Научная статья на тему 'Анализ норм законодательства, регламентирующего применение специальных знаний таможенными органами'

Анализ норм законодательства, регламентирующего применение специальных знаний таможенными органами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
497
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ норм законодательства, регламентирующего применение специальных знаний таможенными органами»

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

А.Ф. КОЛПАКОВ, К.Д. БОНДАРЕВ

Анализ норм законодательства, регламентирующего применение специальных знаний таможенными органами

В настоящее время стремительно возрастает роль специальных знаний в деятельности контролирующих, правоохранительных и судебных органов. В работе таможенных органов эта тенденция получила свое развитие в 90-х годах ХХ в. в связи с созданием Государственным таможенным комитетом Российской Федерации таможенных лабораторий. Расширение практики использования специальных знаний в деятельности таможенных органов обусловлено не только появлением новых экспертных учреждений, но и созданием и развитием технологий и методик экспертного исследования, позволяющих экспертам решать ранее недоступные проблемы. Согласно Положению о Федеральной таможенной службе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459, ФТС России имеет право организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности. Сфера деятельности ФТС России включает в себя, в том числе, контроль и надзор в области таможенного дела, а также специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Полномочия в данной сфере деятельности позволяют ФТС России осуществлять таможенное оформление и таможенный контроль, производство по делам об административных

КОЛПАКОВ Александр Федорович — начальник экспертно-криминалистической службы регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Владивостока, полковник таможенной службы, кандидат химических наук.

БОНДАРЕВ Константин Дмитриевич — начальник экспертно-исследовательского отдела № 2 ЭКС-филиала ЦЭКТУ г. Владивостока, полковник таможенной службы.

правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, дознание и производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Именно на этих направлениях деятельности таможенных органов применение специальных знаний экспертов и специалистов является наиболее востребованным.

Исторические исследования применения специальных знаний в деятельности таможни в период Х1-Х1Х вв. описаны в статье С.А. Саушкина1, и только в начале ХХ в. в законодательных актах СССР, регламентирующих деятельность таможни, появляется термин «экспертиза». Так, во втором абзаце ст. 177 Таможенного кодекса Союза ССР 1928 г. говорится, что «таможня производит досмотр, экспертизу и оценку доставленных предметов контрабанды...».

Словосочетание «специальные знания» или «специальные познания» более всего свойственны отраслевому процессуальному законодательству. Многие Кодексы Российской Федерации, такие как Арбитражно-процессуальный, Гражданско-процессуальный и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее соответственно — АПК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ) содержат в себе отдельные статьи, регламентирующие назначение экспертизы, права и обязанности эксперта, а также привлечение специалиста к конкретным процессуальным действиям, тогда как в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее УПК РФ), Таможенном кодексе Российской Федерации (далее ТК РФ) есть целые главы, рассматривающие вопросы назначения экспертизы и исследований при осуществлении таможенного контроля.

Понятие «специальные знания», а также их правовая природа издавна привлекают внимание многих процессуалистов и криминалистов, рассматривающих и развивающих теорию судебной экспертизы2-5. К сожалению, в процессуальном законодательстве РФ нет четкого определения, какие знания являются специальными. Более того, законодательство допускает применение в кодексах как словосочетание «специальные знания» (УПК РФ, АПК РФ, ГПК РФ, ст. 384 ТК РФ, Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее — ФЗ о ГСЭД), так и «специальные познания» (КоАП РФ, ТК РФ, ст. 80 УПК РФ). Согласно определению Толкового словаря русского языка, знание — это сово-

1 Саушкин С.А. Исторические и правовые основы формирования экспертизы в таможенном деле Российского государства (Х1-Х1Х вв.) // Таможенное дело. 2007. № 2. С. 46-48.

2 Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. М.: Норма, 2008. 688 с.

3 Махов В.Н. Использование знаний сведущих лиц при расследовании преступлений. М.: РУДН, 2000. 296 с.

4 Шапиро Л.Г., Степанов В.В. Специальные знания в уголовном судопроизводстве. М.: Юрлитинформ, 2008. 224 с.

5 Полещук О.В., Саксин С.В., Яровенко В.В. Теория и практика применения специальных знаний в современном уголовном судопроизводстве. М.: Юрлитинформ, 2007. 232 с.

