УДК 338 Дата: поступления статьи / Submitted: 19.02.2019
после рецензирования / Revised: 23.04.2019 LtgLJU Научная статья / Scientific article принятия статьи / Accepted: 21.05.2019
Д.В. Юдахина
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, г. Самара, Российская Федерация
E-mail: yudahinaDV@gmail.com
Е.С. Подборнова
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, г. Самара, Российская Федерация
E-mail: kate011087@rambler.ru
Анализ налогового потенциала федеральных округов Российской Федерации
Аннотация: В статье рассматривается понятие налогового потенциала, показана методика оценки данного показателя и проведены расчеты по одному из методов на примере двух федеральных округов. Ключевые слова: налоговый потенциал, методы оценки, налоговые обязательства, валовой региональный продукт, налоговая ставка, налоговая задолженность, налоговые льготы.
Цитирование. Юдахина Д.В., Подборнова Е.С. Анализ налогового потенциала федеральных округов Российской Федерации // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2019. Т. 10. № 2. С. 65-73.
D.V. Yudakhina
Samara National Research University, Samara, Russian Federation
E-mail: yudahinaDV@gmail.com
E.S. Podbornova
Samara National Research University, Samara, Russian Federation
E-mail: kate011087@rambler.ru
Analysis of the tax potential of the federal districts of the Russian Federation
Abstract: The article discusses the concept of tax potential, the methodology for assessing this indicator and calculates one of the methods using the example of two federal districts.
Key words: tax potential, valuation methods, tax obligations, gross regional product, tax rate, tax debt, tax benefits.
Citation. Yudakhina D.V., Podbornova E.S. Analysis of the tax potential of the federal districts of the Russian Federation. Vestnik Samarskogo universiteta. Ekonomika i upravlenie = Vestnik of Samara University. Economics and Management, 2019, vol. 10, no. 2, pp. 65-73. (In Russ.)
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
© Дарья Валерьевна Юдахина - студент I курса магистратуры, кафедра экономики инноваций, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.
© Екатерина Сергеевна Подборнова - кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики инноваций, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34. © Darya V. Yudakhina - 1st year Master's Degree student, Department of Innovation Economics, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.
© Ekaterina S. Podbornova - Candidate of Economics, associate professor, Department of Innovation Economics, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.
Введение
Налоговый потенциал современной налоговой системы выполняет важную функцию при осуществлении планирования бюджетных доходов и расходов государства, а также безвозмездных поступлений. Данный показатель применяют при определении необходимого уровня дотаций и субсидий, предоставляемых из ффедерального бюджета и бюджетных фондов государства дотационным регионам, поэтому эта тема на сегодняшний день является актуальной.
Под налоговым потенциалом понимается возможный объем налоговых сборов за какой-то определенный промежуток времени в сложившейся экономической ситуации и при определенном налоговом законодательстве, который необходимо привести к оптимальному уровню.
Ход исследования
Существуют факторы, которые могут оказывать прямое и косвенное влияние на величину налогового потенциала. Они представлены на рисунке.
Рис. - Факторы, влияющие на налоговый потенциал [5] Fig. - Factors affecting tax potential [5]
Исследования налогового потенциала направлены на максимизацию поступлений налогов и сборов [1; 15]. В современной экономике за все периоды исследования понятия «налоговый потенциал» были разработаны разнообразные методы расчета налогового потенциала. И до сих пор на законодательном уровне не установлен единый метод расчета налогового потенциала субъектов РФ, поэтому каждый субъект рассчитывает данный параметр по-разному, и это приводит к существенным «финансовым разрывам» при формировании и распределении поступлений из федерального бюджета в бюджеты регионов. Далее будут рассмотрены несколько методов расчета налогового потенциала.
1. Метод прямого счета.
