Научная статья на тему 'Анализ национального самосознания студентов (на примере г. Перми)'

Анализ национального самосознания студентов (на примере г. Перми) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
147
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / · СУБКУЛЬТУРА / ТИП ЛИЧНОСТИ / STUDENTS / NATIONAL SELF-CONSCIOUSNESS / NATIONAL CULTURE / SUBCULTURE / TYPE OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Стегний Василий Николаевич, Курбатова Людмила Николаевна

В статье анализируется национальное самосознание студентов, их представления о межнациональных отношениях, выделяются основные причины напряженности в межнациональных отношениях, а также факторы, которые могут положительно сказаться на этнической толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the base of empirical data national self-consciousness of students and their notion about international relations are analyzed, main causes of complications in international relations are marked, and factors which can positively affect on ethnic tolerance are revealed.

Текст научной работы на тему «Анализ национального самосознания студентов (на примере г. Перми)»

Социология

Василий СТЕГНИЙ, Людмила КУРБАТОВА

АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ (на примере г. Перми)

В статье на конкретном эмпирическом материале анализируется национальное самосознание студентов, их представления о межнациональных отношениях, выделяются основные причины напряженности в межнациональных отношениях, а также факторы, которые могут положительно сказаться на этнической толерантности.

On the base of empirical data national self-consciousness of students and their notion about international relations are analyzed, main causes of complications in international relations are marked, and factors which can positively affect on ethnic tolerance are revealed.

Ключевые слова:

студенты, национальное самосознание, национальная культура,- субкультура, тип личности; students, national selfconsciousness, national culture, subculture, type of personality.

СТЕГНИЙ Василий Николаевич — д.соц.н., профессор; декан гуманитарного факультета ПНИПУ gf@pstu.ac.ru

КУРБАТОВА Людмила Николаевна — к.соц.н., доцент кафедры социологии и политологии, заведующий лабораторией социологии проблем высшего образования ПНИПУ socio@pstu.ac.ru

В 2008 г. авторами было проведено исследование националь -ного самосознания студентов. Опрошено 506 респонден -тов в следующих учебных заведениях: Пермский госу -дарственный технический университет (ПГТУ) — 342 студента; Негосударственное образовательное учреждение «Пермский гуманитарно - технологический институт» (НОУ ПГТИ) — 164. В 2012 г. исследование было направлено на выявление ценностно нормативных проблем институционального характера, опрошено 306 студентов ПНИПУ.

В исследованиях ставилась задача — на конкретном эмпириче -ском материале, характеризующем состояние национального само сознания студенческой молодежи на определенной территории, показать: осведомленность индивида о национальных отношениях, характеризуемую объемом информации о них; его избирательность в отношении национальных процессов, характеризуемую конкрет -ным содержанием и направленностью информации о них; степень активного отношения к национальным процессам, характеризуе -мую трудовой, общественно политической, духовной активностью индивида; степень влияния национального самосознания индивида на его поведение, ценности, мировоззрение.

В 2008 г. был зафиксирован ряд серьезных проблем, которые проявились в логике политического управления в сфере межнацио нальных отношений, и, как результат, нарастающий кризис нацио нального самосознания молодежи. Так, на вопрос: «Устраивает ли Вас национальная политика Российского государства?» — 40,3% студентов ответили отрицательно. Исследование информацион ной культуры показало, что юноши более политизированны, чем девушки. Однако уже в 2012 г. идея государственной многонацио -нальности оказалась более выраженной у девушек, чем у юношей (23,1% против 17%). Студенты продолжают считать, что основой национальной идеи является сам российский народ, для которого характерны отзывчивость, способность постоять друг за друга в любой жизненной ситуации и высокий уровень развития нацио нальной и общечеловеческой культуры. 37,4% видят истоки нацио -нальной идеи в следовании национальным традициям, воспитании интернациональных чувств и православной морали у россиян.

В СМИ и политических шоу постоянно обсуждается вопрос о роли русских в современной истории России. Мы постарались выя -

Таблица 1

Мнение студентов относительно суждений о русских в СМИ

Суждения Число опрошенных в 2008 г.*, %

Всего ПГТУ НОУ ПГТИ Юноши Девушки

Веселые (беззлобные), остроумные (умеют посмеяться над собой и над другими) 48,6 48,2 50,9 47,3 50,4

