евразийского патента на изобретения, в том числе с помощью применения электронных средств при подаче заявок, получения патента и снижения ставок соответствующих патентных пошлин; унификацией таможенного и налогового права стран-участниц, исключающей возможность двойного взимания необходимых обязательных платежей и обеспечивающей коммерческий оборот исключительных имущественных прав на евразийские изобретения, продукты, изготовленные с применением евразийских патентов, и повышение их конкурентоспособности; обеспечением эффективной охраны исключительных имущественных прав на использование евразийских изобретений в хозяйственном обороте посредством передачи функции контроля за использованием патентных прав налоговым инспекциям. Для этого необходимо принять соответствующие дополнения в правила Патентной инструкции к Евразийской патентной конвенции, утвержденной Административным советом Евразийской патентной конвенции 1 декабря 1995 года (с изм. и доп. 15-19.10.2001).
Вывод. Эффективное развитие инновационного предпринимательства на основе создания и коммерческого использования интеллектуальной промышленной собственности в рамках венчурной стратегии инновационного процесса диктует целесообразность разработки специальной Стратегической программы развития инновационного предпринимательства России, позиционирующей необходимые и достаточные условия осуществления ее реализации, взаимосвязанной с Концепцией экономико-правового регулирования отношений авторов, правообладателей при введении интеллектуальной промышленной собственности в хозяйственный оборот через систему управляющих механизмов.
Список литературы:
1. Ст. 1246 и др. ГК РФ в контексте реализации механизмов управления инновационной предпринимательской деятельностью и решения задач оптимального (близкого к оптимальному) управления функционированием инновационного предпринимательства.
2. Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций до 2010 г. Доклад сделан
на заседании Правительства РФ 15.12.2005 г. / Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. - 2006. - № 2. - www.fips.ru. - С. 4.
3. Необходимые дополнения нормы ст. 1353 и др. ГК РФ.
4. Путин В.В. О наших экономических задачах. -Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 2012. - С. 34.
5. См. там же. - С. 38-42.
6. Путин В.В. Демократия и качество государства. -Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 2012. - С. 52-68.
7. Бюджетное послание Президента России о бюджетной политике в 2012-2014 годах, 29 июня 2011 года. - http://www.kremlin.ru/acts/11779.
8. Электронный ресурс: http://www.podatinet.net/ 2011063018201/nalogovye-istorii/topanovost/prezident-rf-damedvedev-opredelil-osnovnye-napravleniya-nalogovoi-politiki-gosudarstva-na-blijaishie-gody.html.
9. Ренкель А.Ф. Третейский патентный суд. - М.: ИНИЦ, 1998 - С. 6-7.
10. Ананьева Е. Медиация. Что это такое? // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2004. - № 9. - С. 70.
11. Скворцов О.Ю. Третейское разбирательство предпринимательских споров в России: проблемы, тенденции, перспективы. - М.: Волтерс Клувер, 2005. - С. 237.
12. См. там же. - С. 182-184.
13. Новиков Е.Ю. К вопросу о правовой природе третейского разбирательства // Российский ежегодник гражданского и арбитражного процесса. -2002-2003. - № 2 / Под ред. В.В. Яркова. - СПб.: Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2004. -С.307-308.
14. В eeponetiCKiix странах, США и ряде международных торговых и патентных организаций /см. Е. Ананьева. Медиация. Что это такое? //Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. -2004. - № 9. - С. 69.
15. Введение в интеллектуальную собственность. Всемирная организация интеллектуальной собственности ВОИС/WIPO PUBLICATION № 478 (R). ISBN 92-805-0752-4: WIPO 1998. Introduction to Intellectual Property. - C. 367.
16. Cm. 1 396, ст. 1 397 ГК РФ.
Каримова А.Р.
старший преподаватель кафедры «Финансы и банковское дело» Уфимского государственного университета экономики и сервиса, Россия, г. Уфа
Орлова Н.В.
ассистент кафедры «Финансы и банковское дело» Уфимского государственного университета экономики и сервиса, Россия, г. Уфа
УДК 338.246.025(470.57)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
Развитие малого и среднего предпринимательства в республике является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие экономики региона. Поддержка предпринимательства рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Башкортостан. Следствием этого стало принятие Республиканской долгосрочной целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на 2013-2018 годы».
