Научная статья на тему 'АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КОНТРОЛИРУЕМЫХ ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИЙ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ НАЛОГОВЫМ РЕЗИДЕНТАМ РФ'

АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КОНТРОЛИРУЕМЫХ ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИЙ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ НАЛОГОВЫМ РЕЗИДЕНТАМ РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC
227
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / НАЛОГ ФИКСИРОВАННОЙ ПРИБЫЛИ / НДФЛ / НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ / КИК / НАЛОГОВЫЙ АНАЛИЗ / КОНТРОЛИРУЕМАЯ ИНОСТРАННАЯ КОМПАНИЯ / ОФШОР / ТРАНЗИТНЫЕ ЮРИСДИКЦИИ / НАЛОГОВЫЙ РЕЗИДЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цепилова Елена Сергеевна, Чамурлиев Георгий Павлович

Предметом работы является анализ агрегированных налоговых показателей деятельности контролируемых иностранных компаний - сумма налога к уплате; количество контролируемых иностранных компаний; количество налогоплательщиков, являющихся их контролирующими лицами. В статье представлен авторский анализ налоговых показателей деятельности контролируемых иностранных компаний, принадлежащих налоговым резидентам РФ, по налогу на прибыль и налогу на доходы физических лиц; а также анализ потенциальных поступлений от налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли, что станет возможным к применению уже за 2020 год. Методология проведения работы базируется на ключевых положениях международного налогообложения; налоговый анализ проведен по открытым данным отчетов Федеральной налоговой службы за 2015-2019гг. в федеральном и региональном разрезе, с использованием аналитического, сравнительного и статистического методов. Научная новизна работы заключается в интерпретации полученных результатов анализа налоговых показателей деятельности контролируемых иностранных компаний, позволивших выявить тенденции в их динамике, с целью определения перспективных вариантов налогового регулирования таких компаний. Сделан вывод, что количество таких налогоплательщиков - контролирующих лиц компаний выросло, но сумма налога, начисленного с доходов в виде прибыли КИК, сократилась. Выявленные тенденции в динамике налоговых показателей деятельности КИК, принадлежащих российским налоговым резидентам, позволяют определить перспективным трендом их налогового регулирования не карательную фискальную функцию, а стимулирующую - вывода в российское налоговое поле всё большего числа компаний российских налоговых резидентов, находящихся в офшорных и транзитных юрисдикциях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF TAXATION OF THE CONTROLLED FOREIGN CORPORATIONS OWNED BY TAX RESIDENTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The subject of this article is the analysis of aggregated tax indicators of the activity of controlled foreign corporations: the amount of tax payable; the number of controlled foreign corporations; the number of taxpayers who control them. The author analyzes tax indicators of the activity of controlled foreign corporations owned by tax residents of the Russian Federation on corporate income tax and personal income tax; as well as examines potential proceeds from tax imposed on personal fixed income, which will be applicable for 2020. Research methodology is based on the key provisions of international taxation; tax analysis is conducted according to the open data from the reports of the Federal Tax Service for the period from 2015 to 2019 in the federal and regional context with application of analytical, comparative and statistical methods. The scientific novelty consists in interpretation of results acquired from the analysis of tax indicators of the activity of controlled foreign corporations, which allowed spotting trends in their dynamics for determination of feasible variants of tax regulation of such companies. The conclusion is made that the number of taxpayers who control such corporations has grown, but the taxes assessed on the profit of CFC has decreased. The spotted trends in the dynamics of tax indicators of the activity of CFC owned by tax residents of the Russian Federation demonstrate the promising trend of their tax regulation is not as a punitive fiscal function, but rather stimulating, which implies introduction into the Russian tax field of more corporations owned by tax residents of the Russian Federation that are located in the offshore and transit jurisdictions.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КОНТРОЛИРУЕМЫХ ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИЙ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ НАЛОГОВЫМ РЕЗИДЕНТАМ РФ»

Налоги и налогообложение

Правильная ссылка на статью:

Цепилова Е.С., Чамурлиев Г.П. — Анализ налогообложения контролируемых иностранных компаний, принадлежащих налоговым резидентам РФ // Налоги и налогообложение. - 2021. - № 1. - С. 50 - 60. DOI: 10.7256/2454-065X.2021. 1.34702 URL: https://nbpublish.com'llbrary_read_article.ptp?id=34702

