М.А. Олейник - старший преподаватель кафедры аудита, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
Oleynik Margarita Anatolievna - senior lecturer of the audit department, Kuban State Agrarian University;
Д.Р.Агирова - студент Кубанского государственного аграрного университета, [email protected],
D.R. Agirova - student of the Kuban State Agrarian University;
Л.Б. Абазалиева - студент Кубанского государственного аграрного университета [email protected],
L.B. Abazalieva - student of the Kuban State Agrarian University.
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОГО ПАСПОРТА РЕГИОНА JUSTIFICATION FOR THE APPLICATION OF THE TAX PASSPORT OF THE REGION
Аннотация. В статье рассматриваются статистические и налоговые показатели, влияющие на формирование налогового потенциала Краснодарского края. Проведен анализ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, а также дана оценка налогового потенциала и налоговой нагрузки как по отдельным видам налогов, так и по видам экономической деятельности. Автор определяет Налоговый паспорт региона как комплексный документ, содержащий сведения о налоговом потенциале рассматриваемого региона и направленный, в первую очередь, на нужды государственных органов власти федерального и регионального уровней. Его применение связано с потребностями своевременного и точного прогнозирования и планирования налоговых поступлений в бюджетную систему РФ с учетом региональных особенностей субъекта Российской Федерации, а в данном случае особенностей Краснодарского края, вследствие чего поднимается вопрос повышения эффективности стратегического планирования и прогнозирования налоговых поступлений.
Annotation. The article considers statistical and tax indicators affecting the formation of tax potential of Krasnodar krai. The analysis of the social and economic development of the subject of the Russian Federation was carried out, as well as an assessment of the tax potential and tax burden both by certain types of taxes and by types of economic activity. The author defines the Tax Passport of the region as a comprehensive document containing information on the tax potential of the region under consideration and directed primarily to the needs of state authorities at the federal and regional levels. Its application is related to the needs of timely and accurate forecasting and planning of tax revenues to the budget system of the Russian Federation taking into account the regional peculiarities of the subject of the Russian Federation, and in this case the the peculiarities Krasnodar krai, which raises the issue of improving the efficiency of strategic planning and forecasting of tax revenues.
Ключевые слова: налоги, налоговый паспорт, налоговый потенциал, налоговые доходы, собираемость налогов, налоговое планирование, комплексный анализ.
Keywords: taxes, tax passport, tax capacity, tax revenue, tax collection, tax planning, integrated analysis.
На современном этапе развития инновационной экономики Российской Федерации в целях обеспечения финансово-экономической стабильности субъектов посредством увеличения доходной части бюджетов всех уровней, достижения их сбалансированности, особую значимость приобретает процесс квалифицированного налогового прогнозирования и планирования.
Исходной составляющей налогового планирования является определение налоговой базы по видам налогов, необходимость анализа исполнения текущих налоговых обязательств, мониторинга и прогноза социально-экономического развития в разрезе отдельных субъектов государства. Информационной базой в данном случае выступает система Налоговых паспортов.
Налоговый паспорт - комплексный документ, в котором содержится информация, характеризующая налоговый потенциал субъекта.
Структура Налогового паспорта содержит 12 разделов, отражающих систему показателей, характеризующих налоговый потенциал и эффективность налогового администрирования субъекта государства.
Показатели, используемые в каждом разделе Паспорта, построены с учетом их динамики, что дает возможность определять тенденции и значимость отдельных факторов, влияющих на налоговые характеристики регионов, источники или способы определения каждого показателя.
Государственными органами власти всех уровней востребована информация, содержащаяся в налоговом паспорте, т.к. она позволяет оценивать ситуацию в налоговой политике федеральных округов и субъектов Российской Федерации для принятия управленческих решений.
Данные Налогового паспорта, как информационного источника налогового планирования, формируются на базе статистической налоговой отчетности и отчетности налоговых органов по администрированию различных налогов.
С целью обоснования необходимости формирования Налогового паспорта, в качестве информационно-аналитического документа налоговых органов, проведем сравнительный анализ изменения налоговых показате-
лей Краснодарского края, и, как следствие, анализ налогового потенциала и налоговой нагрузки субъекта Российской Федерации. Информационной базой служат данные Налогового паспорта Краснодарского края (рисунок 1).
