Научная статья на тему 'Понятие интерактивного электронного учебника'

Понятие интерактивного электронного учебника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1823
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / КОММУНИКАЦИИ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / ИНТЕРАКТИВНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кречетников К.Г.

Рассматриваются понятия «интерактивность», «интерактивное обучение», «интерактивные технологии», «интерактивный электронный учебник». Показано, чем должен отличаться интерактивный электронный учебник от обычного бумажного варианта и почему простое сканирование книги не позволяет получить качественный электронный учебный курс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие интерактивного электронного учебника»

62 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

5. Каракозов С.Д. Информатизация высшего образования в России / С.Д. Каракозов, Д.П. Тевс // Мир науки, культуры, образования. - 2010. -№ 3 (22). - С. 202-204.

6. Кречетников К.Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе. - М.: Госкоорцентр, 2002. -296 с.

7. Воробьёв Г.А. Электронная образовательная среда инновационного университета // Высшее образование в России. - 2013. - № 8-9. - С. 59-64.

8. Кречетников К.Г. Социальные сетевые сервисы в образовании // Открытое и дистанционное образование. - 2010. - № 3 (39). - С. 211-218.

ПОНЯТИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА

© Кречетников К.Г.*

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Рассматриваются понятия «интерактивность», «интерактивное обучение», «интерактивные технологии», «интерактивный электронный учебник». Показано, чем должен отличаться интерактивный электронный учебник от обычного бумажного варианта и почему простое сканирование книги не позволяет получить качественный электронный учебный курс.

Ключевые слова: интерактивность, интерактивное обучение, целе-полагание, интерактивные технологии обучения, коммуникации, электронный учебник, интерактивный электронный учебник.

Интерактивность (от англ. interaction - «взаимодействие») - понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами или субъектами [1]. Элементами интерактивности являются все элементы взаимодействующей системы, при помощи которых происходит взаимодействие с другой системой / человеком.

Понятие интерактивности достаточно широко используется в теории информации, информатике и программировании, системах телекоммуникаций, социологии, дизайне, в частности проектирование взаимодействия, и других. В последнее время данное понятие всё чаще используется и в педагогике.

С информационной точки зрения различают 3 уровня интерактивности (взаимодействия):

- линейное взаимодействие (1 : 0), или отсутствие интерактивности, когда посылаемое сообщение не связано с предыдущими сообщениями;

* Профессор кафедры Управления персоналом и экономики труда, д.п.н., профессор.

Педагогические науки

63

- реактивное взаимодействие (1 : 1), когда сообщение связано только с одним немедленно предыдущим сообщением;

- множественное или диалоговое взаимодействие (1 : M), когда сообщение связано с множеством предыдущих сообщений и с отношениями между ними.

В педагогике под интерактивностью понимают именно третий вид взаимодействия: множественное или диалоговое взаимодействие.

В социологии «интерактивность» - одна из ключевых категорий социологического анализа, описывающая многообразие социальных взаимодействий на различных уровнях: межличностном, групповом, институциональном [2]. Если рассматривать интерактивность в измерении участников, то следует иметь ввиду её вовлекающий характер, а также значительно возрастающий контроль над коммуникативной средой, возможность вмешательства в структуру и «интерьер», полезность взаимодействия как в поиске информации, так и в решении коллективных задач, а также то, что целепо-лагание интерактивности предполагает прежде всего не столько некоторую внешнюю утилитарную цель, сколько ориентацию на свободный обмен информацией.

Интерактивность не является простой сменой формы социального взаимодействия (компьютеризированный вид обычного общения), а представляет собой уникальный тип коммуникации со своей специфической динамикой, полноценным и богатым коммуникативным контекстом, включающим также и особую риторику.

В педагогике и психологии «интерактивность» - нравственно этическое качество личности, выражающееся как готовность к общению, сотрудничеству, умение найти себе место в совместной деятельности, склонность к установлению благоприятных отношений с членами группы.

Интерактивное обучение - это модель, направленная на создание таких условий, при которых все учащиеся активно взаимодействуют друг с другом [3]. Взаимодействие всех участников процесса происходит в режиме диалога, обсуждения, совместного анализа, усвоение знаний - в процессе ролевой игры, прохождения, преодоления смоделированной жизненной ситуации.