Анализ налогообложения контролируемых иностранных компаний, принадлежащих налоговым резидентам РФ

Цепилова Елена Сергеевна

доктор экономических наук

доцент, профессор ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ, г. Москва, профессор Сочинского

государственного университета, г. Сочи

119571, Россия, Москва область, г. Москва, ул. Проспект Вернадского, 82

elenatcepilova@mail.ru

Чамурлиев Георгий Павлович

аспирант РАНХиГС при Президенте РФ 119571, Россия, Москва область, г. Москва, ул. Проспект Вернадского, 82

tsageo515@gmail.com Статья из рубрики "Международное налоговое право"

DOI:

10.7256/2454-065X.2021.1.34702

Дата направления статьи в редакцию:

22-12-2020

Дата публикации:

26-01-2021

Аннотация.

Предметом работы является анализ агрегированных налоговых показателей деятельности контролируемых иностранных компаний - сумма налога к уплате; количество контролируемых иностранных компаний; количество налогоплательщиков, являющихся их контролирующими лицами. В статье представлен авторский анализ налоговых показателей деятельности контролируемых иностранных компаний, принадлежащих налоговым резидентам РФ, по налогу на прибыль и налогу на доходы физических лиц; а также анализ потенциальных поступлений от налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли, что станет возможным к применению уже за 2020 год. Методология проведения работы базируется на ключевых положениях

международного налогообложения; налоговый анализ проведен по открытым данным отчетов Федеральной налоговой службы за 2015-2019гг. в федеральном и региональном разрезе, с использованием аналитического, сравнительного и статистического методов. Научная новизна работы заключается в интерпретации полученных результатов анализа налоговых показателей деятельности контролируемых иностранных компаний, позволивших выявить тенденции в их динамике, с целью определения перспективных вариантов налогового регулирования таких компаний. Сделан вывод, что количество таких налогоплательщиков - контролирующих лиц компаний выросло, но сумма налога, начисленного с доходов в виде прибыли КИК, сократилась. Выявленные тенденции в динамике налоговых показателей деятельности КИК, принадлежащих российским налоговым резидентам, позволяют определить перспективным трендом их налогового регулирования не карательную фискальную функцию, а стимулирующую - вывода в российское налоговое поле всё большего числа компаний российских налоговых резидентов, находящихся в офшорных и транзитных юрисдикциях.

Ключевые слова: налог, налог фиксированной прибыли, НДФЛ, налог на прибыль, КИК, налоговый анализ, контролируемая иностранная компания, офшор, транзитные юрисдикции, налоговый резидент

Введение

Легитимируя офшорную деятельность российских компаний, отечественный законодатель не стал применять термин «офшор» или «оффшор», а, воспользовался уже устоявшейся терминологией п.3 Плана BEPS ОЭСР (плана мероприятий по борьбе с размыванием налогооблагаемой базы и выводом прибыли из-под налогообложения, предложенных Организацией экономического сотрудничества и развития). Было применено понятие «контролируемая иностранная компания» (далее сокращенно КИК), как организация или структура без образования юридического лица, которая налоговым резидентом РФ не является, но им контролируется; введена обязанность таких контролирующих лиц сообщать в налоговые органы о своем участии в капитале контролируемых компаний,

подавать декларации и подтверждать нераспределенную прибыль этих компаний При величине прибыли КИК более 10 млн. руб. за год с этой прибыли контролирующие лица должны заплатить со своей доли владения:

- физические лица - налог на доходы физических лиц по ставке 13%;

- юридические лица - налог на прибыль организаций по ставке 20%.

При этом прибыль КИК определяется по данным ее финансовой отчетности, при исчислении налога на прибыль или НДФЛ в отношении её доходов можно зачесть налоги, уплаченные в ином государстве с предоставлением подтверждающих документов.

Несмотря на почти шестилетнюю практику действия «антиофшорного» законодательства, «по оценкам экспертов, доля владельцев (совладельцев) КИК, представивших требуемую информацию и заплативших налоги, составляет несколько процентов. Основная масса всё ещё продолжает прятаться по разных офшорным юрисдикциям, от которых ФНС

России пока не получает финансовой информации»

Представляется имеющим научный интерес анализ агрегированных налоговых показателей деятельности контролируемых иностранных компаний, принадлежащих налоговым резидентам РФ.

