Научная статья на тему 'Анализ нормативно-правового обеспечения внедрения стандартов WorldSkills в практическую деятельность образовательных организаций Челябинской области'

Анализ нормативно-правового обеспечения внедрения стандартов WorldSkills в практическую деятельность образовательных организаций Челябинской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / NORMS AND LEGAL SUPPORT / СТАНДАРТЫ WORLDSKILLS / WORLDSKILLS STANDARDS / ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / PRACTICES OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / REGIONAL STANDARD OF INDUSTRIAL GROWTH STAFNG / ROAD MAP OF REGIONAL STANDARD OF INDUSTRIAL GROWTH STAFNG IN CHELYABINSK REGION / EMPLOYER ENTERPRISES / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / РЕГИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО РОСТА / ПРЕДПРИЯТИЯ-РАБОТОДАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дегтеренко Людмила Николаевна

Рассматривается актуальная проблема нормативно-правового обеспечения внедрения стандартов WorldSkills в практическую деятельность образовательных организаций. Предполагается, что формирование нормативно-правового обеспечения по данному направлению связано с коренными изменениями, произошедшими в системе профессионального образования в последнее десятилетие XXI века. Детально анализируется содержание нормативно-правовых актов, ориентированных на внедрение стандартов WorldSkills в систему профессионального образования Челябинской области. Отмечается, что ключевым этапом в указанной практике стало создание и внедрение Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста и соответствующей дорожной карты. На основе подробного рассмотрения дорожной карты делается вывод о внедрении методик и стандартов WorldSkills на региональном законодательном уровне в образовательную практику образовательных организаций по ключевым составляющим образовательной деятельности, а именно в отношении изменения содержания образования, совершенствования материально-технического обеспечения и развития инфраструктуры, кадрового обеспечения, оценки качества подготовки кадров, вовлечения работодателей к организации образовательного процесса на условиях социального партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дегтеренко Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF LEGAL SUPPORT IN INTRODUCING WORLDSKILLS STANDARDS INTO THE PRACTICES OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN CHELYABINSK REGION

A topical problem of norm and legal support in introducing WorldSkills standards into the practices of educational organizations is discussed. It is assumed that formation of norms and legal support in the given area is linked with cardinal changes that took place in the vocational education system in the recent decade of the 21st century. Detailed analysis of the norms and legal support content focused on the introduction of WorldSkills standards to the vocational education system of Chelyabinsk Region is provided. It is noted that introduction of the Regional standard of industrial growth stafng and the corresponding road map are the key stage in the mentioned practices. On the basis of road map detailed analyses it is concluded that WorldSkills methods and standards are introduced at the regional legal level into the practices of the educational organizations in key elements of education, i.e. changing education content, development of facilities and infrastructure, staffing, staff training quality assessment, involvement of employers as social partners into the training process organization.

Текст научной работы на тему «Анализ нормативно-правового обеспечения внедрения стандартов WorldSkills в практическую деятельность образовательных организаций Челябинской области»

DOI 10.7442/2071-9620-2018-10-1-19-36

УДК 377.5 ББК 74.47

L.N. Degterenko

(Russian-British Institute of Management, Chelyabinsk, Russia)

ANALYSIS OF LEGAL SUPPORT IN INTRODUCING WORLDSKILLS STANDARDS INTO THE PRACTICES OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN CHELYABINSK REGION

A topical problem of norm and legal support in introducing WorldSkills standards into the practices of educational organizations is discussed. It is assumed that formation of norms and legal support in the given area is linked with cardinal changes that took place in the vocational education system in the recent decade of the 21st century. Detailed analysis of the norms and legal support content focused on the introduction of WorldSkills standards to the vocational education system of Chelyabinsk Region is provided. It is noted that introduction of the Regional standard of industrial growth staffing and the corresponding road map are the key stage in the mentioned practices. On the basis of road map detailed analyses it is concluded that WorldSkills methods and standards are introduced at the regional legal level into the practices of the educational organizations in key elements of education, i.e. changing education content, development of facilities and infrastructure, staffing, staff training quality assessment, involvement of employers as social partners into the training process organization.

Keywords: norms and legal support, WorldSkills standards, practices of educational organizations, Regional standard of industrial growth staffing, road map of Regional standard of industrial growth staffing in Chelyabinsk Region, employer enterprises, social partnership.

Л.Н. Дегтеренко

(Русско-Британский Институт Управления, г. Челябинск, Россия)

АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕДРЕНИЯ СТАНДАРТОВ WORLDSKILLS В ПРАКТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассматривается актуальная проблема нормативно-правового обеспечения внедрения стандартов WorldSkills в практическую деятельность образовательных организаций. Предполагается, что формирование нормативно-правового обеспечения по данному направлению связано с коренными изменениями, произошедшими в системе профессионального образования в последнее десятилетие XXI века. Детально анализируется содержание нормативно-правовых актов, ориентированных на внедрение

Е 9

^ си го _

с I

ТО

<" го := ф СО о

■ ь ГО О N

ГО СЛ

о

"го

t О

° 'к d. ГО

-i

^ ф

ГО ч— СЛ О

V (л

ч_ ф

о о

(Л "о

<л го ^ о.

стандартов WorldSkills в систему профессионального образования Челябинской области. Отмечается, что ключевым этапом в указанной практике стало создание и внедрение Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста и соответствующей дорожной карты. На основе подробного рассмотрения дорожной карты делается вывод о внедрении методик и стандартов WorldSkills на региональном законодательном уровне в образовательную практику образовательных организаций по ключевым составляющим образовательной деятельности, а именно в отношении изменения содержания образования, совершенствования материально-технического обеспечения и развития инфраструктуры, кадрового обеспечения, оценки качества подготовки кадров, вовлечения работодателей к организации образовательного процесса на условиях социального партнерства.