Основные цели интерактивного обучения:

- пробудить индивидуальные способности обучающегося;

- активизировать внутреннее обсуждение у обучающегося;

- помочь принять и понять полученную информацию;

- вывести обучающегося на активную позицию;

- приблизить процесс взаимодействия (обмена информацией) к индивидуальному;

- настроить двустороннюю связь между обучающимися.

Интерактивная модель обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие обучающегося в коллективном,

64 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

взаимодополняющим, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания. Данная модель ставит своей целью организацию комфортных условий обучения, при которых все обучающиеся активно взаимодействуют между собой; они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу своих суждений.

В структуру интерактивного занятия включаются интерактивные технологии, то есть включаются конкретные приёмы и методы, которые позволяют сделать занятие необычным, более насыщенным и интересным.

Основные требования успешного обучения в режиме интерактивных технологий [4]:

1) положительная взаимозависимость - члены группы должны понимать, что общая учебная деятельность приносит пользу каждому;

2) непосредственное взаимодействие - члены группы должны находиться в тесном контакте друг с другом;

3) индивидуальная ответственность - каждый обучающийся должен овладеть предложенным материалом, и каждый несёт ответственность за помощь другим, но не должен выполнять чужой работы;

4) развитие навыков совместной работы - обучающиеся должны освоить навыки межличностных отношений, необходимых для успешной работы, например, уточнение, распределение, планирование заданий;

5) оценка работы - во время групповых собраний необходимо выделить специальное время для оценки успешности работы группы.

Интерактивное обучение - это обучение, погруженное в общение. При этом «погруженное» не означает «замещенное»; сохраняется конечная цель и основное содержание образовательного процесса. Видоизменяются формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими. В ходе такого обучения субъекты получают навыки критического мышления, развивают умения решать сложные проблемы на основе анализа информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Интерактивные методы позволяют создавать образовательную среду, в которой теория и практика взаимосвязаны.

Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие субъекта в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания [3, 4].

Интерактивный текст - это текст в визуальном информационном поле, обладающий способностью диалогического взаимодействия с читателем [5]. Чтобы текст стал поддерживающим, т.е. мог взаимодействовать с читателем на уровне «невидимого диалога», он должен иметь свою специфику: содер-

Педагогические науки

65

жать незаконченные мысли, неясности, провоцируя тем самым вопросы и помогая найти на них ответы, создавать проблемные ситуации и помогать их разрешать.

Электронный учебник (ЭУ) - это специальное устройство либо программное обеспечение, используемое в образовательном процессе и заменяющее собой традиционный бумажный учебник [1]. В настоящее время трактовка словосочетания «электронный учебник» очень широка: в некоторых случаях под ним подразумевается электронная версия бумажного учебника, в некоторых - сложный комплекс программ на электронных устройствах, позволяющий демонстрировать помимо текста, обучающий мультимедийный материал, содержащий в себе также интерактивные блоки проверки знаний, обновляющийся из централизованного источника и так далее. Более полно отражает современные требования к образовательной среде на основе информационных технологий следующее определение.

ЭУ - учебное электронное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, поддерживающее основные звенья дидактического цикла процесса обучения, являющееся важным компонентом индивидуализированной активно-деятельностной образовательной среды и официально утвержденное в качестве данного вида издания [3, 4]. Это учебник, в который уже заложены определённые дидактические функции, управляющие процессом обучения. Бумажный учебник, представленный в электронной форме, не может рассматриваться в качестве ЭУ т.е. ЭУ не может быть сведен к бумажному варианту без потери дидактических свойств. Уровень интерактивности тех или иных компонентов содержания ЭУ должен определяться возрастными особенностями обучающихся и спецификой предметной области, быть педагогически целесообразным.

