Научная статья на тему 'Студенты о любви как жизненной ценности'

Студенты о любви как жизненной ценности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1168
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ЛЮБОВЬ / КУЛЬТУРА ЛЮБВИ / ФИЗИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ ЛЮБВИ / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЛЮБВИ / STUDENT / LOVE / THE CULTURE OF LOVE / PHYSICAL AND SOCIAL TIME OF LOVE / INSTITUTIONALIZATION OF LOVE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Курбатова Л. Н.

В статье раскрывается характер отношения студентов к такому чувству, как любовь. Анализ дан через призму эмоционального и социокультурного восприятия студентами данного понятия и чувства. В основу анализа положены социологические исследования субкультуры пермского студенчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

University Students about love as a life value

The character of the students relationship to the sense which we call “love” is shown in this article. All the analysis is based on the emotional and socio-cultural perception of this sense among students. The foundation of the analysis is based on the sociological researches of the Perm students’ subculture.

Текст научной работы на тему «Студенты о любви как жизненной ценности»

Л. Н. Курбатова, канд. социол. наук, доцент, кафедра социологии и политологии, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь, Россия, kurbatova-ln@mail.ru

СТУДЕНТЫ О ЛЮБВИ КАК ЖИЗНЕННОЙ ЦЕННОСТИ

В научном сообществе проблема любви рассматривается как некое таинство человеческой жизни. Художественно-эстетическое восприятие этого чувства всегда было прерогативой поэтов, музыкантов, художников. Однако стремление понять, осмыслить это чувство нашло свое отражение в холодном пространстве научного мышления. Социально-философское понимание любви раскрывают Декарт, Платон, Эзоп. В этом ключе понимание любви определяют Н. Бердяев, В. Розанов, В. Соловьев, П. Сорокин. Социально-психологическое восприятие любви раскрыто в работах Э. Фромма, З. Фрейда, И. Кона. Социологический аспект любви как социального феномена исследуют З. И. Файнбург, А. Г. Хар-чев, В. П. Лисовский, С. В. Климова, Бисту-жев-Лада, и другие1, 2.

В исследованиях автора проблема любви, так или иначе, прямо или опосредованно обращала на себя внимание*. Осо-

* В статье приводятся результаты социологических исследований, проведенных автором и сотрудниками лаборатории социологии проблем высшего образования Пермского государственного технического университета (сегодня Пермского национального исследовательского политехнического университета): 1) студент высшего учебного заведения (проведено в 1984 г., опрошено 3 200 студентов);

2) социальный портрет молодежи Перми (проведено

в 1989 г., опрошено 1 407 чел.); 3) социальное само-

чувствие студентов (проведено в 1996 г., опрошено 407 студентов); 4) социальный портрет студенчества (проведено в 2002 г. опрошено 938 студентов);

5) жизненные ценности студентов (проведено в 2008 г., опрошено 709 студентов).

бое внимание любовь как социологическая проблема привлекла к себе в 1990-е гг. Результаты исследований3 позволили выделить ряд проблемных аспектов, которые оказывают влияние на такой социальный институт, как семья, и на такое чувство, как любовь**.

Одной из таких проблем является отношение к браку. Брак по любви становится проблематичным, так как в условиях рыночных отношений большую роль начинает играть рационализм. Однако любовь — это не только социальное чувство, но и внесо-циальное, так как не поддается только социальному контролю. Поэтому стремление к брачным отношениям всегда будет иметь двойственный характер, основанный на противоречии социальной и внесоциальной сущности любви.

Другая проблема заключается в сексуальной революции, которая началась в Европе в 1970-е гг., распространилась на все социальное пространство вокруг. В Советском Союзе система морали, культуры и права сдерживала ее проникновение. В 1990-е гг. наше общество переживает «сексуальный бум», открыта новая эра «свободной любви», «свободы нравов», активно пропагандируемые СМИ, идеологией «ли-

** Именно проблеме любви посвящены исследования на тему: 1) «Отношение студентов к семье и браку» (проведено в 1992 г., опрошено 520 чел, исследователи — Л. Н. Курбатова, В. И. Осколкова); 2) «Человеку свойственно любить» (проведены в 1996, 2002, 2008 гг., опрошено 287, 394, 280 студентов ПГТУ и ПГТИ, исследователь — Л. Н. Курбатова).

