Научная статья на тему 'Политический выбор студентов (на примере г. Перми)'

Политический выбор студентов (на примере г. Перми) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
122
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ВЫБОР СТУДЕНТОВ / РОДИНА / СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ СТУДЕНТОВ / МИГРАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ИНФОРМАЦИЕЙ СМИ / ATTITUDE TO MIGRATION / POLITICAL CHOICE OF STUDENTS / HOMELAND / SOCIAL VALUES OF STUDENTS / SATISFACTION WITH THE INFORMATION IN MASS-MEDIA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Стегний Василий Николаевич, Курбатова Людмила Николаевна

На базе эмпирических данных анализируется политический выбор студентов, их представления о понятии «родина», определяется ряд факторов, влияющих на этот процесс. Рассматриваются миграционные установки студентов, важнейшие социальные ценности, степень удовлетворенности студентов информацией о политических процессах, поступающей через СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the basis of the empirical data the political choice of students, their notions of the concept of homeland are analyzed and a number of factors influencing this process are defined. Students' attitude to migration, the major social values and the degree of students' satisfaction with information on political processes in mass-media are considered.

Текст научной работы на тему «Политический выбор студентов (на примере г. Перми)»

Василий СТЕГНИЙ, Людмила КУРБАТОВА

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ВЫБОР СТУДЕНТОВ (на примере г. Перми)

На базе эмпирических данных анализируется политический выбор студентов, их представления о понятии «родина», определяется ряд факторов, влияющих на этот процесс. Рассматриваются миграционные установки студентов, важнейшие социальные ценности, степень удовлетворенности студентов информацией о политических процессах, поступающей через СМИ.

On the basis of the empirical data the political choice of students, their notions of the concept of homeland are analyzed and a number of factors influencing this process are defined. Students’ attitude to migration, the major social values and the degree of students’ satisfaction with information on political processes in mass-media are considered.

Ключевые слова:

политический выбор студентов, родина, социальные ценности студентов, миграционные установки, удовлетворенность информацией СМИ; attitude to migration, political choice of students, homeland, social values of students, satisfaction with information in mass-media.

СТЕГНИЙ

Василий

Николаевич —

д.соц.н., профессор;

декан гуманитарного

факультета

Пермского

национального

исследовательского

политехнического

университета

gf@pstu.ac.ru

КУРБАТОВА Людмила Николаевна — к.соц.н., доцент кафедры социологии и политологии, заведующий лабораторией социологии проблем высшего образования ПНИПУ socio@pstu.ac.ru

Политическая культура — сложное понятие. Оно включает в себя широкий спектр политических установок, характер социально -политической мотивации личности при выборе типа поведения и в целом — отношение личности к общественной жизни.

В современных условиях, когда весь мир «открыт», когда стира -ются информационные границы, создаются образовательные про -граммы типа Болонского соглашения, когда Россия становится привлекательной с экономической точки зрения, когда открыва -ются совместные производственные предприятия, разрабатываются совместные научные программы, возникает вопрос относительно состоятельности такого культурного феномена, как патриотизм, и понятия «родина»1.

Студенческая молодежь, при всей своей высокой потенциаль -ной социально - миграционной мобильности, сохраняет позитивное отношение к этому понятию (см. табл. 1).

В основном студенты вкладывают в определение понятия «родина» традиционно существующие понятия: дом, семья, город, страна.

Основные различия между пониманием девушками и юношами понятия «родина» заключается в их отношении к активным дей ствиям по защите Отечества. У юношей такая установка ярче выра -жена, что является характерной особенностью мужской российской культуры. Жертвенность свойственна более трети опрошенных юношей (35,6%).

Для студентов Пермского гуманитарно -технологического инсти -тута (негосударственный вуз) при определении понятия «родина» имеет значение масштабность этого отношения. Каждый второй сту -дент этого вуза ассоциирует себя со страной (50,6%) против 42,7% по всему массиву и 39,5% студентов государственного вуза. Поэтому «несправедливость» в характере предоставления бесплатного образо вания переносится этими студентами на их отношение к «родине». Среди них готовы пожертвовать своей жизнью во имя Родины 25,6% против 34,2% среди студентов государственного вуза.

