СТРАТЕГИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
The intellectual property strategy of the Republic of Belarus
Кудашов В. И., Леонтьева В. Б.*
Аннотация. Республика Беларусь активно участвует в международном сотрудничестве и в рамках выполнения своих обязательств, вытекающих из соответствующих международных соглашений, обеспечивает реализацию международных стандартов в сфере интеллектуальной собственности. Стратегия Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности на 2012-2020 годы является продолжением работы по развитию национальной системы интеллектуальной собственности. Стратегия направлена на обеспечение реализации основных приоритетов социально-экономической политики и определяет дальнейшие цели государственной политики в сфере интеллектуальной собственности.
Abstract. The Republic of Belarus takes an active part in the international co-operation and ensures the implementation of international standards in the field of intellectual property within the framework of fulfilling its obligations under appropriate international treaties. The Intellectual Property Strategy of the Republic of Belarus for the period of 2012-2020 is the continuation of work on the development of the national intellectual property system. The Strategy is aimed at ensuring the realisation of the main priorities of the social and economic policy and determines the further goals of the state policy in the field of intellectual property
Ключевые слова: государство, бизнес, инновации, интеллектуальная собственность, инновационная система, развитие, стратегия, управление, экономика, цели.
Keywords: state, business, innovations, intellectual property, innovation system, development, strategy, management, economy, goals.
Стратегия Республики Беларусь в сфере ИС на 2012-2020 гг., утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 марта 2012 г. № 205 [1], является продолжением работы по развитию национальной системы ИС, которая осуществлялась в соответствии с Государственной программой по охране ИС на 2008-2010 гг., утвержденной постановлением Совета Министров
Республики Беларусь от 21 ноября 2007 г. № 1555, другими программными документами, а также решениями Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь.
Реализация стратегии осуществляется путем разработки и выполнения республиканских и отраслевых (ведомственных) мероприятий. В настоящее время выполняются «Первоочередные ме-
* Кудашов Валерий Иванович, доктор экономических наук, профессор кафедры организации производства и экономики недвижимости Белорусского государственного технологического университета, Республика Беларусь, г. Минск
Kudashov ValeriiIvanovich, Doctor of Science in Economics, Professor at the Production Organisation and Real Estate Economics Department of the Belarusian State Technological University, Republic of Belarus, Minsk E-mail: v.kudashov@tut.by
Леонтьева Валерия Борисовна, генеральный директор Оценочно-рейтинговой компании «Интеллектуальные измерения», Российская Федерация, г. Москва.
Leont'eva Valeriia Borisovna, Director General of the Intellektual'nye Izmereniia [Intellectual Measurements] Valuation and Rating Company, Russian Federation, Moscow. E-mail: leovaleree@gmail.com
роприятия на 2014-2015 гг. по реализации стратегии Республики Беларусь в сфере ИС на 2012-2020 гг.». Реализация отдельных положений стратегии будет осуществляться в сотрудничестве с Всемирной Организацией интеллектуальной собственности (далее - ВОИС) в соответствии с программой сотрудничества между Правительством Республики Беларусь и ВОИС.
Основными целями государственной политики в сфере интеллектуальной собственности являются:
• в краткосрочной перспективе - завершение формирования институциональных основ функционирования национальной системы интеллектуальной собственности, отвечающей актуальным и перспективным потребностям экономики и общества;
• в долгосрочной перспективе - комплексная интеграция национальной системы интеллектуальной собственности в социально-экономическую политику государства и повышение на этой основе конкурентоспособности экономики Республики Беларусь.
С учетом поставленных целей реализация государственной политики в сфере интеллектуальной собственности будет осуществляться по следующим основным направлениям:
• развитие законодательства в сфере интеллектуальной собственности;
• развитие инфраструктуры в сфере интеллектуальной собственности;
• развитие функциональных направлений в сфере интеллектуальной собственности (обеспечение охраны, оценка и другое);
• совершенствование работы в области управления интеллектуальной собственностью на ведомственном (отраслевом) уровне, в учреждениях науки и образования, организациях творческой и торгово-промышленной сфер;
• развитие национального брендинга на основе конкурентоспособных секторов экономики (направлений хозяйственной деятельности) и использования механизмов управления интеллектуальной собственностью;
• развитие комплекса финансовых, моральных и других инструментов стимулирования, направленных на расширение практики создания и использования объектов интеллектуальной собственности;
• развитие механизмов правомерного доступа общественности к мировым достижениям науки, литературы и искусства для обеспечения устойчивого социально-экономического развития;
• совершенствование механизмов защиты и расширение комплекса мер по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности;
• повышение уровня значимости интеллектуальной собственности, деятельности творческих работников (новаторов), а также субъектов хозяйствования, использующих интеллектуальную собственность для создания новых рабочих мест и выпуска конкурентоспособной продукции.
Ожидаемым результатом от реализации стратегии станет повышение конкурентоспособности белорусских товаропроизводителей и экономики в целом, базирующееся на эффективном управлении интеллектуальной собственностью.
Реализация стратегии осуществляется путем разработки и выполнения республиканских и отраслевых (ведомственных) мероприятий. Первоочередные мероприятия на 2012-2013 годы по реализации стратегии Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности на 2012-2020 годы приведены согласно приложению.
Реализация стратегии осуществляется также посредством руководства ее положениями при формировании и реализации государственной и отраслевой политики в сфере интеллектуальной собственности и других сферах по вопросам, связанным с управлением интеллектуальной собственностью.
К 2020 году планируется достигнуть следующих показателей в области охраны интеллектуальной собственности:
• увеличение до 30 % удельного количества подаваемых субъектами Республики Беларусь в Национальный центр интеллектуальной собственности заявок на выдачу патентов на изобретения, являющиеся результатом реализации государственных научно-технических программ;
• увеличение до 25 % удельного количества подаваемых субъектами Республики Беларусь в Национальный центр интеллектуальной собственности заявок на выдачу патентов на изобретения, относящиеся к V и VI технологическим укладам;
• увеличение в 2 раза количества подаваемых субъектами Республики Беларусь международных заявок по процедуре Договора о патентной кооперации (РСТ) и заявок на получение патента в странах-участницах Евразийской патентной конвенции.
Финансирование мероприятий по реализации стратегии интеллектуальной собственности
осуществляется в установленном порядке за счет средств, предусмотренных в республиканском и местных бюджетах на эти цели, а также внебюджетных средств.
Реализация отдельных положений стратегии будет осуществляться в сотрудничестве с ВОИС в соответствии с Программой сотрудничества между Правительством Республики Беларусь и Всемирной организацией интеллектуальной собственности.
Методическое руководство по реализации стратегии обеспечивает Государственный комитет по науке и технологиям.
В целях мониторинга реализации стратегии Государственный комитет по науке и технологиям на основе информации от заинтересованных государственных органов и организаций ежегодно до 25 февраля обязан направлять в Совет Министров Республики Беларусь отчет о достигнутых результатах по реализации стратегии.