беральной культуры». Интимные отношения до брака стали нормой. Появилась новая форма организации брачных отношений — «временные» брачные отношения, не закрепленные официальным документом, в массовом сознании эту форму «окрестили» «гражданским браком». В основе морали и культуры этих отношений лежит «принцип проб и ошибок».

Еще одна проблема, которая затронула весь пласт постсоветской культуры — это «мода» на нетрадиционные сексуальные отношения. Всеобщая демонстрация этих отношений (кино, Интернет, телевизионные передачи), социальное признание нормативности такого типа личности, как гомосексуалист, трансвестит и т. п., становятся одной из идеологий современной жизни.

В современных условиях возникает необходимость понять, готовы ли молодые люди к новым социальным ролям, таким как: мужчина/женщина; муж/жена; отец/ мать. Это обусловлено условиями социализации молодежи, которая носит интенсивный характер, создавая предпосылки для развития новых социально-адаптивных качеств. Эти качества должны помочь молодому человеку легче ориентироваться в быстро меняющейся социальной среде: от почти полной социальной свободы в условиях вуза — к регламентации социального поведения в брачных отношениях.

Одним из «узких мест» в отношениях между мужчины и женщины выступает Любовь. Но что такое любовь? Чего в этом чувстве больше: биологического или социального? Можно ли говорить об институционализации любви?

Любовь — непосредственное, интимное и глубокое чувство, объектом любви выступает человек или другие объекты, имеющие особую = жизненную ценность. Любовью отмечена вся человеческая деятельность во всех ее проявлениях: любовь к Родине, к труду, к удовольствиям и т. п. Любовь может быть побудительницей этой деятельности, ее стимулом, источником энергии или средством

Любовь во все времена воспринималась и как иллюзия, и как реальность. Любовь как чувство, проявляющееся в многообразных эмоциях, чаще всего становилось объектом восхищения или низвержения человека.

разрушения, если любовь не может себя ре_ _ _ *

ализовать, если она отвергнута .

Когда возникает любовь? Тогда, когда человек только начинает путь социального становления, или чувство в большей мере основано на репродуктивной функции, или когда человеческое общество приходит к необходимости социальной выживаемости?!

Рождение любви — это рождение чувства, в основе которого заложено как биологическое влечение, психологическое восприятие, так и этическое, и эстетическое принятие другого человека. Любовь — это не только чувство, но и форма отношений.

Исследование «Человеку свойственно любить!» позволило автору выявить некоторые тенденции и закономерности, связи и влияния условий жизни общества на такую сложную, тонкую и хрупкую субстанцию человеческой души, как любовь.

Исследования, проведенные в 2002 и 2008 гг., позволяют выделить ряд показателей, которые раскрывают отношения молодежи к такому чувству, как любовь. Социологический аспект такого явления, как любовь раскрывается через эмоционально-чувственное и социально-качественное состояние любви, сексуальная культура любви, физическое и социальное время любви, институционализация любви. Далее рассмотрим каждое подробнее.

Эмоционально-чувственное и социально-качественное состояние любви.

Любовь во все времена воспринималась и как иллюзия, и как реальность. Лю-= бовь как чувство, проявляющееся в многообразных эмоциях, чаще всего становилось объектом восхищения или низвержения человека. Эмоционально-чувственная составляющая любви сохраняет свое влияние и в современном обществе, где рационализм и прагматизм являются основой социальных отношений (табл. 1, 2).

* Любовь — это собирательный образ, под таким углом зрения рассматривают любовь исследователи этого уникального чувства Л. Давинчи, Э. Фромм, Л. Коган, З. И. Файнбург и др.