Ключевые слова: нормативно-правовое обеспечение, стандарты WorldSkills, практическая деятельность образовательных организаций, Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста, дорожная карта внедрения регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста в Челябинской области, предприятия-работодатели, социальное партнёрство.

Federal Law of 29 December 2012 №«273 -FZ (On education in the Russian Federation) states that secondary vocational education is to solve the tasks of intellectual, cultural and professional development of man and its purpose is to train middle ranking workers and employees in all areas of socially useful activity in accordance with social and state demands as well as satisfying person's needs in deeper and broader education.

The system of priority directions of secondary vocational education development in Russia that emerged in the last decade is confirmed in the following documents at the federal level:

- Decree of the President of the Russian Federation of 12 May 2009 N537 «On the strategy of national security of the Russian Federation till 2020» (development of the system of secondary vocational education to train skilled workers in accordance with the best world standards and advanced technologies) [16];

- Complex of measures to improve the system of secondary vocational education for the years 20152020, approved by the directive of the Government of the Russian Federation of 3 March 2015 N349-r (creating conditions to provide the correspondence of graduate

qualifications to the modern economy requirements, consolidation of business, state and education resources in secondary vocational education development; development of the system of continuing staff training quality monitoring) [4];

- State program of the Russian Federation «Development of education» for the years 20132020 (approved by the directive of the Government of the Russian Federation of 15 April 2014 N295), including the Federal program of education development [2];

- Federal special purpose program of education development for the years 2016-2020 (approved by the directive of the Government of the Russian Federation of 23 May 2014 N497) [17];

- Order of the Ministry of Labor of the Russian Federation №831 of 2 November 2015 «On approving the list of 50 more demanded at the labor market, new and promising professions that require secondary vocational education» [10];

- Priority project «Education» in educational program track «Training high quality specialists and workers with due account of modern standards and advanced

technologies» («Workers for advanced technologies») (approved by the Presidium of the Council at the President of the Russian Federation for strategic development and priority projects, minutes of 25 October 2016, N9) [11];

- Strategy workers training development and applied qualification formation in the Russian Federation for the period till 2020 (endorsed by the Collegium of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, minutes of 18.07.2013 N PK-5vn) [15].

Within the framework of the existing legislation there are approved and introduced professional standards aimed at development and renovation of the labor market that makes higher demands to the professional skills and competence of the workers.

Education standards are formed and actual specialist training programs are developed on the basis of the accepted professional standards.

International WorldSkills standards, that are an innovative model of occupational orientation at the inter-state, global level, are focused on training quality improvement in the trades and professions of secondary vocational education.

Initiating the introduction of WorldSkills standards to the secondary vocational education is ensured by the priority project «Education» in educational program track «Training high quality specialists and workers with due account of modern standards and advanced technologies» targeted to create a marketable system of secondary vocational education in the Russian Federation to provide training of highly qualified specialists an d workers in accordance with modern standards and advanced technologies making the number of graduates of secondary vocational institutions, that show training level required by WorldSkills Russia standards, up to 50 thousand.

Therefore, it is planned to solve the most important problem of modern economy in

the recent years - inadequate knowledge and skills of graduates to the requirements made by the employers.

Concrete measures to introduce WorldSkills standards into the vocational education system are taken by the regional education management bodies within the frameworks of the federal legislation.

Analysis norms and legislative support of implementation of WorldSkills standards in the educational institutions practices in Chelyabinsk Region implies systematic an planned work of executive bodies of the RF subject involved in education management.

Chelyabinsk Region joined the WorldSkills movement in 2012. The first regional championship in Chelyabinsk Region was held in 2013 in 5 competences: «Bricklaying», «Wall and floor tiling», «Hairdressing», «Web and system administration» and «Web-design» involving 52 competitors [1].

Not going into the details of the movement history in the region note, at present Chelyabinsk Region has gold, silver and bronze medals won by the competitors at the national, European and world championships, and the Region itself is a venue for regional championships.

Alongside with the development of the movement its norms and legislative support in the region has been developing, too.

The first document legitimizing the movement in Chelyabinsk Region was the order of the Ministry of Education and Science of Chelyabinsk Region that launched the activities of WorldSkills Russia-Chelyabinsk Coordination Center (hereinafter RCC WSR) based on further education center «Smena» and charging this organization to create the Statutes of RCTs activities and structure [6].

The next order «On the development of WorldSkill movement on the territory of Chelyabinsk Region» [7] issued to implement the «Strategy workers training development and applied qualification formation in the Russian Federation for the period till 2020» elaborated the process

co T3

о

<D Q1

.q

<" (0 Jf> ^ := ф _£ZZ

CO о

.ь го

о n

С О

£= ГО — с ЛИ О

d. ГО

-i ^ Ф ГО ч— СЛ О

ч_ Ф

о о

(Л "о

<л го ^ о. 2 »

2? <D

Ч—'

СЛ Ф

О

of WSR movement implementation in the region.

The key component of the order was the road map of the movement realization till 2016. The road map included:

- creation of the regional coordination center, specialized competence centers (SCC);

- organization of cooperation between National operator WorldSkills Russia and the Government of Chelyabinsk Region (Ministry of Education and Science of Chelyabinsk Region);

- participation of Chelyabinsk Region team in the national, European and world championships;

- holding regional WorldSkills championship (with annually increasing number of competences);

- organization of training for the competitors and experts of the regional team;

- involvement of business community to the movement development, particularly training organization, competition documents development, competitors and experts qualification upgrade and financial and economic support of the movement;

- qualification upgrade of experts, including internships abroad;

- financial and economic support of the movement in the region.

