Научная статья
УДК 159.99; ББК 88 стд 1-69
https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-71-73
NIION: 2018-0077-2/22-136
MOSURED: 77/27-024-2022-02-335
Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки
Группа научных специальностей: 5.3. Психология
Шифр научной специальности: 5.3.9 Юридическая психология и психология безопасности
Анализ негативных психологических факторов, влияющих на адаптацию несовершеннолетних, осужденных к лишению
свободы
Николай Александрович Тюфяков
Омская академия МВД России, Омск, Россия, [email protected]
Аннотация. Пенитенциарная психология в своей познавательной деятельности решается ряд важнейших задач, одной из которых является успешная адаптация отбывающих наказание в условиях изоляции, и подготовка осужденных к нормальной жизни после освобождения. Особенно актуальной является проблема адаптации несовершеннолетних осужденных к лишению свободы вследствие возрастных психологических особенностей развития. Без учета именно психологических знаний решить данную задачу практически невозможно.
Ключевые слова: несовершеннолетние осужденные, воспитательная колония, психологические факторы, адаптация, исправление
Для цитирования: Тюфяков Н. А. Анализ негативных психологических факторов влияющих на адаптацию несовершеннолетних осужденных к лишению свободы // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 2. С. 71-73. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-71-73.
Original article
Analysis of negative psychological factors affecting the adaptation of minors sentenced to imprisonment
Nikolai A. Tyufyakov
Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Omsk, Russia, [email protected]
Abstract. Penitentiary psychology solves a number of important tasks in its cognitive activity, one of which is the successful adaptation of those serving sentences in isolation, and the preparation of convicts for a normal life after release. The problem of adaptation of juvenile convicts to imprisonment due to age-related psychological features of development is particularly relevant. Without taking into account psychological knowledge, it is almost impossible to solve this problem.
Keywords: juvenile convicts, educational colony, psychological factors, adaptation, correction
For citation: Tyufyakov N. A. Analysis of negative psychological factors affecting the adaptation of minors sentenced to imprisonment // Psychology and pedagogy of service activity. 2022;(2):71-73. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2658-63 8X-2022-2-71-73.
Введение. Следует отметить, что несмотря на снижение количества воспитательных колоний (далее - ВК) в Российской Федерации с 23 в 2018 г. до 18 в 2021 г. и числа содержащихся в них осужден-
ных с 1310 до 883 (по сост. на 31 декабря 2021 г.)1 соответственно, в системе исправительных учреждений ВК занимают особое место. Обусловлено это, прежде всего изменившимся в последнее десятиле-
1 Характеристика лиц, содержащихся в воспитательных колониях для несовершеннолетних. URL: http: //фсин.рф/ © Тюфяков Н. А., 2022 structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20v%20VK/.
№ 2 / 2022 PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY
тие отношением законодателя и научного юридического сообщества к личности несовершеннолетнего преступника. Помещение несовершеннолетнего в ВК в настоящее время рассматривается, прежде всего, как «исключительное обстоятельство» [1], когда другие меры исправительного воздействия либо исчерпаны, либо неэффективны.
Важнейшей задачей ВК при этом является не, сколько покарать несовершеннолетнего преступника, сколько «вырвать» его из преступной среды, исключить привычные антисоциальные связи и не допустить его возможной дополнительной криминализации. Только при этих условиях возможно эффективное применение предусмотренных законом средств исправления: установленный режим содержания, активная воспитательная работа, грамотно организованный общественно полезный труд, образование, профессиональное обучение и общественное воздействие различных социальных институтов (ст. 9 УИК РФ).
Адаптировать несовершеннолетнего под эти средства исправления это сложнейшая задача, стоящая перед сотрудниками администрации ВК. От того, насколько правильно она будет организована, зависит эффективность всей организации исправления в целом.
Материалы и методы. Адаптация (от лат. «adaption» - «приспособляю») в местах лишения свободы носит специфический характер, поскольку она не предполагает взаимного приспособления сотрудников администрации колонии и осужденных (воспитанников). Напротив, последние обязаны неукоснительно соблюдать требования уголовно-исполнительного законодательства и выполнять законные требования администрации ВК. В случае неисполнения данных норм, осужденные несут установленную законом ответственность (ст. 11 УИК РФ).
Анализ научно-практических материалов правовой психологии позволяет выделить три стадии адаптационного процесса [3] несовершеннолетних отбывающих наказание в ВК:
Первая стадия - реакция «вхождения» в новую обстановку. Она характеризуются комплексом негативных психологических состояний: страх, сомнение, растерянность, неуверенность, депрессивное состояние, апатия, утрата чувства реальности. Здесь для несовершеннолетнего важно получить как можно больше ориентирующей информации о режиме и специфике исправительного учреждения. Именно на этом этапе педагогам и психологам важно «разбудить» у несовершеннолетнего желание получать новые знания и опыт, сложившийся в данном конкретном учреждении. Наблюдение и эксперименты показали, что чем больше осужденный сопротивля-
ется социальной среде и сложившимся в ВК общественным отношениям, тем ниже будет его адаптивная способность.