1 В процессе проведенного авторами социологического исследования опрошено 2 686 студентов. Из них: в 2010 г. — 938, в 2002 г. — 1 748; в Пермском национальном исследовательском политехническом университете — 2 016; в НОУ ВПО «Пермский гуманитарно-технологический институт» — 670.

Таблица 1

Характер суждений студентов о понятии «родина»*

(в % от числа опрошенных студентов)

Понятие «родина»: Всего Юноши Девушки ПНИПУ НОУ пгти

Это мой дом, моя семья, мои друзья, место, где прошло мое детство 55,3 58,7 53,1 57,5 52,5

Это не только мой дом, но и мой город, моя страна 42,7 38,5 47,6 39,5 50,6

Это место, где находятся могилы моих предков, это земля, за которую положили жизни наши деды и отцы; если понадобится, сами отдадим свои жизни 31,0 35,6 27,2 34,2 25,6

Без родины человек — изгой. Родина — это святое слово для меня 16,8 16,6 17,3 16,8 17,5

В условиях обострившихся нацио -нальных отношений это понятие начинает приобретать новый эмоцио -нальный смысл, оно обостряет нацио нальную гордость 10,7 9,7 11,8 10,3 11,9

В условиях распада страны это поня -тие теряет свое значение, т.к. не имеет смысла быть привязанным к какому то конкретному рабочему месту, месту жительства 4,7 6,5 3,1 5,6 3,1

В условиях свободной миграции и переплетении национальных границ это понятие теряет смысл 3,6 4,5 2,8 2,9 5,0

Это понятие надуманное, а человеку все равно, есть у него родина или нет, главное, чтобы ему жилось хорошо 3,8 5,7 2,0 4,1 3,1

Безразличны к данному вопросу 2,6 4,0 1,2 2,7 2,5

* Итоговый процент рассчитан от числа ответивших респондентов. Поскольку каждый мог выбрать несколько ответов, то сумма по каждой группе студентов больше 100%.

Каждый десятый студент в новых социально - политических условиях начи -нает ощущать более высокий эмоциональ -ный настрой, повышающий их патрио -тические чувства. В то же время среди юношей оказалось больше тех, кто не воспринимает понятие «родина», объяс -няя это тем, что в современных условиях это становится неактуальным по тем или иным причинам.

Отношение к Родине студенты не свя -зывают с социально экономическими формационными особенностями развития страны. Так, на вопрос о том, повлиял ли распад СССР на их отношение к понятию «родина», 36,8% студентов ответили: «Для меня Родина — это всегда была Россия». Каждый третий студент не рассматривает данный факт как фактор влияния на их отношение к понятию «родина» (29,4%).

Для каждой четвертой девушки (21,6%) главное — не форма государственного устройства, а чтобы «не было войны» про тив 16,6% по всему массиву и 12,6% среди юношей. Однако каждый десятый юноша (9%) рассматривает распад великого государства не только как унижение нацио -нального достоинства, но и как унижение чувства собственного достоинства любого человека этой страны.

В то же время активизация миграцион ных процессов, свобода перемещения не только внутри своего государства, но воз можность выезда за рубеж, привели к воз растанию потенциального процесса оттока молодых специалистов (см. табл. 2).

Число студентов, у которых сформиро -вались установки на миграцию из России, за последние годы увеличилось с 5,8% до 12,4%. Такой настрой больше свойстве -

Таблица 2

Миграционные установки студентов (в % от числа опрошенных студентов)

Планы студентов после окончания вуза Всего по годам Юноши Девушки ПНИПУ НОУ пгти

2002 2010 2010 2002 2010 2002 2010

Жить и работать в Перми 51,6 50,0 50,4 55,5 49,0 52,6 67,2 57,5

Жить и работать в своем родном городе, селе, районе 10,8 2,8 2,8 3,8 7,0 2,8 6,6 3,9

Жить и работать в другом регионе России 12,8 13,7 5,6 13,3 15,0 13,8 4,5 9,4

Выехать в одну из стран СНГ 1,6 2,5 4,9 0,9 2,0 0,6 0,4 2,8

Выехать в страны дальнего зарубежья 5,8 12,4 13,9 9,0 5,0 15,3 4,9 8,3

Не думали об этом 17,4 18,6 22,4 17,5 22,0 14,9 16,4 18,1

нен юношам (13,9% против 9,0% девушек). Стремление вернуться на малую родину сократилось до опасного мини мума (2,8%), хотя среди студентов каж -дый третий — приезжий (32,8% по всему массиву опрошенных студентов). Такой процесс создает предпосылку «вымыва ния» квалифицированных кадров с малых территорий, что негативно сказывается на характере развития этих важных для госу дарства промышленных и сельскохозяй ственных объектов.

