Научная статья на тему 'Оценка методических подходов к налоговому планированию на региональном уровне'

Оценка методических подходов к налоговому планированию на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
445
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / МЕТОДИКА / ОЦЕНКА / TAX PLANNING / CONSOLIDATED BUDGET / REGIONAL BUDGET / METHODOLOGY / VALUATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мандрощенко О.В., Татаренко А.М.

Предмет. Налоговое планирование на региональном уровне. Цели. Показать значимость и выявить проблемы налогового планирования, оценить экономико-статистические методы планирования налоговых поступлений на региональном уровне. Методология. Методы наименьших квадратов, экспоненциального сглаживания. Результаты. Представлена доказательная база выбора оптимального метода расчета налоговых платежей (на примере Волгоградской области). Проанализированы отдельные показатели социально-экономического развития региона, определены налоговый потенциал, сумма налогов и сборов, подлежащая поступлению непосредственно в бюджет региона. Выводы. Авторы предлагают включить в формулу метода наименьших квадратов коэффициент инфляции; показатель, отражающий дополнительный объем налоговых поступлений в результате изменения законодательства; дополнительные поступления ввиду увеличения прибыли основных налогоплательщиков. Результаты могут использоваться Министерством экономического развития регионов, Федеральной налоговой службой России для разработки концепции экономического развития, налоговой политики, определения прогнозных значений налоговых поступлений в консолидированный бюджет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of methodological approaches to tax planning at the regional level

Subject The article addresses tax planning at the regional level. Objectives The purpose is to show the importance of the issue and identify problems related to tax planning, assess economic and statistical methods for tax revenue planning at the regional level. Methods The study employs the least squares and exponential smoothing methods. Results We analyzed certain indicators of social and economic development of the region, defined the tax potential and determined the amount of taxes and fees that are to be paid directly to the regional budget. Conclusions We offer to include the following in the formula of the least squares method: an inflation factor, indicator reflecting the additional volume of tax revenues as a result of changes in legislation, additional revenues due to an increase in the profits of major taxpayers. The findings may be useful for the Ministry of Economic Development of regions and the Federal Tax Service to formulate the concept of economic development, tax policy, and projected tax revenues to the consolidated budget.

Текст научной работы на тему «Оценка методических подходов к налоговому планированию на региональном уровне»

pISSN 2073-1477 Устойчивое развитие регионов

eISSN 2311-8733

ОЦЕНКА МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К НАЛОГОВОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Ольга Валентиновна МАНДРОЩЕНКО a>', Анна Михайловна ТАТАРЕНКО b

a доктор экономических наук, профессор департамента налоговой политики и таможенно-тарифного

регулирования, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

Москва, Российская Федерация

olga.v-ma@yandex.ru

ORCID: отсутствует

SPIN-код: 5622-4241

b студентка департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования,

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

Москва, Российская Федерация

anna.tatarenko1997@yandex.ru

ORCID: отсутствует

SPIN-код: 8312-8448

' Ответственный автор

История статьи: Аннотация

Получена 17.07.2018 Предмет. Налоговое планирование на региональном уровне.

Получена в доработанном Цели. Показать значимость и выявить проблемы налогового планирования, оценить виде 10.08.2018 экономико-статистические методы планирования налоговых поступлений на

Одобрена 24.08.2018 региональном уровне.

Доступна онлайн Методология. Методы наименьших квадратов, экспоненциального сглаживания.

15.11.2018 Результаты. Представлена доказательная база выбора оптимального метода расчета

налоговых платежей (на примере Волгоградской области). Проанализированы УДК 336.221 (045) отдельные показатели социально-экономического развития региона, определены

JEL: E6, H6 налоговый потенциал, сумма налогов и сборов, подлежащая поступлению

непосредственно в бюджет региона.

Выводы. Авторы предлагают включить в формулу метода наименьших квадратов коэффициент инфляции; показатель, отражающий дополнительный объем налоговых поступлений в результате изменения законодательства; дополнительные поступления Ключевые слова: ввиду увеличения прибыли основных налогоплательщиков. Результаты могут

налоговое планирование, использоваться Министерством экономического развития регионов, Федеральной консолидированный бюджет, налоговой службой России для разработки концепции экономического развития, региональный бюджет, налоговой политики, определения прогнозных значений налоговых поступлений в методика, оценка консолидированный бюджет.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018

Для цитирования: Мандрощенко О.В., Татаренко А.М. Оценка методических подходов к налоговому планированию на региональном уровне // Региональная экономика: теория и практика. - 2018. - Т. 16, № 11. -С. 2059 - 2074.

https://doi.org/10.24891/re. 16. 11.2059

Налоговое планирование на мезоуровне является важнейшим направлением обеспечения полноты поступлений налоговых доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации, так как одной из основных функций налогов является фискальная, связанная с финансовым обеспечением

деятельности государства и муниципальных образований.

В настоящее время налоговое планирование выступает как инструмент, который помогает государственным органам оперативно и своевременно реагировать на изменения макроэкономических показателей и принимать

соответствующие меры для поддержания стабильного роста налоговых поступлений, создания конструктивной системы налоговых льгот и преференций1.

Ввиду наличия существенной дифференциации уровня социально-экономического развития регионов РФ возникает необходимость в механизме, позволяющем с высокой точностью оценивать и определять плановые значения налоговых поступлений с учетом ряда влияющих факторов2.