Материалы и методы исследования

Для написания статьи использованы открытые данные отчетов Федеральной налоговой службы, размещенные на ее официальном сайте за 2015-2019гг. в федеральном и региональном разрезе. При сборе, обработке и интерпретации полученных данных использовались аналитический, сравнительный и статистический методы.

Полученные результаты и их обсуждение

В таблице 1 представлены некоторые показатели за 2015-2018гг., характеризующие деятельность контролируемых иностранных компаний, где контролирующими лицами являются юридические лица - налоговые резиденты РФ:

1. сумма налога к уплате;

2. количество контролируемых иностранных компаний;

3. количество налогоплательщиков, являющихся их контролирующими лицами.

Таблица 1 составлена на основе Отчета по форме № 5-П «Отчета о налоговой базе и структуре начислений по налогу на прибыль организаций» (отдельно отметим, что раздел Н, посвященный КИК, введен только с отчетности на 01.01.2017г., т.е. за первый отчетный 2015г.).

В столбцах, отмеченных как «пп.1 п.1 ст.309.1 НК РФ» приведены данные по финансовой отчетности, составленной в соответствии с личным законом компании, а в столбцах, отмеченных как «пп.2 п.1 ст.309.1 НК РФ» приведены данные по правилам НК РФ.

Таблица 1 - Некоторые показатели, характеризующие деятельность контролируемых иностранных компаний, где контролирующими лицами являются

юридические лица, за 2015-2018гг.[3]

Пока з а те ли На 01.01.2017г. по КИК, доходы определенные в соответствии с На 01.01.2018г. по КИК, доходы определены в с о о тв е тс тв ии с На 01.01.2019г. по КИК, доходы определены в с о о тв е тс тв ии с На 01. по КИК опред с о о тв е

пп.1 п.1 ст.309.1 НК РФ пп.2 п.1 ст.309.1 НК РФ пп.1 п.1 ст.309.1 НК РФ пп.2 п.1 ст.309.1 НК РФ пп.1 п.1 ст.309.1 НК РФ пп.2 п.1 ст.309.1 НК РФ пп.1 п.1 ст.309.1 НК РФ

1.Сумма налога к уплате (тыс. рублей) 2705029 0 907638 112431 2888365 23655 1423547

2.Количество контролируемых иностранных компаний (ед.) 3306 290 4419 401 3075 287 3020

3.Количество на логопла те льщико в , являющихся контролирующими лицами КИК (ед.) 877 1361 1672 1931

Согласно данным таблицы 1, на 01.01.2020г. по сравнению с показателем на 01.01.2017г.:

- сумма налога на прибыль организаций к уплате сократилась почти в 2 раза, даже несмотря на то, что налог по правилам НК РФ на 01.01.2017г. отсутствовал ввиду осторожности бизнеса к применению правил, введенных с 2015г.;

- количество КИК немного сократилось;

- линейного тренда за 2015-2018гг. по первым двум показателям не выявлено;

- количество налогоплательщиков, являющихся контролирующими лицами КИК, росло все четыре года, увеличившись в 2,2 раза.

Можно сделать вывод, что все большее число налогоплательщиков-организаций заявляли о себе как о контролирующих лицах КИК, при этом сокращая количество своих КИК и уплачивая всё меньшие налоговые платежи.

Если проанализировать данный отчет на 01.01.2020г. в региональном разрезе, то получим следующие результаты (таблица 2):

Таблица 2 - Некоторые показатели, характеризующие деятельность контролируемых иностранных компаний, где контролирующими лицами являются юридические лица, по федеральным округам

на 01.01.2020г. ^

Федеральный округ Сумма налога к уплате (тыс. руб.) Количество КИК (ед.) Количество налогоплательщиков, являющихся контролирующими лицами КИК (ед.)

КИК, доходы определены в соответствии с пп.1 п.1 ст.309.1 НК РФ КИК, доходы определены в с о о тв е тс тв ии с пп.2 п.1 ст.309.1 НК РФ КИК, доходы определены в соответствии с пп.1 п.1 ст.309.1 НК РФ КИК, доходы определены в соответствии с пп.2 п.1 ст.309.1 НК РФ

Российская Федерация, всего 1423 547 6555 3020 362 1931

Центральный федеральный округ 1377293 9730 1955 293 1209

в т.ч. г. Москва 1346178 9685 1786 280 978

СевероЗападный федеральный округ 51573 0 498 34 288

СевероКавказский федеральный округ 0 0 18 3 8

Южный федеральный округ 2934 -6 062 128 3 62

Приволжский 1977 2887 1 64 13 148

федеральный округ

Уральский федеральный округ -14 529 0 114 7 99

Сибирский федеральный округ 4 299 0 117 7 97

Дальневосточный федеральный округ 0 0 26 2 20

Из данных таблицы видно, что по двум округам сальдированный результат налога к уплате является отрицательным:

- в Уральском федеральном округе по данным финансовой отчетности, составленной в соответствии с личным законом компании;

- в Южном федеральном округе по отчетности, составленной по правилам НК РФ.