№ 5 (23) МАЙ 2012 ДИСКУССИЯ V

° ¿.и I с- журнал научных публикаций *

Таблица 1

Отношение студентов к любви (% от числа опрошенных студентов по годам)

Мнение студентов о любви Всего (%) Юноши (%) Девушки (%)

2002 2008 2002 2008 2002 2008

Человеку свойственно любить 83,0 99,2 92,0 98,3 86,0 100,0

Мотивация любви:

Любовь — это постоянное желание быть рядом с близким и дорогим вам человеком 54,0 57,6 46,0 57,6 59,0 57,3

Любовь — это сочетание противоречивых чувств (печали, грусти, радости) 49,0 49,2 39,0 40,7 55,0 56,2

Любовь — это желание сделать для любимого человека все, что он хочет 60,0 69,0 66,0 64,4 50,0 72,6

Любовь — это стремление защитить объект своей любви 36,0 42,4 48,0 42,3 29,0 42,5

Любовь — это стремление подчинить своей воле объект своей любви 8,0 4,5 30,0 1,7 8,0 6,8

Большая и светлая любовь существует 60,0 57,6 62,0 61,1 58,0 54,8

Любовь — это привязанность, привычка 44,0 42,4 36,0 42,4 48,0 48,5

Любовь — это стремление иметь семью, детей 38,0 46,2 40,0 45,8 36,0 46,6

Любовь — это только сексуальное влечение 10,0 16,0 16,0 22,0 6,0 11,0

Качество любви:

Женская любовь — наивная, нежная, романтическая 53,0 53,8 45,0 35,6 57,0 68,5

Мужская любовь — это сила, которая стремится к защите женщины 47,0 59,0 47,0 61,0 47,0 57,5

Мужчина и женщина любят одинаково 40,0 28,8 45,0 37,3 37,0 21,9

Любовь бывает взаимной 90,0 95,5 85,0 100,0 91,0 91,8

Любовь бывает безответной 78,3 78,0 77,0 72,9 83,0 82,2

Любви вообще не бывает 8,3 3,8 10,0 1,7 5,0 5,6

Практически все юноши и девушки ответили, что «человеку свойственно любить». Молодые люди ради любимого готовы сделать все, что угодно. Причем у девушек альтруистические чувства выражены несколько ярче, чем у юношей (72,6 % против 64,4 % у юношей).

Социальность любви больше свойственна девушкам. «Духовность любви» как социальная сущность любви проявляется в стремлении мужчины и женщины иметь общие цели, мечты, желания. Это общие жизненные устремления, жизненные ценности, интересы, мораль (37,2 % девушек против 32,3 % юношей).

Исследования показывают: эмоциональное проявление любви остается важной составляющей этого чувства, как для девушек, так и для юношей.

В то же время молодежи свойственен любовный альтруизм. У современных де-

вушек социальность любви в большей мере проявляется в их потребительском отношении к любви. Они считают, что «любовь — это спокойствие от сознания того, что ты нужен, что есть на кого положиться» (50,1 % против 35,9 % юношей), «любовь — это забота, помощь, поддержка друг друга» (53,3 % против 47,0 % у юношей).

Мужская агрессивность, которая проявилась в 2002 г. в любви, практически сошла на нет. Желание «подчинить своей воли любимую» у современных юношей замещается потребностью сосуществования с близким и дорогим человеком, желанием «восхищаться, любоваться объектом любви». Положительный «любовный настрой» юношей проявился и в том, что все опрошенные юноши (100,0 %) отметили: «Любовь бывает взаимной». У девушек, наоборот, начинает проявляться «мужской тип» любви, т. е. стремление к «защите своей любви»

Таблица 2

Восприятие современными студентами такого чувства, как любовь (исследование 2008 г.)

Всего по массиву Юноши Девушки ПГТУ* НОУ ПГТИ**

Мнение студентов о любви (%)

Во-первых, половое влечение, во-вторых, духовная близость 7,6 12,4 5,3 6,3 12,0

Во-первых, духовная близость, во-вторых, половое влечение 43,2 40,2 47,1 47,8 36,5

Одинаково и то, и другое 23,4 29,9 20,7 25,2 21,4

Любовь — это верность супругу(е), забота о детях 24,8 32,3 21,8 23,0 32,3

Любовь — забота, помощь, поддержка друг друга 49,3 47,0 53,3 51,0 50,5

Любовь — это наличие общих целей, мечты, желаний 34,2 32,3 37,2 34,7 37,0

Любовь — это восхищение, любование партнером 23,9 32,7 20,2 23,8 27,1

Любовь — это спокойствие от сознания того, что ты нужен, что есть на кого положиться 43,5 35,9 50,1 46,0 42,2