При планировании налоговых поступлений в бюджет региона важную роль играют определение и оценка налогового потенциала субъекта РФ [1-3]. Данное положение обусловлено тем, что налоговый потенциал региона позволяет обеспечить обоснованность показателей при планировании налоговых поступлений.

Для того чтобы провести оценку налогового потенциала, необходимо проанализировать показатели, определяющие социально-экономическое положение региона. Проанализируем основные показатели социально-экономического положения региона на примере Волгоградской области.

Динамика численности населения и уровня занятости. Показатель численности населения влияет на объем налоговых поступлений в бюджет региона в части налога на доходы физических лиц (табл. 1).

Большая часть представленных показателей имеют отрицательную динамику. Так, численность экономически активного населения в 2016 г. снизилась на 1,5% по сравнению с 2015 г. Количество индивидуальных предпринимателей имеет положительную динамику, что благоприятно сказывается на поступлении налогов в связи с применением специальных налоговых режимов. Что касается количества

1 Андрианова И.Д. Зарубежный опыт стратегического планирования. В кн.: Современные тенденции развития науки и технологий: сборник научных трудов по материалам IV Международной научно-практической конференции. В 6 ч. Белгород: АПНИ, 2015. Ч. 5. С. 10-11.

2 Мейлиев О.Р. Вопросы расширения налогового потенциала регионов // Вестник современной науки. 2016. № 4-1.

С.114-117.

организаций, то можно заметить, что данный показатель с каждым годом снижается в связи с ликвидацией компаний. При этом существенное снижение приходится на 2016 г. (9,5%), что негативно влияет на налоговый потенциал Волгоградской области.

Объем прибыли прибыльных организаций. Данный показатель является определяющим фактором при прогнозировании поступлений по налогу на прибыль, так как объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Следовательно, увеличение прибыли компаний приводит к увеличению поступлений налога на прибыль организаций. Проанализируем данный показатель в целях дальнейшего обоснования поступлений по налогу на прибыль (рис. 1).

Динамика объема прибыли прибыльных организаций за 2013-2016 гг. показывает увеличение рассматриваемого показателя за указанный период. Однако в 2016 г. произошло снижение показателя на 42,6%. Данное явление связано преимущественно со снижением количества организаций в данном периоде (на 9,5%). Следовательно, можно прогнозировать снижение налогового потенциала Волгоградской области за счет отрицательной динамики данного показателя.

Уровень валового регионального продукта (далее - ВРП). Налоговые поступления в региональный бюджет тесно связаны с результатами экономической деятельности, показателем которых является ВРП. Как было отмечено ранее, уровень ВРП относится к внутренним экономическим факторам налогового потенциала региона. Динамика ВРП представлена на рис. 2.

Динамика ВРП Волгоградской области имеет положительную тенденцию. Следовательно, можно сделать вывод, что происходит прирост стоимости, созданной на территории субъекта.

Несмотря на важную роль ВРП при определении налогового потенциала субъектов РФ, существует ряд проблем, связанных с расчетом данного показателя, что не позволяет объективно оценить уровень экономического

развития субъекта. Так, при расчете ВРП не учитываются следующие элементы [4]: добавленная стоимость видов экономической деятельности, оказывающих коллективные нерыночные услуги обществу в целом, добавленная стоимость услуг финансовых посредников, добавленная стоимость услуг внешней торговли. Исходя из этого, можно полагать, что уровень ВРП не позволяет оценить уровень экономического развития региона в полном объеме для целей планирования налоговых поступлений в бюджет региона.

Развитие видов экономической деятельности. При оценке налогового потенциала субъекта необходимо учесть строительство крупных объектов. Как известно, строительство требует использования значительного объема финансовых ресурсов. Во время строительства исполнитель заключает ряд договоров (договоры подряда, аренды и иные), имеющих налоговые последствия. Исходя из этого, можно предположить, что налоговые обязательства поставщиков товаров, работ и услуг значительно увеличатся.

Таким образом, рассмотренные показатели и факторы развития позволят объективно оценить налоговый потенциал Волгоградской области и учесть важнейшие экономические процессы.

Для расчета налогового потенциала воспользуемся следующей формулой3:

НПР = Фнп + Знп + Лн + Дн + Пн, (1)

где НПР - налоговый потенциал региона; Фнп - фактический объем налоговых поступлений; Знп - прирост задолженности по налоговым платежам за период; Лн - сумма налогов, приходящаяся на льготы и преференции в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством; Дн - суммы налогов, дополнительно начисленных по результатам контрольной работы налоговых органов; Пн - недопоступления по теневому сектору экономики.

3 Лавренчук Е.Н. Методики расчета налогового потенциала. В кн.: Новая индустриализация и умная экономика: вызовы и возможности. Материалы Пермского конгресса ученых-экономистов. В 2 т. Пермь: ПГНИУ, 2015. Т. 2. С. 132-136.

Приведем данные, необходимые для расчета фактического налогового потенциала.

Фактический объем налоговых поступлений (Фнп). Рассмотрим объем поступлений в бюджет Волгоградской области в разрезе налогов за 2017 г. (табл. 2). Указанная таблица, составленная на основе документа «Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» (форма 1-НМ)4, показывает, что объем налогов, фактически поступивших с территории субъекта в бюджеты бюджетной системы РФ, составил 160,2 млрд руб., что на 21,6% больше, чем в 2016 г. Данная тенденция обусловлена увеличением поступлений по всем налогам, за исключением земельного налога (-5,3%).

