Научная статья на тему 'Государственное регулирование и стимулирование малого и среднего инновационного предпринимательства'

Государственное регулирование и стимулирование малого и среднего инновационного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
413
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / КРЕДИТОВАНИЕ / ЛИЗИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тодосийчук А. В.

В статье проведен анализ основных показателей деятельности малых и средних предприятий в инновационной сфере, выявлены основные факторы, являющиеся тормозом на пути осуществления нововведений. Даны рекомендации по совершенствованию методов государственного регулирования и стимулирования малого и среднего инновационного предпринимательства для повышения их вклада в экономический рост и социальный прогресс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование и стимулирование малого и среднего инновационного предпринимательства»

ИННОВАЦИИ № 3 (149), 2011

Государственное регулирование

и стимулирование малого и среднего инновационного предпринимательства

В статье проведен анализ основных показателей деятельности малых и средних предприятий в инновационной сфере, выявлены основные факторы, являющиеся тормозом на пути осуществления нововведений. Даны рекомендации по совершенствованию методов государственного регулирования и стимулирования малого и среднего инновационного предпринимательства для повышения их вклада в экономический рост и социальный прогресс.

Ключевые слова: малые и средние предприятия, инновационная деятельность, результаты интеллектуальной деятельности, финансирование, налогообложение, кредитование, лизинг.

С 2008 г. деятельность малых и средних предприятий регулируется Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В связи заявленным руководством страны курсом на переход экономики на инновационный путь развития особое значение приобретает инновационная активность субъектов малого и среднего предпринимательства. В табл. 1 представлены основные показатели инновационной деятельности малых предприятий за 2009 г. [1].

Анализ представленных в табл. 1 данных свидетельствует о низкой результативности инновационной деятельности малых предприятий. Кроме того, результаты инновационной деятельности малых предприятий (в процентном отношении) оказались ниже значений аналогичных показателей по стране в целом. Так, в 2009 г. удельный вес организаций обрабатывающих производств, осуществлявших технологические инновации, составил 9,4%; удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг составил 4,6%.

Затраты субъектов малого предпринимательства на инновационную деятельность не позволяют обеспечить разработку, освоение и выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции. Статистические данные, представленные в табл. 2, свидетельствуют о низких затратах малых предприятий на инновационную деятельность [1].

В чем же причины такой низкой инновационной активности субъектов малого предпринимательства? Основным методом получения необходимой информации является опрос субъектов инновационной деятельности. В их числе можно назвать следующие: недостаточный спрос на инновационную продукцию, в том числе со стороны государства; неразвитость рынка

А. В. Тодосийчук,

д. э. н, профессор, действительный член РАЕН, ведущий советник Комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям, почетный работник науки и техники Российской Федерации e-mail: atodos@yandex.ru

научно-технической продукции, низкое предложение со стороны разработчиков научно-технической продукции, которая могла быть стать основой коммерчески успешной инновационной продукции; недостаток собственных финансовых ресурсов; неопределенная экономическая ситуация в стране и низкое качество прогнозов социально-экономического развития даже на среднесрочную перспективу; недоступность банковских кредитов для реализации инновационных проектов в связи с высокими процентами и сложностью их получения; недостаток квалифицированных кадров; нехватка и изношенность материально-технической базы; высокий уровень инфляции, непрерывное удорожание сырья, материалов, комплектующих; высокий уровень налогов; инвестиционные риски; несовершенство нормативной правовой базы, регулирующей инновационную деятельность.

Подробнее остановимся на проблемах государственного регулирования и стимулирования инновационной деятельности, осуществляемой малыми и средними предприятиями. Согласно статье 22 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде:

1) создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе технопарков, центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон, и обеспечения деятельности таких организаций;

Таблица 1

Основные показатели инновационной деятельности малых предприятий (без учета микропредприятий) добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды за 2009 г.

