Научная статья на тему 'Анализ наработок в области создания интерактивных электронных учебников'

Анализ наработок в области создания интерактивных электронных учебников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ / ИНТЕГРАТИВНОСТЬ / МУЛЬТИМЕДИА / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кречетников К. Г.

Рассматриваются основные требования к электронным учебникам, предъявляемые современной интерактивной моделью обучения. Анализируется исторический аспект становления электронных учебных материалов и их развитие от простых электронных книг до уровня интерактивных интегрированных систем управления обучением, задействующих не только специально разработанный образовательный контент, но и обучающие ресурсы интернета, социальные сетевые сервисы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ наработок в области создания интерактивных электронных учебников»

Педагогические науки

57

Список литературы:

1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://innovation.gov. ru/sites/default/files/documents/2014/20216/3525.pdf.

2. Концепция развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации на период до 2015 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://library.bsu.edu.ru/library/_files/scwork/7_ Kontseptsiya.pdf.

АНАЛИЗ НАРАБОТОК В ОБЛАСТИ СОЗДАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ

© Кречетников К.Г.*

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Рассматриваются основные требования к электронным учебникам, предъявляемые современной интерактивной моделью обучения. Анализируется исторический аспект становления электронных учебных материалов и их развитие от простых электронных книг до уровня интерактивных интегрированных систем управления обучением, задействующих не только специально разработанный образовательный контент, но и обучающие ресурсы интернета, социальные сетевые сервисы.

Ключевые слова: интерактивное обучение, интерактивные электронные учебники, интегративность, мультимедиа, электронные образовательные ресурсы, системы управления обучением.

Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и продуктивнось обучения. Интерактивная модель обучения наиболее эффективна при профильном обучении, ориентированном на последующее продолжение профессионального образования. Формирование будущего специалиста всегда идет через «другого человека», который может быть представлен и непосредственно как живой субъект, и опосредованно как автор учебника или компьютерной программы [1].

Какими же должны быть интерактивные электронные учебники, обеспечивающие подобную организацию образовательного процесса?

* Профессор кафедры Управления персоналом и экономики труда, д.п.н., профессор.

58 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

Во-первых, несомненно мультимедийными: преимущества мультимедийных технологий как средств обучения - в возможности сочетания логического и образного способов освоения информации, активизации образовательного процесса за счёт усиления наглядности. Методическая сила мультимедиа состоит в том, что студента легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причём на него оказывается не, только информационное, но и эмоциональное воздействие [2].

Во-вторых, интеллектуальными: содержать элементы искусственного интеллекта, который будет позволять осуществлять не только подбор образовательных материалов (фото, тексты, видео, задания, схемы) с учетом индивидуальных потребностей конкретного обучающегося, но и корректировку его образовательного маршрута в соответствии с темпом и успешностью освоения материала.

В третьих - интегративность, открытость, гибкость, высокотехнологичность и в то же время - понятность, логическая простота и дружественность по отношению к конечному пользователю.

Какие же информационные системы используются в образовании и как они отвечают указанным выше требованиям?

Средств обучения, использующие возможности информационных технологий, разрабатывались с того момента, как компьютеры стали массовыми, т.е. с 70-х - 80-х годов прошлого века.

Однако научные, педагогические и кибернетические разработки относительно обучающих возможностей ЭВМ появились значительно раньше. Так ещё в 1963 году В.М. Глушков писал: «Вряд ли можно сомневаться, что в будущем все более и более значительная часть закономерностей окружающего нас мира будет познаваться и использоваться автоматическими помощниками человека ... в чисто информационном плане кибернетические машины не только могут, но и обязательно должны превзойти человека, а в ряде пока еще относительно узких областей они делают это уже сегодня. Но в плане социально-историческом эти машины есть и всегда останутся не более чем помощниками и орудиями человека» [3].

Уже первые компьютерные обучающие программы представлялись специалистам чрезвычайно эффективным средством для использования в учебном процессе, а также для организации самостоятельной работы обучающихся за счет возможности использования большого количества заданий, автоматического контроля их выполнения, оперативного доступа к информационно-справочным материалам (системы поиска).