Прирост задолженности по налоговым платежам за период (Знп). Анализируя документ «Отчет о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации» (форма 4-НМ)5, можно заметить отсутствие прироста задолженности. Так, в 2016 г. задолженность составила 54,5 млн руб., а в 2017 г. сократилась на 7,9% и составила 50,2 млн руб.

Сумма налогов, приходящаяся на льготы и преференции (Лн). В 2017 г. размер налоговых льгот составил 5 572,6 млн руб6. Ежегодно Комитет экономической политики и развития Волгоградской области публикует отчет об эффективности налоговых льгот,

предоставляемых на территории субъекта. При этом, можно наблюдать существенное

4 Форма № 1-НМ (ежемесячная) «Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации». URL: http://base.garant.ru/57425839/f52b32b623103013c77c8c31 9c288f45/

5 Приложение 4. Форма № 4-НМ (ежемесячная) «Отчет о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации». Утверждено приказом ФНС России от 28.12.2006

№ САЭ-3-10/904 ( с изменениями от 07.05.2007). URL:

http://base.garant.ru/5226788/172a6d689833ce3e42dc0a8a7b3cdd

f9/

6 Комитет экономической политики и развития

Волгоградской области. Анализ эффективности налоговых льгот. URL: http://economics.volgograd.ru/current-activity/analytics/analiz-effektivnosti-nalogovykh-lgot/

увеличение общего размера льгот в 2017 г. (на 60,9%).

Суммы налогов, дополнительно начисленных по результатам контрольной работы налоговых органов (Дн). В 2016 г. по результатам налоговых проверок было доначислено 8 277,9 млн руб., в 2017 г. -7 485,6 млн руб. (снижение на 9,6%)7.

Налоговые потери по теневому сектору экономики (Пн). На современном этапе развития вопрос функционирования теневого сектора экономики является актуальным. Главным образом данная проблема затрагивает налоговые поступления по НДФЛ, преимущественно в связи с тем, что значительная часть населения регионов занята в неформальных секторах экономики [5-9].

В экономической литературе приведены перечни различных методов расчета коэффициента теневой экономики. Ввиду некорректности многих формул определить коэффициент теневой экономики с высокой долей точности проблематично [10-14]. Следовательно, с учетом коэффициента в масштабах России, который составляет 39% ВВП, и среднего коэффициента по субъектам РФ (14-15%), а также динамики данного показателя в Волгоградской области для расчетов примем долю теневого сектора равную 25%.

Подставив полученные данные в формулу налогового потенциала, имеем следующий результат:

НПР2017 = 160 218,2 млн руб. + 5 572 млн руб.+ + 7 485,6 млн руб. + 25%-745 512,8 млн руб. = = 359 654 млн руб.

Таким образом, проанализировав социально-экономическое положение и функционирование механизма налогообложения на территории Волгоградской области, можно сделать вывод, что регион обладает высоким налоговым потенциалом. Механизм налогообложения функционирует эффективно, что обусловлено данными по мероприятиям налогового контроля.

7 Федеральная налоговая служба. Отчет по форме № 2-НК за 2016 год. URL:

https://www.nalog.ru/rn34/related_activities/statistics_and_analyti cs/forms/6097559/

Оценив налоговый потенциал Волгоградской области, целесообразно рассчитать прогнозные значения налоговых поступлений экономико - статистическими и математическими методами. Так, в исследовании использованы методы экспоненциального сглаживания и

наименьших квадратов для расчета прогнозных значений налоговых поступлений с территории Волгоградской области в 2017 г.

На начальном этапе планирования налоговых поступлений на региональном уровне рассматриваемые в исследовании модели были проверены на значимость и корректность.

Так, с помощью программы Microsoft Excel были проведены тесты на статистическую значимость модели и регрессионных коэффициентов. Полученные результаты позволяют утверждать, что рассматриваемые модели являются статистически значимыми. Кроме того, проанализировав коэффициент детерминации (0,96), можно сделать вывод, что модель корректно описывает сложившуюся ситуацию.

Для описания дальнейших расчетов необходимо привести временной ряд (табл. 3).

Для расчета прогнозного значения методом экспоненциального сглаживания необходимо применить следующую формулу:

Прогнозн

yt + (1-а) Ut , (2)

где Прогнознп - прогнозный объем налоговых поступлений; а - параметр сглаживания; У1 - фактическое значение исследуемого показателя за период, предшествующий прогнозному; и - экспоненциально-

взвешенная

средняя

для

периода,

предшествующего прогнозному8.

Параметр сглаживания определяется исходя из длины интервала сглаживания, то есть по формуле:

а-

2

n +1

, (3)

8 Новикова Н.В., Поздеева О.Г. Прогнозирование национальной экономики: Учебно-методическое пособие.

Екатеринбург: УГЭУ, 2007. 137 с.

где п - число наблюдений в интервале сглаживания.

В данном случае п принимаем равным 7. Исходя из этого получаем:

2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а=—^— = 0,25 . 7 +1 '

Для того чтобы получить значение экспоненциально-взвешенной средней для периода, предшествующего прогнозному, и необходимо рассчитать для каждого периода, начиная с 2010 г. Так, результаты расчетов данного показателя представлены в виде табл. 4. Для начального периода (2010 г.) экспоненциально-взвешенная средняя

рассчитывается как среднее арифметическое.