Удельный вес предприятий, осуществляющих технологические инновации, в общем числе обследованных предприятий, % Объем инновационных товаров, работ и услуг, млн руб. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, %

Добыча полезных ископаемых 3,1 170,5 0,4

в том числе:

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 6,3 140,8 0,9

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 1,8 29,7 0,1

Обрабатывающие производства 4,3 9970,4 1,5

из них:

производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 4,5 1574,7 0,9

текстильное и швейное производство 2,7 165,8 0,6

производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 3,0 4,3 0,1

обработка древесины и производство изделий из дерева 2,0 77,9 0,4

целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность 4,0 221,2 0,5

производство кокса и нефтепродуктов 3,2 9,3 0,2

химическое производство 11,3 1301,8 4,0

производство резиновых и пластмассовых изделий 5,0 1018,1 2,1

производство прочих неметаллических минеральных продуктов 2,5 149,4 0,3

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 2,9 603,5 1,0

производство машин и оборудования 4,0 693,0 1,0

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 10,9 3095,2 5,4

производство транспортных средств и оборудования 5,1 736,5 4,4

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 1,8 74,9 0,2

2) содействия патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъектами малого и среднего предпринимательства;

3) создания условий для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства;

4) создания акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов.

В условиях индифферентности предпринимательского сектора к науке и инновациям основным источником их финансирования и спроса на инновационную продукцию в настоящее время являются средства консолидированного бюджета Российской Федерации, в основном — федерального бюджета. Анализ результатов проведения торгов и других способов размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Российской Федерации среди субъектов малого предпринимательства за 2009 г. свидетельствует о низком спросе органов государственной власти и органов муниципального самоуправления на выпускаемую ими продукцию (работы, услуги). В частности, стоимость заключенных контрактов с субъектами малого предпринимательства по результатам проведенных конкурсов составила 6016,3 млн руб., аукционов —

28410,4 млн руб., размещения заказов путем запроса котировок — 8821,9 млн руб., закупок у единственного поставщика — 14270,6 млн руб. В процентах к общей стоимости контрактов и сделок, заключенных по результатам проведенных торгов (лотов), запросов котировок у единственного поставщика это составило 1,4; 3,7; 7,5 и 1,2%, соответственно.

Приведенные данные свидетельствуют о низком спросе Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на инновационную продукцию, производимую малыми предприятиями. С учетом вклада малого и среднего инновационного предпринимательства в экономический рост объем закупок инновационной продукции для государственных и муниципальных нужд необходимо повысить как минимум на порядок уже в среднесрочной перспективе.

Наряду с размещением заказов на закупку инновационной продукции для государственных и муниципальных нужд у малых и средних предприятий в федеральном бюджете, бюджетах субъектов федерации предусматриваются средства на поддержку развития инновационной инфраструктуры, а также выделение грантов на осуществление научной, научно-технической и инновационной деятельности субъектами малого и среднего инновационного предпринимательства. В частности, в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. № 357-Ф3 «О федеральном бюджете на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг.» на

ИННОВАЦИИ № 3 (149), 2011

ИННОВАЦИИ № 3 (149), 2011

Таблица 2

Затраты на технологические инновации малых предприятий (без учета микропредприятий) добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды по видам инновационной

и экономической деятельности за 2009 г.

Затраты на техно-логические инновации, млн руб. в процентах от общего объема затрат на технологические инновации

исследование и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями приобретение новых технологий

Добыча полезных ископаемых 368,1 15,1 5,9 0,7

в том числе:

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 215,4 14,4 8,8 0,1

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 152,7 16,0 1,8 1,4

Обрабатывающие производства 5950,6 34,0 29,5 2,4

из них:

производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 926,7 10,0 38,7 0,1

текстильное и швейное производство 52,7 19,0 52,7 14,4

производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 11,8 14,4 71,4 -

обработка древесины и производство изделий из дерева 58,8 1,3 79,2 0,4

целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность 923,8 2,4 40,2 12,3

производство кокса и нефтепродуктов 2,8 - 100,0 -

химическое производство 371,0 46,8 35,5 1,1

производство резиновых и пластмассовых изделий 363,2 16,7 55,1 1,1

производство прочих неметаллических минеральных продуктов 292,0 30,0 65,1 0,1

металлургическое производство и производство готовых металических изделий 288,5 54,9 31,2 1,3

производство машин и оборудования 579,7 32,8 16,8 0,3

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 1527,7 53,3 11,5 0,2

производство транспортных средств и оборудования 303,4 83,0 1,7 0,2

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 474,9 72,7 23,8 -

поддержку программ развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, на 2011 г. запланировано выделить 1,99 млрд руб., а в Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере — 4,001 млрд руб.

