Научная статья на тему 'Анализ некоторых аспектов автотранспортной психологии в сфере безопасности дорожного движения'

Анализ некоторых аспектов автотранспортной психологии в сфере безопасности дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
422
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОТРАНСПОРТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПОВЕДЕНИЕ ВОДИТЕЛЙ / ПСИХОЛОГИЯ ДОРОЖНОТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ / АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ ВОДИТЕЛЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / TRANSPORT PSYCHOLOGY / BEHAVIOR DRIVER / PSYCHOLOGY OF ACCIDENTS / ANALYSIS OF DRIVER BEHAVIOR / HUMAN FACTORS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Паршина Ксения Сергевна

Одним из развивающихся научных направлений является транспортная психология. В связи с неблагополучной ситуацией в сфере безопасности дорожного движения исследования психологии водителей представляют особый интерес. В статье представлены отдельные аспекты причин аварийного поведения водителей на загородных дорогах. Дальнейшие исследования в данной сфере позволят сформировать ряд рекомендаций в области дорожного строительства и эксплуатации, которые снизят аварийность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF SOME ASPECTS OF THE MOTOR TRANSPORTATION PSYCHOLOGY IN THE FIELD OF ROAD SAFETY

One of the developing scientific fields is transport psychology. In connection with the unfavorable situation in the sphere of road safety, research of features of psychology of the drivers are of particular interest. The article presents some aspects of the cause of the emergency driver behaviour on rural roads. Further research in this area will generate a number of recommendations in the field of road construction and operation that will reduce the accident rate.

Текст научной работы на тему «Анализ некоторых аспектов автотранспортной психологии в сфере безопасности дорожного движения»

Паршина К. С. Анализ некоторых аспектов автотранспортной психологии в сфере безопасности дорожного движения // Вестник Прикамского социального института. 2017. № 2 (77). С. 118120.

Parshina K. S. Analysis of some aspects of the motor transportation psychology in the field of road safety. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2017. No. 2 (77). Pp. 118-120. (In Russ.)

УДК 159.99

К. С. Паршина

Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия

АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ АСПЕКТОВ АВТОТРАНСПОРТНОЙ ПСИХОЛОГИИ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Паршина Ксения Сергевна - магистрант.

E-mail: [email protected]

Одним из развивающихся научных направлений является транспортная психология. В связи с неблагополучной ситуацией в сфере безопасности дорожного движения исследования психологии водителей представляют особый интерес. В статье представлены отдельные аспекты причин аварийного поведения водителей на загородных дорогах. Дальнейшие исследования в данной сфере позволят сформировать ряд рекомендаций в области дорожного строительства и эксплуатации, которые снизят аварийность.

Ключевые слова: автотранспортная психология, поведение водителй, психология дорожно-транспортных происшествий, анализ поведения водителя, человеческий фактор.

K. S. Parshina

Altai State University, Barnaul, Russia

ANALYSIS OF SOME ASPECTS OF THE MOTOR TRANSPORTATION PSYCHOLOGY IN THE FIELD OF ROAD SAFETY

Parshina Kseniya S. - Postgraduate.

One of the developing scientific fields is transport psychology. In connection with the unfavorable situation in the sphere of road safety, research of features of psychology of the drivers are of particular interest. The article presents some aspects of the cause of the emergency driver behaviour on rural roads. Further research in this area will generate a number of recommendations in the field of road construction and operation that will reduce the accident rate.

Key words: transport psychology, behavior driver, psychology of accidents, analysis of driver behavior, human factors.

Одной из проблем современной безопасности является высокий уровень дорожно-транспортной аварийности. В России и за рубежом считается, что предпосылки возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в наиболее обобщенном виде опреде-

© Паршина К. С., 2017

К. С. Паршина

119

ляются факторами: человек - автомобиль - дорога - окружающая среда. Таким образом, система безопасности дорожного движения определяется системой ВАДС (водитель, автомобиль, дорога, среда). Обычно ДТП явлются совокупностью негативного взаимодействия этих факторов [4].

Многие авторы подчеркивают, что одной из ведущих причин ДТП является человеческий фактор: по вине водителя происходит до 75 % аварий, а по некоторым данным роль человека в ДТП составляет 79 % [6]. Поведение участников движения зачастую оказывает решающую роль в предотвращении дорожно-транспортных происшествий [3]. Действительно, при возникновении опасной ситуации в результате совокупности негативных параметров (плохих погодных условий и дорожных характеристик) водитель, действуя правильно, может избежать ДТП. Правильные действия заключаются в выборе скоростного режима, дистанции, а также, в ряде случаев, в компенсации ошибочных действий других участников дорожного движения (например, смещение вправо для обеспечения проезда обгоняющего автомобиля при наличии встречного).