С появлением мультимедиа у разработчиков появились принципиально новые возможности организации информации (гипертекст, графика, анимация, видео и звук). Стали разрабатываться электронные книги: мультимедийные энциклопедии, а также всевозможные «репетиторы» - аналоги пе-

Педагогические науки

59

чатных учебных изданий, дополняемые системами обучающих и контролирующих заданий и информационно-справочным аппаратом [4]. До 2001 года в нашей стране электронные учебные материалы разрабатывались по инициативе коммерческих компаний и были ориентированы, преимущественно, на частного потребителя. В период с 2002 по 2010 гг. учебные материалы для образования стали разрабатываться в рамках целевых госзаказов, был реализован целый ряд крупномасштабных инициатив по формированию электронного образовательного контента: электронных практикумов, библиотек электронных наглядных и учебных пособий по ряду предметов школьного образования, электронных образовательных ресурсов (ЭОР), электронных учебных модулей и т.д. Формально, в настоящее время имеется реальная возможность обучения по образовательным программам начального, основного общего и среднего (полного) общего образования с применением ЭОР. Фактически, существующие ЭОР решают преимущественно, локальные задачи в рамках традиционного образования и не могут в полной мере обеспечить необходимые условия для реализации ФГОС, требующих целостных педагогических технологий.

Однако разработка комплексных интерактивных электронных учебников - задача, которая может быть решена уже сегодня, для неё обеспечена необходимая педагогическая, программная и техническая база.

Информатизация высшего образования в России прошла несколько структурных этапов: от стихийной информатизации ведущих вузов через «островную» информатизацию в рамках единой методологии к системной информатизации высшего профессионального образования [5].

Ключевыми направлениями стратегии информатизации высшего профессионального образования Российской Федерации стали: разработка информационных образовательных ресурсов и их размещение в сети Интернет, организация доступа к Интернету образовательных учреждений всех регионов России, развитие и внедрение систем управления отраслью, развитие инфраструктуры информационного образовательного пространства, подготовка педагогических кадров [6]. Эти направления развивались в рамках Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2000-2005 гг.)». Полученные в рамках программы результаты, были использованы при формировании последующих Федеральных целевых программ развития образования.

Основной внедрения информационных технологий и интерактивных методов обучения в образование является следующие документы:

1. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 01.11.2013 № 2036-р.

2. Закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 21.07.2014).

60 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

3. Положение «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий», от 28.02.2012 № 11-ФЗ.

4. Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», от 22.08.1996 № 125-ФЗ (в ред. от 03.12.2011).

5. ФГОС высшего профессионального образования: «Реализация ком-петентностного подхода должна предусматривать широкое использование ... активных и интерактивных форм проведения занятий. ... Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах ... -не менее 20 %. При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин».

Требования, изложенные в вышеуказанных документах являются обязательными для всех вузов и их выполнение или невыполнение может напрямую отразиться не только на конкурентоспособности вуза, но поставить вопрос ребром о целесообразности существования вуза.

Во многих вузах используются системы управления обучением (Learning Management System - LMS), такие, например как Moodle или Blackboard. Данные системы используются для разработки, управления и распространения учебных онлайн-материалов с обеспечением совместного доступа. Создаются данные материалы в визуальной учебной среде с заданием последовательности изучения. В состав системы входят различного рода индивидуальные задания, проекты для работы в малых группах и учебные элементы для всех студентов, основанные как на содержательном компоненте, так и на коммуникативном.

Открытость данных систем дает возможность подстраиваться под особенности конкретного образовательного проекта, а при необходимости и встраивать в них новые модули. Интерфейс преподавателя интуитивно понятен, легко осваивается даже преподавателями со средним уровнем компьютерной подготовки, позволяет настраивать управление ходом обучения, отслеживать детально работу студента и осуществлять взаимодействие с обучающимися как в асинхронном режиме, так и в синхронном (в режиме реального времени). Интерфейс студента не требует особых навыков в освоении и понятен практически каждому.

LMS Blackboard кроме этого имеет специальные дополнительные модули: для организации видеоконференций и для корректного представления информации на экранах мобильных устройств (смартфонов, айфонов, планшетов и т.д.). Таким образом, системы управления обучением характеризуются довольно высоким уровнем интерактивности.

