Научная статья на тему 'Оценка зависимости формирования доходов бюджета от предоставления налоговых льгот на примере Оренбургской области'

Оценка зависимости формирования доходов бюджета от предоставления налоговых льгот на примере Оренбургской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
168
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / ДОХОДЫ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балтина Александра Михайловна, Орлова Екатерина Олеговна

В публикации рассмотрена характеристика налоговых льгот и дана оценка зависимости формирования доходов бюджета от выпадающих доходов в связи с предоставлением налоговых льгот по налогам на прибыль организаций, на имущество организаций, транспорт, земель и на имущество физических лиц. Оценка зависимости проведена на примере консолидированных бюджетов РФ и Оренбургской области за 2015-2017 годы. Определены основные проблемы действующей системы налоговых льгот в РФ и направления ее реформирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка зависимости формирования доходов бюджета от предоставления налоговых льгот на примере Оренбургской области»

УДК 336.2

Балтина Александра Михайловна

доктор экономических наук, профессор кафедры финансов, Оренбургский

государственный университет ог!оуа_1978@mail.ru

Орлова Екатерина Олеговна

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Оренбургский

государственный университет ог!оуа_1978@mail.ru

Alexandra M. Baltina

Doctor of Economics, Professor Department of Finance, Orenburg State University orlova_1978@mail.ru

Ekaterina O. Orlova

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Department of Finance, Orenburg State University orlova_1978@mail.ru

Оценка зависимости формирования доходов бюджета от предоставления налоговых льгот на примере

оренбургской области

Assessment

of the dependence

of the formation of budget

revenues from the provision

of tax benefits

on the example

of the orenburg region

Аннотация. В публикации рассмотрена характеристика налоговых льгот и дана оценка зависимости формирования доходов бюджета от выпадающих доходов в связи с предоставлением налоговых льгот по налогам на прибыль организаций, на имущество организаций, транспорт, земель и на имущество физических лиц. Оценка зависимости проведена на примере консолидированных бюджетов РФ и Оренбургской области за 2015-2017 годы. Определены основные проблемы действующей системы налоговых льгот в РФ и направления ее реформирования.

Ключевые слова: бюджет, доходы, налоговые льготы, оценка эффективности.

Annotation. The publication describes the characteristics of tax benefits and assesses the dependence of the formation of budget revenues from shortfall in income in connection with the provision of tax benefits for corporate income taxes, on the property of organizations, transport, land and property of individuals. the Assessment of dependence is carried out on the example of the consolidated budgets of the Russian Federation and the Orenburg region for 2015-2017. The main problems of the current system of tax benefits in the Russian Federation and the direction of its reform are identified.

Keywords: budget, revenues, tax benefits, efficiency assessment.

Налоговые льготы являются не обязательным элементом налога, при этом оказывают достаточно весомое социально-экономическое значение в любой стране. В РФ их понятие определяет Налоговый кодекс Российской Федерации в статье 56 [1]. Исходя из устройства бюджетной системы РФ, они могут быть федеральными, региональными и местными. Соответственно они устанавливаются Налоговым кодексом РФ, региональными законами и местными нормативно-правовыми актами. Одной из важнейших характеристик налоговых льгот является то, что они не могут носить индивидуальный характер.

В связи с тем, что юридическим и физическим лицам предоставляются налоговые льготы, бюджетная система РФ не дополучает доходы

по соответствующим налоговым доходам. Проанализируем динамику выпадающих сумм налоговых доходов по РФ и Оренбургской области. Так, за 2016 год по РФ наибольший прирост выпадающих сумм налогов приходится на налог на прибыль, на втором месте находится налог на имущество организаций и на третьем -- транспортный налог. В 2017 году выпадающие налоговые доходы по налогу на прибыль по сравнению с предыдущим налоговым периодом сократились почти на 75 %. При этом наблюдается небольшой прирост выпадающих налоговых доходов по таким налогам, как: налог на имущество организаций, земельный налог и транспортный налог. И совсем незначительный прирост выпадающих доходов в 2017 году приходится на налог на имущество физических лиц (1,69 %). Бо-

лее детально анализ выпадающих доходов в связи с предоставлением налоговых льгот представлен в таблице 1 [2].

Наибольший прирост выпадающих налоговых доходов по Оренбургской области в 2016 году по сравнению с предыдущим периодом наблюдается по налогу на имущество организаций (1069,12 млн рублей), а наименьший положительный прирост приходится на транспортный налог (38,52 млн рублей). Значительно сокращаются выпадающие доходы по налогу на прибыль организаций с 7048,2 млн рублей в 2015 году до 5659,6 млн рублей в 2016 году.