Каждому десятому студенту свойственна межрегиональная миграция. Такая мобильность ближе по интересам девуш кам (13,3% против 5,6% среди юношей).

В то же время следует обратить вни мание на сокращение числа студентов, которые не рассматривали такой вариант в своей жизни (с 17,2% в 2002 г. до 14,6% в 2010 г.).

Среди студентов, которые хотели бы выехать за рубеж, желание жить и работать там испытывает каждый третий юноша и каждая третья девушка (30,0 и 31,3% соот -ветственно). Практически каждый пятый юноша считает, что выезд за рубеж позво лит достичь успеха в жизни, т.к. в нашей стране это невозможно (17,4%). Того же мнения придерживаются 7,2% девушек. Каждый десятый юноша уже имеет при глашение на работу за рубежом (9,6%), у 9,0% девушек есть предложение от близ -кого (любимого) человека, проживающего вне пределов России. Каждый десятый студент отметил, что ему нравится язык и культура другой страны (13,5%).

При достаточно объективных причи

нах, обусловливающих желание молодых людей покинуть свою страну, 40% юношей и девушек испытывают желание «просто повидать мир».

Высокий миграционный настрой сту денческой молодежи связан не только с открытостью Запада для России, но и с теми проблемами, которые волнуют сегодня молодежь и их родителей.

Юноши оказались наиболее чувстви -тельными к социально политическим и социально экономическим сторонам общественной жизни. Они в большей степени ощущают «несправедливость» в оценке труда и мере вознаграждения за труд. Девушек и студентов негосудар ственного вуза больше волнуют проблемы трудоустройства, безработица. Дети как «социальное будущее» семьи волнуют сту дентов всех социальных групп. Однако девушки в большей мере связывают буду щее своей семьи с хорошим престижным образованием детей.

Социально политическая ситуация как фактор влияния на жизнь студента и его семьи воспринимается в целом каждым пятым (20%) студентом. Главным здесь, по мнению 40% студентов, является поли тическая стабильность. Каждый пятый юноша (20%) рассматривает власть закона как важную составляющую политической жизни общества (см. табл. 3).

СМИ как главное информационное средство выполняют важную идеологи ческую функцию политической системы. Отображая политическую реальность в соответствии с политическими интере сами политической власти, СМИ воз

Таблица 3

Жизненно важные социальные ценности студентов и их семей* (в % от числа опрошенных студентов)

Ценности Всего Юноши Девушки ПНИПУ НОУ пгти

Социально-политические:

Политическая стабильность в стране 39,5 38,8 41,3 41,0 38,6

Улучшение правовой ситуации 30,4 33,9 28,0 30,4 32,3

Власть закона над анархией 15,8 21,2 11,0 17,4 13,3

Замена административных органов местного управления на органы местного самоуправления 4,0 5,7 2,4 4,4 3,2

Социально-экономические:

Экономическая стабильность в стране 66,6 69,0 66,1 67,8 67,1

Соответствие цен и оплаты труда зарплате, регулирование индексации зарплаты в зависимости от изменения цен 58,5 62,0 56,7 63,1 50,6

Соответствие оплаты труда затратам труда (профессиональному статусу, профессиональному опыту, знаниям и т. д.) 40,5 44,1 38,2 41,6 39,9

Избежать безработицы 34,6 38,4 47,6 41,6 46,2

Социокультурные и социально-профессиональные:

Повышение образовательного уровня 40,9 41,2 41,7 41,3 42,4

Возможность приобретения профес -сии 34,8 30,6 39,8 33,6 38,6

Возможность смены профессии 12,8 15,1 11,0 12,1 15,2

Социально-прогностические:

Возможность дать детям хорошее пре -стижное образование 53,0 48,2 59,1 53,1 55,7

Возможность для детей в будущем иметь хорошую работу (высокооплачиваемую, интересную по своему содержанию) 53,0 52,2 55,1 53,4 55,1

Возможность для детей получить хорошую престижную профессию 34,6 35,9 34,3 35,7 34,2

* Итоговый процент рассчитан от числа ответивших респондентов по всему массиву. Поскольку каждый респондент выбрал несколько ответов, то сумма по каждой группе студентов больше 100%.