Субъекты малого и среднего предпринимательства вправе воспользоваться микрозаймами, размер которых не превышает один миллион рублей в соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинан-совых организациях». Вместе с тем следует отметить, что в указанном законе отсутствуют нормы, устанавливающие льготный режим выдачи микрозаймов для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющие инновационную деятельность.

Важную роль в стимулировании инновационной деятельности играет налогообложение. Применительно к субъектам малого и среднего предпринимательства следует отметить возможность использования ими упрощенной системы налогообложения в соответствии с главой 262 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Для создания благоприятных налоговых условий субъектам малого и среднего инновационного предпринимательства, учрежденных в соответствии с Фе-

деральным законом от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» (далее — закон № 217-ФЗ) Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. № 310-ФЗ «О внесении изменения в статью 34612 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» снят запрет на применение упрощенной системы налогообложения организациями, в которых доля участия других организаций составляет более 25%, в отношении хозяйственных обществ, учрежденных бюджетными научными и образовательными учреждениями с целью практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности (РИД), исключительные права на которые принадлежат данным учреждениям.

Кроме того, при определении объекта налогообложения налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, согласно статье 34612 НК РФ вправе уменьшить полученные доходы на следующие расходы:

1) расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств;

2 ) расходы на приобретение нематериальных активов, а также создание нематериальных активов самим налогоплательщиком:

2.1)расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных РИД на основании лицензионного договора;

2.2)расходы на патентование и (или) оплату правовых услуг по получению правовой охраны РИД, включая средства индивидуализации;

2.3)расходы на научные исследования и (или) опытноконструкторские разработки;

3) расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных;

4) периодические (текущие) платежи за пользование правами на РИД и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности);

5) расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе.

В этой связи следует отметить, что с 1 января 2011 г. эффективность применения упрощенной системы налогообложения резко снизилась в связи с повышением тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации до 26% в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования и территориальные фонды» от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 16 октября 2010 года № 272-ФЗ).

Несколько улучшает ситуацию Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 432-Ф3 «О внесении изменений в статью 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования и территориальные фонды» и статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», согласно которому для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в течение 2011-2012 гг. установлен тариф страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в размере 18%. В число видов экономической деятельности, подпадающих под льготный тариф, попали научные исследования и разработки.

Практика применения закона № 217-ФЗ показывает, что в большинстве случаев созданные хозяйственные общества размещаются на площадях создавшего

их вуза или научного учреждения. Кроме того, в ряде случаев хозяйственные общества для получения практических результатов по внедрению РИД в хозяйственную практику должны использовать имеющееся уникальное научное оборудование, находящееся у вуза или научного учреждения на праве оперативного управления.

В то же время установленный частями 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» порядок заключения договора аренды движимого и недвижимого имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным бюджетным учреждениям, не способствует реализации закона № 217-ФЗ, так как предусматривает необходимость проведения торгов в форме конкурса или аукциона на право заключения этих договоров.

Учитывая, что Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 г. № 67, в отношении имущества бюджетных учреждений установлена необходимость проведения аукциона, порядок определения победителя аукциона не позволит созданным хозяйственным обществам успешно конкурировать с другими субъектами гражданского оборота, поскольку первоначальный период их инновационной деятельности не обеспечивает получения необходимых доходов для оплаты аренды на коммерческих условиях.

Частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен перечень случаев, в которых проведение торгов на право заключения договора аренды государственного и муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, не требуется.

Кроме этого, частью 4 статьи 53 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что до 1 июля 2015 г. разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и заключенных до 1 июля 2008 г. с субъектами малого или среднего предпринимательства, при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством. Заключение таких договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2015 г.

Учитывая, что создаваемые бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственные общества имеют статус субъектов малого предпринимательства, возникает неравенство в части права на использование государственного и муниципального имущества между уже действующими субъектами малого и среднего предпринимательства и теми хозяйственными обществами, которые только создаются

ИННОВАЦИИ № 3 (149), 2011

ИННОВАЦИИ № 3 (149), 2011

и более остро испытывают потребность в наличии материальной базы для своей эффективной работы по внедрению РИД.