купность сведений в какой-нибудь области, а познание — это совокупность знаний в какой-нибудь области6. Современный философский энциклопедический словарь определяет знания как проверенный практикой и отраженный в сознании человека результат познания действительности, и одновременно понимание и опыт, на основе которых можно выстроить определенные суждения и выводы. Таким образом, термин «познания» в большей степени отражает творческий момент, то есть сам процесс получения и использования знаний. Из всех вышеуказанных законодательных актов только КоАП РФ, ГПК РФ и ФЗ о ГСЭД относит к специальным знаниям (познаниям) знания в области науки, техники, искусства или ремесла, тогда как в остальных кодексах не дается определение о том, знания из какой области следует считать специальными. В литературе, рассматривающей теоретические основы судебной экспертизы, одним из первых определение специальных знаний дал А.А. Эйсман7, как знания не общеизвестные, не общедоступные, не имеющие массового распространения, которыми располагает ограниченный круг специалистов.

В деятельности таможенных органов специальные знания могут использоваться как при проверке достоверности декларирования товара при таможенном оформлении, так и при осуществлении мер обеспечения производства по административному или уголовному делу.

Можно выделить следующие источники получения специальных знаний: 1) жизненный опыт; 2) образовательные учреждения; 3) знание и опыт, полученные в результате взаимодействия с другими людьми; 4) книги и периодика; 5) специальные учебные курсы.

Формы использования специальных знаний могут быть различны. Вопрос об их количестве давно и подробно дискутируется в научной литературе, но при этом большинство авторов склоняются к мнению, что следует говорить о двух формах: процессуальной, когда результаты применения специальных знаний имеют доказательное значение, и непроцессуальной. К процессуальной форме, прежде всего, следует отнести: привлечение специалистов в ходе производства отдельных следственных действий, производство экспертизы, заключение специалиста, допрос эксперта (специалиста). К непроцессуальной форме относятся: производство предварительного исследования объектов, консультации и пояснения специалиста, выполнение им поручений технического характера, использование специалистом технических средств. Основными носителями специальных знаний являются эксперт и специалист.

Сравнительный анализ действующего законодательства, определяющего основание и порядок назначения экспертизы должностными лицами таможенных органов, представлен в табл. 1.

6 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: АТЕМП, 2006. С. 231, 548.

7 Эйсман А.А. Заключение эксперта: Структура и научное обоснование. М.: Юрид. лит., 1967. 152 с.

Таблица 1

Анализ норм законодательства при назначении экспертизы

Требования законодательства УПК РФ; ФЗ о ГСЭД КоАП РФ ТК РФ

Основания для назначения экспертизы Признав необходимым назначение судебной экспертизы, следователь выносит об этом постановление (ч. 1 ст. 195 УПК РФ) В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы (ч. 1 ст. 26.4) Экспертиза товаров, транспортных средств или документов, содержащих сведения о товарах и транспортных средствах либо о совершении операций (действий) в отношении их, назначается в случаях, если при осуществлении таможенного контроля для разъяснения возникающих вопросов необходимы специальные познания (ч. 1 ст. 378). О назначении экспертизы должностное лицо таможенного органа с согласия начальника этого органа или его заместителя выносит об этом постановление (ч. 3 ст. 378)

Основания производства экспертизы Определение суда; постановления судьи, лица, производящего дознание, следователя Определение о назначении экспертизы Постановление о назначении экспертизы

Субъект, которому назначается экспертиза Судебная экспертиза производится государственными судебными экспертами и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями (ч. 2 ст. 195 УПК РФ) Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы (ч. 1 ст. 26.4) Экспертиза проводится экспертами таможенных лабораторий, а также иных соответствующих организаций или другими экспертами, назначаемыми таможенными органами (ч. 2 ст. 378)

Требования к эксперту Эксперт — лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное в порядке, установленном настоящим Кодексом, для производства судебной экспертизы и дачи заключения (ч. 1 ст. 57 УПК РФ). Государственным судебным экспертом является аттестованный работник государственного экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей (ст. 12 ФЗ о ГСЭД) В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения (ч. 1 ст. 25.9) В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи заключения (ч. 2 ст. 378)

Как видно из табл. 1 назначение экспертизы должностными лицами таможенных органов регламентируется соответствующими статьями УПК РФ, КоАП РФ, ТК РФ. Несмотря на общность правовой природы, нормы данных законодательных актов нетождественны. Прежде всего это находит свое отражение в различии оснований для производства экспертизы: при уголовном судопроизводстве — это постановление о назначении судебной экспертизы, при административном производстве — определение о назначении экспертизы, а при таможенном контроле — постановление о назначении экспертизы. В то же время наблюдается общность основной причины для назначения экспертизы, а именно, необходимость в использовании специальных знаний (познаний) для установления факта, обстоятельств или разъяснения вопросов.