Рисунок 1 - Состав Налогового паспорта Краснодарского края
Налоговый паспорт Краснодарского края (рисунок 1) содержит все необходимые показатели, которые, главным образом, позволяют провести комплексный анализ социально-экономических условий развития субъекта государства, и, как следствие, эффективно оптимизировать уровень налогового планирования и прогнозирования.
Поскольку перспективы развития экономики государства определяются достигнутым уровнем налоговых поступлений в бюджетную систему проанализируем структуру налоговых доходов на территории Краснодарского края за 2016-2018 гг. (таблица 1).
Таблица 1 - Анализ налоговых поступлений в бюджетную систему РФ на территории Краснодарского края за 2016-2018 гг., млн. руб._
Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. в % к
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. % 2016 г. 2017 г.
Налоговые доходы всего: 293189,0 100 338197,0 100 346001,5 100 118,0 102,3
Налог на прибыль организаций 53218,1 18,1 62620,9 18,5 72038,9 20,8 135,4 115,0
НДФЛ 77479,7 26,4 85869,8 25,4 87521,5 25,3 113,0 101,9
НДС 53297,7 18,2 59900,2 17,7 43703,1 12,6 82,0 73,0
Акцизы 37691,9 12,9 45314,1 13,4 43154,2 12,5 114,5 95,2
НДПИ 6189,3 2,1 7617,3 2,2 9770,2 2,8 157,9 128,3
Налог на имущество 40164,6 13,7 49198,5 14,5 58750,0 17,0 146,3 119,4
Транспортный налог 5817,3 2,0 6355,8 1,9 6626,0 1,9 113,9 104,2
Налог, взимаемый в связи с применением УСН 13587,8 4,6 15726,2 4,6 19439,0 5,6 143,1 123,6
ЕНВД 3769,7 1,3 3621,5 1,1 3393,3 1,0 90,0 93,7
ЕСХН 1872,4 0,6 1593,0 0,5 1744,4 0,5 93,2 109,5
Данные таблицы 1 свидетельствуют, что сумма налоговых поступлений в 2018 г. увеличилась на 18% относительно 2016 г. и на 2,3% в сравнении с 2017 г.. Темп роста связан, прежде всего, с увеличением поступлений по налогу на прибыль организаций на 35,4% в сравнении с показателем 2016 г. и на 15% выше уровня 2017 г., что обусловлено улучшением результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций. Также наблюдается прирост поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых на 57,9% и 28,3% соответственно и по налогу на имущество на 46,3% в сравнении с 2016 г. и на 19,4% с 2017 г.. Налог уплаченный в связи с применением упрощенной системы налогообложения увеличился на 43,1% за 2016-2018 гг. Рост налоговых поступлений, связанный с применением специальных налоговых режимов, может говорить об увеличении индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. Поступления по налогу на доходы физических лиц занимают наибольшую долю в общей структуре налоговых доходов - в 2018 г. удельный вес составил 25,3% от всей совокупности налоговых доходов, что говорит о значимости данного налога в обеспечении соответствующих бюджетов доходными источниками и в регулировании экономических процессов в настоящее время.
Ежегодное снижение налоговых поступлений наблюдается по налогу на добавленную стоимость по ввозимым и реализуемым на территории Российской Федерации товарам на 18% в сравнении с 2016 г. и на 27% с 2017 г., а также по акцизам - относительное снижение за 2017-2018 гг. составило 4,8%.
Отобразим структуру поступлений налогов и сборов Краснодарского края за исследуемых период в динамике (рисунок 2).
100000 90000 80000 70000 60000 50000 40000 30000 20000 10000 0
I
2016
2017
2018
НПО ■ НДФЛ ■ НДС «Акцизы ■ НДПИ ■ Налог на имущества Транспортный налог иУСН ■ ЕНВД ■ ЕСХН
Рисунок 2 - Динамика налоговых доходов Краснодарского края за 2016-2018 гг., млн. руб.
На основании рисунка 2 отметим стабильный рост налоговых поступлений в бюджет Краснодарского края в разрезе основных видов налогов, что, главным образом, сопряжено с наращиванием налоговой базы хозяйствующими субъектами.
Исследуем объем поступлений налогов и сборов в бюджетную систему государства по основным сферам деятельности организаций Краснодарского края, что, в свою очередь, позволит выявить наиболее значимые и бюджетообразующие виды коммерческой направленности за 2016-2018 гг. (таблица 2).