Львиная доля КИК (суммарно обе группы пп. 1 и пп. 2 п.1 ст.309.1 НК РФ) сосредоточена в Центральном федеральном округе - 67%, причем 61% в г. Москва; менее всего таких компаний в Северо-Кавказском федеральном округе - 0,6%. Из налогоплательщиков, являющихся контролирующими лицами КИК, 63% организаций находится в Центральном федеральном округе, причем 51% в г. Москва; менее всего таких юридических лиц в Северо-Кавказском федеральном округе - 0,4%.

Ввиду того, что контролирующими лицами КИК могут быть не только юридические, но и физические лица, рассмотрим их подробнее: таблица 3, составленная по Разделу IV Формы №1-ДДК «Сведения о налоговых декларациях по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), представленных в налоговые органы налогоплательщиками, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, получившими доходы от источников за пределами Российской Федерации в виде суммы прибыли контролируемой иностранной компании» (на официальном сайте ФНС такие данные представлены только за 2017-2018гг.).

Таблица 3 - Некоторые показатели, характеризующие деятельность контролируемых иностранных компаний, где контролирующими лицами являются

физические лица, за 2017-2018гг. ^

Показатель На 01.01.2019г. (за 2017г.) На 01.01.2020г. (за 2018г.)

1.Количество налогоплательщиков, представивших налоговые декларации в случае отражения в дохода в виде суммы прибыли КИК (чел.) 386 497

2.Количество КИК, отраженных налогоплательщиками в налоговых декларациях (единиц) 563 940

З.Количество КИК в виде иностранных организаций, прибыль которых отражена в налоговых декларациях для целей налогообложения (единиц) 737 1879

4 Количество КИК в виле иностранных структур без 41 75

образования юридического лица, прибыль которых отражена в налоговых декларациях для целей налогообложения (единиц)

5.Сумма налога, начисленного с доходов в виде суммы прибыли КИК по иностранным организациям (тыс. руб.) 127861758 16232113

б.Сумма налога, начисленного с доходов в виде суммы прибыли КИК по иностранным структурам без образования юридического лица (тыс. руб.) 1684496 132106

В динамике за исследуемые два периода можно увидеть, что несмотря на то, что количество налогоплательщиков-физлиц (п.1) выросло на 129%, количество задекларированных ими КИК (п.2 + п.3 + п.4) увеличилось почти на 215%, а сумма налога (п.5 + п.6), начисленного с доходов в виде прибыли КИК сократилась на 88%.

Резюмируя анализ показателей за два налоговых периода - на 01.01.2019г. и на 01.01.2020г., представленных в таблице 1, характеризующей деятельность контролируемых иностранных компаний, где контролирующими лицами являются юридические лица, и в таблице 3, характеризующей деятельность контролируемых иностранных компаний, где контролирующими лицами являются физические лица, сделан вывод, что количество налогоплательщиков выросло, а сумма налога, начисленного с доходов в виде прибыли КИК сократилась.

В Таблице 4 представлены некоторые агрегированных показатели, характеризующие деятельность КИК в РФ, где контролирующими лицами являются юридические лица и физические лица - сумма налога, количество компаний и количество

налогоплательщиков, являющихся их контролирующими лицами уже за четыре налоговых периода. Таблица 4 составлена на основе Формы № 5-П «Отчета о налоговой базе и структуре начислений по налогу на прибыль организаций» (раздел Н , посвященный КИК, введен только с отчетности на 01.01.2017г., т.е. за первый отчетный 2015г.) и Раздела IV «Сведения о налоговых декларациях по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), представленных в налоговые органы налогоплательщиками, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, получившими доходы от источников за пределами Российской Федерации в виде суммы прибыли контролируемой иностранной компании» Формы №1-ДДК «О декларировании доходов физическими лицами» (на официальном сайте ФНС такие данные представлены только на 01.01.2019г. и на 01.01.2020г.).