Кроме электронных курсов, разработанных в рамках LMS применяются и автономные мультимедийные учебные ресурсы, разрабатываемые препо-

Педагогические науки

61

давателями либо с помощью специальных программ-конструкторов, либо посредством более сложных средств разработки программного обеспечения. Главным недостатком таких электронных учебных ресурсов является их разнородность, отсутствие единого стандарта и практически «нулевая» интерактивность.

В наиболее «продвинутых» университетах, помимо LMS, функционируют и другие модули электронной образовательной среды [7]:

- виртуальная медиатека с мультимедийными курсами обучения различным дисциплинам;

- виртуальная фонотека с аутентичными аудиоматериалами на изучаемых языках;

- виртуальная видеотека, содержащая художественные, документальные, учебные фильмы, в том числе на языках оригинала;

- сеть спутникового и локального телевидения;

- виртуальная библиотека.

Кроме локальных электронных ресурсов, большую роль в образовательной среде вуза играют ресурсы и возможности Интернета. Среди наиболее эффективных направлений его использования в учебном процессе можно выделить блоги, сервисы Web 2.0, веб-проекты, социальные поисковые системы, народные классификаторы, социальные сети, вики - веб-сайты, социальные медиахранилища, персональные рекомендательные сервисы, географические сервисы, мэшапы и многофункциональные порталы, общение в трёхмерной реальности [8].

Одной из неотъемлемых характеристик сетевых сообществ является добровольность, недирективность, свобода образования сетевых сообществ, что отражается на высокой внутренней мотивации его участников. Сообщества такого рода не могут быть специально спроектированы, организованы или созданы в приказном порядке.

Список литературы:

1. Атрощенко С.А. Активизация познавательной деятельности студентов посредством интерактивного обучения / С.А. Атрощенко, Л.Ю. Нестерова // МНИЖ. - 2014. - № 7-2 (26). - С. 49-51.

2. Абдулаева П.З. Дидактические возможности информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе современного вуза / П.З. Абдулаева, Х.С. Абдулаева // Мир науки, культуры, образования. -2014. - № 1 (44). - С. 3-5.

3. Глушков В.М. Мышление и кибернетика // Вопр. философии. - 1963. -№ 1. - С. 53.

4. Босова Л.Л. Электронный учебник: вчера, сегодня, завтра [Электронный ресурс] / Л.Л. Босова, Н.Е. Зубченок // Образовательные технологии и общество. - 2013. - № 3. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ elektronnyy-uchebnik-vchera-segodnya-zavtra.

62 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

5. Каракозов С.Д. Информатизация высшего образования в России / С.Д. Каракозов, Д.П. Тевс // Мир науки, культуры, образования. - 2010. -№ 3 (22). - С. 202-204.

6. Кречетников К.Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе. - М.: Госкоорцентр, 2002. -296 с.

7. Воробьёв Г.А. Электронная образовательная среда инновационного университета // Высшее образование в России. - 2013. - № 8-9. - С. 59-64.

8. Кречетников К.Г. Социальные сетевые сервисы в образовании // Открытое и дистанционное образование. - 2010. - № 3 (39). - С. 211-218.

ПОНЯТИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА

© Кречетников К.Г.*

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Рассматриваются понятия «интерактивность», «интерактивное обучение», «интерактивные технологии», «интерактивный электронный учебник». Показано, чем должен отличаться интерактивный электронный учебник от обычного бумажного варианта и почему простое сканирование книги не позволяет получить качественный электронный учебный курс.

Ключевые слова: интерактивность, интерактивное обучение, целе-полагание, интерактивные технологии обучения, коммуникации, электронный учебник, интерактивный электронный учебник.

Интерактивность (от англ. interaction - «взаимодействие») - понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами или субъектами [1]. Элементами интерактивности являются все элементы взаимодействующей системы, при помощи которых происходит взаимодействие с другой системой / человеком.

Понятие интерактивности достаточно широко используется в теории информации, информатике и программировании, системах телекоммуникаций, социологии, дизайне, в частности проектирование взаимодействия, и других. В последнее время данное понятие всё чаще используется и в педагогике.

С информационной точки зрения различают 3 уровня интерактивности (взаимодействия):

- линейное взаимодействие (1 : 0), или отсутствие интерактивности, когда посылаемое сообщение не связано с предыдущими сообщениями;

* Профессор кафедры Управления персоналом и экономики труда, д.п.н., профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.