Любовь — потребность заботиться о другом, быть всегда рядом и помогать другому 43,0 41,4 46,2 47,0 37,5

Отношение студентов к любви (%)

Настоящая, большая любовь существует 66,5 68,4 69,1 70,0 65,3

Люди (книги, фильмы, театр) преувеличивают романтику любви, на самом деле все более прозаично и буднично 21,4 18,8 24,2 22,1 22,3

В жизни все просто и обыкновенно, а разговоры о любви — лишь иллюзия, самообман, прикрытие 7,0 10,2 5,3 6,5 9,3

Все разговоры о любви надуманы, человек одинок и не испытывает потребности в чьей-то близости, любви 1,8 2,7 1,4 1,4 3,1

ГОУ ВПО Пермский государственный технический университет. НОУВПО Пермский гуманитарно-технологический институт.

* ПГТУ-** ПГТИ -

(29,0 % девушек так думали в 2002 г. против 42,5 % в 2008 г.).

Это не могло не сказаться на качестве любви. За последние годы уменьшилось число молодых людей, которые считают, что мужская и женская любовь являются однополярными системами. Наблюдаются серьезные расхождения между восприятием молодежью мужской и женской любви. Юноши и девушки равнозначно воспринимают мужскую любовь как силу, которая стремится к защите женщины (61,0 % и 57,1 % соответственно). В то же время они расходятся во мнениях относительно женской любви. Девушки продолжают считать,

что женская любовь носит романтический характер, тогда как более трети юношей в это «не верят» (68,5 % девушек против 35,6 % юношей).

В группе девушек начинает доминировать, по сравнению с юношами, доля тех, кто утратил веру в романтику любви. По их мнению, все намного будничнее, прозаичнее. Так считает каждая четвертая девушка (24,2 % против 18,8 % юношей). Однако и среди юношей каждый десятый считает любовь иллюзией, обманом (10,2 %).

В целом на протяжении последних пяти лет у молодежи не изменилось положительное отношение к любви. Она верит

в большую и светлую любовь, считает, что настоящая любовь существует. Наблюдается тенденция к снижению доли молодых людей, считающих, что любви вообще не существует (3,8 % в 2008 г. против 8,3 % в 2002 г.).

Социально-классовые различия не оказывают существенного влияния на эмоционально-чувственное отношение молодежи к любви.

Рассматривая любовь как чувство, свойственное человеку, можно сказать о том, что попытка идеологов «свободного общества 1990-х» навязать молодежи прагматическое отношение как к общественной жизни, так и к своей личной не увенчалась успехом. Молодежь сохранила позитивное отношение к любви как важной жизненной ценности. При этом следует отметить, что изменение социального статуса и роли женщин в обществе в ХХ в., дискриминационные процессы 1990-х гг., сохраняющиеся и сегодня, способствовали формированию у девушек некоторых новых «мужских» черт в их восприятии любви, однако потребность в любви у них не утратила своей эмоциональной окраски. У юношей, наоборот, реакци-

За последние годы уменьшилось число молодых людей, которые считают, что мужская и женская любовь являются однополярными системами.

ей на «свободу нравов 1990-х» становится возрождение чувства мужского достоинства и ответственности за свою любовь.

Сексуальная культура любви.

Соотношение «духовного начала» и «сексуального влечения» можно рассматривать как характеристику культуры любви. Любовь, по мнению молодых людей, — это положительное явление в жизни человека, это чувство, свойственное человеку по его социальной и биологической природе.