Evident advantage of this legislative document is organizational support of WorldSkills movement as well as efficiency indices of Road map implementation for the years 2014-2016.

November 2014 - April 2015 - a complex of measures on organizing SCC is effected, and the results were used together with analysis of competition materials (22 competences WSR) to start 16 SCC in the region on the bases of vocational educational organizations and a further education organization («Smena» center) [9].

A whole new stage of the norm and legislative regulation of WorldSkills standards application to the practices of educational organizations in Chelyabinsk Region is linked with creating and introducing Regional standard of industrial growth staffing [5] developed under sub-clause 16, clause 1 of the minutes of Government commission on import phase-out of 3 October 2015, N2: «Recommend executive bodies of the subjects of the Russian Federation together with the Ministry of Education and Science of Russia, union «(Union Agency of development of professional communities and skilled workers - WorldSkills Russia»), autonomous non-profit organization «Agency for Strategic Initiatives to Promote New Projects» to go into the issue of introducing regional standard of industrial growth staffing, including mechanisms of providing high tech industries with cross-industry worker's professions on the basis international standards of staff training, introducing the elements of practice-oriented (dual) training model and staff training quality monitoring system» [12]. Introduction of the Standard was the major item of the agreement signed on 17 June 2017 at the St. Petersburg International Economic Forum between the Government of Chelyabinsk Region, Agency for Strategic Initiatives and WorldSkills Russia Agency.

One of the key tasks of the Standard is increasing the efficiency of training and retraining staff for the region economy as in accordance with the world stand ards and employers' demands [13].

Standard structure is an assemblage of issues describing the model and mechanisms of staffing high tech industries by using efficient tools to increase human resources (Fig. 1). The Standard is to disseminate best regional staffing practices revealed within WorldSkills Russia in the subjects of the Russian Federation.

Figure 1. Structure of Regional standard of industrial growth staffing [14]

Within the framework of the Standard staffing becomes a separate management object and a system of requirements as

main issues of the above document is formed around it (Fig. 2).

Figure 2. Staffing as object of management [14]

According to the regional standard customers of staffing in the region are enterprises (organizations) - employers corporations/holdings, large enterprises, small and medium businesses and the providers are educational organizations at all levels of education.

According to the Standard one of the criteria to assess the staffing of a subject of the Russian Federation must be participati-

on results in «Young professionals» championships (World Skills Russia) [13].

Consistent implementation of the Standard is ensured by the Road map of realization of the Regional standard of industrial growth staffing in Chelyabinsk Region signed by the Government of Chelyabinsk Region, Agency of Strategic Initiatives and «WorldSkills Russia» Agency on 10 February 2017 [3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ro

T3 с ra

-bJ

(л (л

0 £=

1 ü

« <?

к

с Ъ

го ^

2 Л

3 О

Г g . i I

О N

2 та £ о

с го — с

tu о °

о го

M

22 Ф ГО ч—

та о

« (Л

ч_ ф

о .2

(л "о '(л го

" £ < £

Clause 7 «Realization of changes in the system of staff training in accordance with staffing Strategy» road map is very interesting for analyzing the norms and legislation in providing WorldSkills standards implementation to practical activities of educational organizations in Chelyabinsk Region. The issues of the clause are focused on career guidance (navigation) on the demanded and future professions and further education of children; implementation of the mechanisms of practice-oriented (dual) education - training of workers; development of professional competitions «Young professionals» (World-Skills Russia), realization of changes in teacher training and staff training quality assessment.

Actually the issues in this sub-clause are a direct instruction to implement the WorldSkills methods and standards in the educational practices of educational organizations practically in all areas of education:

• in changing education content development and agreement of technical descriptions of the competences in worker and engineering majors is declared, with due account of WorldSkills requirements; development and correction of educational programs and assessment materials under the technical descriptions of key competences in the part of separate training modules agreed with employers; development of cases with real technological tasks for team graduation project by the employer enterprises;

• in improvement of material and technical support and development of infrastructure of educational organizations the following transformations are intended: inventory of the existing material and technical facilities for training workers and engineers in accordance with the list of specified competences (majors) for pilot implementation of the Standard and defining the list

of venues (employer venues, SCC, RCC etc.) for equipment placement, including the infrastructure lists of WorldSkills, modernization of the facilities and creating infrastructure for training highly qualified workers and engineers in accordance with the list of venues and infrastructure objects that meet the necessary requirements, including WorldSkills International infrastructure lists, accreditation of specialized competence centers; creating dual education infrastructure (enterprise-based structural departments of vocational educational organizations, tutorship);

• in staffing of the educational process significant are the changes in the part of Formation of the regional expert community; certification of WorldSkills experts, development of special programs of further vocational education of teachers and technology teachers, foremen of vocational training, tutors at the enterprises involved in Strategy implementation, also within the framework of the Basic WorldSkills center; organization of internship of teachers and foremen of vocational training on the production sites; organization of pedagogical internship of tutors.

A principle innovation in the system of vocational education in Chelyabinsk Region i s staffing quality assessment presented in the road map, independence and transparency of which will be provided by the following issues:

- development and agreement of assessment materials for State Final Attestation in accordance competence technical descriptions, in particular with WorldSkills requirements

- organization of State Final Attestation in the form of demonstration exam, in particular with due account of WorldSkills standards with employer enterprises representatives being attestation board members;

Finally, organization of professional skills competitions is moved to a qualitatively new level, in particular by WorldSkills standards: in Chelyabinsk Region regional, corporate championships, federal district finals and Russia finals become legitimate. This position actually is a juristically formed instruction to educational organizations to join «Young professionals» (WorldSkills Russia) movement at the regional level and eventually provides a possibility for the regional executives to ensure the fulfillment of norms and legislations approved at the federal level mentioned in the beginning of the article in the part of developing the vocational education system.