Результаты расчетов показывают, что объем налоговых поступлений в 2017 г. должен составить 112 121 340 тыс. руб.

Анализируя общую тенденцию налоговых поступлений в бюджет субъекта, можно сделать вывод, что полученное значение не соответствует сложившейся динамике. Для того чтобы убедиться в точности прогноза, рассчитаем относительную погрешность е по формуле:

1 ± (Ы) ,00.

yt

. (4)

Целесообразно представить расчет в виде табл. 5.

Таким образом, средняя относительная ошибка (погрешность) равна 89,8/7=12,8%. При этом рассчитанная погрешность превышает максимальное значение приемлемой погрешности, которое, как правило, составляет 10%. Исходя из этого можно полагать, что метод экспоненциального сглаживания не позволяет осуществить планирование налоговых поступлений с высокой долей точности.

Кроме того, если анализировать стабильную положительную динамику налоговых поступлений за предыдущие периоды, то можно заметить, что полученный показатель (112,1 млрд руб.) не соответствует

сложившейся ситуации и, более того, оказался существенно ниже суммы, поступившей с территории региона в 2017 г., что не соответствует действительности, поскольку в 2017 г. фактически с территории Волгоградской области в бюджеты бюджетной системы РФ поступило около 160 млрд руб.

Можно сделать вывод, что данный метод существенным образом зависит от объема данных и его применение некорректно для целей планирования налоговых поступлений.

Произведем расчеты аналогичного показателя с помощью метода наименьших квадратов. Данный метод, как и метод экспоненциального сглаживания, относится к группе методов экстраполяции.

Суть метода наименьших квадратов состоит в минимизации суммы квадратических отклонений между наблюдаемыми и расчетными величинами. При этом расчетные величины определяются в соответствии с уравнением регрессии. Сокращение расстояния (разницы) между фактическими показателями и расчетными указывает на точность прогноза, построенного на основе уравнения регрессии9.

Формула для расчета прогнозного значения имеет вид: Yt+1=a•X+b, где ^+1 - прогнозное значение; а, Ь - коэффициенты; X - условное обозначение времени.

Коэффициенты а и Ь, в свою очередь, рассчитываются по формулам:

п п п

X ^ф X)-(X XX Yф)/r

a =-

i=i

i=i i=i

n n

r2

X X2-(X X)/n

i = 1

i=1

X Yф aX X

b =

i =1

i=1

, (5)

где Yф - соответствующее значение временного ряда (объем налоговых поступлений); Х -условное обозначение времени; п - число наблюдений в интервале сглаживания.

9 Там же.

е

n

n

Расчет элементов данных формул представлен в табл. 6.

В итоге получены следующие результаты:

а = 7 850 977 ,

Ь = 73 212 261 .

В свою очередь, сумма налоговых поступлений в 2017 г. в соответствии с данной методикой составит:

У+1 = аХ+Ь = 7 850 977-8+73 212 261 = = 136 020 081 тыс. руб.

Таким образом, если анализировать тенденцию поступлений с территории Волгоградской области, то можно заметить, что спланированный показатель соответствует сложившейся динамике за предыдущие периоды.

Для определения степени точности полученных результатов рассчитаем относительную погрешность (табл. 7).

На основе полученных расчетов средняя относительная ошибка равна 13,8/7=1,97%. Так как ошибка меньше 10%, то точность прогноза является высокой. Следовательно, данный метод целесообразно применять при планировании налоговых поступлений. Кроме того, плановый показатель на 2017 г. составил 136 млрд руб., тогда как фактически Волгоградская область в 2017 г. обеспечила около 160 млрд руб. налоговых поступлений.

Таким образом, применение метода наименьших квадратов возможно для целей планирования налоговых поступлений на региональном уровне.

Несмотря на положительные результаты применения указанного метода, необходимо учесть наличие факторов, влияние которых не предусматривает метод наименьших квадратов.

Во-первых, данный метод не учитывает изменения в законодательстве. Так, на современном этапе развития, в соответствии с налоговым законодательством, субъекты РФ имеют возможность устанавливать иные

ставки налога, но не ниже предусмотренных законодательством.

Во-вторых, внутренним экономическим фактором, способным оказать существенное влияние на налоговые поступления, является развитие определенных видов экономической деятельности. Данный фактор не учитывается при планировании налоговых поступлений, что снижает точность.

Исходя из того, что метод наименьших квадратов имеет низкий уровень погрешности, определим суммы налогов и сборов, которые поступят непосредственно в бюджет субъекта после межбюджетного распределения в соответствии с установленными нормативами распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ.

На основе приведенного описания процесса планирования и формул представим расчеты в табл. 8.

В итоге получены следующие результаты:

а=4 730 650 ,

Ь = 35 371 051 .

В свою очередь, сумма налоговых поступлений в бюджет региона в 2017 г. в соответствии с данной методикой составит:

Я+1 = аХ+Ь = 4 730 650-8+35 371 051 = = 73 216 251 тыс. руб.

Подводя итоги, необходимо отметить, что фактически в бюджет Волгоградской области в 2017 г. поступило 70 474 724 тыс. руб., а планировалось 73 216 251 тыс. руб.

На основе имеющихся данных определим налоговые поступления в соответствии с алгоритмами, представленными в Методике прогнозирования поступлений доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации, утвержденной приказом ФНС России от 15 января 2018 г10.