«Сексуальность любви» проявляется как интимная близость между мужчиной и женщиной и является естественным природным проявлением отношений в человеческом обществе, ибо человек есть единство мужского и женского начала. В процессе человеческой эволюции интимность (или сексуальность) так же, как все другие стороны социальной и биологической жизни человека, претерпевает качественные изменения. Поэтому периоды становления человека от мальчика/девочки к юноше/ девушке и дальше к мужчине/женщине есть процесс формирования культуры сексуаль-

ного поведения. Любовь как одно из самых сложных чувств включает в себя не только психологическое и социальное проявления сущности человека, но и биологическое начало человека. Недаром в народе говорят: «Ребенок рождается в любви!» Сексуальная революция, которая приобрела с середины XX в. гипертрофированные формы, вследствие быстрых темпов качественного изменения социально-экономических, социокультурных и моральных основ западноевропейского общества, приобрела всеобщий характер. «Сексуальная раскрепощенность», «сексуальная свобода» стали основой сексуальной революции. Сексуальная мораль, включающая в себя «биологическую сохранность рода», преобразовалась в «сексуальную модель свободы нравов».

Исследование показало, что студенческая молодежь перенасыщена «сексуальной свободой». Сегодня для них важнее гармония любви. Потребность в духовной близости для студентов приоритетнее, нежели «половое влечение» (43,2 % против 7,6 % студентов, которые отдают приоритет «половому влечению» над «духовным»). Существуют определенные расхождения во взглядах юношей и девушек на любовь как гармонию чувств. Одна треть юношей рассматривают любовь как сочетание духовности и сексуальности (29,9 % против 20,7 % девушек). Сексуальность данного чувства у юношей более выражена, чем у девушек. 22,0 % юношей считают, что любовь — это только сексуальное влечение против 11,0 % девушек, 12,4 % юношей отдают предпочтение сексуальности люб- = ви, ее духовности (против 5,3 % девушек).

Заметными аспектами сексуальной революции являются проявление и активизация в обществе нетрадиционных сексуальных отно-<_> *

шений .

За последние годы уменьшилось число студентов, воспринимающих эти отношения как социальную

Рождение любви - это рождение чувства, в основе которого заложено как биологическое влечение, психологическое восприятие, так и этическое, и эстетическое принятие другого человека. Любовь - это не только чувство, но и форма отношений.

* Результаты исследования «Человеку свойственно любить» (проведены в 1996, 2002, 2008 гг., опрошено 287, 394, 280 студентов ПГТУ и ПГТИ, исследователь — Л. Н. Курбатова).

норму. В исследовании «Человеку свойственно любить» был предложен вопрос: «Если бы Ваш ребенок испытывал однополую любовь, как бы Вы поступили?» Резко отрицательно («В сердцах бы убил») ответил каждый второй (50 %) юноша и 42,5 % девушек. Сегодня каждый второй студент отрицательно относится к «однополой любви» (50,0 % против 23,3 % студентов в 2002 г.). Сократилось число студентов, которым это явление безразлично (68,3 % в 2002 г. против 45,5 % в 2008 г.). Отмечается отрицательное отношение юношей к «однополой любви». Негативно относятся к такому явлению 55,9 % юношей против 41,1 % девушек. Каждая вторая девушка безразлична к данной форме отношений (50,7 % против 39,9 % юношей). Большинство юношей проявили бы насильственные меры воздействия — «постарались бы изолировать ребенка от объекта любви» (81,4 % против 13,7 % девушек). Девушки оказались более толерантными в этом вопросе, чем юноши. 28,8 % девушек считают, что «каждый выбирает свой путь» (против 18,6 % юношей). Пассивность в этом вопросе так же свойственна больше девушкам, нежели юношам. «Постарались бы понять, принять как факт, с которым придется смириться», — отметили 29,0 % девушек против 3,4 % юношей.

Таким образом, сексуальная революция продемонстрировала свою аморальность в виде «сексуальной распущенности» и «сексуальной свободы».

Сексуальная культура, которая была свойственна российскому обществу до ли-= берализации общественной жизни, возвращается на «круги своя». Стремление к гармонии чувств, духовности любви, проявлению сексуальности как нормальным отношениям между мужчиной и женщиной есть естественная потребность человека. Современные молодые люди стремятся именно к таким отношениям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Физическое и социальное время любви.

Студентам были заданы вопросы о том, в каком возрасте проявляется любовь, когда они сами испытали это чувство, какова вре-

менная продолжительность этого чувства, особенности их собственного любовного оп^1ты. :

Любовь — это такое чувство, которое присуще, по мнению молодежи, любому возрасту (86,4 %). Следовательно, время «массовой влюбленности» можно связывать не только с физическим, но и соци- =

альным временем, и социальным пространством.

