Научная статья на тему 'Анализ научной литературы по вопросу состояния активного словаря младших школьников с тяжелыми множественными нарушениями развития'

Анализ научной литературы по вопросу состояния активного словаря младших школьников с тяжелыми множественными нарушениями развития Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
99
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тяжелые множественные нарушения развития / активный словарь / словарный запас / младшие школьники

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шешукова Наталья Николаевна, Здрогова Анастасия Викторовна

В статье описаны особенности активного словаря обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Шешукова Наталья Николаевна, Здрогова Анастасия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ научной литературы по вопросу состояния активного словаря младших школьников с тяжелыми множественными нарушениями развития»

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях DOI: 10.24412^-37132-2023-1-508-511

Анализ научной литературы по вопросу состояния активного словаря младших школьников с тяжелыми множественными нарушениями развития

Шешукова Наталья Николаевна, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

Здрогова Анастасия Викторовна,

студент

ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

Аннотация: в статье описаны особенности активного словаря обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Ключевые слова: тяжелые множественные нарушения развития, активный словарь, словарный запас, младшие школьники.

Учеными выделяются группы детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее - ТМНР) по количеству, характеру, выраженности различных первичных и последующих нарушений в развитии, специфики их сочетания [9].

Вопросами изучения детей с ТМНР занимались отечественные и зарубежные ученые-исследователи.

М. В. Жигорева и И. Ю. Левченко рассматривают ТМНР, как нарушения, при которых наблюдаются три и более первичных нарушения [1].

По мнению А. М. Царева ТМНР представляет собой совокупность психофизических нарушений, как правило, вызванных органическим поражением центральной нервной системы и имеющих высокую степень выраженности интеллектуального дефекта [9].

Е. М. Мастюкова выделяет основные причины возникновения ТМНР: органические поражения центральной нервной системы; генетические аномалии; нарушения обмена веществ; нейродегенеративные заболевания [6].

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

В большинстве случаев у детей встречаются интеллектуальные нарушения; часто двигательные нарушения; нередко нарушения зрительного и слухового анализаторов; эпилепсия; расстройства аутистического спектра (далее -РАС) и эмоционально-волевой сферы; особенности сенсорной интеграции; соматические заболевания [3].

Объединяет эту разнообразную группу то, что речь детей с ТМНР не позволяет им общаться в любых ситуациях или со всеми людьми без какой-либо дополнительной поддержки. У обучающихся затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи; ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание; с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия, как следствие плохого понимания обращенной речи [8].

Сведения о речевой деятельности, лексической стороне речи детей с ТМНР представлены в работах Л. С. Волковой, Г. И. Данилкиной, Г. М. Дульнева, М. Е. Медновой, Н. С. Мусаевой, В. Г. Петровой, А. Р. Просторовой, Н. В. Тара-сенко, Н. М. Трубниковой, С. Н. Шаховской и др.

В научной литературе понятие «словарь» трактуется по-разному. А. К. Маркова раскрывает понятие так: это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности [5].

По мнению М. Р. Львова это объем словарного запаса, которым учащийся владеет на определенной ступени обучения.

Выделяют активный и пассивный словарь. Под пассивным словарем подразумевают совокупность слов, понимаемых ребенком, но не употребляемых в собственной речевой практике. Активный словарь - та часть его словаря, которая используется им в его самостоятельной устной или письменной речи [4]. Схожие определения представляет и В. И. Селиверстов в «Понятийно-терминологическом словаре логопеда».

«Резкое ограничение или отсутствие вербальной речи, ограничение понимания речи» - характеризует обучающихся с РАС в сочетании с тяжелой умственной отсталостью (далее - УО) М. Е. Меднова. По результатам ее исследования «словарь детей ограничен обиходно-бытовой тематикой». У этих детей активный словарь резко ограничен или отсутствует [2].

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

Ученые отмечают наличие УО практически у каждого школьника с ТМНР. На основе практических работ исследователей можно изучить состояние активного словаря разных вариантов сочетаний нарушений.

