УДК 330.1 Дата: поступления статьи / Submitted: 20.02.2019
после рецензирования / Revised: 17.04.2019 LtgLJU Научная статья / Scientific article принятия статьи / Accepted: 21.05.2019
Д.В. Юдахина
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, г. Самара, Российская Федерация
E-mail: yudahinaDV@gmail.com
Е.В. Степанов
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, г. Самара, Российская Федерация
E-mail: evgeny_stepanov@outlook.com
Анализ налогового потенциала Республики Татарстан
Аннотация: В статье предлагается оценка налогового потенциала Республики Татарстан за 2016— 2018 годы. Авторами рассмотрены основные направления совершенствования налоговой политики республики и на их базе - налогового потенциала.
Ключевые слова: налоги, налоговый кодекс, налоговая система, налоговая база, налоговые льготы, налоговая ставка, налоговые скидки, налоговые каникулы, налоговый потенциал, фактический метод оценки потенциала, метод прямого счета, задолженность, налог на имущество, налог на прибыль. Цитирование. Юдахина Д.В., Степанов Е.В. Анализ налогового потенциала Республики Татарстан // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2019. Т. 10. № 2. С. 59-64.
D.V. Yudakhina
Samara National Research University, Samara, Russian Federation
E-mail: yudahinaDV@gmail.com
E.V. Stepanov
Samara National Research University, Samara, Russian Federation
E-mail: evgeny_stepanov@outlook.com
Analysis of tax potential of the republic of tatarstan
Abstract: The assessment of the tax potential of the Republic of Tatarstan for the period of 2016-2018 is carried out. The main directions for improving the tax policy of the republic and on their basis of tax potential are proposed.
Key words: taxes, tax code, tax system, tax base, tax benefits, tax rate, tax rebates, tax holidays, tax potential, actual method of assessing potential, direct account method, debt, property tax, income tax. Citation. Yudakhina D.V., Stepanov E.V. Analysis of tax potential of the Republic of Tatarstan. Vestnik Samarskogo universiteta. Ekonomika i upravlenie = Vestnik of Samara University. Economics and Management, 2019, vol. 10, no. 2, pp. 59-64. (In Russ.)
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
© Дарья Валерьевна Юдахина - студент I курса магистратуры, кафедра экономики инноваций, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.
© Евгений Владимирович Степанов - студент I курса магистратуры, кафедра экономики инноваций, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.
© Darya V. Yudakhina - 1st year Master's Degree student, Department of Innovation Economics, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.
© Evgeny V. Stepanov - 1st year Master's Degree student, Department of Innovation Economics, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.
Для государства и его субъектов в настоящее время актуальными задачами являются анализ и оценка возможностей по аккумулированию налоговых ресурсов как составной части федерального бюджета. Изучение налоговых резервов государства связано с проблемой отсутствия единой методики их оценки, используемой в регионах РФ, а также оценки показателя налогового потенциала, оценки «финансовых разрывов» при распределении поступлений из средств федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ.
На основе всевозможных трактовок в учебной литературе можно сформулировать новое определение налогового потенциала. Налоговый потенциал - это возможное количество налоговых поступлений за определенный период при имеющейся экономической ситуации, налоговом законодательстве, которое необходимо привести к оптимальному уровню.
Ход исследования
Имеются различные методики оценки налогового потенциала субъектов РФ. Одним из методов является метод фактического расчета и оценки налогового потенциала, он представляет собой оценку с учетом фактических значений налоговых поступлений в регионы РФ. В данном методе заранее предполагается, что полная оценка налогового потенциала невозможна из-за наличия двух факторов: задолженности субъектов в бюджет (налоги, штрафы пени) и льгот, предоставляемых им [7]:
где НП - налоговый потенциал региона;
Ф - фактическое поступление налогов в региональный бюджет;
З - бюджетная задолженность за отчетный период;
Л - недополученные налоги в результате использования льгот.
