела [10]. Посредник по желанию сторон может быть представлен в переговорном процессе единолично или коллегиально [11].

Процесс посредничества при решении споров в области защиты экономических интересов, прав интеллектуальной промышленной собственности в зарубежной практике на основе досудебного урегулирования разногласий может быть применен и в Российской Федерации. Роль посредника может быть передана специально организованному для этого субъекту - независимому посреднику, третейскому патентному суду [12].

В Российской Федерации для согласования деятельности независимых посредников, учреждения третейских патентных судов помимо существующей нормативной базы необходимо также принять нормативные акты (формальные ограничения), позволяющие всесторонне урегулировать отношения по поводу отстаивания экономических интересов, прав субъектов интеллектуальной промышленной собственности в досудебном порядке.

На основании п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации судебная защита нарушенных или оспоренных прав осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленных процессуальным законодательством в суде, арбитражном суде или третейском суде. Третейское разбирательство признается одной из форм защиты субъективного права, представляющей систему процессуальных отношений хозяйствующих субъектов по поводу реализации прав интеллектуальной промышленной собственности. Это особый процессуальный институт права, определяющим элементом которого признается абсолютная правоспособность лица на судебную защиту и выбор места и способа ее осуществления. Третейское рассмотрение споров по поводу исключительных имущественных прав позволяет реализовать и относительные экономические интересы, права хозяйствующих субъектов, экономические права и свободы человека и гражданина.

Поскольку третейские суды не включаются в судебную систему государственной власти, то третейское разбирательство по поводу объектов интеллектуальной промышленной собственности является добровольным решением спорящих сторон. Правосудие - это прерогатива органов государственной власти, осуществляемая в пределах процессуального законодательства, а третейское патентное разбирательство - это форма частной защиты исключительных имущественных прав хозяйствующих субъектов рынка [13].

В международных правовых системах в последние годы прочно утвердились третейские патентные суды [14]. Это вызвано тем, что рассмотрение споров относительно исключительных имущественных прав и действительности патентов подведомственно судебному разбирательству в судах, на территории которых был выдан патент. Претензии по поводу выдачи патентов рассматриваются в Европейском патентном ведомстве. Длительность этих процедур предполагает нахождение более радикального способа отстаивания прав авторов, законных правообладателей. 23 сентября 1993 года Генеральной Ассамблеей ВОИС было принято положение, согласно которому создан Арбитражный центр ВОИС, действующий с 1 июля 1994 года с целью урегулирования прав в области интеллектуальной промышленной собственности [15].

Интерес стран - участниц СНГ к взаимовыгодному сотрудничеству в области интеграции национальных патентных систем вызван потребностью реализации исключительных имущественных прав авторов, правообладателей при введении объектов интеллектуальной промышленной собственности в хозяйственный оборот [16]. Евразийская патентная конвенция вступила в силу 12 августа 1995 года, ее основные положения реализует международная межправительственная Евразийская патентная организация, предоставляющая патентную защиту объектам интеллектуальной промышленной собственности на территории стран-участниц, ратифицировавших положения конвенции. Евразийская патентная конвенция позволила сформировать единое патентное пространство на территории стран-участниц, что обеспечивает там коммерциализацию изобретений в предпринимательских рыночных отношениях с учетом ратификации основных положений Конвенции в соответствии с Единым патентом на изобретения.

В то же время основная цель создания единого хозяйственного рынка оборота исключительных имущественных прав использования изобретений при создании товаров, продукции, работ, услуг пока не достигнута, поскольку не решены следующие задачи: упрощение процедуры оформления евразийского патента на изобретение и снижения ставок соответствующих патентных пошлин; унификация таможенного и налогового права стран-участниц, исключающая возможность двойного взимания необходимых обязательных платежей; обеспечение эффективной охраны исключительных имущественных прав при использовании изобретений в хозяйственном обороте.

Создание единого евразийского хозяйственного рынка оборота исключительных имущественных прав использования изобретений обусловлено значительным упрощением процедуры оформления

евразийского патента на изобретения, в том числе с помощью применения электронных средств при подаче заявок, получения патента и снижения ставок соответствующих патентных пошлин; унификацией таможенного и налогового права стран-участниц, исключающей возможность двойного взимания необходимых обязательных платежей и обеспечивающей коммерческий оборот исключительных имущественных прав на евразийские изобретения, продукты, изготовленные с применением евразийских патентов, и повышение их конкурентоспособности; обеспечением эффективной охраны исключительных имущественных прав на использование евразийских изобретений в хозяйственном обороте посредством передачи функции контроля за использованием патентных прав налоговым инспекциям. Для этого необходимо принять соответствующие дополнения в правила Патентной инструкции к Евразийской патентной конвенции, утвержденной Административным советом Евразийской патентной конвенции 1 декабря 1995 года (с изм. и доп. 15-19.10.2001).