To conclude, not that formation of the system of norms and legislation support of introduction of the WorldSkills standards in the practices of educational organizations in Chelyabinsk Region suffered significant changes within a relatively small time period. Its content changed in tune with the times and evolved from the local legislation measures pertaining to particular organization championships in single competences (provided that participation in these events was voluntary) to radical regional ones, connected with involvement of all vocational education organizations and employers in the movement as well as changes in the vocational education system in the region per se. The documents adopted at this stage show that at present employer enterprises can be defined as active participants of education reform in the region; formulate their right and the right of educational organizations to realize their social functions and economic interests, that, in turn, will be a significant factor on the way of building a constructive dialogue between the subjects of educational relations and lead the education system itself to a qualitatively new progressive way of development depending on the issues of this social dialogue. References:

1. A regional championship of WorldSkills Russia regional championship is opened in Chelyabinsk Region [Electronic

resource] // Ministry of Education and Science of Chelyabinsk Region. Accessible at : http://www.minobr74. ru/Publications/News/Show?id=815 [in Russian]

2. State program of the Russian Federation «Development of education» for the years 2013-2020 (approved by the directive of the Government of the Russian Federation of 15 April 2014 N295) [Electronic resource] // Garant. Ru Information law portal. Accessible at: http://base.garant.ru/57410525/ [in Russian]

3. Road map of implementation of regional industrial growth staffing standard [Electronic resource] // Chelyabinsk Institute of Vocational Education Development. Accessible at: http:// chirpo.ru/site/files/^K_yTBep^geHa.pdf [in Russian]

4. Complex of measures to improve the system of secondary vocational education for the years 2015-2020, approved by the directive of the Government of the Russian Federation of 3 March 2015 N349-r (creating conditions to provide the correspondence of graduate qualifications to the modern economy requirements, consolidation of business, state and education resources in secondary vocational education development; development of the system of continuing staff training quality monitoring) [Electronic resource] // Garant.Ru Information law portal. Accessible at: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70783150/

5. Regional standard industrial growth staffing will be implemented at the South Ural area [Electronic resource] // Official website of the Governor of Chelyabinsk Region. Accessible at: http:// gubernator74.ru/news/na-yuzhnom-urale-budet-vnedren-regionalnyy-standart-kadrovogo-obespecheniya-promyshlennogo [in Russian]

6. Order of the Ministry of Education and Science of Chelyabinsk Region №01/1502 of 08.05.2014 «On creating

ro

T3

о

сл

ф

Q1 ^

.q

<" ГО Jf> ^ := ф

CO о

.ь го

о n

ТЗ о

ГО сл

о

"го

t о ° ^

d. ГО ф

ГО ч— СЛ о V <л

ч_ Ф

о о

(л "о '<л го ^ о. 2 »

2? <D

Ч—'

СЛ <U

Q

regional coordination center WorldSkills Russia - Chelyabinsk» [Electronic resource] // Ministry of Education and Science of Chelyabinsk Region. Accessible at: http://www.minobr74.ru/ Storage/File/Storage/npo/2014/2014-05-

12__prikaz_o_sozdanii_rkc_wsr.pdf [in

Russian]

7. Order of the Ministry of Education and Science of Chelyabinsk Region №01/1847 of 03.06.2014 «On the development of WorldSkills movement on the territory of Chelyabinsk Region» [Electronic resource] // Ministry of Education and Science of Chelyabinsk Region. Accessible at: http://www. minobr74.ru/LegalActs/Show/3517 [in Russian]

8. Order of the Ministry of Education and Science of Chelyabinsk Region №»01/1026 of 24.04.2015 «On organization and activities of specialized competence centers «WorldSkills Russia -Chelyabinsk» in the system of vocational education in Chelyabinsk Region» [Electronic resource] // «Smena» center, Chelyabinsk. Accessible at: http:// worldskills74.ru/pluginfile.php/427/ mod_page/content/6/nPHKA3_06%20 органнзацнн%20деaтепbностн%20 CU,K.pdf [in Russian]

9. Order of the Ministry of Education and Science of Chelyabinsk Region №01/3434 of 25/11.2014 «On the outcomes of the held competitive selection of the regional state budget and autonomous institutions of vocational educational organizations, further education organizations that claim to be specialized competence centers «WorldsKills Russia - Chelyabinsk» in 2014» [Electronic resource] // «Smena» center Chelyabinsk. Accessible at: http:// worldskills74.ru/pluginfile.php/427/ mod_page/content/6/nPHKA3_no%20 HToraM%20oT6opa%20CU,K.pdf; [in Russian]

10. Order of the Ministry of Labor of the Russian Federation №831 of 2 November 2015 r. «On approving the list of 50

more demanded at the labor market, new and promising professions that require secondary vocational education» [Electronic resource] // Garant.Ru Information Law Portal. Accessible at: http://base.garant.ru/71238214/ [in Russian]

11. Priority project «Education» in educational program track «Training high quality specialists and workers with due account of modern standards and advanced technologies» («Workers for advanced technologies») (approved by the Presidium of the Council at the President of the Russian Federation for strategic development and priority projects, minutes of 25 October 2016, N9) [Electronic resource] // Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Accessible at: https://MH-Ho6pHayKH.p$/m/npoeKTbi/pa6oHHe-Kagpw-g^a-nepegoBHx-TexHonorHH [in Russian]

