Научная статья на тему 'МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ тОЛЕРАНТНОСТь В МЕсТНОМ СООБЩЕСТВе'

МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ тОЛЕРАНТНОСТь В МЕсТНОМ СООБЩЕСТВе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
781
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ БРАКИ / РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / TOLERANCE / INTERNATIONAL RELATIONS / INTERNATIONAL MARRIAGES / RELIGIOUS IDENTITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гафиятов Ильгиз Зиниятуллович, Хайдаров Рамис Рамилович, Махмутова Чулпан Наилевна

В статье рассматриваются проблемы толерантности, оценивается влияние межэтнических браков и религиозной идентичности на межнациональные отношения в местном сообществе.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гафиятов Ильгиз Зиниятуллович, Хайдаров Рамис Рамилович, Махмутова Чулпан Наилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article problems of tolerance in local association are considered, influence of interethnic marriages, and religious identity on international relations in local association is estimated.

Текст научной работы на тему «МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ тОЛЕРАНТНОСТь В МЕсТНОМ СООБЩЕСТВе»

Этносы и конфессии

Ильгиз ГАФИЯТОВ, Рамис ХАЙДАРОВ, Чулпан МАХМУТОВА

МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ В МЕСТНОМ СООБЩЕСТВЕ

В статье рассматриваются проблемы толерантности, оценивается влияние межэтнических браков и религиозной идентичности на межнациональные отношения в местном сообществе.

In the article problems of tolerance in local association are considered, influence of interethnic marriages, and religious identity on international relations in local association is estimated.

Ключевые слова:

толерантность, межнациональные отношения, межнациональные браки, религиозная идентичность; tolerance, interethnic relations, interethnic marriages, religious identity.

ГАФИЯТОВ

Ильгиз

Зиниятуллович — д.э.н., профессор, Заслуженный деятель науки РТ, директор Нижнекамского института информационных технологий и телекоммуникаций КГТУ им. А. Н. Туполева [email protected]

ХАЙДАРОВ

Рамис

Рамилович — к.соц.н., заместитель директора по научной работе Нижнекамского института информационных технологий и телекоммуникаций КГТУ им.

А. Н. Туполева nаukа-kаi@ inbox.ru

МАХМУТОВА Чулпан Наилевна — начальник отдела по связям с общественными формированиями и национальным вопросам исполкома Нижнекамского муниципального района РТ

Межэтнические отношения всегда изучались с целью их гармонизации, предотвращения дискриминации и урегулирования конфликтов. В отличие от многих зарубежных исследований, которые ориентированы специально на изучение предрассудков, агрессии, в отечественных этносоциологических исследованиях сложилась традиция рассматривать межэтнические отношения в континууме «доброжелательные — нейтральные — негативные (неблагоприятные)».

Специальные исследования показывают, что для успешной меж-культурной интеграции в иной этнокультурной и географической среде необходимым условием выступает этническая толерантность в сфере межкультурного взаимодействия, позитивное восприятие своей и соседствующей этнических групп. Толерантность — это готовность принять «других» такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе понимания и согласия. В 1995 г. ООН приняла декларацию принципов толерантности, где в качестве одного из принципов зафиксирована готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, национальности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.

В 2008—2009 гг. было проведено социологическое исследование проблем гармонизации межнациональных и межконфессиональ-ных отношений в местном сообществе г. Нижнекамска Республики Татарстан. В ходе исследования диагностировались: восприятие и оценка населением состояния межнациональных и межконфессио-нальных отношений в местном сообществе; тенденции их развития; факторы, влияющие на их состояние; реальное место и роль этнокультурных объединений города в структуре этноконфессиональ-ного пространства.

В соответствии с модифицированной шкалой Багардуса были измерены межэтнические установки, выяснилась готовность респондентов «принять человека иной национальности, как: гражданина государства, делового партнера, коллеги по работе, соседа, друга, члена семьи». В проведенном исследовании 86,4% опрошенных «хотели бы иметь контакты в качестве соседа, коллеги», т.е. имеют толерантные установки. «Не желают работать, общаться с представителями другой национальности», т.е. имеют интолерантные установки — 5,3%, скорее не готовы к таким контактам — 8,3% горожан. По сравнению с исследованиями ноября 2008 г. количество желающих иметь контакты с представителями другой национальности увеличилось на 3,4%. «Заключить межнациональные браки» или «быть

готовыми к тому, чтобы их дети вступили в межнациональные браки» в 2008 г. согласились 43% жителей Нижнекамска, 49% выступили против таких браков. В 2009 г. согласились 49% горожан, 51% высказались против таких браков.

Как отмечает Л.М. Дробижева, доля людей в Республике Татарстан, у которых присутствуют совмещенные интоле-рантные установки, не превышает 10%, дружить с людьми другой национальности готовы от 70 до 80%, почти половина представителей и той и другой национальности отдает предпочтение внутринациональным бракам1. В Республике Татарстан национальные браки широко распространены. Так, в 2007 г. количество межнациональных браков составило 22% от общего числа браков. Межнациональные браки, когда не придается значения национальности и вероисповеданию человека при выборе брачного партнера, считаются наиболее чутким индикатором межэтнических отношений.

Раскрытию религиозной идентичности способствует представление о конфессиональной структуре населения, направленности, характере и интенсивности деятельности религиозных организаций, объединений верующих, их влиянии на окружающую социальную среду. Именно такой подход и позволяет более реально оценить состояние религиозной идентичности. Как отмечает Ж.Т. Тощенко, идентификация людей с определенной религией в любом обществе неоднозначна, в жизни она может меняться, порой даже на весьма коротком отрезке времени, под влиянием окружающей среды, общественной атмосферы, жизненных обстоятельств, идеологического воздействия и т.д.2 Поэтому религиозную идентичность можно определить через весь диапазон отношения людей к религии: от религиозности (разных форм интенсивности), через колебания в вере (неопределенность отношения к религии, индифферентность) до неверия и атеизма.