Любовь как чувство, данное человеку на всю жизнь, воспринимается положительно большинством девушек (89,0 %). Среди юношей 16,9 % так не считают (против 83,1 % положительных ответов).

Именно положительное отношение к любви связано с уже приобретенным студентами «любовным опытом». Так, более 84,0 % студентов любили или любят, причем эта любовь взаимна. Каждый третий современный студент пережил «муки» безответной любви. Однако число таких студентов оказалось меньше по сравнению с 2002 г. (29,5 % в 2008 г. против 40,0 % студентов в 2002 г.). Сдвиг в сторону «взаимной любви» говорит о положительной тенденции в развитии отношений между мужчинами и женщинами, который произошел за последние годы. «Гендерный конфликт», который возник в эпоху дискриминации женщин (1990-е гг.), начинает сглаживаться, что проявляется в позитивном настрое мужчин и женщин по отношению друг к другу (табл. 3).

Желание «подчинить своей воле любимую» у современных

юношей замещается потребностью сосуществования с близким и дорогим человеком, желанием «восхищаться, любоваться объектом любви».

Исследование выявило некоторые противоречия в пространственно-временном характере восприятия любви у студентов. За прошедшие годы количество студентов, которые считают, что «однолюбы» существуют, выросло. Однако относительно себя так могут сказать только 37,9 % (из них 39 % юношей и 36,9 % — девушек). В то же время эта группа сегодня увеличилась по сравнению с 2002 г. (23,3 %). Это говорит о позитивной динамике в отношениях между юношами и девушками.

Одним из показателей, характеризующим «любовную» зрелость студентов, является отношение студентов к времени вступления в брак. Современные юноши и девушки стали, с одной стороны, более лояльными относительно социально-физического времени любви, так как возросло число тех, кто считает, что возраст значения не имеет. С другой стороны, наблюдается тенденция к снижению доли молодых людей, ориентированных на «неравный брак» (табл. 4).

Более трети девушек положительно относятся 5-7-летней разнице в возрасте между мужчиной и женщиной (с обеих сторон), тогда как юноши оказались более консервативными, предпочитая возрастной приоритет мужчины. Потребность в «любовном общении» между мужчинами и женщинами своего возраста, особенно у юношей, становится нормой.

Таблица 3

Субъективно-объективное восприятие студентами любви

Субъектно-объективное восприятие любви Всего (%) Юноши (%) Девушки (%)

2002 2008 2002 2008 2002 2008

Однолюбы существуют 65,4 76,5 66,1 81,4 64,2 72,6

Однолюбы не существуют 22,8 6,9 25,6 8,6 14,5 9,6

Настроены прожить с одним человеком всю жизнь 65,2 67,4 66,4 64,4 64,5 69,9

Не настроены прожить с одним человеком всю жизнь 15,1 13,6 11,3 11,7 11,9 15,1

Затруднились ответить 21,7 18,9 21,2 25,4 21,6 13,7

Таблица 4

Пространственно-временное восприятие любви студентами (% от числа опрошенных студентов)

Отношение к «неравному браку» Считают нормальным явлением (%) Считают ненормальным явлением (%)

2002 2008 Юноши Девушки 2002 2008 Юноши Девушки

Мужчина старше женщины на 5-7 лет 93,3 71,2 67,8 73,9 4,7 2,3 5,1 1,4

Мужчина старше женщины на 10 лет 63,3 43,9 33,9 52,1 15,0 26,5 25,4 27,4

Женщина старше мужчины на 5-7 лет 43,3 30,0 32,2 28,8 30,0 37,9 27,1 46,6

Женщина старше мужчины на 10 лет 15,0 15,2 15,2 15,0 66,7 38,6 45,8 32,9

Возраст не имеет значения 33,3 44,7 42,4 46,6 36,7 12,1 28,7 2,7

Мужчина и женщина должны быть сверстниками 41,7 49,2 55,9 43,8 8,3 11,4 43,7 20,0

Традиционно-культурное отношение к любви у юношей проявляется и через призму исторического времени. Студентам был задан вопрос: «Изменяется ли отношение к любви в историческом процессе?» Так, 35,6 % юношей считают, что характер любви не изменяется в зависимости от исторических эпох, среди девушек так думают 20,5 %. В целом увеличилось число студентов, которые считают что любовь — это чувство вне времени и пространства (27,3 % в 2008 г. против 20,0 % в 2002 г.). Однако большинство опрошенных студентов (72,0 %) все-таки связывают изменение характера любви с историческим временем жизни человека.

