Научная статья на тему 'Правящие элиты в политических процессах на Северном Кавказе'

Правящие элиты в политических процессах на Северном Кавказе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
161
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / ЭЛИТА / РЕГИОН / ПОЛИТИКА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / КОНФЛИКТ / NORTH CAUCASUS / ELITE / REGION / POLITICS / POLITICAL DECISIONS / CONFLICT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Арапханова Лейла Якубовна

Статья посвящена роли политической элиты в реализации политики межнациональных отношений на Северном Кавказе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the analysis of political elite's role in realization of international relations politics in the North Caucasus.

Текст научной работы на тему «Правящие элиты в политических процессах на Северном Кавказе»

Лейла АРАПХАНОВА

ПРАВЯЩИЕ ЭЛИТЫ В ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

Статья посвящена роли политической элиты в реализации политики межнациональных отношений на Северном Кавказе. The article is devoted to the analysis of political elite's role in realization of international relations politics in the North Caucasus.

Ключевые слова:

Северный Кавказ, элита, регион, политика, политические решения, конфликт; North Caucasus, elite, region, politics, political decisions, conflict.

АРАПХАНОВА Лейла Якубовна — к.полит.н., доцент Ингушского государственного университета [email protected]

Цп

и Щ с

Став одн

ель данной статьи — показать роль политическом элиты в принятии решений, формулировании целей и средств пред -.стоящих действий в области межнациональных отношений. дной из самых актуальных для Северного Кавказа и для всей страны, эта проблема создает серьезную угрозу политической ста -бильности России.

От правильности принимаемых политических решений зависит рациональность и минимизация уровня потерь в реализации государственной национальной политики, которая формально суще -ствует в виде Концепции государственной национальной поли -тики.

Правящая, или политическая, элита — понятие, отражающее осо -бую роль верхушки господствующего класса, прежде всего той его части, которая непосредственно осуществляет политическое руко -водство обществом, стоит у руля государственного управления1. К политической элите можно отнести и наиболее влиятельных и политически активных членов этого класса, включая функционе ров политических организаций, интеллектуалов, которые непо средственно принимают политические решения, выражающие совокупную волю класса.

Практика реализации принятых решений в области межнацио нальных отношений в бывшем СССР имела весьма сложные и неоднозначные последствия. Если принятие решений теорети -чески имеет своей целью выход из определенного состояния, то Россия унаследовала от СССР больше проблем, нежели реше ний. Механическое насаждение лозунгов об интернационализме в чем -то ущемляло национальную жизнь. До 1986 г. о межнацио -нальных конфликтах в СССР публично не говорилось. Считалось, что национальный вопрос здесь был окончательно решен, откры тых межнациональных конфликтов не было, существовали межна циональные антипатии и трения на бытовом уровне. Отчасти они вызывались действиями тоталитарной власти, например измене -нием границ национальных образований, массовыми выселениями людей по политическим мотивам, миграциями, связанными с вели кими стройками, освоением целины и другими процессами.

При определении характера политико управленческих решений, принятых в отношении народов Северного Кавказа в различные исторические периоды, важно проанализировать предпосылки принятия решений, социально экономические условия и послед ствия. Раскрытие указанных аспектов позволит выявить сущность проводимой политики, определить ее направленность и выявить

1 Аверьянов Ю.И. Политология. Энциклопедический словарь. «Publishers», 1993, с. 288.

М. : Изд - во

причины современных межнациональных конфликтов.

Партийно государственная элита СССР, сосредоточив в своих руках функции управления, полностью подавила демокра -тические институты и привела к бюрокра -тизации всего партийно государственного аппарата, утрате самоуправленческих начал. На Северном Кавказе местная наци -ональная элита практически была лишена самостоятельности. Исследование про -блемы формирования советской партий -ной номенклатуры и новой политической элиты северокавказских народов в период с 1922 по 2002 г. позволяет сделать вывод о том, что их деятельность была осложнена цепью проблем, связанных с неоднократным территориальным переустройством республик, депортацией народов и воору женными конфликтами.

Сформировавшаяся в 1920- е гг. на Северном Кавказе элита из среды местной интеллигенции сначала оказалась в жер новах политических репрессий. Лучшая ее часть была уничтожена, оказавшись в тюрьмах и в ссылке. Вторая плеяда элит -ной группы также была пресечена депор тацией большинства народов Северного Кавказа в 1944 г. в Среднюю Азию и Казахстан.

Уже новое поколение, рожденное в 50—60 - х гг. прошлого столетия, сегодня оказалось в фарватере общественной и политической жизни страны. В 90 х гг. формировалась новая элита в ходе транс формации, происшедшей в результате демократизации общества. Причем тенденции развития элит на Северном Кавказе в чем то повторяли тенденции, общие для страны в целом.

Правящие элиты нередко занимают неконструктивную позицию во взаимо отношениях с оппозицией, надеясь на истощение ее сил или на компрометацию в глазах общественного мнения. При этом и оппозиция далеко не всегда выдвигает конструктивную платформу сотрудни -чества с властью, предпочитая огульное критиканство.

В государстве должны существовать

политические институты, способные справиться с конфликтом и обладающие монополией на законное принуждение. Объективно конфликт и консенсус явля -ются неразрывно связанными в поли тической практике как неотъемлемые элементы социальной системы. Процесс институционализации конфликтов пред полагает три относительно самостоятель ных этапа: предупреждение возникнове -ния конфликта, контроль его протекания, разрешение конфликта. В большинстве случаев политические силы стремятся к контролю над конфликтами именно с целью их урегулирования. При этом в качестве субъекта управления конфлик том могут выступать как одна из его сто рон, так и, условно говоря, третья сторона, не участвующая в нем, но заинтересован ная в его урегулировании. Во внутренних межэтнических конфликтах в России в 90 -х гг. федеральный центр нередко ока -зывался на позициях «третьей стороны».

С точки зрения межэтнических отноше -ний в Российской Федерации северокав -казский регион является самым сложным. Распад СССР и последовавшие за ним кон -фликты в Северной Осетии и Чеченской Республике не дают основания опреде -лять политику тогдашних центральных властей как дальновидную. Ликвидация последствий неверных решений может стать важной предпосылкой стабилиза ции ситуации не только на Кавказе, но и в России в целом.

Особым значением для политической жизни обладают те случаи, когда стремле -ние управлять развитием конфликта исхо дит со стороны правящих структур, цен тральных властей государства и междуна родных сообществ. Но кто бы ни выступал субъектом управления конфликтом, поиск технологии регулирования конкретных взаимоотношений неизбежно опирается на решение ряда задач, таких как профи лактика возникновения конфликта, опе -ративное реагирование на уже имеющие место конфликты, а также непредвзятость и объективность в принятии политиче ских решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.