Данная методика опирается на то, что налоговый потенциал субъекта РФ равен сумме потенциалов отдельных налогов. Налоговый потенциал находится по формуле
НП = 2 НБ1 х Т1, (1)
где НП - налоговый потенциал субъекта;
Нб1 - налоговая база налога I;
Тг - ставка налога в %.
Приведенная формула налогового потенциала (1) в ее общем виде есть сумма всех налогов, поступающих в консолидированный бюджет государства. Она используется при расчетах налогового потенциала, выделяемого федеральным бюджетом бюджетам регионов, а также потенциала, создаваемого из бюджета региона в местные бюджеты [12].
2. Фактический метод.
Налоговый потенциал в данном методе можно определить, исходя фактических поступлений налогов и имеющейся задолженности:
НП = Ф + З + Л, (2)
где НП - налоговый потенциал;
Ф - фактическое поступление налогов; З - налоговая задолженность за отчетный период;
Л - недополученные налоги в результате применения налоговых льгот. 3. Регрессионный метод.
«В данном методе налоговый потенциал субъекта Федерации определяется на основании данных валового регионального продукта (ВРП), а также налоговых обязательств региона» [21]:
НОi ° СО + С1X ВРП, (3)
где С0, С1 - коэффициенты регрессии;
НО1 - налоговые обязательства региона г;
ВРПг - валовой региональный продукт региона г.
4. Простой метод на основе ВРП.
«В соответствии с данным методом оценки, налоговые обязательства по региону, включающие суммарные налоговые доходы и увеличение задолженности в бюджетную систему страны по налогам, определяются, исходя из средней налоговой ставки страны и ВРП» [21].
Средняя налоговая ставка находится из соотношения суммарных налоговых обязательств регионов к их совокупному ВРП:
У НО.
г -, (4)
У ВРПг
где г - средняя налоговая ставка по стране; НО1 - налоговые обязательства регионов; ВРП.г - валовой региональный продукт. Формула для расчета налогового потенциала региона:
НП. ° г х ВРП., (5)
где НП. - налоговый потенциал региона . ;
г - средняя налоговая ставка по стране;
ВРП.г - валовой региональный продукт региона г.
Чтобы провести анализ налогового потенциала в данной статье, для примера взяты два федеральных округа: Приволжский (ПФО) и Северо-Западный (СЗФО).
ПФО занимает 6,1 % территории России. Здесь проживает многонациональный народ - 21,3 % от общего числа граждан страны: это второй по численности населения федеральный округ после Центрального федерального округа (ЦФО). Доля округа в общероссийском ВВП превышает 15 %.
В состав округа входят 14 регионов: 6 республик (Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Чувашия), Пермский край и 7 областей (Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская). Нижний Новгород - это центральный город Приволжского федерального округа. «Территория ПФО богата залежами таких полезных ископаемых, как нефть (13 % от общероссийских), газ (2 %), фосфориты (60 %), цинк (19 %), медь (16 %), серебро (14 %), золото (7 %). Доля Приволжского федерального округа в промышленном
производстве Российской Федерации составляет 23,9 %, в производстве сельскохозяйственной продукции - около 27 %» [11].
Основными отраслями промышленности ПФО «являются:
- многоотраслевое машиностроение;
- нефтегазовый и химический комплекс;
- приборостроение;
- электронное машиностроение и электротехническая промышленность;
- электроэнергетика;
- судостроение;
- производство строительных материалов» [11].
Общая площадь СЗФО составляет 1 млн 687 тыс. км2, или 9,9 % от территории России. В данном федеральном округе проживают 13 млн 660 тыс. человек, или 9,5 % населения Российской Федерации. Средняя плотность населения - 8,1 чел. на кв.' м.
В «СЗФО сосредоточено почти 72 % запасов апатитов, около 77 % титана, 45 % бокситов, 19 % минеральных вод, около 18 % алмазов и никеля. Важное место в экономике округа занимает добыча нефти и угля. Доля данного округа в промышленном производстве России - более 11 %, в производстве сельскохозяйственной продукции - 6,2 %» [11].