Таблица 1. Количественные показатели правовой охраны объектов промышленной
собственности в Республике Беларусь
Вид объектов права промышленной собственности Годы
2009 2010 2011 2012 2013
1 2 3 4 5 6
Изобретения
поступило заявок, всего 4727 5262 5431 5817 5069
в т. ч.: по национальной процедуре 1926 1933 1871 1871 1634
по Евразийской патентной конвенции 2801 3329 3560 3946 3435
из них от национальных заявителей 1903 1871 1786 1793 1584
в т. ч.: по национальной процедуре 1753 1759 1725 1681 1489
по Евразийской патентной конвенции 150 112 61 112 95
зарегистрировано патентов, всего 3071 2894 2741 2869 2867
в т.ч.: по национальной процедуре 1297 1222 1474 1291 1285
по Евразийской патентной конвенции 1774 1672 1267 1578 1582
из них национальными заявителями 1254 1209 1427 1269 1239
в т.ч.: по национальной процедуре 1188 1126 1365 1186 1195
по Евразийской патентной конвенции 66 83 62 83 44
Полезные модели
поступило заявок, всего 1119 1090 1090 1188 1146
из них от национальных заявителей 1060 1031 1022 1108 1043
зарегистрировано патентов, всего 965 1012 952 1006 952
из них национальными заявителями 927 966 889 944 883
Промышленные образцы
поступило заявок, всего 249 240 311 320 330
из них от Национальных заявителей 176 132 169 218 195
зарегистрировано патентов, всего 230 202 252 338 294
из них национальными заявителями 98 144 148 195 159
Топологии интегральных микросхем
подано заявок на регистрацию 8 20 13 61 50
из них от национальных заявителей 8 20 13 61 50
зарегистрировано топологий интегральных микросхем 8 16 . 10 58 45
из них национальными заявителями 8 16 10 58 45
Сорта растений
поступило заявок, всего 59. 20 59 47 57 529
из них от национальных заявителей 40 12 40 19 26 372
зарегистрировано и выдано патентов, всего 42 32 38 26 49 393
из них национальным заявителям 24 19 29 12 26 289
Товарные знаки и знаки обслуживания
подано заявок на регистрацию товарных знаков, всего 10268 10565 11060 11441 11680 170896
в т. ч.: по национальной процедуре 4773 5346 5097 5729 5368 72252
из них национальными заявителями 3703 3921 3649 4301 3988 48571
по процедуре Мадридского соглашения 5495 5219 5963 5712 6312 98644
зарегистрировано товарных знаков, всего 9197 8699 7932 10205 11586 146818
в т. ч.: по национальной процедуре 2550 3300 2870 4530 6090 48210
из них на имя национальных заявителей 1520 2192 1944 3188 4079 27483
по процедуре Мадридского соглашения 6647 5399 5062 5675 5496 98608
Наименование мест нахождения товара
подано заявок на регистрацию - - 4 - 21 28
зарегистрировано наименований мест происхождения товаров - - 3 1 21 27
из них на имя национальных заявителей - - - - - 1
Количество заявок на изобретения и выданных патентов по национальной процедуре равно сумме поступивших заявок от национальных и зарубежных заявителей и соответственно зарегистрированных патентов.
Разработка стратегии стран ЕАЭС представляется актуальной и должна предусматривать развитие законодательного регулирования в сфере интеллектуальной собственности, создание инфраструктуры (совместные предприятия, венчур-
ные и др. организации), предусматривать систему управления ИС, мероприятия по реализации стратегии и их финансирование.
1. Борьба с контрафакцией
Судебная защита прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации участников гражданского оборота является наиболее эффективной, о чем свидетельствует мировой опыт. Во многих странах функционируют либо самостоятельные специализированные суды, либо соответствующие судебные инстанции в составе судов традиционных юрис-дикций. Принимая во внимание этот факт и руководствуясь концептуальными положениями судебно-правовой реформы, проводимой в Республике Беларусь, предусматривающей создание специализированных судов, в 2000 году была создана судебная коллегия по патентным делам, действующая в рамках юрисдикции общих судов, возглавляемых Верховным Судом Республики Беларусь.
Возможность обращения в специализированную судебную инстанцию для защиты нарушенных прав на объекты промышленной собственности предусматривалась изначально при принятии соответствующих специальных законов Республики Беларусь, регулирующих правоотношения в данной сфере.
Однако до 2000 года такой инстанции создано не было, и лица, чьи права были нарушены, не имели возможности обратиться в суд за их своевременной защитой.
В 1998 году в Закон Республики Беларусь от 13.01.95 г. № 3514-Х11 «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» были внесены изменения и дополнения, предусматривающие создание в Верховном Суде судебной коллегии по патентным делам, рассматривающей в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам в составе трех судей.
В 1999 году был принят новый Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь, в котором предусматривалось, что судебной коллегии , по патентным делам Верховного Суда подсудны дела по спорам, вытекающим из применения законодательства, регулирующего имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием объектов промышленной собственности, а также дела по жалобам на решения Апелляционного совета патентной экспертизы при патентном органе.
В 2000 году Указом Президента Республики Беларусь от 23.03.2000 г. № 152 и Постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30.03.2000 г. № 1 был сформирован персональный состав судебной коллегии по патентным делам в количестве четырех судей.
Законом Республики Беларусь от 16.07.2001 г. № 48-3 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь в сфере промышленной собственности» установлено, что единственной судебной инстанцией в Республике Беларусь, правомочной рассматривать споры об объектах промышленной собственности, является судебная коллегия по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь.
Законом Республики Беларусь от 30.12.2002 г. № 171-3 «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь» расширена компетенция судебной коллегии по патентным делам. В настоящее время коллегии подсудны не только дела по спорам, касающимся объектов промышленной собственности, но и дела, связанные с защитой авторских и смежных прав, то есть любые дела относительно всех объектов интеллектуальной собственности в целом.
С января 2004 года судебная коллегия по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь состоит из 6 судей.
Кодексом Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» от 29.06.2006 г. № 139-3 (ред. от. 30.12.2006 г.) судебная коллегия по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь переименована в судебную коллегию по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь (далее - судебная коллегия).
С августа 2007 года судебная коллегия работает в составе 7 судей, включая ее Председателя.
В коллегии подлежат рассмотрении жалобы на решения Апелляционного совета при патентном органе о признании либо отказе в признании товарного знака общеизвестным на территории Республики Беларусь; а также жалобы на решения Департамента ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь о признании действий по регистрации товарных знаков и знаков обслуживания актами недобросовестной конкуренции.
В соответствии со статьей 253 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть), вступившему в силу с 1 января 2010 года, государственная пошлина три подаче заявлений и жалоб в судебную коллегию по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь уплачивается:
• физическими лицами, имеющими постоянное местожительства на территории Республики Беларусь, и юридическими лицами, зарегистрированными в Республике Беларусь, а также организациями, не являющимися юридическими лицами и имеющими постоянное место нахождения на территории Республики Беларусь, - в белорусских рублях по ставке и (или) исходя из размера базовой величины, установленных на день уплаты;
• физическими, юридическими лицами и организациями, не являющимися юридическими лицами, не указанными в абзаце втором настоящей статьи, - в иностранной валюте по ставке и (или) исходя из размера базовой величины, установленных на день уплаты, и по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на день уплаты.