10 Приказ ФНС России от 15.01.2018 № ММВ-7-1/4@ «Об утверждении Методики прогнозирования поступлений доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период». URL: http://www. consultant. ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc&base=EXP&n=711944#08692796626851077

Ввиду того, что в утвержденной Методике представлены формулы для каждого налога, рассчитаем поступления по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет Волгоградской области.

Приведем необходимые данные в табл. 9.

Произведем необходимые расчеты:

ПрибЬШЬосн. = (УНВосн.^)^Ксоб. + (Рперерасчег^Ксоб.) +

+ Кр. - ^ьют. , (6)

где ШВосн. - сумма налоговой базы для исчисления налога на прибыль по основной ставке, тыс. руб.; S - ставка налога, %; Рперерасчет - сумма налога по годовым перерасчетам, тыс. рублей; Кр. - объем поступлений по итогам контрольной работы налоговых органов, тыс. руб.; Улыгот. - сумма налога, приходящаяся на льготы и преференции, тыс. руб.; Ксоб. - уровень собираемости налога за предыдущий период, %.

Так, прибыльосн=24 645 401тыс. руб.

Прибыль^ = Прибыль^. + Прибыль^ ± F, (7)

где прибыльорг. - сумма налога на прибыль организаций, тыс. руб.; прибыльосн. - сумма налога на прибыль организаций, облагаемая по основной налоговой ставке, тыс. руб.; прибыльСРШ - сумма налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции по проекту Сахалин-1, тыс. руб. (равна нулю, так как в данном регионе отсутствуют соглашения о разделе продукции по указанному проекту); F -корректирующая сумма поступлений, учитывающая изменения законодательства о налогах и сборах, тыс. руб.

Приб.орг. = 24 645 401 тыс. руб.

Приб.рфрф = (Урф, рФ^ТЛриб/йрф, рф)Ксо& ± F, (8)

где приб.РФ, РФ - сумма налога на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями, тыс. руб.; Урф, рф - объем доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями, за аналогичный период прошлого года, тыс. руб.; Тприб. - темпы изменения прибыли прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета, %; Ксоб. -уровень собираемости налога за предыдущий период, %.

В соответствии с данной формулой Приб.РФ, рф= 204 092 тыс. руб.

Таким образом, сложим полученные результаты:

Налог на прибыль=24 645 401+204 092 = = 24 645 401 тыс. руб.

Фактически в бюджет региона в 2017 г. поступило налога на прибыль организаций 20 103 961 тыс. руб., в то время как плановый показатель равен 24 645 401 тыс. руб. Отклонение с точки зрения выполнения бюджета существенное.

Таким образом, метод наименьших квадратов позволяет с высокой долей точности планировать налоговые поступления в бюджет региона, несмотря на недостатки. Данный метод следует применять в исследованиях, связанных с определением плановых значений, так как важным критерием при подобных расчетах является высокая доля точности полученных результатов.

Таблица 1 Состав населения

Table 1

Population structure

Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2015 г. к 2014 г.,% 2016 г. к 2015 г.,%

Численность населения, чел. 2 557 397 2 545 937 2 535 202 99,6 99,6

Экономически активное 1 316,4 1 308 1 288,6 99,4 98,5

население, тыс. чел.

Занятые, тыс. чел. 1 229,7 1 213,3 1 200,6 98,7 99

Безработные, тыс. чел. 86,6 94,7 88 109,4 92,9

Физические лица, чел. - 2 599 700 2 687 804 - 103,4

Индивидуальные 58 100 59 008 59 669 101,6 101,1

предприниматели, чел.

Организации, ед. 53 300 52 993 47 983 99,4 90,5

Источник: Федеральная налоговая служба. Налоговая аналитика. URL: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm

Source: Federal Tax Service of Russia. Tax analytics.

URL: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (In Russ.)

Таблица 2

Объем налоговых поступлений в 2017 г.

Table 2

Tax revenues in 2017

Администрируемые доходы Объем налоговых поступлений с территории Волгоградской области

млн руб. % к предыдущему году

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общее поступление доходов 160 218,2 121,6

Налог на прибыль 21 707 103,2

НДФЛ 29 839,8 101,7

НДС 13 979,3 150,2

Акцизы 61 322,5 145

Налог на имущество физических лиц 803,1 145,4

Налог на имущество организаций 7 286,4 104,1

Транспортный налог 1 774,6 109,4

Земельный налог 2 574,8 94,7

НДПИ 13 675,1 126,5

Остальные налоги и сборы 7 255,6 102,4

Источник: авторская разработка

Source: Authoring

Таблица 3

Налоговые поступления в бюджет Волгоградской области в 2010-2016 гг.

Table 3

Tax revenues to the budget of the Volgograd Oblast in 2010-2016

Период Значение, тыс. руб.

2010 80 464 894

2011 92 831 403

2012 95 216 647

2013 103 670 303

2014 109 692 850

2015 118 902 647

2016 131 534 453

Источник: авторская разработка

Source: Authoring

Таблица 4 Расчет прогнозного значения (метод экспоненциального сглаживания)

Table 4 Projected value calculation (the exponential smoothing method)

Период Фактическое значение, тыс. руб. Расчет Результат, тыс. руб.