По вероисповеданию в Нижнекамске

1 Дробижева Л.М. Понимаю, принимаю... Социальные и политические условия формирования толерантности в российском обществе. - Татарстан, 2007, № 10, с. 20.

2 Тощенко Ж. Т. Религиозная идентичность и бюрократия // Религия в самосознании народа

(религиозный фактор в идентификационных процессах) / отв. ред. М.П. Мчедлов. - М. : ИС РАН, 2008, с. 50.

больше всего мусульман — 38,4%, православных — 34,7%, католиков — 1,8%, другого вероисповедания — 0,6%, что приблизительно соответствует национальному составу населения. При этом в Бога верят, но не исповедуют никакую религию 13,6% горожан. Осложняет вывод о религиозной идентичности выявленная социологами такая особенность: число людей, заявляющих о своей конфессиональной принадлежности, оказывается существенно больше тех, кто относит себя к верующим. Иначе говоря, считающих себя мусульманами и православными больше, чем верующих в Аллаха или Христа. Этот разрыв, по данным ряда исследований, достигает 20%3. Поэтому очевидно, что в этом случае религиозная самоидентификация осуществляется не столько по принадлежности к той или иной религии, сколько на основе соотнесения себя с определенной культурой, национальным образом жизни, в значительной мере сформировавшимися под воздействием данной религии.

Атеисты (неверующие) составляют 6% горожан. Под воздействием изменившейся ситуации, наряду с истинно верующими, появились категории примкнувших, которые причисляют себя к верующим под влиянием общественной моды. Слово «атеист» в настоящее время становится неприличным, и атеизм очищается от тех, кто считал себя ранее атеистом скорее из конформистских соображений.

В городе регулярно ходят в культовые сооружения (мечети и церкви) 7,8% горожан. Как показывают социологические исследования, доля воцерковленных людей (то есть, соблюдающих и регулярно выполняющих все религиозные предписания) не превышает 5—7% населения России. По праздникам ходят в культовые сооружения 22,8%, от случая к случаю — 38,4%. Отметим, что 20,7% жителей города никаких религиозных обрядов не исполняют.

Соблюдают и отмечают религиозные обряды обоих супругов 34% горожан, состоящих в смешанном межэтническом браке. Соблюдают религиозные обряды только одного из супругов (православные или мусульманские) — 11,7%, неверующими являются 14,3% горожан, состоящих в межэтническом браке. Отметим, что очень высокой оказалась доля респонден-

3 Там же.

тов, которые не смогли ответить на этот вопрос (40%). Это показывает, что люди, состоящие в смешанном браке, мало задумываются об этих проблемах, что является для них положительным фактором.

Пропорциональность строительства мечетей и церквей в городе способствует созданию межконфессиональной толерантности в местном сообществе. Это создает у всех, кто живет на территории Нижнекамска, чувство общности, единства.

Исходя из проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что этнические отношения в монопромышленном городе благоприятные, отсутствует конфликт, напряженность в межнациональных взаимоотношениях. Этнические группы имеют общие цели, интересы, взаимодействуют друг с другом. Вместе с тем благоприятные межэтнические установки и стереотипы зависят от ситуации в многонациональных молодых городах, от быстрого и высокого притока инонациональных жителей.

Депутатами Нижнекамского муниципального района были приняты план по реализации Концепции государственной национальной политики Республики Татарстан и программа по сохранению, изучению и развитию языков и культур народов, проживающих в Нижнекамском муниципальном районе, на 2008—2013 гг. Органы местного самоуправления стремятся создать оптимальные условия и механизмы для эффективного решения этнокультурных задач, нравственных и иных условий для цивилизованного развития жизни и деятельности всех народов, проживающих на территории муниципального района. В городе существуют русское, татарское, чувашское, башкирское, украинское и немецкое национальные общества, общество кряшен.

Как отмечал экс-президент Татарстана

М.Ш. Шаймиев, проявляющиеся ксенофобия, националистические и скинхедов-ские выходки, опрометчивые заявления и спорные проекты нормативно-правовых актов по национальной тематике явно не способствуют единению многонационального народа республики. Отметим, что от элиты во многом зависит регулирование толерантности в публичной сфере, межконфессиональный мир, возможность возбуждения или угасания религиозного недоверия. Особую роль на постсоветском пространстве играет наличие у этнических групп ответственной элиты, готовой к переговорному процессу и компромиссам (это имело место в Татарстане, в отличие, например, от Чечни)1. В Татарстане успешно функционирует система регулирования и взаимодействия в сфере этно-конфессиональных отношений, в которой значительная роль отводится органам государственной и муниципальной власти, общественным этнокультурным объединениям.

В Нижнекамском муниципальном районе имеются такие ресурсы толерантности, как сохраняющиеся традиции дружбы народов, сложившиеся с начала строительства химкомбината и города. В местном сообществе имеются значительные группы толерантно настроенных жителей. Местной властью и общественными организациями накоплен позитивный потенциал этнических сообществ и опыт организации межкультурного взаимодействия различных этнонациональных групп жителей. В целом, состояние межнациональных и межконфессиональных отношений в муниципальном районе характеризуется стабильностью, духом мирного взаимопонимания и сотрудничества представителей различных национальностей и вероисповеданий.

1 Дробижева Л.М. Указ. соч., с. 21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.