В 2017 году наибольшими темпами увеличиваются выпадающие доходы по земельному налогу, что составляет в абсолютном выражении 156,75 млн рублей. На втором месте по темпу роста выпадающих доходов находится налог на имущество организаций (абсолютный прирост -342,18 млн рублей), а на третьем - транспортный налог (105,1 %). Уменьшаются выпадающие доходы по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество физических лиц (табл. 2).

Таким образом, за 2015-2017 годы сокращается размер выпадающих доходов по налогу на прибыль организаций в связи с сокращением предоставления налоговых льгот и налогу на имущество физических лиц. А прирост выпадающих доходов наблюдается по трем налогам: налогу на имущество организаций, транспортному налогу и земельному налогу [3].

За анализируемый период времени налоговые доходы, администрируемые ФНС РФ в консолидированный бюджет РФ и УФНС РФ по Оренбургской области, в консолидированный бюджет данного региона увеличиваются (табл. 3). В 2016 году доходы консолидированного бюджета РФ увеличились на 694584,4 млн рублей, а в 2017 году - на 2860551,8 млн рублей по сравнению с предыдущим годом. Аналогичные поступления в консолидированный бюджет Оренбургской области в 2016 году сократились на 1343,8 млн рублей, а в 2017 году увеличились на 3088,8 млн рублей. Темпы прироста в консолидированный бюджет РФ за 2015-2017 годы увеличивались, в консолидированный бюджет Оренбургской области носили разнонаправленный характер (табл. 3).

Таблица 1

Сумма налогов, не поступивших в бюджет РФ в связи с предоставлением налоговых льгот налогоплательщикам, за 2015-2017 годы. В млн руб.

Показатель 2015 2016 2017 Абсолютное отклонение (+;-) Цепной темп роста (%)

2016-2015 годы 2017-2016 годы 2016/2015 году 2017/2016 году

Налог на прибыль организации 279389,49 892995,8 225462,1 613606 -667534 319,62 25,25

Налог на имущество организаций 317728,74 398374,8 445513,4 80646 47139 125,38 111,83

Земельный налог 0 58 980,6 64501,2 58981 5521 - 109,36

Транспортный налог 12293,67 14296,3 15084,1 2003 788 116,29 105,51

Налог на имущество физических лиц 0 28263,1 28740,3 28263 477 - 101,69

Таблица 2

Сумма налогов, не поступивших в бюджет Оренбургской области, в связи с предоставлением налоговых льгот налогоплательщикам, за 2015-2017 годы. В млн руб.

Показатель 2015 2016 2017 Абсолютное отклонение Цепной темп роста (%)

2016-2015 годы 2017-2016 годы 2016/2015 году 2017/2016 году

Налог на прибыль организации 7048,2 5659,6 810,8 -1388,6 -4848,8 80,3 14,33

Налог на имущество организаций 2377,0 3446,12 3788,3 1069,12 342,18 144,97 109,9

Земельный налог 0 538,45 695,2 538,45 156,75 - 129,1

Транспортный налог 244,4 282,92 297,3 38,52 14,38 115,78 105,1

Налог на имущество физических лиц 0 225,72 13,4 225,72 -212,32 - 5,94

Таблица 3

Динамика доходов, администрируемых налоговыми органами в консолидированные бюджеты РФ и Оренбургской области за 2015-2017 годы. В млн руб.

Показатель 2015 2016 2017 Абсолютное отклонение (+;-) Цепной темп роста (%)

2016-2015 годы 2017-2016 годы 2016/2015 году 2017/2016 году

Консолидированный бюджет РФ 13788299,9 14482884,3 17343436,1 694584,4 2860551,8 105,04 119,75

Консолидированный бюджет Оренбургской области 66280,6 64936,8 68025,6 -1343,8 3088,8 97,97 104,76

Проанализируем зависимость поступающих доходов в бюджет РФ и бюджет Оренбургской области от выпадающих доходов в связи с предоставлением налоговых льгот. Между доходами, администрируемыми налоговыми органами в консолидированный бюджет РФ и выпадающими доходами по налогу на прибыль наблюдается обратная зависимость (рис. 1), а коэффициент корреляции равен -0,4. Зависимость между выше указанными доходами и выпадающими дохами в связи с предоставлением налоговых льгот по налогу на имущество организаций прямая и сильная (0,88). Это может свидетельствовать только о том, что размер льгот, предоставленных по налогу на имущество организаций, незначителен и поэтому при увеличении их размера доходы, в целом, продолжают расти (рис. 2). Аналогичная ситуация и по земельному налогу. Связь между размером выпадающих доходов по земельному налогу и доходами, администрируе-мыми налоговыми органами, прямая и составляет 0,71 (рис. 3).

Идентичная ситуация и по транспортному налогу и по налогу на имущество физических лиц (рис. 4 и 5). Коэффициенты корреляции между исследуемыми величинами равны соответственно

0,83 и 0,66. Исходя из этого, можно сделать вывод, что только льготы по налогу на прибыль организаций оказывают наибольшее отрицательное влияние на формирование налоговых доходов консолидированного бюджета РФ.