В соответствии с Приложением 15 к Налоговому кодексу Республики Беларусь (Особенная часть) с исковых заявлений и жалоб, подаваемых в судебную коллегию, установлены следующие ставки государственной пошлины:
1. с исковых заявлений имущественного характера, в том числе встречных заявлений и заявлений третьих лиц, содержащих самостоятельные требования на предмет спора в начатом процессе - в размере 5% цены иска;
2. с исковых заявлений неимущественного характера (или не подлежащих оценке):
• с юридических лиц и организаций, не являющихся юридическими лицами - в размере 50 базовых величин;
• с физических лиц - в размере 20 базовых величин;
3. с жалоб на решение Апелляционного совета при патентном органе:
• с юридических лиц и организаций, не являющихся юридическими лицами - в размере 50 базовых величин;
• с физических лиц - в размере 20 базовых величин.
В 2014 году в производстве судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного суда Республики Беларусь находилось 127 дел. При этом 77 дел составили споры в области авторского права и смежных прав в области права промышленной собственности, из них 4 дела - жалобы на решения Апелляционного совета по жалобе на решение управления антимонопольной и ценовой политики Гродненского облисполкома.
В 2013 году в производстве коллегии находилось 106 дел. По сравнению с 2013 годом количество дел в 2014 году увеличилось, что свидетельствует о сохраняющейся динамике роста поступления дел.
Всего коллегией окончено производством в 2014 году 104 дела (в 2013 г. - 86 дел), из которых 67 дел составили споры в области смежных прав; 37 дел - споры в области права промышленной собственности, из них 3 дела - жалобы на решения Апелляционного совета при патентном органе, 1 дело - жалоба на решение управления антимонопольной и ценовой политики Гродненского облисполкома. Переходящий остаток на 2015 год составил 23 дела (остаток на 2014 г. составлял 20 дел).
По сравнению с 2013 годом в 2014 году на 18 дел увеличилось количество рассмотренных дел.
С вынесением решения в 2014 году рассмотрено 57 дел, по 47 делам вынесены определения о прекращении производства.
По 20 делам требования удовлетворены в полном объеме, по 14 делам требования удовлетворены в части, по 23 делам в удовлетворении требований отказано.
По 47 делам или 45,2 % производства прекращены, из них по 33 делам - в связи с отказами от исков, по 12 делам - в связи с утверждениями мировых соглашений, по 1 делу - в связи с неподсудностью дела суду Республики Беларусь, по 1 делу - в связи с ликвидацией юридического лица (п.5 ст. 164 ГПК Республики Беларусь).
За аналогичный период 2013 года с вынесением решения рассмотрено 46 дел, производства прекращены по 40 делам или 46,5 % от общего количества рассмотренных дел.
Категории рассмотренных дел с вынесением судебных постановления выглядят следующим образом.
Всего за отчетный период рассмотрено 37 дел в сфере промышленной собственности (в 2013г. -43 дела).
Исковые требования в полном объеме удовлетворены по 8 делам (в 2013 г. - по 11 делам); исковые требования удовлетворены частично по 5 делам (в 2013 г. - по 5 делам); отказано в удовлетворении исковых требований по 13 делам (в 2013 г. - по 15 делам).
Производства прекращены по 11 делам в связи с отказами истцов от исков (в 2013 г. - по 12 делам).
Исковые требования удовлетворены в полном объеме по 12 делам (в 2013 г. - по 9 делам); по 9 делам исковые требования удовлетворены в части (в 2013 г. - по 4 делам); отказано в удовлетворении
исковых требований по 10 делам (в 2013 г. - по 2 делам).
По 36 делам производства прекращены, из которых по 22 делам - в связи с отказами истцов от исков, по 12 делам - в связи с утверждением мировых соглашений, по 1 делу - в связи с неподсудностью дела Верховному Суду Республики Беларусь, по 1 делу - в связи с ликвидацией юридического лица (п. 5 ст. 164 ГПК) (в 2013 г. по 28 делам производства прекращены, из которых по 24 делам - в связи с отказами истцов от исков, по 4 делам - в связи с утверждением мировых соглашений).
Приведенные данные свидетельствуют о том, что по сравнению с 2013 годом в 2014 году уменьшилось количество споров в сфере промышленной собственности (37/43) и увеличилось в сфере авторского права (67/43), а также о значительном увеличении количества споров, которые урегулированы в добровольном порядке (47/40).
2. Стимулирование создания и использования
объектов интеллектуальной собственности
Во-первых, представим стимулирование создания и введения в гражданский оборот объектов интеллектуальной собственности в Республике Беларусь.
До 2005 г. затраты на НИОКР, финансируемые из внебюджетных источников, входили в состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), что являлось хорошей стимулирующей мерой для увеличения расходов на исследования и разработки в предпринимательском секторе. В то же время такой подход приводил к повышению себестоимости продукции и соответственно к падению конкурентоспособности национальных производителей. Налоговый кредит пока не получил в Республике Беларусь широкого применения. Предпринимались единичные попытки его введения для отдельных отраслей народного хозяйства ограниченный период. В частности, Указом Президента Республики Беларусь от 13 июня 2001 г. № 313 [2] в целях стабилизации финансово-экономического положения, эффективного использования научно-технического и производственного потенциалов, внедрения новых и высоких технологий 69 организациям радиоэлектронной и других бывших оборонных отраслей промышленности был предоставлен беспроцентный налоговый кредит.
С I июля 2006 г. в Республике Беларусь введен новый механизм стимулирования расходов на исследования и разработки, в том числе охраноспособные, через капитализацию затрат на НИОКР путем отражения в бухгалтерском учете исклю-
чительных прав на результаты НИОКР качестве нематериальных активов с последующей ускоренной амортизацией.
Согласно новой редакции Инструкции по бухгалтерскому учету результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 июня 2006 г № 75 [3] после завершения выполнения НИОКР формируются имущественные права на результаты НИОКР, которые признаются нематериальными активами при выполнении в совокупности следующих условий:
• сумма расходов по выполненным работам может быть определена и подтверждена первичными учетными документами;
• имеется документальное подтверждение выполненных работ (акт приемки выполненных работ и т.п.);
• использование результатов НИОКР может быть продемонстрировано, т.е. имеется документальное подтверждение о применении, в том числе освоении их в производстве или о возможности использования полученных результатов другими организациями.
При невыполнении указанных условий имущественные права на результаты НИОКР не признаются нематериальными активами и являются расходами организации.
Имущественные права на результаты НИОКР в бухгалтерском учете организациями-заказчиками (кроме организаций, финансируемых из бюджета) отражаются на счете 04 «Нематериальные активы», а организациями, финансируемыми из бюджета, - на субсчете 019 «Прочие основные средства» в сумме фактически произведенных затрат.