Таблица 4 - Количество КИК, налогоплательщиков, являющихся их контролирующими лицами и поступлений налогов по ним по состоянию на 01.01.2017г., на 01.01.2018г., на 01.01.2019г., на 01.01.2020г.[3-4]

На да ту Количество Количество КИК, Количество КИК, Количество

КИК, всего где где налогоплательщиков-

контролирующими контролирующими всего, являющихся

лицами являются лицами являются контролирующими

юридические физические лица лицами КИК

лица

01.01.2017г. н/д 3596 н/д н/д

01 01 2018г н/л 4820 н/д н/д

■ ■/ 1 ~ --- ■ ■/ ■ ■/

01.01.2019г. 4703 3362 1341 2058

01.01.2020г. 6276 3382 2894 2428

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно таблице 4, по состоянию на 01.01.2020г. официальное число налогоплательщиков, являющихся контролирующими лицами контролируемых иностранных компаний, составило 1931 юридических лиц и 497 физических лиц, при этом они задекларировали 3382 КИК и 2894 КИК,а суммы налога составили 1430102 тыс. руб. и 16364219 тыс. руб., соответственно. Фактическое количество таких налогоплательщиков, вероятно, больше, но пока они не заявили о себе и не уплачивают налоги с получаемых от своих КИК доходов.

Данные таблицы 4 достаточно сложно анализировать, ввиду очень короткого периода для исследования и частичного отсутствия данных, но можно отметить, что общее число заявивших о себе налогоплательщиков и КИК существенно выросло, но, налог на прибыль от них за 4 года сократился на 48%, НДФЛза два года сократился на 88%. Данный вывод коррелирует с выводом, полученным нами ранее по результатам анализа пока з а те ле й та блицы 1 и та блицы 3.

Эти результат может быть объяснён следующими причинами:

- всё большее число КИК выводится собственниками в правовое поле;

- стали декларироваться все меньшие по прибыли компании;

- ряд КИ К используется как компания для управления имуществом или как офшорный фонд / офшорный траст; на такие структуры регистрируются дорогостоящие активы (недвижимость, транспорт, предметы искусства и т.д.), нередко принадлежащие одной семье; дохода они не приносят ввиду личного использования членами семьи, поэтому эти компании декларируются нулевой отчетностью.

С целью стимулирования процесса вывода в правовое поле таких налогоплательщиков и упрощения их налогового администрирования, в целях исполнения поручения Президента РФ, озвученного в Обращении от 23 июня 2020г., было предложено ввести для их владельцев уплату налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли и без декларирования таких доходов. Такой налоговый «абонемент» для владельцев КИК станет возможным уже за 2020 год на следующих условиях

- налогоплательщик вправе предоставить в налоговый орган по месту жительства уведомление о переходе в срок до 31 декабря года, начиная с которого налогоплательщик осуществляет уплату такого налога с фиксированной прибыли (для первого налогового периода 2020 г. - до 1 февраля 2021 г.);

- сумма налога не зависит от количества КИК, в отношении которых налогоплательщик является контролирующим лицом;

- налогоплательщик обязан будет применять данный способ уплаты не менее 5 лет (если уведомление о переходе представлено в течение 2020г. или 2021г. - можно применять не менее 3 лет). Исключения - если налогоплательщик перестал являться контролирующим лицом всех своих КИК, или, если в Налоговый кодекс внесены изменения, увеличивающие данный платеж;

- не надо рассчитывать и декларировать прибыль КИ К, что снизит административную нагрузку на их владельцев;

- убытки, полученные КИК в этот период, можно будет перенести на будущее и учесть, только когда прекратится уплата налога с фиксированной прибыли;

- фиксированная сумма прибыли устанавливается в размере 38 млн 460 тыс. руб. за налоговый период 2020 г. и 34 млн руб. - за последующие налоговые периоды начиная с 2021 г.;

- сумма НДФЛ за 2020 г. составит (38460 * 13% = 5000) тыс. руб., с 2021г. (5000 * 13%+ 29000 * 15% = 5000) тыс. руб.