Они долго запрягают, но быстро едут 36,0 39,4 29,8 45,7 27,1

Доверчивый народ 35,6 36,5 34,8 33,5 38,0

Разобщены (каждый сам за себя, «моя хата с краю») 35,0 35,0 35,4 37,1 33,3

Дружелюбный, отзывчивый, гуманный народ 28,9 32,1 23,0 26,9 31,0

Народ, имеющий свою древнюю культуру, умеющий ее сохранять и передавать другим поколениям 22,5 24,2 19,3 24,9 20,5

Чересчур терпеливые 22,1 24,7 17,4 24,5 20,2

Народ, разучившийся работать 21,1 21,2 21,1 22,0 20,5

Склонны к сплоченности, коллективности (один за всех, и все за одного) 20,6 20,9 20,5 20,4 20,9

Склонны к преступности, мафиозности 17,6 17,9 16,8 20,0 15,5

Это в основном пьяницы 16,4 15,0 18,6 17,1 15,9

Религиозный народ 12,6 12,9 12,4 15,1 10,5

Непрактичные люди 8,9 7,9 10,6 9,4 8,5

Народ без национальных традиций 4,7 3,8 6,8 2,9 6,6

* Поскольку можно выбирать несколько ответов, то сумма по каждой группе больше 100%.

вить отношение студентов к различным суждениям о национальном характере русских (см. табл. 1).

Опрос студентов также показывает, что у них сформировано в целом положитель -ное отношение к своей нации и таким ее ценностным особенностям, как уважение к старшим (54,7%), забота о детях (46,6%), открытость души (44,5%). Около 40% студентов говорят о трудолюбии, смелости, щедрости, чувстве собственного досто инства, талантливости, умении объеди няться в радости и горе. Однако столько же отметили и лень. Каждый пятый студент акцентировал внимание на солидар ности, религиозности, предприимчивости русского народа. Негативные суждения, которые навязываются СМИ, разде -ляют по разным показателям от 5 до 20% респондентов.

Студентам свойственно прагматическое отношение к национальному вопросу.

Более половины опрошенных считают, что необходимо учитывать исторические факты в развитии национальных отноше -ний, чтобы избежать ошибок как в насто ящее время, так и будущем (54,3%). Около 40% осторожно отнеслись к роли истории в развитии национальных отношений. На их взгляд, историю нельзя судить, а следует решать национальные проблемы, исходя из современной ситуации. Каждый деся тый надеется, что жизнь сама определит, как разрешать национальные конфликты. Лояльность в решении национального вопроса распространяется и на отношение к территориально национальной струк туре государства.

Стремление к сохранению, расширению, передаче традиций, обычаев свойственно каждому второму студенту. Спокойно относиться к национальным традициям и принимать культуру других национально стей, сохраняя свою культуру, призывают

44,3% респондентов. Но каждый десятый из опрошенных юношей считает, что надо отдавать предпочтение своей националь -ной культуре.

В ходе исследования мы выделили сле -дующие типы в студенческой среде:

— «рационалисты», считающие необхо -димым строить национальные отношения на основе социально - исторического анализа, т.е. проживая на одной территории, люди должны осуществлять совместное экономическое, политическое и социальное управление (в 2008 г. — 33,8 %, в 2012 г. - 35,6%);

— «традиционалисты», рассматриваю -щие национальные проблемы в рамках исторических культур страны, т.е. прожи -вая на одной территории, люди должны осуществлять совместное экономическое и политическое управление, а социокультурные аспекты решать самостоятельно (в 2008 г. — 32%, в 2012 г. — 34,2%);

— «реформаторы», полагающие необхо -димым создание новой модели организа -ции жизни общества (в 2008 г. — 24,7%, в 2012 г. — 22,9%);

— «индиференты», абстрагирующиеся от общественной жизни, при этом пола гающие, что каждая национальность, проживая совместно с другими на одной территории, должна все вопросы обще ственной жизни решать самостоятельно (в 2008 г. — 13,2%, в 2012 г. — 7,3%).

Среди опрошенных студентов по харак -теру отношения к национальным пробле -мам преобладают два типа — это «рацио -налисты» и «традиционалисты»; «рефор маторы» также занимают существенное место, а вот «индиференты» представлены слабо.

Принадлежность к своей нации сту -денты рассматривают в первую очередь через призму культурных коммуникаций, а не через характер правовых отноше -ний1. Каждый пятый студент в 2008 г. имел предубежденное отношение к представи телям других этносов (21,4%). Настроены на дружеские отношения с людьми других национальностей 53,4% студентов, осо -бенно это проявляется среди детей пред принимателей и коммерсантов, а также служащих (71,3% и 65,1% соответственно). 40% опрошенных положительно рассма тривают варианты соседства, трудового

1 Курбатова Л.Н. Правовая культура и нрав -ственное сознание студентов // Alma Mater (Вестник высшей школы), 2012, № 5, с. 16—22.