Основными отраслями промышленности СЗФО «являются:
- машиностроение, в том числе радиоэлектроника, приборостроение, судостроение;
- топливно-энергетический комплекс (добыча нефти, газа, угля, сланцев, производство электроэнергии);
- заготовка и переработка древесины;
- черная и цветная металлургия;
- пищевая и легкая промышленность;
- судостроение;
- производство строительных материалов» [11].
Для расчета налогового потенциала и дальнейшего анализа применим простой метод на основе валового регионального продукта. Чтобы провести расчет по формуле (5) и найти налоговый потенциал, необходимы данные по каждому федеральному округу: налоговые обязанности, задолженность, валовой региональный продукт. Все данные взяты из Налогового паспорта каждого федерального округа в период с 2016 по 2018 год и представлены в таблицах 1-4.
Налоговыми обязательствами называют обязанность по уплате налогов и сборов, возникающую с наличием объекта налогообложения. Каждый налогоплательщик обязан осуществлять перечисления того или иного вида сумм в бюджет. В качестве налогоплательщиков выступают юридические и физические лица [4].
Таблица 1 - Налоговые поступления Приволжского федерального округа в 2016-2018 гг. (млн руб.)
Table 1 - Tax revenues of the Volga Federal District in 2016-2018 (million rubles)
Налог Приволжский ФО
201б 2017 2018
Налог на прибыль 357 593,9 413 5бб,б 513 б79,9
НДФЛ 402 б42,4 425 974,б 4б8 бб1,9
НДПИ 537 435,8 779 803,3 i 202 019,3
Акцизы 328 399,9 379 3б3,2 357 470,4
НИО 107 484,5 110 381,7 131 510,5
Прочие 589 3бб 701 253,8 805 885,8
В таблице 1 отражены данные об основных налоговых поступлениях в консолидированный бюджет Приволжского федерального округа в период 2016-2018 гг. Можно сделать вывод, что собираемая сумма налогов возрастает с каждым годом. Основную долю занимает налог на добычу полезных ископаемых в данном округе, так как территория ПФО богата полезными ископаемыми.
Общая сумма налогов в 2016 году составляет 2 322,9 млрд руб., в 2017 году - 2 810,3 млрд руб., а в 2018 году - 3 479,2 млрд руб. Прирост в 2017 году по отношению к 2016 году составил 20,98 %, а в 2018 году - 23,8 %.
В таблице 2 отражены данные об основных налоговых поступлениях в консолидированный бюджет Северо-Западного федерального округа в период 2016 - 2018 гг. Можно сделать вывод, что собираемая сумма налогов возрастает год от года по каждому налогу. Основную долю занимает налог на доходы физических лиц в данном округе, из чего следует, что необходимо помогать развитию предпринимательства в этом федеральном округе.
Общая сумма налогов в 2016 году составляет 1 746,6 млрд руб., в 2017 году - 2 079,9 млрд руб., а в 2018 году - 2 382,1 млрд руб. Прирост в 2017 году составил 19,08 %, а в 2018 году по отношению к 2017 году - 14,52 %.
Таблица 2 - Налоговые поступления Северо-Западного федерального округа в 2016-2018 гг. (млн руб.)
Table 2 - Tax revenues of the North-West Federal District in 2016-2018 (million rubles)
Налог Северо-Западный ФО
2016 2017 2018
Налог на прибыль 329 866,4 380 630,3 451 815,5
НДФЛ 375 082,6 407 449,4 461 388,2
НДПИ 133 974,6 162 484,4 264 921,6
Акцизы 362 874,6 466 299,9 453 740,5
НИО 92 982,9 104 670,4 124 246,6
Прочие 451 886,1 558 396,6 626 002,5
Валовым региональным продуктом является конечный результат производственной деятельности экономических единиц - резидентов субъекта РФ, измеряющийся стоимостью товаров и услуг, которые производятся этими единицами для конечного пользования. ВРП рассчитывают производственным методом, который представляет сумму валовой добавленной стоимости всех отраслей в основных ценах, создаваемую на экономической территории региона.