Таблица 2 - Анализ налоговых доходов в структуре основных видов экономической деятельности Краснодарского края за 2016-2018 гг., млн. руб.
Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. в % к
2016 г. 2017 г.
Налоговые доходы всего, в т.ч.: 292667,1 338130,6 345719,3 118,2 102,2
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство 11751,7 12427,9 13206,4 112,4 106,3
Добыча полезных ископаемых 10716,8 11241,4 17799,1 166,1 158,3
Обрабатывающие производства 55102,8 63810,9 49016,8 89,0 76,8
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха 13630,7 13053,9 14196,3 104,1 108,7
Строительство 21154,5 22396,3 24655,0 116,5 110,1
Торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов 55190,9 65796,0 70408,4 127,6 107,0
Транспортировка и хранение 35951,6 41726,1 42289,6 117,6 101,3
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания 5522,3 6591,3 7612,9 137,9 115,5
Деятельность финансовая и страховая 9139,4 8119,7 9913,9 108,5 122,1
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом 30676,6 15392,4 15412,5 50,2 100,1
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение 9559,6 10107,4 10856,8 113,6 107,4
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг 10278,1 9966,6 11995,3 116,7 120,3
На основании данных 2 таблицы можно отметить положительную тенденцию налоговых доходов в Краснодарском крае. Так в 2018 г. общая сумма налоговых платежей составила 345719,3 млн. руб., что на 18,2% выше показателя 2016 г. и на 2,2% выше относительно 2017 г. Увеличение произошло за счет поступлений налогов и сборов от организаций, функционирующих в сфере добычи полезных ископаемых, в области здравоохранения и социальных услуг, гостиниц и предприятий общественного питания, а также строительства.
Рассмотрим более детально структуру поступлений налоговых доходов, выделив ведущие отрасли в формировании консолидированного бюджета, на рисунке 3.
■ Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство
■ Добыча полезных ископаемых
■ Обрабатывающие производства
■ Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха
■ Строительство
■ Торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов
■ Транспортировка и хранение
■ Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания
■ Деятельность финансовая и страховая
■ Деятельность по операциям с недвижимым имуществом
■ Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение
■ Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг
Рисунок 3 - Структура налоговых поступлений в разрезе основных видов экономической деятельности Краснодарского края за 2018 г., млн. руб.
Рисунок 3 свидетельствует, что основная доля налоговых платежей в 2018 приходится на организации в сфере торговли оптовой и розничной (24%), обрабатывающих производств (17%), а также на деятельность, связанную с транспортировкой и хранением (15%).
С целью рационального планирования бюджета Краснодарского края, наряду с исследованием поступлений основных видов налогов, проведем анализ задолженности по налоговым платежам за 2016-2018 гг. (таблица 3).
Таблица 3 - Анализ налоговой задолженности Краснодарского края в бюджетную систему РФ за 2016-2018 гг., млн.. руб._
Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. в % к
2016 г. 2017 г.
Задолженность по налогам и сборам всего, в т.ч.: 31572,3 35979,1 35441,3 112,2 98,5
- по федеральным налогам и сборам 21105,2 24822,5 24601,9 116,6 98,9
- по региональным налогам и сборам 5995,6 6052,3 6035,0 100,7 99,7
- по местным налогам и сборам 3033,0 3411,3 3256,9 107,4 95,5
Задолженность по пеням и налоговым санкциям 12204,9 14025,8 12235,8 100,2 87,2
Анализируя таблицу 3, можно сделать вывод о том, что общая сумма задолженности в 2018 г. увеличилась на 12,2% по сравнению с 2016 г. и, вместе с тем, снизилась на 1,5% по сравнению с 2017 г.. Данное изменение произошло в связи с нестабильным уровнем сумм задолженности по всем уровням налогообложения. Так, федеральные налоги в 2018 г. составили 24601,9 млн. руб., что на 16,6% выше показателя 2016 г. и на 1,1% ниже относительно 2017 г., региональные налоги и сборы остались относительно неизменны за последние три года, задолженность по местным налогам за аналогичный период возросла на 7,4% в сравнении с 2016 г., однако относительно 2017 г. снизилась на 12,8%.
Представим динамику налоговой задолженности в бюджетную систему за 2016-2018 гг. на рисунке 4.