ЭУ должен служить основой создания активно-деятельностной познавательной среды для обучающегося за счет возможности осуществления информационно-поисковой деятельности, моделирования, контроля знаний, поддержки творческой деятельности; выполнять функцию навигатора по электронным материалам, поддерживать возможность реализации обучающимися индивидуальных образовательных траекторий за счет наличия дополнительного материала, расширяющего и углубляющего основное содержание предмета, гиперссылок на материалы электронного приложения к учебнику и других электронных компонентов, гиперссылок на сетевые ресурсы региональных и федеральных хранилищ электронных образовательных ресурсов; обеспечивать комфортные, интуитивно понятные обучающемуся условия для взаимодействия с образовательным контентом, как во время аудиторных занятий, так и при самостоятельной работе [6].

Интерактивный ЭУ обязательно должен содержать интерактивный контент - электронный контент, в котором возможны операции с его эле-

66 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

ментами: манипуляции с объектами, вмешательство в ход процессов, изменение их порядка; это контент, генерирующий адекватные отклики на определённый перечень познавательных действий обучающегося, позволяющий субъекту образовательного процесса не только получать информацию, но осуществлять активное взаимодействие.

Поэтому определение интерактивного ЭУ должно быть более развернутым, чем просто определение ЭУ

Интерактивный ЭУ - это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи [7].

Таким образом, на смену прежней модели обучения должна прийти новая модель, основанная на следующих положениях: в центре технологии обучения - обучающийся; суть технологии - развитие способности к самообучению; обучающиеся играют активную роль в учебном процессе; в основе учебной деятельности - сотрудничество [3].

Для создания интерактивного учебника недостаточно взять хороший учебник, снабдить его навигацией (создать гипертекст), богатым иллюстративным материалом (включая мультимедийные средства) и воплотить на экране компьютера. Интерактивный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга.

Посредством возникновения, а в дальнейшем целенаправленного систематического развития, интерактивных субъектно-субъектных и субъектнообъектных образовательных отношений создается и развивается интерактивная учебная среда [5]. Все методы обучения при условии их погружения в интерактивную среду становятся в той или иной мере интерактивными, направленными на взаимодействие.

Список литературы:

1. Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipe-dia.org/wiki/

2. Социология: Энциклопедия [Электронный ресурс]. - Минск: Интер-прессервис; Книжный Дом, 2003. - Режим доступа: http://sociology_encyclo-pedy.academic.ru/407/.

3. Кречетников К.Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе. - М.: Госкоорцентр, 2002. -296 с.

Педагогические науки

67

4. Технология интерактивного обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/168-metodicheskaya-rabota/1465.html.

5. Сиротина И.К. Интерактивная образовательная среда как фактор оптимизации процесса формирования математической культуры личности // Инновации в науке. - 2012. - № 11-2. - С. 34-41.

6. Электронные учебники: рекомендации по разработке, внедрению и использованию интерактивных мультимедийных электронных учебников нового поколения для общего образования на базе современных мобильных электронных устройств. - М.: Федеральный институт развития образования, 2012. - 84 с.

7. Электронный учебник: методическое пособие в вопросах и ответах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nt2.shu.ru:9500/eu.html.

РОЛЬ БИБЛИОТЕКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОО

© Маханькова А.Х.*

Тольяттинский государственный университет, г.о. Тольятти

Профессионально-компетентным трудом педагога является труд, когда педагог на высоком уровне осуществляет свою педагогическую деятельность, реализует педагогическое взаимодействие и когда достигаются поставленные задачи воспитания, развития и обучения детей на высоком уровне. К педагогу предъявляются следующие требования: сочетание профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным подходом к разрешению педагогических проблем, обусловленные необходимостью формирования творческой, ответственной, устойчивой к стрессам, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия личности, в различных видах жизнедеятельности. Какую помощь педагогу могут оказать библиотеки в процессе его деятельности и как обеспечить рост профессионально-личностной компетентности, в результате осуществления своей документально-информационной деятельности по удовлетворению потребностей в библиографической информации с разнообразными целями, которые обусловлены внутренними и внешними, субъективными и объективными обстоятельствами.

Ключевые слова компетентность, педагогическая деятельность, образование, образованность, библиографическое информирование, библиотечное обслуживание, электронная библиотека.

* Магистрант, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе ДС .№ 186 «Вазовец» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.