Следует также отметить, что хозяйственные общества, решающие задачи практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности, могут быть созданы не только бюджетными, но и автономными учреждениями. Это не предусмотрено Законом № 217-ФЗ, однако следует из полномочий автономных учреждений по распоряжению, закрепленным за ними на праве оперативного управления имуществом, предусмотренных статьей 3 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Поэтому аналогичная льгота должна быть предусмотрена и в случае передачи имущества, закрепленного за автономными учреждениями, в аренду хозяйственным обществам, созданным указанными учреждениями в целях практического применения (внедрения) РИД, права на которые принадлежат автономным учреждениям.

Для устранения препятствий в передаче в аренду имущества государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования (в том числе созданными государственными академиями наук) или муниципальными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, государственными научными учреждениями (в том числе созданными государственными академиями наук) созданным ими хозяйственным обществам был принят Федеральный закон от 1 марта 2011 г. № 22-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» и статью 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции». В соответствии с указанным законом заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (в том числе созданных государственными академиями наук) или муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, государственных научных учреждений (в том числе созданных государственными академиями наук) осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих требований:

1) арендаторами являются хозяйственные общества, созданные указанными учреждениями науки и образования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) деятельность арендаторов заключается в практическом применении (внедрении) РИД (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), право использования которых внесено в качестве вклада в их уставные капиталы;

3) договорами аренды устанавливается запрет на сдачу в субаренду этого имущества, предоставленного хозяйственным обществам по таким договорам аренды, передачу хозяйственными обществами своих прав

и обязанностей по таким договорам аренды другим лицам, предоставление этого имущества в безвозмездное пользование, залог таких арендных прав. Порядок определения размера арендной платы, за сдаваемое в аренду государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования временно не используемого ими имущества, законодательством Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования, в том числе Федеральным законом от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», не установлен.

В отношении государственных научных организаций в соответствии с пунктом 3 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» размер арендной платы определяется договором и не должен быть ниже среднего размера арендной платы, обычно взимаемой за аренду имущества в местах расположения таких организаций, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

При разработке порядка определения размера арендной платы для созданных учреждениями науки и образования инновационных хозяйственных обществ целесообразно использовать подходы, содержащиеся в постановлении Правительства Российской Федерации от 21 августа 2010 г. № 645 «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества».

При определении размера арендной платы для субъектов малого и среднего предпринимательства следует учитывать специфику и масштаб их инновационной деятельности, какие РИД они внедряют для производства инновационной продукции, работ, услуг. Очевидно, что чем выше научно-технический уровень разработки, и соответственно, риск реализации инновационного проекта, тем меньше должен быть размер арендной платы для субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства. В табл. 3 приведены примерные процентные ставки от среднего размера арендной платы обычно взимаемой за аренду имущества в местах расположения таких организаций при сроке договора аренды не менее 5 лет в зависимости от вида внедряемого результата интеллектуальной деятельности.

Из табл. 3 видно, что наиболее низкие размеры арендной платы должны быть установлены для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих практическое (внедрение) применение РИД, обладающих высоким уровнем новизны и требующих значительных капитальных вложений в подготовку производства инновационной продукции, сопряжена с высоким уровнем риска. Установление единых ставок арендной платы для всех субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства без учета специфики внедряемого РИД не даст ожидаемого положительного эффекта.

Размер арендной платы имущества, сданного научными и образовательными учреждениями хозяйственным обществам в аренду без права выкупа, определяется договором. При этом договором аренды, например для случая, когда объектом внедрения яв-

Таблица 3

Процентные ставки размера арендной платы в зависимости от вида результата интеллектуальной деятельности

Годы Изобретение Полезная модель Промышленный образец Ноу-хау Программы для ЭВМ, базы данных Селекционные достижения Топологии интегральных микросхем

1 5 10 40 30 40 5 0

2 10 20 60 50 60 10 5

3 15 30 80 60 80 20 10

4 30 40 90 80 90 30 20

5 50 60 100 100 100 40 30

ляются изобретения, должны предусматриваться следующие условия: а) срок договора аренды составляет 5 лет; б) арендная плата вносится субъектом малого или среднего предпринимательства следующем порядке: в первый год аренды — 5% размера арендной платы; во второй год аренды — 10% размера арендной платы; в третий год аренды — 15% размера арендной платы; в четвертый год — 30% размера арендной платы; в пятый год — 50% размера арендной платы.