Местные налоги и сборы
Региональные налоги и сборы
Федеральные налоги и сборы
0 5000 10000 15000 20000 25000 30000
■ 2018 12017 ■ 2016
Рисунок 4 - Динамика задолженности по налогам и сборам в Краснодарском крае за 2016-2018 гг., млн. руб.
На основании рисунка 4 отметим наличие значительной суммы задолженности в Краснодарском крае по федеральным налогам и сборам. Вместе с тем в отчетном периоде наблюдается снижение общего уровня долга по налоговым платежам в сравнении с базисными. Улучшение платежной дисциплины налогоплательщиков, прежде всего, связано с эффективным проведением процедур налогового контроля налоговыми органами.
Исследуем задолженность по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации в разрезе основных видов экономической деятельности в 2018 г. (рисунок 5).
■ Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство
■ Добыча полезных ископаемых
■ Обрабатывающие производства
■ Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха
■ Строительство
■ Торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов
■ Транспортировка и хранение
■ Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания
■ Деятельность по операциям с недвижимым имуществом
■ Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг
Рисунок 5 - Динамика налоговой задолженности в структуре основных видов экономической деятельности в
Краснодарском крае за 2018 г., млн. руб.
На основании рисунка 5 отметим, что наибольший удельный вес задолженности приходится на строительство (30%), оптовую и розничную торговлю (29%), а также обрабатывающие производства (15%). Причиной возникновения задолженности в данных отраслях экономики является дефицит денежных средств, а также некорректное ведение налогового учета хозяйствующими субъектами края.
Учитывая вышеизложенные данные, сформированные на основании показателей Налогового паспорта Краснодарского края, используя фактический метод, дадим оценку налоговому потенциалу Краснодарского края за 2016-2018 гг. (таблица 4).
Таблица 4 - Расчет налогового потенциала Краснодарского края на основе фактического метода за 2016-2018 гг., млн. руб._
Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. в % к
2016 г. 2017 г.
Поступило налогов 293189,0 338197,0 346001,5 118,0 102,3
Задолженность по налогам и сборам 31572,3 35979,1 35441,2 112,2 98,5
Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам налоговых льгот 70135,0 34859,5 24488,3 34,9 70,2
Доначислено налогов по результатам проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах 9110,8 10287,1 7663,9 84,1 74,5
Налоговый потенциал 404007,1 419322,7 413594,9 102,4 98,7
Данные таблицы 4 свидетельствуют, что уровень налогового потенциала Краснодарского края находится на неизменном уровне. В 2018 г. данный показатель равен 413594,9 млн. руб., что в свою очередь, выше суммы
2016 г. на 2,4%, однако относительно 2017 г. ниже на 1,3%. Между тем заметно снизились суммы налога, не поступившие в бюджет в связи с использованием налоговых льгот. В частности, данный показатель в 2018 г. составил 24488,3 млн. руб., что, в свою очередь, ниже суммы 2016 г. на 65,1% и на 29,8% ниже относительно
2017 г.
Проанализируем налоговую нагрузку Краснодарского края за 2016-2018 гг. (таблица 5).
Таблица 5 - Анализ налоговой нагрузки Краснодарского края, 2016-2018 гг.
Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. в % к
2016 г. 2017 г.
Валовой региональный продукт (ВРП), млрд. руб. 1946,8 2015,9 2225,9 114,3 110,4
Налоговые поступления, млн. руб. 293189,0 338197,0 346001,5 118,0 102,3
Налоговая нагрузка, % 15,1 16,8 15,5 102,6 92,2
Анализ уровня налоговой нагрузки в таблице 5 показывает, что налоговые доходы в 2018 Краснодарского края в доле ВРП снизились по сравнению с 2017 г., однако, вместе с тем, увеличились относительно 2016 г. Стабильные показатели налоговой нагрузки на протяжении исследуемого периода свидетельствуют об успешной реализации налоговой политики в Краснодарском крае и подтверждают улучшение финансового положения хозяйствующих субъектов.
Рассмотрим уровень налоговой нагрузки по отдельным видам налогов в Краснодарском крае на основании данных Налогового паспорта за 2016-2018 гг. (таблица 6).