12. Minutes of the meeting of Government board on import phase-out of 3 October 2015 № 2 [Electronic resource] // Ministry of Economic Development of the Russian Federation official website. Accessible at: http://economy.gov.ru/ wps/wcm/connect/12a16b9c-2bfc-4eb9-8103-c99c2c4ca9c2/№2.pdf?MOD= AJPERES&CACHEID=12a16b9c-2bfc-4eb9-8103-c99c2c4ca9c2 [in Russian]

13. Regional standard of industrial growth staffing [Electronic resource] // Chelyabinsk Institute of Vocational Education Development. Accessible at: http:// chirpo.ru/site/files/Standart_KPR_upd. pdf [in Russian]

14. System project «Regional standard of industrial growth staffing». Presentation of results [Electronic resource] // Agency of strategic initiatives. Accessible at: http://asi.ru/staffing/standard/ [in Russian]

15. Strategy workers training development and applied qualification formation in the Russian Federation for the period till 2020 (endorsed by the Collegium of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, minutes

of 18.07.2013 N PK-5vn) [Electronic resource] // Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Accessible at: https://MHHo6pHayKH.p$/ board/319/file/2293/13.06.17-OrpaTerHfl. pdf [in Russian]

16. Decree of the President of the Russian Federation of 12 May 2009 N537 «On the strategy of national security of the Russian Federation till 2020» (development of the system of secondary vocational education to train skilled workers in accordance with the best world standards and advanced technologies) [Electronic resource] // Garant.Ru. Information law portal. Accessible at: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/95521/. [in Russian]

17. Federal special purpose program of education development for the years 20162020 (approved by the directive of the Government of the Russian Federation of 23 May 2014 N497) [Electronic resource] // Garant.Ru. Information law portal. Accessible at: http://base.garant. ru/71044750/ [in Russian]

о

<D Q1

CO T3

CO о

.ь со

О N

ТЗ О

t О °

d. СО

ш ф

СО ч—

СЛ о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ч_ Ф

о о <л "о <Л со ^ iL i? »

I

ф

ф

Ь ф Ч

I

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» прописано, что среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

Система обозначенных в последнее десятилетие приоритетных направлений в области развития среднего профессионального образования России закреплена на федеральном уровне в следующих документах:

- Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (развитие системы среднего профессионального образования в целях подготовки квалифицированных рабочих в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями) [16];

- Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года N 349-р (создание условий для обеспечения соответствия квалификаций выпускников требованиям современной экономики, консолидации ресурсов бизнеса, государства и сферы образования в развитии системы СПО; разработка системы постоянного мониторинга качества подготовки кадров) [4];

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие

образования» на 2013 - 2020 годы (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295), в том числе Федеральная целевая программа развития образования[2];

- Федеральная целевая программа развития образования на 20162020 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 г. N 497) [17];

- Приказ Минтруда России №831 от 2 ноября 2015 г. «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования» [10];

- Приоритетный проект «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий»)» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25 октября 2016 г. N 9) [11];

- Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года (Одобрена коллегией Минобрнауки России, протокол от 18.07.2013 N ПК-5вн) [15].

В рамках реализации действующего законодательства утверждены и вводятся в действие профессиональные стандарты, направленные на развитие и обновление рынка труда, предъявляющего все более высокие требования к профессиональным навыкам и компетенциям для работников.

На основе уже принятых профессиональных стандартов формируются образовательные стандарты и разрабатыва-

ются актуальные программы подготовки специалистов.

На совершенствование качества подготовки по профессиям и специальностям среднего профессионального образования ориентированы международные стандарты WorldSkills, представляющие собой инновационную модель профессиональной ориентации на межгосударственном, глобальном уровне.

Инициирование внедрения стандартов WorldSkills в систему среднего профессионального образования обеспечивается и Приоритетным проектом «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий», целью которого является создание в Российской Федерации конкурентоспособной системы среднего профессионального образования, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями, обеспечив увеличение к концу 2020 года до 50 тыс. человек численности выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, продемонстрировавших уровень подготовки, соответствующий стандартам Ворлд-скиллс Россия.

Таким образом планируется решать важную для большинства отраслей современной экономики проблему последних лет - несоответствие знаний и навыков выпускников учебных заведений тем требованиям, которые предъявляют работодатели.

В рамках федерального законодательства предпринимаются конкретные меры по внедрению стандартов WorldSkills в систему профессионального образования со стороны региональных органов управления образованием.

Анализ нормативно-правового обеспечения внедрения стандартов World-Skills в практическую деятельность об-

разовательных организаций на уровне Челябинской области свидетельствует о системной и планомерной работе органов исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющих управление в сфере образования.

Начало участию Челябинской области в движении WorldSkills было положено в 2012 году. В 2013 году в Челябинской области был проведен I областной чемпионат по 5 компетенциям: «Каменщик», «Облицовщик», «Парикмахерское искусство», «Сетевое и системное администрирование», «Web-дизайн». В соревнованиях приняли участие 52 конкурсанта [1].

Не вдаваясь в детали истории движения в регионе, отметим, что к настоящему времени в «копилке» Челябинской области имеются золотые, серебряные и бронзовые медали, заработанные участниками на национальных, европейских и мировых чемпионатах, а сама Челябинская область стала площадкой проведения региональных чемпионатов.

Параллельно с развитием движения оформлялось и его нормативно-правовое обеспечение в регионе.

