Научная статья на тему 'Анализ мотивации студентов к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни'

Анализ мотивации студентов к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
172
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / ЗАНЯТИЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / PHYSICAL CULTURE / STUDENTS / LESSONS / HEALTHY LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Козлова Елена Георгиевна, Михайлова Наталия Владимировна

В статье рассматриваются проблемы мотивации студентов к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни. Приведенные результаты социологического исследования среди студентов Вологодской государственной молочно-хозяйственной академии определили уровень мотивации к занятиям физической культурой, отношения к спорту и здоровому образу жизни среди отдельных курсов и факультетов. Наименьшая заинтересованность к занятиям физической культурой наблюдается у студентов 2 курсов, поэтому на данную категорию обучающихся нужно обратить особое внимание во всех аспектах физического воспитания. Формирование и повышение мотивации предполагается соответствующей организацией занятий, включением в учебный процесс игровых и соревновательных методов, правильным выбором физической нагрузки и индивидуального подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF STUDENTS' MOTIVATION TO ENGAGE IN PHYSICAL CULTURE AND HEALTHY LIFESTYLE

The article deals with the problems of motivating students to engage in physical culture and a healthy lifestyle. The results of a sociological study among students of the Vologda State Dairy Academy have determined the level of motivation for physical education, attitude to sports and a healthy lifestyle among individual courses and faculties. The least interest in physical education is observed in 2-year students, therefore, this category of students should pay special attention in all aspects of physical education. Formation and increase of motivation is supposed to be the appropriate organization of classes, the inclusion of playing and competitive methods in the educational process, the right choice of physical activity and an individual approach.

Текст научной работы на тему «Анализ мотивации студентов к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни»

АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Е.Г. КОЗЛОВА, Н.В. МИХАЙЛОВА, ВГМХА им. Н.В. Верещагина, г. Вологда, Россия

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы мотивации студентов к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни. Приведенные результаты социологического исследования среди студентов Вологодской государственной молочно-хозяйственной академии определили уровень мотивации к занятиям физической культурой, отношения к спорту и здоровому образу жизни среди отдельных курсов и факультетов. Наименьшая заинтересованность к занятиям физической культурой наблюдается у студентов 2 курсов, поэтому на данную категорию обучающихся нужно обратить особое внимание во всех аспектах физического воспитания. Формирование и повышение мотивации предполагается соответствующей организацией занятий, включением в учебный процесс игровых и соревновательных методов, правильным выбором физической нагрузки и индивидуального подхода.

Ключевые слова: физическая культура, студенты, занятия, здоровый образ жизни.

ANALYSIS OF STUDENTS' MOTIVATION TO ENGAGE IN PHYSICAL CULTURE

AND HEALTHY LIFESTYLE

E.G. KOZLOVA, N.V. MIKHAYLOVA, VSDEA named after N.V. Vereshchagin, Vologda, Russia

Abstract

The article deals with the problems of motivating students to engage in physical culture and a healthy lifestyle. The results of a sociological study among students of the Vologda State Dairy Academy have determined the level of motivation for physical education, attitude to sports and a healthy lifestyle among individual courses and faculties. The least interest in physical education is observed in 2-year students, therefore, this category of students should pay special attention in all aspects of physical education. Formation and increase of motivation is supposed to be the appropriate organization of classes, the inclusion of playing and competitive methods in the educational process, the right choice of physical activity

and an individual approach.

Keywords: physical culture, the students, the lessons, healthy lifestyle.

Введение

Изменения, которые в настоящее время происходят во всех сферах жизни, не обошли стороной и физическую культуру. Правительством России разработана «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», согласно которой определена роль физической культуры и спорта в развитии человеческого потенциала России. Одним из основных целевых ориентиров данной стратегии является увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом [1].

В настоящее время курс физической культуры в вузе решает задачи комплексного развития основных физических качеств - выносливости, гибкости, силы и ловкости. Но кроме того, важной задачей физического воспитания является формирование мотивационной сферы студентов к двигательной активности [2].

Мотивация к физической активности - особое состояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности. Процесс формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом - это не одномоментный,

а многоступенчатый процесс: от первых элементарных гигиенических знаний и навыков до глубоких психофизиологических знаний теории и методики физического воспитания и интенсивных занятий спортом [3].

Проблема мотивации студентов к здоровому образу жизни и двигательной активности является сложной ввиду повсеместного использования различного оборудования и машин, облегчающих и заменяющих физический и умственный труд, а также широкого распространения всевозможных «малоподвижных» средств рекреации, отдыха и развлечений [4].

Цель исследования: определение уровня мотивации студентов к занятиям физической культурой, здоровому образу жизни и обоснование основных направлений совершенствования процесса физического воспитания.