Анализируя зависимость между доходами консолидированного бюджета Оренбургской области и выпадающими доходами в связи с предоставлением налоговых льгот, следует отметить, что сильная обратная связь характерна только по выпадающим доходам по налогу на прибыль и налогу на имущество физических лиц (коэффициенты корреляции равны соответственно -0,789 и -0,795). Связь поступления налоговых доходов, администрируемых налоговыми органами региона, и выпадающими доходами по налогу на имущество организаций, земельному и транспортному налогам, колеблется в диапазоне 0,3. То есть, даже при предоставлении налоговых льгот по этим налогам доходы субъекта РФ продолжат расти, а связь носит средний положительный характер (от 0,25 до 0,49). Это связано с тем, что значения выпадающих доходов не значительны. Более детально значения коэффициентов корреляции между исследуемыми величинами представлены в таблице 4.

Рисунок 1 - Зависимость доходов, администрируемых налоговыми органами в консолидированный бюджет РФ от выпадающих доходов по налогу на прибыль за 2015-2018 гг.

Рисунок 2 - Зависимость доходов, администрируемых налоговыми органами в консолидированный бюджет РФ от выпадающих доходов по налогу на имущество организаций за 2015-2018 гг.

20000000 - Т.- гУ7т'7г>г-г-ТТ гту^

10000000 — 0,300 -•-Ряд 1

0 — -1-1-1- -Линейная (Рад 1)

0 20000 40000 60000 80000

Рисунок 3 - Зависимость доходов, администрируемых налоговыми органами в консолидированный бюджет РФ от выпадающих доходов по земельному налогу за 2015-2018 гг.

Рисунок 4 - Зависимость доходов, администрируемых налоговыми органами в консолидированный бюджет РФ от выпадающих доходов по транспортному налогу за 2015-2018 гг.

Рисунок 5 - Зависимость доходов, администрируемых налоговыми органами в консолидированный бюджет РФ от выпадающих доходов по налогу на имущество физических лиц за 2015-2018 гг.

Таблица 4

Значения коэффициентов корреляции между доходами, администрируемыми УФНС по Оренбургской области, и выпадающими доходами за 2015-2017 гг.

Показатель Значение коэффициента корреляции

Выпадающие доходы по налогу на прибыль -0,789

Выпадающие доходы по налогу на имущество организаций 0,304

Выпадающие доходы по земельному налогу 0,287

Выпадающие доходы по транспортному налогу 0,334

Выпадающие доходы по налогу на имущество физических лиц -0,795

Таким образом, проведенный анализ позволяет нам сделать вывод о том, что льготы, предоставляемые из бюджета, формируют выпадающие доходы, которые не оказывают значительного отрицательного влияния на этот процесс. И для разных уровней бюджета различные льготы будут приводить к негативному влиянию на формирование их доходов. В большей степени влияние на доходную базу бюджета продолжает оказывать законодательно закрепленное распределение доходов между уровнями бюджетной системы РФ. И в настоящее время это распределение осуществляется не в пользу ниже стоящих бюджетов. Только в последствие доходы, аккумулируемые в федеральном бюджете, перераспределяются в виде безвозмездных по-

ступлений: дотаций, субсидий, субвенций. Это приводит к определенной зависимости и несамостоятельности региональных и местных бюджетов.

Льготы же, которые существуют в Российской Федерации, несмотря на все их многообразие, фактически, на протяжении последних 15 лет имеют тенденцию к сокращению. А некоторые из них вообще не могут быть применены на практике, например, вычеты по НДФЛ в отношении инвалидов Великой Отечественной войны. Это свидетельствует о необходимости реформирования действующей системы льгот для повышения эффективности их предоставления и увеличения социально-экономического значения.

Литература:

Literature:

1. Налоговый кодекс РФ от 31 июля 1998 года №146-ФЗ (в ред. от 29.05.2019 г.). URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 19671/4cada6c7ce0d8a4a287f0eeb6d5c1ed5f4d08 045/

2. Налоговый паспорт Российской Федерации за 2015-2017 гг. URL : https://analytic.nalog.ru/portal/ index.ru-RU.htm

3. Налоговый паспорт Оренбургской области за 2015-2017 годы. URL : https://analytic.nalog.ru/ portal/index. ru-RU.htm

1. The tax code of the Russian Federation dated 31 July 1998 № 146-FZ (ed. from 29.05.2019 g). URL : http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_19671/4cada6c7ce0d8a4a287f0eeb6d5c 1ed5f4d08045/

2. Tax passport of the Russian Federation for 2015-2017. URL : https://analytic.nalog.ru/portal/ index.ru-RU.htm

3. Tax passport Orenburg region for 2015-2017. URL : https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.