Аналогично отражаются в бухгалтерском учете имущественные права на результаты НИОКР, если в процессе их выполнения получены охранные документы (патенты, свидетельства) на отдельные результаты до завершения всего комплекса работ.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 31 августа 2009 г. № 432 [4] имущественные права на результаты НИОКР могут передаваться полностью или частично от организаций-заказчиков лицам, которые принимают их к учету.
Важным прогрессивным элементом этого механизма является ускоренная амортизации имущественных прав на результаты НИОКР, оформленных как нематериальные активы, в срок не более трех лет.
Для организаций Республики Беларусь, выполняющих НИОКР, установлен ряд налоговых льгот,
основная часть которых распространяется на работы, финансируемые из республиканского и местных бюджетов. Эти вопросы подробно описаны в литературе [5].
В соответствии с Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) [6], которые в настоящее время утратили силу и носят рекомендательный характер, в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются:
• затраты, связанные с рационализаторством в соответствии с законодательством, в том числе проведение опытно-экспериментальных работ, изготовление и испытание моделей и образцов по рационализаторским предложениям, организация выставок, смотров, конкурсов и других приятий по рационализации, выплата вознаграждений за создание и использование ОПС и рационализаторских предложений; при этом воз- награждение за создание ОПС и рационализаторских предложений и авторский гонорар относятся к элементу «Прочие затраты»;
• амортизационные отчисления по нематериальным активам, используемым в предпринимательской деятельности, рассчитанные в порядке, установленным законодательством.
В соответствии с п. 1.4 Указа Президента Республики Беларусь от марта 2009 г. № 123 «О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности в Республике Беларусь» [7] организации-исполнители НИОКР имеют возможность получения дополнительного дохода использование созданных ими результатов научно-технической деятельности: «... юридические лица, осуществляющие производство товаров в (работ, услуг) с использованием результатов НИОК(Т)Р, зарегистрированных в установленном законодательством порядке, вправе в течение трех лег со дня начала их производства относить на себестоимость товаре (работ, услуг) и включать в затраты, учитываемые при налогообложении до 2 процентов выручки от реализации этих товаров (работ, услуг), перечисляемых организациям за использование результатов выполненных ими НИОК(Т)Р».
Этим же законодательным актом установлено, что «...научные организации, созданные в форме учреждений, и учреждения, обеспечивающие учение высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, которым в соответствии с учредительными документами предоставлено право осуществлять
приносящую доходы деятельность, с согласия государственных органов (государственных организаций), в подчинении (ведении) которых эти учреждения находятся (в состав которых входят), либо собственника их имущества вправе создать организации, использующие результаты интеллектуальной деятельности (обеспечивающие использование этих результатов), принадлежащие этим учреждениям, за счет превышения остающихся в их распоряжении от осуществления данной деятельности доходов над расходами, в том числе от передачи имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности по договорам». Создание таких организаций дополнительно согласовывается с Министерством экономики Республики Беларусь и Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь.
С 1 января 2010 г. вступила в силу Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - Кодекс) [8], которая вобрала в себя все нормы специального законодательства в сфере ИС, действовавшие до ее введения.
В соответствии со ст. 93 Кодекса объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, включая обороты:
• по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав плательщиком своим работникам;
• обмену товарами (работами, услугами), имущественными правами;
• безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав;
• передаче товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав по соглашению о предоставлении взамен исполнения обязательства отступного, а также предмета залога залогодателем залогодержателю (кредитору) при неисполнении обеспеченного залогом обязательства.
Объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость не признаются:
• патентные пошлины;
• передача имущественных прав в качестве вклада участника простого товарищества (договора о совместной деятельности) в общее дело (за исключением товаров, отчуждаемых по условиям указанного договора другому участнику);
• обороты по возмездной и безвозмездной передаче товаров, включая основные средства и нематериальные активы (работ, ус-
луг), имущественных прав в пределах одного юридического лица;
• обороты по возмещению комиссионеру (поверенному) комитентом (доверителем) сумм расходов по приобретению имущественных прав, не покрываемых вознаграждением комиссионера (поверенного); экспедитору клиентов по договору транспортной экспедиции сумм расходов по приобретению используемых при оказании услуг по данному договору имущественных прав, не покрываемых вознаграждением экспедитора;
• уступка права требования первоначальным кредитором, происходящая из договоров, направленных на реализацию имущественных прав, в сумме, не превышающей размер первоначального обязательства по таким договорам.
Согласно ст. 94 освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации на территории Республики Беларусь имущественных прав на ОПС. Обязательным условием освобождения от налога является наличие отдельного учета реализации соответствующих имущественных прав на ОПС.
В соответствии со ст. 126 Кодекса объектом налогообложения налогом на прибыль признается валовая прибыль, которая для белорусских организаций определяется как сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов.
Указом Президента Республики Беларусь от 26 мая 2011 г. № 216 «О мерах по повышению эффективности использования объектов интеллектуальной собственности» с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2016 г. прибыль организаций, полученная от реализации (передачи) имущественных прав на объекты права промышленной собственности (за исключением средств индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ, услуг), освобождается от налогообложения налогом на прибыль [9].
Суммы патентных пошлин включаются организациями и индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении (ст. 265 Кодекса).
Механизм стимулирования физических лиц за создание объектов интеллектуальной собственности (далее - ОИС) в соответствии с законодательством Республики Беларусь сводится к следующему.
Исключение из подлежащих налогообложению доходов фактически произведенных плательщиком подоходного налога с физических лиц и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с получением авторских вознаграждений или вознаграждений за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, а также вознаграждений, выплачиваемых авторам изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и иных результатов интеллектуальной деятельности.
Статья 168 Кодекса предоставляет право при определении размера налоговой базы подоходного налога с физических лиц применить профессиональные налоговые вычеты некоторым категориям плательщиков. В частности, плательщики, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и иных результатов интеллектуальной деятельности, вправе применить такие вычеты в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов в порядке, установленном ст. 171 Кодекса.
Вместо получения профессионального налогового вычета в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов указанные плательщики имеют право применить профессиональный налоговый вычет в следующих размерах:
• двадцать (20) процентов суммы начисленного дохода - по произведениям литературы (книгам, брошюрам, статьям и т.п.); драматическим и музыкально-драматическим произведениям, произведениям хореографии, пантомимы и другим сценарным произведениям; картам, планам, эскизам, иллюстрациям и пластическим произведениям, относящимся к географии, топографии и другим наукам; компьютерным программам; производным произведениям (переводам, обработкам, аннотациям, рефератам, резюме, обзорам, инсценировкам, музыкальным аранжировкам и другим переработкам произведений науки, литературы и искусства); сборникам (энциклопедиям, антологиям, базам данных) и другим составным произведениям, представляющим собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда; за исполнение произве-
дений литературы и искусства, создание научных трудов и разработок;
• тридцать (30) процентов суммы начисленного дохода - по аудиовизуальным произведениям (кино-, теле-, видеофильмам, диафильмам и другим кино- и телепроизведениям); произведениям архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; фотографическим произведениям и произведениям, полученным способами, аналогичными фотографии; изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам и иным результатам интеллектуальной деятельности (по отношению к сумме дохода, полученного за первые два года использования);
• сорок (40) процентов суммы начисленного дохода - по музыкальным произведениям с текстом или без текста; произведениям скульптуры, живописи, графики, литографии и другим произведениям изобразительного искусства; произведениям прикладного искусства.