Материалы и методы исследования

С этой целью были разработаны опросные листы (анкеты). Исследование проводилось среди студентов 1-3 курсов Вологодской государственной молочно-хозяйственной академии им. Н.В. Верещагина с октября 2017 г. по октябрь 2018 г. Всего было опрошено 248 человек. В работе использовались следующие методы: анализ и обобщение научной литературы, анкетирование,

методы математической статистики. Всем студентам предлагалось выбрать один или несколько ответов на 10 вопросов анкеты:

1. Зачем, с Вашей точки зрения, нужна физкультура?

2. Ходите ли Вы на физкультуру?

3. Если Вы не ходите на физкультуру, объясните причины.

4. Что Вы чувствуете, посещая занятия по физкультуре?

5. Сколько раз в неделю, по Вашему мнению, необходимы занятия по физкультуре?

6. Как Вы относитесь к занятиям по физической культуре?

7. Как Вы оцениваете уровень своей физической подготовленности?

8. Ведете ли Вы здоровый образ жизни?

9. Что означает для Вас понятие «вести здоровый образ жизни»?

100 80 60

£

40 20 0

Улучшает здоровье, формирует хорошую фигуру

Помогает разнообразить студенческую жизнь

10. Как Вы считаете, нужно ли заниматься физкультурой и вести здоровый образ жизни?

Результаты исследования и их обсуждение

На вопрос: «Зачем нужна физкультура?» большинство студентов всех факультетов академии (85%) отвечают, что она улучшает здоровье и формирует хорошую фигуру (рис. 1). Стоит отметить, что так считают в основном студенты 2 и 3 курсов, в то время как первокурсники выражают мнение, что физкультура помогает разнообразить студенческую жизнь. Обращает внимание то, что 94% студентов 2 курса инженерного факультета выбирают 1 вариант ответа. Скорее всего, это объясняется тем, что на факультете учится очень много юношей. Но в тоже время студенты 2 курса технологического факультета, факультета агрономии и лесного хозяйства и 3 курса технологического колледжа считают так же (76%, 80% и 78% ответов соответственно).

■ 2 курс, инженерный факультет

□ 2 курс, технологический факультет

□ 2 курс, факультет агрономии и лесного хозяйства

™ 3 курс, технологический колледж

г-. 1 курс, факультет ветеринарной медицины и биотехнологий

щ 1 курс, факультет агрономии и лесного хозяйства

Рис. 1. Ответы студентов на вопрос о необходимости физкультуры в вузе

Ответы на вопрос: «Ходите ли вы на физкультуру?» также различались по факультетам и курсам (рис. 2). Обращает внимание тот факт, что на всех факультетах количество студентов, постоянно посещающих занятия, примерно одинаковое. Наиболее высокий процент посещения занятий у студентов 3 курса технологического колледжа (88%). На 2 курсе факультета агрономии и лесного хозяйства отмечается наибольшее количество пропускающих занятия студентов (56%) по сравнению с другими факультетами. На 1 курсе факультета ветеринарной

90 80

60-

40

20

медицины и биотехнологий 11% студентов вообще не по-ещают занятия по физической культуре.

Причины пропусков занятий по курсам и факультетам отображены на рис. 3. Основной причиной пропусков является болезнь (53,7%). Полное освобождение от занятий имеют 20,8% опрошенных, причем большинство из них -студенты 2 курса инженерного факультета; 8% - считают, что занятия плохо организованы; 13% - пропускают занятия из-за высоких нагрузок и лишь 4% - считают, что физкультура не нужна.

■ 2 курс, инженерный факультет

□ 2 курс, технологический факультет

□ 2 курс, факультет агрономии и лесного хозяйства

р. 3 курс, технологический колледж

г-, 1 курс, факультет ветеринарной медицины и биотехнологий

Хожу, но иногда пропускаю занятия

Хожу всегда Нет, не хожу

Рис. 2. Посещение занятий по физической культуре

1 курс, факультет агрономии и лесного хозяйства

С*)

0

Массовая физическая культура и оздоровление населения

На вопрос о самочувствии после занятий по физической культуре 42% опрошенных студентов отмечают усталость, 39% - хорошее настроение, 17,3% - радость и вдохновение и лишь 9% испытывают всё перечисленное (рис. 4). Как видно из рисунка, сильнее всего устают после занятий студенты вторых курсов, что, скорее всего, объясняется большей учебной занятостью. Студенты первых курсов после занятий чувствуют себя хорошо (50% ответивших), радость ощущают 22,5% первокурсников.