действуют на процесс социализации личности, формируя тот или иной тип политического сознания и политической культуры. В 1990 - е гг в процессе первич -ной социализации современная моло дежь испытывала сильное давление двух противоположных политических культур — советской и капиталистической. Если первая оказывала влияние прямо через родителей, то вторая — через СМИ.

Однако высокий уровень социально-экономической напряженности в сфере

труда привел к ослаблению связи «роди -тели — дети», т.к. родителям приходилось в прямом смысле добывать хлеб насущ -ный любыми способами, работая от зари до зари. Этот социализирующий фактор с лихвой заменили СМИ, став основным инструментом в процессе политической социализации молодежи.

Большинство студентов получают данную информацию из телепередач, Интернета и газет (67,4%, 61,1% и 52,8% соответственно). Журналы, радио, беседы! в

Таблица 4

Уровень удовлетворенности студентов информацией, получаемой через СМИ, о политических, экономических, национальных процессах в обществе (в % от числа опрошенных студентов)

Уровень удовлетворенности информацией Юноши Девушки а Н к а У НОУ ПГТИ Всего по массиву

О национальных процессах

Удовлетворены 22,6 31,7 24,3 31,5 26,7

Частично удовлетворены 36,8 44,8 42,8 39,5 41,9

Не удовлетворены 25,9 9,8 19,0 12,3 17,6

Безразличны 14,7 13,7 13,9 16,7 13,8

О политических процессах

Удовлетворены 27,8 29,4 26,8 33,9 29,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Частично удовлетворены 36,1 38,4 38,9 34,4 35,6

Не удовлетворены 27,8 20,3 24,9 17,8 22,2

Безразличны 8,3 11,9 9,4 13,9 12,7

Об экономике

Удовлетворены 22,5 24,6 22,6 27,1 24,6

Частично удовлетворены 43,3 43,4 44,3 40,9 42,7

Не удовлетворены 29,6 22,9 27,6 19,9 23,9

Безразличны 4,6 9,1 5,5 12,1 8,8

кругу семьи, лекции по гуманитарным дис -циплинам — это более приемлемая форма получения информации для девушек, чем для юношей, а также студентов гумани -тарного вуза. Каждый десятый студент черпает информацию из слухов (10,1%). Политическая литература и политические мероприятия типа митингов, собраний не пользуются у студентов вниманием. К ним прибегают только 5% студентов.

В то же время к СМИ, которые стали важным и основным источником инфор мационного обеспечения потребностей личности студента, начинают повышаться требования относительно их надежно сти, достоверности, точности и скорости поступления информации. Поэтому уро -вень удовлетворенности студентов напря мую связан с характером получаемой информации о тех проблемах, которые волнуют студентов и их родителей.

Анализ роли и места СМИ как инфор -мационного источника в 2010 г. показал, что каждый пятый студент (20%) не удо -влетворен получаемой информацией о политических, экономических и нацио нальных процессах (см. табл. 4).

Выше уровень удовлетворенности сред

ствами массовой информации у девушек. Однако их больше интересуют вопросы образования, психологии, межличност ного общения, проблемы семьи и брака. Со своими подругами девушки чаще всего обсуждают книги, фильмы, музыку, про блемы морали. Вопросы политики деву шек интересуют меньше, чем юношей. Поэтому СМИ в этих вопросах вполне могут удовлетворить информационные потребности девушек.

Выше уровень неудовлетворенности информацией, получаемой через СМИ, у юношей и студентов государствен ного вуза. Юношей больше интересуют вопросы науки, техники, технологии, политики и экономики. Темами их обсуждений с друзьями, кроме фильмов и музыки, становятся спортивные события, политические новости и экономические проблемы жизни. Поэтому юноши более требовательны к СМИ как источнику политической информации, чем девушки.

Таким образом, информационное обе спечение молодых людей по вопросам национальной политики является важной составляющей в формировании полити ческой культуры личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.