У большинства слабослышащих школьников с УО наблюдется выраженная бедность словарного запаса, которая приводит к частому употреблению одной и той же группы слов, делает речь однообразной, шаблонной и неточной. Ж. И. Шиф отмечает, что недостаточность лексики мешает обучающимся адекватно выражать свои мысли, чувства и желания, но и в ряде случаев, затрудняет понимание обращенной к ним речи. У некоторых школьников автор отмечает нечленораздельный и предметно не отнесенный лепет, у других - только голосовые реакции, а некоторые произносят по несколько лепетных слов [10].

На основе результатов обследования лексической стороны речи младших школьников с детским церебральным параличом (далее - ДЦП) и тяжелой УО Н. М. Трубникова представляет характеристику активного словаря данной категории детей. По мнению автора статьи, у большинства обследованных выявляется бедность словарного запаса. Учащиеся употребляли одни и те же слова для обозначения разных предметов и действий с ними. У них наблюдалась несфор-мированность многих родовых, видовых и других обобщающих понятий, а также отсутствие ряда слов-названий [7].

Словарный запас обучающиеся с тяжелой УО, осложненной эпилепсией характеризуется следующими признаками: бедность словарного запаса; неточность употребления слов; трудности актуализации словаря; преобладание пассивного словаря над активным; в активном словаре доминируют существительные с конкретным значением; отмечается несформированность структуры значения слова; нарушение процесса организации семантических полей. Также характеризуется состояние активного словаря младших школьников с тяжелой УО и нарушением зрения (слабовидящие).

Таким образом мы объединили информацию о понятии ТМНР, причинах их появления, активном словаре детей данной категории. В настоящее время недостаточно теоретической и практической информации о детях с ТМНР. То, что дети стали интегрироваться в образовательную среду, дает толчок для их исследования и создания методических материалов.

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

Библиографический список

1. Жигорева, М.В. Дети с комплексными нарушениями развития: Диагностика и сопровождение / М. В. Жигорева, И. Ю. Левченко. - М.: Национальный книжный центр, 2016 - 208 с. (Специальная психология)

2. Изучение особенностей коммуникации детей с расстройствами аути-стического спектра в сочетании с умственной отсталостью / М. Е. Меднова // Теория и практика непрерывного сопровождения детей раннего и дошкольного возраста в современном образовательном пространстве: сб. науч. ст. по мат. науч.-практ. конф. с междунар. уч. М., 2018.

3. Кислинг, У. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / У. Кислинг. - М.: Теревинф, 2017.

4. Львов, М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Рус. яз и лит.». - Москва: Просвещение, 1988. - с. 10, 95. - Текст: непосредственный.

5. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения / Науч. -исслед. ин-т общей и пед. психологии Акад. пед. наук СССР. - Москва : Педагогика, 1974. - 239 с. - Текст: непосредственный.

6. Мастюкова, Е. М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: книга для логопеда / Е. М. Мастюкова, М. В Политова. - М.: Просвещение, 1985. - 170 с. - Текст: непосредственный.

7. Системный подход в изучении лексико-грамматической стороны речи у младших школьников, страдающих детским церебральным параличом и умственной отсталостью / Н. М. Трубникова // Специальное образование. М., 2006. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnyy-podhod-v-izuchenii-leksiko-grammaticheskoy-storony-rechi-u-mladshih-shkolnikov-stradayuschih-detskim-tserebralnym-paralichom (дата обращения: 06.11.2023).

8. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). - 2023. - С. 304-305. - Текст: непосредственный

9. Царев, А. М. Образование обучающихся с тяжелыми нарушениями развития / А. М. Царева. - Псков: Псковский государственный университет, 2018. -232 с. - Текст: непосредственный.

10. Шиф, Ж. И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Ж. И. Шиф. - М.: Просвещение, 1965. - 343с. - Текст: непосредственный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.