Если взять в расчет данные статистики ФНС на 01.01.2020г., то средняя сумма НДФЛ от КИК составила на 01.01.2020г. 16364219 тыс.руб. / 497 чел. = 32926 тыс. руб., что почти в 6,6 раз больше, чем вводимые 5000 тыс. руб. Конечно, владельцы КИК очень различаются по размеру прибыли, но если представить, что все из них выбрали бы новый вариант уплаты налога, то бюджет не досчитался бы 16364219-(497

налогоплательщиков-физлиц * 5000)= 16364219- 2485000 = 13879219 тыс. руб.*61. Заключение

Несмотря на исполнение большинством офшорных и транзитных юрисдикций требований ОЭСР по корпоративной и финансовой прозрачности, использование компаний, расположенных в этих странах, имеет существенные макроэкономические последствия.

Выявленные тенденции в динамике налоговых показателей деятельности КИК, принадлежащих российским налоговым резидентам, позволяют определить перспективным трендом их налогового регулирования не карательную фискальную функцию, а стимулирующую - вывода в российское налоговое поле всё большего числа компаний, находящихся в офшорных и транзитных юрисдикциях.

Одним из возможных направления данной проблемы может стать изменение условий налогового резидентства физических и юридических лиц. В более раннем исследовании Егоровой О.Я. и Милоголова Н.С.было доказано, что «в связи с развитием автоматического обмена информацией между странами уклонение от статуса резидента России является выгодным только для физических лиц ввиду действующей низкой ставкой НДФЛ, - в пользу стран с еще более низким/нулевым уровнем налогообложения физических лиц (например, Саудовская Аравия или отдельные офшорные юрисдикции), или стран, в которых правила КИК отсутствуют» -*71.

Несомненно, разработка адекватной системы государственного регулирования деятельности КИК является не только одной из первоочередных экономических задач,

но и вопросом национальной и экономической безопасностиСоздание в 2018г. двух внутренних российских офшоров (в Калининградской области и в Приморском крае) позволит нашей стране вступить в конкурентное соревнование за мировые финансы и стимулировать возвращение структур и холдингов, созданных российским бизнесом за рубежом в отечественную юрисдикцию.

Библиография

1. Федеральный закон № 376-ФЗ от 24.11.2014г. «О внесении изменений в части I и II НК РФ (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)».-Справочно-правовая система «Консультант Плюс».-[Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.10.2020).

2- Катасонов В.Ю. «Острова невезения»: как российские власти борются с

оффшорами.-[Электронный ресурс]. - URL: https://reosh.ru/valentin-katasonov-ostrova-nevezeniya-kak-rossijskie-vlasti-boryutsya-s-offshorami.html (дата обращения: 23.10.2020).

3. Отчет по форме № 5-П, сводный в целом по РФ, по состоянию на 01.01.2017г., на 01.01.2018г., на 01.01.2019г., на 01.01.2020r.-URL:

https ://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/8945147/ (дата обращения 19.10.2020).

4. Форма №1-ДДК «О декларировании доходов физическими лицами» на 01.01.2019г., 01.01.2020г. https:

//www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения 20.10.2020)

5. Федеральный закон № З68-ФЗ от 09.11.2020г. «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».-Справочно-правовая система «Консультант Плюс».-[Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.11.2020).

6. Цепилова Е.С., Чамурлиев Г.П. Новации в налогообложении контролируемых иностранных компаний (КИК)// Всероссийская научно-практическая конференция «Теоретические и практические аспекты трансформации налоговой системы России».-Ростов-на-Дону: Издательство РГЭУ (РИНХ), 2020.

7. Егорова О.Я., Милоголов Н.С. Налоговое резиденство физических и юридических лиц: международный опыт и пути развития концепции в России // Налоги и налогообложение. - 2016. - № 11. - С. 885-895. С.885. DOI: 10.7256/18128688.2016.11.21012.

8. Кузнецов Н.Г., Цепилова Е.С., Чамурлиев Г.П. Методологические аспекты налогового регулирования офшорной деятельности// Финансовые исследования.-2020.-№2 (67).-С.9-18. С. 17.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Отток капитала за переделы страны происхождения в низконалоговые юрисдикции возрастает, о чем свидетельствуют исследования ОЭСР. Вместе с тем, страны с традиционно высоким налоговым бременем стали снижать налоговые ставки для отдельных категорий компаний, контролируемых за рубежом. Налоговая конкуренция за мобильную налоговую базу, перемещаемую в страны с более низким уровнем налогообложения, между этими странами возрастает. Статья посвящена проблемам оценки налогообложения контролируемых иностранных компаний. Анализируются статистические показатели деятельности контролируемых иностранных компаний в последние годы: численность, доходы, уплаченные налоги, контролирующие лица. Структурно в статье выделено 4 раздела, в которых последовательно приводятся статистические выкладки по анализируемым показателям, дается их оценка, формулируются выводы. Выделены разделы: введение, материалы и методы исследования, полученные результаты и их обсуждение, заключение, библиография. Выделение указанных разделов с указанными подзаголовками соответствует требованиям журнала. Методологическую основу исследования составляют анализ, синтез, восхождение от абстрактного к конкретному, логический метод, а также иные