2010 80 464 894 (80 464 894+...+131 534 453)/7 104 616 171

2011 92 831 403 0,25-80 464 894+(1-0,25)-104 616 171 98 578 352

2012 95 216 647 0,25-92 831 403+(1-0,25)-98 578 352 97 141 615

2013 103 670 303 0,25-95 216 647+(1-0,25)-97 141 615 96 660 373

2014 109 692 850 0,25-103 670 303+(1-0,25)-96 660 373 98 412 855

2015 118 902 647 0,25-109 692 850+(1-0,25)-98 412 855 101 232 854

2016 131 534 453 0,25-118 902 647+(1-0,25)-101 232 854 105 650 302

2017 - 0,25-131 534 453+(1-0,25)-105 650 302 112 121 340

Источник: авторская разработка

Source: Authoring

Таблица 5 Расчет погрешности (метод экспоненциального сглаживания)

Table 5 Error calculation (the exponential smoothing method)

Период Фактическое значение, тыс. руб. Экспоненциально-взвешенная средняя, тыс. руб. Относительная величина

2010 80 464 894 104 616 171 30

2011 92 831 403 98 578 352 6,2

2012 95 216 647 97 141 615 2,0

2013 103 670 303 96 660 373 6,76

2014 109 692 850 98 412 855 10,3

2015 118 902 647 101 232 854 14,9

2016 131 534 453 105 650 302 19,7

Всего... - - 89,8

Источник: авторская разработка

Source: Authoring

Таблица 6

Данные для расчета коэффициентов а и Ь (метод экспоненциального сглаживания)

Table 6

Data for coefficients a and b calculation (the exponential smoothing method)

Период Объем налоговых поступлений (Уф), тыс. руб. Условное обозначение времени (X) Yф•X Х2

2010 80 464 894 1 80 464 894 1

2011 92 831 403 2 185 662 806 4

2012 95 216 647 3 285 649 941 9

2013 103 670 303 4 414 681 212 16

2014 109 692 850 5 548 464 250 25

2015 118 902 647 6 713 415 882 36

2016 131 534 453 7 920 741 171 49

2017 - 8 - -

Всего... 732 313197 28 3149 080 156 140

Источник: авторская разработка

Source: Authoring Таблица 7

Расчет погрешности (метод наименьших квадратов)

Table 7

Error calculation (the least square method)

Период Фактическое значение, тыс. руб. Прогноз, тыс. руб. Относительная величина

2010 80 464 894 81 063 239 0,7

2011 92 831 403 88 914 216 4,2

2012 95 216 647 96 765 194 1,6

2013 103 670 303 104 616 171 0,9

2014 109 692 850 112 467 148 2,5

2015 118 902 647 120 318 126 1,2

2016 131 534 453 128 169 103 2,6

Всего... - - 13,8

Источник: авторская разработка

Source: Authoring Таблица 8

Данные для расчета коэффициентов a и b (метод наименьших квадратов)

Table 8

Data for coefficients a and b calculation (the least square method)

Период Объем налоговых поступлений (Уф), тыс. руб. Условное обозначение времени (X) Yф•X Х2

2010 42 099 047 1 42 099 047 1

2011 43 782 456 2 87 564 912 4

2012 50 580 184 3 151 740 552 9

2013 50 139 205 4 200 556 820 16

2014 59 828 462 5 299 142 310 25

2015 63 806 656 6 382 839 936 36

2016 69 819 553 7 488 736 871 49

2017 - 8 - -

Всего... 380 055 563 28 1 652 680 448 140

Источник: авторская разработка

Source: Authoring

Таблица 9

Данные для расчетов поступлений по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет Волгоградской области

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Table 9

Data to calculate revenues from corporate income tax payable as revenue to the budget of the Volgograd Oblast

Показатель Значение

Объем налоговой базы, тыс. руб. 97 103 265

Коэффициент собираемости (уплачено налога/начислено налога) 0,98

Объем льгот и преференций, тыс. руб. 1 872 489

Объем доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций 1 572 115

российскими организациями за аналогичный период прошлого года, тыс. руб.

Темпы изменения прибыли прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета 1,98%

Объем доходов, полученных в виде дивидендов от иностранных организаций 1 919 829

российскими организациями, за аналогичный период прошлого года, тыс. руб.

Поступило по результатам контрольной работы, тыс. руб. 7 485 650

Источник: Федеральная налоговая служба. Отчет по форме № 2-НК за 2016 г. URL: https://www.nalog.ru^rn34/related_activities/statistics_and_analytics/forms/6097559/

Source: Federal Tax Service. Form #2-NK report for 2016.

URL: https://www.nalog.ru^rn34/related_activities/statistics_and_analytics/forms/6097559/ (In Russ.) Рисунок 1

Прибыль организаций (2013-2016 гг.), млрд руб. Figure 1

Profit of organizations (2013-2016), billion RUB

120 100 80 60 40 20 0

2013 2014 2015 2016

Источник: Федеральная налоговая служба. Налоговая аналитика. URL: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm

Source: Federal Tax Service of Russia. Tax analytics. URL: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (In Russ.)

98,6

72,84

_ и И

■ I I I

2069

Рисунок 2

Валовой региональный продукт Волгоградской области (2013-2016 гг.), млн руб. Figure 2

Gross regional product of the Volgograd Oblast (2013-2016), million RUB

sooooo

700000 600000 500000 400000 300000 200000 100000 0

T 15409,6

73-5293,1

743283,7

607472,2

2013 2014 2015 2016

Источник: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области. URL: http://volgastat.gks.ru

Source: Territorial body of the Federal State Statistics Service in the Volgograd Oblast. URL: http://volgastat.gks.ru (In Russ.)