Следует отметить, что должностные лица таможенных органов назначают судебные экспертизы только в соответствии с УПК РФ и ФЗ о ГСЭД, в остальных рассматриваемых случаях, т. е. в соответствии с КоАП РФ и ТК РФ, назначаемые экспертизы являются ведомственными, а не судебными. Судебную экспертизу в соответствии с КоАП РФ может назначить только судья. Однако, согласно ст. 392 ТК РФ и письму ГТК РФ от 28.11.2003 № 0106/46736 все материалы и документы, полученные и оформленные в соответствии с разделом IV ТК РФ «Таможенный контроль», в том числе и заключение эксперта, могут быть признаны в качестве доказательства по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях.

Порядок назначения экспертизы включает в себя, в том числе, и решение вопроса о выборе субъекта: экспертного учреждения или эксперта, которому будет поручено производство экспертизы. С этой точки зрения в рассматриваемых законодательных актах есть некоторые различия. Согласно УПК РФ таким субъектом может быть государственное судебно-экспертное учреждение (юридическое лицо) или конкретное физическое лицо-эксперт. Практически аналогичная норма содержится в статье КоАП РФ, с одним отличием в том, что производство экспертизы может быть поручено любому учреждению, а не только экспертному. Некоторое отличие от соответствующих статей УПК РФ и КоАП РФ наблюдается в норме ст. 378 ТК РФ, которая определяет, что экспертизы проводятся таможенными лабораториями, а также иными соответствующими организациями или другими экспертами, назначаемыми таможенными органами. Только в данном Кодексе при установлении кому из числа экспертных структур-юридических лиц может быть поручено производство экспертизы приоритет отдается ведомственным экспертным организациям. Это положение также подчеркивается письмом ФТС России от 18.04.2006 № 06/13167 «О методических рекомендациях». К числу иных соответствующих организаций, по нашему мнению, следует относить исключительно экспертные организации.

Рассматривая положения данной статьи ТК РФ, следует иметь в виду, что таможенные лаборатории прекратили свое существование еще до вступления в силу действующего в настоящее время ТК РФ путем их реорганизации в экспертно-криминалистические службы региональных таможенных управлений.

Экспертные подразделения ФТС России проводят экспертизы и исследования для таможенных и иных правоохранительных органов.

Определяющим фактором при выборе субъекта, которому будет поручено производство экспертизы, должно быть обязательное выполнение требований, предъявляемых законодательными актами, регламентирующими порядок назначения экспертизы. Самые серьезные требования к эксперту предъявляются ФЗ о ГСЭД. Так, ст. 12 данного закона говорит, что государственным судебным экспертом является аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения. Порядок аттестации государственных судебных экспертов определяется соответствующими приказами министерств и ведомств, в структуре которых есть экспертные учреждения. Во всех других рассматриваемых законодательных актах требования к эксперту ограничиваются обязательным наличием специальных знаний (познаний) для дачи заключения (УПК РФ, ТК РФ) в науке, технике, искусстве или ремесле (КоАП РФ). Дополнительно КоАП РФ устанавливает, что эксперт должен быть совершеннолетним, не заинтересованным в исходе дела лицом.

Кроме того ФЗ о ГСЭД предусматривает для государственного судебного эксперта дополнительные профессиональные и квалификационные требования: 1) наличие гражданства Российской Федерации; 2) наличие высшего профессионального образования; 3) прохождение последующей подготовки по конкретной экспертной специальности; 4) аттестация эксперта на право самостоятельного производства судебной экспертизы экспертно-квалификацион-ными комиссиями; 5) пересмотр уровня профессиональной подготовки эксперта каждые пять лет; 6) производство экспертизы в порядке исполнения своих должностных обязанностей.

На лиц, не являющихся государственными судебными экспертами, эти дополнительные требования не распространяются.

Приказ ГТК России от 07.06.2004 № 646 «Об утверждении положения об аттестации экспертов» конкретизирует требования, предъявляемые к экспертам Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления и экспертно-криминалистических служб — филиалов ЦЭКТУ:

1) наличие высшего профессионального образования по профилю экспертной деятельности; 2) стаж практической работы в соответствующей области знания, как правило, не менее 3 лет или в Управлении (службе) не менее 3 месяцев; 3) прохождение испытательного срока службы в таможенных органах.