Недостатком методики оценки является тот факт, что довольно трудно спрогнозировать данный показатель, так как не используется планирование налоговой базы.
В целях развития данного метода его объединяют с методом расчета налогового потенциала, использующего прямой счет и налоговую базу для оценки налогового потенциала субъекта РФ. И формула для расчета:
где НП - налоговый потенциал региона;
Нб/ - региональная налоговая база налога I;
Т - ставка налога региона I, в %;
З - задолженность налоговой системе за отчетный период;
Л - недополученные налоги в результате применения льгот.
Для расчета налогового потенциала субъекта РФ, в данном случае рассчитаем налоговый потенциал на примере Республики Татарстан по новой формуле, далее будут представлены данные по каждому показателю в отдельности из формулы (2) в период 2016-2018 гг. Все официальные данные были взяты из Налогового паспорта Республики Татарстан.
Налоговый паспорт - это комплексный документ, который содержит сведения о налоговом потенциале. В нем отражаются все ключевые моменты налогового администрирования субъекта РФ.
Налоговый паспорт включает в себя 12 разделов. Показатели, использующиеся в каждом из разделов, построены с учетом их динамики за три года, что предоставляет возможность увидеть картину социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, а также провести оценку налогового потенциала и налоговой нагрузки в регионе по отдельным налогам и видам экономической деятельности [6] (табл. 1).
Введение
НП = Ф + З + Л,
(1)
(2)
Таблица 1 -Полученные налоги 2016-2018 гг. в Республике Татарстан Table 1 - Taxes received in 2016-2018 in the Republic of Tatarstan
Налог Ставка Налоговая база (млрд руб.) Налоговый потенциал (млн руб.)
2016 2017 2018 2016 2017 2018
Налог на прибыль 20 % 365,57 408,2 543,03 72 889,3 81 342,6 108 029,4
НДФЛ 9 % 0,031 0,005 0,006 3,3 0,6 0,8
13 % 471 515,3 556 ,6 61 235,9 67 011,8 72 350,4
15 % 0,21 0,39 0,61 31,6 59,9 91,6
30 % 1,31 1,73 0,61 393 519,5 175,3
35 % 0,62 0,57 0,46 215,1 200,2 161,2
НДПИ 156 207,4 236 721,2 359 912
Акцизы: 9 руб. 655,4 тыс. л 458,9 тыс. л. 307,5 тыс. л 5,9 8,2 5,5
Вино
Пиво 20 руб. 365,7 млн л 366,9 млн л 383,7 млн л 7 314,3 7 706,8 8 059,1
ЭС > 9 % 500 руб. 46,5 млн л 39,2 млн л 34,9 млн л 23 258,5 20 478,3 18 298,3
НИО 22 156,9 22 310,6 28 871,5
Прочие 128 991,5 139 850,6 168 442,8
В таблице 1 представлены данные из Налогового паспорта [3-5] субъекта о налоговых базах, налоговых ставках, а также рассчитан налоговый потенциал при помощи метода прямого счета - формула (1) - по каждому налогу Республики Татарстан за период 2016-2018 гг.
Наибольшую долю в налогах в республике занимает налог на добычу полезных ископаемых - это связано с тем, что в Республике Татарстан разведано 127 месторождений, включающих более 3000 залежей нефти и 112 залежей угля, а также налог на прибыль организаций.
Налоговый потенциал региона за 2016 год составляет 472,7 млрд рублей, 2017 год - 578,1 млрд рублей, 2018 год - 766,4 млрд рублей. Прирост в 2017 году составил 21,9 %, в 2018 году - 32,6 %.
Таблица 2 - Задолженность Республики Татарстан по налогам и сборам в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2016-2018 гг. [3-5], млн руб.