Таблица 6 - Анализ налоговой нагрузки Краснодарского края в разрезе основных видов налогов за 2016-2018 гг., %
Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Налог на прибыль организаций 2,7 3,1 3,2
НДФЛ 4,0 4,3 3,9
НДС 2,7 3,0 2,0
Акцизы по подакцизным товарам 1,9 2,2 1,9
Налог на имущество организации 1,3 1,6 1,8
НДПИ 0,3 0,4 0,4
Земельный налог 0,4 0,4 0,4
Транспортный налог 0,3 0,3 0,3
Данные таблицы 6 показывают, что наибольший уровень налоговой нагрузки приходится на НДФЛ (3,9%) и налог на прибыль организации (3,2%). В свою очередь, минимальный уровень наблюдается по транспортному налогу (0,3%), земельному налогу (0,4%) и НДПИ (0,4%).
На рисунке 6 представлена динамика налоговой нагрузки в разрезе основных видов налогов Краснодарского края.
Транспортные налог Земельный налог НДПИ
Налог на имущество организаций Акцизы НДС НДФЛ
Налог на прибыль организаций
0,5 1 1,5 2 2,5 ■ 2018 ■ 2017 ■ 2016
3,5
4,5
0
3
4
5
Рисунок 6 - Динамика налоговой нагрузки в разрезе основных видов налогов в Краснодарском крае
С учетом стратегических целей Краснодарского края, в частности устойчивого развития экономики субъекта государства, роста налоговых поступлений, повышения инвестиционной привлекательности Кубани, принят Закон Краснодарского края от 21 декабря 2018 года № 3939-K3 «О краевом бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», в котором отражены задачи и приоритетные направления бюджетной политики, основные источники формирования доходов бюджета, а также планируемые результаты использования бюджетных средств.
Исходя из вышеизложенного отметим, что использование Налогового паспорта субъекта оказывает помощь в процессе оценки налогового потенциала, создания устойчивой системы исполнения бюджетов и совершенствования межбюджетных отношений.
Система точных критериев и показателей, используемых в Налоговом паспорте края, а также единая методология расчетов и анализа позволяют создать достоверную информационную базу, являющуюся основой для расчета совокупного дохода Краснодарского края, и, как следствие, отражает возможности экономического роста субъекта и соответствующего роста налоговых поступлений [3].
Таким образом, необходимость формирования Налогового паспорта субъекта вызвана потребностями достоверного определения налоговых баз, а также своевременного и точного планирования налоговых поступлений в бюджетную систему государства.
Источники:
1. Сутырин, С. Ф. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике / С.Ф. Сутырин, А.И. Погорлецкий. - М.: Полиус, 2016. - 578 с.
2. Вылкова, Е. С. Налоговое планирование / Е.С. Вылкова. - М.: Юрайт, 2017. - 640 с.
3. Наталья, Александровна Невская Макроэкономическое планирование и прогнозирование в 2 ч. Часть 2 2-е изд. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Наталья Александровна Невская. - М.: Юрайт, 2017. - 992 с.
4. Басалаева Е. В. Расчет налоговой нагрузки // Налоги, № 2, 2016. — с. 15-25.
5. Официальный сайт Налоговой службы Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения 16.10.2019 г.)
6. Олейник, М.А. Сущность, основные аспекты и признаки банкротства в Российской Федерации / М.А. Олей-ник, А.Б. Колесниченко // Естественно-гуманитарные исследования. - 2019. - № 23 (1). - С. 36-38.
7. Олейник, М.А. Состояние Российского рынка аудиторских услуг / М.А. Олейник, В.Д. Семакина // Труды Кубанского государственного аграрного университета. - 2016. - № 63. - С. 25-30.
Sources:
1. Sutyrin, S. F. Taxes and tax planning in the global economy / S.F. Sutyrin, A.I. Pogor-Letsky. - M.: Polius, 2016 .-- 578
p.
2. Vylkova, E. S. Tax planning / E. S. Volkova. - M .: Yurayt, 2017 .-- 640 p.
3. Natalya, Aleksandrovna Nevskaya Macroeconomic planning and forecasting at 2 o'clock. Part 2 2nd ed. Textbook and workshop for academic undergraduate / Natalya Aleksandrovna Nevskaya. - M .: Yurayt, 2017 .-- 992 p.