Ключевые слова: предпринимательство, государственная поддержка, целевая программа, социально-экономическое развитие, финансовая поддержка.
STATE SUPPORT OF SMALL BUSINESS IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN
Development of small and average business in the republic is the strategic factor defining a sustainable development of economy of the region. Supporting small business is considered as one of the priority directions of social and economic development of the Republic of Bashkortostan. Adoption of the Republican long-term target program «Development and Support of Small and Average Business in the Republic of Bashkortostan for 2013-2018» became a consequence of it. Key words: business, state support, target program, socially-economic development, financial support.
Развитие малого и среднего предпринимательства в республике является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие экономики региона. Поддержка предпринимательства рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Башкортостан. Следствием этого стало принятие Республиканской долгосрочной целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на 2013-2018 годы».
К ведению государства законодательством отнесено определение общих принципов, приоритетных направлений и методов государственной поддержки этого сектора: - регламентация порядка создания и деятельности федеральных органов исполнительной власти и распределение полномочий между ними;
- разработка и организация федеральных программ и проектов, финансируемых полностью или частично за счет средств государственного бюджета;
- установление льгот по федеральным налогам и иным платежам в государственный бюджет и специализированные внебюджетные фонды РФ.
Регулярно разрабатываются и принимаются федеральные и региональные программы поддержки малого предпринимательства. В настоящий момент действуют программы, включающие меры по поддержке предпринимательства как одного из основных факторов структурных и институциональных преобразований в экономике государства.
Малый и средний бизнес присутствует во многих отраслях экономики Башкортостана, в деятельность малых и средних предприятий вовлечены все социальные
группы населения. Развитие предпринимательства оказывает непосредственное влияние на общее состояние экономики республики, способствует насыщению рынка товарами и услугами, развитию экономически оправданной конкуренции, созданию новых рабочих мест и новых производств, а также формированию налоговой базы.
Важной составляющей развития малого и среднего предпринимательства является государственная поддержка, осуществляемая на системной основе. Нормативное правовое регулирование поддержки и развития малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1], Законом Республики Башкортостан «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан» [2] и другими нормативными правовыми актами, касающимися экономических, правовых и имущественных вопросов.
Применяемый на протяжении нескольких лет программно-целевой подход позволяет проводить планомерную работу по созданию благоприятного климата для развития малого предпринимательства в республике, осуществлять мониторинг влияния программных мероприятий на динамику показателей работы субъектов малого предпринимательства, контролировать исполнение намеченных результатов.
Период первоначального формирования условий для развития предпринимательской деятельности в Башкортостане завершен. Предпринимаемые на республиканском уровне меры по устранению административных барьеров и повышению инвестиционной привлекательности позволили сформировать благоприятные условия для реализации предпринимательского потенциала населения, что подтверждается не только официальной статистикой, но и высокими оценками и рейтингами общественных и экспертных организаций.
В то же время существуют определенные институциональные ограничения, препятствующие успешной реализации потенциала территорий Республики Башкортостан, основными из которых являются:
- слабая имущественная база (недостаточность основных фондов) малых предприятий и, как следствие, недостаточность собственного обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору;
- проблема доступности кредитов из-за достаточно высоких по сравнению с доходностью бизнеса ставок платы за кредитные ресурсы и жестких требований банков к залоговому обеспечению;
- высокие издержки при «вхождении на рынок» для начинающих субъектов малого предпринимательства, в том числе высокая арендная плата за нежилые помещения, трудности при решении вопросов доступа к инженерным сетям;
- недостаток квалифицированных кадров;
- проблемы продвижения продукции (работ и услуг)
на региональные и международные рынки (недостаточно эффективная маркетинговая политика и др.);
- недостаточное внимание со стороны органов местного самоуправления Республики Башкортостан к вопросам развития малого и среднего предпринимательства.
В Республике Башкортостан принимаются меры государственной поддержки предпринимательства. Уровень финансовой поддержки малого и среднего бизнеса за последние годы в Республике Башкортостан значительно увеличился, но вся эта помощь не дает желаемого эффекта. Поэтому исполнителями программ субсидирования должны стать муниципалитеты, а финансовую поддержку лучше оказывать на грантовой основе. По-прежнему актуально также совершенствование инфраструктуры предпринимательства.