Table 2 - Debt of the Republic of Tatarstan on taxes and fees to the consolidated budget of the Russian Federation in 2016-2018 [3-5], million rubles
Оцениваемый показатель 2016 2017 2018
Основная налоговая задолженность перед консолидированным бюджетом РФ 11 172,1 12 628,7 14 668,1
Задолженность перед консолидированным бюджетом РФ по пеням и налоговым санкциям 3 642,8 3 703,7 4 698,6
Задолженность по ЕСН (налог + пени) - 67,1 46,8
Задолженность в государственные внебюджетные фонды РФ (взносы + пени) - 54,9 25,8
Задолженность по внебюджетным фондам (обязательное социальное страхование) - всего с пенями - 6 708,7 4 825,8
В таблице 2 представлены данные о видах задолженности Республики Татарстан в консолидированный бюджет РФ за период 2016-2018 гг. Можно заметить, что задолженность в консолидированный бюджет РФ увеличивается к 2018 году, а задолженность по единому социальному налогу, задолженность в государственные внебюджетные фонды и задолженность по страховым взносам ОСС к 2018 году сократилась. Совокупная задолженность по налогам и сборам в Республике Татарстан в 2016 году составляет 14,9 млрд рублей, в 2017 году - 23,18 млрд рублей, в 2018 году - 24,29 млрд рублей.
Налоговые льготы представляют полное, а также частичное освобождение от уплаты конкретных налогов налогоплательщиком. Их цель заключается в уменьшении налоговой нагрузки плательщиками налогов [1].
Льготы по налогу на прибыль могли быть применены в период 2016-2018 гг. для организаций, которые были заняты в сфере образования и/или медицины, в сельскохозяйственных предприятиях, для организаций сферы обслуживания. Здесь предусматривается использование льгот по налогу на прибыль за счет налога, равную 0 % в налоговой базе. Об этом сказано в п. 1.1, 1.3, 1.9 ст. 284 НК РФ).
С 2015 года основные средства, которые входят в первые две амортизационные группы, не являются объектами налогообложения в налогах на имущество предприятий (п. 4 ст. 374 НК РФ).
С 2018 года возможность использования льготы по п. 25 ст. 381 НК РФ стала зависеть от решения о ее применении, принятого в регионе (ст. 381.1 НК РФ). Причем регионы получили право самостоятельно определять, кто может воспользоваться такой льготой и в отношении какого имущества и какую ставку будут при этом применять. Одновременно для такого имущества на 2018 год введена особая ставка (1,1 %), выше которой регион не может установить свою ставку.
В статье 395 НК РФ отмечены налогоплательщики, которые «освобождаются от налогообложения по земельному налогу: учреждения и органы уголовно-исполнительной системы; организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования; религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения. Также общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, организации народных художественных промыслов, организации - резиденты особой экономической зоны.
К ним приравнены физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов» [2].
В пункте 2 ст. 358 НК РФ приведен «перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения. Их владельцы имеют право на освобождение от данного вида налога. В число таких объектов входят:
1) Весельные лодки и моторные лодки с двигателем мощностью до 5 лошадиных сил (исключены из льготируемых объектов с 01.01.2020);
2) Автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (73,55 кВт), которые были получены (приобретены) через органы социальной защиты;
3) Пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, которыми владеют перевозчики;
4) Тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины сельхозпроизводителей» [2].
Далее составлена таблица 3, в которой отражены данные из раздела 3 Налогового паспорта Республики Татарстан, где представлены суммы налоговых льгот [2].
В таблице 3 отражены данные по налоговым льготам, которые были получены налогоплательщиками в Республике Татарстан за период 2016-2018 гг. Из таблицы 3 видно, что льготы по отношению к организациям по налогу на прибыль и на имущество к 2018 году уменьшились, а вот сумма налоговых льгот по другим трем администрируемым доходам увеличилась с 2016 года.
Общая сумма льгот в 2016 году составляет 28,4 млрд рублей, в 2017 году - 17,2 млрд рублей, в 2018 году - 14,4 млрд рублей.
Таблица 3 - Льготы по отдельным администрируемым доходам 2016 - 2018 г. в Республике Татарстан [3-5], млн руб.