Таким образом, можно говорить о том, что социально-физическое время выступает фактором влияния на процесс формирования культуры любви.

Институционализация любви.

Институционализация любви — это понимание любви как основы социальных отношений между мужчиной и женщиной, отношения людей к окружающему миру, осознание себя, своего места в этом мире людей.

Во взаимоотношениях молодых людей проявляется субъективно-объективный характер. Причем одна половина молодых людей воспринимает себя субъектом этих отношений, другая их объектом. Так, молодежь стремится защитить объект своей любви, проявление заботы об объекте своей

любви становится для многих важной характеристикой любви (49,3 % в 2008 г. против 35,7 % в 2002 г.). Естественно, молодые люди надеются на то, что и они будут нужны любимому человеку, на «которого можно положиться» (43,5 % в 2008 г.).

В осознании любви как стремлении к семье, детям произошли определенные изменения (24,8 % в 2008 г. против 37,8 % в 2002 г.). Это является следствием изменений, которые происходят в семье как социальном институте. Юноши оказались не только более романтичными, но и более консервативными в оценке и восприятии любви через призму семейно-брачных отношений (46,4 % против 36,6 % девушек). При этом юноши и студенты негосударственного вуза стремятся сохранять моральные устои брачных отношений в большей мере, чем девушки и студенты государственного вуза. Так, каждый третий юноша и студент негосударственного вуза (31 %) считают, что любовь — это верность супруге, забота о детях, против 21 % девушек и 23 % студентов государственного вуза, согласных с этим мнением.

Современное общество имеет свою институциональную основу, поэтому жизнь человека развивается в рамках социальной организации, которая проявляется сквозь призму социальных институтов, которые через свои социальные средства воздействуют на процесс социализации личности.

К институциональным средствам такого социального института, как политика, можно отнести школу, средства массовой информации. К институту культуры — друзей. И естественно, что особое место в этом процессе занимает институт семьи. От того, как эти институты выполняют свою роль в процессе формирования у детей положительного отношения к любви как чувству и социальному отношению, зависит характер культуры любви у взрослого человека, его отношение к семье, браку, себе и другим людям (табл. 5).

Из всех социальных институтов только семья и друзья (как признак института культуры) оказывают позитивное влияние на формирование у детей положительного отношения к любви (84,0 % и 72,0 % соответственно в 2008 г.).

Школа как социальный инструмент, средство института политики за последние годы начинает возвращать себе статус социальной организации, которая должна нести ответственность за процесс социализации ребенка.

Однако здесь есть свои проблемы, связанные с процессом формирования у детей положительного отношения к любви. Если практически все девушки отметили позитивную роль школьных лет в форми-

ровании у них положительного отношения к любви (97,3 %), то среди юношей так считают только 39 % респондентов. При этом каждый третий юноша (28,8 %) отметил, что школа не способствовала этому положительному процессу или была безразлична к этому вопросу (33,9 %). СМИ не выполняют своей позитивной социализирующей роли в процессе формирования культуры любви у молодежи. 38,6 % студентов считают, что СМИ не способствуют этому процессу. Каждый третий студент (28,0 %) отметил, что СМИ безразличны к этому аспекту воспитания детей. Причем наиболее критичны по отношению к роли СМИ юноши, из них так считает каждый второй (50,8 %) против 28,8 % девушек.

Социально-экономические условия жизни общества выступают институциональным фактором, способным влиять на процесс формирования культуры любви. На вопрос о роли социально-экономических условий жизни человека студенты следующим образом увязали свое отношение к любви с прозой жизни.