Вторая стадия - период неустойчивого приспособления. На этой стадии у несовершеннолетнего появляется адаптивная потребность что-то изменить в себе: привычки, взгляды, поведение, отношение к людям и др. Происходит это также постепенно по мере привыкания (приспособления) к новым условиям жизни в условиях изоляции. На этой стадии должны начать проявляться такие важные психические свойства личности, как направленность (потребности, мотивы, восприятие, новые установки и цели), способности, характер и темперамент.
Если к этому моменту психологам и педагогам удастся развить у воспитанника гибкость познавательных, волевых и эмоциональных процессов это неизбежно должно привести и к третьей стадии -устойчивой адаптации осужденного. Здесь у него уже в полной мере будут формироваться положительные свойства личности: потребность неукоснительно соблюдать режим, осуществлять примерное поведение, превалироваться установки на хорошую учебу и добросовестный труд, участие в общественной жизни колонии, сформируется цель на скорейшее освобождение и возвращение домой.
Результаты и обсуждение. При изучении рассмотренных стадий наблюдается определенная психологическая корреляция - чем скорее она (адаптация) наступит, тем эффективнее будет проходить процесс применения средств исправительного воздействия. Практика показывает, что чем больше осужденный сопротивляется всему новому, тем ниже его адаптивная способность. Временные параметры наступления адаптации установить в этой связи достаточно сложно, все зависит от ряда внутренних и внешних факторов.
К внутренним следует отнести:
- психическое состояние осужденного (усталость, растерянность, апатия, депрессия, дереализация переживаний и др.)
- «прочность» развития у несовершеннолетнего осужденного антисоциальных целей и мотивации;
- примитивные узколичностные побуждения, при которых материальные ценности преобладают над духовными и др.
Это факторы отчуждения, которые были сформированы еще задолго до его изоляции, поэтому личность несовершеннолетнего находится на определенной (очень далекой) психологической дистанции от общества в целом и его нравственно-правовых ценностей. Однако влиять на эти факторы можно и нужно.
72
PSYCHOLOGICAL SCIENCES
Несоответствие между особенностями психики каждого несовершеннолетнего осужденного и рядом внешних условий, в которые он погружен, относятся к внешним факторам. К ним следует отнести:
- нарушение привычных социальных связей;
- строго ограниченные возможности для удовлетворения потребностей;
- воспитательное воздействие и контроль администрации ВК;
- лидерство криминальных авторитетов, которые ведут целенаправленную «ярую» борьбу за каждого осужденного, стремясь к обращению его «в свою веру», что приводит к отрицанию средств исправительного воздействия;
- коммуникативные барьеры (организационные, межличностные, интеллектуальные, возрастные и др.) являющиеся существенными препятствиями в адаптационных процессах.
Серьезное влияние на психику несовершеннолетнего также оказывает визуализация и восприятие негативных с его точки зрения реалий (высокий забор, колючая проволока, решетки, обязательность проходить обучение и трудиться, строгие меры ответственности, специальная одежда и др.).
Выводы. Сложность адаптивных процессов несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы заключается в том, что еще в несформиро-ванные личностные психические свойства (направленность, способности, характер и темперамент) целенаправленно входит внешняя («другая»), чуждая для них, биологическая, физиологическая и социально-психологическая среда. Поэтому, преодолению этих сложных моментов, должна предшествовать кропотливая работа психологов и педагогов по глубокому изучению личностных качеств каждого воспитанника поступающего в колонию.
Исключительно индивидуальный подход позволит понять, какими познавательными и интеллектуальными способностями обладает воспитанник, от которых напрямую зависит адаптация и сроки ее наступления [3]. Для каждого осужденного должна быть разработана индивидуальная программа исправительного воздействия, которая должна включать как коллективные меры, в том числе и психологического развития, так и индивидуальные. Программа должна постоянно корректироваться с учетом возрастных особенностей и личностного роста воспитанника. Особенно этот процесс важен для несовершеннолетних впервые отбывающих наказание в местах лишения свободы (по сост. на 31 декабря 2021 г. - 821 чел. (93 %))'.
Библиографический список
1. Куковякин А. Е. Исключительные обстоятельства как основание смягчения наказания : монография. М., 2018. 144 с.
2. Сорокотягин И. Н. Юридическая психология. М., 2020. С. 169.
3. Прозументов Л. М., Ольховик Н. В. Рецидивная преступность несовершеннолетних осужденных и ее предупреждение. Томск. 2011. С. 78.
Bibliographic list
1. Kukovyakin A. E. Exceptional circumstances as a basis for mitigation of punishment: monograph. M., 2018.144 p.
2. Sorokotyagin I. N. Legal psychology. M., 2020. P. 169.
3. Prozumentov L. M., Olkhovik N. V. Recidivism of juvenile convicts and its prevention. Tomsk. 2011. P. 78.
Информация об авторе
Н. А. Тюфяков - доцент кафедры психологии и педагогики в деятельности органов внутренних дел Омской академии МВД России, кандидат юридических наук.
Information about the author
N. A. Tyufyakov - Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy in the Activities of the Internal Affairs Bodies of the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Legal Sciences.
Статья поступила в редакцию 28.03.2022; одобрена после рецензирования 13.06.2022; принята к публикации 20.06.2022.
The article was submitted to the editorial office on 28.03.2022; approved after review on 13.06.2022; accepted for publication on 20.06.2022.
1 Характеристика лиц, содержащихся в воспитательных колониях для несовершеннолетних. URL: http: //фсин.рф/ structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20v%20VK/.