■ 2 курс, инженерный факультет

100 80 60

£

40 20 0

Физкультура Чрезмерные Полное Плохая Болезнь

мне не нужна нагрузки освобождение организация

от занятий занятий

□ 2 курс, технологический факультет

□ 2 курс, факультет агрономии и лесного хозяйства

р. 3 курс, технологический колледж

г-, 1 курс, факультет ветеринарной медицины и биотехнологий

щ 1 курс, факультет агрономии и лесного хозяйства

Рис. 3. Причины пропусков занятий

60 50

Усталость

Хорошее настроение

Радость

Всё

перечисленное

■ 2 курс, инженерный факультет

□ 2 курс, технологический факультет

□ 2 курс, факультет агрономии и лесного хозяйства

р. 3 курс, технологический колледж

р 1 курс, факультет ветеринарной медицины и биотехнологий

щ 1 курс, факультет агрономии и лесного хозяйства

Рис. 4. Самочувствие студентов после занятий физкультурой

Отвечая на вопрос о количестве занятий в неделю, многие обучающиеся предпочли бы одно занятие в неделю (рис. 5). Так считает 48% общего числа ответивших. Причем, это в основном студенты вторых и третьих курсов (53%). Двухразовые занятия в неделю устраивают 44% респондентов, большинство из них - первокурсники. Желание заниматься 3 раза в неделю высказали примерно в равной степени студенты 2 курсов инженерного, технологического факультета и факультета агрономии и лесного хозяйства (10%, 14%, 12% соответственно).

■ 2 курс, инженерный факультет

□ 2 курс, технологический факультет

Г

Г

2 курс, факультет агрономии и лесного хозяйства

3 курс, технологический колледж

1 курс, факультет ветеринарной медицины и биотехнологий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 курс, факультет агрономии и лесного хозяйства

1 раз в неделю

2 раза в неделю

3 раза в неделю

Рис. 5. Мнение студентов о количестве занятий в неделю

С*)

Ответы на вопрос об отношении к занятиям физической культурой различались у студентов в зависимости от курса обучения (рис. 6). На первом курсе занятия по физической культуре нравятся 71% респондентов. Однако и количество равнодушных к занятиям достаточное - 22%, совсем не нравится заниматься - 7% первокурсников. На 2 курсе выражают симпатию к занятиям 50% опрошенных, 12% студентов занятия не нравятся, а количество равнодушных к занятиям еще больше - 39%.

80 706050 40 304 20 10 0

■ 2 курс, инженерный факультет

□ 2 курс, технологический факультет

□ 2 курс, факультет агрономии и лесного хозяйства

р. 3 курс, технологический колледж

г-, 1 курс, факультет ветеринарной медицины и биотехнологий

щ 1 курс, факультет агрономии и лесного хозяйства

Занятия нравятся

Занятия не нравятся

Мне всё равно

Рис. 6. Отношение к занятиям по физической культуре

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

п

1 1—,

г

1 г> 1

1 11..............1 1 ■ п

Высокий

Низкий

■ 2 курс, инженерный факультет

□ 2 курс, технологический факультет

□ 2 курс, факультет агрономии и лесного хозяйства

р. 3 курс, технологический колледж

р 1 курс, факультет ветеринарной медицины и биотехнологий

щ 1 курс, факультет агрономии и лесного хозяйства

Средний

Рис. 7. Самооценка уровня физической подготовленности

80 70 60 50 40 30 20 10 0

Да, обязательно

Нет

Стараюсь, но не всегда получается

■ 2 курс, инженерный факультет

□ 2 курс, технологический факультет

□ 2 курс, факультет агрономии и лесного хозяйства

™ 3 курс, технологический колледж

р 1 курс, факультет ветеринарной медицины и биотехнологий

щ 1 курс, факультет агрономии и лесного хозяйства

Рис. 8. Отношение студентов к здоровому образу жизни — б*) _

При ответе на вопрос об уровне своей физической подготовленности (рис. 7) большая часть студентов (71%) называют средний уровень, высокий уровень имеют 14% опрошенных, низкий - 15%. Таким образом, количество студентов с низким и высоким уровнем подготовки фактически одинаковое. Самую высокую подготовленность имеют студенты 2 курса инженерного факультета, а самую низкую - 2 курса технологического факультета.

При ответе на вопрос: «Ведете ли Вы здоровый образ жизни?» 48% ответили утвердительно (рис. 8). Причем, среди студентов 2 курса здорового образа жизни придерживаются 56% опрошенных, в то время как среди первокурсников - лишь 32%. 6% респондентов хотели бы соблюдать здоровый образ жизни, но не всегда получается.

Н вопрос: «Что означает "вести здоровый образ жизни"?» 40% студентов утверждают, что это означает отсутствие вредных привычек, 27% - значит ежедневно заниматься физкультурой или спортом, 13,5% - что это правильное питание, 20% опрошенных полагают, что здоровому образу жизни способствует комплекс факторов (рис. 9).