• Статья 171 Кодекса определяет порядок предоставления профессионального налогового вычета плательщикам, получившим вознаграждения по результатам интеллектуальной деятельности. К расходам, связанным с получением вознаграждения по результатам интеллектуальной деятельности, относятся расходы:
• на приобретение сырья, материалов, готовых изделий и полуфабрикатов (за вычетом стоимости возвратных отходов), использованных при создании результатов интеллектуальной деятельности;
• оплату топлива и энергии всех видов, использованных при создании результатов интеллектуальной деятельности;
• плату за пользование помещениями, относящимися к творческим мастерским (либо иными аналогичными помещениями), оплату коммунальных услуг, а также плату за пожарную и сторожевую охрану таких мастерских, включая плату за установление охранной сигнализации;
• оплату выполненных.организациями, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами работ и услуг, связанных с получением вознаграждения по результатам интеллектуальной деятельности;
• рекламу.
Из суммы вознаграждения по результатам интеллектуальной деятельности, полученного соав-
торами, расходы исключаются пропорционально доходу каждого автора.
Основным документом, регламентирующим на государственном уровне порядок и размеры выплат вознаграждений за создание и использование ОПС, является Положение о порядке и условиях государственного стимулирования создания и использования объектов права промышленной собственности [10, стр. 171]. Оно предусматривает:
• вознаграждение авторам (соавторам) за создание ОПС;
• вознаграждение лицам, содействующим созданию ОПС;
• вознаграждение авторам (соавторам) за использование ОПС;
• вознаграждение лицам, содействующим использованию ОПС.
Автору (соавторам) объекта права промышленной собственности выплачивается единовременное вознаграждение за создание ОПС в размере не менее 10 базовых величин за один объект, независимо от количества авторов, указанных в патенте (свидетельстве). При выплате вознаграждения автору (соавторам) за создание и использование полезной модели, промышленного образца и лицам, содействующим их созданию и использованию, обладатель исключительных прав на полезную модель, промышленный образец вправе применить понижающий коэффициент 0,25 к размеру вознаграждения, установленному выше.
Лицам, содействующим созданию ОПС, выплачивается единовременное вознаграждение за содействие его созданию в размере не менее 4 базовых величин за один объект, независимо от количества лиц, содействующих созданию этого ОПС.
Автору (соавторам) ОПС выплачивается вознаграждение за его использование в размере не менее 10 % прибыли, приходящийся на данный ОПС, в том числе от прибыли по лицензионным договорам, остающейся после уплаты налогов, сборов, иных обязательных платежей, полученной обладателем исключительных прав на ОПС от его использования, либо в размере не менее 30 базовых величин за каждый год его использования.
Указом Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2009 г. № 441 «О дополнительных мерах по стимулированию научной, научно-техниче ской и инновационной деятельности [11] предусмотрена возможность формирования заработной платы работников научных организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, исходя из тарифной ставки первого разряда с учетом повышающего коэффициента до 2,5.
Премирование таких работников осуществляется по итогам выполнения наиболее значимых для Республики Беларусь научных исследований и разработок или этапов таких работ в размере до пяти дополнительных окладов в пределах средств фонда оплаты труда. Руководителям научных организаций НАН Беларуси, финансируемых из бюджета, Указом предоставлено право направлять до 15 % средств планового фонда оплаты труда на повышение до 200 % тарифных окладов отдельных работников, выполняющих научные исследования и разработки в области создания и освоения новых видов продукции и технологий, новых организационно-технических решений производственного и социально-экономического характера, а также организующих их внедрение.
Если обладателями исключительных прав на ОПС, в том числе созданные с использованием средств республиканского бюджета, являются государственные юридические лица и хозяйственные общества, в отношении которых Республика Беларусь либо ее административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах), может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами, размер вознаграждений авторам (соавторам) ОПС за их использование составляет не менее 40 % полученных по лицензионным договорам средств, оставшихся в распоряжении этих юридических лиц после уплаты налогов, сборов, иных обязательных платежей. С сентября 2011 года организации, осуществляющие научную и научно-техническую деятельность и являющиеся обладателями исключительных прав на служебные произведения науки, созданные авторами по их заданию или в порядке выполнения обязанностей, обусловленных трудовым договором (контрактом), 40 % средств, полученных по договорам, предусматривающим передачу имущественных прав на эти произведения, оставшихся в распоряжении названных организаций после уплаты налогов, сборов, иных обязательных платежей, направляют на выплату вознаграждений авторам служебных произведений науки за их использование в порядке и на условиях, установленных Советом Министров Республики Беларусь [10, 11].
Лицам, содействующим использованию ОПС, выплачивается вознаграждение за содействие его использованию в размере не менее 3 % прибыли, приходящийся на данный объект права промышленной собственности, в том числе от прибыли по лицензионным договорам, остающейся после уплаты налогов, сборов, иных обязательных пла-
тежей, полученной обладателем исключительных прав на ОПС от его использования, либо в размере не менее 10 базовых величин.
При этом размер вознаграждения не может быть ниже соответствующего размера вознаграждения, установленного в базовых величинах. Максимальный размер единовременного вознаграждения авторам (соавторам) за создание и использование ОПС и лицам, содействующим его созданию и использованию, не ограничивается.
Выплата вознаграждения осуществляется:
• за создание ОПС авторам (соавторам) и лицам, содействующим его созданию, - единовременно в трехмесячный срок после выдачи патентным органом патента (свидетельства);
• за использование ОПС автору (соавторам) - в трехмесячный срок с даты окончания отчетного периода, определенного соглашением сторон;
• за использование ОПС лицам, содействующим его использованию, - в течение трех лет с даты начала использования ОПС в месячный срок после выплаты вознаграждения автору (соавторам).
Вознаграждение авторам за создание и использование объекта права промышленной собственности, созданного совместным творческим трудом нескольких авторов, выплачивается с учетом вклада каждого автора в его создание, указанного в уведомлении работником (автором) нанимателя при его создании. Уведомление работником (автором) нанимателя о создании ОПС осуществляется в установленном актами законодательства порядке.
Вознаграждение лицам, содействующим созданию и использованию ОПС, за его создание и использование выплачивается в соответствии с протоколом участия лиц, содействующих созданию и использованию объекта права промышленной собственности.
Выплата вознаграждения руководителям государственных организаций, являющихся обладателями исключительных прав на ОПС, за создание, использование, содействие созданию и использованию этих ОПС осуществляется по согласованию с государственным органом (организацией), заключившим контракт с данными руководителями.
Условия и порядок выплаты вознаграждения организацией, являющейся обладателем исключительных прав на ОПС, определяются ее локальными нормативными правовыми актами с учетом особенностей ОПС.