4. Basalaeva E. V. Calculation of the tax burden // Taxes, No. 2, 2016. - p. 15-25.
5. The official website of the Tax Service of the Russian Federation [Electronic resource]. - Access mode: https://analytic.na-log.ru/portal/index.ru-RU.htm (accessed October 16, 2019)
6. Oleynik, M.A. The essence, basic aspects and signs of bankruptcy in the Russian Federation / M.A. Oleinik, A.B. Kole-snichenko // Natural-Humanitarian Studies. - 2019 .-- No. 23 (1). - S. 36-38.
7. Oleynik, M.A. The state of the Russian market of audit services / M.A. Oleynik, V.D. Semakin // Trudy of the Kuban State Agrarian University. - 2016. - No. 63. - S. 25-30.
Ю. И. Сигидов - заведующий кафедрой теории бухгалтерского учета, д.э.н., профессор, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],,
Yu. I. Sigidov - Head of the Department of Accounting Theory, Doctor of Economics, Professor, Kuban state agrarian University;
А. С. Ткаченко - доцент кафедры теории бухгалтерского учета, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
A. S. Tkachenko - Associate Professor, Department of Accounting Theory, Ph.D., Kuban state agrarian University;
B. М. Гусева - студентка, Кубанский государственный аграрный университет [email protected],
V. M. Guseva - student, Kuban state agrarian University.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕРВИЧНОГО УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ IMPROVEMENT OF PRIMARY ACCOUNTING OF FIXED ASSETS
Аннотация. Любой факт хозяйственной жизни, совершаемый в организации, должен быть отражен надлежащим образом оформленным первичным учетным документом. Первичный учетный документ дает информацию о состоянии и динамике изменений объектов бухгалтерского учета. На основе такой информации формируется бухгалтерская отчетность организации. Каждый вид объектов бухгалтерского учета оформляется соответствующим первичным учетным документом. Поступление и движение основных средств отражается своими специфическими формами первичных учетных документов. В сельскохозяйственных организациях есть своя специфика объектов основных средств, поэтому формы первичных учетных документов должны учитывать ее. Часто сельскохозяйственные организации не соблюдают схему первичного учета основных средств. В связи с этим предложена усовершенствованная схема первичного учета основных средств с использованием инвентарной карточки учета основных средств (форма № ОС-6) и инвентарных списков основных средств. Поскольку оценку основных средств целесообразно производить по справедливой стоимости, то это обстоятельство должно найти и в реквизитах инвентарной карточки. Модернизированная форма инвентарной карточки приводится в данной работе. В статье также предлагается модифицированная форма инвентарного списка основных средств (по месту нахождения, использования, классификационным группам). Предложенные изменения позволят получать более качественную и достоверную информацию о состоянии основных средств организации.
Annotation. Any fact of economic life committed in the organization must be reflected in a properly executed primary accounting document. The primary accounting document provides information about the status and dynamics of changes in accounting objects. On the basis of this information, the financial statements of the organization are formed. Each type of accounting objects is made out by the corresponding primary accounting document. The receipt and movement of fixed assets is reflected by their specific forms of primary accounting documents. Agricultural organizations have their own specifics of fixed assets, so the forms of primary accounting documents should take it into account. Often, agricultural organizations do not follow the primary accounting scheme for fixed assets. In this regard, the proposed improved scheme of primary accounting of fixed assets using the inventory map of fixed assets (form no. OS-6) and inventory lists of fixed assets. Since it is advisable to evaluate fixed assets at fair value, this circumstance should be found in the details of the inventory card. The modernizing form of the inventory card is given in this work. The article also offers a modified form of the inventory list of fixed assets (by location, use, classification groups). The proposed changes will provide better and more reliable information about the state of the organization's fixed assets.
Ключевые слова: основные средства, первичные учетные документы, историческая стоимость, остаточная стоимость, справедливая стоимость
Keywords: fixed assets, primary accounting document, historical cost, residual value, fair value
Носителем юридической и экономической информации о состоянии и динамике изменений объектов бухгалтерского учета является первичный документ. Данные проверенных и обработанных первичных учетных документов являются основанием для регистрации и хранения информации о фактах хозяйственной жизни на счетах бухгалтерского учета, в учетных регистрах и бухгалтерской отчетности организации. Правильное оформление и обработка первичных учетных документов, составление на их основе учетных регистров - основа квалифицированной работы бухгалтера любого экономического субъекта.