Если в 2002 г. 63,3 % студентов считали, что социально-экономические условия жизни могут разрушить любовь, то в 2008 г. так уже считают 46,2 % студентов. Однако каждый второй юноша соотносит любовь с эпо-

Таблица 5

Влияние социальных институтов на формирование у детей положительного отношения к любви*

Социальные институты Всего по массиву Юноши Девушки

2002 2008 2008

Способствуют формированию положительного отношения к любви (%)

Семья 63,3 84,0 79,7 87,7

Друзья 61,7 72,0 72,9 71,2

Школа 35,0 71,2 39,0 97,3

Средства массовой информации 31,7 22,0 16,9 26,0

Не способствуют формированию положительного отношения к любви (%)

Семья 28,3 13,6 11,9 15,1

Друзья 23,3 8,3 13,6 4,1

Школа 40,0 21,2 28,8 15,1

Средства массовой информации 36,7 38,6 50,8 28,8

В таблицу не включены ответы, имеющие институционально безразличный характер.

*

хальным развитием человеческого общества (55,9 %), с его социально-экономическим устройством, которое может разрушить любовь. Среди девушек согласных с этим мнением 38,4 %.

Институциональность любви представляет собой многогранные явление, которое проявляется через отношение человека к различным сторонам его жизни.

Исследование позволило не только определить эту многогранность, но и выявить определенные изменения в отношении молодых людей к содержанию этой многогранности. Любовь как социальный феномен проявляется в отношении различных сторон жизни человека. В анкете был вопрос, раскрывающий эту сторону социальности любви.

Исследование также говорит об институциональных изменениях, которые произошли за последние годы в нашем обществе в характере культуры любви. Молодые люди стали более человеколюбивы («любовь к ближнему») (89,4 %), патриотичны («любовь к Родине») (в 2002 г. - 35 %, 2008 -

46.2 %). Материальная культура, как уже отмечалось, не всегда доминирует над духовной культурой, что проявилось и в отношении «любви к развлечениям и богатству». Если в 2002 г. интерес к богатству проявило

43.3 %, развлечениям — 71,1 %, то в 2008 г. — 37,1 % и 53,0 % соответственно. Однако гендерные особенности играют свою роль. Девушки более склоны к общению, развлечениям, они больше ориентированы на себя, тогда как юноши более склоны к общественно-значимым социальным ценностям (девушки: 61,6 % — «любовь к развлечениям» и 42,5 % — «любовь к Родине»; юноши: 42,4 % — «любовь к развлечениям» и 50,8 % — «любовь к Родине»).

Результаты данного исследования позволяют сделать общий вывод о том, что любовь — это чувство, которое проходит через пространство и время, оно может трансформироваться, меняться, но оно сохраняет свою значимость для человека.

«Гендерный кризис», возникший как следствие включенности женщин в общественное производство, по-разному трансформировавшийся в процессе социально-экономической эволюции, не мог не сыграть своей роли в процессе формирования культуры любви. Культура любви современной молодежи является лакмусовой бумагой этого процесса. В ней, как в зеркале, отражены все положительные и отрицательные стороны социальных процессов современного общества.

Продолжающийся институциональный кризис (как следствие смены формации) может внести свои поправки в процесс позитивного формирования культуры любви. Некоторая стабилизация в жизни общества, которая приходится на 2000-е гг., способствовала социальной адаптации молодых людей к рыночной экономике. Это определило и положительный сдвиг в процессе формирования культуры любви. Однако начавшийся активно развиваться с 2008 г. глобальный кризис может разрушить этот хрупкий мир примирения между мужчинами и женщинами. Следствием этого процесса может стать очередной виток повышения роли материальных ценностей в отношениях между мужчинами и женщинами, любовь как гармоничное чувство снова «уйдет в тень».

1. Коломасова Е. Н., Новикова Е. Н. Самосохрани-тельные установки в добрачном поведении молодежи: региональный аспект социологического исследования // Дискуссия: журнал научных публикаций.

2011. № 4 (12) апрель. С. 80-82.

2. Дубровская Е. А. Конструирование и репрезентации сексуальности мужчин и женщин // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2012. № 1 (19) январь. С. 135-139.

3. Курбатова Л. Н. Отношение студентов к семье и браку // Дискуссия: журнал научных публикаций.

2012. № 4 (22) апрель. С. 113-121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.