Список литературы

1. Дзобелова В.Б., Беркаева А.К. Планирование налоговых поступлений в бюджет региона на базе имеющегося налогового потенциала // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. Т. 3. № 11. С. 77-85.

2. Игонина Л.Л., Кусраева Д.Э. О методиках оценки налогового потенциала региона - субъекта РФ // TERRA ECONOMICUS. 2009. Т. 7. № 4. Ч. 2. С. 197-201.

URL: https://cyberleninka.ru/article/v/o-metodikah-otsenki-nalogovogo-potentsiala-regiona-subekta-rf

3. Исрапилов Х.А., Сулейманов М.М. Налоговый потенциал региона: экономическое содержание и структурно-функциональная организация // Налоги и налогообложение. 2017. № 6. С. 58-70. URL: https://doi.Org/10.7256/2454-065X.2017.6.23652

4. Бубнов В.А. Расчет валового регионального продукта на основе данных налогового учета // Известия Уральского государственного экономического университета. 2015. № 5. С. 58-68. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/raschet-valovogo-regionalnogo-produkta-na-osnove-dannyh-nalogovogo-ucheta

5. Архипцева Л.М. Анализ налоговых поступлений // Налоги и налогообложение. 2008. № 5. С. 70-76.

6. Балог М.М., Демидова С.Е., Троян В.В. Динамика теневой экономики в контексте угроз финансовой безопасности региона // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2017. № 6. С. 112-133. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/dinamika-tenevoy-ekonomiki-v-kontekste-ugroz-finansovoy-bezopasnosti-regiona

7. Гончаренко Л.И., Мельникова Н.П., Тихонова А.В. Панельная дискуссия «Новый облик налоговой системы России: как не навредить социально-экономическому развитию страны» // Экономика. Налоги. Право. 2018. Т. 11. № 1. С. 134-143.

URL: https://cyberleninka.ru/article/v/panelnaya-diskussiya-novyy-oblik-nalogovoy-sistemy-rossii-kak-ne-navredit-sotsialno-ekonomicheskomu-razvitiyu-strany

8. Исрапилов Х.А., Сулейманов М.М. Влияние моделей налогового федерализма на уровень налогового потенциала регионов РФ // Финансы и кредит. 2016. Т. 22. Вып. 27. С. 46-60. URL: https://cyberlemnka.ru/artide/v/vnyame-modeley-nalogovogo-federalizma-na-uroven-nalogovogo-potentsiala-regionov-rf

9. Малис Н.И. Налоговые доходы региональных бюджетов: проблемы и перспективы // Налоги и финансы. 2017. № 2. С. 44-48. URL: http://www.nalogprof.ru/uploads/nalogi/84.pdf

10. Мандрощенко О.В. Основные подходы к оценке эффективности налоговых льгот // Бухгалтер и закон. 2017. № 2. С. 34-45.URL: https://cyberleninka.ru/article/v/osnovnye-podhody-k-otsenke-effektivnosti-nalogovyh-lgot-1

11. Меских К.Л. Основы планирования бюджетных назначений в налоговых органах // Финансы и кредит. 2010. Т. 16. Вып. 3. С. 64-68. URL: https://cyberleninka.ru/article7v/osnovy-planirovaniya-byudzhetnyh-naznacheniy-v-nalogovyh-organah

12. Пугачев А.А. Налоговый потенциал регионов: динамика развития // Финансы. 2017. № 3. С. 39-42.

13. Савина О.Н. Формирование доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в условиях моратория на повышение налоговой нагрузки: региональный аспект // Региональная экономика: теория и практика. 2016. Т. 14. Вып. 3. С. 4-15.

URL: https://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-dohodov-byudzhetov-byudzhetnoy-sistemy-rossiyskoy-federatsii-v-usloviyah-moratoriya-na-povyshenie-nalogovoy-nagruzki

14. Федотов Д.Ю., Невзорова Е.К., Орлова Е.Н. Налоговый метод расчета величины теневой экономики российских регионов // Финансы и кредит. 2016. Т. 22. Вып. 15. С. 20-33. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/nalogovyy-metod-rascheta-velichiny-tenevoy-ekonomiki-rossiyskih-regionov

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном

отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было

третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.

Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных,

написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

pISSN 2073-1477 Sustainable Development of Regions

elSSN 2311-8733

EVALUATION OF METHODOLOGICAL APPROACHES TO TAX PLANNING AT THE REGIONAL LEVEL

Ol'ga V. MANDROSHCHENKO Anna M. TATARENKO b

a Financial University under Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation

olga.v-ma@yandex.ru

ORCID: not available

b Financial University under Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation

anna.tatarenko1997@yandex.ru

ORCID: not available

• Corresponding author

Article history:

Received 17 July 2018 Received in revised form 10 August 2018 Accepted 24 August 2018 Available online 15 November 2018

JEL classification: E6, H6

Keywords: tax planning, consolidated budget, regional budget, methodology, valuation

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2018

Abstract

Subject The article addresses tax planning at the regional level.

Objectives The purpose is to show the importance of the issue and identify problems related to tax planning, assess economic and statistical methods for tax revenue planning at the regional level.

Methods The study employs the least squares and exponential smoothing methods. Results We analyzed certain indicators of social and economic development of the region, defined the tax potential and determined the amount of taxes and fees that are to be paid directly to the regional budget.