Таблица 3- Валовой региональный продукт ПФО и СЗФО в 2016-2018 гг. (млрд руб.)
Table 3 - Gross regional product of the Volga Federal District and the North-West Federal District in 2016-2018 (billion rubles)
Валовой региональный продукт ПФО
2016 2017 2018
9 916,1 10 375,9 11 026,7
СЗФО
2016 2016 2016
6 790,1 6 790,1 6 790,1
В таблице 3 отражены данные о валовом региональном продукте Приволжского и СевероЗападного федеральных округов. И в том и в другом округе данные этого показателя возрастают с каждым годом. В Приволжском ФО прирост валового регионального продукта в 2017 году составил
4,63 %, в 2018 году - 6,27 %. В Северо-Западном ФО прирост в 2017 году был в размере 14,92 %, а в 2018 году - 5,01 %.
Таблица 4 отражает задолженность в консолидированный бюджет РФ двух федеральных округов. Видно, что задолженность по налогам и сборам, а также пеням возрастает в каждом из округов, на это может влиять недобросовестность налогоплательщиков, также невнимательность и другие факторы.
Теперь для того, чтобы по формуле (5) рассчитать налоговый потенциал федерального округа, необходимо найти среднюю налоговую ставку по стране. Для этого необходимо найти налоговые обязательства по каждому региону.
НО ° Нп + З, (6)
где Нп - налоговые поступления региона в консолидированный бюджет РФ;
З - задолженность региона в бюджет РФ.
Используя формулу (6), рассчитаем налоговые обязательства Приволжского федерального округа и Северо-Западного федерального округа за каждый представленный год.
2 322 922,5 + 154 913,1 = 2 477 835,6 = 2 477,8 млрд руб.
2 810 343,2 + 241 840 = 3 052 183,2 = 3 052,1 млрд руб.
3 479 227,8 + 217 363,3 = 3 696 591,1 = 3 696,5 млрд руб.
1 746 667,2 + 116 147,8 = 1 862 815 = 1 862,8 млрд руб.
2 079 931 + 185 887 = 2 265 818 = 2 265,8 млрд руб. 2 382 114,9 + 173 140,1 = 2 555 255 = 2 555,2 млрд руб.
Таблица 4 - Задолженность в бюджет ПФО и СЗФО в 2016-2018 гг. (млн руб.) Table 4 - Debt to the budget of the Volga Federal District and the North-West Federal District in 2016-2018 (million rubles)
Показатель ПФО СЗФО
2016 2017 2018 2016 2017 2018
Задолженность
по налогам и сборам в консолидированный бюджет РФ 114 934,0 123 993,7 123 902,5 87 327,4 101 086,2 100 233,0
Задолженность
по пеням и налоговым санкциям в консолиди- 39 979,1 42 870,2 43 512,5 28 820,4 34 243,9 33 260,4
рованный бюджет РФ
Задолженность по еди-
ному социальному налогу (налог + пени) - 1 525,8 1 213,4 977,4 860,8
Задолженность в госу-
дарственные внебюджетные фонды РФ - 579,7 405,0 436,0 363,0
(взносы + пени)
Задолженность по стра-
ховым взносам на обяза-
тельное социальное стра- - 72 870,6 48 329,9 49 143,5 38 422,9
хование - всего (взносы
+ пени)
НОПФО2016 = НОПФО2017 = НОПФО2018 = НОСЗФО2016 = НОСЗФО2017 = НОСЗФО2018 =
Далее по такому же принципу были рассчитаны налоговые обязательства остальных федеральных округов РФ, и, сложив полученные результаты, можно получить общие налоговые обязательства страны за период 2016-2018 гг. В итоге налоговые обязательства за данный период получились следующие:
£НОрф2016= 15 772,5 млрд руб.;
£НОрф2017 = 19 465,6 млрд руб.;
£НОрф2018 = 23 244,9 млрд руб.