сотрудничества. Соседские отношения больше импонируют детям интеллиген ции и служащих; трудовые — принимаются детьми работников торговли и служащих; каждый пятый согласен на родственные (семейные) отношения (среди детей из семей предпринимателей — 30%).

Имеют место и националистические позиции: «не допустил бы в страну» — 11%; «выслал бы из страны» — 11%. Несколько ярче выражены дискриминационно запретительные формы отношений у выходцев из семей работников торговли. Выраженную негативную позицию в этом вопросе занимают студенты негосудар -ственного вуза.

К 2012 г. негативные настроения среди студентов по отношению к представите лям некоторых национальностей возрас тают по сравнению с 2008 г. Среди юношей, студентов старших курсов и заочников к представителям Средней Азии испыты -вают негативные чувства 50%, к выход -цам с Кавказа — от 70 до 90%. Особенно негативно настроены дети, чьи родители представляют силовые структуры, а также выходцы из среды рабочих и интеллиген ции.

Основные причины обострения меж национальных отношений, по мнению студентов, кроются в социально политической и социокультурной сфере жизни современного российского обще ства (в 2008 г. - 36,1 и 35,7%, в 2012 г. - 38,6 и 34,5% соответственно). Причем юноши в большей мере склонны видеть проблемы в социально - политической сфере (в 2012 г.

— 42,4%), а девушки — в социокультурной (в 2012 г. — 40,9%).

Среди социально политических про блем студенты выделяют неэффективное политическое управление (слабая орга низационная и кадровая политика в обла сти решения национальных вопросов). В целом же можно констатировать, что за прошедшие 4 года данные проблемы не потеряли свою актуальность.

Основные социокультурные проблемы студенты связывают с межнациональ ными отношениями, выделяя усиление националистических тенденций в обще стве, низкую национально политическую культуру населения страны, причем эти проблемы становятся сегодня более выра женными.

Социально экономические факторы существенно влияют на обострение меж

национальных отношений в обществе. В 2012 г. в сознании студентов эта тенден ция связывается с миграционными про цессами, что дало вспышку негативных настроений.

Неэффективная миграционная поли тика может привести к неуправляемым межнациональным конфликтам. Парадокс заключается в том, что сами миграцион ные процессы усиливаются вследствие возникновения локальных межнацио нальных конфликтов. На вопрос: «Как Вы относитесь к участию российских во оруженных сил (ВС) в межнациональных конфликтах?» — 31% студентов ответили, что Россия должна отстаивать свои внеш ние интересы с помощью собственных ВС; 28,3% считают, что ВС могут высту пать политическим орудием усмирения только тогда, когда набор в их ряды будет добровольным; 20,2% опрошенных отве тили, что федеральные органы управления могут выступать только в качестве третей ского суда, региональные национальные конфликты — проблема данной нации или региона; 21,9% считают, что участие ВС в межнациональных конфликтах должно быть обосновано конституцией страны; 18,4% уверены, что Россия должна отстаи вать свои национальные интересы, невзи рая ни на какие материальные и люд ские потери, как на внешних границах, так и внутри страны. Юноши в большей мере ориентированы на национально конституционную форму использования ВС в процессе разрешения межнацио нальных конфликтов.

Рассматривая факторы, которые могли бы положительно сказаться на объедине нии национальных интересов, студенты

выделили такие позиции, как достой ная жизнь, справедливость, законность и порядок, образование и культура, ста бильность, духовность, развитие произ водства.

Данное исследование позволяет сде -лать ряд выводов. Национальная культура студенческой молодежи раскрывается через общечеловеческие ценности, в их сознании доминирует мораль как основа отношения к национальным вопросам. У студентов в целом сформировано поло жительное отношение к своей нации. Они напрямую не связывают экономические условия жизни общества с националь ными проблемами, но обострение межна циональных отношений, по их мнению, коррелирует с кризисными процессами, которые возникли как результат смены общественного строя в России.

Если в основе отношений студентов к другим национальностям — и к своей в том числе — лежат культурообразующие признаки, то взаимодействие с другими нациями, по мнению студентов, должно строиться на основе права. Политические институты власти слабо выполняют свою социализирующую роль в формирова нии национального сознания молодежи. Изменения в содержании и структуре национального самосознания студентов связаны с процессом культурной само идентификации.

У студентов фиксируется определенное понимание того, что разрешение нацио нальных противоречий сегодня зависит от разрешения основного противоречия современного общества — эффективности экономического развития и социальной защиты личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.