Эксперт ЦЭКТУ или ЭКС должен знать квалификационные требования, предъявляемые к нему, и уметь: 1) провести анализ документов, пред-

ставленных таможенным органом (заявителем), и принять по ним решение;

2) исследовать товар (объект) по методикам, аттестованным и утвержденным в соответствии с установленным порядком; 3) оформить соответствующие документы по результатам исследований; 4) разрабатывать при необходимости методики исследования товаров (объектов) на основании установленных требований к таким методикам.

Таким образом, таможенный орган при назначении экспертизы должен определиться: 1) для решения каких вопросов необходимы специальные знания (познания); 2) какому органу (или лицу) можно назначить экспертизу;

3) обладает ли орган (или лицо), которому назначена экспертиза, необходимой компетентностью и специальными знаниями (познаниями); 4) какими документами подтверждается наличие у эксперта специальных знаний.

Примерный перечень вопросов, разъясняемых в результате экспертизы, приведен в пунктах 6, 7 приложения № 1 к письму ФТС России от 18.04.2006 № 01-06/13167 «О методических рекомендациях».

ЦЭКТУ и ЭКС регулярно информирует таможенные органы региона о проведении тех или иных экспертиз.

Наличие специальных знаний (познаний) экспертов ЭКС подтверждается экспертным свидетельством, выданным ЦЭКТУ по итогам аттестации.

Лицо, обладающее специальными знаниями, может быть привлечено в качестве специалиста в порядке, определяемом законодательством (ст. 58 УПК РФ, ст. 25.8 КоАП РФ, ст. 384 ТК РФ).

Сравнительный анализ действующего законодательства, определяющий основание и порядок привлечения специалиста должностными лицами таможенных органов, представлен в табл. 2.

Как видно из табл. 2, рассматриваемые законодательные акты устанавливают практически идентичные основания для привлечения специалиста, а также требования к его профессиональным знаниям.

Таким образом, таможенный орган при привлечении специалиста должен решить следующие вопросы: 1) для каких целей необходимо привлечение специалиста; 2) обладает ли лицо, привлекаемое в качестве специалиста, специальными знаниями (познаниями); 3) каким способом будут фиксироваться показания, пояснения специалиста.

Отличия эксперта от специалиста заключаются в следующем. Различно процессуальное положение эксперта и специалиста: эксперт — это самостоятельная процессуальная фигура, а специалист — лишь научно-технический помощник, деятельность которого протекает под контролем и руководством лица его привлекающего.

Различны функции эксперта и специалиста. Эксперт назначается для производства экспертизы, а специалист привлекается для оказания содействия, то есть эксперт проводит специальное исследование, а специалист оказывает только техническую помощь, которая сводится к даче советов, консультаций, пояснений.

Таблица 2

Анализ норм законодательства при назначении экспертизы

Требования законодательства УПК РФ КоАП РФ ТК РФ

Требования к специалисту Специалист — лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 58) В качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями (ч. 1 ст. 25.8) В необходимых случаях для участия в совершении конкретных действий при проведении таможенного контроля может быть привлечен не заинтересованный в результате таких действий специалист, обладающий специальными знаниями и навыками (ч. 1 ст. 384)

Основания для привлечения специалиста Следователь вправе привлечь к участию в следственном действии специалиста (ч. 1 ст. 168). Цель привлечения — для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию (ч. 1 ст. 58) Цель привлечения — для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств (ч. 1 ст. 25.8) Цель привлечения — для оказания содействия таможенным органам, в том числе при применении технических средств (ч. 1 ст. 384)

Заключение эксперта составляется только в письменной форме. Пояснения специалиста, как правило, даются в устном виде и заносятся в документы, оформляемые привлекающим лицом по результатам совершения конкретных действий.

Заключение эксперта является доказательством по делу. Результаты деятельности специалиста не имеют самостоятельного доказательственного значения и выступают как составная часть конкретных действий.

Обобщая все вышесказанное о специальных знаниях (познаниях), можно констатировать: 1) специальные знания относятся к различным областям

науки, техники, искусства или ремесла; 2) их применение связано с определенным уровнем профессионального образования или подготовки, а также профессиональным опытом. При этом такие знания не относятся к общеизвестным, то есть не входят в общеобразовательную подготовку граждан; 3) наличие специальных знаний связано с умением пользоваться научно-техническими средствами и/или специальными методами (методиками).

Таким образом, специальные знания (познания) — это система теоретических знаний и практических навыков в области конкретной науки либо техники, искусства или ремесла, приобретаемых путем прохождения специальной подготовки или приобретения профессионального опыта и используемых для решения вопросов, возникающих у заинтересованных лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.