Table 3 - Privileges for individual administrated incomes of 2016-2018 in the Republic of Ta-tarstan [3-5], million rubles
Оцениваемые показатели Сумма налога, не поступившая в бюджет
2016 2017 2018
Налог на прибыль 15 085,9 2 774,1 2 328,9
Налог на имущество юр. лиц 10 514, 8 11 948,7 8 774,1
Транспортный налог 191,6 238,7 325,1
Налог на землю 2 015,8 1 556,9 2 188,7
Налог на имущество физ. лиц 524,0 587,1 709,1
На основе новой формулы (2), используя представленные данные в таблицах 1- 3, можно провести расчеты для нахождения налогового потенциала Республики Татарстан за период 2016-2018 гг.
472 702,70 + 14 810,60 + 17 812,80 = 505 326,1 млн руб. 505,3 млрд руб.
576 210,30 + 23 168,20 + 17 106,70 = 616 485,2 млн руб. 616,5 млрд руб.
764 397,90 +24 280,70 + 14 326,30 = 803 004,9 млн руб. 803 млрд руб.
Прирост налогового потенциала в Республике Татарстан по данному методу в 2017 году в сравнении с 2016 годом составил 22 %, а прирост в 2018 году по отношению к 2017 году - 30,3 %. Если этот метод сравнивать с методом прямого счета, то в 2016 году разница между результатами составляет 6,9 %, в 2017 году - 6,99 %, а в 2018 году - 5,05 %.
Совокупность налогового потенциала Республики Татарстан была бы больше как минимум на существующую задолженность, если бы налогоплательщики своевременно выплачивали налоги, штрафы и пени и не пытались бы сокрыть свои доходы при помощи всевозможных налоговых схем, а также если бы в экономике отсутствовала теневая сторона.
Заключение
Таким образом, на примере Республики Татарстан можно увидеть, что при использовании различных методик нахождения налогового потенциала получаются разные результаты. Сложность в расчете налогового потенциала заключается в том, что нет основной разработанной и законодательно установленной методики, поэтому каждый регион использует разные методы из списка существующих.
Следовательно, необходимо на законодательном уровне скорректировать все недостатки налоговой системы, разработать методику определения налогового потенциала, которая будет подходить для каждого региона РФ, так как ее отсутствие приводит к несопоставимости данных, из-за чего образуются большие разрывы в бюджетах РФ.
НП2016 = НП2016=
НП2017 = НП2017 = НП2018 = НП2018 =
Библиографический список
1. Ефимова Е.Г., Поспелова Е.Б. Налогообложение в РФ: учебное пособие. Москва: Институт мировых цивилизаций, 2019. 200 с.
2. Налоговый кодекс РФ. Москва: Эксмо, 2019.
3. Налоговый паспорт Республики Татарстан 2016 год. URL: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm.
4. Налоговый паспорт Республики Татарстан 2017 год. URL: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm.
5. Налоговый паспорт Республики Татарстан 2018 год. URL: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm.
6. Федеральная Налоговая Служба России: офиц. сайт. URL: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/ 7935366.
7. Хантаева Н.Л. Теоретические основы налогообложения: учеб. пособие. Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2016. 96 с.
References
1. Efimova E.G., Pospelova E.B. Taxation in the Russian Federation: textbook. Moscow: Institut mirovykh tsivilizatsii, 2019, 200 p. (In Russ.)
2. Tax Code of the Russian Federation. Moscow: Eksmo, 2019. (In Russ.)
3. Tax passport of the Republic of Tatarstan 2016 year. Available at: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm. (In Russ.)
4. Tax passport of the Republic of Tatarstan 2017 year. Available at: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm. (In Russ.)
5. Tax passport of the Republic of Tatarstan 2018 year. Available at: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm. (In Russ.)
6. Federal Tax Service of Russia: website. Available at: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/7935366. (In Russ.)
7. Khantaeva N.L. Theoretical foundations of taxation: textbook. Ulan Ude: Izdatel'stvo VSGTU, 2016, 96 p. (In Russ.)