На вопрос: «Нужно ли заниматься физкультурой и вести здоровый образ жизни?» количество ответивших утвердительно составило 79% всех респондентов (рис. 10) и всего 6% - отрицательно. Причем, среди студентов технологического факультета и технологического колледжа отрицательных ответов вообще нет. Обращает на себя внимание тот факт, что 15% опрошенных полагают, что это зависит от того, как человек относится к физической культуре или здоровому образу жизни.

60 50 40 : 30 20 10 0

Не иметь вредных привычек

Ежедневно заниматься физкультурой/ спортом

Здоровое питание

Всё

перечисленное

■ 2 курс, инженерный факультет

□ 2 курс, технологический факультет

□ 2 курс, факультет агрономии и лесного хозяйства

г. 3 курс, технологический колледж

г-. 1 курс, факультет ветеринарной медицины и биотехнологий

щ 1 курс, факультет агрономии и лесного хозяйства

Рис. 9. Определение понятия «вести здоровый образ жизни»

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

1

, ■ П ГШ 1 гъ

■ 2 курс, инженерный факультет

□ 2 курс, технологический факультет

□ 2 курс, факультет агрономии и лесного хозяйства

г. 3 курс, технологический колледж

г-, 1 курс, факультет ветеринарной медицины и биотехнологий

щ 1 курс, факультет агрономии и лесного хозяйства

Да, обязательно Нет, это ни к чему Зависит от человека

Рис. 10. Необходимость заниматься физкультурой и вести здоровый образ жизни

Заключение

Таким образом, анализ результатов анкетирования позволяет сделать вывод о том, что студенты в своем большинстве считают, что физическая культура в вузе нужна, и всегда посещают занятия. Большинству опрошенных нравится ходить на занятия. В основном уровень

своей физической подготовленности студенты оценивают как средний, поскольку не многие до поступления в вуз занимались каким-либо видом спорта. По данным опроса большинство студентов ведут здоровый образ жизни или пытаются ему следовать и считают, что заниматься

С*)

физкультурой, так же, как и вести здоровый образ жизни, обязательно нужно. Обращает на себя внимание достаточно высокий процент студентов, чувствующих после занятий усталость (причем 50% из них - второкурсники), а также обучающихся, равнодушных к занятиям. Следует отметить, что наименьшая заинтересованность к занятиям физической культурой наблюдается также у студентов 2 курсов, многие из них считают, что достаточно 1 занятия по физкультуре в неделю, при этом многие второкурсники не ведут здоровый образ жизни. Эти факты свидетельствуют о низкой мотивации к занятиям физическими упражнениями. Вероятно, это объясняется тем, что на втором курсе осваиваются очень большие объемы учебного материала, и нагрузка является максимальной.

В связи с этим на данную категорию студентов нужно обратить особое внимание во всех аспектах физического воспитания в вузе.

Для решения этой задачи нужно подбирать физическую нагрузку с учетом индивидуального подхода, разнообразить занятия по физической культуре, учитывая интересы обучающихся, включать в учебный процесс игровые и соревновательные методы, которые будут способствовать повышению эмоционального фона занятий, сформируют у студентов положительное отношение к физическим упражнениям, потребность к самосовершенствованию и ведению здорового образа жизни. Это послужит основой повышения физической подготовленности студентов и улучшению состояния их здоровья.

Литература

1. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года / Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р / minsport.gov.rU/activities/federal-programs/2/26363/ (доступ 01.10.2018).

2. Пушкарская, Ю.А., Алексанянц, Г.Д., Имнаев, Ш.А. Уровень мотивации у студентов вузов к занятиям физической культурой // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - № 2. - С. 97-107.

3. Рогов, М.Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования: дис. ... д-ра псих. наук / М.Г. Рогов.- Казань, 1999. - 349 с.

4. Калинина, И.Ф. Формирование мотивации студентов к здоровому образу жизни в образовательном процессе по физической культуре / Вестник спортивной науки. - 2016. - № 3. - С. 39-43.

References

1. Government of Russian Federation (2009), Strategy for the Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation for the period up to 2020. Approved by the Federal Government on August 7, 2009 No. 1101-p [Online], URL: https://www.minsport.gov.ru/activities/federal-programs/2/26363/ (access date 01.10.2018).

2. Pushkarskaya, Y.A., Aleksanyants, G.D. and Imna-ev, S.A. (2017), The level of motivation of university students to engage in physical culture, Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskieproblemy fizicheskoy kul'tury i sporta, vol. 12, no. 2, pp. 97-107.

3. Rogov, M.G. (1999), Personal values and motives in the system of continuing professional education: Dis. ... Dr. Psychology, Kazan, 349 p.

4. Kalinina, I.F. (2016), Formation of students' motivation for a healthy lifestyle in the educational process in physical culture, Vestnik sportivnoy nauki, no. 3, pp. 39-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.