Определив налоговые обязательства, можно найти среднюю налоговую ставку по стране по формуле (4) за каждый представленный период. Валовой региональный продукт был взят из Налогового паспорта каждого федерального округа и был также просуммирован, чтобы узнать общий результат по стране. Результаты средней налоговой ставки получились следующие:
15772 5
г 2016 °-- х 100% ° 24,35%,
64748.1
19465 6
г2017 ^ 7 х 100% ° 28,11% ,
69254.2
23244 9
г2018 ^ 7 х 100% ° 31,02% .
74926,6
Отметим, что расчет средней налоговой ставки определяется в общем по РФ и не учитывает разницу ставок в разных регионах.
Найдя среднюю налоговую ставку по стране за период 2016-2018 гг., можно рассчитать налоговый потенциал Приволжского федерального округа и Северо-Западного федерального округа по формуле (5).
НПпфо2016 ° 24,35% х 9916,1 ° 2414,5млрд.руб.
НПпфо20\7 ° 28,11% х 10375,9 ° 2916,6млрд.руб
НПпфо20\8 ° 31,02% х 11026,7 ° 3420,4млрд.руб.
Из расчетов налогового потенциала Приволжского федерального округа видно, что данный показатель увеличивается за период 2016-2018 гг. Прирост в 2017 году составил 20,79 %, в 2018 году по отношению к предыдущему году - 17,27 %.
НПсзфо2016 ° 24,35% х 6790,1 ° 1653,3млрд.руб.
НПсзфо2017 ° 28,11% х 7803,8 ° 2193,6млрд.руб.
НПсзфо2018 ° 31,02% х 8195,3 ° 2542,2млрд.руб.
Из найденных результатов налогового потенциала Северо-Западного федерального округа видно, что данный показатель увеличивается за период 2016-2018 гг. Прирост в 2017 году составил 32,68 %, в 2018 году по отношению к предыдущему году - 15,89 %.
Расчет налогового потенциала данным способом показывает его рост на протяжении исследуемого периода. Недостаток данного расчета в том, что в объеме ВРП не учитывается неравенство ставок по налогообложению в разных регионах.
Преимуществом расчета является его простота и доступность, а также возможность учета доходов от нерезидентов, уплачиваемых в данных округах.
На примере Самарской области, которая входит в ПФО, можно рассмотреть, на что направлялся налоговый потенциал субъекта: значительный объем расходов областного бюджета в 2018 году был
направлен на финансирование целевых государственных программ Самарской области и составил 128,64 млрд руб. Непрограммные направления расходов - 19,6млрд руб.
На настоящий момент в Самарской области существует ряд целевых статей расходов областного бюджета. Например, подпрограмма «Совершенствование оказания специализированной, скорой медицинской помощи» на 2014-2020 годы. В целом за счет средств областного бюджета на отрасль здравоохранение в 2018 году направилось 10,6 млрд руб.
В сфере образования происходит внедрение современных образовательных стандартов, нацеленных на повышение доступности и качества образования, улучшение материально-технической базы образовательных учреждений. Объем средств областного бюджета без учета безвозмездных поступлений по разделу образование в 2017 году составлял 31 млрд руб. К этой статье расходов относятся такие программы, как подпрограмма «Реализация государственной политики в области образования и науки на территории Самарского региона до 2020 года», подпрограмма «Развитие технического творчества обучающихся Самарской области до 2020 года» [6].
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что требуется на законодательном уровне в существующие методики оценки налогового потенциала необходимо внести изменения, то есть найти и выбрать единый подход к определению налогового потенциала субъекта, благодаря чему сформируются основные цели и задачи оценки показателя. Также следует пересмотреть количество параметров, которые используются при расчете. И для того чтобы увеличился объем налогового потенциала, необходимо сократить или отменить неэффективные налоговые льготы.