общенаучные методы. Специфическим методом экономической науки, примененным в исследовании, является анализ статистических данных. Все выводы и результаты исследования автор подкрепляет ссылками на нормативно-правовую базу, ресурсы ФНС РФ, статистические базы данных, исследования отечественных ученых. Информационно-аналитическую базу исследования составляют документы ФНС РФ, нормативно-правовые акты. Актуальность статьи не вызывает сомнений. В последнее время российское налоговое законодательство дополнено рядом правил международного налогообложения, заключаются и пересматриваются соглашения об избежании двойного налогообложения. Одной из мер, направленных на противодействие размыванию национальной налоговой базы, является внедрение правил налогообложения контролируемых иностранных компаний в России с 2015 года. Несмотря на регулярное изменение указанных норм налогового законодательства, к текущему времени накоплена существенная база статистических данных, позволяющая делать оценки значимости, эффективности, проблем налогообложения контролируемых иностранных компаний и направлений их преодоления. Современные кризисные тенденции в экономике, необходимость бюджетной консолидации актуализируют выбранное направление исследования. Статья обладает практической значимостью: проведенный анализ статических данных нацелен на оценку возможных направлений преодоления проблем в области налогообложения контролируемых иностранных компаний. Заслуживает внимания предложение по изменению условий налогового резидентства физических и юридических лиц. Интерес представляет вывод о том, что создание в 2018 г. двух внутренних российских офшоров (в Калининградской области и в Приморском крае) позволит России вступить в конкурентное соревнование за мировые финансы и стимулировать возвращение структур и холдингов, созданных российским бизнесом за рубежом в отечественную юрисдикцию. При этом не очевиден вывод по анализу результатов налогообложения контролируемых иностранных компаний в региональном разрезе (таблица 2). В статье автором не выделены элементы научной новизны. Фактически они заключаются в формировании выводов по результатам анализа показателей налогообложения контролируемых иностранных компаний. Представляется, что расширить научную новизну можно за счет раскрытия вывода о том, что «все большее число налогоплательщиков-организаций заявляли о себе как о контролирующих лицах КИК, при этом сокращая количество своих КИК и уплачивая всё меньшие налоговые платежи», а также оценки налоговых рисков формирования бюджета с учетом расчетов, проведенных по анализу последствий изменений налогообложения контролируемых иностранных компаний в 2020 г. Стиль изложения является научным и соответствует требованиям журнала. Однако, имеются отдельные речевые недочеты, требующие исключения, например, «львиная доля». Структура статьи выдержана: разделы выделены, подзаголовки разделов приведены. Библиография представлена 8 источниками: отечественными исследованиями, нормативно-правовыми актами, базами данных. На все источники, представленные в списке литературы, в тексте имеется адресная ссылка. Несмотря на скромность библиографического аппарата, в настоящей статье дана попытка развернуть научную полемику. К преимуществам статьи следует отнести. Во-первых, актуальность и значимость выбранного направления исследования. Во-вторых, наличие иллюстративного материала - рисунков и таблиц. В-третьих, высокую практическую ценность рекомендаций и предложений. В-четвертых, обозначение перспективных направлений дальнейших исследований. В-пятых, использование широкой доказательной базы статистических данных. К недостаткам отнесем следующее. Во-первых, отсутствие иллюстрирующих выводы примеров из практики финансово-хозяйственной детальности контролируемых иностранных компаний. Во-вторых, отсутствие сформулированных

элементов приращения научного знания. В-третьих, скромность библиографического аппарата. Заключение. Статья посвящена проблемам регулирования налогообложения контролируемых иностранных компаний. Статья отражает результаты авторского исследования и способна вызвать интерес широкой читательской аудитории журнала: ученых, практических работников, аспирантов и студентов. Рекомендуется принять к публикации в журнале после устранения указанных по тексту настоящей рецензии замечаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.