Вывод. Эффективное развитие инновационного предпринимательства на основе создания и коммерческого использования интеллектуальной промышленной собственности в рамках венчурной стратегии инновационного процесса диктует целесообразность разработки специальной Стратегической программы развития инновационного предпринимательства России, позиционирующей необходимые и достаточные условия осуществления ее реализации, взаимосвязанной с Концепцией экономико-правового регулирования отношений авторов, правообладателей при введении интеллектуальной промышленной собственности в хозяйственный оборот через систему управляющих механизмов.

Список литературы:

1. Ст. 1246 и др. ГК РФ в контексте реализации механизмов управления инновационной предпринимательской деятельностью и решения задач оптимального (близкого к оптимальному) управления функционированием инновационного предпринимательства.

2. Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций до 2010 г. Доклад сделан

на заседании Правительства РФ 15.12.2005 г. / Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. - 2006. - № 2. - www.fips.ru. - С. 4.

3. Необходимые дополнения нормы ст. 1353 и др. ГК РФ.

4. Путин В.В. О наших экономических задачах. -Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 2012. - С. 34.

5. См. там же. - С. 38-42.

6. Путин В.В. Демократия и качество государства. -Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 2012. - С. 52-68.

7. Бюджетное послание Президента России о бюджетной политике в 2012-2014 годах, 29 июня 2011 года. - http://www.kremlin.ru/acts/11779.

8. Электронный ресурс: http://www.podatinet.net/ 2011063018201/nalogovye-istorii/topanovost/prezident-rf-damedvedev-opredelil-osnovnye-napravleniya-nalogovoi-politiki-gosudarstva-na-blijaishie-gody.html.

9. Ренкель А.Ф. Третейский патентный суд. - М.: ИНИЦ, 1998 - С. 6-7.

10. Ананьева Е. Медиация. Что это такое? // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2004. - № 9. - С. 70.

11. Скворцов О.Ю. Третейское разбирательство предпринимательских споров в России: проблемы, тенденции, перспективы. - М.: Волтерс Клувер, 2005. - С. 237.

12. См. там же. - С. 182-184.

13. Новиков Е.Ю. К вопросу о правовой природе третейского разбирательства // Российский ежегодник гражданского и арбитражного процесса. -2002-2003. - № 2 / Под ред. В.В. Яркова. - СПб.: Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2004. -С.307-308.

14. В европейских странах, США и ряде международных торговых и патентных организаций /см. Е. Ананьева. Медиация. Что это такое? //Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. -2004. - № 9. - С. 69.

15. Введение в интеллектуальную собственность. Всемирная организация интеллектуальной собственности ВОИС/WIPO PUBLICATION № 478 (R). ISBN 92-805-0752-4: WIPO 1998. Introduction to Intellectual Property. - C. 367.

16. Cm. 1 396, ст. 1 397 ГК РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Каримова А.Р.

старший преподаватель кафедры «Финансы и банковское дело» Уфимского государственного университета экономики и сервиса, Россия, г. Уфа

Орлова Н.В.

ассистент кафедры «Финансы и банковское дело» Уфимского государственного университета экономики и сервиса, Россия, г. Уфа

УДК 338.246.025(470.57)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Развитие малого и среднего предпринимательства в республике является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие экономики региона. Поддержка предпринимательства рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Башкортостан. Следствием этого стало принятие Республиканской долгосрочной целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на 2013-2018 годы».

Ключевые слова: предпринимательство, государственная поддержка, целевая программа, социально-экономическое развитие, финансовая поддержка.

STATE SUPPORT OF SMALL BUSINESS IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

Development of small and average business in the republic is the strategic factor defining a sustainable development of economy of the region. Supporting small business is considered as one of the priority directions of social and economic development of the Republic of Bashkortostan. Adoption of the Republican long-term target program «Development and Support of Small and Average Business in the Republic of Bashkortostan for 2013-2018» became a consequence of it. Key words: business, state support, target program, socially-economic development, financial support.

Развитие малого и среднего предпринимательства в республике является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие экономики региона. Поддержка предпринимательства рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Башкортостан. Следствием этого стало принятие Республиканской долгосрочной целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на 2013-2018 годы».

К ведению государства законодательством отнесено определение общих принципов, приоритетных направлений и методов государственной поддержки этого сектора: - регламентация порядка создания и деятельности федеральных органов исполнительной власти и распределение полномочий между ними;

- разработка и организация федеральных программ и проектов, финансируемых полностью или частично за счет средств государственного бюджета;

- установление льгот по федеральным налогам и иным платежам в государственный бюджет и специализированные внебюджетные фонды РФ.

Регулярно разрабатываются и принимаются федеральные и региональные программы поддержки малого предпринимательства. В настоящий момент действуют программы, включающие меры по поддержке предпринимательства как одного из основных факторов структурных и институциональных преобразований в экономике государства.

Малый и средний бизнес присутствует во многих отраслях экономики Башкортостана, в деятельность малых и средних предприятий вовлечены все социальные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.