Поскольку первоначальный период инновационной деятельности хозяйственных обществ (организация и подготовка производства, освоение новшества) не обеспечивает получение необходимых доходов для оплаты аренды на коммерческих условиях, указанный льготный порядок определения размера и условий арендной платы за аренду имущества позволит созданным в соответствии с законом № 217-ФЗ с целью практического применения (внедрения) РИД хозяйственным обществам успешно конкурировать с другими субъектами предпринимательской деятельности.

Порядком необходимо предусмотреть, что если хозяйственное общество до истечения трехлетнего срока со дня заключения договора аренды перестает соответствовать установленным законодательством критериям отнесения к субъектам малого или среднего предпринимательства, и у которого одновременно сохраняется основной профиль деятельности, заключающейся в практическом применении (внедрении) РИД, договор аренды с ним не расторгается, но размер арендной платы составляет 100% размера арендной платы, определенного договором аренды.

Важным элементом государственного регулирования и стимулировании малого и среднего инновационного предпринимательства является предоставление права бюджетным учреждениям науки и образования направлять средства от приносящей доход деятельности на создание хозяйственных обществ в соответствии с законом № 217-ФЗ. Для федеральных бюджетных учреждений науки и образования указанная норма закреплена в пункте 2 статьи 6 Федерального закона от 13 декабря 2010 г. № 357-Ф3 «О федеральном бюджете на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг.».

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных, муниципальных) учреждений» отменяется институт генеральных разрешений главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, являвшийся правовой основой для расходования бюджетными учреждениями средств, полученными от приносящей доход деятельности.

Упразднение генеральных разрешений позволит бюджетным учреждениям науки и образования включать в состав доходов дивиденды и доходы от участия в инновационных хозяйственных обществах, расходовать полученные средства в соответствии с законом № 217-ФЗ.

Одним из факторов, препятствующих внедрению РИД, является запрет хозяйственным обществам передавать право использования РИД на передачу третьим лицам по договору, а также передавать третьим лицам по иным основаниям, если иное не предусмотрено федеральным законом, содержащийся в п. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и п. 8 ст. 27 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

С целью устранения указанного ограничения Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу законопроект № 501289-5, направленный на внесение изменений в статью 5 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и в статью 27 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в соответствии с которыми рассматриваемое ограничение отменяется в отношении всех РИД, вносимых в уставные капиталы хозяйственных обществ, подпадающих под действие Закона № 217-ФЗ. При этом основополагающее условие о сохранении исключительного права за научным учреждением или вузом на РИД не изменятся.

Актуальной и пока нерешенной является проблема возможного участия учреждений науки и образования в уже созданных хозяйственных обществах [2]. Закон № 217-ФЗ не распространяется на случаи приобретения научными учреждениями или вузами долей (акций) в хозяйственных обществах, которые изначально создавались без участия этих научных учреждений или вузов. Поэтому в отношении приобретения научными учреждениями или вузами долей (акций) в хозяйственных обществах, созданных без их участия, применяется ранее установленный порядок: в соответствии с пунктом 4 ст. 66 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ с разрешения собственника.

Исходя из этого, для вступления в ранее созданное хозяйственное общество независимо от способа такого вступления (путем приобретения уже имеющейся доли либо путем внесения дополнительного вклада в уставный капитал) бюджетное научное учреждение или вуз должны получить разрешение собственника на

ИННОВАЦИИ № 3 (149), 2011

ИННОВАЦИИ № 3 (149), 2011

участие в таком обществе. С точки зрения автора, целесообразно внести в пункт 4 ст. 66 Гражданского кодекса Российской Федерации норму о том, что бюджетные учреждения науки и образования, учреждения науки и образования, подведомственные государственным академиям наук, могут быть участниками хозяйственных обществ без разрешения собственника.

В условиях дефицита платежеспособного спроса субъектов малого и среднего предпринимательства на машины и оборудование в стране целесообразно более эффективно использовать институт лизинга. В развитых странах лизинг (финансовая аренда) играет значительную роль в привлечении инвестиций в средства производства. Особенно активно используют эту форму инвестирования малые наукоемкие предприятия, которые не имеют требуемых объемов денежных средств, необходимых для закупки дорогостоящих машин, оборудования и приборов.