Первым документом, легитимирующим развитие движения в Челябинской области, был приказ Министерства образования и науки Челябинской области, положивший начало деятельности регионального координационного центра WorldSkills Russia - Челябинск (далее -РКЦ WSR), созданного на базе ГБОУ ДОД ДУМ «Смена», и предписывающего указанной организации разработку Положения о деятельности РКЦ и структуры последнего[6].

Последующий приказ «О развитии движения WorldSkills на территории Челябинской области» [7], изданный в целях реализации «Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года», детализировал процесс внедрения движения WSR в регионе.

о го

ё о

ш

о

ю к

Ь. <Ё го IT

- 1 S3 го

I Го

ш ^

а. а

Ч о

ф X

- Ел

К -О s ц I ф

ф fc £

ф m i= о о <2 ф го

Ъ Ю

е 2 S 1з

а. с; 1= Ф

0

1

со

К ф

ч

2

^

о ф

т

ц Го

го

I 1=

< m

Ключевым компонентом данного приказа являлась дорожная карта по реализации движения до 2016 г. Дорожная карта, в свою очередь, предусматривала:

- создание регионального координационного центра, специализированных центров компетенций (СЦК);

- организацию сотрудничества Национального оператора WorldSkills Russia и Правительства Челябинской области (Министерства образования и науки Челябинской области);

- участие сборной команды Челябинской области в национальном, европейском и мировом чемпионатах;

- проведение областного чемпионата WorldSkills (с ежегодным увеличением количества конкурсных компетенций);

- организацию тренировочного процесса для участников и экспертов региональной сборной;

- привлечение представителей бизнес-сообщества к развитию движения, в частности в целях организации тренировок, разработки конкурсной документации, повышения квалификации участников и экспертов, оказания финансово-экономической поддержки движения;

- повышение квалификации экспертов, в том числе и путем организации международных стажировок;

- финансово-экономическое обеспечение развитие движения в регионе.

Несомненным достоинством данного нормативно-правового документа являлось не только организационное обеспечение развития движения WorldSkills, но § и показатели эффективности исполнения Дорожной карты на 2014-2016 годы.

t Ноябрь 2014 - апрель 2015 г. - пред-

ел

^ принят комплекс мер по организации деятельности СЦК, по результатам ко-

торых на основе анализа конкурсных материалов (по 22 компетенциям WSR) в области создано 16 СЦК, функционирующих на базе профессиональных образовательных организаций и одной организации дополнительного образования (ГБОУ ДОД ДУМ «Смена») [9].

Качественно новый этап нормативно-правового регулирования применения стандартов WorldSkills в практическую деятельность образовательных организаций Челябинской области связан с созданием и внедрением Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста [5], разработанного в соответствии с пунктом 16 раздела I протокола заседания Правительственной комиссии по импортозамещению от 3 октября 2015 г. № 2: «Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с Минобрнауки России, союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия», автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» проработать вопрос внедрения регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста, включающего в себя механизмы обеспечения высокотехнологичных отраслей промышленности по сквозным рабочим профессиям на основе международных стандартов подготовки кадров, внедрение элементов системы практико-ориен-тированной (дуальной) модели обучения и системы мониторинга качества подготовки кадров» [12]. Внедрение Стандарта стало главным пунктом соглашения, подписанного 17 июня 2017 года на Петербургском международном экономическом форуме между правительством Челябинской области, Агентством стратегических инициатив и Агентством «WorldSkills Россия».

Одной из ключевых задач Стандарта является повышение эффективности процессов подготовки и переподготовки кадров для экономики региона,

в том числе в соответствии с мировыми стандартами и требованиями работодателей [13].

Структура Стандарта представляет собой совокупность положений, описывающих модель и механизмы кадрового обеспечения высокотехнологичных отраслей промышленности с использо-

ванием эффективных инструментов повышения кадрового потенциала (рис. 1). Назначением Стандарта является распространение в субъектах Российской Федерации лучших региональных практик кадрового обеспечения, выявленных в рамках развития движения WorldSkills в России.

Рис. 1. Структура Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста [14]

В рамках указанного стандарта кадровое обеспечение становится отдельным объектом управления, вокруг кото-

рого выстраивается система требований в виде основных положений названного документа (рис. 2).

Рис. 2. Кадровое обеспечение как объект управления [14]

о го

^ 5

12 о

СО >5

тз о

— ^

11

m vo

о ¡5

с! ф

го т

? 'Si

s I

I го О. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

О)

ф ш

С о

о со

ф го ^

о VO

¡2 2 О Im о

о

X .0

а. ш

■F £

о к

X ф со q

Is 2

го ^

5 ьг

н

го

С

га

х

<

Согласно региональному стандарту, заказчиками кадрового обеспечения экономики региона являются предприятия(организации)-работодатели (корпорации/холдинги, крупные предприятия, малые и средние предприятия), исполнителями - образовательные организации всех уровней образования.

В соответствии со Стандартом в качестве одного из критериев оценки эффективности системы кадрового обеспечения субъекта Российской Федерации должны выступать результаты участия в чемпионатах «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) [13].

Последовательную реализацию Стандарта обеспечивает подписанная правительством Челябинской области, Агентством стратегических инициатив и Агентством «WorldSkills Россия» 10 февраля 2017 г. Дорожная карта внедрения Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста в Челябинской области [3].

В целях анализа нормативно-правового обеспечения внедрения стандартов WorldSkills в практическую деятельность образовательных организаций Челябинской области большой интерес представляет раздел 7 «Реализация изменений в системе подготовки кадров в соответствии со Стратегией кадрового обеспечения» дорожной карты. Мероприятия раздела направлены на осуществление профориентации (навигации) по востребованным и перспективным профессиям и дополнительное образование детей; реализацию механизмов практико-ориентированного (дуального) образования - подготовки рабочих кадров; развитие конкурсов профессионального мастерства, в том числе «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia); реализацию изменений в системе подготовки педагогических кадров; оценку качества ! подготовки кадров.