К недостаткам данного нормативного правового акта можно отнести неопределенность ис-
точников выплат вознаграждений, что важно для бюджетных организаций, а также ограничение перечня ОПС, на которые распространяется стимулирование, только охранными документами, действующими на территории Республики Беларусь, что не стимулирует авторов ОПС, охраняемых за рубежом и обеспечивающих экспорт продукции национальных производителей.
Уменьшение размеров патентных пошлин для юридических и физических лиц Республики Беларусь. В национальном законодательстве имеется ряд положений, направленных на стимулирование патентования ОПС. В соответствии с Особенной частью Налогового кодекса Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 71 -3 (гл. 28) [8]:
• введены две шкалы патентных пошлин для национальных и иностранных заявителей, при этом размер пошлин для национальных заявителей значительно ниже, чем для зарубежных;
• освобождаются от патентных пошлин физические лица - авторы изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, сортов растений, топологий интегральных микросхем, испрашивающие на свое имя патент (свидетельство) на эти ОПС или являющиеся обладателями (правообладателями) указанного патента (свидетельства): Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Беларуси, полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы, Отечества; ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории других государств, в том числе инвалиды боевых действий на территории других государств, члены семей погибших военнослужащих, указанные в ст. 2-4 и 22 Закона Республики Беларусь «О ветеранах»; участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалиды I группы;
• патентные пошлины уплачиваются в размере 25 % от подлежащей уплате суммы физическими лицами - авторами изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, сортов растений, топологий интегральных микросхем, испрашивающими на свое имя патент (свидетельство) на эти ОПС или являющимися обладателями (правообладателями) указанного патента (свидетельства): инвалидами II и III группы; обучающимися по очной форме обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-техниче-
ского, среднего специального, высшего и послевузовского образования;
• патентные пошлины уплачиваются в размере 20 % подлежащей уплате суммы за поддержание евразийского патента в силе плательщиками-резидентами Республики Беларусь и нерезидентами Республики Беларусь
• резидентами государств-участников СНГ, с которыми Республика Беларусь заключила действующие для Республики Беларусь международные договоры о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности;
• патентные пошлины уплачиваются в размере 50 % подлежащей уплате суммы за проведение патентной экспертизы заявки на изобретение при наличии в этой заявке отчета о поиске или заключения экспертизы, подготовленного одним из международных органов в соответствии с Договором о патентной кооперации (РСТ), или отчета о поиске, подготовленного международным поисковым органом по первой заявке при наличии указания на испрашивание приоритета по дате ее подачи.
Указанные выше льготы по патентным пошлинам предоставляются только лицам, имеющим право на такие льготы, при условии, что они являются единственным автором либо патентообладателем (правообладателем). В случае если патент (свидетельство) на свое имя испрашивается несколькими авторами либо заявителями, указанные льготы предоставляются при условии, что каждый из них имеет право на аналогичные льготы. Льготы по патентным пошлинам не предоставляются при заключении лицензионного договора, договора об уступке патента (свидетельства) с даты их заключения.
Стимулирование за создание рационализаторского предложения. Размер вознаграждения за рационализаторское предложение и порядок его выплаты определяются предприятием, а также на основании договора между предприятием и автором (соавтором) [12].
Стимулирование за создание произведений науки, литературы и искусства. В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» автор имеет право на авторский гонорар в соответствии с условиями авторского договора на создание произведения, а также на авторское вознаграждение за каждый вид использования произведения. Размер и порядок начисления авторского вознаграждения за
использование произведений науки, литературы и искусства устанавливаются в авторских договорах и (или) в договорах на право использования произведений, которые пользователи обязаны заключить с иными правообладателями либо с организациями, управляющими имущественными правами авторов. Вознаграждение определяется в авторском договоре в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения либо в виде твердо зафиксированной суммы или иным образом. За создание и использование отдельных видов произведений литературы и искусства постановлениями Правительства установлены минимальные ставки авторского вознаграждения.
Моральные стимулы. К моральным стимулам изобретательской и рационализаторской деятельности можно отнести установление праздника Дня изобретателя и рационализатора, а также присвоение наиболее отличившимся изобретателям и рационализаторам почетных званий «Заслуженный изобретатель Республики Беларусь» и «Заслуженный рационализатор Республики Беларусь». Начиная с 2007 г. НЦИС проводит республиканский конкурс «На лучшую организацию изобретательской деятельности и управление интеллектуальной собственностью», «На лучшую организацию деятельности в области авторского и смежных прав» и совместно с Министерством образования - конкурс студенческих работ в сфере ИС.
Проведенный анализ показал, что вопросы стимулирования введения ОИС в гражданский оборот в Беларуси нашли отражение в ряде нормативных правовых актов. В то же время имеется ряд нерешенных вопросов, наиболее важными из которых являются следующие.
В течение длительного периода оставался высоким уровень налогообложения лицензионных платежей, который с учетом подоходного и социального налога на вознаграждения авторов за использование ОПС составлял до 40 % суммы этих платежей. В 2010-2011 годы предприняты меры по либерализации налогового законодательства, об эффективности которых можно будет сделать вывод только через несколько лет. Этот фактор, а также рассмотренные выше проблемы при определении собственника прав на ОИС, созданные с привлечением бюджетных средств, сдерживают развитие рынка лицензионной торговли ОИС. С учетом опыта ряда стран необходима дальнейшая либерализация процесса передачи прав на результаты научно-технической деятельности из государственного сектора в предпринимательский.
Одним из важных нерешенных вопросов, имеющих прямое отношение к стимулированию создания ОПС, является отсутствие в действующем законодательстве нормативных правовых актов, определяющих механизм и размеры компенсации авторам ОПС вознаграждения в случае, если наниматель принимает решение охранять данные объекты в режиме нераскрытой информации, в том числе секретов производства (ноу-хау), либо не получит патент по поданной им заявке по зависящим от него причинам, что предусмотрено новой редакцией ст. 6 Закона Республики Беларусь от 16 декабря 2002 г. № 160-3 «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 марта 1998 г. № 368.
До конца нерешенной проблемой является инвентаризация неучтенных ОИС либо постановка на бухгалтерский учет этих объектов по заниженной стоимости. Необходимо также предусмотреть возможность переоценки стоимости прав на ОИС в зависимости от инфляции и других факторов, что особенно важно при акционировании государственных предприятий с последующей продажей крупных пакетов акций либо при продаже государственных предприятий новому собственнику.
Таким образом, анализируя рассмотренные выше меры по стимулированию процессов создания, правовой охраны, введения в гражданский оборот объектов интеллектуальной собственности и защиты прав на эти объекты, необходимо отметить следующее.