Библиографический список
1. Alfirman L. Estimating stochastic frontier tax potential: Can Indonesian local governments increase tax revenues under decentralization? / Center for Economic Analysis, Department of Economics, University of Colorado at Boulder. WorkingPaper, 2016.
2. Архипцева Л.М. Налоговый потенциал: теоретические и практические аспекты использования в планировании налоговых поступлений // Налоги и налогообложение. 2015. № 7. C. 39-46.
3. Богачева О.В. Налоговый потенциал и региональные счета // Финансы. 2015. № 2. С. 29-32.
4. Дятлова А.Ф., Нажмутдинова З.К. Сущность налогового планирования при оптимизации налоговых обязательств. URL: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=8988.
5. Ермакова Ю.С. Взаимозависимость показателей налогового потенциала и уровня экономического развития региона // Международный бухгалтерский учет. 2019. Т. 22. № 8 (458). С. 951-964. DOI: 10.24891/ia.22.8.951.
6. Министерство управления финансами. URL: http://minfin-samara.ru/perechen-celevyx-statej-oblastnogo-b.
7. Налоговый паспорт Приволжского ФО 2016-2018 гг. URL: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm.
8. URL: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm.
9. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе: офиц. сайт. URL: http://pfo.gov.ru/district.
10. Хантаева Н.Л. Теоретические основы налогообложения: учебное пособие. Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2016. С. 96.
11. Шалюхина М.Н. Налоговый потенциал региона: проблемы оценки, формирования и эффективного использования // Налоговый вестник. 2016. № 1. URL: https://www.lawmix.ru/bux/143484.
12. Шаманин В.И. Методика расчета налогового потенциала Астраханской области // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2016. № 2. С. 99-107.
References
1. Alfirman L. Estimating stochastic frontier tax potential: Can Indonesian local governments increase tax revenues under decentralization? Center for Economic Analysis, Department of Economics, University of Colorado at Boulder. WorkingPaper, 2016.
2. Arkhiptseva L.M. Tax potential: theoretical and practical aspects of the use of tax revenue planning. Taxes and Taxation, 2015, no. 7, pp. 39-46. (In Russ.)
3. Bogacheva O.V. Tax potential and regional accounts. Finance, 2015, no. 2, pp. 29-32. (In Russ.)
4. Dyatlova A.F., Nazhmutdinova Z.K. The essence of tax planning in the optimization of tax liabilities. Available at: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=8988. (In Russ.)
5. Ermakova Yu.S. The correlation of tax potential and region's economic development indicators. International accounting, 2019, vol. 22, no. 8 (458), pp. 951-964. DOI: 10.24891/ia.22.8.951. (In Russ.)
6. Ministry of finance management. Available at: http://minfin-samara.ru/perechen-celevyx-statej-oblastnogo-b. (In Russ.)
7. Tax passport of the Volga Region Federal District in 2016-2018. Available at: https://analytic.nalog.ru/ portal/index.ru-RU.htm. (In Russ.)
8. Available at: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm. (In Russ.)
9. Official website of the Plenipotentiary of the President of the Russian Federation in the Volga Federal District. Available at: http://pfo.gov.ru/district. (In Russ.)
10. Khantaeva N.L. Theoretical foundations of taxation: textbook. Ulan Ude: Izdatel'stvo VSGTU, 2016, 96 p. (In Russ.)
11. Shalyukhina M.N. The tax potential of the region: problems of assessment, formation and effective use. Nalogovyi vestnik, 2016, no. 1. Available at: https://www.lawmix.ru/bux/143484. (In Russ.)
12. Shamanin V.I. Methodology for calculating tax potential calculation in the Astrakhan region. Bulletin of the Astrakhan State Technical University. Series: Economics, 2016, no. 2, pp. 99-107.