Однако нужно понимать, что ошибки водителей часто являются не случайным, а закономерным событием: регулярно разные водители совершают ошибки в одном и том же месте или при одинаковых условиях, что говорит о психологическом факторе. Поэтому в последнее время активно развивается такое направление, как транспортная психология. Исследования в указанном направлении необходимы в настоящее время, и их результаты могут быть использованы при разработке стандартов проектирования, строительства и эксплуатации дорог.

При движении на загородных автомобильных дорогах также возникает ряд опасных ситуаций. Рассмотрим наиболее распространенные из них и определим взаимосвязь психологии и дорожного движения.

Первая из них связана с маневром обгона. Большинство водителей не принимают решение об обгоне на кривых малого радиуса. При затяжных кривых массовый обгон начинается при выходе на прямой участок дороги. Обычно в этих местах и состредотачива-ются ДТП. По исследованиям, проведенным Х. Бар-Герой и Д. Шинаром, водители принимают решение об обгоне в том случае, если определяют расстояние до движущегося автомобиля по встречной полосе не менее чем в 180 м, хотя далеко не все начинают совершать маневры по обгону, пока не удостоверятся, что скорость обгоняемого объекта ниже их собственной более чем на 16 км/час [1].

Большую роль играет количество объектов, на которых водитель должен сосредотачивать внимание. Считается, что водитель может одновременно вести наблюдение за дву-мя-тремя объектами дорожной обстановки. Обычно это проезжая часть, знаки, здания, транспортные средства, пешеходы. Если водителю требуется сосредоточить внимание, например, на знаках или светофоре, то часть объектов он выпускает из поля зрения [2].

Кроме того, высока эмоциональная неустойчивость при движении в плотном потоке на высоких скоростях движения (на выезде из крупных городов), а также в начале длительной поездки. Таким образом, выезды из городов - это участки, которые являются причиной стресса у водителей.

Более половины ДТП происходит при влиянии такого фактора, как резкое изменение дорожной обстановки. Начало дождя, сужение проезжей части, сумерки, движение колонны автомобилей навстречу, поворот, закругление дороги и т. д. Все эти факторы оказывают влияние на выбор безопасной скорости и режим движения. Водитель должен заблаговременно готовиться к возможным опасностям, меняя тактику управления автомобилем с учетом изменений дорожной обстановки.

В числе ведущих причин ДТП остаются превышение скоростного режима или его несоответствие условиям ДТП, особенно на загородных дорогах. Согласно исследованиям в области транспортной психологии, скорость движения воспринимается выше при движении по широкой автомобильной дороге, по степи; соответственно, в таких местах повышается риск превышения сокростного режима. Снижению скорости способствует въезд на узкую улицу, в лес, в горы [5].

Таким образом, анализ некоторых аспектов исследований в области психологии безопасности дорожного движения позволил выявить отдельные особенности поведения водителя на загородных дорогах. Подробные исследования в данной области позволят разработать ряд рекомендаций в сфере проектирования, строительства и эксплуатации дорог, которые будут способствовать повышению безопасности движения с помощью учета психофизиологии водителей.

Библиографический список

1. Кочеткова Т. В. «TrafficPsychology»: от фрагментарных исследований к комплексным решениям прикладных задач транспортных проблем // Социальная психология и общество. 2011. № 2. С. 89-99.

2. Основные понятия о дорожно-транспортных ситуациях повышенной опасности // Коломенский компьютерный центр [сайт]. URL: http://compcentr.ru/library/Drivers/BDD_part_2.pdf (дата обращения: 15.03.2017).

3. Печатнова Е. В. Влияние поведения участников дорожного движения на эффективность транспортной инфраструктуры // Инновационная наука в глобализующемся мире: материалы Меж-дунар. науч.-практ. конф. (Уфа, 5-6 марта 2014 г.). Уфа: РИО ИЦИПТ, 2014. С. 138-140.

4. Печатнова Е. В., Белькова В. Е. Проблема снижения аварийности в ночное и сумеречное время суток на дороге А322 Барнаул - Рубцовск [Электронный ресурс] // Архитектурно-строительный и дорожно-транспортный комплексы: проблемы, перспективы, новации: материалы Между-нар. науч.-практ. конф. Омск, 2016. С. 752-756.

5. Романов А. И. Автотранспортная психология. М.: Академия, 2002. 224 с.

6. Фельде Ю. В. Безопасность дорожного движения как объект психологических исследований // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2011. № 5. С. 83-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.