Правовой базой лизинга в Российской Федерации является Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-13 «О финансовой аренде (лизинге)». Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности. Лизинговая сделка может включать в себя условия по оказанию дополнительных услуг, в том числе приобретение у третьих лиц прав на интеллектуальную собственность («ноу-хау», лицензионных прав, прав на товарные знаки, марки, программное обеспечение и других.

Анализ рынка лизинговых услуг в Российской Федерации свидетельствует о том, что длительность договора лизинга, как правило, не превышает 3 лет, а общая сумма лизингового договора в среднем на 35-40% превышает стоимость предмета лизинга [3].Анализ структуры лизинговых инвестиций свидетельствует о том, что основным предметом лизинга является автомобильный транспорт и оборудование, предназначенное для удовлетворения потребностей домашних хозяйств. Отсутствие наукоемкой продукции, машин, оборудования и приборов для проведения научных исследований и разработок, объектов интеллектуальной собственности в структуре лизинговых инвестиций лишний раз подтверждает факт невостребованности науки и инноваций предпринимательским сектором российской экономики.

На современном этапе социально-экономического развития России формирование и развитие лизинговых услуг в части приобретения и передачи субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим инновационную деятельность, соответствующего оборудования, немыслимо без государственной поддержки. На данном этапе целесообразно создание сети специализированных лизинговых компаний со 100%-ным или доминирующим государственным участием. Основными источниками финансирования их деятельности является бюджет и собственные средства. Деятельность специализированных лизинговых компаний может выступать в качестве объекта кредитования со стороны российских и зарубежных банков.

Для обеспечения платежеспособного спроса субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства государство должно гарантировать выделение государственного заказа на поставки инновационной продукции (например, наукоемкого и высокотехнологического оборудования новых поколений) для государственных нужд. Внедряя гибкие системы платежей (льготные платежи, поэтапная оплата, отсрочки и т. п.) государство, с одной стороны, обеспечит устойчивое развитие продавцов (поставщиков) инвестиционного и научного оборудования, а с другой — создаст условия для инновационного развития лизингополучателей — субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства. Длительность договора лизинга, размер лизинговых платежей, иные условия договора должны учитывать характер инноваций, остроту потребности народного хозяйства в инновационной продукции, состояние инновационного потенциала лизингополучателя и др. Предмет лизинга может быть застрахован от инновационных рисков.

В заключение следует отметить, что эффективность мер государственного регулирования и стимулирования малого и среднего инновационного предпринимательства должна найти свое отражение в увеличении бюджетного финансирования инновационной деятельности; создании благоприятного налогового режима; упрощении процедур доступа к финансовым и иным ресурсам; совершенствовании форм и методов информационного отображения рынка научно-технической продукции; обеспечении консультационной, организационно-методической и информационной поддержки; устранении административных барьеров и препятствий, сдерживающих развитие инноваций; содействии росту конкурентоспособности и продвижению их продукции на внутренний и внешний рынки; повышении их вклада в экономический рост и социальный прогресс.

Список использованных источников

1. Малое и среднее предпринимательство в России: Стат. сборник. М.: Росстат, 2010.

2. А. В. Тодосийчук. Развитие инновационного бизнеса в государственном секторе науки и образования: опыт, проблемы, перспективы//Администратор образования, № 24, 2010.

3. А. В. Тодосийчук. Наука как фактор социального прогресса и экономического роста. М.: НИИЭНиО, 2005.

Government control and support of small and medium size innovative enterprises A. V. Todosiychuk, doctor of economical sciences, professor, full member of the Russia Academy of Natural Sciences, leading adviser to the State Duma Committee on Science and High Technology.

The analysis of the basic parameters of activity of the small and average enterprises in innovative sphere is carried out. The major factors being a brake to the realization of innovations are revealed. Recommendations for government control and support of small and medium size innovative enterprises are given which will help SME to contribute more to economic growth and social progress.

Keywords: the small and average enterprises, innovative activity, results of intellectual activity, financing, the taxation, crediting, leasing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.