Conclusions We offer to include the following in the formula of the least squares method: an inflation factor, indicator reflecting the additional volume of tax revenues as a result of changes in legislation, additional revenues due to an increase in the profits of major taxpayers. The findings may be useful for the Ministry of Economic Development of regions and the Federal Tax Service to formulate the concept of economic development, tax policy, and projected tax revenues to the consolidated budget.

Please cite this article as: Mandroshchenko O.V., Tatarenko A.M. Evaluation of Methodological Approaches to Tax Planning at the Regional Level. Regional Economics: Theory and Practice, 2018, vol. 16, iss. 11, pp. 2059-2074. https://doi.org/10.24891/re. 16.11.2059

References

1. Dzobelova V.B., Berkaeva A.K. [Planning of tax revenues in the regional budget on the basis of existing tax capacity]. Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya, 2017, vol. 3, iss. 11, pp. 77-85. (In Russ.)

2. Igonina L.L., Kusraeva D.E. [On methods to estimate taxable capacity of the region - subject of the RF]. TERRA ECONOMICUS, 2009, vol. 7, no. 4, part 2, pp. 197-201.

URL: https://cyberleninka.ru/article/v/o-metodikah-otsenki-nalogovogo-potentsiala-regiona-subekta-rf (In Russ.)

3. Israpilov K.A., Suleimanov M.M. [Taxable capacity of the region: Economic substance and structural-functional organization]. Nalogi i nalogooblozhenie = Taxes and Taxation, 2017, no. 6, pp. 58-70. (In Russ.) URL: https://doi.org/10.7256/2454-065X.2017.6.23652

4. Bubnov V.A. [Calculation of Gross Regional Product on the basis of tax accounting data]. Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta = Journal of Ural State University of Economics, 2015, no. 5, pp. 58-68. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/raschet-valovogo-regionalnogo-produkta-na-osnove-dannyh-nalogovogo-ucheta (In Russ.)

5. Arkhiptseva L.M. [Analysis of tax revenue]. Nalogi i nalogooblozhenie = Taxes and Taxation, 2008, no. 5, pp. 70-76. (In Russ.)

6. Balog M.M., Demidova S.E., Troyan V.V. [Shadow economy dynamics in context of threats to regional financial security]. ETAP: ekonomicheskaya teoriya, analiz, praktika = ETAP: Economic Theory, Analysis, and Practice, 2017, no. 6, pp. 112-133.

URL: https://cyberleninka.ru/article/v/dinamika-tenevoy-ekonomiki-v-kontekste-ugroz-finansovoy-bezopasnosti-regiona (In Russ.)

7. Goncharenko L.I., Mel'nikova N.P., Tikhonova A.V. [A panel discussion The New Image of Russian Taxation System: How to do no harm to the country's social and economical development]. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics. Taxes. Law, 2018, vol. 11, no. 1,

pp. 134-143. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/panelnaya-diskussiya-novyy-oblik-nalogovoy-sistemy-rossii-kak-ne-navredit-sotsialno-ekonomicheskomu-razvitiyu-strany (In Russ.)

8. Israpilov Kh.A., Suleimanov M.M. [The impact of models of fiscal federalism on the taxable capacity level of Russian regions]. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2016, vol. 22, iss. 27, pp. 46-60. URL: https://cyberleninka.ru/article/v7vliyanie-modeley-nalogovogo-federalizma-na-uroven-nalogovogo-potentsiala-regionov-rf (In Russ.)

9. Malis N.I. [Tax revenues of regional budgets: Problems and prospects]. Nalogi i finansy = Taxes and Finances, 2017, no. 2, pp. 44-48. URL: http://www.nalogprof.ru/uploads/nalogi/84.pdf

(In Russ.)

10. Mandroshchenko O.V. [Main approaches to assessing the efficiency of tax benefits]. Bukhgalter i zakon = Accountant and Law, 2017, no. 2, pp. 34-45.

URL: https://cyberleninka.ru/article/v/osnovnye-podhody-k-otsenke-effektivnosti-nalogovyh-lgot-1 (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Meskikh K.L. [Framework for tax revenues planning in tax authorities and their implementation]. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2010, vol. 16, iss. 3, pp. 64-68.

URL: https://cyberleninka.ru/article/v/osnovy-planirovaniya-byudzhetnyh-naznacheniy-v-nalogovyh-organah (In Russ.)

12. Pugachev A.A. [Taxable capacity of regions: Development pattern]. Finansy = Finance, 2017, no. 3, pp. 39-42. (In Russ.)

13. Savina O.N. [The budget system of the Russian Federation: Budget income generation in the context of the moratorium on raising the tax burden: A regional perspective]. Regionalnaya ekonomika: teoriya i praktika = Regional Economics: Theory and Practice, 2016, vol. 14, iss. 3, pp. 4-15. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-dohodov-byudzhetov-byudzhetnoy-sistemy-rossiyskoy-federatsii-v-usloviyah-moratoriya-na-povyshenie-nalogovoy-nagruzki

(In Russ.)

14. Fedotov D.Yu., Nevzorova E.N., Orlova E.N. [A tax method to calculate the value of the shadow economy of Russian regions]. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2016, vol. 22, iss. 15,

pp. 20-33. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/nalogovyy-metod-rascheta-velichiny-tenevoy-ekonomiki-rossiyskih-regionov (In Russ.)

Conflict-of-interest notification

We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.