Следствием этого стало принятие Республиканской долгосрочной целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на 2013-2018 годы» [3].
Такой документ принят в регионе впервые. Он утвержден Постановлением правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2012 года.
Республиканская долгосрочная целевая программа была разработана Госкомитетом РБ по предпринимательству и туризму совместно с Уфимской государственной академией экономики и сервиса, победившей в открытом конкурсе на организацию научно-исследовательских работ в области развития субъектов малого и среднего бизнеса в Башкортостане по теме названной программы.
Программой определены стратегические направления развития малого и среднего предпринимательства в республике на шестилетний период. Основной ее целью является создание условий для развития малого и среднего бизнеса в Башкортостане на основе формирования эффективных механизмов его поддержки, а также повышения вклада предпринимателей в решение экономических и социальных задач.
Программа является логическим продолжением предыдущих программ по поддержке предпринимательства и разработана с учетом новаций в области законодательной, финансовой, информационной и иных форм поддержки предпринимательства. Кроме того, были приняты во внимание современные реалии развития и потребностей субъектов малого и среднего бизнеса в условиях модернизации экономики.
Развитие малого и среднего предпринимательства в республике является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие экономики региона. Поддержка предпринимательства рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Башкортостан.
В соответствии со стратегией социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 сентября
2009 года № 370, одной из основных экономических задач Правительства Республики Башкортостан является поддержка деловой активности субъектов малого и среднего предпринимательства и обеспечение решения следующих задач:
- сохранения возможности и расширения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к источникам финансирования деятельности;
- поддержки существующих темпов создания новых субъектов предпринимательства.
Использование программно-целевого метода позволит:
- обеспечить единый комплексный подход к решению проблем развития малого и среднего предпринимательства в республике;
- использовать единые принципы управления на всех направлениях и этапах проектирования и реализации Программы;
- обеспечить высокую эффективность бюджетных расходов на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан;
- обеспечить координацию деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан;
- повысить качество и обоснованность управленческих решений за счет создания и использования единого научно-методического обеспечения;
- обеспечить объективный контроль за реализацией Программы.
Программа является логическим продолжением предыдущих программ по поддержке предпринимательства и разработана с учетом:
- новаций в области законодательной, финансовой, информационной и иных форм поддержки малого и среднего предпринимательства в целях выполнения Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Закона Республики Башкортостан «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан»;
- современных реалий развития и потребностей субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях модернизации экономики.
Для увеличения объемов финансирования мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства предполагается дальнейшее участие республики в конкурсах, проводимых Министерством экономического развития Российской Федерации, на получение средств федерального бюджета, выделяемых на оказание государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Срок реализации Программы - 2013-2018 годы.
Оценка эффективности Программы будет осуществляться с применением следующих целевых индикаторов:
- количества субъектов малого и среднего предпринимательства (единиц);
- средней заработной платы в сфере малого и среднего предпринимательства (рублей);
- оборота малых и средних предприятий (млн. рублей);
- объема инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий (млрд. рублей);
- количества субъектов малого и среднего предпринимательства на 1000 человек населения (единиц);
- объема вновь выданных кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства (млрд. рублей).
В результате реализации Программы ожидается:
1) выполнение целевых индикаторов и показателей Программы:
- рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства до 120,0 тыс. ед.;
- повышение уровня заработной платы в сфере малого и среднего предпринимательства до 20 867 рублей;
- рост оборота малых и средних предприятий до 542,7 млн. рублей;
- увеличение инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий до 20,4 млрд. рублей;
- рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства до 29,5 ед. на 1000 человек населения;
- увеличение объема вновь выданных кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства до 100,0 млрд. рублей;
2) достижение качественных улучшений в области развития малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан:
- рост уровня удовлетворенности предпринимателей состоянием деловой среды и работой инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
- повышение информированности малых и средних предприятий Республики Башкортостан о мерах поддержки предпринимательской деятельности и способах ее получения;
- формирование новых предпринимательских ниш в Республике Башкортостан.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
2. Закон Республики Башкортостан от 28.12.2007 г. № 511-з «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан» (в ред. от 28.04.2012 г. №529-з).
3. Долгосрочная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан» на 2013-2018 годы (с изменениями, утвержденными Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 3 апреля 2013 шда№ 128).