Це По сути, мероприятия данного раздела представляют собой прямое указа-

CI

^ ние на внедрение методик и стандартов ^ WorldSkills в образовательную практику

образовательных организаций практически по всем направлениям образовательной деятельности:

• в отношении изменения содержания образования декларируется разработка и согласование с работодателями технических описаний ключевых компетенций по рабочим и инженерным специальностям, в т.ч. с учетом требований Worldskills; разработка и корректировка образовательных программ и контрольно-оценочных средств по согласованным с работодателями техническим описаниям ключевых компетенций в части отдельных модулей подготовки; разработка предприятиями-работодателями кейсов по реальным технологическим задачам для подготовки командных дипломных проектов;

• в отношении совершенствования материально-технического обеспечения и развития инфраструктуры образовательных организаций предполагаются следующие преобразования: инвентаризация существующей материально-технической базы для осуществления подготовки рабочих и инженерных кадров в соответствии с выделенным перечнем компетенций (специальностей) для пилотного внедрения Стандарта и определение перечня площадок и инфраструктурных объектов (площадок работодателей, РКЦ, СЦК и т.д.) размещения оборудования, в т.ч. с учетом инфраструктурных листов WoiidSkills; модернизация материально-технической базы и создание инфраструктуры для подготовки высококвалифицированных рабочих и инженерных кадров в соответствии с определенным перечнем площадок и инфраструктурных объектов, соответствующим необходимым требованиям, в т.ч. инфраструктурным листам

WorldSkills International; аккредитация специализированных центров компетенций; создание инфраструктуры дуального обучения (структурные подразделения профессиональных образовательных организаций на базе предприятий, создание института наставничества);

• в отношении кадрового обеспечения образовательного процесса значимыми становятся перемены в части формирования регионального экспертного сообщества; сертификации экспертов WorldSkills, разработки специализированных программ дополнительного профессионального образования педагогических кадров для учителей технологии, мастеров производственного обучения, наставников на производстве; организации прохождения специализированной подготовки и переподготовки педагогических кадров, включая мастеров производственного обучения и наставников на производстве, задействованных в реализации Стратегии, в том числе в рамках Базового центра WorldSkills; организации стажировки педагогических кадров и мастеров производственного обучения на производстве; организации педагогической стажировки наставников.

Принципиальной инновацией в системе профессионального образования в Челябинской области становится представленная в дорожной карте оценка качества подготовки кадров, независимость и прозрачность которой будет достигнута за счет следующий мероприятий:

- разработки и согласования контрольно-измерительных материалов для проведения ГИА в соответствии с техническими описаниями компетенций, в т.ч. по требованиям WorldSkills

- проведения государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена, в т.ч. с учетом требований стандартов WorldSkills, при участии представителей предприятий-работодателей в аттестационной комиссии. Наконец, на качественно новый уровень выходит организация и проведение конкурсов профессионального мастерства, в т.ч. по стандартам Worldskills: на уровне Челябинской области легитимными становятся региональные, корпоративные чемпионаты, финал федерального округа, финал России. Эта позиция, фактически, представляет собой юридически оформленное предписание образовательным организациям так или иначе войти в движение «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) на областном уровне, а в конечном итоге дает возможность региональным исполнительным властям обеспечить выполнение указанных в первой части данной статьи нормативно-правовых документов, принятых на федеральном уровне, в части развития системы профессионального образования.

В заключение отметим, что формирование системы нормативно-правового обеспечения внедрения стандартов WorldSkills в практическую деятельность образовательных организаций Челябинской области претерпело за сравнительно небольшой период времени существенные изменения. Его содержание менялось в ногу со временем и эволюционировало от локальных законодательных мер, касающихся непосредственно проведения чемпионатов по единичным компетенциям (причем, участие в данных мероприятиях имело добровольный характер), до радикальных региональных, связанных с вовлечением в движение всех профессиональных образовательных организаций, привлечением работодателей в изменение самой системы профессионального образования в регионе. Принятые на данном этапе документы свидетельствуют о том, что в

о го

о

m

о

ю к

Ь. <Ё го IT

- 1 Р ^

G го

s I

^ го

ш ^

Ü. О.

ч о

ф x

£ -

К -О

s ц

I ф

ф fc

f s

ф m

i= о

о jo

ф го

ю

S *

ig S3

а. с; с Ф

0

1

СО

К Ф

ч

2

^

о ф

т

ц Го

го

I 1=

< m

X

ф

ü ф

t

ф

ч

I

настоящее время предприятия-работодателей можно определить как активных участников реформирования системы образования в регионе; сформулировать их право и право образовательных организаций реализовывать собственные социальные функции и экономические интересы, что, в свою очередь, станет весомым фактором на пути построения конструктивного диалога между субъектами образовательных отношений и в зависимости от установок этого социального диалога вывести саму систему образования на качественно новый прогрессивный путь развития. Библиографический список:

1. В Челябинской области открылся региональный этап чемпионата WorldSkills Russia [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Челябинской области. - Режим доступа: http://www.minobr74.ru/ Publications/News/Show?id=815

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295) [Электронный ресурс] // Гарант.Ру. Информационно-правовой портал. - Режим доступа: http://base. garant.ru/57410525/

3. Дорожная карта внедрения регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста в Челябинской области [Электронный ресурс] // Челябинский институт развития профессионального образования. - Режим доступа: http://chirpo.ru/ site/files/ДК_утверждена.pdf

4. Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года N 349-р (создание условий для обеспечения соответствия квалификаций выпускников требованиям современной экономики, консолидации

ресурсов бизнеса, государства и сферы образования в развитии системы СПО; разработка системы постоянного мониторинга качества подготовки кадров) [Электронный ресурс] // Гарант.Ру. Информационно-правовой портал. - Режим доступа: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70783150/

5. На Южном Урале будет внедрен региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста [Электронный ресурс] // Официальный сайт Губернатора Челябинской области. - Режим доступа: http:// gubernator74.ru/news/na-yuzhnom-urale-budet-vnedren-regionalnyy-standart-kadrovogo-obespecheniya-promyshlennogo

6. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области .№01/1502 от 08.05.2014 г. «О создании регионального координационного центра WorldSkills Russia - Челябинск» [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Челябинской области. - Режим доступа: http:// www.minobr74.ru/Storage/File/Storage/

npo/2014/2014-05-12__prikaz_o_

sozdanii_rkc_wsr.pdf

7. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области №01/1847 от 03.06.2014 г. «О развитии движения WorldSkills на территории Челябинской области» [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Челябинской области. - Режим доступа: http://www.minobr74.ru/ LegalActs/Show/3517

8. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области №01/1026 от 24.04.2015 г. «Об организации деятельности специализированных центров компетенций «WorldSkills Russia - Челябинск» в системе профессионального образования Челябинской области» [Электронный ресурс] // ДУМ «Смена» г. Челябинск. - Режим доступа: http://worldskills74.ru/ pluginfile.php/427/mod_page/content/6/

ПРИКАЗ_0б%20организации%20де-ятельности%20СЦК^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области .№01/3434 от 25/11.2014 г. «Об итогах проведения конкурсного отбора областных государственных бюджетных и автономных учреждений профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного образования - претендентов на создание в Челябинской области специализированных центров компетенций «WorldSkills Russia - Челябинск» в 2014 году» [Электронный ресурс] // ДУМ «Смена» г. Челябинск. - Режим доступа: http://worldskills74.ru/ pluginfile.php/427/mod_page/content/6/ ПРИКАЗ_по%20итогам%20отбо-ра%20СЦК^;

10. Приказ Минтруда России №831 от 2 ноября 2015 г. «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования» [Электронный ресурс] // Гарант.Ру. Информационно-правовой портал. -Режим доступа: http://base.garant. ru/71238214/

11. Приоритетный проект «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий»)» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25 октября 2016 г. N 9) [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. -Режим доступа: https://минобрнауки. рф/т/проекты/рабочие-кадры-для-передовых-технологий

12. Протокол заседания Правительственной комиссии по импортоза-мещению от 3 октября 2015 г. № 2 [Электронный ресурс] // Официаль-

ный сайт Минэкономразвития России. - Режим доступа: http://economy. gov.ru/wps/wcm/connect/12a16b9c-2bfc-4eb9-8103-c99c2c4ca9c2/№2.pdf. OD=AJPERES&CACHEID=12a16b9c-2bfc-4eb9-8103-c99c2c4ca9c2

13. Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста [Электронный ресурс] // Челябинский институт развития профессионального образования. - Режим доступа: http://chirpo.ru/site/files/Standart_ KPR_upd.pdf

14. Системный проект «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста». Презентация результатов [Электронный ресурс] // Агентство стратегических инициатив. - Режим доступа: http://asi.ru/ staffing/standard/

15. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года (Одобрена коллегией Минобрна-уки России, протокол от 18.07.2013 N ПК-5вн) [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: https://минобрнауки.рф/board/319/ file/2293/13.06.17-Стратегия.pdf

16. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (развитие системы среднего профессионального образования в целях подготовки квалифицированных рабочих в соответствии [Электронный ресурс] // Гарант.Ру. Информационно-правовой портал. - Режим доступа: http://www.garant.ru.

17. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 г. N 497) [Электронный ресурс] // Гарант.Ру. Информационно-правовой портал. - Режим доступа: http://base.garant.ru/71044750/

Поступила 04.02.2018

о го

о

m

о

ю к

Ь. <Ё го IT

- 1 Р ^

G го

s I

х го

ш ^

а. а

ч о

ф x

* Ее

К -О

s ц

I ф

ф fc £

ф m

i= о

о <2

ф го

£ ю

s 2

ig S3

ü. с; 1= Ф

0

1

со

К ф

ч

2

^

о ф

т

ц Го

го

I 1=

< m

About the author:

Degterenko Liudmila Nikolaevna, Candidate of Sciences (History), Pro-Rector for

Science and Research, Russian-British Institute of Management (Chelyabinsk, Russia), [email protected]

For citation: Degterenko L.N. Analysis of legal support in introducing WorldSkills standards into the practices of educational organizations in Chelyabinsk Region // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2018. - Vol. 10. - No. 1. Р. 19-36. DOI: 10.7442/20719620-2018-10-1-19-36

Об авторе:

Дегтеренко Людмила Николаевна, проректор по научной работе Частного образовательного учреждения высшего образования «Русско-Британский Институт Управления» (Россия, г. Челябинск), кандидат исторических наук, [email protected]

Для цитирования: Дегтеренко Л.Н. Анализ нормативно-правового обеспечения внедрения стандартов WorldSkills в практическую деятельность образовательных организаций Челябинской области // Современная высшая школа: инновационный аспект. -

2018. - Т. 10. - № 1. С. 19-36. DOI: 10.7442/2071-9620-2018-10-1-19-36

ф

ср ф

t

ф

Ч I

0

1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.