Принятые в Республике Беларусь нормативные правовые акты, направленные на стимулирование создания и использования ОИС, в целом сыграли положительную роль:
• создано отвечающее международным нормам законодательство в сфере ИС;
• создана и функционирует государственная система управления ИС;
• разработана система государственного стимулирования создания и использования ОИС; определены виды вознаграждений за создание и использование ОИС; гарантированы минимальные ставки вознаграждений;
• законодательно определены необходимые условия для введения ОИС в гражданский оборот в части закрепления прав на результаты НИОКР, оценки стоимости прав на ОИС, ведения бухгалтерского учета нематериальных активов, разработки механизмов передачи (уступки) прав на ОИС и др.;
• положено начало формированию системы мер прямого и косвенного стимулирования инновационной деятельности, в том числе в области управления ИС;
• законодательно закреплены виды гражданско-правовой, административно-правовой и уголовно-правовой ответственности за нарушение прав в сфере ИС;
• осуществлен ряд других важных мер.
В то же время, как было отмечено выше, имеется большое количество нерешенных вопросов, а некоторые из уже осуществляемых мер в сфере
Анализ динамики пяти индикаторов, характеризующих инновационную деятельность Республики Беларусь, убеждают в том, что в стране инновационная активность медленно, но растет соответственно росту затрат на технологические инновации. Однако последствия экономического кризиса в мировой и европейской экономиках сказываются на экономике Республики Беларусь. Косвенно
стимулирования интеллектуальной деятельности нуждаются в дальнейшем совершенствовании.
На основании проведенного анализа можно заключить, что в Республике Беларусь сделаны важные шаги по стимулированию создания и использования объектов интеллектуальной собственности, однако они носят ограниченный характер по сравнению с аналогичными мерами в ведущих индустриально развитых странах. Это относится как к стимулированию предприятий и организаций, так и к стимулированию творческой деятельности работников интеллектуального труда.
также сказываются и санкции Запада против России, с которой Республика Беларусь активно торгует и сотрудничает в научно-технической сфере.
Рынок интеллектуальной собственности Республики Беларусь характеризуется пока превышением предложения над спросом. С одной стороны, это связано с тем, что за многие годы накопилось большое число невостребованных предложений.
Таблица 2. Индикаторы,характеризующие инновационную деятельность Республики Беларусь
2010 2011 2012 2013 2014
Удельный вес организаций,осуществлявших затраты на технологические инновации,в общем числе обследованных организаций,процентов 15,2 21,7 22,7 21,5 20,1
в том числе:
удельный вес организаций промышленности,осуществлявших затраты на технологические инновации,в общем числе обследованных организаций промышленности 15,4 22,7 22,8 21,7 20,9
удельный вес организаций сферы услуг,осуществлявших затраты на технологические инновации,в общем числе обследованных организаций сферы услуг 12,8 12,1 21,8 19,2 14,0
Удельный вес организаций промышленности,осуществлявших затраты на технологические,организационные,маркетингов ые инновации,в общем числе обследованных организаций промышленности,процентов 18,1 24,3 24,8 24,4 22,8
Удельный вес отгруженной инновационной продукции (работ,услуг), в общем объеме отгруженной продукции (работ,услуг) организаций промышленности,процентов 14,5 14,4 17,8 17,8 13,9
Удельный вес отгруженной инновационной продукции (работ,услуг) новой для внутреннего рынка,в общем объеме отгруженной продукции (работ,услуг) организаций промышленности,процентов 53,2 60,0 43,6 44,6 46,0
Удельный вес отгруженной инновационной продукции (работ,услуг) новой для мирового рынка,в общем объеме отгруженной продукции (работ,услуг) организаций промышленности,процентов 0,8 1,1 0,7 0,6 1,2
Источник: Белстат. URL:/http://belstat.gov.by
С другой стороны, сказывается недостаточно высокая инновационная активность общества на нынешнем этапе экономического развития страны. Данное положение сложилось также в силу отсутствия отечественного опыта использования объектов интеллектуальной собственности в хозяйственной деятельности, адекватной их оценки, трудностей перехода от одной системы хозяйствования к другой, слабого развития самих рыночных отношений, функционирования фондового рынка в стране и отсутствия рыночных отношений непосредственно в сфере науки и технологий.
Созданная в Республике Беларусь структура управления, законодательная и нормативно-методическая база обеспечивают охрану прав интеллектуальной собственности. Особое место при этом занимают охрана и реализация прав па объекты промышленной собственности, по которым Национальный центр интеллектуальной собственности от имени государства выдает охранные документы (патенты, свидетельства). Количество подаваемых в Центр заявок от национальных и зарубежных заявителей, регистрируемых охранных документов, используемых объектов промышленной собственности в различных отраслях экономики имеет тенденцию роста.
В то же время результаты практической реализации создаваемых в Республике Беларусь объектов промышленной собственности пока нельзя признать удовлетворительными. Статистические данные показывают, что ежегодное количество используемых в отраслях народного хозяйства объектов промышленной собственности со-
ставляет 450-470 с учетом повторного использования. Фактически ежегодно впервые осваивается не более 100 новых изобретений, что составляет около 10 % от количества регистрируемых патентов [13].
Формирование рынка объектов интеллектуальной собственности, ускорение вовлечения их в экономический оборот требуют выработки соответствующей государственной стратегии, которая не может быть успешно реализована без учета основных факторов, обусловливающих процессы возрастания роли интеллектуальной собственности и оптимизированное распределение полученного экономического эффекта между различными субъектами, вовлеченными в ее использование. Основными направлениями стратегии развития рынка интеллектуальной собственности в Республике Беларусь следует считать вопросы политики государства по полномасштабной охране интеллектуальной собственности, а также по защите прав этих объектов от несанкционированного использования; государственной политики в отношении формирования, развития и использования результатов интеллектуальной деятельности [14].
Анализ экономического состояния Республики Беларусь и стратегии интеллектуальной собственности убеждают нас в том, что стратегия по интеллектуальной собственности Таможенного союза может существенно оздоровить межгосударственные торговые и научно-технические отношения с единой целью развития инновационной экономики в странах Таможенного союза.
Литература
1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.03.2012 № 205 «Об утверждении стратегии Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности на 2012-2020 годы».
2. О мерах государственной поддержки радиоэлектронной и других бывших оборонных отраслей промышленности: Указ Президента Республики Беларусь от 13 июня 2011 года № 313: с изм. и доп. // Нац.реестр правовых актов Респ.Беларусь. - 2001. -№ 58. - 1/2735.
3. Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету результатов научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ и внесении изменения в постановление Министерства финансов Республики Беларусь: Постановление Министерства финансов Респ.Беларусь от 30 июня 2010г.: с изм. и доп. № 82 // Нац.реестр правовых актов Респ.Беларусь. - 2006. - № 112. - 8/14718.
References
1. Postanovlenie Soveta Ministrov Respubliki Belarus' ot 02.03.2012 No. 205 «Ob utverzhdenii strategii Respubliki Belarus' v sfere intellektual'noi sobstvennosti na 2012-2020 gody».
2. O merakh gosudarstvennoi podderzhki radioelek-tronnoi i drugikh byvshikh oboronnykh otraslei pro-myshlennosti: Ukaz Prezidenta Respubliki Belarus' ot 13 iiunia 2011 goda No. 313: s izm. i dop., Nats.reestr pravovykh aktov Resp.Belarus, 2001, No. 58, 1/2735.
3. Ob utverzhdenii instruktsii po bukhgalterskomu uchetu rezul'tatov nauchno-issledovatel'skikh rabot, opytno-konstruktorskikh i opytno-tekhnologicheskikh rabot i vnesenii izmeneniia v postanovlenie Ministerstva finansov Respubliki Belarus': Postanovlenie Ministerstva finansov Resp. Belarus' ot 30 iiunia 2010g.: s izm. i dop. No. 82, Nats. reestr pravovykh aktov Resp.Belarus, 2006, No. 112, 8/14718.
4. О некоторых вопросах приобретения имущественных прав на результаты научно-технической деятельности и распоряжения этими правами:Указ Президента Республики Беларусь от 31 августа 2009 года № 432 // Нац.реестр правовых актов Респ.Бела-русь. - 2009. - № 211. - 1/10947.
5. Войтов В.И. О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2009 года:аналит.доклад/И.В.Войтов, М.В.Мясникович.
- Минск: ГУ «БелИСА», 2010.С.24-28, 30-44, 72-108, 103-117.
6. Об утверждении основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг): Постановление М-ва экономики Респ. Беларусь, Мин-ва финансов Респ.Беларусь и Мин-ва труда и соц.защиты Респ.Беларусь от 30 октября 2008 г. № 210/161/151 // Нац.реестр правовых актов Респ.Беларусь. - 2009. - № 28. - 8/20374.
7. О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности в Республике Беларусь: Указ Президента Респ.Беларусь от 9 марта № 123: с изм. и доп. // Нац.реестр правовых актов Респ.Беларусь.
- 2009. - № 66. - 1/10522.
8. Налоговый Кодекс Республики Беларусь от 29 декабря 2009 года № 71-3.Особенная часть: с изм. и доп. // Нац.реестр правовых актов Респ.Беларусь. -2010.-№ 4. - 2/1623.
9. О мерах по повышению эффективности использования объектов интеллектуальной собственности: Указ Президента Республики Беларусь от 26 мая 2011 года № 216 // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2011. - № 4. - 2/12563.
10. Об утверждении Положения о порядке и условиях государственного стимулирования создания и использования объектов промышленной собственности: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 марта 1998 года № 368: с изм. и доп. // Нац. Реестр правовых актов Респ.Беларусь. - 1998. -№ 7.
11. О дополнительных мерах по стимулированию научной, научно-технической и инновационной деятельности: Указ Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2009 года № 441 года № 368: с изм. и доп. // Нац. Реестр правовых актов Респ.Беларусь. -2009. - № 222. - 1/10958.
12. Об утверждении Положения о рационализаторстве в Республике Беларусь: Постановление Совета Министров Респ.Беларусь от 17 февраля 2010 г. № 209 с изм. и доп. // Нац.реестр правовых актов Респ.Беларусь. - 2010.-№ 45. - 5/31289.
13. В.И. Кудашов. Управление интеллектуальной собственностью: учеб.пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / В.И.Кудашов. Минск:ИВЦ Минфина, 2007.-С.360.
14. Ситдикова С. Н. Формирование рынка интеллектуальной собственности в Республике Беларусь. Белорусский государственный университет // http:// elib.bsu.by/bitstrea m/123456789/92697/1 /.pdf
4. O nekotorykh voprosakh priobreteniia imushchest-vennykh prav na rezul'taty nauchno-tekhnicheskoi deiatel'nosti i rasporiazheniia etimi pravami:Ukaz Prezi-denta Respubliki Belarus' ot 31 avgusta 2009 goda No. 432, Nats.reestr pravovykh aktov Resp.Belarus, 2009, No. 211, 1/10947.
5. Voitov V.I. O sostoianii i perspektivakh razvitiia nauki v Respublike Belarus' po itogam 2009 goda:analit. doklad/I.V.Voitov, M.V.Miasnikovich, Minsk: GU «Bell-SA», 2010.S.24-28, 30-44, 72-108, 103-117.
6. Ob utverzhdenii osnovnykh polozhenii po sostavu za-trat, vkliuchaemykh v sebestoimost'produktsii (rabot, uslug): Postanovlenie M-va ekonomiki Resp. Belarus, Min-va finansov Resp.Belarus' i Min-va truda i sots. zashchity Resp.Belarus' ot 30 oktiabria 2008 g. No. 210/161/151, Nats.reestr pravovykh aktov Resp.Belarus, 2009, No. 28, 8/20374.
7. O nekotorykh merakh po stimulirovaniiu innovatsion-noi deiatel'nosti v Respublike Belarus': Ukaz Prezidenta Resp.Belarus' ot 9 marta No. 123: s izm. i dop., Nats. reestr pravovykh aktov Resp.Belarus, 2009, No. 66, 1/10522.
8. Nalogovyi Kodeks Respubliki Belarus' ot 29 dekabria 2009 goda No. 71-3.Osobennaia chast': s izm. i dop., Nats.reestr pravovykh aktov Resp.Belarus, 2010.-No. 4, 2/1623.
9. O merakh po povysheniiu effektivnosti ispol'zovaniia ob»ektov intellektual'noi sobstvennosti: Ukaz Prezidenta Respubliki Belarus' ot 26 maia 2011 goda No. 216, Nats. Reestr pravovykh aktov Resp.Belarus, 2011, No. 4, 2/12563.
10. Ob utverzhdenii Polozheniia o poriadke i uslovi-iakh gosudarstvennogo stimulirovaniia sozdaniia i ispol'zovaniia ob»ektov promyshlennoi sobstvennosti: Postanovlenie Soveta Ministrov Respubliki Belarus'ot 6 marta 1998 goda No. 368: s izm. i dop., Nats. Reestr pravovykh aktov Resp.Belarus, 1998, No. 7.
11. O dopolnitel'nykh merakh po stimulirovaniiu nauchnoi, nauchno-tekhnicheskoi i innovatsionnoi deiatel'nosti: Ukaz Prezidenta Respubliki Belarus' ot 7 sentiabria 2009 goda No. 441 goda No. 368: s izm. i dop., Nats. Reestr pravovykh aktov Resp.Belarus, 2009, No. 222, 1/10958.
12. Ob utverzhdenii Polozheniia o ratsionalizatorstve v Respublike Belarus': Postanovlenie Soveta Ministrov Resp.Belarus' ot 17 fevralia 2010 g. No. 209 s izm. i dop., Nats.reestr pravovykh aktov Resp.Belarus, 2010, No. 45, 5/31289.
13. V.l. Kudashov. Upravlenie intellektual'noi sobstvennost'iu: ucheb.posobie dlia studentov uchrezhdenii, obespechivaiushchikh poluchenie vys-shego obrazovaniia/V.I.Kudashov. Minsk:IVTS Minfina, 2007, p.360.
14. Sitdikova S. N. Formirovanie rynka intellektual'noi sobstvennosti v Respublike Belarus. Belorusskii gosudarstvennyi universitet, http://elib.bsu.by/bit-stream/123456789/92697/1/.pdf